Толковый словарь
ОБУЧЕ́НИЕ - сущ., с., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? обуче́ния, чему? обуче́нию, (вижу) что? обуче́ние, чем? обуче́нием, о чём? об обуче́нии
1. Обучением называют процесс передачи кому-либо имеющихся у вас знаний, навыков, умений.
Обучение маленьких детей грамоте доставляло ему большое удовольствие. | В лётной школе он занимался обучением молодых лётчиков. | Твоё обучение ему очень пригодилось в жизни. | Возьмите меня к себе в обучение.
2. Обучением называют процесс приобретения вами новых знаний, навыков, умений в какой-либо области или же процесс совершенствования уже имеющихся у вас.
Обучение восточным языкам отнимало у него много времени. | Она решила продолжить своё обучение танцам.
3. Обучением называют процесс получения вами образования.
Обучение в университете длится пять лет. | Обучение на курсах повышения квалификации бесплатное. | Он вынужден был прервать своё обучение за границей.
Толковый словарь Ушакова
Толковый словарь Ожегова
Энциклопедический словарь
ОБУЧЕ́НИЕ -я; ср. к Обучи́ть - обуча́ть и Обучи́ться - обуча́ться. О. грамоте.
* * *
обуче́ние - основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности. Развитие индивидуальных способностей, интересов учащихся осуществляется в процессе дифференцированного обучения. Тесно связано с воспитанием. Ведётся в учебных заведениях и в ходе практической деятельности.
* * *
ОБУЧЕНИЕ - ОБУЧЕ́НИЕ, основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности. Развитие индивидуальных способностей, интересов учащихся осуществляется в процессе дифференцированного обучения. Тесно связано с воспитанием (см. ВОСПИТАНИЕ). Ведется в учебных заведениях и в ходе практической деятельности.
Большой энциклопедический словарь
Академический словарь
Толковый словарь
Обучение, ия, ср.
* Начальное обучение. Обучение в начальной школе (3-4 года).
* Всеобщее обязательное начальное обучение.
• За годы Советской власти в стране было осуществлено сначала всеобщее обязательное начальное обучение, затем неполное среднее. КПСП, 161.
* Производственное обучение.
Обучение рабочей специальности (в школе, профессионально-техническом училище, на производстве). Верещагин, Костомаров, 1976, 78.
• Такие единицы, как очередной отпуск, детский сад, производственное обучение, имеют в других языках достаточно полноценные эквиваленты. Различие мы видим, прежде всего, в фоне. Влахов, Флорин, 155.
* Обучение с отрывом от производства.
Очная форма обучения в бузе.
• При поступлении в вуз на обучение с отрывом от производства правом преимущественного зачисления пользуются демобилизованные из рядов Советской Армии и производственники со стажем не менее 2 лет. Денисова, 55.
* Обучение без отрыва от производства.
Заочная или вечерняя форма обучения в вузе.
• На обучение без отрыва от производства в первую очередь зачисляются лица, характер работы которых соответствует избранной в вузе специальности. Денисова, 55. Развернуть активную помощь вновь организуемым школам по обучению рабочих без отрыва от производства. Шитов, 223.
* Бригадное обучение.
Метод группового обучения, использовавшийся в 1930-е гг. 1930 г.:
• Осуждены шкрабы (школьные работники), учителя, не согласные с официально введенным методом "бригадного обучения" (за "бригаду" учеников зачеты сдавали избранные ими делегаты). Впоследствии этот метод был отброшен, но шкрабы остались в лагерях. Росси, т. 1, 209.
Словарь народов и культуры
Обучение
(teaching), процесс передачи к.-л. знаний, навыков. Исследования, проведенные Всемирным банком, показывают, что уровень усваивания детьми знаний зависит от квалификации и опыта учителя, к-рые трудно приобрести без высшего образования, а также спец. навыков работы с учениками. Однако в большинстве развивающихся стран высок процент неквалифицированных или недостаточно квалифицированных учителей. Учителям редко хорошо платят, но их оклады составляют значит, долю в общей стоимости образования - часто от 70 до 90%. Учителя чаще всего назначаются отделом централизованной правит. орг-ции или департаментом, к-рый контролирует учебные планы и финансирует образование. Децентрализованное О. более распространено в США и Индии, где проблемы получения образования возложены на каждый штат или общину. В нек-рых странах (среди них Великобритания) общенац. и местные власти несут равную ответственность за О. Большинство систем О. складываются на основе двух противоположных традиций: одна из них делает упор на формальную, часто рутинную, передачу осн. знаний, др. направлена на индивидуальное развитие учащегося. Среди специалистов - педагогов и психологов, разработавших методы О., можно назвать Фребеля, Монтессори, Дьюи, Блума, Брунера и Пиаже. В наст, время получил распространение комплексный подход к О., когда от учителей требуется вести междисциплинарные курсы, цель к-рых - развить способность учеников находить нестандартные решения.
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова обучение
Синонимы к слову обучение
сущ., кол-во синонимов: 42
Тезаурус русской деловой лексики
Антонимы к слову обучение
Идеография
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Глагольная сочетаемость
Методические термины
ОБУЧЕ́НИЕ.
Процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений и способов познавательной деятельности человека; двусторонний процесс, в котором участвуют как обучающий (преподавание), так и обучаемый (учение) в их совместной деятельности. В процессе О. реализуются следующие цели: практическая, общеобразовательная, воспитательная. В соответствии с целями О. осуществляется отбор содержания, методов, средств О.
Задача О. не только обеспечить определенный образовательный уровень, но и способствовать формированию личности человека (см. воспитание). С позиции коммуникативно-деятельностного подхода О. строится таким образом, что учащийся является не только «объектом» О. (тем, на кого оказывается воздействие в учебном процессе), но и «субъектом» О. (учащийся выступает в качестве организатора своей учебной деятельности). Отсюда вытекает важная задача управления процессом учения извне, а также рационального «самоуправления» в процессе учебной деятельности. Речь здесь идет об овладении приемами самостоятельной работы и мыслительными операциями (анализом, синтезом, обобщением и др.). Результаты такой деятельности проявляются в осознании мотивов, целей, приемов учения, в осознании самого себя как субъекта учебной деятельности. В процессе О. необходимо учитывать возрастные и особенно индивидуальные особенности обучающихся. Для повышения эффективности О. важно не только учитывать различия между учащимися, но и воздействовать на них, изменяя их в нужном направлении. Обучение, в отличие от учения, процесс передачи опыта как совместная деятельность двух (и более) субъектов: передающего опыт и накапливающего его. Передача социального опыта, знаний может происходить тремя объективно существующими способами: объяснением, показом и подкреплением.
Сканворды для слова обучение
Полезные сервисы