Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

чжоу

Энциклопедический словарь

Чжо́у - название эпохи в истории Древнего Китая и китайской династии 1027-256 (по другим данным, 249) до н. э. Эпоха Чжоу ознаменовалась подъёмом китайской культуры (появление философских школ - конфуцианства, фацзя, даосизма и др.).

* * *

ЧЖОУ - ЧЖО́У (Chou), династиягосударство) в Древнем Китае (1027 - ок. 250 г. до н. э). Была основана У-ваном - вождем племени Чжоу, захватившим территорию государства Инь (см. ИНЬ) и положившим начало новой династии. Эпоха Чжоу делится на два периода: Западное Чжоу (1027 - 771 до н. э.) и Восточное Чжоу (770 - ок. 250 до н. э.).

Несмотря на сохранение преемственности правящей династии, эпоха Чжоу не является единым целостным периодом в истории древнего Китая. В эту эпоху произошли, закрепились и развились многочисленные изменения, затронувшие все сферы жизни страны.

Западное Чжоу

Племя Чжоу (происхождение и языковая принадлежность его неизвестны) входило в состав протогосударства Инь (см. ИНЬ) (Шан). Обитало оно по берегам р. Вэйхэ (см. ВЭЙХЭ (приток Хуанхэ)) - в районе Цзунчжоу (близ современного г. Сиань (см. СИАНЬ)). Правители Чжоуского государства носили родовую фамилию Цзи. Родоначальником чжоусцев был Хоу-цзи.

В 1027 до н. э. (по другим данным, в 1122 до н. э., в 1045 до н. э. и даже в 911 до н. э.) чжоуский племенной вождь У (впоследствии У-ван) нанес на территории современной провинции Хэнань (см. ХЭНАНЬ) сокрушительное поражение войскам государства Инь (Шан) в битве при Муэ и захватил его территорию. Большая часть населения Инь (Шан) была обращена в рабство.

Под властью этого государственного образования находились обширные территории: от современной провинции Ганьсу (см. ГАНЬСУ) на северо-западе и Сычуани (см. СЫЧУАНЬ) на юго-западе до Желтого (см. ЖЕЛТОЕ МОРЕ) моря на востоке, от провинции Шэньси (см. ШЭНЬСИ) на севере до р. Янцзы (см. ЯНЦЗЫ) на юге.

Столица государства - Хао (Хаоцзин) - находилась у места впадения р. Вэйхэ в Хуанхэ (см. ХУАНХЭ) неподалеку от современного г. Сиань. Позже для закрепления своей власти в восточных районах страны чжоуские правители основали вторую (восточную) столицу - Лои (современный Лоян (см. ЛОЯН)) - в среднем течении Хуанхэ.

В I тыс. до н. э. в Китае продолжалось дальнейшее развитие земледелия в древнем Китае. Значительные масштабы приобрело использование оросительных сооружений. Довольно широко было распространено рабство. Рабами становились не только пленники, но и несостоятельные должники из состава свободных общинников. Значительную роль играли организуемые государством общественные работы по расширению и поддержанию в порядке ирригационной системы и т. п. В социальной сфере произошли значительные изменения. Все большую роль стало играть сословие воинов - ши («воинские начальники», «командиры»), за службу получавших право пользоваться трудом крестьян.

В середине I тыс. до н. э. (одновременно со Средиземноморьем) в Китае началось распространение железа (см. ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК). Это дало толчок дальнейшему расширению оросительной системы, увеличению посевных площадей. Улучшилась техника земледелия, игравшего уже ключевую роль в хозяйстве страны. Стали применяться органические удобрения, существенно повысилась урожайность, развивались ремесло и торговля. Гончарное дело продолжало традиции предшествующей эпохи. Высокого уровня мастерства достигли изготовители лаковых и бронзовых предметов, в том числе произведений искусства. Строились каменные здания высотой до девяти этажей. К этому же времени относится начало введения новой формы повинности - натурального налога с членов крестьянской общины, которая считалась коллективным владельцем обрабатываемой ею земли. Постепенно, правда, общины утратили статус собственников земли, и вся земля стала считаться владением вана.

Так как китайская история чжоуского периода еще недостаточно изучена, существуют определенные разногласия по вопросу о датировке начала развития феодальных отношений в Китае. Некоторые исторические школы относят начало этого процесса еще к периоду Западного Чжоу, другие - к периоду Восточного Чжоу. Однако несомненно то, что уже вскоре после установления династии сначала на периферии, а затем и в центральных районах страны возросла власть местных правителей, а чжоуский ван (см. ВАН (титул)), постепенно теряя реальную верховную власть, превращался едва ли не в номинальную фигуру.

Примерно через два столетия после учреждения новой династии в государстве начались усобицы между региональными князьями, которые фактически поделили между собой не только административную, но и военную власть в отдельных частях Китая.

Восточное Чжоу

К 8 в. до н. э. относится начало династии Восточного Чжоу, а также периода Чуньцю (см. ЧУНЬЦЮ) («Весна и осень»), продлившегося до середины 5 в. до н. э. В другой традиции этот период именуется также Лего («Разделенные царства»).

В период Чуньцю Китай был разделен на два десятка небольших враждующих друг с другом княжеств, номинально подчинявшихся чжоускому вану, а фактически независимых. Технологическое, военное и экономическое превосходство империи Чжоу перед соседями было настолько существенным, что в данный период Китай не испытывал серьезной внешней угрозы, что позволило стране довольно долго без особой опасности существовать в условиях подобной раздробленности.

5 в. до н. э. знаменует собой начало нового этапа в истории чжоуского Китая - периода Чжаньго (см. ЧЖАНЬГО) («Сражающихся царств», или «Воюющих царств»). Фактически на китайской исторической арене в этот период остаются лишь семь почти полностью независимых от вана государств: Чу, Цинь, Чжао, Ци, Вэй, Янь и Хань. Эти царства, постоянно конфликтуя между собой, зачастую образовывали непрочные союзы, преследовавшие цель нанести максимальный ущерб общему противнику. Однако в течение долгого времени на территории Китая сохранялся известный баланс сил, и ни один из местных властителей не мог добиться принципиального преимущества над своими соперниками.

К концу периода, однако, царство Цинь, одно из наиболее крупных и экономически развитых, усилилось настолько, что смогло политическими и военными средствами объединить страну. Усилению Цинь в немалой степени содействовали реформы, проведенные в 358-348 до н. э. (существуют другие датировки) талантливым администратором и государственным деятелем Шан Яном (см. ШАН ЯН). Было введено новое административно-территориальное деление, положено начало фактическому разрушению патриархальной семьи, разрешен свободный коммерческий оборот земли. Циньские правители свергли династию Чжоу, просуществовавшую почти тысячелетие, и положили начало новой династии - Цинь (см. ЦИНЬ (династия)).

Эпоха Чжоу во многом определила дальнейшие пути исторического, культурного и духовного развития китайского народа на тысячелетия вперед. К 6-5 вв. до н. э. относится жизнь и деятельность полулегендарного мыслителя Лао-Цзы (см. ЛАО-ЦЗЫ) (Лао Эр). Согласно преданиям младшим современником Лао Цзы был Конфуций (см. КОНФУЦИЙ) (Кун Цю, Кун Фу Цзы) - основоположник конфуцианства (см. КОНФУЦИАНСТВО), ставшего основой духовной и социальной жизни Китая вплоть до 20 в.

Среди письменных источников по истории эпохи Чжоу важными и значительными являются «Шуцзин» (см. ШУЦЗИН) («Книга документов») - свод речей правителей и приближенных; эпический памятник «Шицзин» (см. ШИЦЗИН) («Книга песен») - свод песен; древнекитайская летопись «Чунь-цю» («Весны и осени»), освещающая события VIII-V вв. до н. э.

Большой энциклопедический словарь

Синонимы к слову чжоу

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

чжоу гуанчжао

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

чжоу дуньи

Энциклопедия Кольера

Чжоу Маошу, Чжоу Ляньси, Чжоу-цзы, Чжоу Юань-гун (1017-1073), китайский философ и литератор, главный основоположник неоконфуцианства. Родился в 1017 в Индао (совр. уезд Даосянь провинции Хунань). Происходил из семьи чиновника, в 1036-1071 находился на государственной службе, занимая административные посты среднего уровня. Через своего дядю по матери, ставшего ему приемным отцом, крупного чиновника Чжэн Сяна был связан с консервативной группировкой при дворе, которая противодействовала реформам Ван Аньши (1021-1086). Однако с последним Чжоу Дуньи, по некоторым свидетельствам, имел личную встречу в 1060 и оказал на него сильное впечатление. Прямыми учениками Чжоу Дуньи были основоположники неоконфуцианства братья Чэн (Чэн Хао (1032-1085), Чэн И (1033-1107)). Посмертно в 1120 получил почетное имя Юань-гун (князь Изначального), в 1241 удостоился титула графа (бо) Жунани и установления таблички с его именем в храме Конфуция. При последующих династиях ему присваивались еще более высокие титулы и звания (1319, князь Даого; 1714, "древний мудрец"). Умер Чжоу Дуньи в Лушани провинции Цзянси 14 июля 1073.

<a href='/dict/план' class='wordLink' target='_blank'>ПЛАН</a> <a href='/dict/великого' class='wordLink' target='_blank'>ВЕЛИКОГО</a> <a href='/dict/предела' class='wordLink' target='_blank'>ПРЕДЕЛА</a> <a href='/dict/чжоу' class='wordLink' target='_blank'>Чжоу</a> <a href='/dict/дуньи' class='wordLink' target='_blank'>Дуньи</a>

"ПЛАН ВЕЛИКОГО ПРЕДЕЛА" Чжоу Дуньи

Главные философские сочинения - Тай цзи ту шо (Изъяснение Плана Великого предела, русский перевод И.Я.Бичурина, 1832; Н.Зоммера, 1851; В.А.Кривцова, 1958; Е.А.Торчинова, 1982; В.Е.Еремеева, 1993) и Тун шу (Книга проникновения), или И тун (Проникновение в "Перемены"; русский перевод Н.Я.Бичурина, 1832). Ортодоксальной считается их текстологическая и идейная трактовка в комментарии Чжу Си (1130-1200),утвердившего и атрибуцию Тай цзи ту шо, в которой сомневался его современник Лу цзююань (1139-1193), указывавший на принципиальное отличие этого трактата И тун. В период правления династии Мин (1368-1644) творческое наследие Чжоу Дуньи было сведено воедино и сопровождено пояснительными текстами в собрании сочинений, которое в дальнейшем фигурировало под тремя синонимичными названиями: Чжоу-цзы цюань шу (Полное [[собрание]] письмен философа Чжоу), Чжоу Ляньси цзи (Собрание [[сочинений]] Чжоу Ляньси) и Чжоу Юань-гун цзи (Собрание [[сочинений]] Чжоу-князя Изначального). Тай цзи ту шо представляет собой сжатый, но содержательный комментарий к графической схеме ("Плану Великого предела"), производной от аналогичных схем У цзи ту (Плана Беспредельного, или Плана Предела отсутствия/небытия) даоса Чэнь Туаня (10 в.) и Тай цзи сянь тянь чжи ту (Преднебесного плана Великого предела) из входящего в Дао цзан (Сокровищницу дао) даосского трактата, созданного не позднее середины 8 в., Шан фан да дун чжэнь юань мяо цзин ту, (Планы чудесного канона высочайшего и величайшего в истинное начало), одним из источников которых был первый канон даосской алхимии [[Чжоу и]] цань тун ци (Триединое согласие [["Чжоуских перемен"]], или Единение триады согласно "Чжоу и") Вэй Бояна (2 в.). По Тай цзи ту шо, все многообразие мира: силы инь ян, "пять элементов" (у син1, в трактате названы "пятью пневмами" - у ци, см. ЦИ-ПНЕВМА), четыре времени года и вплоть до "тьмы вещей" (вань у), а также добро и зло (шань - э), "пять постоянств" (у чан), названы "пятью природами" - у син3, и вплоть до "тьмы дел" (вань ши, см. ЛИ-ПРИНЦИП; У-ВЕЩЬ; ВЭЙ-ДЕЯНИЕ), - исходит из "Великого предела" (тай цзи). Тот в свою очередь следует за "Беспредельным", или "Пределом отсутствия/небытия" (у цзи). Терминцзи", допускающий двоякое понимание, возник в изначальном даосизме (Дао дэ цзин. § 28), а коррелятивный ему термин "тай цзи" - в конфуцианстве (Си цы чжуань, I, 11). Чжу Си (12 в.) истолковал сопряжение этих гетерогенных терминов как их синонимичное употребление, обозначающее сущностное тождество "Великого предела" и неисчерпаемой первозданности бытия ("Беспредельного"). Однако его оппонент Лу Цзююань утверждал, что здесь выражена даосская идея первичности "отсутствия/небытия" (ср. Дао дэ цзин, § 40) и поэтому Тай цзи ту шо не мог быть написан ревностным конфуцианцем Чжоу Дуньи. Порождающая функция "Великого предела" реализуется через взаимообусловливающие и сменяющие друг друга "движение" и "покой" (цзин2, см. ДУН-ЦЗИН).

Последнему принадлежит приоритет, что совпадает с принципами и формулами изначального даосизма (Дао дэ цзин, § 37; Чжуан-цзы, гл. 13). Для человека безреагентная и неподвижная сущность мироздания, т.е.цзи", проявляется в качестве "подлинности/искренности" (чэн1). Эта категория, совмещающая онтологический ("путь Неба", см. ДАО) и антропологический ("путь человека") смысл, была выдвинута первыми конфуцианцамиМэн-цзы, Чжун юне, Сюнь-цзы, 4-3 вв до н.э.), а в Тун шу заняла центральное место. Определяющая высшее благо (чжи шань) и "совершенномудрие" (шэн1) "подлинность/искренность" в идеале требует "главенства покоя" (чжу цзин), то есть отсутствия желаний, мыслей, деяний. Главное теоретическое достижение Чжоу Дуньи - сведение важнейших конфуцианских категорий и связанных с ними концепций в универсальную (от космологии до этики) и чрезвычайно простую, основанную прежде всего на Чжоу и мировоззренческую систему, в рамках которой получила освещение не только конфуцианская, но и даосско-буддийская проблематика.

ЛИТЕРАТУРА

Бичурин Н.Я. Изображение Первого начала, или О происхождении физических и нравственных законов. - Московский телеграф, 1832, ч. 48, № 21-23 Зоммер Н. Об основаниях китайский философии. - Ученые записки Казанского университета за 1851 г. Т. 1 Кривцов В.А. Китайский космогонический трактат XI века. - Вопросы философии, 1958, № 12 Еремеев В.Е. Чертеж антропокосма. М., 1993 Буддийский взгляд на мир. СПб, 1994 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Голыгина К.И. "Великий предел". Китайская модель мира в литературе и культуре (I-XIII вв.). М., 1995 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998

Полезные сервисы

чжоу и

Энциклопедия Кольера

Наиболее авторитетное и оригинальное произведение китайской канонической и философской литературы, стоящее во главе как Тринадцатиканония (Ши сань цзин), так и Пятиканонияцзин) и оказавшее фундаментальное нормативное воздействие на всю культуру традиционного Китая, стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Каждый из двух иероглифов, составляющих название Чжоу и, может быть понят по крайней мере трояко: "Чжоу" - 1) имя династии, правившей в Китае с конца II тысячелетия до н.э. по середину 3 в. до н.э., и хронологическое обозначение данной эпохи; 2) слово, имеющее значение "оборот, круг, цикл"; 3) "везде, повсюду, полный, исчерпывающий"; "и4" - 1) "легкий, нетрудный"; 2) "перемена, метаморфоза"; 3) "неизменность, твердость". Соответственно сочетание "Чжоу и" допускает определяемые комбинациями этих смыслов весьма различные толкования: "[[Канон]] перемен [[эпохи]] Чжоу"; "Легкий [[канон эпохи]] Чжоу" (т.е. более простой текстологически или производный от более легкого вида гадания на стеблях тысячелистника - ши7, а не на панцирях черепах - бу); "Неизменное [[эпохи]] Чжоу"; "Всеохватные (круговые) перемены"; "Всеохватный (круговой) легкий [[канон]]"; "Неизменность кругооборота"; "Полная неизменность" (тут слово "канон" - эквивалент иероглифа "цзин1", входящего в состав синонимичного Чжоу и обозначения - И цзин, Канон перемен, Книга перемен; см. ЦЗИН ВЭЙ). Чжоу и включает в себя каноническую частьдвух разделах), созданную, видимо, в 8-7 вв. до н.э., т.е. собственно И цзин, и комментирующую часть, созданную в 6-4 вв. до н.э., - И чжуань (или Ши и - Десять крыльев, т.е. семь комментариев - чжуань, три из которых имеют по два раздела). Специфическую основу И цзина составляют возникшие, вероятно, в конце II - начале I тысячелетия до н.э. 64 гексаграммы (люшисы гуа, см. ГУА) - особые графические символы, состоящие из шести расположенных друг над другом черт двух видов - целой и прерванной - во всех комбинаторно возможных вариантах. Черты истолковываются как знаки универсальных мироустроительных сил инь ян (соответственно прерванная и целая), а их двойные, тройные и т.д. комбинации - как знаки более конкретных воплощений инь и ян во всех сферах бытия. Центральную роль в этой системе играют восемь триграмм (ба гуа) - сочетания из трех черт, считающиеся половинными компонентами гексаграмм и знаменующие собой восьмеричный набор универсалий:

<a href='/dict/чжоу' class='wordLink' target='_blank'>ЧЖОУ</a> И

Происхождение канонической части Чжоу и связано с двумя важнейшими видами гадательной практики - на панцирях черепах и костях крупного рогатого скота (образовывание геометрических символов) и на стеблях тысячелистника (различные числовые комбинации). В Чжоу ли содержится сообщение об использовании при "великом гадании" (да бу) "приемов трех перемен" (сань и чжи фа): Лянь шань (Смыкающиеся горы), Гуй цзан (Возвращение в сокровищницу) и Чжоу и. В традиционной "науке об И цзине" - "и сюэ" указанные названия связываются с тремя вариантами одного произведения, соотносящимися с мифическими правителями древности: Фуси (или последовавшим за ним Шэньнуном), Хуан-ди (преемником Шэньнуна) и основателем династии Чжоу - Вэнь-ваном (12-11 вв. до н.э.), либо с тремя первыми династиями - Ся (23-16 вв. до н.э.), Шан-Инь (16-11 вв. до н.э.) и Чжоу (11-3 вв. до н.э.). Тексты Лянь шань и Гуй цзан считались утраченными. По предположению Пи Сижуя (19 в.), до Конфуция подобных текстов, как и записанного текста Чжоу и, вообще не существовало и речь идет лишь о различных системах гадания. Древнейшие мантичические приемы преобразованы в Чжоу и в нумерологическую (см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ) систему математикоподобных операций с числами и геометрическими фигурами, задача которой - "разделять по родам свойства всей тьмы вещей" (Си цы чжуань, II, 2). В приписываемой Конфуцию, но реально сложившейся, видимо, в 5-4 вв. до н.э. комментирующей части Чжоу и, главным образом в ее наиболее философичном разделе - Си цы чжуань (Комментарий привязанных слов), эта система трактуется как учение о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций структуре постоянно и циклически изменяющегося мира. Формализованный характер операций с гексаграммами и их компонентами позволил Чжоу и обрести общеметодологический статус, функционально аналогичный тому, который в Европе принадлежал Органону Аристотеля. В эпоху Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.) под воздействием мистико-натурфилософских учений инь-ян цзя, "школы новых письмен" (цзинь вэнь цзин сюэ) и оракула-апокрифической традиции (чэнь вэй) общеметодологический потенциал схем гуа был реализован в максимальном увеличении их онтологических референтов и координации со всеми другими аналогичными схемами - "пятью элементами" (у син1), циклическими и зодиакальными знаками, магическими числовыми фигурами Хэ ту и Ло шу. На рубеже н.э. в сочинении И линь (Лес перемен) Цзяо Яньшоу (1 в. до н.э.) или Цуй Чжуаня (1-2 вв.) и Тай сюань цзин (Канон Великой тайны) Ян Сюна (1в. до н.э. - 1 в. н.э.) были предприняты попытки усложнить нумерологию Чжоу и или дополнить альтернативной троичной системой. Однако они не получили общего признания, и Чжоу и сохранил свое центральное методологическое и мировоззренческое значение как для конфуцианства, так и для даосизма, окончательно утвердившееся в период правления династии Сун (10-13 вв.), когда сформировалось неоконфуцианство. В этот же период сложилось нумеролого-методологическое "учение о планах и письменах" (ту шу чжи сюэ), в рамках которого содержание Чжоу и эксплицировалось системой диаграмм, прежде всего связанных с расположением гуа согласно Вэнь-вану (как в реальном тексте) или согласно Фу-си (как в идеальной модели). Постепенная смена целых (ян) и прерванных (инь) черт гуа в последовательности Фу-си подчинена той же закономерности, что и смена знаков 1 и 0 в обозначении натурального ряда чисел в двоичной арифметике, лежащей в основе всех современных компьютерных программ. Создатель двоичной арифметики Лейбниц был знаком с системой Чжоу и через иезуитов-миссионеров и усматривал в ней свидетельство божьего промысла. В 1973 при археологических раскопках в КНР (Мавандуй близ г.Чанша) был обнаружен древнейший (180-170 до н.э.) текст Чжоу и со специфической (третьей) последовательностью гексаграмм, типологически схожей с последовательностью Фу-си. Наиболее авторитетными считаются переводы Чжоу и на европейские языки, выполненные Дж.Леггом (английский язык), Р.Вильгельмом (немецкий язык), а также русский перевод канонической частицзин) Ю.К.Щуцкого.

<a href='/dict/линейная' class='wordLink' target='_blank'>ЛИНЕЙНАЯ</a> <a href='/dict/последовательность' class='wordLink' target='_blank'>ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ</a> <a href='/dict/триграмм' class='wordLink' target='_blank'>триграмм</a> по <a href='/dict/вэнь' class='wordLink' target='_blank'>Вэнь</a><abbr>-вану</abbr>.

ЛИНЕЙНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ триграмм по Вэнь-вану.

<a href='/dict/линейная' class='wordLink' target='_blank'>ЛИНЕЙНАЯ</a> <a href='/dict/последовательность' class='wordLink' target='_blank'>ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ</a> <a href='/dict/триграмм' class='wordLink' target='_blank'>триграмм</a> по <a href='/dict/фуси' class='wordLink' target='_blank'>Фуси</a> с <a href='/dict/двоичным' class='wordLink' target='_blank'>двоичным</a> <a href='/dict/кодом' class='wordLink' target='_blank'>кодом</a>.

ЛИНЕЙНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ триграмм по Фуси с двоичным кодом.

<a href='/dict/квадратное' class='wordLink' target='_blank'>КВАДРАТНОЕ</a> <a href='/dict/расположение' class='wordLink' target='_blank'>РАСПОЛОЖЕНИЕ</a> <a href='/dict/гексаграмм' class='wordLink' target='_blank'>гексаграмм</a> <a href='/dict/согласно' class='wordLink' target='_blank'>согласно</a> <a href='/dict/мавандуйскому' class='wordLink' target='_blank'>мавандуйскому</a> <a href='/dict/тексту' class='wordLink' target='_blank'>тексту</a>.

КВАДРАТНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ гексаграмм согласно мавандуйскому тексту.

ЛИТЕРАТУРА

Го Можо. Бронзовый век. М., 1959 "И цзин" и историко-философская традиция древности и средневековья. М., 1992 Лукьянов А.Е. Дао "Книги перемен". М., 1993 Зинин С.В. "И цзин" как памятник китайской литературы. Петербургское востоковедение, вып. 3. СПб, 1993 Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994 Щуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен". М., 1997 Вильгельм Р, Вильгельм Г. Пониманиецзин". М., 1998 От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М., 1998 Китайская геомантия. СПб, 1998

Полезные сервисы

чжоу либо

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

чжоу синьфан

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

чжоу сяоянь

чжоу эньлай

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

ЧЖОУ ЭНЬЛАЙ (1898-1976), видный китайский политический деятель, глава китайского правительства с 1949 по 1976. Родился 5 марта 1898 в уездном городе Хуайань, провинция Цзянсу. Его дед принадлежал к привилегированному сословию жэньши - ученых на государственной службе, а отец был учителем (по другим данным - мелким чиновником). В 1918, обучаясь в Нанькайском университете в Тяньцзине, Чжоу принял участие в студенческих акциях протеста, за что был приговорен к году тюремного заключения. Выйдя из тюрьмы, в 1920 выехал в Париж, где организовал коммунистическую ячейку китайских студентов. Выезжал на несколько месяцев в Великобританию, около года учился в Германии. По возвращении в 1924 в Китай Чжоу стал горячим сторонником Сунь Ятсена, который возглавил Гоминьдан и вступил в союз с коммунистами. Чжоу был назначен начальником политотдела новой военной школы в Вампу; начальником этой школы был Чан Кайши. В 1925 Чжоу женился на Дэн Инчао, с которой познакомился шестью годами раньше, отбывая тюремное заключение. В 1927 Чжоу Эньлай организовал и осуществил захват Шанхая отрядами рабочих, однако Чан Кайши взял город под свой контроль, приговорив Чжоу и ряд других коммунистических лидеров к смертной казни. Чжоу Эньлаю удалось спастись, выехав сначала в Ухань, а затем в Наньчан, где он внес заметный вклад в организацию восстания 1 августа 1927. Чжоу работал нелегально до 1931, пока не оказался в контролируемых коммунистами районах в провинциях Цзянсу и Фуцзянь, где был назначен политкомиссаром при командире Народной армии Чжу Дэ. После вошедшего в историю "Великого похода" Чжоу занялся созданием объединенного фронта для борьбы с японцами. Когда в декабре 1936 Чан Кайши, упорно считавший своими главными противниками не японцев, а коммунистов, был арестован офицерами генерала-националиста Чжан Сюэляна, Чжоу Эньлай возглавил коммунистическую делегацию, спас жизнь Чана и добился его освобождения. Когда объединенный фронт превратился в реальную силу, Чжоу стал военным советником при Чан Кайши. Тем не менее отношения между Гоминьданом и коммунистами оставались сложными, а в 1941 произошел раскол. Чжоу Эньлай продолжал работать в качестве представителя компартии при правительстве в Чунцине и Нанкине до 1946. В том же году возглавил делегацию КПК на мирной конференции по Китаю, организованной Дж.Маршаллом. В 1948 Чжоу был избран заместителем председателя КПК, в 1949 стал членом ее секретариата. В первом правительстве КНР, начавшем свою работу после официального провозглашения республики 1 октября 1949, Чжоу Эньлай получил пост премьер-министра. В своей деятельности премьер был подотчетен лишь Мао Цзэдуну, совмещавшему посты председателя КПК и председателя КНР. Чжоу занимал также посты министра иностранных дел, члена политбюро ЦК КПК и заместителя председателя реввоенсовета республики. В 1950 в составе китайской делегации Чжоу Эньлай выезжал в Москву для подписания советско-китайского договора о дружбе, союзе и взаимопомощи. Возглавлял китайскую делегацию на женевской конференции по Корее и Индокитаю. В 1958 он оставил пост министра иностранных дел, однако продолжал занимать пост главы правительства КНР. Начиная с 9-го съезда КПК в апреле 1969 Чжоу входил в состав Постоянного комитета политбюро ЦК КПК, 5 членов которого фактически управляли страной. После низложения и смерти в 1971 министра обороны КНР Линь Бяо, которого Мао Цзэдун прочил в преемники, Чжоу Эньлай стал второй после Мао фигурой в политической иерархии Китая. Умер Чжоу Эньлай в Пекине 8 января 1976.

Полезные сервисы

чжоукоудянь

чжоушань