Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

акварелировать

акварелист

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова акварелист

Синонимы к слову акварелист

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова акварелист

Полезные сервисы

акварелистка

Толковый словарь

ж.

жен. к сущ. акварелист

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Орфографический словарь

акварели́стка, , род. п. мн. ч. -ток

Формы слов для слова акварелистка

Синонимы к слову акварелистка

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Сканворды для слова акварелистка

Полезные сервисы

акварелить

акварель

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Популярный словарь

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

АКВАРЕ́ЛЬ ; ж. [итал. acquerello от лат. aqua - вода].

1. Художественные краски, разводимые водой. Писать акварелью.

2. Живопись такими красками, отличающаяся чистотой цвета, прозрачностью. // Картина или рисунок, написанные такими красками. Портрет Н. Гончаровой - а. Собрание акварелей Государственного Эрмитажа. Акварели А. Брюллова.

Акваре́льный, -ая, -ое. А. рисунок. А-ая живопись.

* * *

акваре́ль (франц. aquarelle, от лат. aqua - вода), краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Основные качества живописи акварелью - прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.

* * *

АКВАРЕЛЬ - АКВАРЕ́ЛЬ (франц. aquarelle, от лат. aqua - вода), краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Основные качества живописи акварелью - прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Гуманитарный словарь

АКВАРЕ́ЛЬ (от лат. aqua - вода) - водно-клеевые краски из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, а также живопись этими красками. Гл. особенность А. - прозрачность красок, сквозь к-рые просвечивают тон и фактура основы (бумаги, картона, реже шелка или слоновой кости). Обладает качествами живописи (богатство тонов и т. п.) и графики. Техники А. различают по способу наложения краски на основу и по качеству самой основы (сырая, увлажненная и т. п.). Специфика техники А. дает возможность размывов, затеков, создающих эффект подвижности изображения. Достоинствами акварельных красок являются быстрое высыхание (3-5 мин) и устойчивость (неизменяемость) тона после высыхания. Примесь белил в А. делает ее непрозрачной (см. Гуашь). Акварельные краски производят в виде твердых плиток или в жидком состоянии в тюбиках. Непрозрачная А. известна в Др. Египте. С 15 в. А. широко применяется в Европе, особенно для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок. В 16-17 вв. А. постепенно распространяются как самостоятельные художеств. произв. (Дюрер, голландские пейзажисты). Б. значение А. приобретает во 2-й пол. 18 в. в Англии, а в 19 в. успешно развивается во всей Зап. Европе (Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни, А. Мендель и т. д.). Уже в 9-12 вв. др.-рус. рукописи иллюстрированы акварельными миниатюрами. В 18 в. А. используется в архитектурных пейзажах (А. Воронихин, Д. Кваренги, Ф. А. Алексеев), в крестьянских жанрах (И. А. Ерменев), пейзажах (М. М. Иванов). В 1-й пол. 19 в. - расцвет рус. реалистич. А. (Ф. П. Толстой, К. П. Брюллов, Г. Г. Гагарин и мн. др.). Совершенства в ней достигает А. А. Иванов; во 2-й пол. 19 в. в технике А. успешно работают И. Е. Репин, В. А. Суриков, И. И. Левитан, В. А. Серов, В. М. Васнецов, П. П. Соколов, М. А. Врубель. Широко используется в иллюстр. и портр. жанре. В 20 в. техника А. остается одной из распространенных и любимых (А. П. Остроумова-Лебедева, К. Ф. Юон, Е. Е. Лансере и т. д.). Особой виртуозностью, живописной свободой, многообразием тональных отношений отличаются работы А. В. Фонвизина, В. В. Лебедева, К. И. Рудакова, И. А. Тырсы. С 1920-30-х гг. к А. обращается широкий круг художников (А. В. Ведерников, А. П. Волков, П. М. Кондратьев, А. Е. Карев, Н. А. Лапшин, В. В. Стерлигов, М. В. Матюшин, Е. К. Эвенбах и мн. др.). В технике монохромной "черной" А. выполнены мн. работы П. Д. Корина, И. И. Куприянова, Кукрыниксов, Д. А. Шмаринова и др. А. часто используется вместе с др. материалами (гуашь, тушь и т. п.).

Лит.: Фармаковский М. В. Акварель, ее техника, реставрация и консервация. Л., 1950; Виннер А. В. Материалы живописи. М., 1954; Столяров И. М. Акварель: Материалы и способы письма. Минск, 1980; Рус. акварельная живопись кон. 19 - нач. 20 в. М., 1968; Совр. сов. акварель / Вступ. ст. В. И. Володина. М., 1983.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Орфографический словарь

Словарь ударений

акваре́ль, [не рэ]

Трудности произношения и ударения

Формы слов для слова акварель

Синонимы к слову акварель

сущ., кол-во синонимов: 5

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Этимология

Этимологический словарь

акваре́ль

через нем. Aquarell или прямо из франц. aquarelle - то же.

Словарь галлицизмов русского языка

АКВАРЕЛЬ и, ж. aquarelle f. 1791. Лексис.

1. Художественные краски, легко разводимые водой. БАС-2. В кабинете висели несколько портретов <рысака>, написанных масляными красками и акварелью. Герц. Былое. Что для них и сами эти барыни, умеющие делать аккуратные, раскрашенные акварелькой рисунки. А. Ким Стена. // НМ 1998 10 41. Искусствоведы, да часто и сами художники, стремятся положить акварели на белое бумажное паспарту. Эти белые пятна, по моему мнению. совершенно убивают живопись. Остроумова-Лебедева Авт. зап. 3 205. Акварель. Краска, для изготовления которой используются водорастворимые связующие, например, гуммиарабик. Обычно акварель растворяется водой до прозрачного состояния и наносится на бумагу широкими пятнами, известными под названием размывки. Шедевры 1997. С упоением <дети> смешивали акварель с гуашью, выкладывали цвет, как мазанку. Нева 1999 11 185.

2. Состав для росписи керамики? Глина сосудов серо-желтая, роспись наведена коричневым лаком или "акварелью". НЭС 9 286.

3. Техника живописи, основанная на применении таких красок. БАС-2.

4. Картина или рисунок, написанные такими красками. БАС-2. Он сам <барон>, следуя примеру Фридриха Великого, велевшего каррикатуру на него сделанную; прибить на стене пониже, чтоб все могли любоваться, - ни мало не претендовал на собственную свою шаржу, исполненную карандашами и акварелями этого пажа из пажей и хранить этот рисунок у себя. Г. Эртаулов Театр графа Каменского. // Дело 1873 6 1 216. || перен. Это <повесть> - не большая картина, это - маленькая акварель, но очень тонко и художественно исполненная, искренне и тепло написанная. РМ 1887 10 1 644. Посмотри в прохладное окно На квадратик неба в ноябре,- Между облаками, как весной, Голубых прогалин акварель. Л. Иоффе Посмотри. // Знамя 1994 3 146.

5. собир., спец. Собрание таких картин. Отделение акварели. Уш. 1934.

6. Бумага для письма акварельными красками? - Как бы я хотел, чтоб в России появились, наконец, настоящие карандаши, не хуже Хаммера или Фабера, бумага Энгр, кисти, виндзоровская акварель .. мне так стыдно за Россию, что всё исчезло или стало совсем дурного качества. А. Жук Начало. // Нева 1995 5 157. - Норм. Адаптер - означает пустяковый человек, вообче сволочь, и больше ничего. Акварель - это хорошая девка, так я соображаю. Дед Щукарь. // РР 1980 2 78. - Лекс. Энц. лекс. 1835: акварель.

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова акварель

Полезные сервисы

акварелька

Толковый словарь

ж. разг.

1. уменьш. к сущ. акварель 3.

2. ласк. к сущ. акварель 3.

Орфографический словарь

акваре́лька, , род. п. мн. ч. -лек

Формы слов для слова акварелька

Синонимы к слову акварелька

сущ., кол-во синонимов: 1

Грамматический словарь

Полезные сервисы

акварельность

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

акварельные краски

акварельный

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова акварельный

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

аквариане

аквариды

Синонимы к слову аквариды

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

акварий

Толковый словарь

м. устар.

то же, что аквариум 1.

Толковый словарь Ушакова

Синонимы к слову акварий

сущ., кол-во синонимов: 1

Сканворды для слова акварий

Полезные сервисы

аквариум

Толковый словарь

Толковый словарь Ожегова

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

АКВА́РИУМ ; м. [лат. aquarium].

1. Бассейн или стеклянный сосуд для содержания и разведения рыб, водных животных и растений.

2. Учреждение для изучения и демонстрации водных животных и растений, содержащихся в особых бассейнах.

Аква́риумный, -ая, -ое. А-ые породы рыб.

* * *

аква́риум (лат. aquarium, от aqua - вода), 1) сосуд для содержания и разведения водных животных и растений. 2) Учреждение, где содержатся представители морской и пресноводной фауны и флоры с целью их изучения и демонстрации. Первый публичный аквариум был открыт в 1853 в Лондоне. Наиболее известные аквариумы в Неаполе и Монако. Крупные аквариумы созданы в США, Японии и других странах. Большие морские аквариумы чаще называют океанариумами.

* * *

АКВАРИУМ - АКВА́РИУМ (лат. аquarium, от аqua - вода), сосуд для содержания и разведения водных животных и растений, а также учреждение, где содержатся представители морской и пресноводной фауны и флоры с целью их изучения и демонстрации. Первый публичный аквариум был открыт в Лондоне. Наиболее известные аквариумы в Неаполе и Монако; крупные аквариумы созданы в США и Японии. Большие морские аквариумы чаще называются океанариумами (см. ОКЕАНАРИУМ).

Развитие аквариумистики

Первыми аквариумистами были китайцы. Около четырех тысяч лет они содержат и разводят различных рыб (сначала в искусственных водоемах, впоследствии в сосудах), почти две тысячи лет продолжается селекция знаменитых золотых рыбок. Массовое увлечение разведением золотых рыбок относится ко времени правления династии Сун (10-13 век). Около двух с половиной тысяч лет назад в другом азиатском государстве - в Японии начали разводить карпов и выводить декоративные породы этих рыб - кои, а золотая рыбка в стране Восходящего солнца приобрела замечательную перистую форму.

Но и в других древних государствах, прежде всего в Египте, в специальных бассейнах содержали рыб и водяные растения, в частности лотос. Такими бассейнами славились сады египетских фараонов и вельмож. Царь Ассирии Навуходоносор в 6 веке до н. э. украсил прудами и бассейнами одно из семи чудес света - легендарные висячие сады Семирамиды.

В Древнем Риме пруды с проточной водой (писцины) и акварии (садки и сосуды для рыб) были непременной принадлежностью домов зажиточных римских граждан. В этих первых аквариумах на обозрение выставлялись не только рыбы, но и беспозвоночные животные, например каракатицы. Вода в писцинах часто менялась, а от солнца они были защищены специальными навесами.

На американском континенте созерцанием рыб увлекался правитель ацтеков Монтесума (ок. 1390-1469). Он держал в своем дворце несколько своеобразных аквариумов, называвшихся дьявольскими сосудами. В Европу увлечение живыми рыбками пришло из Китая вместе с фарфором в 16-17 веках. К концу 18 века в Европе уже были распространены вазы и садовые бассейны с золотыми рыбками и водными растениями.

Становление аквариумистики в ее современном понимании произошло в Европе и в США в середине 19 века. Первый аквариум в современном виде имел объем около 100 л и был создан в 1841 году английским ученым Х. Вардом. В этом аквариуме содержались холодноводные рыбы и растения. В 1848 году другой англичанин - Е. Ланкастер развел в аквариуме первых рыб - трехиглых колюшек. В 1849 году была открыта первая в мире экспозиция аквариумов и террариумов в Лондонском зоопарке.

В 1853 году немецкий естествоиспытатель Эмиль Адольф Россмесслер ввел термин аквариум. В 1854 году в Великобритании выходит в свет первая книга по аквариумистике «Аквариум, или открытые чудеса глубин», написанная профессором Эдинбургского университета П. Госсе. В 1856 и 1857 годах в Германии выходят две книги немецкого ученого Россмесслера - «Море в стекле» и «Пресноводный аквариум».

Вслед за Лондоном открываются публичные аквариумы в других европейских городах - в Вене (1860), в Париже (1861), в Берлине (1869). В 1865 году открылись первые публичные аквариумы в США - в Нью-Йорке и в Бостоне. В 1869 году французский натуралист Пьер Карбонье ввел в любительскую аквариумистику первых экзотических рыб - макроподов (см. МАКРОПОДЫ), привезенных на военном корабле «Императрица» из Китая. В 1874 году он же ввел в аквариумистику второй тропический вид - петушков (см. ПЕТУШКИ (рыбы)). В 1904 году открылся публичный аквариум в Московском зоопарке.

Переступив рубеж 20 века, аквариумистика начала все более и более стремительно расти и развиваться. К концу тысячелетия она представляла собой целый пласт человеческой культуры, пронизывающий множество смежных областей творчества людей всего земного шара. Общества и клубы аквариумистов всех стран объединены в международный союз Aqua-Terra-International со штаб-квартирой в Гааге (Нидерланды).

Аквариумистика в России

Первые аквариумные рыбы попали в Россию еще во второй половине 17 века. Тогда в Москве аптекарском саду царя Алексея Михайловича появилась первая ваза с золотыми рыбками, преподнесенная ему как драгоценный дар англичанами. Во второй половине 19 века начался расцвет аквариумистики в Европе, США, а одновременно с ними и в России. В 1863 году в Москве, в рамках Первой акклиматизационной выставки прошла первая выставка аквариумов с отечественными пресноводными рыбами. На этой выставке побывало около 20 тысяч посетителей.

В 1867 году в Санкт-Петербурге выходит в свет первая отечественная и одна из первых в мире специализированных книг по аквариумистике - «Чудеса вод в комнате. Комнатный акварий и его обитатели» П. А. Ольхина. В 1878 году в Московском зоопарке состоялась Вторая акклиматизационная выставка. На ней было представлено около 30 видов рыб, в том числе гурами и золотые рыбки, а также ряд водных беспозвоночных. С 1887 по 1898 год в Москве прошло еще 8 выставок, где были представлены как пресноводные, так и морские, как тропические, так и отечественные аквариумные рыбы и несколько десятков видов растений. В 1899 году еще одну выставку провел только что созданный кружок аквариумистов и любителей комнатных растений.

Когда в 1896 году было построено новое здание Севастопольской морской биостанции, в его цокольном этаже открылся первый в стране публичный морской аквариум. В 1899 году в Москве создан кружок аквариумистов и любителей комнатных растений, в 1905 году преобразованный в Московское общество любителей аквариума и комнатных растений.

В 1902 году начало выходить первое отечественное периодическое издание по аквариумистике - «Журнал общества любителей комнатных растений и аквариумов» (Санкт-Петербург). В 1908 году Московское общество любителей аквариума и комнатных растений начало выпускать журнал - «Аквариум и комнатные растения». В 1911 году в Киеве выходит первый номер «Вестника любителя аквариума и террариума». Павильон «Аквариум» с постоянно действующей выставкой рыб и растений был открыт в Московском зоопарке в 1904 году. В 1911 году в Москве открылся первый в России магазин «Аквариумное рыбоводство В. Я. Стулова». Предреволюционный период в России, переживавший экономический подъем, стал временем расцвета аквариумистики.

Новая власть, две мировые войны, катаклизмы первой половины 20 века не могли не снизить интереса к аквариумистике и темпов ее развития, хотя именно в 1930-е годы в СССР открылся ряд государственных зоомагазинов, а в крупных зоопарках появились павильоны «Аквариум». В послевоенные годы наметилось оживление интереса к аквариумистике, но в то же время выявился разрыв в уровне развития советской и западной аквариумистики.

Новый всплеск интереса к аквариумистике произошел в СССР в 1980-е годы. Активно действовал Московский городской клуб аквариумистов и террариумистов им. Н. Ф. Золотницкого, где сформировались секции, специализирующихся на разных аквариумных рыбах. Часто проводились выставки как с общей аквариумной тематикой, так и специализированные. Все большее число новых видов рыб и растений привозилось в СССР, возникали новые периодические издания, посвященные аквариумистике. Появились профессиональные аквариумные рыборазводни, фирмы, постоянно действующие выставки, кооперативные магазины. В 1987 году образовано Всесоюзное объединение клубов аквариумистов и террариумистов.

Падение уровня жизни в начале 1990-х годов нанесло значительный урон отечественной аквариумистике: исчезла часть видов животных и растений, завезенных когда-то в Россию, практически перестали работать клубы, заметно снизилось и число самих аквариумистов. Вместе с тем, расширились возможности международных контактов и по мере стабилизации экономического положения в России возможен новый рывок развития аквариумистики.

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Энциклопедия Кольера

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Поговорки

Нырнуть (попасть) в аквариум. Разг. Шутл.-ирон. Уйти в запой. Елистратов 1994, 20.

Словарь русского арго

Крылатые слова

Словарь сленга

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова аквариум

Синонимы к слову аквариум

сущ., кол-во синонимов: 6

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Этимология

Этимологический словарь русского языка

Из лат. яз. в сер. XIX в. Лат. aquarium - «водоем» - образование от сущ. aqua - «вода» (ср. террариум).

История слов

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова аквариум

Полезные сервисы

аквариум (группа)

Энциклопедический словарь

АКВАРИУМ (группа) - АКВА́РИУМ, российская рок (см. РОК-МУЗЫКА)-группа, которая во главе со своим харизматическим лидером - автором песен, поэтом и певцом Борисом Гребенщиковым, занимает в истории отечественного рока особое место.

Ее творчество в начале 1980-х годов послужило катализатором грядущих перемен, оказав громадное воздействие на сознание по меньшей мере двух поколений слушателей; оно помогло обогатить довольно скудный язык тогдашнего рок-движения достижениями мировой культуры и породило новый художественный феномен.

«Аквариум» создали в июле 1972 Борис Гребенщиков (см. ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович), в ту пору студент математического факультета Ленинградского университета, и его школьный приятель, начинающий драматург Анатолий «Джордж» Гуницкий.

Первое публичное выступление Гребенщикова состоялось весной 1973 во время ночного рок-фестиваля в одном из пригородов Ленинграда, где он спел две песни Кэта Стивенса. Сам же «Аквариум» (после длительных репетиций и редких появлений в университете) в составе: Гребенщиков (гитара и вокал), Андрей «Дюша» Романов (флейта, гитара, вокал), Михаил «Фан» Васильев и Гуницкий (барабаны), дебютировал в ноябре 1974, обратив внимание публики на свой весьма экстравагантный внешний вид и странное содержание песен. Вскоре место Гуницкого занял Михаил «Майкл» Кордюков, в группу пришел также виолончелист Всеволод Гаккель. В середине 1970-х годов группа регулярно выступала; в домашних условиях записала несколько любопытных, хотя и несовершенных по качеству альбомов, а в 1976 заложила основу одной из важнейших традиций питерского рока - праздников и концертов, приуроченных к дням рождения участников Beatles (см. БИТЛЗ).

Во второй половине 1970-х годов состав группы постоянно менялся. Сокращенным составом: Гребенщиков, Васильев, Гаккель, к которым периодически присоединялись Кордюков и Михаил «Майк» Науменко (см. ЗООПАРК (рок-группа)) (гитара, вокал), «Аквариум» выступал на концертах с акустическим репертуаром, летом 1978 провел мини-фестиваль акустического рока (следствием чего стал совместный альбом «БГ» и «Майка»), а в марте 1979 стал гостем Тартуского рок-фестиваля.

В этот период творчество «Аквариума» испытало мощное воздействие новой волны (см. НОВАЯ ВОЛНА (в музыке)) - прежде всего реггей (см. РЕГГЕЙ) и панк-рока (см. ПАНК-РОК). Свой новый стиль группа продемонстрировала на рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (ноябрь 1979) и в Тбилиси (март 1980), где произвела эффект разорвавшейся бомбы сырым, жестким, насыщенным диссонансами звуком, откровенно эпатирующими текстами и неприкрытой сценической агрессией. Концерт «Аквариума» был отснят финским телевидением, их на «ура» приняли радикально настроенные музыканты и журналисты, хотя большая часть публики и жюри остались, скорее, в недоумении - время подобной музыки еще не пришло.

В конце 1980 началось интенсивное и оказавшееся определяющим для всей дальнейшей судьбы группы сотрудничество «Аквариума» с музыкантом и звукорежиссером Андреем Тропилло, который в ту пору пытался привить самодеятельному року вкус к альбомному мышлению.

Открытие Ленинградского рок-клуба (7 марта 1981), членом которого «Аквариум» стал с первых дней, почти совпало с выходом их первой студийной работы с Тропилло - «Синего Альбома». В 1981 к работе над студийным проектом в качестве пианиста и аранжировщика был привлечен Сергей Курехин (см. КУРЕХИН Сергей Анатольевич). Он, а также гитаристы Владимир Козлов, Владимир Леви, певица Ольга Першина участвовали в записи едва ли не лучшего в биографии группы альбома «Треугольник» (1981). С приходом Курехина появились новые идеи, требовавшие нового воплощения.

Каждый новый альбом группы («Табу», 1982; «Радио Африка», 1983) раздвигал ее музыкальные горизонты и становился предметом скрупулезного изучения в рок-музыкальных кругах.

На разных этапах группа, нащупывая собственный музыкальный язык, прошла через увлечение психоделией (см. ПСИХОДЕЛИКА), фолк (см. ФОЛК-РОК)-, барокко-, хард (см. ХАРД-РОК)-, арт (см. АРТ-РОК)- и джаз-роком (см. ДЖАЗ-РОК), панком (см. ПАНК-РОК), реггей (см. РЕГГЕЙ), «новой волной (см. НОВАЯ ВОЛНА (в музыке) и др.; формируя поэтику группы, Гребенщиков заимствовал многое у знаменитого американского рок- и фолк-исполнителя Боба Дилана (см. ДИЛАН Боб). На сцене «Аквариум» мог выглядеть и как струнный квартет, и как джазовое комбо, и как традиционная рок-группа. Под влиянием идей Курехина в середине 1980-х годов «Аквариум» некоторое время увлекался музыкой свободных форм, сотрудничал с В. Чекасиным (см. ЧЕКАСИН Владимир Николаевич) и В. Пономаревой (см. ПОНОМАРЕВА Валентина Дмитриевна). Гребенщиков принимал участие в сольных проектах и записях Курехина.

В 1983-84 «Аквариум» стал лауреатом первого и второго фестивалей рок-клуба. Тем не менее внутри группы создавалось напряжение, усугубленное противоречием между ее реальной популярностью и официальным статусом. Дело кончилось тем, что осенью 1984 «Аквариум» фактически распался. Курехин стал выступать со своим экспериментальным оркестром «Популярная механика».

В сентябре 1985 «Аквариум» был реформирован в своем классическом составе, который с триумфом выступил на четвертом фестивале рок-клуба и был - в знак заслуг перед питерским рок-н-роллом - отмечен его «Гран-при».

Летом 1986 в США вышел подготовленный американской певицей Джоанной Стингрей двойной альбом Red Wave, одна из сторон которого была предоставлена «Аквариуму». Западная пресса, в отличие от отечественной, отнеслась к альбому весьма благожелательно, однако времена менялись - началась эпоха гласности и перестройки. И осенью того же года группа начинает выступать с сольными концертами в Ленинграде и Москве.

По инициативе Тропилло фирма «Мелодия» выпустила два альбома группы; ряд ее песен прозвучал в нашумевшей перестроечной картине Сергея Соловьева (см. СОЛОВЬЕВ Сергей Александрович) «АССА»; началась «аквариумания». Группа интенсивно гастролировала, повсюду встречая толпы восторженных поклонников.

В апреле 1988 Гребенщиков, заключив контракт с американской компанией CBS/Columbia, в 1988-89 занимался записью своего сольного альбома Radio Silence (при участии нескольких музыкантов из «Аквариума») и реализацией других музыкальных проектов в США. Предоставленные самим себе, участники его группы занялись реализацией личных планов.

В 1990-е гг. возрожденная группа записала несколько новых альбомов, еще раз переиздала сборники своих лучших песен. Музыканты активно гастролировали и принимали участие в ряде интересных совместных проектов. В 2000-е гг. творчество «Аквариума» не претерпело заметных изменений. Были выпущены два новых альбома «Сестра Хаос» (2002) и «Песни рыбака» (2003). Гребенщиков остался верен себе в стиле исполняемых композиций и аранжировок.

Песни «Аквариума» звучали в фильмах «Иванов» (1982), «Милый, дорогой, любимый, единственный» (1984), «АССА» (1987), «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» (1989) и «Дом под звездным небом» (1992). Члены группы были одними из героев документального фильма «Рок» (1987) и главными - в ленте Long Way Home (1989, США).

В 2000-е творчество «Аквариума» не претерпело заметных изменений. Были выпущены четыре новых альбома: «Сестра Хаос» (2002) и «Песни рыбака» (2003), «Zoom Zoom Zoom» (2005) и «Беспечный Русский Бродяга» (2006). Гребенщиков остался верен себе в стиле исполняемых композиций и изысканности аранжировок.

За более чем 30 лет своего существования группа АКВАРИУМ остается «на плаву» российской рок-музыки, выпускает альбомы и совместные проекты с различными рок-музыкантами и активно выступает как в России, так и за рубежом.

Полезные сервисы

аквариум, или акварий

аквариумист