зву̀ковоспроизведе́ние с 7a
зву̀ковоспроизводящий
зву̀козаписывающий
зву̀коизолирующий
зву̀коизоляционный
зву̀комаскировка
зву̀комаскировочный
зву̀конепроницаемость
зву̀конепроницаемый
зву̀кообразование
зву̀кооператорский
зву̀копоглощающий
зву̀копоглощение
зву̀коподражание
зву̀коподражатель
зву̀коподражательность
зву̀коподражательный
зву̀копроводимость
зву̀копроводность
зву̀копроводящий
зву̀копроницаемость
зву̀копроницаемый
зву̀косигнальный
зву̀коулавливатель
зву̀коулавливающий
зву̀коусиливающий
звук
Толковый словарь
I м.
Волнообразно распространяющееся колебательное движение материальных частиц упругой среды, воспринимаемое органами слуха; слуховое ощущение, вызываемое таким движением.
II м.
Элементарная единица речи с присущими ей акустическими свойствами.
III м.
Наименьший структурный элемент, обладающий определённой высотой, громкостью, длительностью, тембром (в музыке).
ЗВУК - сущ., м., употр. очень часто
Морфология: (нет) чего? зву́ка, чему? зву́ку, (вижу) что? зву́к, чем? зву́ком, о чём? о зву́ке; мн. что? зву́ки, (нет) чего? зву́ков, чему? зву́кам, (вижу) что? зву́ки, чем? зву́ками, о чём? о зву́ках
1. Звук - это физическое колебание окружающей среды, воспринимаемое ухом человека и животных.
Звук грома. | Громкий звук. | Внезапно раздался звук гудка. | Звуки затихли. | Оцифрованный, записанный звук.
2. Скоростью звука называют скорость распространения звуковых волн в какой-либо среде, обычно в воздухе. Скорость звука в воздухе составляет 330 метров в секунду.
Лететь со скоростью звука. | Превысить скорость звука.
3. Когда говорят, что где-то не слышно ни звука, имеют в виду, что стоит полная тишина.
4. В музыке звуком называют гармоническое колебание определённой частоты, ноту.
От длины и толщины струны и зависит высота звука, который на ней можно извлечь.
5. Звук - это минимальный элемент человеческой членораздельной речи.
Звуки русского языка. | Гласный звук. | Согласный звук.
6. Если о чьих-то словах или обещаниях говорят, что это пустой звук, имеют в виду, что эти слова ничем не подкреплены, лишены значения, смысла.
Знай, что все твои клятвы для меня пустой звук!
Толковый словарь Ушакова
1. Быстрое колебательное движение частиц воздуха или другой среды, воспринимаемое органом слуха (физ.).
|| всё порождаемое движением, колебанием чего-нибудь и воспринимаемое слухом, всё, вызывающее слуховые ощущения. Звуки голоса. Звук песни. Звук рояля. Звук поцелуя. Звук шагов. Монотонные звуки дождевых капель. «Мне тягостны веселья звуки.» Лермонтов. Звуки кашля.
2. Тон определенной высоты, в отличие от шума (муз.). Музыкальный звук. Гамма состоит из 8 простых звуков.
3. Членораздельный элемент произносимой речи (линг.). История звуков русского языка. Чередование звуков. Изменение звука "о" в "а".
• Звук пустой - о чем-нибудь, лишенном всякого содержания, значения. В капиталистической Европе свобода, равенство и братство стали пустыми звуками. Ни звука - о полном молчании. Зову его, а он ни звука.
Толковый словарь Ожегова
ЗВУК, -а, муж.
1. То, что слышится, воспринимается слухом: физическое явление, вызываемое колебательными движениями частиц воздуха или другой среды. Скорость звука. З. голоса. З. выстрела. Музыкальный з. Ни звука (о полном молчании). Без звука согласился (без всяких возражений; разг.).
2. звуки речи минимальные членораздельные элементы речи с присущими им физическими признаками (спец.). Гласные звуки. Согласные звуки.
| прил. звуковой, -ая, -ое.
Толковый словарь Даля
ЗВУК - муж. все что слышит ухо, что доходит до слуха.
| ·стар. мусор, каменный лом, сор. Звучать, звукнуть, издавать, производить гул, звук, звон. Эта рояль звучит особенно хорошо. Звукни в клепало. Вызвучала, отзвучала струна, прозвучала только, зазвучала было и замолкла, не дозвучала. Позвучала б еще. Призвучала она мне надоела. Звучанье ср. ·сост. по гл. Звуковой, ко звуку относящийся. Звуковые дрожанья, волны. Звучный, зычный, громкий, гулкий, звонкий, шумно звучащий. Звучность жен. состояние звучного, либо свойство звучащего. Звукозаконие, звукознание, звукословие ср. акустика, наука о звуках, часть физики. Звукомер муж. снаряд для измерения звуков или числа содроганий звучащего предмета. Звуконастроенье ср. лад, настрой звуков. Звукоподражание ср. действие того, кто подражает каким-либо звукам: сходство слова, речи, говора, голоса с каким-либо иным звуком. Гром, треск, свист, звукоподр. Звукосогласие ср. согласие, соответственость, взаимная стройность звуков.
Популярный словарь
-а, м.
1) Воспринимаемые ухом колебания воздуха.
Ревет ли зверь в лесу глухом, трубит ли рог, гремит ли гром, поет ли дева за холмом - на всякий звук свой отклик в воздухе пустом родишь ты [эхо] вдруг (Пушкин).
2) лингв. Отдельный, простейший элемент произносимой речи, которому в письменном языке соответствует буква.
3) муз. Тон, в отличие от шума характеризующийся определенной высотой, громкостью, длительностью и тембром.
звуково́й, зву́чный, беззву́чный, звуча́ть, озву́чить, звуча́ние, звукоза́пись, звукоподража́ние
Слово общеславянского происхождения (* zvǫkъ), имеющее тот же корень, что в * zvonъ ‘звон’ (др.-рус. звѣкъ ‘звук’, ‘звучание’, ‘звон’, ‘гул’, ст.-слав. звѫкъ, звѫкъ). Как лингвистический термин вошло в широкое употребление лишь в XIX в. (вместо звук говорили буква).
Ни зву́ка - о полном молчании, глубокой тишине.
Пусто́й звук - о чем-л. лишенном всякого смысла, значения.
Энциклопедический словарь
1. Воспринимаемое органами слуха ощущение, которое вызывается определёнными колебательными движениями частиц окружающей среды; то, что мы воспринимаем, слышим ушами. Звуки голоса. З. выстрела. Прислушаться к звукам. Запись звука.
2. Отдельный простой элемент произносимого слова, звучащей речи. Звуки и буквы. Звуки русского языка. Гласный, согласный з. / О слове. Он согласился без звука (без возражений). Твои слова для него пустой з. (ничего не значат).
3. Муз. Наименьший структурный элемент, обладающий определённой высотой, громкостью, длительностью, тембром.
4. Колебательное движение материальных частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн. Неслышимые звуки. Источник звука. Скорость звука.
◊ Ни зву́ка. О полном молчании, глубокой тишине.
* * *
звук - упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях и твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных. Человек слышит звук с частотами от 16 Гц до 20 кГц. Звук с частотами до 16 Гц называют инфразвуком, 2·104-109 Гц - ультразвуком, а 109-1013 Гц - гиперзвуком. Наука о звуках называется акустикой.
* * *
ЗВУК - ЗВУК, упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях и твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных. Человек слышит звук с частотами от 16 Гц до 20 кГц. Звук с частотами до 16 Гц называют инфразвуком 2·104-109 Гц - ультразвуком, а 109-1013 Гц - гиперзвуком. Наука о звуках называется акустикой.
Большой энциклопедический словарь
ЗВУК - упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях и твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных. Человек слышит звук с частотами от 16 Гц до 20 кГц. Звук с частотами до 16 Гц называют инфразвуком 2.104-109 Гц - ультразвуком, а 109-1013 Гц - гиперзвуком. Наука о звуках называется акустикой.
Академический словарь
-а, м.
1. Слуховое ощущение, вызываемое действием механических колебаний окружающей среды; то, что мы слышим, воспринимаем нашим органом слуха.
Звук шагов. Звуки выстрелов. Слабые звуки.
◊
Та [дверь], которая была в сенях, издавала какой-то странный дребезжащий и вместе стонущий звук. Гоголь, Старосветские помещики.
Вдруг она услыхала шум платья и вместе звук разразившегося сдержанного рыданья. Л. Толстой, Анна Каренина.
Один из мальчишек обернулся на звук голоса. Лавренев, Срочный фрахт.
2. физ.
Колебательное движение частиц воздуха или иной среды.
Неслышимые звуки. Теория звука. Скорость звука.
3. муз.
Тон определенной высоты, в отличие от шума.
4. Членораздельный элемент человеческой произносимой речи.
Гласные звуки. Носовые звуки. Звуки и буквы.
◊
о чем-л. лишенном всякого смысла, значения.
ни звука
о полном молчании, глубокой тишине.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Звук. Форма колебаний (сверху) и частотно-амплитудный спектр (снизу) звуков рояля (основная частота 128 Гц).
ЗВУК, упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях и твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных. Основные характеристики звука: скорость распространения, неодинаковая в различных средах, возрастает с увеличением давления и температуры (в воздухе при 0°C скорость звука 331 м/с, а при комнатной температуре 343 м/с, в воде 1440 м/с, в стекле 4500 м/с, в стали 5000 м/с); частота (человек слышит звук с частотами от 16 Гц до 20 кГц; звук с частотами до 16 Гц называется инфразвуком, 2´104 - 109 Гц - ультразвуком, а 109 - 1013 Гц - гиперзвуком); интенсивность (измеряется в ваттах на кв. м) и громкость (измеряется в децибелах, дБ, зависит от частоты звука и его интенсивности). При одинаковой интенсивности низкий звук имеет меньшую громкость, чем высокий. Порогу слышимости соответствует интенсивность звука (громкость) 10-12 Вт/м2 (0 дБ), порогу болевого ощущения - 1,0 Вт/м2 (120 дБ). Важной характеристикой звука является его спектр, указывающий, с какими амплитудами в него входят гармонические колебания; наинизшая частота определяет воспринимаемую на слух высоту звука, а кратные ей гармонические составляющие - его тембр.
Поговорки
Давать/ дать звук. Обл. Приветствовать кого-л., здороваться с кем-л. Мокиенко 1990, 110.
Пустой звук. Разг. Информация, воспринимаемая как лишённая всякого смысла, значения, не заслуживающая внимания. ФСРЯ, 172.
Ни звука. Разг. О полной тишине, безмолвии, молчании. ФСРЯ, 172.
Не давать (не делать) звуку [о чём]. Пск. Никому не рассказывать о чём-л., хранить в тайне что-л. ПОС 12, 295.
Не поднять звуку. Кар. Не произнести ни слова. СРГК 2, 246.
Орфографический словарь
звук, -а
Формы слов для слова звук
Синонимы к слову звук
сущ., кол-во синонимов: 90
абруптив (1)
автозвук (1)
аудиозвук (1)
аффриката (1)
бздех (6)
бздюх (13)
биппер (1)
бронтид (1)
бурдон (2)
всплеск (12)
всхрап (2)
гиат (2)
гиперзвук (1)
глайд (2)
гром (13)
гудение (8)
гудок (14)
дивергент (1)
до (14)
дребезг (12)
дробь (27)
залив (56)
звон (35)
звонок (15)
звучание (16)
звучок (1)
звяга (10)
зык (4)
иллитерат (2)
квадрозвук (1)
клеск (3)
конвергент (1)
консонант (1)
контоид (1)
крепитация (5)
крякание (5)
ля (4)
лязг (4)
ми (6)
монофтонг (1)
нота (19)
отзвук (20)
перебор (19)
пиньканье (2)
писк (11)
плеск (5)
подголосок (7)
полутон (2)
придыхание (2)
просвист (1)
раскат (7)
ре (3)
рев (20)
ринезм (1)
рокот (7)
ропот (18)
саунд (1)
свист (17)
си (4)
сибилянт (1)
сип (5)
сирена (22)
скрежет (5)
скрип (2)
соль (108)
сонант (1)
спирант (1)
стон (9)
стридор (2)
стук (21)
тон (28)
топот (9)
топотня (4)
трель (14)
треск (17)
туканье (5)
удар (151)
ультразвук (2)
фа (3)
флажолет (7)
фланжер (1)
фляжолет (3)
фонема (2)
хорханье (1)
хрип (12)
хруст (9)
цокот (5)
шип (22)
шорох (16)
шум (96)
Тон, интонация, аккорд, звон (трезвон, благовест); (звуки: бряцание, гром, грохот, гудение, дребезжание, журчание, звяканье, лязг, плеск, скрип, стук, треск, шелест, шорох, шуршание, раскаты грома).
Ср. . ..
См. голос...
Эпитеты
бархатный (Горький); бегущий (Фет); вдохновенный (Надсон, Тургенев); веселый (Языков); горячий (Тургенев); гулкий (Тургенев); дребезжащий (Полежаев); дрожащий (Бунин); дрожащий, как струна (Тургенев); звенящий (Серафимович); звонкий (Лермонтов); кислый (Тургенев); круглый (Арцыбашев); крепкий (Эртель); ликующий (Надсон, Фофанов); лучезарный (Некрасов); млеющий (Фет); мятежный (Надсон); «Нескладно-тоскливо-неловкий» (Фет); острый (П.Соловьева); печальный (Бунин); прозрачный (Л.Толстой); радостный (П.Я.); робкий (Ратгауз); рыдающий (Фет); серебристый (Арцыбашев); сладкий (Пушкин); сладостный (Бунин); стройный (Мей, Надсон); сухой (Тургенев); танцующий (Абельдяев); тающий (Скиталец); тонкий (Бальмонт,Эртель); тупой (Арцыбашев, Кипен); унылый (Андреев); чарующий (Фруг); шипящий (Тургенев); яркий (П.Соловьева); ясный (Григорович)
Эпитеты русского языка
1. Воспринимаемое слухом колебательное движение воздуха или другой среды.
О громкости, тембре, характере.
Бархатный, булькающий, бурный, вибрирующий, визгливый, воющий, высокий, вязкий, глубокий, глухой, гремящий, громкий, гулкий, густой, дребезжащий, дрожащий, жевательный, жесткий, жестяной, жидкий, заунывный, звенящий, звонкий, кристальный, лающий, легкий, мажорный, медный, мелодичный, мерный (обычно кн.), металлический, минорный, могучий, молитвенный, мощный, мягкий, натужливый (разг.), невнятный, неслышимый, нестройный, неуловимый, неясный, низкий, оглушительный, отрывистый, отчетливый, певучий, пискливый, писклявый, плавный, плачущий, плотный, полноголосый, приглушенный, прозрачный, пронзительный, разбитый, размеренные (мн.), резвый, резкий, ритмичные (мн.), рокочущий, рубленные (мн.), рыдающий, свободный, серебристый, серебряный, сильный, сиплый, скрежещущий, скрипучий, слабый, спокойный, стеклянный, стенящий, стонущий, стройные (мн.), сухой, тающий, твердый, тихий, тонкий, трепещущий, трескучий, тугой, тупой, тягучий, тяжелый, утробный, хлесткий, хлипающий, хлюпающий, хриплый, хрустальный, цельный, чистый, чмокающий, шелестящий, шепотливый (устар.), шепотный, шипящий, щелкающий, эластический (устар.), эластичный, энергичный, явственный, яркий, ясный.
О степени отдаленности, продолжительности звучания.
Беглый, близкий, далекий, длинный, долгий, дробный, замирающий, краткий, кратковременный, мгновенный, немолчный, непрестанный (обычно мн.), неумолчный, отдаленный, отрывистый, прерывистый (обычно мн.), продолжительный, протяжный, сплошной(обычно мн.), частый (обычно мн.).
О впечатлении, психологическом восприятии.
Бесстрастный, благодатный (устар. поэт.), бодрый, величавый, величественный, веселый, возбуждающий, возлюбленный (устар.), волшебный, ворчливый, восхитительный, гордый, грозный, грустный, дивный, жалобный, жалостный (простореч.), жуткий, задорный, задумчивый, задушевный, замечательный, изумительный, красивый, ласкающий, ласковый, магический, меланхолический, меланхоличный, мучительный, мятежный (устар. поэт.), невеселый, нежный, неповторимый, непонятный, неприятный, обаятельный, опьяняющий, отзывный (устар.), очаровательный, печальный, посторонний, прекрасный, приятный, радостный, райский (поэт.), робкий, родной, рыдающий (обычно мн.), свежий, святой, скорбный, сладкий, сладостный, слащавый, созвучный (обычно мн.), странный, страстный, таинственный, томительный, томный, торжественный, торжествующий, траурный, тревожный, трогательный, тягостный, умильный, унылый, холодный, чарующий, чудесный, чудный, щемящий. Богатырски-удалой, бойкий, влажный, дряблый, жадный, измятый, изнеженный, медовый, мелкий, мокрый, молодецки-заунывный, напуганный, осторожный, разливной, скользкий, солидный, увлекательно-мерный, хрустящий.
2. Членораздельный элемент произносимой речи.
Безголосный, билабиальный, боковой, взрывной, гласный, глухой, голосовой, горловой, гортанный, губной, двугласный, долгий, дрожащий, задненебный, заднеязычный, задний, закрытый, звонкий, зубной, краткий, лабиализованный, мягкий, носовой, открытый, переднеязычный, передний, полугласный, редуцированный, слоговой, смычный, согласный, сонорный, средний, твердый, ударный, фрикативный, шипящий, шумный, щелевой, эмфатический, язычный и т. п.
Идиоматика
Идеография
↑ восприимчивость, слуховой аппарат
звук - упругие волны, распространяющиеся в газах и других телах и воспринимаемые в определен -
ном диапазоне ухом человека и животных; вызывается механическим воздействием.
звучание. | с (с лязгом. со скрежетом).
высота звука - частота звуковых колебаний.
тон - звук определенной частоты (или высоты).
↓ регистр.
звучать, СЛУХ, музыка, звукотехника
Пятиязычный словарь лингвистических терминов
См. suono.
Морфемно-орфографический словарь
звук/.
Словообразование
Грамматический словарь
звук м 3a
Глагольная сочетаемость
долетают звуки => действие, субъект
донеслись звуки => действие, субъект
доносятся звуки => действие, субъект
звук идёт => действие, субъект, продолжение
звук повторился => действие, субъект, повтор
звук раздался => существование / создание, субъект, факт
звуки раздаются => действие, субъект
звуки сливаются => субъект, совместность
издать горловой звук => действие
издать невнятный звук => действие
несутся звуки => действие, субъект
послышался звук => действие, субъект
раздался звук => существование / создание, субъект, факт
раздаётся звук => действие, субъект
слышались звуки => действие, субъект
Методические термины
ЗВУК.
Элементарная единица речи, выделяемая при членении речевого потока и способная сочетаться с другими аналогичными единицами. Звук описывается в двух аспектах - артикуляционном (См. артикуляция) и акустическом.
Этимологический словарь
Звук - «тон определенной высоты (в музыке)», «простейший элемент речи, которому в письменности соответствует буква (лингвистика)». «Лингвистическое» значение слова широко распространилось лишь в XIX в.
Слово образовалось на основе общеславянского слова zvokъ и имеет такой же корень, что и слово «звон». Когда-то на месте современного «о» был носовой гласный, в настоящее время утраченный всеми славянскими языками (только в польском сохранился один из носовых гласных - «е носовое»).
Производные: звуковой, звучать, звучащий, звучный.
род. п. -а, звуча́ть, русск.-цслав. звукъ ἦχος, чеш., слвц. zvuk, в.-луж., н.-луж. zuk. Вероятно, из *zvǫkъ; ср. с другой ступенью чередования *zvęk- в звя́кать (см.), сербск.-цслав. звС§къ ἠχος, φωνή, сербохорв. зве̑к, род. зве̏ка "звон", польск. dźwięk "звук" (со звукоподражательным dz). Далее ср. звон, звене́ть; см. Мi. ЕW 404; Брюкнер 114; Траутман, ВSW 374; Перссон, Beitr. 586 и сл. Ср. также сл. слово.
Сканворды для слова звук
- Информация для ушей.
- Физическое явление, воспринимаемое слухом.
- Прибавьте его, а то не слышно.
- Отражённый эхом.
- Что впервые появилось в фильме «Дон Жуан» в 1926 году?
- Волна, докатившаяся до уха.
- Что измеряется в децибелах?
- Сонорный ...
Полезные сервисы
звук (в музыке)
Энциклопедический словарь
ЗВУК (в музыке) - ЗВУК МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ, характеризуется определенной высотой (от до (см. ДО) субконтроктавы до до (см. ДО) - ре (см. РЕ) пятой октавы, или от 16 Гц до 4-4,5 кГц), громкостью (см. Динамика (см. ДИНАМИКА (в музыке)) в музыке), длительностью (см. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ) и тембром (см. ТЕМБР).
Полезные сервисы
звук аспирированный
звук в языковом сознании
Лингвистические термины
В языковом сознании каждый звук представлен не точкой, а зоной, областью рассеивания.
Полезные сервисы
звук выпадающий
звук гласный
звук голосовой
звук и акустика
Энциклопедия Кольера
Звук - это колебания, т.е. периодическое механическое возмущение в упругих средах - газообразных, жидких и твердых. Такое возмущение, представляющее собой некоторое физическое изменение в среде (например, изменение плотности или давления, смещение частиц), распространяется в ней в виде звуковой волны. Область физики, рассматривающая вопросы возникновения, распространения приема и обработки звуковых волн, называется акустикой. Звук может быть неслышимым, если его частота лежит за пределами чувствительности человеческого уха, или он распространяется в такой среде, как твердое тело, которая не может иметь прямого контакта с ухом, или же его энергия быстро рассеивается в среде. Таким образом, обычный для нас процесс восприятия звука - лишь одна сторона акустики.
Рассмотрим длинную трубу, наполненную воздухом. С левого конца в нее вставлен плотно прилегающий к стенкам поршень (рис. 1). Если поршень резко двинуть вправо и остановить, то воздух, находящийся в непосредственной близости от него, на мгновение сожмется (рис. 1,а). Затем сжатый воздух расширится, толкнув воздух, прилегающий к нему справа, и область сжатия, первоначально возникшая вблизи поршня, будет перемещаться по трубе с постоянной скоростью (рис. 1,б). Эта волна сжатия и есть звуковая волна в газе.
Рис. 1. ЗВУКОВАЯ ВОЛНА. а - поршень, резко сдвинувшийся в трубе в направлении стрелки, смещает соседние частицы воздуха, создает волну сжатия, т. е. звуковую волну, которая начинает распространяться в сторону от поршня; б - звуковая волна движется в воздухе с постоянной скоростью, вызывая временное повышение давления.
Звуковая волна в газе характеризуется избыточным давлением, избыточной плотностью, смещением частиц и их скоростью.
Для звуковых волн эти отклонения от равновесных значений всегда малы. Так, избыточное давление, связанное с волной, намного меньше статического давления газа. В противном случае мы имеем дело с другим явлением - ударной волной. В звуковой волне, соответствующей обычной речи, избыточное давление составляет лишь около одной миллионной атмосферного давления. Важно то обстоятельство, что вещество не уносится звуковой волной. Волна представляет собой лишь проходящее по воздуху временное возмущение, по прохождении которого воздух возвращается в равновесное состояние. Волновое движение, конечно, не является характерным только для звука: в форме волн распространяются свет и радиосигналы, и каждому знакомы волны на поверхности воды. Все типы волн математически описываются так называемым волновым уравнением.
Гармонические волны. Волна в трубе на рис. 1 называется звуковым импульсом. Очень важный тип волны возбуждается, когда поршень колеблется туда-сюда подобно грузу, подвешенному на пружине. Такие колебания называются простыми гармоническими или синусоидальными, а возбуждаемая в этом случае волна - гармонической. При простых гармонических колебаниях движение периодически повторяется. Промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями движения называется периодом колебаний, а число полных периодов в секунду, - частотой колебаний. Обозначим период через Т, а частоту - через f; тогда можно написать, что f = 1/T. Если, например, частота равна 50 периодам в секунду (50 Гц), то период равен 1/50 секунды. Математически простые гармонические колебания описываются простой функцией. Смещение поршня при простых гармонических колебаниях для любого момента времени t можно записать в виде
Здесь d - смещение поршня из положения равновесия, а D - постоянный множитель, который равен максимальному значению величины d и называется амплитудой смещения. Предположим, что поршень колеблется в соответствии с формулой гармонических колебаний. Тогда при движении его вправо возникает, как и прежде, сжатие, а при движении влево давление и плотность будут уменьшаться относительно своих равновесных значений. Возникает не сжатие, а разрежение газа. В этом случае вправо будет распространяться, как показано на рис. 2, волна чередующихся сжатий и разрежений. В каждый момент времени кривая распределения давления по длине трубы будет иметь вид синусоиды, и эта синусоида будет двигаться вправо со скоростью звука v. Расстояние вдоль трубы между одинаковыми фазами волны (например, между соседними максимумами) называется длиной волны. Ее принято обозначать греческой буквой l (лямбда). Длина волны l есть расстояние, проходимое волной за время Т. Поэтому l = Tv, или v = lf.
Рис. 2. ПОРШЕНЬ, колеблющийся в трубе, создает стоячие волны с длиной волны l, равной расстоянию между областями наибольшего сжатия.
Продольные и поперечные волны. Если частицы колеблются параллельно направлению распространения волны, то волна называется продольной. Если же они колеблются перпендикулярно направлению распространения, то волна называется поперечной. Звуковые волны в газах и жидкостях - продольные. В твердых же телах существуют волны обоих типов. Поперечная волна в твердом теле возможна благодаря его жесткости (сопротивлению к изменению формы). Самая существенная разница между этими двумя типами волн заключается в том, что поперечная волна обладает свойством поляризации (колебания происходят в определенной плоскости), а продольная - нет. В некоторых явлениях, таких, как отражение и прохождение звука через кристаллы, многое зависит от направления смещения частиц, так же как и в случае световых волн.
Скорость звуковых волн. Скорость звука - это характеристика среды, в которой распространяется волна. Она определяется двумя факторами: упругостью и плотностью материала. Упругие свойства твердых тел зависят от типа деформации. Так, упругие свойства металлического стержня неодинаковы при кручении, сжатии и изгибе. И соответствующие волновые колебания распространяются с разной скоростью. Упругой называется среда, в которой деформация, будь то кручение, сжатие или изгиб, пропорциональна силе, вызывающей деформацию. Такие материалы подчиняются закону Гука: Напряжение = C * Относительная деформация, где С - модуль упругости, зависящий от материала и типа деформации. Скорость звука v для данного типа упругой деформации дается выражением
где r - плотность материала (масса единицы объема). Скорость звука в твердом стержне. Длинный стержень можно растянуть или сжать силой, приложенной к концу. Пусть длина стержня равна L, прикладываемая растягивающая сила - F, а увеличение длины - DL. Величину DL/L будем называть относительной деформацией, а силу, приходящуюся на единицу площади поперечного сечения стержня, - напряжением. Таким образом, напряжение равно F/A , где А - площадь сечения стержня. В применении к такому стержню закон Гука имеет вид
где Y - модуль Юнга, т.е. модуль упругости стержня для растяжения или сжатия, характеризующий материал стержня. Модуль Юнга мал для легко растяжимых материалов, таких, как резина, и велик для жестких материалов, например для стали. Если теперь ударом молотка по торцу стержня возбудить в нем волну сжатия, то она будет распространяться со скоростью , где r, как и прежде, - плотность материала, из которого изготовлен стержень. Значения скоростей волн для некоторых типовых материалов приведены в табл. 1.
Рассмотренная волна в стержне является волной сжатия. Но ее нельзя считать строго продольной, так как со сжатием связано движение боковой поверхности стержня (рис. 3,а).
Рис. 3. ТИПЫ ВОЛНОВОГО ДВИЖЕНИЯ В СТЕРЖНЕ. а - волна сжатия, сходная с продольной волной; б - волна изгиба, не являющаяся ни чисто продольной, ни чисто поперечной; в - волна кручения вокруг центральной оси, чисто поперечная.
В стержне возможны и два других типа волн - волна изгиба (рис. 3,б) и волна кручения (рис. 3,в). Деформациям изгиба соответствует волна, не являющаяся ни чисто продольной, ни чисто поперечной. Деформации же кручения, т.е. вращения вокруг оси стержня, дают чисто поперечную волну. Скорость волны изгиба в стержне зависит от длины волны. Такую волну называют "дисперсионной". Волны кручения в стержне - чисто поперечные и недисперсионные. Их скорость дается формулой
где m - модуль сдвига, характеризующий упругие свойства материала по отношению к сдвигу. Некоторые типичные скорости волн сдвига приведены в табл. 1. Скорость в протяженных твердых средах. В твердых средах большого объема, где влиянием границ можно пренебречь, возможны упругие волны двух типов: продольные и поперечные. Деформация в продольной волне - это плоская деформация, т.е. одномерное сжатие (или разрежение) в направлении распространения волны. Деформация, соответствующая поперечной волне, - это сдвиговое смещение, перпендикулярное направлению распространения волны. Скорость продольных волн в твердых материалах дается выражением
где CL - модуль упругости для простой плоской деформации. Он связан с модулем объемной деформации В (определение которого дается ниже) и модулем сдвига m материала соотношением CL = B + 4/3m. В табл. 1 приводятся значения скоростей продольных волн для различных твердых материалов. Скорость волн сдвига в протяженных твердых средах та же, что и скорость волн кручения в стержне из того же материала. Поэтому она дается выражением . Ее значения для обычных твердых материалов даны в табл. 1.
Скорость в газах. В газах возможен только один тип деформации: сжатие - разрежение. Соответствующий модуль упругости В называется модулем объемной деформации. Он определяется соотношением -DP = B(DV/V). Здесь DP - изменение давления, DV/V - относительное изменение объема. Знак "минус" показывает, что при увеличении давления объем уменьшается. Величина В зависит от того, изменяется или нет температура газа при сжатии. В случае звуковой волны можно показать, что давление изменяется очень быстро и теплота, выделяющаяся при сжатии, не успевает уходить из системы. Таким образом, изменение давления в звуковой волне происходит без теплообмена с окружающими частицами. Такое изменение называется адиабатическим. Установлено, что скорость звука в газе зависит только от температуры. При данной температуре скорость звука примерно одинакова для всех газов. При температуре 21,1° С скорость звука в сухом воздухе составляет 344,4 м/с и возрастает с повышением температуры.
Скорость в жидкостях. Звуковые волны в жидкостях являются волнами сжатия - разрежения, как и в газах. Скорость дается той же формулой . Однако жидкость гораздо менее сжимаема, чем газ, и поэтому для нее во много раз больше величина В, больше и плотность r. Скорость звука в жидкостях ближе к скорости в твердых материалах, чем в газах. Она гораздо меньше, чем в газах, зависит от температуры. Например, скорость в пресной воде равна 1460 м/с при 15,6° С. В морской воде нормальной солености она при той же температуре составляет 1504 м/с. Скорость звука возрастает с повышением температуры воды и концентрации соли.
Стоячие волны. Когда гармоническая волна возбуждается в ограниченном пространстве, так что она отражается от границ, возникают так называемые стоячие волны. Стоячая волна - это результат наложения двух волн, бегущих одна в прямом, а другая - в обратном направлении. Возникает не движущаяся в пространстве картина колебаний с чередованием пучностей и узлов. В пучностях отклонения колеблющихся частиц от их равновесных положений максимальны, а в узлах равны нулю.
Стоячие волны в струне. В натянутой струне возникают поперечные волны, причем происходит смещение струны относительно ее первоначального, прямолинейного положения. При фотографировании волн в струне отчетливо видны узлы и пучности основного тона и обертонов. Картина стоячих волн существенно облегчает анализ колебательных движений струны данной длины. Пусть имеется струна длиной L, закрепленная на концах. Любой вид колебаний такой струны может быть представлен как комбинация стоячих волн. Поскольку концы струны неподвижно закреплены, возможны только такие стоячие волны, которые имеют узлы в граничных точках. Самая низкая частота колебаний струны соответствует максимально возможной длине волны. Поскольку расстояние между узлами равно l/2, частота минимальна, когда длина струны равна половине длины волны, т.е. при l = 2L. Это так называемая основная мода колебаний струны. Соответствующая ей частота, называемая основной частотой или основным тоном, дается выражением , где v - скорость распространения волны вдоль струны. Существует целая последовательность колебаний более высоких частот, которые соответствуют стоячим волнам с большим числом узлов. Следующая более высокая частота, которая называется второй гармоникой или первым обертоном, дается выражением f = v/L. Последовательность гармоник выражается формулой f = nv/2L, где n = 1, 2, 3, и т.д. Это т.н. собственные частоты колебаний струны. Они возрастают пропорционально числам натурального ряда: высшие гармоники в 2, 3, 4... и т.д. раз больше частоты основного колебания. Такой ряд звуков называется натуральным или гармоническим звукорядом. Все это имеет важное значение в музыкальной акустике, о чем подробнее будет сказано ниже. Пока же отметим, что в звуке, производимом струной, присутствуют все собственные частоты. Относительный вклад каждой из них зависит от того, в какой точке возбуждены колебания струны. Если, например, ущипнуть струну посередине, то сильнее всего возбудится основная частота, поскольку эта точка соответствует пучности. Вторая же гармоника будет отсутствовать, так как в центре находится ее узел. То же можно сказать и о других гармониках (см. ниже Музыкальная акустика). Скорость волн в струне равна
где Т - сила натяжения струны, а rL - масса единицы длины струны. Следовательно, спектр собственных частот струны дается выражением
Таким образом, увеличение натяжения струны приводит к повышению частот колебаний. Понизить же частоты колебаний при заданном T можно, взяв более тяжелую струну (большое rL) или увеличив ее длину.
Стоячие волны в органных трубах. Теория, изложенная применительно к струне, может быть применена и к колебаниям воздуха в трубе типа органной. Органную трубу можно упрощенно рассматривать как прямую трубу, в которой возбуждаются стоячие волны. Труба может иметь как закрытые, так и открытые концы. У открытого конца возникает пучность стоячей волны, а у закрытого - узел. Следовательно, труба с двумя открытыми концами имеет такую основную частоту, при которой на длине трубы укладывается половина длины волны. Труба же, у которой один конец открыт, а другой - закрыт, имеет основную частоту, при которой на длине трубы укладывается четверть длины волны. Таким образом, основная частота для трубы, открытой с обоих концов, равна f = v/2L, а для трубы, открытой с одного конца, f = v/4L (где L - длина трубы). В первом случае результат такой же, как и для струны: обертоны равны удвоенному, утроенному и т.д. значению основной частоты. Однако для трубы, открытой с одного конца, обертоны будут больше основной частоты в 3, 5, 7 и т.д. раз. На рис. 4 и 5 схематически показана картина стоячих волн основной частоты и первого обертона для труб двух рассмотренных типов. Смещения из соображений удобства здесь показаны как поперечные, но на самом деле они продольные.
Рис. 4. ТИПЫ КОЛЕБАНИЙ трубы, открытой с обоих концов. а - основной тон; б - первый обертон. Продольные смещения для наглядности показаны как поперечные.
Рис. 5. ТИПЫ КОЛЕБАНИЙ трубы, открытой с одного конца: а - основной тон; б - первый обертон.
Резонансные колебания. Стоячие волны тесно связаны с явлением резонанса. Собственные частоты, о которых говорилось выше, являются также резонансными частотами струны или органной трубы. Предположим, что вблизи открытого конца органной трубы помещен громкоговоритель, издающий сигнал одной определенной частоты, которую можно по желанию изменять. Тогда при совпадении частоты сигнала громкоговорителя с основной частотой трубы или с одним из ее обертонов труба будет звучать очень громко. Это происходит потому, что громкоговоритель возбуждает колебания воздушного столба со значительной амплитудой. Говорят, что труба в этих условиях резонирует.
Фурье-анализ и частотный спектр звука. На практике звуковые волны одной-единственной частоты встречаются редко. Но сложные звуковые волны можно разлагать на гармоники. Такой метод называется фурье-анализом по имени французского математика Ж. Фурье (1768-1830), который первым применил его (в теории теплоты). График зависимости относительной энергии звуковых колебаний от частоты называется частотным спектром звука. Существуют два основных типа таких спектров: дискретный и непрерывный. Дискретный спектр состоит из отдельных линий для частот, разделенных пустыми промежутками. В непрерывном спектре в пределах его полосы присутствуют все частоты. Периодические звуковые колебания. Звуковые колебания являются периодическими, если колебательный процесс, каким бы сложным он ни был, повторяется через определенный интервал времени. Его спектр всегда дискретный и состоит из гармоник определенной частоты. Отсюда и термин "гармонический анализ". Примером могут служить колебания прямоугольной формы (рис. 6,а) с изменением амплитуды от +А до -А и периодом T = 1/f. Другой простой пример - треугольные пилообразные колебания, показанные на рис. 6,б. Пример периодических колебаний более сложной формы с соответствующими гармоническими составляющими представлен на рис. 7.
Рис. 6. ДВА ТИПА ПЕРИОДИЧЕСКИХ ВОЛН: а - прямоугольные колебания; б - пилообразные колебания. Амплитуда обеих волн равна А, а период колебаний Т - величина, обратная частоте f.
Рис. 7. КОЛЕБАНИЯ СЛОЖНОЙ ФОРМЫ (верхняя кривая) и двенадцать его частотных составляющих. 1 - основная частота; 2-12 - обертоны.
Музыкальные звуки являются периодическими колебаниями и потому содержат гармоники (обертоны). Мы уже видели, что в струне наряду с колебаниями основной частоты в той или иной степени возбуждаются другие гармоники. Относительный вклад каждого обертона зависит от способа возбуждения струны. Набором обертонов в значительной степени определяется тембр музыкального звука. Эти вопросы подробнее рассматриваются ниже в разделе, посвященном музыкальной акустике.
Спектр звукового импульса. Обычной разновидностью звука является звук малой длительности: хлопок в ладоши, стук в дверь, звук падающего на пол предмета, кукованье кукушки. Такие звуки не являются ни периодическими, ни музыкальными. Но их тоже можно разлагать в частотный спектр. В этом случае спектр будет непрерывным: для описания звука необходимы все частоты в пределах некоторой полосы, которая может быть весьма широкой. Знать такой частотный спектр необходимо для воспроизведения подобных звуков без искажений, поскольку соответствующая электронная система должна одинаково хорошо "пропускать" все эти частоты. Основные особенности звукового импульса можно выяснить, рассмотрев импульс простой формы. Предположим, что звук представляет собой колебания длительностью Dt, при которых изменение давления таково, как показано на рис. 8,а. Примерный частотный спектр для этого случая представлен на рис. 8,б. Центральная частота соответствует колебаниям, которые мы имели бы при бесконечной протяженности того же сигнала.
Рис. 8. ЗВУКОВОЙ ИМПУЛЬС малой длительности, как, например, стук в дверь. а - форма волны; б - частотный спектр.
Протяженность частотного спектра назовем шириной полосы Df (рис. 8,б). Ширина полосы - это приблизительный диапазон частот, необходимый для воспроизведения исходного импульса без чрезмерных искажений. Существует очень простое фундаментальное соотношение между Df и Dt, а именно DfDt ЗВУК И АКУСТИКА 1. Такое соотношение справедливо для всех звуковых импульсов. Его смысл в том, что чем короче импульс, тем больше частот он содержит. Предположим, что для обнаружения подводной лодки используется гидролокатор, излучающий ультразвук в виде импульса длительностью 0,0005 с с частотой сигнала 30 кГц. Ширина полосы составляет 1/0,0005 = 2 кГц, а частоты, реально содержащиеся в спектре импульса локатора, лежат в диапазоне от 29 до 31 кГц.
Шум. Под шумом понимается любой звук, создаваемый многочисленными, не согласованными между собой источниками. Примером может служить шум листвы деревьев, колеблемой ветром. Шум реактивного двигателя обусловлен турбулентностью высокоскоростного выхлопного потока.
Интенсивность звука. Громкость звука может быть различной. Нетрудно сообразить, что это связано с энергией, переносимой звуковой волной. Для количественных сравнений громкости нужно ввести понятие интенсивности звука. Интенсивность звуковой волны определяется как средний поток энергии через единицу площади волнового фронта в единицу времени. Иначе говоря, если взять единичную площадку (например, 1 см2), которая полностью поглощала бы звук, и расположить ее перпендикулярно направлению распространения волны, то интенсивность звука равна акустической энергии, поглощаемой за одну секунду. Интенсивность обычно выражается в Вт/см2 (или в Вт/м2). Приведем значение этой величины для некоторых привычных звуков. Амплитуда избыточного давления, возникающего при обычном разговоре, составляет примерно одну миллионную атмосферного давления, что соответствует акустической интенсивности звука порядка 10-9 Вт/см2. Полная же мощность звука, издаваемого при обычном разговоре, - порядка всего лишь 0,00001 Вт. Способность человеческого уха воспринимать столь малые энергии свидетельствует о его поразительной чувствительности. Диапазон интенсивностей звука, воспринимаемых нашим ухом, очень широк. Интенсивность самого громкого звука, который может вынести ухо, примерно в 1014 раз больше минимальной, которую оно способно услышать. Полная мощность источников звука охватывает столь же широкий диапазон. Так, мощность, излучаемая при очень тихом шепоте, может быть порядка 10-9 Вт, тогда как мощность, излучаемая реактивным двигателем, достигает 105 Вт. Опять-таки интенсивности различаются в 10 14 раз.
Децибел. Поскольку звуки столь сильно различаются по интенсивности, удобнее рассматривать ее как логарифмическую величину и измерять в децибелах. Логарифмическая величина интенсивности представляет собой логарифм отношения рассматриваемого значения величины к ее значению, принимаемому за исходное. Уровень интенсивности J по отношению к некоторой условно выбранной интенсивности J0 равен Уровень интенсивности звука = 10 lg (J/J0) дБ. Такием образом, один звук, превышающий другой по уровню интенсивности на 20 дБ, превышает его в 100 раз по интенсивности. В практике акустических измерений принято выражать интенсивность звука через соответствующую амплитуду избыточного давления Ре. Когда давление измеряется в децибелах относительно некоторого условно выбранного давления Р0, получают так называемый уровень звукового давления. Поскольку интенсивность звука пропорциональна величине Pe2, а lg(Pe2) = 2lgPe, уровень звукового давления определяется следующим образом: Уровень звукового давления = 20 lg (Pe/P0) дБ. Условное давление Р0 = 2*10-5 Па соответствует стандартному порогу слышимости для звука с частотой 1 кГц. В табл. 2 приводятся уровни звукового давления для некоторых обычных источников звука. Это интегральные значения, полученные усреднением по всему слышимому диапазону частот. Таблица 2.
ТИПИЧНЫЕ УРОВНИ ЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ
Источник звука Уровень звукового давления, дБ (отн. 2*10-5 Па)
Штамповочный цех ____________________________125
Машинное отделение на судне _________________115
Прядильно-ткацкий цех _______________________105
В вагоне метро _______________________________95
В автомобиле при движении в потоке транспорта 85
Машинописное бюро ____________________________78
Бухгалтерия __________________________________63
Офис _________________________________________50
Жилое помещение ______________________________43
Территория жилого района ночью _______________35
Студия радиовещания __________________________25
Громкость. Уровень звукового давления не связан простой зависимостью с психологическим восприятием громкости. Первый из этих факторов объективный, а второй - субъективный. Эксперименты показывают, что восприятие громкости зависит не только от интенсивности звука, но и от его частоты и условий эксперимента. Громкости звуков, не привязанных к условиям сравнения, сравнивать невозможно. И все же сравнение чистых тонов представляет интерес. Для этого определяют уровень звукового давления, при котором данный тон воспринимается как равногромкий стандартному тону частотой 1000 Гц. На рис. 9 представлены кривые равной громкости, полученные в экспериментах Флетчера и Мэнсона. Для каждой кривой указан соответствующий уровень звукового давления стандартного тона 1000 Гц. Например, при частоте тона 200 Гц необходим уровень звука в 60 дБ, чтобы он воспринимался как равногромкий тону 1000 Гц с уровнем звукового давления 50 дБ.
Рис. 9. СВЯЗЬ между уровнем звукового давления в децибелах и уровнем громкости в фонах (кривые Флетчера - Мэнсона). Кривые получены путем измерения уровня звукового давления, при котором звук той или иной частоты воспринимается как равногромкий с эталонным тоном частотой 1000 Гц.
Эти кривые используются для определения фона - единицы уровня громкости, которая тоже измеряется в децибелах. Фон - это уровень громкости звука, для которого уровень звукового давления равногромкого стандартного чистого тона (1000 Гц) равен 1 дБ. Так, звук частотой 200 Гц при уровне 60 дБ имеет уровень громкости в 50 фонов. Нижняя кривая на рис. 9 - это кривая порога слышимости хорошего уха. Диапазон слышимых частот простирается примерно от 20 до 20 000 Гц (см. также СЛУХ).
Распространение звуковых волн. Как и волны от камешка, брошенного в спокойную воду, звуковые волны распространяются во всех направлениях. Такой процесс распространения удобно характеризовать волновым фронтом. Волновой фронт - это поверхность в пространстве, во всех точках которой колебания происходят в одной фазе. Волновые фронты от камешка, упавшего в воду, представляют собой окружности.
Плоские волны. Волновой фронт простейшего вида - плоский. Плоская волна распространяется только в одном направлении и представляет собой идеализацию, которая лишь приблизительно реализуется на практике. Звуковую волну в трубе можно считать приблизительно плоской, как и сферическую волну на большом расстоянии от источника.
Сферические волны. К простым типам волн можно отнести и волну со сферическим фронтом, исходящую из точки и распространяющуюся во всех направлениях. Такую волну можно возбудить с помощью малой пульсирующей сферы. Источник, возбуждающий сферическую волну, называется точечным. Интенсивность такой волны убывает по мере ее распространения, поскольку энергия распределяется по сфере все большего радиуса. Если точечный источник, создающий сферическую волну, излучает мощность 4pQ, то, поскольку площадь поверхности сферы радиусом r равна 4pr2, интенсивность звука в сферической волне равна J = Q/r2, где r - расстояние от источника. Таким образом, интенсивность сферической волны убывает обратно пропорционально квадрату расстояния от источника. Интенсивность любой звуковой волны в процессе ее распространения уменьшается вследствие поглощения звука. Это явление будет рассмотрено ниже.
Принцип Гюйгенса. Для распространения волнового фронта справедлив принцип Гюйгенса. Для выяснения его рассмотрим известную нам форму волнового фронта в какой-либо момент времени. Ее можно найти и спустя время Dt, если каждую точку начального волнового фронта рассматривать как источник элементарной сферической волны, распространившейся за этот промежуток на расстояние vDt. Огибающая всех этих элементарных сферических волновых фронтов и будет новым волновым фронтом. Принцип Гюйгенса позволяет определять форму волнового фронта на протяжении всего процесса распространения. Из него следует также, что волны, как плоские, так и сферические, сохраняют свою геометрию в процессе распространения при условии, что среда однородна.
Дифракция звука. Дифракцией называется огибание волнами препятствия. Дифракция анализируется с помощью принципа Гюйгенса. Степень такого огибания зависит от соотношения между длиной волны и размером препятствия или отверстия. Поскольку длина звуковой волны во много раз больше, чем световой, дифракция звуковых волн менее удивляет нас, нежели дифракция света. Так, можно разговаривать с кем-то стоящим за углом здания, хотя он и не виден. Звуковая волна с легкостью огибает угол, тогда как свет из-за малости своей длины волны дает резкие тени. Рассмотрим дифракцию плоской звуковой волны, падающей на твердый плоский экран с отверстием. Для определения формы волнового фронта по другую сторону экрана нужно знать соотношение между длиной волны l и диаметром отверстия D. Если эти величины примерно одинаковы или l намного больше D, то получается полная дифракция: волновой фронт выходящей волны будет сферическим, а волна достигнет всех точек за экраном. Если же l несколько меньше D, то выходящая волна будет распространяться преимущественно в прямом направлении. И наконец, если l намного меньше D, то вся ее энергия будет распространяться по прямой. Эти случаи показаны на рис. 10.
Рис. 10. ДИФРАКЦИЯ ЗВУКОВЫХ ВОЛН на отверстии. Слева - длина волны звука намного больше диаметра отверстия, волновой фронт за отверстием имеет вид полусферы; справа - длина волны звука значительно меньше диаметра отверстия, волна почти не расходится в стороны.
Дифракция наблюдается и тогда, когда на пути звука оказывается какое-либо препятствие. Если размеры препятствия намного больше длины волны, то звук отражается, а позади препятствия формируется зона акустической тени. Когда размеры препятствия сравнимы с длиной волны или меньше ее, звук дифрагирует в какой-то мере во всех направлениях. Это учитывается в архитектурной акустике. Так, например, иногда стены здания покрывают выступами с размерами порядка длины волны звука. (На частоте 100 Гц длина волны в воздухе около 3,5 м.) При этом звук, падая на стены, рассеивается во всех направлениях. В архитектурной акустике это явление называется диффузией звука.
Отражение и прохождение звука. Когда звуковая волна, движущаяся в одной среде, падает на границу раздела с другой средой, одновременно могут происходить три процесса. Волна может отражаться от поверхности раздела, она может проходить в другую среду без изменения направления или изменять направление на границе, т.е. преломляться. На рис. 11 показан простейший случай, когда плоская волна падает под прямым углом к плоской поверхности, разделяющей два различных вещества. Если коэффициент отражения по интенсивности, который определяет долю отраженной энергии, равен R, то коэффициент прохождения будет равен T = 1 - R.
Рис. 11. ОТРАЖЕНИЕ И ПРОХОЖДЕНИЕ ЗВУКА. На границе двух сред падающая волна может отражаться или проходить из одной среды в другую.
Для звуковой волны отношение избыточного давления к колебательной объемной скорости называется акустическим сопротивлением. Коэффициенты отражения и прохождения зависят от соотношения волновых сопротивлений двух сред, волновые сопротивления, в свою очередь, пропорциональны акустическим сопротивлениям. Волновое сопротивление газов гораздо меньше, чем жидкостей и твердых тел. Поэтому если волна в воздухе падает на толстый твердый объ
Полезные сервисы
звук какуминальный
звук музыкальный
Энциклопедический словарь
Звук музыка́льный - характеризуется определенной высотой (от до субконтроктавы до до - ре пятой октавы, или от 16 Гц до 4-4,5 кГц), громкостью (см. Динамика в музыке), длительностью и тембром.
Большой энциклопедический словарь
ЗВУК МУЗЫКАЛЬНЫЙ - характеризуется определенной высотой (от до субконтроктавы до до - ре пятой октавы, или от 16 Гц до 4-4,5 кГц), громкостью (см. Динамика в музыке), длительностью и тембром.
Полезные сервисы
звук напряженный
звук неслоговой
звук носовой
звук опорный
звук открывающийся
звук паразитический
звук переходный
звук придувной
звук придыхательный
звук речи
Идеография
▲ звук
↑ элементарный, речь
↓ артикуляция. артикуляционный.
фонетика - наука об акустических свойствах звуков человеческой речи.
Лингвистические термины
Конкретный звук, который произносится конкретным лицом в определенном случае. Звук речи - точка в артикуляционном и акустическом пространстве.
Элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. При фонетическом членении речи звук - это часть слога, кратчайшая, далее неделимая звуковая единица, произнесенная за одну артикуляцию. Гласный звук. Согласный звук.