м.
Один из высших богов в индуизме.
-ы, м.
В индуистской мифологии: один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в т. н. божественную триаду (тримурти), бог-созидатель и в то же время бог-разрушитель.
Древнеиндийское Shiva ‘благой’, ‘милосердный’, ‘приносящий счастье’.
Энциклопедический комментарий:
В качестве самостоятельного божества Шива был включен в пантеон сравнительно поздно (около 200 г. до н. э.), однако истоки его культа уходят в глубокую древность. Представление о созидающей энергии Шивы воплощено в его основном символе - линге-фаллосе. Изображение линги в виде каменной колонны, покоящейся на йони - женском символе, распространен по всей Индии и является главным объектом культа Шивы. Согласно мифу, во время спора Брахмы и Вишну, кого из них почитать творцом, перед ними вдруг возник пылающий линга необозримой величины. Пытаясь найти его начало и конец, Вишну в виде кабана спустился под землю, а Брахма в виде гуся взлетел в небо, но оба не достигли цели. Тогда они признали Шиву величайшим из богов. Как богу-разрушителю Шиве отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы, соответствующей 8 640 000 000 лет. С этим связаны многие устрашающие черты облика и культа Шивы. Посреди лба бога - третий глаз, который особенно губителен: его пламенем он сжег бога любви Каму, когда тот пытался отвлечь его от аскетических подвигов. На многих изображениях Шивы у него пять (или четыре) лиц и четыре руки, в которых он держит атрибуты культа и власти. Космическую энергию Шивы, регулирующую мировой порядок, олицетворяет его оргиастический танец, который Шива в качестве Натараджи ("царя танца") исполняет вместе со своей женой Деви на теле убитого им демона.
ШИ́ВА -ы; ж. В индуизме и брахманизме: один из трёх верховных богов (наряду с Брахмой и Вишну; изображается в виде танцующего человека или аскета, погружённого в созерцание).
* * *
Ши́ва - один из трёх верховных богов (наряду с Брахмой и Вишну) в брахманизме и индуизме. По происхождению доарийский бог, «хозяин животных». Изображается в грозном виде, часто в священном танце, воплощающем космическую энергию, или аскетом, погружённым в созерцание, также символически в виде линги (фаллическое изображение).
* * *
ШИВА - ШИ́ВА, один из трех верховных Богов (наряду с Брахмой (см. БРАХМА) и Вишну (см. ВИШНУ) ) в брахманизме и индуизме. По происхождению доарийский Бог, «хозяин животных». Изображается в грозном виде, часто в священном танце, воплощающем космическую энергию, или аскетом, погруженным в созерцание, также символически в виде лингама (см. ЛИНГАМ) .
ШИВА - один из трех верховных Богов (на ряду с Брахмой и Вишну) в брахманизме и индуизме. По происхождению доарийский Бог, "хозяин животных". Изображается в грозном виде, часто в священном танце, воплощающем космическую энергию, или аскетом, погруженным в созерцание, также символически в виде линги (фаллическое изображение).
Бронзовая фигура танцующего бога Шивы.
ШИВА, один из трех верховных богов (наряду с Брахмой и Вишну) в брахманизме и индуизме. По происхождению доарийский бог, "хозяин животных". Изображается в грозном виде, часто в священном танце, воплощающем космическую энергию, или аскетом, погруженным в созерцание, также символически в виде линги (фаллическое изображение).
Шива и его жена Парвати. Бенгалия. 10 в.
(Shiva, санскрит - приносящий счастье), один из верховных богов в индуистской мифологии. Почитается в неск. противоположных ипостасях, сочетание крых подчеркивает его непостижимую запредельность, выступает и как благодетель, и как символ чувственности, изображаемый в виде линги-фаллоса, и как аскет, медитирующий в Гималаях. Многоликий Ш. - грозный бог разрушения и смерти; в ипостаси Натараджи, четырехрукого царя танца, он попирает силы невежества и хаоса, поддерживая равновесие мироздания. Супруга Ш. - Шакти, предстает под именами Парвати, Дурга (Дурга-пуджа) или Кали. Культ Ш., шиваизм, наряду с вишнуизмом и шактизмом - одна из трех осн. форм индуизма.
Ши́ва, -ы, муж.
Ши́ва мо <жо 1а>
- В некоторых направлениях индуизма он призван разрушить Вселенную в конце махаюги.
- Бог в брахманизме.
- По верованиям индусов, в танце этот бог создавал из хаоса Вселенную.
- Символом этого индуистского бога являлся фаллос.
- Богиня смерти Кали была женой этого грозного бога.
Шива́джи (1627 или 1630 - 1680), национальный герой маратхов. Возглавил борьбу маратхов Махараштры против гнёта Великих Моголов и создал (1674) независимое маратхское государство.
* * *
ШИВАДЖИ - ШИВА́ДЖИ (1627 или 1630-80), национальный герой маратхов. Возглавил борьбу маратхов Махараштры против гнета Великих Моголов и создал (1674) независимое маратхское государство.
ШИВАДЖИ (1627 или 1630-80) - национальный герой маратхов. Возглавил борьбу маратхов Махараштры против гнета Великих Моголов и создал (1674) независимое маратхское государство.
м.
Одно из двух главных - наряду с вишнуизмом - течений в индуизме, распространённое преимущественно в Южной и Восточной Индии; почитание бога Шиву как высшего всемогущего бога.
ШИВАИ́ЗМ -а; м. Одно из двух главных течений в индуизме (наряду с вишнуизмом; распространено в основном в Южной и Восточной Индии).
* * *
шиваи́зм - одно из двух главных (наряду с вишнуизмом) течений в индуизме, распространённое в основном в Южной и Восточной Индии. Шиваиты почитают Шиву как высшего всемогущего бога.
* * *
ШИВАИЗМ - ШИВАИ́ЗМ, одно из двух главных (наряду с вишнуизмом) течений в индуизме, распространенное в основном в Юж. и Вост. Индии. Шиваиты почитают Шиву (см. ШИВА) как высшего всемогущего Бога.
* * *
ШИВАИ́ЗМ, одно из главных направлений индуизма (см. ИНДУИЗМ), в основе которого лежит культ Шивы (см. ШИВА). В индуистской триаде -Брахма - Вишну (см. БРАХМА) - Шива последний выполняет функции разрушителя мира в конце каждого космического цикла, но в шиваизме он почитается как верховный бог, объединяющий все основные космические функции (творение - охрана - разрушение) и превосходящий всех других богов.
Культ Шивы содержит элементы, восходящие к доарийской древности (власть над животными, в частности, над змеями, поклонение фаллосу, практика йоги (см. ЙОГА)), о чем, например, свидетельствует изображение на табличке из Мохенджо-даро (см. МОХЕНДЖО-ДАРО) рогатого бога в медитативной позе, иногда называемого «прото-Шивой». Ведийским истоком Шивы является Рудра (см. РУДРА), бог грома и грозы, внушавший древним ариям непреодолимый ужас. Это был гневный, неистовый и капризный бог, насылавший на людей порчу, болезни и прочие несчастья. В поклонении ему доминировали мольбы о милости, просьбы о непричинении зла. Одним из его эпитетов был Шива («Благосклонный»), употреблявшийся с целью его задабривания. Рудра - арийский бог, но его культ тесно переплелся с аборигенными верованиями, отчего его фигура выглядит в «Ригведе» (см. РИГВЕДА) отстраненной и одинокой. В целом Рудра мог пониматься древними ариями как воплощение дикой природы, ее стихийной разрушительной силы, враждебности и непредсказуемости.
Несмотря на страшный и странный облик Рудры, арии, видимо, чувствовали в нем силу, на которую можно было опереться и к которой можно было прибегнуть для защиты (недаром он считался не только насылающим болезни, но и их целителем). В период брахманизма (см. БРАХМАНИЗМ) начинается постепенное возвышение этого бога. В «Шатапахта-брахмане» он вместе с несколькими другими богами причисляется к кшатре (то есть к правителям), а в «Шветашватара-упанишаде» его называют не только повелителем и всеобщим владыкой, но и творцом богов, создателем Золотого зародыша вселенной. Тем не менее, процесс выдвижения Рудры на первый план индуистского пантеона шел трудно, о чем свидетельствуют мифологические истории о его конфликтах с другими богами, в частности с Праджапати (см. ПРАДЖАПАТИ) и Брахмой (см. БРАХМА). Особенно красноречив миф о жертвоприношении Дакши (см. ДАКША) (один из вариантов бога-творца). Шива, муж его дочери Умы, в отличие от всех других богов, не был приглашен на торжественный ритуал, из-за чего в ярости сокрушил жертву и отсек Дакше голову.
Образ и мифология Шивы в основных своих чертах формируются в эпосе, в первую очередь в «Махабхарате» (см. МАХАБХАРАТА). В ней отчетливо проявляется такая важная для индуистского бога функция, как борьба его с демонами-асурами (см. АСУРЫ) (чего не было у ведийского Рудры). Но связь Шивы с силами зла кое-где явно сохраняется. Вообще, многоликость и противоречивость - самые характерные черты его образа. Он бог-создатель, он же разрушитель; он благ и милостив - и в то же время может появиться в образе Бхайравы («Ужасного»); он часто изображается в образе аскета или йога (он «Царь йоги», «Йогараджа»), но он же великий любовник, воплощение половой энергии (один из важных элементов его культа - поклонение лингаму (см. ЛИНГАМ)-фаллосу); более того, он - Ардханари, наполовину мужчина, наполовину женщина.
Подобный набор противоречивых черт свидетельствует прежде всего о том, что фигура Шивы исключительно сложна и представляет собой синтез многообразного мифологического и культового материала, происходящего из разных этнических источников. Вместе с тем на теологическом уровне объединение этих черт Шивой есть обожествление многоликости самого бытия и проявление через эту многоликость фундаментального единства. Основой этого единства в шиваизме, видимо, следует считать неуемную энергию Шивы, которая наглядно воплощается в образе Шивы-танцора (Натараджа). Его танец (в нескольких его разновидностях) - это и творение мира, и поддержание его жизнедеятельности с помощью могучего ритма, и его гибель.
Шиваизм как культовая система складывается, вероятно, во 2-1 вв. до н. э. К этому времени относятся сведения о древних шиваитских сектах - пашупатах (от Пашупати (см. ПАШУПАТИ), «Повелитель скота» - один из эпитетов Шивы), которые, чтобы услужить Шиве, подражали повадкам животных, и капаликах, поклонявшихся Шиве-Бхайраве, носивших с собой череп (капала) и, возможно, практиковавших человеческие жертвоприношения. Вообще тяготение к необычным, порой страшным формам богопочитания, к изощренной культовой технике, тайным доктринам стало неотъемлемой частью многих сект и направлений внутри шиваизма.
Во 2 в. до н. э. появляются скульптурные изображения Шивы, завершается формирование его иконографического облика - развевающиеся волосы с полумесяцем, в которых течет река Ганга, тигровая шкура на бедрах, змеи и ожерелье из черепов на шее, третий (лобный) глаз, огонь которого испепелил бога любви Каму. В руках, число которых может доходить до десяти, - топор, трезубец, маленький барабанчик и антилопа (символ его связи с животными).
Один из важнейших атрибутов Шивы - лингам, ставший в шиваизме самым главным объектом поклонения. Некоторые секты (например, лингаяты (см. ЛИНГАЯТЫ)) почитают лингам как единственный пластический символ Шивы. В храмах число каменных лингамов достигает иногда многих сотен. Сочетание лингама и йони (т. е. мужского и женского начал) также типичная композиция в шиваитских святилищах. Характерной деталью шиваитского культа является белый пепел (бхасман, вибхути), который адепты шиваизма наносят на тело чаще всего в виде трех горизонтальных полос (на лоб, плечи, грудь). Аскеты и паломники покрывают им себя целиком, уподобляясь Шиве, тело которого покрыто пеплом с кремационных площадок. Пепел - символ гибели и разрушения, но он же есть знак жизни, так как содержит в концентрированном виде энергию огня.
Энергией наполнены и мантры (см. МАНТРЫ), священные речевые формулы, произносимые шиваитами при обращении к богу. Главная мантра шиваитов - Ом намах шивая (Ом, слава Шиве).
Среди многочисленных образов Шивы один из наиболее привлекательных для приверженцев шиваизма - образ семьянина. Его жена, Парвати (см. ПАРВАТИ) (Ума, Гаури) - дочь царя Гималаев. В развитии шиваизма она олицетворяет шакти (см. ШАКТИ) - женскую ипостась энергии бога, ставшую объектом отдельного культа (шактизма (см. ШАКТИЗМ)). Его дети - Ганеша (с головой слона) и Сканда (юный предводитель войска богов). Шива нередко изображается в идиллическом единении со своим семейством на горе Кайласа. Обычно в семейном кругу присутствует еще один персонаж - бык Нандин, ездовое животное Шивы, скульптурное изображение которого непременно стоит перед входом в шиваитский храм.
Примерно с середины 1 тыс. н. э. шиваизм получает мощный импульс в виде движения бхакти (см. БХАКТИ). С 6 по 12 в. в Тамилнаде плеяда шиваитских поэтов (наянаров) создала мощный комплекс религиозной поэзии на тамильском языке, получивший признание в качестве шиваитских Вед. В гимнах наянаров образ Шивы, сохраняя свои мифологические и иконографические черты, отраженные в эпосе и санскритских пуранах, значительно приближается к человеку, становится родным и близким. Поэты, в порыве религиозных чувств воспевая Шиву, взыскуют его ласки и милости, называют его отцом, а иногда и матерью.
Правящие династии юга Индии охотно поддержали расцвет шиваитского бхакти, что дало толчок строительству многочисленных храмов и шиваитских монастырей, расцвету шиваитской скульптуры. Индийский юг справедливо стал считаться «землей Шивы», но позиции шиваизма сильны и в других регионах Индии, только в каждом из них он имеет свои особенности, свои культовые формы, обряды и праздники, зависящие от местного религиозного субстрата, с которым шиваизм продолжает сохранять прочные связи.
ШИВАИЗМ - одно из двух главных (наряду с вишнуизмом) течений в индуизме, распространенное в основном в Юж. и Вост. Индии. Шиваиты почитают Шиву как высшего всемогущего Бога.
ШИВАИЗМ, одно из двух главных (наряду с вишнуизмом) течений в индуизме, распространенное в основном в Южной и Восточной Индии. Шиваиты почитают Шиву как высшего всемогущего бога.
шиваи́зм, -а
шиваи́зм м 1a
прил.
1. соотн. с сущ. Шива, шиваизм, связанный с ними
2. Свойственный шиваизму, шиваитам, характерный для них.
ШИВАИ́СТСКИЙ -ая, -ое. к Шиваи́зм и Шиваи́т. Ш. храм.
ШИВАИ́Т -а; м. Последователь шиваизма.
шиваи́т, -а
шиваи́т мо 1a
"большой старый гриб", смол. (Добровольский). Было бы правдоподобно видеть в этом слове производное от о́льга "болото" (см. выше), если бы это последнее не ограничивалось северными районами.
Пока не найдено никакой надежной основы для объяснения этой фамилии, кроме рязанского "шишь-шишь-шивара!"а- так отгоняют овец. Происхождение этого выражения загадочное, как и ши- в слове шиворот. (Н).
Шивелу́ч - действующий вулкан на севере Камчатки. Высота 3283 м. Последнее извержение в 1964.
* * *
ШИВЕЛУЧ - ШИВЕЛУ́Ч, действующий вулкан на севере Камчатки. Высота 3283 м. Последнее извержение в 1964.
ШИВЕЛУЧ - действующий вулкан на севере Камчатки. Высота 3283 м. Последнее извержение в 1964.
ШИВЕРА - жен., сиб. перекать, сарма, плоская гряда, порог речной; мелкое место во всю ширину реки, по твердому дну, плитняку, и быстрый скат, теченье.
ШИ́ВЕРА -ы; ж. В Сибири и на Урале: каменистый мелководный участок русла реки с быстрым течением.
* * *
шивера́ - каменистый перекат на реке, мелководный участок реки (Сибирь, Дальний Восток).
* * *
ШИВЕРА - ШИВЕРА́, каменистый перекат (см. ПЕРЕКАТ) на реке, мелководный участок реки (Сибирь, Дальний Восток).
ШИВЕРА - каменистый перекат на реке, мелководный участок реки (Сибирь, Дальний Восток).
-ы, ж.
Каменистый мелководный участок русла сибирских и уральских рек с быстрым течением.
Миновали шиверу с торчавшими камнями, и дальше началось тихое плесо. Шишков, Угрюм-река.
В эти шумы вплеталось приглушенное клокотанье шиверы. Она была недалеко, за поворотом берега. Сартаков, Хребты Саянские.
ши́вера, -ы
"мелкий и быстрый перекат горной реки", сиб., камч., колым. (Богораз, Даль), диал. форма вместо си́вер "северный склон" (см.).
"делать назло, мешать", новгор. (Даль). Арготическое образование с приставкой ши- от (ка́)верзить; см. Фасмер, WuS 3, 203; см. также выше: ка́верза.
ШИВОВ ШИТИКОВ ШИТОВКИН ШИТУХИН
В основе фамилииа- диалектное слово шитика- разновидность лодки на Севере и в Сибири. (Н). Родственные фамилии: Шивов, Шитухин, Шитовкин.(Э) Шитуха, шитовка и шива - название аналогичных лодох в разных краях от вологодчины до поволжья (Даль)
ШИ́ВОРОТ, шиворота, муж. (прост.). Ворот, воротник. «Я ему за шиворот вылью, коли не выпьет.» А.Островский. Схватить за шиворот.
• Шиворот-навыворот (разг. фам.) - наоборот, противоположно тому, что надо. «Сама не приглядишь, всё шиворот-навыворот пойдет.» Мельников-Печерский.
ШИ́ВОРОТ, -а, муж. (разг.): 1) за шиворот за ворот, за воротник. Вода залилась за шиворот. Снег насыпался за шиворот; 2) за шиворот взять (схватить) кого уцепиться за воротник или за загривок (во 2 знач.); также перен.: применить насилие, принудить [шиворот первонач. ворот, воротник, а также загривок].
Шиворот-навыворот (неод.) наоборот, совсем не так, как нужно. Всё получилось шиворот-навыворот.
ШИВОРОТ - муж. ворот, воротник;
| загривок, тыл шеи. Поймать кого за шиворот. Наколотить шиворот. -ротник, -роток, то же. Шиворот-навыворот, обратно, превратно, извращенно. Говорят и шиворотень муж. шиворотка жен. а в пск., где, впротив Воронежа, любят ср. род: шиворотье. По шиворотью его! Шиверзить новг. каверзить, делать назло, мешать. Шиверга, кто шиверзит.
<ШИ́ВОРОТ> -а; м. Разг.
◊ За ши́ворот. 1. За часть одежды, прилегающую к шее; за ворот, за воротник. За ш. сыпался песок. Бросить снежок за ш. Держать, схватить за ш. -2. За заднюю часть шеи, за загривок (животного). Схватить кота за ш. Поймать щенка за ш.
◊ Ши́ворот-навы́ворот, нареч. Разг. 1. В обратном порядке, наоборот; наизнанку. Надел рубашку ши́ворот-навы́ворот. Расставить книги ши́ворот-навы́ворот. -2. Неодобр. Не так, как нужно, как следует. Всё идёт ши́ворот-навы́ворот. Сделать что-л. ши́ворот-навы́ворот.
-а, м. разг.
◊
за шиворот
1) за часть одежды, прилегающую к шее; за ворот, за воротник.
- Ну теперь уж не на что рассчитывать, - сказал Пал Палыч, ежась от попадавшего за шиворот снега. Нагибин, Ночной гость;
2) за заднюю часть шеи, за загривок.
Верзила вытаскивал за шиворот из фургона одну собаку за другой. Мамин-Сибиряк, Постойко.
1) в обратном порядке, в противоположном направлении.
О зеркальное окно, на котором шиворот-навыворот стояло: «Пиво Стенька Разин», звенели мухи. А. Н. Толстой, Василий Сучков;
2) не так, как следует, не так, как полагается.
Стоит ему только уйти с приисков, как все там пойдет шиворот-навыворот. Мамин-Сибиряк, Приваловские миллионы.
Брать/ взять за шиворот кого. Прост. 1. Подчинять кого-л. своей воле. 2. Настойчиво требовать чего-л. от кого-л. Глухов 1988, 6.
Накласть в шиворот кому. Яросл. То же, что наколотить в шиворот. ЯОС 6, 97.
Наколотить шиворот кому. Обл. Побить, поколотить кого-л. Мокиенко 1990, 53, 60.
ши́ворот, ши́вороты, ши́ворота, ши́воротов, ши́вороту, ши́воротам, ши́воротом, ши́воротами, ши́вороте, ши́воротах
ши́ворот/.
Собств.-р. Образовано сложением исчезнувшего шивъ - «шея» (о его существовании свидетельствует др.-р. жесткошивыи - «упрямый» от выя - «шея») и ворот.
Искон. Сложение исчезнувшего шивъ - «шея» (о его существовании свидетельствует др.-русск. жестокошивыи - «упрямый», ср. того же значения ст.-сл. жестоковыиныи, от выя - «шея») и ворот. В первоначальном шивоворотъ произошла гаплология: вово > во.
Обыкновенно объясняют из *шия (см. ше́я) и во́рот (Преобр. I, 77; Горяев, Доп. I, 57; Желтов, ФЗ, 1877, вып. 4, 81), что не лишено фонетических затруднений и не объясняет уничижительного знач. Знач. препятствует также произведению из *šivo-vortъ, якобы "сшитый воротник" (Соболевский, РФВ 60, 364; Лекции 150), кроме того, тогда ожидалось бы *шитъ воротъ, несмотря на др.-русск. жесткошивый "упрямый", в Чудовск. Нов. зав. ХIV в. и т. п.; см. Соболевский, там же. Допустимо предполагать арготическую приставку ши-+ во́рот; см. Фасмер, WuS 3, 204. Но ср. сл.
нареч. качеств.-обстоят. разг.
1. Совсем не так, как следует.
2. Противоположно тому, как было; наоборот.
3. Употребляется как несогласованное определение.
ШИ́ВОРОТ, -а, м. (разг.): 1) за шиворот Ч за ворот, за воротник. Вода залилась за шиворот. Снег насыпался за шиворот; 2) за шиворот взять (схватить) кого Ч уцепиться за воротник или за загривок (во 2 знач.); также перен.: применить насилие, принудить [шиворот Ч первонач. ворот, воротник, а также загривок].
Разг. Ирон.
1. Наоборот, в обратном порядке, в противоположном направлении; наизнанку.
В ту же ночь он устроил меня в Сумской полк. Что там скрывать - не сразу мне далась военная служба… Мне было трудно справляться с лошадью… и однажды надел седло шиворот-навыворот (В. Беляев. Старая крепость).
2. Не так, как принято, как следует. - Ну вот, - говорю, - значит, ты, вместо того, чтобы самому выучиться, собаку выучил! - Да, - говорит, - у меня всё как-то шиворот-навыворот получается. Безвольный я человек! (Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома).
- От старинного значения слова шиворот «расшитый воротник». Такие воротники были в большой моде в Московской Руси в XVII в. Лит.: Соболевский А. И. Шиворот на выворот // Русский филологический вестник. - 1908. - № 4. - С. 364.
Шиворот - шея, ворот: ворот навыворот (наоборот, превратно)
Ср. В самом непродолжительном времени весь уезд перевернулся шиворот-навыворот... новая волна всеобщего "оживления" захлестнула собою всю уездную почву.
Б.М. Маркевич. Бездна. 3. Послесловие.
Ср. Сама не приглядишь, все шиворот-навыворот пойдет...
П.И. Мельников. В лесах. 1, 9.
Ср. "Выворачивать платье - на изнанку". Провинившемуся боярину Иоанн Грозный велел надевать платье наизнанку, т.е. шиворот-навыворот, и в таком виде опозоренного сажал на коня лицом к хвосту.
Ср. Umgekehrt wird ein Schuh draus.
ши́ворот-навы́ворот, нареч.
нареч, кол-во синонимов: 22
в противоположном направлении (1)
вкривь и вкось (12)
задом наперед (5)
навыворот (14)
наизнанку (6)
наоборот (23)
наперекосяк (19)
не так, как следует (14)
неверно (20)
ненормально (28)
неправильно (50)
непутем (10)
нетрадиционно (17)
превратно (15)
с хвоста (5)
сикось-накось (11)
через жопу (14)
через задницу (11)
шиверт-навыверт (1)
Syn: см. ложно
Разговорно-фамильярное выражение шиворот-навыворот должно быть отнесено к фразеологическим сращениям. Оно значит \`наоборот, наизнанку, противоположно тому, как следует'. Оно подводится как целостная единица под категорию наречия. Синтаксические соотношения составных элементов этого выражения совершенно нейтрализованы и неощутимы. Значение этой фразеологической единицы непроизводно. Правда, «слово» шиворот встречается еще в сочетании с предлогом за в двух-трех фразеологических сочетаниях: схватить, взять за шиворот, вылить за шиворот. В этих случаях оно допускает замену словами ворот, воротник. Но и тут шиворот является несвободным и лишенным конкретного содержания компонентом. Соболевский А. И. писал в заметке «Шиворот на выворот»: «Мы часто пользуемся этой пословицей, но никто из нас, понимая ее общий смысл, не знает значения слова ши́ ворот.
Мы нередко говорим также: взять кого за ши́ ворот, придавая слову ши́ ворот несомненно ему не принадлежащее общее значение воротник. Рядом мы употребляем также выражение: взять кого за во́ рот, в тех же случаях.
Даль дает слову ш и́ворот значения: во́ рот, воротник, загривок, тыл шеи, но без доказательств.
Мы слышали, что в Рязанской губернии еще и теперь слово ш и́ворот употребляется как название армяка с большим расшитым воротником» (РФВ, 1908, № 3-4, 60, с. 364).
Можно сказать, что слова шиворот в современном общерусском языке нет. По предположению акад. А. И. Соболевского, слово шиворот некогда - в XVII в. и раньше - обозначало «расшитый воротник, один из тех, которые в Московской Руси были в большой моде в XVII в., а, вероятно, и ранее. (...) Состав слова в своем роде интересен; первоначальной его формой могло быть и шивъворотъ (срв. младъ ясенъ сокол и др. подобные архаизмы в песнях), и шивоворот (срв. в словаре Миклошича шиво-п ѣсн( ьн)икъ) для перевода греческого 〴αψωδός » (там же).
Заметка ранее не публиковалась. Публикуется по рукописи, сохранившейся на 3 листках.
К выражению шиворот-навыворот В. В. Виноградов обращается также в работе «Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины» (Виноградов. Избр. тр.: Лексикология и лексикография, с. 126). - В. Л.
ШИВПУРИ - ШИВПУ́РИ (Shivapuri), город, курорт в Индии, в штате Мадхья-Прадеш (см. МАДХЬЯ-ПРАДЕШ), близ г. Гвалиор. (см. ГВАЛИОР (город)) Население 155 тыс. человек (2004).
В прошлом служил летней резиденцией правителей Гвалиора. В 1804 был захвачен раджпутами во главе с семеййством Синдхия.
Сохранился дворец-резиденция гвалиорских махараджей с мраморной статуей махарани Шакья Радже, являющейся объектом поклонения. Шивпури также известен своим комплексом джайнистских (см. ДЖАЙНИЗМ) храмов.
Близ Шивпури - национальный парк Шивпури (тигры, пантеры, гиены, медведи губачи, антилопы нильгау (см. НИЛЬГАУ), олени замбары, кабаны и др.).
прил., кол-во синонимов: 25
возбуждавший (86)
вытачивавший (3)
вышивавший (4)
исшивавший (5)
кроивший (10)
кропавший (14)
метавший (29)
обшивавший (14)
переметывавший (8)
портняживший (2)
портняжничавший (3)
прикреплявший рельсы к шпалам (1)
приталивавший (2)
пришивавший (19)
прострачивавший (8)
прошивавший (21)
расшивавший (14)
скреплявший доски гвоздями (1)
строивший (83)
строчивший (22)
тачавший (4)
шивавший (1)
прил., кол-во синонимов: 27
бывший (61)
вертевшийся (76)
вытачивавшийся (3)
исшивавшийся (3)
кроившийся (9)
крутившийся (64)
метавшийся (35)
надоедавший (93)
находившийся (81)
обретавшийся (25)
околачивавшийся (38)
отиравшийся (18)
ошивавшийся (27)
пристававший (142)
присутствовавший (28)
притворявшийся (69)
прошивавшийся (17)
строчившийся (5)
тачавшийся (3)
теревшийся (16)
тершийся (32)
толокшийся (34)
топтавшийся (34)
торчавший (87)
фигурировавший (26)