Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

мировых резервов темпы роста

Энциклопедия Кольера

Золото. До принятия второй поправки к уставу МВФ в апреле 1978 золото играло в международной валютной системе ключевую роль. Вторая поправка содержала ряд положений, направленных на постепенное уменьшение значения золота в международной валютной системе и в МВФ. Во всем мире (за исключением коммунистических стран) в период с 1934 по 1959 ежегодно добывалось золота в среднем на сумму 950 млн. долл.; в период с 1964 по 1968 стоимость ежегодно добываемого золота колебалась от 1,4 до 1,45 млрд. долл. Однако потребление золота в промышленности и сфере искусства росло гораздо быстрее, чем его добыча: приблизительно с 100 млн. долл. в год в денежном выражении до Второй мировой войны до 900 млн. долл. в 1970. Ежегодное использование золота для накопления и спекуляций увеличилось до почти 330 млн. долл. в денежном выражении в 1950-х годах, удвоилось в начале 1960-х и достигло максимального за всю историю уровня - ок. 2,2 млрд. долл. в 1967. Кроме того, было полностью поглощено золото, проданное на западных рынках в 1963-1965 Советским Союзом (стоимость ежегодно продаваемого золота превышала 500 млн. долл.). Таким образом, количество золота, остававшееся руководящим кредитно-денежным учреждениям на пополнение их резервов, сократилось с 1,5 млрд. долл. в год в денежном выражении в конце 1930-х (после ревальвации золота в 1934) до ок. 540 млн. долл. в год в период с 1950 по 1965 и 220 млн. долл. в 1965; в 1966 это количество уменьшилось еще на 45 млн. долл. В 1967 резервы сократились на 1,6 млрд. долл. и в первые три месяца 1968 - на 1,4 млрд. долл. На состоявшейся в марте 1968 в Вашингтоне конференции представителей центральных банков ведущих стран мира было решено ликвидировать эту утечку золота путем прекращения официальных продаж золота на свободном рынке и введения т.н. двухъярусной системы. Центральные банки по-прежнему могли покупать друг у друга золото по цене 35 долл. за унцию, однако им следовало воздерживаться от покупки и продажи золота на частных рынках, где допускались колебания его цены. После марта 1968 величина официальных золотых резервов оставалась относительно стабильной. Таким образом, двухъярусная система прекратила поступления золота в мировые резервы, но она не решила основную проблему обеспечения адекватного и регулярного увеличения приемлемых резервных активов. Валютные резервы центральных банков. Рост мировых резервов во все большей степени стал зависеть от желания стран, отличных от США и Великобритании, накапливать конвертируемые в золото национальные валюты - главным образом доллары и фунты стерлингов. Прирост валютных резервов во всем мире в 1950-х годах составлял ок. 580 млн. долл. в год, в 1960-х увеличился до 1,6 млрд., а в 1970 достиг небывалой величины 12,2 млрд. и в следующем году равнялся уже 26,6 млрд. Таким образом, на первый взгляд система золотовалютного стандарта продолжала функционировать, а ускоренный рост конвертируемых в золото валютных резервов компенсировал снижение золотых запасов и обеспечивал устойчивое накопление резервов в мире в целом. За этим фасадом скрывалось, однако, радикальное изменение самой основы мировой валютной системы - растущее нежелание различных государств рассматривать конвертируемые в золото национальные валюты как золотовалютные резервы, т.е. считать их эквивалентом золота. Дальнейшее накопление и хранение центральными банками иностранной валюты в качестве резервов приходилось непрерывно поддерживать разного рода соглашениями и оказанием давления в самых разнообразных формах, так что эти резервы превратились, по характеристике управляющего директора Международного валютного фонда Пьера-Поля Швейцера, высказанной в 1969, в "монетизированные кредиты странам, имеющим дефицит платежного баланса". После скачка цен на золото на лондонском рынке в октябре 1960 состоялся ряд встреч представителей центральных банков и министерств финансов стран, входящих в т.н. "Группу десяти" и являвшихся крупнейшими держателями валютных резервов (США, Великобритания, Бельгия, Франция, Западная Германия, Италия, Нидерланды, Канада, Япония, Швеция и, менее формально, Швейцария). Эти страны договорились о разнообразных "добровольных" ограничениях на обратимость валют в золото и согласились финансировать операции по поддержанию фунта стерлингов. Кроме того, восемь из вышеперечисленных стран (все, за исключением Канады, Японии и Швеции), составившие т.н. золотой пул, договорились не допускать - путем продажи части своих золотых запасов - значительного превышения рыночных цен на золото над его официальной ценой. Однако уже в марте 1968 данная система мер по стабилизации цены золота была видоизменена в связи с переходом на двухъярусную систему цен. Определенные шаги предприняли и США. Они заключили взаимные валютные соглашения с центральными банками 15 государств, предусматривавшие открытие краткосрочных двусторонних кредитных линий, по которым США могли предоставлять странам-партнерам и получать от них краткосрочные кредиты на общую сумму ок. 11 млрд. долл. для компенсации временных диспропорций в платежах. Кроме того, к июню 1971 обычные краткосрочные обязательства США перед зарубежными центральными банками были консолидированы в среднесрочные нерыночные американские казначейские облигации и векселя общей стоимостью 6,5 млрд. долл. С другой стороны, в результате переговоров с Великобританией центральные банки государств Северной Америки и Западной Европы увеличили свои стерлинговые активы с 600 млн.долларовом выражении) в декабре 1963 до 5 млрд. в декабре 1968, к которым следует добавить размещенные в Лондоне депозиты в других валютах на сумму 500 млн. долл. Летом 1968 были также подписаны соглашения, касавшиеся резервных обязательств Великобритании перед странами стерлинговой зоны, общая стоимость которых на конец 1968 составляла 3,9 млрд. долл. В соответствии с этими соглашениями, входившие в стерлинговую зону государства обязались держать определенную часть своих резервов в фунтах стерлингов. Кроме того, Банк международных расчетов, поддержанный центральными банками 12 ведущих стран мира (Австрии, Бельгии, Канады, Дании, Западной Германии, Италии, Японии, Нидерландов, Норвегии, Швеции, Швейцарии и США), открыл Банку Англии кредитную линию на сумму до 2 млрд. долл., предназначенную для финансирования и компенсации изъятия остатков с официальных и частных стерлинговых счетов стран стерлинговой зоны при их падении до уровня ниже первоначально установленного. В результате полученных Великобританией гарантий и улучшения состояния ее платежного баланса стерлинговые резервы зарубежных центральных банков в 1971 существенно возросли. Описанные выше соглашения фактически означали преобразование значительной части т.н. золотовалютного компонента в договорные кредитные резервы (резервы в форме согласованных кредитов), защищенные политическими соглашениями об ограничении обмена этих средств на золото, на который прежде их владельцы имели безусловное право. В период между 1965 и 1968 стоимость резервов в их традиционных формах упала на 10,4 млрд.; относительно скромное увеличение на 7,6 млрд. совокупных мировых резервов в те годы было достигнуто только благодаря резкому росту - на 18 млрд. долл. - договорных кредитных резервов. В 1969-1970 совокупные резервы возросли на 15,1 млрд. долл., из которых более 60% были представлены согласованными кредитными линиями. Необходимость появления этих новых способов пополнения резервов диктовалась тем, что США и Великобритания фактически оказались не в состоянии оплачивать свои обязательства золотом. В декабре 1970 суммарные золотые запасы США (11,1 млрд. долл.) и Великобритании (1,3 млрд. долл.) покрывали менее половины общей суммы их задолженности перед зарубежными центральными банками (30,5 млрд. долл.), не говоря уже об их чистой задолженности Международному валютному фонду (500 млн. долл.) и краткосрочной задолженности всем прочим держателям стерлинговых и долларовых обязательств (26,6 млрд. долл.).

КРАХ БРЕТТОН-ВУДСКОЙ СИСТЕМЫ

На протяжении 1960-х годов доллар постепенно терял свою способность обмена на золото, однако система договорного кредитно-резервного стандарта позволяла сохранять по крайней мере видимость существования золотовалютного стандарта. В результате США достаточно долго удавалось уклоняться от необходимости ликвидации дефицита платежного баланса с помощью изменения внутренней экономической политики или курса доллара. В конце концов, однако, когда американское правительство вместо повышения налоговых ставок стало увеличивать денежную массу в обращении, чтобы оплачивать расходы на войну во Вьетнаме, в США произошел всплеск инфляции. По мере роста денежной массы процентные ставки падали, а цены внутреннего рынка стремительно повышались, что вело к снижению конкурентоспособности американских товаров за рубежом. Несмотря на растущие доходы от зарубежных инвестиций, положительное сальдо платежного баланса США по статьям торговли товарами и услугами (включая доходы от зарубежных инвестиций), переводов и пенсий, достигавшее 7,5 млрд. долл. в 1964, сменилось дефицитом в размере ок. 800 млн. долл. в 1971. Кроме того, объем экспорта капитала из США все эти годы стабильно держался на уровне 1% валового национального продукта; однако, если в конце 1960-х годов высокие процентные ставки в стране способствовали притоку в США ок. 24 млрд. долл. иностранного капитала, то в начале 1970-х низкие ставки вызвали массовый сброс ценных бумаг и отток инвестиций за рубеж. В соответствии с правилами МВФ, образовавшийся избыток долларов на частном валютном рынке должен был поглощаться зарубежными центральными банками, что требовалось для сохранения существовавших валютных паритетов. Однако такие действия порождали ожидания обесценения доллара относительно более сильных валют стран, накопивших долларовые требования на огромные суммы, в частности, Франции, Западной Германии и Японии. Эти ожидания были подкреплены официальными заявлениями американского правительства о том, что оно рассматривает изменение валютных курсов как меру, необходимую для восстановления равновесия платежного баланса и конкурентоспособности американских товаров на внешних рынках. Дефицит США по статьям официальных расчетов достиг небывалых размеров - 10,7 млрд. долл. в 1970 и 30,5 млрд. долл. в 1971 при максимуме в 49,5 млрд. долл. (в годовом исчислении) в третьем квартале 1971. 15 августа 1971 США официально объявили о приостановке обмена долларов на золото. Одновременно для укрепления своих позиций на предстоящих переговорах США ввели временную 10-процентную надбавку к импортным пошлинам. Введение надбавки преследовало две цели: ограничить импорт путем его удорожания и предупредить правительства зарубежных стран о том, что, если они не предпримут кардинальные шаги, способствующие росту экспорта из США, объем их собственного экспорта в США будет резко ограничен.

Смитсоновское соглашение. После прозвучавших 15 августа заявлений те страны, имевшие положительные сальдо платежных балансов, которые еще не перешли к плавающим курсам своих валют, оказались вынужденными сделать это. Однако руководящие кредитно-денежные учреждения этих стран постарались ограничить повышение курсов их валют и таким образом сохранить конкурентоспособность своих товаров на международных рынках. В то же время правительства стремились избежать возврата к разрушительной протекционистской политике, которая возобладала в мире в 1931 после прекращения обмена фунтов стерлингов на золото и могла вновь стать доминирующей теперь, когда прекратился обмен на золото долларов. Опасность возврата к прошлому удалось устранить с помощью соглашений, достигнутых 18 декабря 1971 на переговорах между представителями стран "Группы десяти" в Смитсоновском институте (Вашингтон). Во-первых, были согласованы условия многостороннего пересмотра валютных курсов, повлекшего за собой девальвацию доллара США к золоту на 7,89% и одновременное повышение курсов валют многих других стран. В результате стоимость ведущих валют мира относительно прежнего долларового паритета выросла на 7-19%. До начала 1972 многие другие страны не меняли зафиксированные МВФ валютные паритеты; как следствие, стоимость их валют относительно доллара также автоматически поднялась. Некоторые страны прибегли к корректировке паритета своих валют, чтобы сохранить их прежний курс к доллару, тогда как другие повысили или понизили курсы национальных валют к доллару. Во-вторых, "Группа десяти" договорилась временно установить пределы допустимых колебаний курсов на уровне 2,25% от нового валютного курса, что пока исключало свободное "плавание" валют. Наконец, в-третьих, США согласились отменить 10-процентную надбавку к импортным пошлинам. В результате принятых мер золотовалютный стандарт трансформировался в бумажно-долларовый стандарт, при котором все страны, за исключением США, взяли на себя рискованные обязательства поддерживать новые валютные курсы, фактически закрепленные Смитсоновским соглашением.

Мировая инфляция. В начале 1970-х годов, однако, произошли некоторые события, которые перечеркнули надежды на то, что Смитсоновское соглашение обеспечит стабильность валютных курсов. Важнейшим из этих событий стала захлестнувшая мир инфляция. Она распространилась в связи с тем, что Смитсоновское соглашение оказалось не в состоянии разрешить проблемы, которые уже приводили к крушению системы фиксированных валютных курсов. Проблема роста долларовых резервов зарубежных центральных банков была далека от решения и еще более обострилась. С 1970 по 1972 мировые резервы более чем удвоились, и это увеличение произошло почти исключительно за счет накопления резервных валют, прежде всего долларов США. Из США инфляция начала распространяться на другие страны, так как государства, обладавшие разбухшими долларовыми остатками на счетах, допускали их конвертацию в местные валюты, в результате чего денежная масса в обращении росла значительно быстрее, чем это требовалось ростом производства. Вторым фактором, обусловившим развитие инфляционных процессов, стал беспрецедентно синхронный экономический рост в конце 1972 - начале 1973 во всех крупнейших индустриальных державах мира. Этот рост породил громадный спрос на сырье и товары производственного назначения, которые оказались в дефиците и резко поднялись в цене. Положение усугубилось тем, что из-за неблагоприятных погодных условий пострадал урожай сельскохозяйственных культур и образовался недостаток некоторых товаров. Всеобщая инфляция, темпы которой к тому же в странах, игравших ведущую роль в мировой торговле, были различными, привела к разрушению оформленной Смитсоновским соглашением системы фиксированных валютных курсов. Если в послевоенное время валютная система страдала от недостатка ликвидности, то теперь она задыхалась от ее избытка. В июне 1972, в результате спекуляций на мировых валютных рынках, направленных против фунта стерлингов и ставших возможными из-за инфляции в Великобритании, британская валюта упала в цене, и ее курс из фиксированного превратился в плавающий. Затем, в феврале и марте 1973, разразился очередной валютный кризис. Доллар США был повторно девальвирован, на этот раз на 10%, так как предыдущей девальвации оказалось недостаточно для заметного сокращения дефицита американского торгового баланса. При этом валюты многих других стран пустились в "плавание". Таким образом, к середине 1973 надежд на сохранение системы фиксированных валютных курсов практически не осталось. На смену ей пришла система "управляемого плавания", при которой валютные курсы могли колебаться, однако в случае чрезмерно большого размаха колебаний правительства прибегали к интервенциям на валютных рынках. Вместе с тем некоторые страны договорились поддерживать более или менее стабильные взаимные курсы; так, несколько стран Северной Европы ограничили взаимные колебания курсов своих валют при их свободном плавании относительно доллара США, создав систему, получившую название "валютной змеи". В целом, однако, курсы валют стали определяться размерами валютных резервов разных стран и рыночным спросом на конкретные валюты.

ПОСЛЕ БРЕТТОН-ВУДСА

Взлет цен на нефть. Темпы инфляции начала 1970-х годов резко возросли, когда в конце 1973 и в 1974 согласованные действия государств - членов Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) привели к четырехкратному скачку цен на нефть. Поскольку в мировой торговле нефть занимает важнейшее место, столь стремительный рост цен на нее стал новым тяжелым испытанием для системы международных платежей. Вскоре активные сальдо платежных балансов стран ОПЕК достигли огромных размеров. Часть поступавших от продажи нефти денег расходовалась на увеличение импорта, однако объемы закупок и темпы их роста существенно варьировались по странам. В таких государствах ОПЕК, как Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Ливия, численность населения и способность внутренних рынков поглощать импорт очень невелики, поэтому расходы этих государств на импорт не могли возрастать так же быстро, как их доходы от экспорта. Только более населенные страны ОПЕК, такие как Венесуэла, Иран, Индонезия и Нигерия, оказались в состоянии использовать резко увеличившиеся доходы в интересах национального развития. В результате повышения цен на нефть у стран-нефтеимпортеров неизбежно должен был образоваться устойчивый дефицит платежного баланса. Каждая из этих стран оказалась перед болезненным выбором: либо скорректировать дефицит путем сокращения импорта или увеличения экспорта, либо компенсировать его за счет внешних займов. Перспектива того, что отдельные страны-импортеры нефти попытаются ликвидировать дефициты платежных балансов путем сокращения импорта и увеличения экспорта, породила серьезные опасения: мир могла захлестнуть новая волна возведения торговых барьеров. При таком развитии событий, а также в случае, если бы многие страны стали проводить конкурентные девальвации (девальвации с целью повышения конкурентоспособности национального экспорта) и жесткую внутреннюю антиинфляционную политику, сдерживающую инвестиции, мир оказался бы перед угрозой экономической депрессии. Следовательно, требовалось отыскать какой-то способ рециклирования, т.е. перетока средств из стран ОПЕК, которые зарабатывали больше, чем могли потратить, в страны, вынужденные поддерживать уровень своих расходов за счет кредитов. Естественно, эту функцию должна была выполнять международная валютная система. Накопленные странами ОПЕК средства могли поступать в нефтеимпортирующие страны, когда последние для покрытия дефицита платежных балансов продавали иностранным инвесторам ценные бумаги либо получали кредиты от банков или других государств напрямую или при посредничестве таких организаций, как Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития (Мировой банк). Заметную роль в рециклировании этих средств играли частные рынки - британский, американский и евровалютный. Для облегчения процесса заимствований рециклируемых средств американское правительство в 1974 отменило все ограничения на движение капиталов между США и другими странами. Некоторое беспокойство вызывали размеры займов и степень рисков частных кредиторов. Тем не менее такой источник финансирования вполне устраивал платежеспособных нефтеимпортеров. Что же касалось нефтеимпортеров, которые нуждались в крупных займах, однако не пользовались доверием кредиторов на частных рынках, то они могли получать ссуды под кредитные гарантии других стран или международных организаций. Наконец, третьей группе стран, практически не способных платить по долгам, требовалась прямая помощь. Средства для кредитования и предоставления субсидий поступали из нескольких новых источников. В июне 1974 Международный валютный фонд разработал схему кредитования стран-импортеров нефти. Некоторые страны ОПЕК оказали нуждающимся государствам значительную помощь. В 1975 Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая все крупнейшие некоммунистические промышленные страны мира, создала фонд поддержки в размере 25 млрд. долл., предназначенный для финансирования государств, исчерпавших все иные источники кредитов. Риски по выделяемым из этого фонда кредитам распределялись между всеми странами ОЭСР. Таким образом было найдено решение краткосрочной проблемы рециклирования, однако, в связи с избытками средств, накопленных странами ОПЕК, возникала и серьезная долгосрочная проблема - концентрация, в который уже раз, международных резервов в руках немногих стран. К 1974 у стран ОПЕК избыток средств, требующих инвестирования, достигал уже ок. 55 млрд. долл. Казалось вполне вероятным, что в конце концов активное сальдо их платежных балансов начнет сокращаться, однако не вызывало сомнений, что они по-прежнему будут превосходить большинство других стран по темпам накопления валютных резервов. Следовательно, перемещение этих колоссальных средств могло самым существенным образом повлиять на фондовые рынки, валютные курсы и объемы резервов других стран.

Промежуточные меры. Когда, в связи с инфляцией начала 1970-х годов, смитсоновская система потерпела крах, никакой долговременной замены для нее не оказалось. Таким образом, необходимо было предпринять временные меры, направленные как на стабилизацию международной валютной системы, так и на ее реформирование. Разработкой такого рода мер занялся Комитет 20 - группа из представителей ведущих стран, сформированная 26 июня 1972 Международным валютным фондом для обсуждения валютной реформы. Комитет признал, что на смену смитсоновской системе фиксированных валютных курсов уже пришла новая система "управляемого плавания" курсов. Как следствие этого, одна из первых предложенных мер заключалась в принятии правил, регулирующих интервенции центральных банков на валютных рынках. Данная мера была направлена на предотвращение конкурентных девальваций и возведения торговых барьеров, а также должна была способствовать глобальной гармонизации кредитно-денежной политики. Во-вторых, комитет обнародовал декларацию, в которой крупнейшие торговые державы мира брали на себя обязательство не вводить (или не ужесточать) без предварительного одобрения МВФ ограничения на внешнюю торговлю или международные платежи ради сокращения дефицита платежных балансов. Было также достигнуто соглашение о новом методе определения стоимости СДР ("специальных прав заимствования") - условной денежной единицы МВФ. Изначально стоимость СДР выражалась в долларах США, причем единица СДР приравнивалась к одному доллару. С 1 июля 1974 стоимость СДР была привязана к средневзвешенному значению "корзины" из 16 основных валют мира, причем вес каждой из валют определялся в соответствии со значением данной валюты в мировой торговле; доллару США придавался дополнительный вес, что являлось отражением его особой роли в мире. Этот новый метод оценки стоимости стал важным шагом на пути к превращению СДР в подлинно международную денежную единицу. Процесс интернационализации СДР получил свое продолжение, когда 1 января 1981 их стоимость была вновь пересмотрена и стала определяться на основе "корзины" из пяти ведущих валют.

Ямайское соглашение. 8 января 1976 на заседании МВФ в Кингстоне (Ямайка) было выработано новое всеобъемлющее соглашение в отношении международной валютной системы, принявшее форму поправок (дополнений) к уставу МВФ. Основным результатом следует считать формализацию системы "управляемого плавания" валютных курсов. Начиная с этого момента всем членам МВФ было официально разрешено отпустить свои валюты в свободное плавание и самостоятельно проводить интервенции на валютных рынках в целях предотвращения беспорядочных колебаний курсов. Ямайское соглашение было также направлено на усиление контроля за состоянием мировой экономики. Уже через год после его заключения позиция МВФ в отношении методов контроля экономической политики стала более определенной. По иронии судьбы, именно на 1980-е годы пришлись бесконечная чехарда валютных курсов и неустойчивость платежных балансов, однако лишь дважды недовольство одних членов МВФ валютной политикой других его членов заставило МВФ вмешаться: в октябре 1982 в связи с девальвацией шведской кроны и в 1987 после настойчивых жалоб США на заниженный курс корейской воны. Ямайское соглашение содержало также положения, направленные на постепенный вывод золота из международных валютных операций. Страны-члены МВФ отказались от установления официальной цены золота, которая к тому времени была значительно ниже рыночной, но по-прежнему использовалась при оценке государственных резервов. Отныне правительства получили возможность покупать и продавать золото по рыночным ценам. Страны были освобождены от обязательства использовать золото в операциях с МВФ. Наконец, было положено начало процессу избавления МВФ от его собственных золотых запасов. Одна шестая часть золотых резервов МВФ, или около 25 млн. тройских унций, подлежала возврату странам-членам Фонда. Еще одну шестую предполагалось продать с аукциона. Наконец, третья цель Ямайского соглашения состояла в том, чтобы превратить МВФ, по крайней мере отчасти, в организацию по оказанию помощи странам, испытывающим затруднения с международными платежами. Для достижения этой цели было решено, что вся выручка от продажи золота МВФ на аукционе должна поступать через особый фонд наиболее нуждающимся странам мира. Кроме того, отдельные члены МВФ, включая разбогатевшие страны ОПЕК, согласились увеличить свои квоты в МВФ, чтобы расширить возможности Фонда по кредитованию испытывающих трудности стран.

В поисках стабильности. За первое десятилетие существования плавающих курсов стабильности на валютных рынках не прибавилось. Планы по реформированию международной валютной системы ни к чему не привели, и риторика ряда стран ОЭСР становилась откровенно протекционистской. После Боннской встречи в верхах (1978) энтузиазм в отношении дальнейшего углубления международного сотрудничества окончательно угас, и даже разразившийся в начале 1980-х годов долговой кризис развивающихся стран не вдохновил мировое сообщество на коллективный поиск решения проблем. Тем не менее история международных валютных отношений в 1980-х годах развивалась по более удачному сценарию, хотя изначально казалось, что у мирового сообщества довольно мало шансов на успех в этой области. В первой половине десятилетия США фактически отказались от сотрудничества и допустили существенное повышение курса доллара. В сентябре 1985, однако, отношения между США и другими странами "Группы пяти" значительно улучшились. На состоявшемся в отеле "Плаза" в Нью-Йорке совещании представителей "пятерки" удалось договориться о проведении согласованных интервенций на валютных рынках. В течение следующего года Германия и Япония неоднократно высказывали опасения по поводу движения доллара, и в феврале 1987 было заключено Луврское соглашение о продолжении координации валютных интервенций для достижения валютной стабильности. Впрочем, несмотря на начавшийся с середины 1980-х годов процесс углубления взаимопонимания, обсуждение важнейших вопросов далеко не всегда проходило гладко. США стремились к улучшению состояния текущего платежного баланса и тщетно пытались заставить Германию и Японию дать стимул мировой экономике в кейнсианском стиле. Кроме того, в период 1985-1987 вновь обострился возникший в 1970-х годах макроэкономический конфликт: США угрожали отказаться от дальнейших усилий по поддержанию валютной стабильности, если Германия и Япония не согласятся стимулировать собственный экономический рост и спрос на импортные товары.

Развивающиеся страны. Для стран "третьего мира" крах Бреттон-Вудской системы означал также начало новой эры. В первые пять лет действия системы плавающих курсов очень немногие из этих стран решились отказаться от режима заранее определенных номинальных валютных курсов, однако в начале 1980-х годов таких стран было уже большинство. Для развивающихся стран основная проблема заключалась не столько в неустойчивости валютных курсов, сколько в завышенных реальных валютных курсах (номинальных валютных курсах с поправкой на относительные уровни цен) и неадекватном регулировании валютных курсов, что усугубляло отставание экономики, а для ряда латиноамериканских стран - и долговой кризис 1980-х годов. Не подлежит сомнению, что в тех развивающихся странах, где разумное регулирование валютного курса сочеталось с политическими и экономическими реформами, были достигнуты вполне благоприятные результаты. В тех случаях, когда развивающимся странам еще только предстоит пережить процесс структурной перестройки, им просто не удается избежать колоссальных экономических проблем. Несмотря на то, что обострение долгового кризиса в Латинской Америке и в странах со средним уровнем доходов заставило мировое сообщество выдвинуть различные инициативы (например, план Бейкера 1986 и план Брейди 1989), долговое бремя и в конце 1990-х годов по-прежнему оставалось серьезной проблемой для многих крупнейших должников.

Эволюция Европейской валютной системы. После заключения в декабре 1971 Смитсоновского соглашения курсы валют стран-участниц соглашения получили возможность колебаться в пределах от минус 2,25% до плюс 2,25% (т.е. в диапазоне 4,5%) относительно доллара. Вместе с тем курсы европейских валют могли изменяться относительно друг друга в пределах от плюс 4,5% до минус 4,5%, т.е. в диапазоне 9%. Однако европейские экономисты и крупнейшие представители деловых кругов опасались, что рост внутриевропейских торговых потоков в перспективе может затормозиться, если размах колебаний курсов европейских валют станет чрезмерно большим. Как следствие этих опасений, в марте 1972 шесть стран-членов Европейского экономического сообщества и три государства, собиравшихся к нему присоединиться, договорились ограничить колебания курсов своих валют относительно друг друга 1,125% в ту или иную сторону. Данное соглашение известно под названием "змеи в тоннеле" (официальное название - Европейское соглашение о единых пределах). Оно устанавливало, что курсы европейских валют относительно друг друга колеблются в пределах узкого диапазона, ограниченного 2,25% ("змея"), при колебаниях в более широком диапазоне (4,5%) относительно других валют мира ("тоннель"). В то время, как курсы европейских валют по-прежнему могли колебаться относительно доллара США и валют других неевропейских стран в довольно широком диапазоне, размах их колебаний относительно друг друга должен был уменьшаться. Когда европейские валюты в марте 1973 пустились в совместное с долларом США плавание, "змея" не только лишилась своего "тоннеля", но и вскоре трансформировалась в нечто похожее на зону немецкой марки. Одновременно происходили частые и значительные корректировки валютных курсов и некоторые страны входили в систему Европейского соглашения и выходили из нее. К концу 1970-х годов большинство западноевропейских стран, стремясь гарантировать стабильность внутриевропейской торговли, отдали предпочтение режиму фиксированных, но корректируемых валютных курсов. Германия испытывала сильное желание "привязать" немецкую марку к возможно большему числу раздельно плавающих ведущих европейских валют, стараясь таким способом оградить немецкую экономику от влияния возобновившегося обесценения доллара. Хотя Великобритания придерживалась более глобального подхода, возраставшая неустойчивость доллара и политические предпочтения Франции и Германии заставили европейские страны сосредоточиться на обсуждении путей разрешения проблемы нестабильности валютных курсов на региональном уровне. Найденное решение - Европейская валютная система (ЕВС) - должно было привести к созданию полноценного механизма валютных курсов, на основе которого возникнет Европейский валютный фонд (или Европейский центральный банк). В конечном счете, Европейский валютный фонд заменит Европейский фонд валютного сотрудничества и будет управлять совокупными валютными резервами стран-членов ЕВС, осуществляя интервенции на валютных рынках и формируя резервы в европейских валютных единицах (экю), которые будут выступать в роли европейских СДР. Предполагалось, что в тех случаях, когда внутренняя политика отдельных стран начнет угрожать стабильности валютных курсов, страны с сильной валютой прибегнут к кредитно-денежной экспансии, тогда как страны со слабой валютой, напротив, постараются "сжать" кредит и денежную массу в обращении. От государств, согласившихся стать членами ЕВС, требовалось ограничивать взаимные курсовые колебания 2,25% в ту или иную сторону (для стран, находящихся в сложном финансовом положении, - 6% на переходный период). Изначально членами ЕВС стали восемь из девяти стран Европейского экономического сообщества, и лишь Великобритания приняла решение не участвовать в едином курсовом механизме. В связи с сохранявшимися на протяжении первой половины 1980-х годов различиями в темпах инфляции между странами-членами ЕВС периодически возникала необходимость в пересмотре валютных курсов. В период между 1979 и январем 1987 эти курсы пересматривались одиннадцать раз; двенадцатый пересмотр состоялся 8 января 1990, когда более широкий диапазон курсовых колебаний для итальянской лиры был заменен на стандартный для ЕВС узкий диапазон. ЕВС развивалась как сочетание закрепленных и корректируемых курсовых режимов. В периоды стабильности страны пользовались многочисленными преимуществами фиксированных курсов, а пересмотры и корректировки курсов позволяли решать проблемы поддержания конкурентоспособности. Однако периоды валютной стабильности, перемежавшиеся пересмотрами валютных курсов, могли иметь место лишь потому, что контроль за движением капитала надежно ограждал резервы центральных банков от атак валютных спекулянтов в ожидании очередного пересмотра курса. В первые десять лет существования ЕВС руководящие национальные кредитно-денежные и валютные учреждения сохраняли ограниченную политическую самостоятельность. Однако к 1 июля 1990 большинство государств-членов ЕВС отказались от валютного контроля и контроля за движением капитала, и сразу же возникла проблема "несовместимого квартета" политических целей: свободной торговли, свободы движения капитала, стабильности фиксированных (управляемых) валютных курсов и независимой кредитно-денежной политики. Так что Испания, Великобритания и Португалия вступили в курсовой механизм ЕВС как раз в тот момент, когда система в целом стала весьма уязвимой, хотя и выглядела более стабильной. Стратегия отказа от пересмотров валютных курсов и от валютного контроля, а также контроля за движением капитала какое-то время казалась успешной, но уже в августе 1993 курсовому механизму пришлось пережить тяжелейшее испытание: действия спекулянтов вынудили ЕВС расширить диапазон допустимых колебаний валютных курсов с 2,25% до 15%. В сущности, плавание европейских валют стало гораздо более свободным, чем когда-либо прежде, будь то времена Бреттон-Вудской системы, "валютной змеи" или центральных курсов ЕВС. И все же движение в направлении создания Европейского валютного союза ускорялось. Состоявшаяся в 1995 мадридская встреча в верхах подтвердила окончательный и бесповоротный переход к системе фиксированных курсов при одновременном введении единой европейской валюты, получившей название евро. 1 июля 1998 был учрежден Европейский центральный банк; его прерогативой стало осуществление единой денежно-кредитной и валютной политики ЕС. С января 1999 одиннадцать стран Европейского Союза перешли к единой валюте. В течение 1999-2001 евро должно использоваться для безналичных расчетов и бухгалтерского учета, а с 1 января 2002 единая валюта вводится в наличный оборот.

Полезные сервисы

карл vi габсбург

Энциклопедический словарь

КАРЛ VI Габсбург - КАРЛ VI Габсбург (Karl VI) (1 октября 1685, Вена - 20 октября 1740, там же), император Священной Римской с 1711, австрийский эрцгерцог и король Венгрии с 1711, чешский король с 1723. Претендент на испанский престол в 1703-1714 (как Карл III). Второй сын Леопольда I Габсбурга (см. ЛЕОПОЛЬД I Габсбург) и его третьей жены Элеоноры Магдалины Пфальц-Нейбургской, младший брат Иосифа I (см. ИОСИФ I Габсбург), отец Марии Терезии (см. МАРИЯ ТЕРЕЗИЯ).

Испанское наследство

Карл был младшим сыном императора Леопольда I и не мог унаследовать родительский престол. Власть в Вене должна была перейти к его старшему брату Иосифу. Но зато у его дальнего родственника испанского короля Карла II Габсбурга не было прямых наследников и австрийские Габсбурги рассчитывали воцариться в Мадриде. В 1700 году Карл II скончался и австрийские Габсбурги заявили о своих претензиях на испанскую корону.

Объединение под единой властью всех габсбургских владений означало появление на мировой арене сверхмощной империи и заявление Габсбургов встретило негативную реакцию в столицах европейских держав. Решительно против выступили другие родственники покойного испанского короля - французские Бурбоны. Король Франции Людовик XIV Бурбон, женатый на испанской инфанте Марией-Терезии Габсбург, предложил на испанский престол кандидатуру своего внука Филиппа. Но в этом случае чрезмерно усиливалась Франция, и без того доминировавшая на европейском континенте.

В 1701 году династическая борьба между Габсбургами и Бурбонами переросла в войну за испанское наследство (см. ИСПАНСКОЕ НАСЛЕДСТВО). Пытаясь найти союзников против Франции, 12 сентября 1703 года в Вене Леопольд I провозгласил своего младшего сына испанским королем Карлом III. Сам Леопольд I и его наследник Иосиф отрекались от испанского престола, а Карл, в свою очередь, от австрийского. Этот политический шаг привлек на сторону Габсбургов Англию и Голландию - давних противников Франции. Но через год в Вене было негласно подписано тайное соглашение, по которому все габсбургские владения после смерти Леопольда I и Иосифа I должны были перейти к Карлу.

Борьба за престол

Сам Карл отправился в Англию, где получил субсидии для борьбы с французами. В конце 1703 Карл прибыл в Лиссабон и только в 1705 смог высадиться в Барселоне. Новому королю подчинились Каталония, Валенсия и Арагон, а местом пребывания двора Карла III стала Барселона.

Война за испанское наследство охватила многие европейские страны их заморские владения. Боевые действия велись в Германии, Нидерландах, Италии. В самой Испании развернулась борьба между претендентами на престол. Ядро войска Карла III составляли наемники, оплачиваемые в основном английскими деньгами. Его поддерживало население Каталонии, где традиционно были сильны сепаратистские настроения. Но большинство испанцев приняло французского кандидата, который был провозглашен королем Филиппом V.

В Испании Карл проявил редкое упорство, хладнокровие и мужество. Его противник обладал перевесом сил, поддержкой колоний, но так и не сумел одержать решительную победу. В глазах испанцев Габсбург был узурпатором, чужаком, ставленником враждебной Англии, у него не было своего флота, но несмотря на ограниченность средств Карл вел борьбу на равных и дважды занимал Мадрид. При этом он не отличался выдающимися полководческими способностями, и успехов добивался за счет настойчивости, решительности и личной смелости.

Последний Габсбург

Война за испанское наследство затянулась на годы. Между тем, в Вене в 1705 году скончался Леопольд I, а в 1711 году - Иосиф I и Карл остался последним мужчиной в династии Габсбургов. Ему пришлось оставить Испанию и срочно выехать в Вену, чтобы перенять власть. Правление Карла началось в неблагоприятной ситуации. Австрия вела напряженную борьбу с Францией на широком фронте от Нидерландов до Италии. Венгрия была охвачена антигабсбургским восстанием Ференца Ракоци (см. РАКОЦИ Ференц II). Турки, используя затруднительное положение Австрии, грозили войной. В Испании, после отъезда Карла, его позиции пошатнулись. К тому же Великобритания негативно относилась к объединению испанской и австрийской корон и склонялась к заключению мира с Францией.

Чтобы сохранить габсбургскую державу, Карлу пришлось действовать быстро, решительно и пойти на ряд компромиссов. Прежде всего были начаты переговоры с мятежными венграми, которые завершились заключением Сатмарского мира 1711 года. В октябре 1711 года рейхстаг избрал Карла императором Священной Римской империи. 24 декабря 1711 он был коронован под именем Карла VI и в январе 1712 возвратился в Вену.

На характер правления Карла VI глубоко повлияли годы проведенные в Испании. Семь военных лет сформировали манеры его поведения, жизнь в Барселоне - привязанности и привычки. Внешность Карла, его походка казалась странной и смешной в глазах его венских подданных. Не удивительно, что император тяготел к испанскому придворному этикету, который строго регламентировал придворную жизнь, окружая личность и личную жизнь монарха глубокой тайной.

Карл VI высоко ценил и поддерживал состоявших у него на службе выходцев из самой Испании и из ее владений в Нидерландах и Италии. А несколько его соратников по испанской кампании заняли видное положение при венском дворе. Позднейшие историки нередко изображали Карла VI как человека «духа невысокого и интеллекта скромного». Но в сохранившихся письмах видны его незаурядный ум, дипломатический такт и здравый смысл. Император основательно знал латынь, немецкий, итальянский, кастильский, каталонский, венгерский и французский языки. Как большинство Габсбургов, он был музыкален и на закрытых придворных представлениях сам играл на виоле да гамба.

Укрепление власти

Великобритания прекратила военные действия против Франции, вслед за ней Австрию покинули и другие союзники. В июле 1712 года главные силы австрийской армии во главе с Евгением Савойским (см. ЕВГЕНИЙ Савойский)потерпели поражение от французов в при Денене (см. ДЕНЕНначали отступление из Нидерландов. Карл VI был вынужден начать переговоры, которые закончились подписанием Раштаттского мира (см. РАШТАТТСКИЙ МИР) 1714 года. В целом услрвия мира были выгодными для Австрии, она получила практически все европейские владения испанских Габсбургов, за исключением самой Испании. Тем не менее Карл VI не примирился с потерей испанской короны и отказывался признать Филиппа V Бурбона королем Испании. Лишь в 1720 году вопрос об испанском наследстве был окончательно улажен и многолетние противники отказались от взаимных претензий.

После окончания войны за испанское наследство Карл VI стал властелином огромной империи, великой державы, игравшей главную роль на европейской политической сцене. Приобретенные области в Нидерландах и Италии обеспечили австрийской монархии выход к морям. Карл VI решился конкурировать с Англией, Португалией, Испанией и Францией в их мировой торговой и колониальной экспансии. В Остенде была основана Ост-Индская компания для торговли с восточными странами. Корабли компании броздили воды Мирового океана, доходили до китайских берегов. Но больших успехов на колониальном поприще Карлу не удалось достичь - и из-за сопротивления конкурентов, и из-за больших внутриевропейских проблем, затяжного конфликта с Турцией.

Большого внимания императора требовали внутриполитические дела. Территории его державы были неоднородны, разбросаны по всей Европе, населены разными народами. Необходимо было приложить немало усилий для консолидации отдельных земель в единое государство, укрепления центральной власти, наполнения пустой казны и реорганизации армии.

Постоянным противником Австрии на востоке была османская Турция. В борьбе с ней Карл VI опирался на союзы с другими христианскими государствами. Войну с турками 1716-1718 годов Австрия вела в союзе с Венецией. Военные действия завершились триумфальной победой Евгения Савойского под Белградом. По Пожаревацкому миру (см. ПОЖАРЕВАЦКИЙ МИР) 1718 года в состав австрийских земель вошли Герцеговина, Западная Валахия и Северная Сербия с Белградом.

Прагматическая санкция

В супруги Карлу выбрали принцессу Елизавету Христину Брауншвейг-Вольфенбюттельскую, которая, как родственница Ганноверской династии (см. ГАННОВЕРСКАЯ ДИНАСТИЯ) , должна была укрепить союзнические отношения с Великобританией. Невеста прибыла в Вену в пятнадцатилетнем возрасте. Так как Карл в это время находился в Барселоне, брак был заключен заочно. Только год спустя принцесса была привезена в Барселону. «Снежнобелая Элиза», как называл ее муж, оказывала на него сильное влияние благодаря своей красоте, и незаурядному честолюбию.

В декабре 1716 года у венценосных супругов родился сын Леопольд, но он прожил совсем недолго. После него у императорской четы родились три дочери. Карл VI не терял надежды обрести наследника мужского пола, сначала ждал сына, потом внука. Он посещал с императрицей здравницы и святые места, прошел обряд покаяния в монастыре, раздаривал церкви новые владения и бенефиции и строил костелы.

Наследник был небходим для обеспечения целостности и спокойствия в Габсбургской державе после смерти Карла VI. Сам император слишком хорошо знал какими бедами обернулось пресечение династии для Испании. Поэтому Карл VI заранее издал Прагматическую санкцию (см. ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ 1713 года), которая обеспечивала престол его старшей дочери Марии Терезии (см. МАРИЯ ТЕРЕЗИЯ). При этом император не готовил ни Марию Терезию, ни ее мужа Франца Стефана Лотарингского (см. ФРАНЦ I Лотарингский) к занятию трона, так как до последних дней надеялся на рождение внука. Вместе с тем император активно боролся за признание Прагматической санкции всеми европейскми державами, принял множество международных обязательств, даже ввязывался в новые войны. Но международные гарантии Прагматической санкции, для получения которых Карл VI затратил огромные усилия, оказались непрочными.

К концу правления Карла VI его держава вступает в полосу кризиса. Усугубились финансовые проблемы, получаемые налоги не покрывали растущий дефицит казны. В 1733-1735 годах Габсбургская монархия была втянута в войну за польское наследство (см. ПОЛЬСКОЕ НАСЛЕДСТВО). Несмотря на союз с Россией и Венецией, очередная австро-турецкая война 1737-1739 годов закончилась поражением Австрии. Согласно условиям Белградского мира 1739 года, она уступила Османской империи Северную Сербию и Западную Валахию. Кризисную ситуацию усугубил неурожай 1738 года. В этот период, 20 октября 1740 года император Карл VI внезапно умирает от сердечного приступа в возрасте 55 лет.

Полезные сервисы