Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гёльдерлин

Грамматический словарь

Полезные сервисы

гельдерлин (holderlin) фридрих

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

гёльдерлин фридрих

Энциклопедический словарь

Гёльдерлин Фридрих (HÖlderlin) (1770-1843), немецкий поэт-романтик. В лирическо-экспрессивных стихах, одах и гимнах - вера в полноту жизненного самоосуществления, в возможность духовной и социальной гармонии (братства человечества), прообразом которой для Гёльдерлина был светлый мир Эллады; воспевание красоты и величия «духа природы» и стремление к слиянию с ней. В романе «Гиперион» (1797-99) - мотивы разочарования, трагизм разлада с идеалом, миром и самим собой. Философская трагедия «Смерть Эмпедокла» (1798-99) о героическом одиночестве философа. С 1804 страдал тяжёлым душевным расстройством (в 1806 помещён в психиатрическую лечебницу).

* * *

ГЕЛЬДЕРЛИН Фридрих - ГЕЛЬДЕРЛИН (Holderlin) Фридрих (1770-1843), немецкий поэт-романтик (см. РОМАНТИЗМ). В экспрессивных лирических стихах, одах и гимнах - вера в полноту жизненного самоосуществления, в возможность духовной и социальной гармонии (братства человечества), прообразом которой для Гельдерлина был светлый мир Эллады (см. ЭЛЛАДСКАЯ КУЛЬТУРА) ; воспевание красоты и величия «духа природы» и стремление к слиянию с ней. В романе «Гиперион» (1797-99) - мотивы разочарования, трагизм разлада с идеалом, миром и самим собой. Философская трагедия «Смерть Эмпедокла» (1798-99) о героическом одиночестве философа. С 1804 страдал тяжелым душевным расстройством (в 1806 помещен в психиатрическую лечебницу).

Полезные сервисы

гельдерлин фридрих

Энциклопедия Кольера

ГЕЛЬДЕРЛИН, ИОГАНН КРИСТИАН ФРИДРИХ

(Helderlin, Johann Christian Friedrich)

<a href='/dict/иоганн' class='wordLink' target='_blank'>ИОГАНН</a> <a href='/dict/кристиан' class='wordLink' target='_blank'>КРИСТИАН</a> <a href='/dict/фридрих' class='wordLink' target='_blank'>ФРИДРИХ</a> <a href='/dict/гельдерлин' class='wordLink' target='_blank'>ГЕЛЬДЕРЛИН</a>. <a href='/dict/портрет' class='wordLink' target='_blank'>Портрет</a> <a href='/dict/работы' class='wordLink' target='_blank'>работы</a> <abbr>Фр.</abbr> К. <a href='/dict/химера' class='wordLink' target='_blank'>Химера</a> (1792).

ИОГАНН КРИСТИАН ФРИДРИХ ГЕЛЬДЕРЛИН. Портрет работы Фр. К. Химера (1792).

(1770-1843), немецкий поэт. Родился 20 марта 1770 в Лауффене-на-Неккаре. Родители прочили ему карьеру протестантского священника, но учеба в школе и университете пробудила в нем живой интерес к миру эллинской античности и философии, изучение которых сблизило его с товарищами по университету - Г.В.Гегелем и Ф.Шеллингом. Окончив богословский факультет в Тюбингене (1793), Гельдерлин получил место домашнего учителя недалеко от Йены. Не успев обосноваться в обществе Веймара и Йены, Гельдерлин был вызван домой и вынужденно принял другое место домашнего учителя, на сей раз во Франкфурте-на-Майне (декабрь 1795). Мать тамошних учеников будет воспета Гельдерлином под именем Диотимы. Увлеченный трудами Платона, Пиндара и Софокла, Гельдерлин вскоре проявил себя великолепным мастером античных форм лирики. Но франкфуртская идиллия резко оборвалась осенью 1798. Отчаяние Гельдерлина по поводу разлуки и память о былом счастье вылились в изумительную элегию Плач Менона о Диотиме (Menons Klage um Diotima). Написанная рифмованными элегическими двустишиями, она утверждает веру в то, что личное горе непременно преобразится в более высокую всеобъемлющую гармонию. Этой же верой дышит лирический роман Гельдерлина Гиперион, или Отшельник в Греции (Hyperion oder Der Hermit in Griechenland, Bd. 1-2, 1797-1799). Еще до отъезда из Франкфурта Гельдерлин начал работу над Смертью Эмпедокла (Der Tod des Empedokles, 1797-1800), религиозной трагедией в духе Софокла. Но этот огромный замысел остался незавершенным: Гельдерлин не смог обеспечить себе средства к существованию и был вынужден искать место домашнего учителя. В декабре 1801 он уезжает в Бордо; в июне 1802 - опять в Штутгарте, у него начинается психическое заболевание. Наиболее значительные из произведений этого периода - Рейн (Der Rhein), Германия (Germanien) и Патмос (Patmos) - пророчествуют о будущем. Среди последних произведений Гельдерлина были также вдохновенные переводы Антигоны, Эдипа-царя и нескольких гимнов Пиндара. После сорока лет безумия Гельдерлин, один из крупнейших поэтов немецкого романтизма, умер в Тюбингене 7 июня 1843.

ЛИТЕРАТУРА

Гельдерлин И.К.Ф. Сочинения. М., 1969 Дейч А.И. Судьба Фридриха Гельдерлина. - В кн.: Дейч А.И. Судьбы поэтов. М., 1974

Полезные сервисы

гёльдерлин, фридрих

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

музиль роберт

Энциклопедический словарь

Му́зиль Роберт (Musil) (1880-1942), австрийский писатель. С 1938 жил в Швейцарии. Горько-ироническая картина исторического катаклизма - распада Австро-Венгрии, воспринятого как модель политического и духовного заката европейской цивилизации, - в романе «Человек без свойств» (т. 1-3, 1930; не окончен), ставшем благодаря философскому анализу, игре релятивистского сознания и иронической рефлексии своеобразной энциклопедией различных школ европейской мысли XX в. Сборники повестей и рассказов. Пьесы.

* * *

МУЗИЛЬ Роберт - МУ́ЗИЛЬ (Musil) Роберт (1880-1942), австрийский писатель. Рассматривал распад Австро-Венгрии как «модель» общего кризиса Европы в романе «Человек без свойств» (т. 1-3, 1930-43), соединяющем философский анализ, гротеск и иронию. Сборники повестей и рассказов. Пьесы.

* * *

МУ́ЗИЛЬ (Musil) Роберт (6 ноября 1880, Клагенфурт - 15 апреля 1942, Женева), австрийский писатель.

Жизнь и творчество

Сын машиностроителя, профессора высшей технической школы. Следуя воле отца, сын поступил сначала в кадетский корпус, потом в военно-инженерную академию и в высшую техническую школу. Инженерная точность взгляда стала и качеством его творчества. Но было в его учебе и другое направление, не прошедшее для него бесследно - увлечение философией: он слушал в Берлинском университете курсы философии и психологии, защитил диссертацию по философии Эрнста Маха (см. МАХ Эрнст). Философом он не стал, но, посвятив себя исключительно литературе (с 1911), перенес философствование в художественное творчество. Автор нескольких сборников новелл («Соединения», «Vereinigungen», 1911; «Три женщины», «Drei Frauen», 1924), небольшого романа «Смятение воспитанника Терлеса» («Die Verwirrungen des Zuglings Torles», 1906), нескольких пьес, эссе, в том числе нескольких книг-дневников. Но мировую славу принес ему незаконченный многотомный роман «Человек без свойств» («Der Mann ohne Eigenschaften»), который Музиль начал писать в конце 1920-х годов и писал до самой своей смерти. Посвятив себя работе над большим своим романом, Музиль отказался от приработков, жил в крайней нужде. Когда выходил очередной том романа, читатели успевали забыть о предыдущем. Писателя будто не было, свой сборник 1936 года он назвал «Прижизненное наследие». Слава к нему и к его роману пришла, когда его уже не было в живых, после Второй мировой войны.

Место действия и сюжет романа «Человек без свойств»

Действие романа «Человек без свойств» происходит по большей части в Вене, столице Австро-Венгерской империи, в 1913 году. Когда писатель взялся за свой роман, этой империи уже не существовало на карте Европы. Никому, казалось бы, не была интересной эта, канувшая в лету, жизнь. Но для автора тут таился особый выигрыш и особый смысл, касавшейся не только Австрии, но действительности в целом. И он, и его читатели помнили о том, что стало с этой страной в 1918 году. Но описанная им жизнь текла как ни в чем не бывало. Отсутствие у персонажей знания о близком конце создавало тайный иронический тон повествования.

Был у автора в этом глубоко серьезном произведении и еще один художественный трюк. Основу сюжета составляет выдуманная им «параллельная акция». Прослышав, что в Германии начата подготовка к празднованию все в том же, 1918 году, 30-летия со вступления на престол императора Вильгельма II, австрийские «патриотические круги» спохватываются: правлению престарелого Франца-Иосифа куда больше - 70 лет. И не один день, а весь год должен быть юбилейным. Действующие лица романа в страшном возбуждении, все крутится вокруг акции. Функционирует салон жены правительственного чиновника Гермины Туцциромане Диотима). Вставший во главе акции старый аристократ граф Лейнсдорф, генерал Штурм фон Бордвер, прусский промышленник и литератор Арнгейм - все они, преследуя втихомолку собственные цели, стараются еще и «придумать мысль», найти идею «параллельной акции», но поступают лишь предложения создать супораздаточную столовую имени Франца-Иосифа или возвести вторую колокольню на соборе св. Стефана. Автору важна эта суета: совершаются безрезультатные попытки найти духовные ценности австрийского государства, обнаруживается пустота. На таком фоне и появляется главный герой романа Ульрих - человек без свойств.

«Принцип недостаточных оснований»

В своем романе Музиль довел до сокрушительной ясности ненадежность многих незыблемых представлений европейского мира. Одно из главных его опровержений - казалось бы, безусловное преимущество действия перед пассивностью, а вместе с тем прочность надежды на движение вперед, прогресс. Поставленный на должность секретаря «параллельной акции», Ульрих всюду бывает, все знает, но ни в чем не принимает участия. Беспристрастная точность мысли помогает ему увидеть бессодержательность царящей вокруг суеты. Из арсенала философии он принял на вооружение так называемый «принцип недостаточных оснований». Не существует, полагает Ульрих, достаточных оснований, чтобы верить в ту или иную идею, защищать ту или иную теорию. Сама история развивается так, а не иначе, в сущности, не имея на то достаточных оснований: ее ход мог быть совсем другим. Тем более бессмысленна суматоха вокруг «параллельной акции».

Ульрих - человек со свойствами

Названный человеком без свойств Ульрих на самом деле свойства имеет: он физически и духовно силен, судит трезво. Свойств у него нет в другом отношении: он не желает превращать свое лицо в застывшую маску. Если остальные персонажи романа профессионально выполняют принятую ими роль (профессионалом является и Диотима в роли хозяйки салона), если эта роль мало соприкасается с их действительной человеческой сутью, часто разыгрывается в обход нее (чиновник министерства иностранных дел Туцци, добрый человек, не задумываясь подписал бы документ об объявлении войны), то Ульрих желает жить всерьез, все время соотнося любые концепции и идеи с реальностью, к тому же изменчивой, и собственной личностью. Его предложение для «параллельной акции» - создать «секретариат точности души» - иронично.

Неопределенная действительность

Вокруг Ульриха в романе существует атмосфера недоверия. Диотима говорит ему, что он ведет себя так, словно мир начнет существовать только завтра. Сестра Агата обвиняет его в том, что все высказанное он тотчас берет назад. Ульрих кажется неопределенным среди людей определенных до чрезвычайности. Но автор предлагает посмотреть на предмет и с другой стороны: Ульрих подвижен - это империя застыла (автор именует ее «Каканией», произведя это название от аббревиатуры слов «кайзеровская и королевская», стоявших на всех документах государства). Позитивная позиция на почве этой пережившей себя империи ведет к слепоте и ограниченности, как ограничены в своей определенности и многие идеологические и философские концепции времени. Действительность, по Музилю, неопределенна: она таит в себе множество возможностей. В первой же главе романа читатель получает подсказку касательно пронизывающей произведение идеи об относительности всех идей и, более того, самих фактов действительности. Можно предположить, говорится в ней, что элегантная пара, Арнгейм и Эрмелинда Туцци, - на улице Вены, но на самом деле, следует оговорка, оба были в это время в отъезде. Глава называется: «Откуда, надо заметить, ничего не вытекает». На самом деле «вытекает» из нее очень многое - представление о богатстве возможностей, о плодотворной относительности. Человек без свойств желал бы жить, все время соотнося себя с этим неисчерпаемым резервуаром, «жить гипотетически», или, если перевести это в плоскость отрицания, не принимая за истину того, что по размышлении ею не кажется, не превращая свое лицо в маску, а судьбу - в исполнение роли. Но тут-то и кроется трагический смысл книги и позиции ее главного героя: реализовать себя он не может.

Единство противоположностей

С необычайной смелостью в крайней форме Музиль выразил больную для европейского духа 20 века проблему насущной необходимости и невозможности действия, выдвинув на сцену героя, не принимающего ни одной из наличных позиций и в то же время не способного существовать, не совершая поступков. Текущая жизнь остается разъятой на множество «порядков» без одного порядка. Функционируют языки, непонятные друг другу («Подумай только, - говорит Ульрих сестре Агате, - что всякое уподобление для разума двузначно, а для чувства однозначно»). Но в этой разъятости, по ее поверхности в романе прочерчивается и обратное стремление - к соединению.

Варьируется мотив двойников, целого, распавшегося на две половины или, напротив, заключающего их в себе (андрогин). На поверхность всплывает архаика - воспоминание о древнем единстве противоположностей, когда вода не отделилась еще от тверди; об уходящем в века стремлении найти свое подобие в человеке иного пола; об Изиде (см. ИСИДА (богиня)) как женском дополнении, сестре и супруге Озириса (см. ОСИРИС).

Утопия соединения

Так подготавливается утопия романа, утопия соединения, гармонического слияния, сближения противоположностей, «одного и того же на разные лады» - утопия «иного состояния», запретной любви Ульриха и его сестры Агаты. Сцены между Агатой и Ульрихом в последней части романа не только любовные - для автора это и апология идеи о соединении разделенного. В романе она по-своему продолжает мечту гельдерлиновского Гипериона о единстве человечества, включающего в себя различное. Герой Фридриха Гельдерлина (см. ГЕЛЬДЕРЛИН Фридрих) обретает, однако, это единство в объятиях Диотимы, а затем - в надежде слиться с ней за порогом жизни. Музиль находил для выражения того же состояния в мире, распадающемся на различные правды, иные воплощения. Уже потому, что он брат, Ульрих чувствует себя по отношению к Агате не в обычном качестве мужчины, и он для нее не такой (не столько) мужчина, как остальные. Между тем, взаимное притяжение толкает их к тому, что быть братом и сестрой для них мало. Ищется иная степень близости - близнецы, хотя они разного возраста, а потом - сиамские близнецы. Музиль не первым развивает в литературе века тему инцеста (см. ИНЦЕСТ) (Георг Тракль (см. ТРАКЛЬ Георг), Томас Манн (см. МАНН Томас), Уильям Фолкнер (см. ФОЛКНЕР Уильям)). Любовь Агаты и Ульриха в последней части романа имеет глубоко символическое значение. В ней выражена не только радость соединения, но и утопическая невероятность подобного существования вдвоем. Брат и сестра оборвали все знакомства, уединились, как на острове, в доме Ульриха. Поместив своих героев, подобно Адаму и Еве, в одиночестве в «райском саду», автор пытается воплотить принцип «иного состояния», существования «без», «вне», с той полнотой и свободой, когда понимание совершается без усилий и слов. Наступает то озарение, та абсолютная «точность души», которую хотел учредить Ульрих.

Но удержать эту напряженность нельзя. Она не удерживается и в любви Агаты и Ульриха. Автор не был удовлетворен таким разрешением романа: конец незаконченного произведения был реконструирован по черновикам.

Полезные сервисы

шизофрения

Энциклопедический словарь

ШИЗОФРЕНИ́Я ; ж. [от греч. schidzō - раскалываю и phrēn - разум] Тяжёлое психическое заболевание, характеризующееся нарушением связности психических процессов и упадком психической деятельности. / О чём. странном, нелогичном, абсурдном.

Шизофрени́ческий (см.).

* * *

шизофрени́я (от греч. schízō - разделяю, расщепляю и phrēn - ум, мысль), психическое заболевание; основные проявления: изменения личности (снижение активности, эмоциональное опустошение, аутизм и др.), разнообразные так называемые патологически продуктивные симптомы (бред, галлюцинации), аффективные расстройства, кататония и др. Течение преимущественно хроническоевиде приступов или непрерывное). Возникает чаще в молодом возрасте.

* * *

ШИЗОФРЕНИЯ - ШИЗОФРЕНИ́Я (от греч. schizo - разделяю, расщепляю и phren - ум, мысль), психическое заболевание; основные проявления: изменения личности (снижение активности, эмоциональное опустошение, аутизм (см. АУТИЗМ) и др.), разнообразные т. н. патологически продуктивные симптомы (бред (см. БРЕД), галлюцинации (см. ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ), аффективные расстройства, кататония (см. КАТАТОНИЯ) и др.). Течение преимущественно хроническоевиде приступов или непрерывное). Возникает чаще в молодом возрасте.

* * *

ШИЗОФРЕНИ́Я (схизофрения) (от греч. schizo - раскалываю, расщепляю и phren - ум, мысль, душа), болезнь, проявляющаяся прежде всего в особой душевной разлаженности. Обнаруживает себя, как и многие болезни, в разнообразных формах: от сравнительно редких токсически-злокачественных, даже с возможным смертельным исходом (фебрильная шизофрения, от лат. febris - лихорадка), до мягких (вялотекущая, или малопрогредиентная шизофрения). Из-за большого разнообразия форм с давних пор некоторые авторы предполагают, что шизофрения - это группа разных болезней.

Еще П. Б. Ганнушкин (см. ГАННУШКИН Петр Борисович) (1933) и Э. Кречмер (см. КРЕЧМЕР Эрнст) (1934) отметили, что сама жизнь, сложившаяся вокруг «мягкого шизофреника», может выявлять или не выявлять его расстройства. Счастливое для больного жизненное поприще иногда, в сущности, лечит его. Например, в живописном творчестве или в самоотверженной и одухотворенной заботе о животных зоопарка (работает там с утра до ночи) такой человек именно своими болезненными особенностями с пользой для людей и целебно для себя утверждается в обществе. Поэтому некоторые способы психотерапии (см. ПСИХОТЕРАПИЯ) шизофрении (например, трудовая терапия, терапия творчеством) основываются на том, что пациенту в процессе лечения помогают войти в определенный творческий или просто «механический» образ жизни, соответствующий его особенностям.

В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (1992) диагноз малопрогредиентной (вялотекущей) шизофрении заменен другими диагностическими обозначениями: «шизотипическое расстройство», отчасти - «пограничный (бодерлиновый) тип расстройства зрелой личности» и др.

История клинического изучения шизофрении

В 1911 швейцарский психиатр Э. Блейлер (см. БЛЕЙЛЕР Эйген) в книге «Раннее слабоумие, или Группа шизофрений» классически подробно описал основное психопатологическое расстройство, которое наличествует у всякого больного шизофренией независимо от формы и давности болезни. Это расстройство - схизис (греч. schisis - раскалывание, расщепление) - есть сосуществование у больного противоположных, взаимоисключающих, с точки зрения здравого смысла, душевных движений (мыслительных, эмоциональных, волевых, психомоторных); при этом больной не в состоянии ясно понять несовместимость своих противоречий, особенно мыслительных. Схизис и создает у психиатра клиническое впечатление душевной разлаженности-беспомощности пациента. Понятие «схизиса» Блейлер использовал для названия этой болезни, которую еще называют «болезнью Блейлера». Все остальное, кроме схизиса, в шизофрении, по Блейлеру, вторично, например, возможные в зависимости от формы болезни галлюцинаторные, бредовые, депрессивные, маниакальные, кататонические, неврозоподобные, психопатоподобные расстройства, нарушения сознания и др. (см. ст. Галлюцинация (см. ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ), Бред (см. БРЕД), Депрессия (см. ДЕПРЕССИЯ (в медицине)), Мания (см. МАНИЯ), Кататония (см. КАТАТОНИЯ), Неврозы (см. НЕВРОЗЫ), Психопатия (см. ПСИХОПАТИЯ)). Впрочем, все эти расстройства также проникнуты схизисом. Так, вялость-усталость соединяется с напряженностью-страхом, тягостная тоскливость - с подъемом в душе, многоговорением.

Немецкий психиатр феноменологического направления Курт Шнейдер (1931) полагал, что уверенная диагностика шизофрении возможна лишь тогда, когда имеются все описанные им симптомы шизофрении первого ранга и нет признаков органического поражения мозга. Симптомы первого ранга - это звучание собственных мыслей, слуховые галлюцинации противоположного содержания, телесные галлюцинации, комментирующие голоса, переживания воздействия извне на мысли, чувства, поступки, переживания открытости мыслей и обрывы мыслей, бредовые восприятия. Таким образом, Шнейдер суживает диагноз шизофрении, исключая из него мягкие, неврозоподобные случаи.

Тонкие описания личностных шизофренических расстройств были сделаны немецким психиатром Г. Груле и австрийским психиатром И. Берце. Утвердившаяся в России классификация форм шизофрении в зависимости от ее течения разработана российским психиатром А. В. Снежневским и его школой.

Клинические картины и типы течения шизофрении

Многими авторами описано немало смешивающихся друг с другом клинических картин шизофрении: гебефреническая, ипохондрическая, кататоническая, аффективная, параноидная и т. д. (см. ст. Гебефрения (см. ГЕБЕФРЕНИЯ), Ипохондрия (см. ИПОХОНДРИЯ), Паранойя (см. ПАРАНОЙЯ)). По А. В. Снежневскому шизофрения может быть непрерывно прогредиентной (прогрессирующей), приступообразной, приступообразно-прогредиентной (шубообразной, от нем. Schub - сдвиг).

Однако при самой неблагоприятно протекающей шизофрении у больного нет полной душевной опустошенности, как в случае органического слабоумия (см. СЛАБОУМИЕ). Даже при т. н. шизофреническом слабоумии в душевной пустоте обычно обнаруживают духовные тонкости, несмотря на то, что больной внешне может выглядеть тупым и безучастным. Конечно, при злокачественно текущей, опустошающей душу шизофрении творческаяшироком смысле) жизнь духовно сложных больных затрудняется, но не выключается совсем, как у слабоумных «органиков», а приобретает иные, порою по-своему интересные формы, как, например, у Гельдерлина, Батюшкова, Гоголя. Многие больные со сложной душевной жизнью предрасположены к уникальному научному и художественному творчеству, в котором расщепленность (схизис) выступает как некая творческая способность, раскалывающая мир на перемешивающиеся между собой части, открывая их со всех сторон и удивляя сложной, волшебной глубиной жизни по ту сторону здравого смысла (Л. Витгенштейн (см. ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг), С. Дали (см. ДАЛИ Сальвадор), М. Чюрленис (см. ЧЮРЛЕНИС Микалоюс Константинас), П. Пикассо (см. ПИКАССО Пабло), А. Филонов, В. Хлебников (см. ХЛЕБНИКОВ Велимир)). Это не означает, что все больные шизофренией - одаренные люди. Но и те из них, кто утверждает себя в жизни лишь лопатой или изготовлением конвертов и коробочек, нередко несут в себе пусть расщепленные, но порою удивительные своей необычностью и тайным благородством размышления и переживания.

Распространенность шизофрении и ее природа

Данные о распространенности шизофрении в мире колеблются в широких пределах (от 1,9 до 10 на 1000 населения), поскольку диагноз в разных странах ставится исходя из различного понимания границ этого заболевания.

Шизофрения - конституционально-генетически обусловленная болезнь. Тип наследования до сих пор не выяснен, видимо, прежде всего, по причине широкой клинической и генетической неоднородности форм шизофрении. Будучи патологическим процессом, более или менее качественно изменяющим, переслаивающим личность, шизофрения тем не менее не имеет патологической анатомии в принятом смысле. Не удается обнаружить вообще каких-либо специфических биологических расстройств, то есть имеющих место только при шизофрении. Факты удивительных предсмертных ремиссий (см. РЕМИССИЯ) у пожилых слабоумно-шизофренических больных ярко подтверждают функциональность (обратимость) шизофренического процесса и вдохновляют врачей на психотерапевтическую работу с этими пациентами в надежде средствами души врача воздействовать на их биологию. Этой загадочной функциональностью объясняется и возникновение не клинических (не естественнонаучных), а психологическихшироком смысле) концепций происхождения шизофрении. Так, создатель психоанализа (см. ПСИХОАНАЛИЗ) З. Фрейд (см. ФРЕЙД Зигмунд) (1917) полагал, что при шизофрении половое влечение нарциссически обращается лишь на собственное «Я», чем объясняется и то, что шизофреник не нуждается в общении с людьми, и его бред величия (если он есть). Один из основоположников феноменологической психиатрии К. Ясперс (см. ЯСПЕРС Карл), потрясенный таинственной продуктивностью шизофренической жизни, полагая, что не способен понять ее «целостность», в сущности, рассматривал ее как особую форму существования личности. Основатель антипсихиатрии английский ученый Р. Лейнг (1964) считал, что для больного шизофренией транквилизаторы - те же «засовы Бедлама», но перенесенные «уже во внутрь самого пациента».

Лечение

Зависит от формы и течения болезни. Там, где наличествуют достаточно острые психотические расстройства (бред, галлюцинации, тяжелая депрессия и т. д.), невозможно сегодня, с точки зрения клинического психиатра, обойтись без серьезной терапии психотропными средствами (см. ПСИХОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА). В особо тяжелых случаях - лечение инсулиновыми шоками, электросудорожная терапия. Если у больного нет острых психических расстройств и есть тягостное переживание своей неполноценности, на первый план выходит клинико-психотерапевтическое вмешательство: особый, целебный личностно-эмоциональный контакт с врачом, активирующая терапия, гипнотерапия, когнитивно-поведенческие приемы, терапия творческим самовыражением с поиском своего целебно-вдохновенного творческого пути. В последние годы в России применяются разработанные на Западе методы психоанализа и экзистенциально-гуманистической психотерапии.

Полезные сервисы