Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
бенедикт
Орфографический словарь
Синонимы к слову бенедикт
сущ., кол-во синонимов: 1
Словарь русских имен
Словарь имён
Словарь имён и отчеств
Именины
Сканворды для слова бенедикт
Полезные сервисы
бенедикт i (папа)
Энциклопедический словарь
Полезные сервисы
бенедикт ii (папа)
Энциклопедический словарь
Полезные сервисы
бенедикт iii (папа)
Энциклопедический словарь
Полезные сервисы
бенедикт iv (папа)
Энциклопедический словарь
Полезные сервисы
бенедикт ix (папа)
Энциклопедический словарь
Полезные сервисы
бенедикт v (папа)
Энциклопедический словарь
Полезные сервисы
бенедикт vi (папа)
Энциклопедический словарь
Полезные сервисы
бенедикт vii (папа)
Энциклопедический словарь
Полезные сервисы
бенедикт viii (папа)
Энциклопедический словарь
Полезные сервисы
бенедикт x (антипапа)
Энциклопедический словарь
Полезные сервисы
бенедикт xi (папа)
Энциклопедический словарь
Полезные сервисы
бенедикт xii (папа)
Энциклопедический словарь
Полезные сервисы
бенедикт xiii
Энциклопедический словарь
Полезные сервисы
бенедикт xiii (benedictus)
Большой энциклопедический словарь
Полезные сервисы
бенедикт xiii (антипапа)
Энциклопедический словарь
Полезные сервисы
бенедикт xiv
Энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Полезные сервисы
бенедикт xiv (benedictus)
Большой энциклопедический словарь
Полезные сервисы
бенедикт xiv (антипапа)
Энциклопедический словарь
Полезные сервисы
бенедикт xv
Энциклопедический словарь
Полезные сервисы
бенедикт xv (benedictus)
Большой энциклопедический словарь
Полезные сервисы
бенедикт xvi
Энциклопедический словарь
БЕНЕДИКТ XVI - БЕНЕДИ́КТ XVI (Benedictus) (в миру Йозеф Ратцингер, Ratzinger) (р. 16 апреля 1927, Марктль-ам-Инн, Бавария, Германия), Папа Римский (2005).
Родился в семье полицейского. Учился в Мюнхенской семинарии, откуда в 1943 был призван в корпус противовоздушной обороны, в 1944 - в армию. В боевых действиях участия не принимал. Весной 1945, дезертировав из армии, вернулся в Траунштайн к семье. По окончании войны провел несколько недель в американском лагере для военнопленных, после освобождения вернулся в семинарию. В 1951 принял сан. В 1953 защитил диссертацию по богословию в Мюнхенском университете на тему «Народ и дом Божий в экклезиологии Августина». Вторую диссертацию он посвятил богословию истории у Святого Бонавентуры. В 1959-1977 гг. преподавал фундаментальное богословие в различных университетах Германии. В 1962-1965 годах в качестве советника-теолога при кардинале Йозефе Фрингусе участвовал в работе Второго Ватиканского Собора (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ). В 1972 вместе с Х. У. фон Бальтазаром (см. БАЛЬТАЗАР Ханс Урс фон), Анри де Любаком (см. ЛЮБАК Анри де) и другими основал богословский католический журнал «Коммунио» (лат. «Причастие»), посвященный вопросам богословия и культуры. В мае 1977 возведен в сан архиепископа Мюнхенского и Фрайзингского, а месяц спустя произведен в кардиналы. В 1981 назначен на пост префекта Конгрегации вероучения (преемника Святой инквизиции (см. ИНКВИЗИЦИЯ)), который и занимал вплоть до смерти папы Иоанна Павла II (см. ИОАНН ПАВЕЛ II). 3 декабря 2002 был избран деканом кардинальской коллегии. Входил в комиссию Ecclesia Dei, чьей задачей является формирование решений Католической церкви по наиболее животрепещущим вопросам современности. Мнение Ратцингера на протяжении десятилетий понтификата Иоанна Павла II часто становилось официальной позицией Ватикана. Перу Ратцингера принадлежат многочисленные работы, такие как «Введение в христианство», «Конец времени?», «Истина и веротерпимость», «Бог подле нас», «Призванный к причастию», «Бог и мир» и другие. Он выступал главным советником по богословским вопросам папы Иоанна Павла II и неизменно занимал консервативную позицию. Он стал первым папой из Германии почти за 1000 лет. После того как скончался Иоанн Павел II Ратцингер был избран 19 апреля 2005 Папой Римским, приняв имя Бенедикт XVI.
Полезные сервисы
бенедикт нурсийский
Энциклопедический словарь
Бенеди́кт Нурси́йский (? - 543), основатель монашеского ордена бенедиктинцев; для основанного им монастыря в Монте-Кассино написал Устав, во многом определивший строй жизни западного монашества.
* * *
БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ - БЕНЕДИ́КТ НУРСИ́ЙСКИЙ (Венедикт) (Benedictus) [ок. 480 Нурсия, Италия - ок. 547; память в Католической церкви 11 июля и 21 марта, в Православной - 14 (27) марта], святой, основатель монашеского ордена бенедиктинцев. Считается «отцом» западного монашества; Католической церковью провозглашен святым покровителем всей Европы. Для основанного им ок. 530 монастыря в Монтекассино близ Неаполя написал Устав, сформулировавший основные принципы монашеского общежития.
Житие св. Бенедикта написано папой Григорием I Великим (см. ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ) во 2-й книге его «Диалогов». О жизни святого Бенедикта известно очень мало. Он получил образование в Риме, затем несколько лет жил отшельником в Субиако. Вскоре аскетические подвиги Бенедикта привлекли к нему учеников, и он основал монашескую общину, состоящую из 12 обителей по 12 монахов во главе с аббатом в каждой. Разногласия с братьями из-за чрезмерно суровой жизни вынудили Бенедикта покинуть эту общину и поселиться в Монтекассино, где на месте старого языческого святилища Аполлона он основал первый, собственно бенедиктинский, монастырь, для которого написал свой знаменитый Устав. Устав св. Бенедикта, восходящий к более раннему Правилу учителя (лат. Regula Magistri) начала 6 в., состоит из 73 глав. Жизнь в монастыре под водительством аббата рассматривалась как более предпочтительная для монаха, чем полная опасностей жизнь вольного отшельника. Монастырь понимается как «школа служения Богу», в которой монах достигает совершенства в любви ко Христу, возрастая в смирении (12 ступеней которого описывается Бенедиктом) и послушании. Основными занятиями монахов являются постоянная молитва, физический труд, чтение Священного Писания и Святых отцов; распорядок дня определялся последовательностью богослужения: оно начиналось перед восходом солнца, днем совершалось в первый час восхода солнца, третий, шестой и девятый, за которым следовало богослужение закатного часа, а через три часа затем «завершение» дня, ночь прерывалась «бдениями». Вступление в монастырь, которому предшествовал годичный новициат (испытание), считалось как бы новым рождением (и фиксировалось специальным правовым актом), символом которого служила перемена одежды, отказ от прежнего имени, всякой собственности и родственных отношений, позднее и отказ от волос (тонзура) и бороды, олицетворявших социальный статус и пол в миру. Монах должен был стать neutrum, т. е. подобным ангелам. Вся иерархия внутри братии строилась в соответствии с возрастом обращения, во главе стоял новый «отец» монахов - аббат, которому вменялось в обязанность заботиться о всех нуждах братьев, духовных и телесных. В уставе последовательно проводится принцип киновии (см. КИНОВИЯ): монахи спят, питаются, читают, молятся и работают вместе. Монахи не могли иметь личной собственности, у всех были одинаковая одежда и личные принадлежности - нож, грифель и дощечка для письма, пользоваться которыми они могли только с позволения аббата. Наряду с обетом послушания и «перемены нравов» (целомудрие и нестяжание), Бенедикт ввел обет оседлости, согласно которому монах должен был до смерти оставаться в избранной им обители вне какого-либо общения с миром.
Устав св. Бенедикта был главным правилом для монастырей Западной Европы при Каролингах (см. КАРОЛИНГИ) и во многом определил строй жизни западного монашества.
Большой энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
СВ. (ок. 480-547?), родоначальник западного монашества. Родился в Нурсии, городке в Сабинских горах в Умбрии, Италия, ок. 480; умер в Монте-Кассино ок. 547. Два главных источника сведений о жизни и служении св. Бенедикта - вторая книга Собеседований св. Григория Великого, написанная ок. 597, и Святой устав, написанный самим Бенедиктом для созданных им монашеских общин. Цицерон характеризовал сабинян как severissimi homines - т.е. как людей, традиционно отличающихся суровостью нрава. В своей семье - семье мелких землевладельцев - Бенедикт, вероятно, получил воспитание в духе старинных римских добродетелей "серьезности" (gravitas) и "строгости" (severitas), смягченных христианским благочестием и моралью. Нет достаточных оснований доверять преданию в том, что он происходил из знатного рода Анициев. В 14-летнем возрасте Бенедикт для завершения образования был послан в Рим в сопровождении его кормилицы Кириллы. Проникшись отвращением к праздности, роскоши и порочности столичной жизни и ощущая в себе крепнущее монашеское призвание, Бенедикт бежал из Рима и на некоторое время поселился в городе Эффиде (ныне Аффида), где его приютила община "благочестивых мужей". Тяготясь приобретенной репутацией чудотворца, он решил стать отшельником и удалился в горную пещеру в долине Анио, неподалеку от Субиако. В своей пещере Бенедикт провел в полном уединении три года, ведя суровую аскетическую жизнь, образцом для которой служили подвиги египетских отцов-пустынножителей. Однако его уединение было нарушено - сперва неким пресвитером, который в праздник Пасхи принес ему обед, а затем множеством людей, которые искали у него душеспасительных наставлений и даже "спешили поступить под его начало" (Собеседования 2). Уступая просьбам, он согласился стать на время настоятелем монастыря Виковаро, однако покинул монастырь, поскольку монахи сочли его правило слишком строгим и попытались отравить Бенедикта. В Субиако Бенедикт положил начало новой организации монашеской жизни, основными чертами которой были совместное осуществление суточного цикла богослужений с общим пением, чтение и научные занятия, а также физический труд. Здесь же к нему присоединились два самых прославленных из его учеников, Мавр и Плакидий, впоследствии канонизированные. В конце концов, из-за притеснений со стороны иподиакона Флоренция Бенедикт вынужден был покинуть основанные им в Субиако 12 небольших монашеских общин и отправился в Монте-Кассино. Земельный надел на вершине ставшей теперь знаменитой Кассинской горы был подарен Бенедикту каким-то знатным вельможей. Здесь св. Бенедикт обосновался на всю оставшуюся жизнь, выстроив для своей общины первый из больших кассинских монастырей. В Монте-Кассино Бенедикт написал свой Устав. Этот замечательный документ, состоящий из 73 коротких главок и вступления, оставался непререкаемой нормой монашеской жизни в Западной Европе на протяжении почти 5 веков. Устав отличает относительная мягкость (в сравнении с крайне суровыми правилами жизни восточного монашества). Главный акцент в нем делается на принципах монашеского общежития как главного средства достижения святости жизни, и на добродетелях смирения и послушания. В уставе строго проводится принцип единоначалия: аббат несет ответственность за свои решения только перед Богом, хотя и предусмотрено смещение дурных аббатов властью местного епископа. Детально расписано, каким образом должен осуществляться суточный круг богослужений вместе с монастырским horarium (чтение Часов), в котором отводится время для занятий и для физического труда. Содержатся предписания относительно пищи, одежды, обуви и прочих вещей, причем особо подчеркивается необходимость общего владения имуществом. Досконально изложена система подчинения старшим. Если община очень велика, аббат может делегировать часть своей власти приору или деканам; по всем серьезным вопросам аббат должен советоваться со старейшими монахами. Задачей Бенедикта, как он сам о том говорит, было создать "школу служения Господу". Этой "школе" предстояло сыграть важную роль в сохранении христианской культуры на протяжении раннего Средневековья и в определении характера последующего развития средневекового общества. День памяти святого 11 июля (в Русской православной церкви 14 марта по старому стилю).
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Полезные сервисы
бенедикт рут
Энциклопедический словарь
БЕНЕДИКТ Рут - БЕ́НЕДИКТ (Benedict) Рут (5 июня 1887, Нью-Йорк - 17 сентября 1948, там же), американский этнолог и этнопсихолог, известная своими работами по культуре и религии.
Обучалась английской литературе в Вассар Колледже, Нью-Йорк (1905-1909), начала заниматься антропологией под руководством Фр. Боаса (см. БОАС Франц) и А. Л. Кребера (см. КРЕБЕР Алфред Луис) в Колумбийском университете в 1919, где впоследствии работала преподавателем антропологического факультета (с 1930), затем профессором.
Ее исследования находятся в русле культурной антропологии, фактическим создателем которой был ее учитель Фр. Боас (см. БОАС Франц). Значительное влияние на работы Бенедикт оказывал также американский психоанализ. В американской антропологии Бенедикт (вместе с М. Мид (см. МИД Маргарет)) считается основоположницей сравнительной этнопсихологии (в бывшем СССР носила название этнопсихологической школы - вычленение характерных для каждого этноса и каждой культуры черт личности). Основным предметом исследования Бенедикт были религия и фольклор американских индейцев. В своей знаменитой книге «Модели культуры» она дает этнопсихологическую трактовку культуры как системы императивов, предъявляемых к нравственному облику и образу жизни каждого члена социума. При этом она подчеркивает, что лишь небольшая часть возможных форм человеческого поведения санкционируется этими императивами, по-разному определяемыми этими обществами. Бенедикт принадлежит разработка получивших широкую известность в культурологии понятий о психологических типах культуры и о культурных моделях. С ее исследований началось развитие культурной психологии - науки, которая изучает культурную обусловленность интерпретации реальности в соответствии с определенными «линиями», ориентация которых задана культурой, а не опытом индивида и не тем, что происходит «объективно».
Свои концепции она прилагала к изучению культур, различных как в этническом (японская), так и в социальном смысле (субкультура американских иммигрантов). Ее работы в значительной степени определили парадигмы анализа эмпирического материала у многих современных культурологов. Будучи преподавателем известного университета, Бенедикт оказала влияние на многих мыслителей, таких как М. Мид (см. МИД Маргарет), А. Маслоу (см. МАСЛОУ Абрахам) и др.
Теоретические построения Бенедикт неоднократно подвергались критике за чрезмерную релятивизацию социальных норм, драматизацию культурных контрастов между обществами.
Полезные сервисы
бенедикт рут фултон
Энциклопедия Кольера
БЕНЕДИКТ Рут Фултон (Benedict, Ruth Fulton)

РУТ БЕНЕДИКТ
(1887-1948), американский антрополог. Родилась 5 июня 1887 в Нью-Йорке. Училась в колледже Вассара, где в 1909 получила степень бакалавра гуманитарных наук. Пришла в антропологию, когда ей было за тридцать, под влиянием Франца Боаса (в 1923 получила степень доктора философии). Ее исследования можно разделить на несколько основных направлений: 1) сравнительный анализ фольклора и религии американских индейцев; к этому направлению относится работы Понятие ангела-хранителя в Северной Америке (Concept of Guardian Spirit in North America, 1923), Мифология кочити (Cochiti Mythology, 1931), Мифология зуни (Zuni Mythology, 1935), участие в нескольких экспедициях на Юго-Запад, преподавательская деятельность в Колумбийском университете в 1922-1948, руководство двумя полевыми школами (среди индейских племен апачи в 1931 и "черноногих" в 1939); 2) организация материалов, включая редактирование "Журнала американского фольклора", "Трудов Колумбийского университета по антропологии", а также подготовку указателя слов к собранию фольклора индейцев Юго-Запада; 3) написание теоретических работ по наиболее интересовавшей ее проблеме соотношения человеческой личности и форм культуры; этому посвящен и самый известный ее труд Образцы культуры (Patterns of Culture, 1934); 4) работа в сфере расовых и межкультурных отношений и сфере образования, что нашло отражение в книге Раса: наука и политика (Race: Science and Politics, 1940); 5) применение антропологических методов и гипотез к анализу современных культур Германии, Румынии, Сиама и Японии; к этому направлению относится книга Хризантема и меч (The Chrysanthemum and the Sword, 1946). Последние годы жизни Бенедикт посвятила разработке методик и подготовке специалистов в области исследования современных культур и международных отношений. Рут Бенедикт сыграла важную роль в разработке междисциплинарного подхода к проблемам человека, последовательно сохраняя при этом интерес к тем выводам, которые могли быть сделаны из сравнительного изучения культур. Ее работа Образцы культуры, переведенная на пять языков, внесла решающий вклад в процесс интеграции дисциплин, занимающихся изучением культуры и личности. Умерла Бенедикт в Нью-Йорке 17 сентября 1948.
Полезные сервисы
бенедикта
Синонимы к слову бенедикта
Словарь русских имен
Словарь имён
Словарь имён и отчеств
Полезные сервисы
бенедиктин
Толковый словарь
Толковый словарь Ушакова
Толковый словарь Ожегова
Словарь существительных
Энциклопедический словарь
Академический словарь
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова бенедиктин
Синонимы к слову бенедиктин
сущ., кол-во синонимов: 1
Грамматический словарь
Эпонимы
Бенедиктин - ликер из трав, первоначально изготовлявшийся в бенедиктинском монастыре в Фекане, в Нормандии.
Бенедикт Нурсийский - Benedictus de Nursia (480-547)
родоначальник западного монашеского движения. Родился в Нурсии (Nursia), в королевстве Ломбардия. Юношей он был отправлен в Рим на учебу, но в 20 лет, не закончив обучение, покинул город и поселился в горах. В течение многих лет вел отшельническую жизнь, чем и прославился. Ок. 530 г. переселился на юг Италии, на гору Кассино, где создал знаменитый монастырь Монте-Кассино (Monte Cassino); на основе монастырской общины впоследствии возник орден бенедиктинцев. Ок. 540 г. Бенедикт составил устав монастырской жизни, который стал фундаментом всего западного монашества. В 1964 г. папа римский Павел VI провозгласил Бенедикта Нурсийского святым покровителем Европы.
Словарь галлицизмов русского языка
БЕНЕДИКТИН а, м. bénédictine f.
1. Ликер, изготовляемый в Нормандии, .. где когда-то монахи-бенедиктинцы имели монастырь. Павленков 1911. Заимств. в конце 19 - нач. 20 в. ЭС. Именно это думал теперь ея муж.., наливая себе бенедиктин в кофе и помешивая его ложечкой. 1897. Лухманова 1 6. У Анны Ивановны в очаровательном салончике сидели гости - молодые люди Зенитов и Мухин - и пили кофе с бенедиктином. А. Толстой Любовь. Бенедыктычик. Абрамов 1909 9. Один говорит:"жинжиру", а другой <посетитель> бенедиктину требует. Г. Успенский 7 24. - Чэаэк <человек>! Яду! И бенедиктину не хочу, а дай мне яду. Дорошевич В последний день. // Д. 2 303. От записки Вяткиной еще пахло духами и кокетливо завитками дразнили слова: бенедиктин и си-га-ра! Форш 4-4 285. - Ну, а этот бентинтин, что ли, как его <поправил ея ?> - Бенедиктин? К. Баранцевич Раба. // Дело 1887 4 1 31.
2. Сорт конфет с ликером. Тов. сл. 1956. Бенедиктинский ая, ое. Пошли в буфет и выпили по рюмке бенедиктинского ликера. Слово 1881 4 1 231. Бенедиктный ая, ое. един. ? Как придать пиву вкус. Возьми полчетверти фунта краснаго бедениктнаго <так> корня шалфею и лавровых ягод. Повар. кн. 1818. - Лекс. Брокг.: бенедиктин; Уш. 1935: бенедикти/н.
Словарь иностранных слов
Сканворды для слова бенедиктин
Полезные сервисы
бенедиктинец
Толковый словарь
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова бенедиктинец
Синонимы к слову бенедиктинец
сущ., кол-во синонимов: 2
Словарь иностранных слов
Сканворды для слова бенедиктинец
Полезные сервисы
бенедиктиновый
Орфографический словарь
Полезные сервисы
бенедиктинский
Толковый словарь
Орфографический словарь
Полезные сервисы
бенедиктинцы
Толковый словарь
Популярный словарь
Энциклопедический словарь
БЕНЕДИКТИ́НЦЫ -ев; мн. Члены старейшего и крупнейшего католического монашеского ордена, устав которого включает три обета: постоянное проживание в монастыре, послушание и воздержание. ● По имени Бенедикта Нурсийского, основателя этого ордена в Италии около 530 г.
◁ Бенедикти́нец, -нца; м. Бенедикти́нский, -ая, -ое. Б-ое братство. Б. монастырь.
* * *
бенедикти́нцы - члены католического монашеского ордена, основанного около 530 Бенедиктом Нурсийским в Италии. Были особенно влиятельны в X-XI вв.
* * *
БЕНЕДИКТИНЦЫ - БЕНЕДИКТИ́НЦЫ, католический монашеский орден, следующий Уставу св. Бенедикта Нурсийского (см. БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ) (латинское cокращение O. S. B.). Женская ветвь ордена - бенедиктинки, основана Св. Схоластикой, сестрой Бенедикта Нурсийского. В конце 6 в. после разрушения Монтекассино лангобардами монахи Св. Бенедикта пришли в Рим, принеся с собой бенедиктинское правило. Григорий I Великий (см. ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ) ввел его в своем монастыре, откуда благодаря миссионерам св. Августина Кентерберийского Устав распространился в Англии. В ирландско-франкских монастырях в 7 в. устав Св. Бенедикта использовался наряду с правилом Св. Колумбана (см. КОЛУМБАН). Дальнейшее распространение устава в Европе связано с деятельностью англо-саксонских миссионеров в конце 7 - первой половине 8 в., прежде всего Св. Бонифация (см. БОНИФАЦИЙ (апостол)).
Бенедиктинские монастыри не являлись в строгом смысле орденом, т. к. сохраняли полную независимость, будучи объединены только исполнением Устава. В начале 9 в. Св. Бенедикт Анианский при поддержке Людовика Благочестивого (см. ЛЮДОВИК Благочестивый) попытался реформировать монашество во франкской империи на основе Устава Св. Бенедикта (монашеский статут Capitulare Monasticum, принятый на соборе в Ахене в 817). В 10 в. в рамках Клюнийской реформы (см. КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА) образовалась обширная конгрегация, включавшая сотни монастырей, зависящих от центрального аббатства Клюни (см. Клюнийский орден (см. КЛЮНИЙСКИЙ ОРДЕН)). В 11 в. возникли ордена цистерцианцев (см. ЦИСТЕРЦИАНЦЫ), картузианцев (см. КАРТУЗИАНЦЫ) и камальдолийцев.
В средние века неоднократно предпринимались попытки объединить все существовавшие обособленно бенедиктинские монастыри в единый орден (булла Benedictina 1336 папы Бенедикта XII), однако более жизнеспособными оказались конгрегации из нескольких, как правило, не слишком удаленных друг от друга обителей, подчинявшихся единому центру: Санта Джустина в Падуе, основана в 1412; Бурсфельд в Саксонии, основан в 1446; Мельк в Австрии, позднее мавристы (см. МАВРИСТЫ) во Франции. Бенедиктинские монастыри сильно пострадали в результате Реформации (см. РЕФОРМАЦИЯ), Великой французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) и секулярной политики европейских государств. В 19 в. началось возрождение бенедиктинцев (аббатство Солем во Франции, Бойрона в Германии и др). В 1893 папа Лев XIII поставил во главе всех бенедиктинцев аббата-примаса, и с этого времени бенедиктинское монашество существует как Конфедерация конгрегаций, сохраняющих существенную самостоятельность.
Бенедиктинское монашество, в течение веков занимавшее центральные позиции в Европе, сыграло огромную роль в сохранении и распространении учености и гуманитарного образования и развитии богослужения. В настоящее время бенедиктинцы ведут обширную ученую, педагогическую и миссионерскую деятельность.
Большой энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
БЕНЕДИКТИНЦЫ - в широком смысле, все монахи, живущие по уставу св. Бенедикта Нурсийского; в узком - лишь монахи бенедиктинского ордена (но не монахи выделившихся из него самостоятельных конгрегаций - например, камальдулов, валломброзов, цистерцианцев). Когда св. Бенедикт в начале 6 в. основал монашеские общины в Субиако и Монте-Кассино, он не думал о создании ордена с четко организованной иерархией и системой подчинения. Его заботила организация самого уклада монашеской жизни и устройство отдельных монастырей. Поэтому бенедиктинский орден, древнейший из орденов Западной церкви, состоит из самостоятельных монашеских общин, объединяемых в "конгрегации" (либо по национально-географическому принципу, либо по принципу объединения вокруг "материнского" аббатства), которые, в свою очередь, образуют "федерацию". Конгрегации возглавляются председательствующими аббатами, а во главе федерации стоит аббат-примас с резиденцией в Риме. Такая организация в полной мере отвечает тем принципам, которыми руководствовался св. Бенедикт, рассматривавший каждый отдельный монастырь как самодостаточную и совершенно самостоятельную семью, поскольку и председатели конгрегаций, и верховный аббат наделялись лишь ограниченной властью. В осуществлении идеала монашеской общины как единой семьи важная роль принадлежит обету stabilitas loci (постоянства местопребывания), которым св. Бенедикт дополнил обычные монашеские обеты. Давая этот обет, монах обязуется до самой смерти оставаться в одном и том же монастыре, который, таким образом, становится его домом. Целью монахов-бенедиктинцев является святость жизни, и им дозволяются любые формы деятельности, не противоречащие общежитийному укладу и не препятствующие участию в совместных богослужениях. Бенедиктинцы достигли успехов на многих поприщах, и их миссионерская, педагогическая и научная деятельность принесла значительные плоды. Бенедиктинские аббатства стали центрами образованности и искусств и инициаторами экономических и сельскохозяйственных нововведений. На протяжении нескольких веков все школьное образование находилось в руках бенедиктинцев. В настоящее время они занимают передовые позиции в экуменическом движении и в подготовке литургических реформ. Женские монашеские общины бенедиктинок возникли одновременно с возникновением бенедиктинского ордена и в своей истории переживали те же этапы, что и весь орден в целом. Монахини некоторых из женских бенедиктинских аббатств ведут созерцательную жизнь, однако в других аббатствах сестры заняты активной деятельностью, включающей педагогическую работу на всех уровнях и заботу о сиротах, больных и престарелых.
ЛИТЕРАТУРА
Фроссар А. Соль земли. О главных монашеских орденах. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Орфографический словарь
Словарь иностранных слов
Сканворды для слова бенедиктинцы
Полезные сервисы
бенедиктов
Грамматический словарь
Словарь русских фамилий
Полезные сервисы
влад. григ" itemscope="" itemtype="http://schema.org/Article">
бенедиктов влад. григ
Гуманитарный словарь
БЕНЕДИ́КТОВ Влад. Григ. (1807-73) - поэт, переводчик. Чл.-корр. Петерб. АН (1855). Сын провинц. чиновника, в 1814 получившего потомств. дворянство. Учился в петрозаводской Олонецкой г-зии (с 1817) и 2-м кадет. корпусе в СПб. (1821-27); выпущен в гвардию, в 1831 участвовал в польской кампании. После отставки на службе в Мин. финансов (1832-58), 1850-действ. статский советник. В 1835 выступил со сб. "Стихотворения", имевшим шумный успех как в лит., так и в читат. среде. Б. приобрел необыкнов. популярность, вызвал волну подражаний, хотя его репутация вскоре была поколеблена выступлением В. Г. Белинского. В 1838 выпустил вторую книгу стих., уже не вызвавшую прежнего резонанса. Соч. Б. раннего периода отличали: ритмич. богатство, повышенная экспрессивность, склонность к экспериментаторству (в частности, обилие неологизмов, смелая метафоричность, нередко оборачивающаяся стилистич. просчетами), эффектная трактовка, но одноврем. снижение и вульгаризация осн. романтич. тем ("Утес", 1835; и др.). В 1840-е Б. постепенно сходит с лит. сцены, но в 1854 возвращается на нее (программное стих. "К моей музе"). В позднем творчестве отдал дань гражданским темам, ряд стих. вновь привлек широкое внимание ("К новому поколению", 1858; "Борьба", "И ныне", оба 1859 или 1860; и др.). В 1856 издал трехтомное "Собрание стихотворений", в 1857 доп. "Новыми стихотворениями". Значит. место в наследии Б. принадлежит поэт. переводам (А. Мицкевич, В. Гюго, О. Барбье, Ш. Петефи, У. Шекспир и др.).
Полезные сервисы
бенедиктов владимир григорьевич
Энциклопедический словарь
Бенеди́ктов Владимир Григорьевич (1807-1873), русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1855). Лирические стихи в романтическом духе. Сборник «Стихотворения» (1835) имел шумный успех.
* * *
БЕНЕДИКТОВ Владимир Григорьевич - БЕНЕДИ́КТОВ Владимир Григорьевич [5(17) ноября 1807, Петербург, - 14(26) апреля 1873, там же], русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1855).
Родился в семье чиновника. Окончил Олонецкую гимназию в Петрозаводске, после чего в 1831 перешел в средние классы 2-го Петербургского кадетского корпуса. Еще во время учебы в гимназии начал писать стихи. В 1827-1832 служил прапорщиком в лейб-гвардии Измайловском полку; принимал участие в Польской кампании 1830-1831 гг. В 1832 поступил на службу в Министерство финансов, где прослужил до 1858 и прошел путь от низшего чиновника до действительного тайного советника.
В то время в журнале было опубликовано стихотворение Бенедиктова «К сослуживцу». Первый сборник лирики «Стихотворения» (1835) имел большой успех как у публики, так и у литературных критиков, и в том же году был переиздан. Высоко оценили поэзию Бенедиктова и другие поэты - В. А. Жуковский (см. ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич), П. А. Вяземский (см. ВЯЗЕМСКИЙ Петр Андреевич), Ф. И. Тютчев (см. ТЮТЧЕВ Федор Иванович), П. А. Плетнев (см. ПЛЕТНЕВ Петр Александрович) и др.
Вторая книга стихов, вышедшая в 1838, также получила признание. Однако уже в 1840 он стал предметом насмешек, во многом благодаря обличительной статье В. Г. Белинского (см. БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич).
После 1855 Бенедиктов печатал политические, либерально-обличительные и революционные стихи, которые, однако, были неодобрительно встречены критикой.
Под конец жизни занялся переводческой деятельностью; ему принадлежат переводы произведений У. Шекспира, Ф. Шиллера, Дж. Байрона, В. Гюго и др., а также перевод почти всей поэзии А. Мицкевича (см. МИЦКЕВИЧ Адам).
Большой энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Полезные сервисы
бенедиктов, владимир григорьевич
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Полезные сервисы