Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

см

Толковый словарь Ушакова

Практический толковый словарь

Учебный фразеологический словарь

Орфографический словарь

Полезные сервисы

см/к

Орфографический словарь

Полезные сервисы

сма

Толковый словарь Даля

СМА'КА тамб. пенз. тул. смотри-ка, погляди, глянь-ка.

Полезные сервисы

сма'ка

Толковый словарь Даля

СМА'КА - тамб., пенз., тул. смотри-ка, погляди, глянь-ка.

Полезные сервисы

смага

Толковый словарь Даля

СМАГА - жен. жар, пыл, огонь, полымя, горяший жупел. Поскочиста (половцы) по руской земли, смагу мычучи в пламяне розе (из пламенного рогу), Слово о полку Игореве истребляя все огнем; отсюда ·стар. смаговница, первое название огневого оружия; отсюда шмарить, южн., зап. смаржить, жарить, пряжить, а также смалить, жечь, обжигать. Грешники в аду в смаге сидят, да в смоле кипят.

| Смага, южн. и зап. сухость, жар, горение во рту, от зною, усталости, жажды;

| жажда. Дай водицы, смагу провести, прогнать, пск., смол., калуж., орл. утолить жажду или промыть рот, глотку, залить жар.

| Сухость губ, болезненое или изнуренное состояние, когда губы сохнут, лупятся, трескаются, а по углам покрываются гноеватою жижей;

| накипь эта, смякоть, прель, цвиль;

| ушная сера, особ., перегорелая, черная;

| вологод. копоть, чернота и обгорелое место;

| сажа. Смага на губах накипела. Малый черныш, загарыш, смага смагою.

| Смага, пск. сила, мочь, могута (Областн. Словарь Ак.)? вероятно смога или смога, по зап. произношению смага; см. смогать. Смаговый, смажный, ко смаге относящийся. Смажастый, на смагу похожий, размазистое, мокрое вещество.

| Смажный, ниж. смышленый? Смагнуть, смягнуть, смякнуть, о губах, сохнуть и трескаться, говорят воспаляться, покрываясь по углам уст смагою, гноеватой слизью, Губы на ветру смагнут, запозасмяг(к)ли. Смажить что, южн., зап. жарить или пряжить. У Несвижи люд хижий: солому толкут, блины пекут, сено смажут, блины мажут, ·песен. -ся, жариться, пряжиться. Смага, и все производные не от мазать, а от смажить; отсюда же смоголь, смуглый, польск. смаглавый; коренное понятие: жар, гарь, припека.

Синонимы к слову смага

сущ., кол-во синонимов: 3

жар (39)

огонь (56)

пламя (20)

Этимологический словарь

сма́га

"жар, пламя, сухость во рту"; "жажда"; "сажа, копоть", вологодск. (Даль), укр., блр. сма́га "сухость на губах; жажда", др.-русск., русск.-цслав. смага "огонь" (СПИ), русск.-цслав. смаглъ φαιός, сербохорв. сма̀гнути, сма̏гне̑м "темнеть", словен. smágа "смуглая кожа", smágniti, smȃgnem "изнывать от тоски", чеш. smaha, smáhа "жар, зной, ожог", smahlý "сушеный", smahnouti "сушиться, сохнуть", smažiti "жарить, поджаривать; загорать", слвц. smаžit᾽ - то же, польск. smaga "сухость во рту", smażyć "сушить, поджаривать", в.-луж. smaha "загар", smahnyć "сушить", н.-луж. smaga "ожог; поле под паром", smagɫy "загорелый", smagnuś "сушить". Др. ступень чередования: н.-луж. smogoŕ "торф", польск. местн. н. Smogor, Smogorzewo (Брюкнер 502 и сл.).

Созвучно с близкими по знач. словами со ступенью -u- чередования гласных, с которыми эти слова должны быть связаны, напр. с греч. σμύ̄χω, аор. страд. ἐσμύγην "сжигаю медленным огнем", англос. smocian, sméосаn "дымиться", smоса "дым", англ. smoke "дымить", нов... бав. smiechen "тлеть", нов... schmauchen "дымить, курить", арм. muχ, род. п. mχоу "дым", ирл. múch - то же, и.. *smeugh-/*smeug- (относительно этой группы слов см. Гофман, Gr. Wb. 324; Хольтхаузен, Aengl. Wb. 301, 303). Вокализм слав. слов мог рано подвергнуться влиянию слав. pražiti "сушить, поджаривать", pragnǫti "изнывать, жаждать" (ср. польск. рrаżуć, pragnąć и т. д.), но этому предположению мешают формы со ступенью чередования -о-. См. также сму́глый, смя́гнуть. [Махек (ZfslPh, 23, 1954, стр. 119) специально сближает это слово с нем. schmachten "изнывать". - Т.]

Сканворды для слова смага

Полезные сервисы

смагать

Этимологический словарь

смага́ть

"бить, стегать", южн., укр. смага́ти - то же, сма́гнути - то же, польск. smagać "хлестать, стегать".

Ср. лит. smõgis м. "сильный бросок, удар", smõgti, smogiù, smogiaũ "бить, хлестать, бросать, швырять" (см. Траутман, ВSW 270; Мi. ЕW 309); по мнению Брюкнера (502 и сл.), связано со сма́га. Нужно отделять от шв. smacka "хлопать, шлепать", др.-англ. smácian "гладить", англ. smасk "шлепок, удар", вопреки Траутману (там же); ср. Ельквист 999; Хольтхаузен, Aengl. Wb. 300. См. также смоголь.

Полезные сервисы

смагин

Словарь русских фамилий

Полезные сервисы

смагин сергей иванович

смадар

смадж

Сканворды для слова смадж

Полезные сервисы

смажу

Толковый словарь Ушакова

Полезные сервисы

смаз

смазавший

Синонимы к слову смазавший

Полезные сервисы

смазавший бриолином

Синонимы к слову смазавший бриолином

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

смазавший маслом

Синонимы к слову смазавший маслом

прил., кол-во синонимов: 3

Полезные сервисы

смазавший пятки

Синонимы к слову смазавший пятки

прил., кол-во синонимов: 50

бежавший (131)

бросившийся наутек (51)

давший бегуна (49)

давший деру (88)

давший драла (55)

давший лататы (50)

давший стрекача (54)

давший стречка (51)

давший тигаля (49)

давший тягача (50)

давший тягу (52)

давший ходу (53)

давший чесу (54)

драпанувший (64)

задавший бегуна (49)

задавший деру (79)

задавший драла (49)

задавший лататы (46)

задавший стрекача (49)

задавший стречка (49)

задавший тигаля (45)

задавший тягача (47)

задавший тягу (49)

задавший ходу (49)

задавший чесу (93)

засверкавший пятками (49)

навостривший лыжи (66)

накивавший пятками (42)

намыливший пятки (50)

обратившийся в бегство (45)

показавший пятки (50)

показавший спину (54)

показавший хвост (49)

пустившийся наутек (49)

рванувший когти (48)

смазавший пятки салом (39)

спасшийся бегством (47)

стреканувший (48)

стрекнувший (49)

убегший (56)

убежавший (105)

убежавший без оглядки (50)

ударившийся в бега (52)

удравший (66)

удрапавший (53)

улепетнувший (55)

умчавшийся (63)

унесший ноги (52)

унесшийся (74)

утекший (61)

Полезные сервисы

смазавший пятки салом

Синонимы к слову смазавший пятки салом

Полезные сервисы

смазавший салом

Синонимы к слову смазавший салом

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

смазавшийся

смазавшийся маслом

Синонимы к слову смазавшийся маслом

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

смазанность

смазанный

Толковый словарь Ушакова

Энциклопедический словарь

Поговорки

Орфографический словарь

Синонимы к слову смазанный

Омонимы к слову смазанный

Морфемно-орфографический словарь

с/ма́з/а/нн/ый.

Полезные сервисы

смазанный маслом

Синонимы к слову смазанный маслом

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

смазанный салом

Синонимы к слову смазанный салом

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

смазань

Синонимы к слову смазань

сущ., кол-во синонимов: 4

Полезные сервисы

смазать

Толковый словарь

сов. перех. и неперех.

см. смазывать

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

сма́жу, сма́жешь; сов., перех. (несов. смазывать).

1. чем.

Покрыть слоем чего. жирного или жидкого; намазать, помазать.

Смазать дверные петли. Смазать царапину йодом.

Накануне все мылись в бане, а сегодня смазали волосы маслом. М. Горький, Хозяин.

Я вынул из кобуры маленький, ладный, чистенький, хорошо смазанный маузер. Катаев, Виадук.

2. Стереть, размазать (невысохшую краску, чернила и т. п.).

Смазать краску рукавом.

|| разг.

Сдвинув, сместив (аппарат или фотографируемый предмет), сделать нечетким, расплывчатым (фотоснимок).

3. перен. разг.

Лишить четкости, определенности или остроты, силы.

[Струйская] умела ничего не понять в роли, смазать и опошлить все эффектные и выдающиеся ее стороны. А. Островский, Записка по поводу проекта «Правил о премиях…»

- Если арестовать Сорокина, то, пожалуй, никаких улик не найдется, а предупрежденные сообщники скроются, и дело будет смазано. Гайдар, В дни поражений и побед.

4. (несов. нет). прост.

Сильно ударить (по лицу, уху и т. п.).

Иван, не дожидаясь, когда смажут по уху, полез на полати. А. Н. Толстой, Петр Первый.

Она бы, конечно, смазала меня по морде, могла исцарапать. А. Васильев, Вопросов больше нет.

Сборник слов и иносказаний

Орфографический словарь

Трудности произношения и ударения

Формы слов для слова смазать

Синонимы к слову смазать

1. см. намазать 1.

2. см. ударить

Словообразование

Грамматический словарь

сма́зать св 6a ◑I

Полезные сервисы

смазать глотку, смочить горло

смазать пятки

смазать пятки салом

смазать(ся)

Морфемно-орфографический словарь

с/ма́з/а/ть(ся).

Полезные сервисы

смазаться

Толковый словарь

сов. разг.

см. смазываться

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова смазаться

Синонимы к слову смазаться

гл. сов.

намазаться

Грамматический словарь

Полезные сервисы

смазень

Синонимы к слову смазень

сущ., кол-во синонимов: 5

Полезные сервисы

смазка

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Энциклопедия Кольера

СМАЗКА - смазочный материал, а также нанесение и действие смазочного материала, уменьшающего силу трения между движущимися частями механизмов и их изнашивание. Смазочные материалы попутно могут выполнять также функции охлаждения, защиты от коррозии, уплотнения зазоров и очистки поверхностей.

ВИДЫ ТРЕНИЯ

При исследовании явления трения между двумя твердыми телами различают три основных вида трения: сухое, граничное и жидкостное.

Сухое трение. Сухое трение проявляется при взаимном относительном движении двух очищенных и высушенных твердых тел, находящихся в естественном контакте друг с другом. Под "естественным контактом" понимается непосредственное и тесное соприкосновение тел, возможное при минимальной загрязненности их поверхностей. Для выявления сухого трения сначала путем обработки с применением моющих средств и растворителей удаляют все масляные загрязнения. Затем наждачной бумагой наименьшей зернистости снимают немасляные загрязнения. После прополаскивания в дважды перегнанном спирте или эфире образцы высушиваются в инертной атмосфере или чистом воздухе. Считается, что очищенные и высушенные таким образом поверхности отвечают условиям сухого трения. Основополагающим является понятие статического коэффициента сухого трения (коэффициента трения покоя). Этот коэффициент f дается выражением

<a href='/dict/смазка' class='wordLink' target='_blank'>СМАЗКА</a>

где F - максимальная сила трения в момент трогания (рубежная сила статического трения), а N - сила нормального давления на поверхности их контакта (т.н. нормальная сила). На рис. 1 представлена схема определения статического коэффициента трения методом скольжения образца по наклонной плоскости. Угол q наклона плоскости постепенно увеличивают до тех пор, пока образец не начнет скользить вниз. Вектор W веса образца на схеме разложен на две составляющие - перпендикулярную и параллельную плоскости скольжения. Составляющая , перпендикулярная плоскости, равна нормальной силе N, c которой плоскость действует на образец, и направлена противоположно ей.

Составляющая, параллельная плоскости, тянет образец в направлении наклона плоскости, но ей противостоит сила трения F, которая, пока тело не движется, в соответствии с третьим законом механики принимает значения, равные . Когда угол наклона плоскости, увеличиваясь, достигает значения, при котором величина равна рубежной силе статического трения, образец начинает двигаться. При этом значении угла выполняется равенство W sinq * = fW cosq *,

откуда f = tgq *, где q * - угол, при котором начинается скольжение (угол трогания).

<a href='/dict/рис' class='wordLink' target='_blank'>Рис</a>. 1. <a href='/dict/коэффициент' class='wordLink' target='_blank'>КОЭФФИЦИЕНТ</a> <a href='/dict/трения' class='wordLink' target='_blank'>ТРЕНИЯ</a> <a href='/dict/между' class='wordLink' target='_blank'>между</a> <a href='/dict/плоским' class='wordLink' target='_blank'>плоским</a> <a href='/dict/образцом' class='wordLink' target='_blank'>образцом</a> и <a href='/dict/наклонной' class='wordLink' target='_blank'>наклонной</a> <a href='/dict/плоскостью' class='wordLink' target='_blank'>плоскостью</a> (<a href='/dict/определение' class='wordLink' target='_blank'>определение</a>).

Рис. 1. КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ между плоским образцом и наклонной плоскостью (определение).

Граничное трение. Образец для исследования граничного трения подготавливается так же, как и в случае сухого трения. Однако после очистки и сушки на его поверхность наносят тонкую пленку чистого смазочного материала известной молекулярной структуры с известными физико-химическими свойствами. Самой тонкой пленкой применительно к смазке является пленка толщиной в одну молекулу. Поэтому лабораторные исследования граничного трения обычно проводятся с телами, трущиеся поверхности которых покрыты мономолекулярным слоем смазки. Толщина пленки определяется в первую очередь общей формой поверхности и ее шероховатостью. Даже самые совершенные из существующих методов механической обработки не дают абсолютно ровной и гладкой поверхности. На практике вес образца, лежащего на плоскости, не распределяется равномерно по всей площади основания образца, а передается и воспринимается многочисленными отдельными микровыступами, имеющимися на обеих поверхностях. Как показал эксперимент, истинная площадь контакта может быть в тысячу раз меньше площади основания образца. Очевидно, что смазочная пленка (между исследуемым образцом и плоскостью), толщина которой несколько больше максимальной высоты выступов, будет полностью разделять две трущиеся поверхности. В случае поверхностей, обработанных по высшему классу чистоты, это условие выполняется при толщине пленки порядка 50-70 мкм, и тогда контактная пара ведет себя в соответствии с законами гидродинамики (см. ниже "Жидкостное трение"). Однако в режиме граничного трения смазочная пленка слишком тонка, чтобы она могла обеспечить полное разделение трущихся поверхностей. Самые высокие выступы обеих поверхностей при движении задевают друг за друга. При этом локальное контактное давление может быть столь большим, что возможна деформация материала. Интенсивность выделения энергии на микроучастках деформации нередко бывает такой, что происходят высокотемпературные вспышки частиц материала.

Износ. В режиме сухого или граничного трения противолежащие выступы контактирующих поверхностей трутся друг о друга и изнашиваются. По степени и характеру фрикционный износ может варьироваться в широких пределах от желательного (специальная операция тонкого полирования - притирки - в контролируемых условиях) до истирания, заедания и разрушения. Если пока не учитывать влияния химического состава смазочного материала, то можно представить себе несколько упрощенный механизм износа контактной пары, работающей в условиях граничного трения. В точках локального контакта возникают напряжения сдвига, превышающие предел упругости, а температура материала повышается. Происходит срыв материала с верхушек выступов, а из-за своей ограниченной подвижности соседние молекулы смазки не успевают закрыть обнажившиеся участки контактной поверхности; они остаются чистыми и химически активными. В результате образуются и при дальнейшем движении тут же разрушаются многочисленные мостики микросварки двух соприкасающихся поверхностей. При этом механическая энергия движения преобразуется в тепловую с повышением температуры поверхности. Разрыв мостиков микросварки дополнительно приводит к локальному резкому и значительному повышению температуры. В результате начинается химическое разложение смазки с образованием окислов, карбидов и смолистых отложений и медленно, но неуклонно снижается качество смазки. Ухудшение состояния поверхностей трения ускоряется из-за абразивного действия множества оторвавшихся частичек материала контактной пары. Все эти эффекты приводят к общему усилению трения, увеличению энергетических затрат и интенсификации износа. Очевидно, что работа машин и механизмов в условиях граничного трения крайне нежелательна по двум причинам: из-за потерь энергии и из-за риска отказа трущихся элементов вследствие неизбежного их изнашивания. Для эффективной работы системынебольшим трением и без износа) необходимо, чтобы трущиеся элементы были всегда и полностью разделены слоем смазки при их движении и полностью разделены в период отсутствия движения.

Первое из этих требований выполняется путем оптимизации проектирования. При вращении шипа (шейки вала) в подшипнике в условиях жидкостного трения за счет внутреннего давления жидкости автоматически поддерживается такая толщина пленки смазочного материала, при которой поверхности кинематической пары, пока она работает, не могут прийти в прямое соприкосновение. Когда же машина останавливается, гидравлический подпор шейки вала в подшипнике прекращается, и толщина пленки смазки под шейкой уменьшается вследствие ее выдавливания силой тяжести вала. Само по себе это не страшно, но при последующем включении машины проходит некоторое время, пока не установится режим жидкостного трения. В этот начальный период подшипник работает в условиях граничного трения. В тяжелом механическом оборудовании некоторых типов предусматривается подача смазки в подшипник под давлением через отверстия и по канавкам в области контакта, благодаря чему перед пуском создается достаточно толстая, полностью защищающая поверхности контакта смазочная пленка.

Химическое влияние смазки. От химических свойств смазочного материала существенно зависит развитие таких нежелательных явлений, как коррозия, образование смолистого остатка и углеродистых отложений. Установлено также, что некоторые химические компоненты смазки весьма способствуют уменьшению трения и износа. В условиях граничного трения химические свойства смазки гораздо важнее физических (вязкости, плотности, температуры вспышки и затвердевания). В условиях же жидкостного трения картина обратная. Так, например, вязкость смазки, не играющая большой роли при граничном трении, крайне важна в режиме жидкостного трения. Основным фактором в условиях граничного трения (тонкой пленки) является химическая структура молекул смазочного материала.

Роль молекулярных сил в граничном трении. На свободной поверхности чистого твердого тела действуют молекулярные силы притяжения. Внутри тела такие силы уравновешиваются, а на поверхности остаются неуравновешенными и могут образовывать прочные связи с активными молекулами, если последние приблизятся на достаточное расстояние. Радиус действия этих сил порядка долей нанометра. Свободные силы, действующие на поверхности, могут быть почти полностью нейтрализованы одним слоем нанесенных на нее активных молекул. Это иллюстрируется следующим опытом. Предметное стекло микроскопа промывают чистящим средством и, когда оно высохнет, обливают слабым раствором пальмитиновой кислоты в чистом бензоле, а затем тщательно протирают тампонами из чистой тонкой (папиросной) бумаги. Если после такой обработки стекло окунуть в чистую воду и вынуть, оно останется совершенно сухим. Это свидетельствует о том, что водоотталкивающий слой молекул пальмитиновой кислоты образует прочное поверхностное соединение и не удаляется простым стиранием. При стирании удаляется вся нанесенная пальмитиновая кислота, кроме мономолекулярного слоя, поскольку поверхностные молекулярные силы резко ослабевают за пределами толщины первого, адсорбированного слоя. Этот прочный слой можно удалить сильным окислительным агентом, химически разрушающим молекулы пальмитиновой кислоты, или абразивом, удаляющим их механически. Пальмитиновая кислота, химическая формула которой имеет вид COOH-(CH2)14-CH3, относится к классу органических соединений, молекулы которых обнаруживают высокую полярную активность с одного конца. Метильная группа CH3 на одном конце длинной цепной молекулы пальмитиновой кислоты неактивна, так как ее валентности заполнены. На другом же конце молекулы расположена очень активная карбоксильная группа COOH. Такая молекула связывается с поверхностью своим полярным концом (рис. 2). Электронограммы показывают, что связанный слой состоит из плотно "упакованных" молекул, образующих как бы ковер, толщина которого равна длине одной молекулы. При этом молекулы ориентированы относительно поверхности под углом около 90° к ней.

<a href='/dict/рис' class='wordLink' target='_blank'>Рис</a>. 2. <a href='/dict/молекула' class='wordLink' target='_blank'>МОЛЕКУЛА</a> <a href='/dict/пальмитиновой' class='wordLink' target='_blank'>ПАЛЬМИТИНОВОЙ</a> <a href='/dict/кислоты' class='wordLink' target='_blank'>КИСЛОТЫ</a>. <a href='/dict/своим' class='wordLink' target='_blank'>Своим</a> <a href='/dict/активным' class='wordLink' target='_blank'>активным</a> <a href='/dict/концом' class='wordLink' target='_blank'>концом</a> <a href='/dict/молекула' class='wordLink' target='_blank'>молекула</a> <a href='/dict/связывается' class='wordLink' target='_blank'>связывается</a> с <a href='/dict/контактной' class='wordLink' target='_blank'>контактной</a> <a href='/dict/поверхностью' class='wordLink' target='_blank'>поверхностью</a>.

Рис. 2. МОЛЕКУЛА ПАЛЬМИТИНОВОЙ КИСЛОТЫ. Своим активным концом молекула связывается с контактной поверхностью.

Поведение хорошо очищенного минерального масла медицинского качества удивительно контрастирует с поведением такого соединения, как пальмитиновая кислота. Углеводородные медицинские масла полностью насыщены, т.е. их молекулы не имеют незаполненных валентных связей и, следовательно, неактивны. Пленка медицинского масла, нанесенная на предметное стекло в опыте типа описанного выше, легко удаляется простым стиранием, оставляя поверхность, легко смачиваемую водой. Очевидно, что силы связи в этом случае очень слабы, и пленка медицинского масла, по толщине соответствующая граничному трению, не может служить защитой от изнашивания поверхности. Ранее способность смазочного материала уменьшать трение объясняли его "маслянистостью". Считалось, что маслянистость - это особое свойство масла, не связанное с его вязкостью. Теперь известно, что маслянистость есть результат взаимодействия молекулярных сил, существующих на свободной поверхности, с молекулярными силами, действующими на полярных концах ненасыщенных молекул в контактном слое смазки. Интересно, что половины процента активных молекул в смазочном материале достаточно, чтобы заметно уменьшить трение. Это объясняется тем, что такие молекулы селективно адсорбируются на контактной поверхности.

Жидкостное трение. О режиме жидкостного трения можно говорить, когда движущиеся поверхности полностью разделены толстой пленкой смазки и непосредственный контакт элементов пары отсутствует. Трение в этом случае сводится к вязкостному сопротивлению в самом слое смазки, обусловленному сдвигом соседних слоев пленки, т.е. к внутреннему трению. Пока такая жидкая пленка цела, материал движущихся поверхностей и их шероховатость не имеют значения. От жидкой пленки требуется, чтобы она прилипала к движущимся поверхностям, т.е. чтобы не было проскальзывания смазки относительно поверхностей. Случаи жидкостного и граничного трения сопоставляются на рис. 3, где A - движущаяся поверхность, B - неподвижная поверхность, а C - пленка. Шероховатость поверхностей для наглядности сильно преувеличена. В условиях граничного трения (рис. 3,а) некоторые выступы соприкасаются друг с другом. В случае же жидкостного трения (рис. 3,б) движущиеся части полностью разделены достаточно толстой пленкой смазки.

<a href='/dict/рис' class='wordLink' target='_blank'>Рис</a>. 3. <a href='/dict/смазка' class='wordLink' target='_blank'>СМАЗКА</a>. a - <a href='/dict/условия' class='wordLink' target='_blank'>условия</a> <a href='/dict/граничного' class='wordLink' target='_blank'>граничного</a> <a href='/dict/трения' class='wordLink' target='_blank'>трения</a>; б - <a href='/dict/условия' class='wordLink' target='_blank'>условия</a> <a href='/dict/жидкостного' class='wordLink' target='_blank'>жидкостного</a> <a href='/dict/трения' class='wordLink' target='_blank'>трения</a>.

Рис. 3. СМАЗКА. a - условия граничного трения; б - условия жидкостного трения.

Вязкость. Вязкость жидкости определяется соотношением, которое экспериментально установил И.Ньютон. Если пространство между двумя горизонтальными параллельными пластинами заполнено жидкостью и меньшая верхняя пластина движется с постоянной скоростью, тогда как нижняя остается на месте, то выполняется равенство

<a href='/dict/смазка' class='wordLink' target='_blank'>СМАЗКА</a>

где F - сила, необходимая для поддержания равномерного движения пластины, A - площадь поверхности и V - скорость верхней властины, h - толщина жидкой пленки между пластинами и m - коэффициент пропорциональности, называемый абсолютной (динамической) вязкостью. В системе единиц СИ абсолютная вязкость измеряется в пуазах. Таким образом, пуаз (Пз) определяется как сила в ньютонах, необходимая для того, чтобы пластинка площадью 1 двигалась с постоянной скоростью 1 см/с параллельно плоскости, расположенной на расстоянии 1 см от нее. На практике чаще пользуются в сто раз меньшей единицей (сПз). Вязкость, выраженную в сантипаузах, обычно обозначают буквой Z. Вязкость воды при 20° С почти точно равна 1 сПз. (Название "пуаз" дано в честь французского физика Жана Пуазейля.) В нефтяной промышленности для вязкости принята условная шкала "секунд Сейболта", соответствующая скорости течения исследуемой жидкости по капиллярной трубке стандартного диаметра. Прибор для таких измерений называется универсальным вискозиметром Сейболта. Таким образом, с одной стороны, вязкость, как внутреннее трение, является причиной выделения тепла и потерь энергии, а с другой - она позволяет жидкой пленке смазочного материала удерживать нагрузку. Пленка, несущая нагрузку. Рассмотрим простейший случай, представленный на рис. 4,а. Плоские поверхности, обозначенные буквами AB и CD, параллельны друг другу, а их площадь бесконечно велика. Поверхность AB движется с постоянной скоростью V. Поверхность CD неподвижна. Толщина жидкой пленки, разделяющей поверхности, равна h.

<a href='/dict/рис' class='wordLink' target='_blank'>Рис</a>. 4. <a href='/dict/градиенты' class='wordLink' target='_blank'>ГРАДИЕНТЫ</a> <a href='/dict/скорости' class='wordLink' target='_blank'>СКОРОСТИ</a> в <a href='/dict/пленке' class='wordLink' target='_blank'>пленке</a> <a href='/dict/смазки' class='wordLink' target='_blank'>смазки</a>, <a href='/dict/обусловленные' class='wordLink' target='_blank'>обусловленные</a> <a href='/dict/взаимным' class='wordLink' target='_blank'>взаимным</a> <a href='/dict/относительным' class='wordLink' target='_blank'>относительным</a> <a href='/dict/движением' class='wordLink' target='_blank'>движением</a> <a href='/dict/двух' class='wordLink' target='_blank'>двух</a> <a href='/dict/параллельных' class='wordLink' target='_blank'>параллельных</a> <a href='/dict/поверхностей' class='wordLink' target='_blank'>поверхностей</a>. a - <a href='/dict/две' class='wordLink' target='_blank'>две</a> <a href='/dict/бесконечно' class='wordLink' target='_blank'>бесконечно</a> <a href='/dict/большие' class='wordLink' target='_blank'>большие</a> <a href='/dict/плоскости' class='wordLink' target='_blank'>плоскости</a>, <a href='/dict/одна' class='wordLink' target='_blank'>одна</a> из <a href='/dict/которых' class='wordLink' target='_blank'>которых</a> <a href='/dict/движется' class='wordLink' target='_blank'>движется</a> <a href='/dict/параллельно' class='wordLink' target='_blank'>параллельно</a> <a href='/dict/другой' class='wordLink' target='_blank'>другой</a>; б - <a href='/dict/влияние' class='wordLink' target='_blank'>влияние</a> <a href='/dict/инерции' class='wordLink' target='_blank'>инерции</a> и <a href='/dict/вязкости' class='wordLink' target='_blank'>вязкости</a> в <a href='/dict/случае' class='wordLink' target='_blank'>случае</a>, <a href='/dict/когда' class='wordLink' target='_blank'>когда</a> <a href='/dict/верхняя' class='wordLink' target='_blank'>верхняя</a> <a href='/dict/плоскость' class='wordLink' target='_blank'>плоскость</a> <a href='/dict/имеет' class='wordLink' target='_blank'>имеет</a> <a href='/dict/конечные' class='wordLink' target='_blank'>конечные</a> <a href='/dict/размеры' class='wordLink' target='_blank'>размеры</a> (<a href='/dict/пластина' class='wordLink' target='_blank'>пластина</a>); в - <a href='/dict/картина' class='wordLink' target='_blank'>картина</a> <a href='/dict/течения' class='wordLink' target='_blank'>течения</a> и <a href='/dict/распределение' class='wordLink' target='_blank'>распределение</a> <a href='/dict/давления' class='wordLink' target='_blank'>давления</a>, <a href='/dict/действующего' class='wordLink' target='_blank'>действующего</a> на <a href='/dict/расположенную' class='wordLink' target='_blank'>расположенную</a> <a href='/dict/сверху' class='wordLink' target='_blank'>сверху</a> <a href='/dict/пластину' class='wordLink' target='_blank'>пластину</a>, <a href='/dict/при' class='wordLink' target='_blank'>при</a> <a href='/dict/сближении' class='wordLink' target='_blank'>сближении</a> ее с <a href='/dict/плоскостью' class='wordLink' target='_blank'>плоскостью</a>.

Рис. 4. ГРАДИЕНТЫ СКОРОСТИ в пленке смазки, обусловленные взаимным относительным движением двух параллельных поверхностей. a - две бесконечно большие плоскости, одна из которых движется параллельно другой; б - влияние инерции и вязкости в случае, когда верхняя плоскость имеет конечные размеры (пластина); в - картина течения и распределение давления, действующего на расположенную сверху пластину, при сближении ее с плоскостью.

Такую пленку можно представить себе состоящей из отдельных молекулярных слоев, на которые действуют силы сдвига (картина, характерная для пограничного слоя; см. ГИДРОАЭРОМЕХАНИКА). Эти слои скользят один относительно другого, как игральные карты в колоде. Будем считать, что в контакте приповерхностного слоя жидкости с соответствующей поверхностью нет проскальзывания, и, следовательно, слой, соприкасающийся с движущейся пластиной, перемещается со скоростью V, а слой, прилегающий к неподвижной плоскости, имеет скорость, равную нулю. Скорость частицы жидкости, находящейся в какой-либо промежуточной точке между поверхностями, пропорциональна расстоянию от этой точки до поверхности CD. (Жидкость, для которой выполняется это условие линейности, называется ньютоновской. Большинство смазочных масел при обычных температурах относится к таким жидкостям.) Стрелками разной длины показаны скорости жидкости в разных точках в сечениях MN, PQ и ST пленки. То обстоятельство, что распределение скоростей MO в сечении MN является прямолинейным, указывает, что напряжение сдвига постоянно по толщине пленки. Поскольку рассматривается несжимаемая жидкость, площади распределений скорости, например MNO, пропорциональны количеству масла, проходящего через соответствующие поперечные сечения зазора. На рис. 4,а поток одинаков во всех сечениях пленки. Давление во всех точках пленки равно нулю, и она не может удерживать никакой нагрузки. Рассмотрим теперь случай, показанный на рис. 4,б. Здесь движущаяся плоскость, как и прежде, неограниченна, тогда как неподвижная имеет конечную протяженность; остальные условия остаются прежними. Вся масса пленки, покрывающей движущуюся поверхность, до зазора перемещается со скоростью, одинаковой во всем поперечном сечении пленки, например HJ, приближаясь к положению MN, где она входит в зазор. В сечении MN первоначально равномерное распределение скоростей пленки искажается. Вблизи неподвижной пластины появляется напряжение сдвига, что показывает линия MO. Это связано с инерционными и вязкостными эффектами при резком изменении скорости пленки от значения, равного V, до нуля в точке M. При дальнейшем движении распределение скоростей продолжает меняться. В силу инерции через сечение MN входит несколько больше смазки, чем выходит через сечение ST. Избыточная часть перетекает под прямым углом к направлению движения. Вследствие такого эффекта в пленке возникает внутреннее давление, величина которого зависит от плотности и вязкости смазки, а также от скорости движения V. Но это давление весьма невелико и может поддерживать лишь очень небольшую нагрузку. На рис. 4,в показано, что происходит, когда верхняя пластина ограниченной протяженности движется в сторону параллельной нижней бесконечной плоскости. Жидкость при этом выдавливается в соответствии с распределениями скоростей, и вследствие вязкостного перетекания внутри пленки возникает давление. Давление максимально в сечении PQ, равноудаленном от сечений MN и ST. Скорость жидкости в сечении PQ равна нулю. Справа от этого сечения жидкость выдавливается вправо, а слева от него - влево. Штриховой линией F показано возникающее при этом распределение давления по поверхности SPM верхней пластины. Таким образом, пленка вязкой жидкости способна удерживать нагрузку, равную этой поверхностной силе, если такая пленка находится между двумя сближающимися пластинами.

Масляный клин. Принцип масляного клина позволяет пленке смазки нести значительную нагрузку. На рис. 5,а показано распределение скоростей, возникающее в соответствии с изложенным выше при движении пластины под неподвижным клином. При этом не учитывается, с одной стороны, сравнительно небольшое влияние инерции на распределение скоростей, а с другой - очень важное выдавливающее действие, которое будет рассмотрено ниже. Таким образом, на рис. 5,а представлено только влияние вязкости. Площадь треугольника MNO больше площади треугольника STU (разница - треугольник MXO), и это свидетельствует о поперечном перетекании жидкости, вызванном повышением давления в пленке. Клин давит вниз на пленку и благодаря своей форме создает рассмотренный ранее эффект приближения верхней пластины к нижней (рис. 4,в). Единственное различие состоит в том, что теперь верхняя пластина представляет собой клин, а поэтому через сечение MN выдавливается больше масла, чем через сечение ST. Это выдавливающее действие показано на рис. 5,б. В некотором сечении PQ горизонтальная скорость выдавливания равна нулю, а давление в жидкости максимально.

<a href='/dict/рис' class='wordLink' target='_blank'>Рис</a>. 5. <a href='/dict/градиенты' class='wordLink' target='_blank'>ГРАДИЕНТЫ</a> <a href='/dict/скорости' class='wordLink' target='_blank'>СКОРОСТИ</a> В <a href='/dict/масляном' class='wordLink' target='_blank'>МАСЛЯНОМ</a> <a href='/dict/клине' class='wordLink' target='_blank'>КЛИНЕ</a>. а - <a href='/dict/чисто' class='wordLink' target='_blank'>чисто</a> <a href='/dict/вязкостное' class='wordLink' target='_blank'>вязкостное</a> <a href='/dict/течение' class='wordLink' target='_blank'>течение</a>; б - <a href='/dict/течение' class='wordLink' target='_blank'>течение</a> <a href='/dict/под' class='wordLink' target='_blank'>под</a> <a href='/dict/действием' class='wordLink' target='_blank'>действием</a> <a href='/dict/давления' class='wordLink' target='_blank'>давления</a> в <a href='/dict/пленке' class='wordLink' target='_blank'>пленке</a>; в - <a href='/dict/течение' class='wordLink' target='_blank'>течение</a>, <a href='/dict/обусловленное' class='wordLink' target='_blank'>обусловленное</a> <a href='/dict/вязкостным' class='wordLink' target='_blank'>вязкостным</a> <a href='/dict/сопротивлением' class='wordLink' target='_blank'>сопротивлением</a> и <a href='/dict/давлением' class='wordLink' target='_blank'>давлением</a> в <a href='/dict/пленке' class='wordLink' target='_blank'>пленке</a> <a href='/dict/масла' class='wordLink' target='_blank'>масла</a>; г - <a href='/dict/распределение' class='wordLink' target='_blank'>распределение</a> <a href='/dict/давления' class='wordLink' target='_blank'>давления</a> <a href='/dict/пленки' class='wordLink' target='_blank'>пленки</a>, <a href='/dict/действующего' class='wordLink' target='_blank'>действующего</a> на <a href='/dict/верхнюю' class='wordLink' target='_blank'>верхнюю</a> <a href='/dict/поверхность' class='wordLink' target='_blank'>поверхность</a>.

Рис. 5. ГРАДИЕНТЫ СКОРОСТИ В МАСЛЯНОМ КЛИНЕ. а - чисто вязкостное течение; б - течение под действием давления в пленке; в - течение, обусловленное вязкостным сопротивлением и давлением в пленке масла; г - распределение давления пленки, действующего на верхнюю поверхность.

Реальное распределение скоростей определяется путем наложения эффектов вязкостного увлечения жидкости движущейся пластиной и выдавливания (рис. 5,в). Распределение давления по поверхности клина показано на рис. 5,г. В 1883 Б. Тауэр сделал важное открытие - он установил, что в клинообразной пленке между движущимися поверхностями устанавливается давление, удерживающее нагрузку. Это открытие сыграло неоценимую роль в машиностроении, открыв путь практическому применению гидродинамических принципов смазки.

ПОДШИПНИКИ С ЖИДКОСТНЫМ ТРЕНИЕМ

Сегментный подшипник. Здесь принцип повышения давления в клиновидном слое масла между поверхностями используется для удержания осевой нагрузки. Прототипом сегментного подшипника является подпятник Кингсбери (рис. 6). В современных конструкциях сегменты подпятника либо устанавливаются на шарнирах, либо делаются гибкими, чтобы обеспечивалась автоматическая регулировка угла наклона относительно движущейся поверхности. В некоторых механизмах и машинах, особенно с очень высокими нагрузками, предусматриваются также пружинные устройства для выравнивания давления. Подпятник такого типа наружным диаметром более 220 см используется в генераторе ГЭС плотины им. Гувера. Масса ротора генератора равна 817 т, частота вращения - 150 об/мин. Коэффициент трения в подпятниках Кингсбери обычно составляет от 0,001 до 0,005. Число сегментов, как правило, равно шести.

<a href='/dict/рис' class='wordLink' target='_blank'>Рис</a>. 6. <a href='/dict/упорный' class='wordLink' target='_blank'>УПОРНЫЙ</a> <a href='/dict/подшипник' class='wordLink' target='_blank'>ПОДШИПНИК</a> <a href='/dict/кингсбери' class='wordLink' target='_blank'>КИНГСБЕРИ</a>. <a href='/dict/между' class='wordLink' target='_blank'>Между</a> <a href='/dict/вращающимся' class='wordLink' target='_blank'>вращающимся</a> <a href='/dict/элементом' class='wordLink' target='_blank'>элементом</a> А и <a href='/dict/неподвижными' class='wordLink' target='_blank'>неподвижными</a> <a href='/dict/сегментами' class='wordLink' target='_blank'>сегментами</a> В <a href='/dict/образуются' class='wordLink' target='_blank'>образуются</a> <a href='/dict/клиновидные' class='wordLink' target='_blank'>клиновидные</a> <a href='/dict/масляные' class='wordLink' target='_blank'>масляные</a> <a href='/dict/пленки' class='wordLink' target='_blank'>пленки</a>, <a href='/dict/несущие' class='wordLink' target='_blank'>несущие</a> <a href='/dict/нагрузку' class='wordLink' target='_blank'>нагрузку</a>. <a href='/dict/углы' class='wordLink' target='_blank'>Углы</a> <a href='/dict/клина' class='wordLink' target='_blank'>клина</a> <a href='/dict/для' class='wordLink' target='_blank'>для</a> <a href='/dict/наглядности' class='wordLink' target='_blank'>наглядности</a> <a href='/dict/сильно' class='wordLink' target='_blank'>сильно</a> <a href='/dict/увеличены' class='wordLink' target='_blank'>увеличены</a>.

Рис. 6. УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК КИНГСБЕРИ. Между вращающимся элементом А и неподвижными сегментами В образуются клиновидные масляные пленки, несущие нагрузку. Углы клина для наглядности сильно увеличены.

Опорный подшипник скольжения. Опорный подшипник скольжения полностью охватывает вращающийся в нем вал несколько меньшего диаметра. Часть вала, находящаяся в подшипнике, называется шипом, шейкой вала или цапфой. Смазка вводится в определенном месте, проходит по всему подшипнику и затем вытекает на его концах. Распределение смазки в подшипнике обычно регулируется канавками, сделанными на поверхности подшипника. Канавки могут иметь разную форму; существуют различные методы оптимального конструирования канавок в тех или иных условиях работы. Тем не менее всеми признано, что канавки не должны мешать формированию и поддержанию смазочной пленки или отводить смазку из области повышенного давления. Продольные канавки должны заканчиваться, не доходя до концов подшипника, чтобы предотвратить утечку смазки. Края канавок должны быть скруглены, чтобы масло не соскребалось с поверхности вала. Когда вал не вращается, смазка силой тяжести выдавливается из-под шейки, и вал соприкасается с поверхностью подшипника, так что условия в подшипнике при этом соответствуют граничному трению. Когда же вал приходит во вращение, в одной половине подшипника формируется сходящийся масляный клин, а в другой - расходящийся. Механизм нарастания несущего нагрузку давления в этих клиньях аналогичен тому, который был рассмотрен в случае плоских поверхностей. Вес груза W (рис. 7) направлен по вертикали сверху вниз, но максимум давления в смазочной пленке с нижней стороны вала не лежит на линии действия нагрузки. Дело в том, что центр шейки вала на практике не совпадает с центром подшипника. Расстояние e между их центрами называется эксцентриситетом.

<a href='/dict/рис' class='wordLink' target='_blank'>Рис</a>. 7. <a href='/dict/распределение' class='wordLink' target='_blank'>РАСПРЕДЕЛЕНИЕ</a> <a href='/dict/давления' class='wordLink' target='_blank'>ДАВЛЕНИЯ</a> <a href='/dict/масла' class='wordLink' target='_blank'>МАСЛА</a> (<a href='/dict/показанного' class='wordLink' target='_blank'>показанного</a> <a href='/dict/радиальными' class='wordLink' target='_blank'>радиальными</a> <a href='/dict/стрелками' class='wordLink' target='_blank'>стрелками</a>) по <a href='/dict/окружности' class='wordLink' target='_blank'>окружности</a> <a href='/dict/горизонтальной' class='wordLink' target='_blank'>горизонтальной</a> <a href='/dict/шейки' class='wordLink' target='_blank'>шейки</a> <a href='/dict/вала' class='wordLink' target='_blank'>вала</a> <a href='/dict/при' class='wordLink' target='_blank'>при</a> <a href='/dict/его' class='wordLink' target='_blank'>его</a> <a href='/dict/вращении' class='wordLink' target='_blank'>вращении</a>. <a href='/dict/пленка' class='wordLink' target='_blank'>Пленка</a> <a href='/dict/масла' class='wordLink' target='_blank'>масла</a> <a href='/dict/выделена' class='wordLink' target='_blank'>выделена</a> <a href='/dict/ретушью' class='wordLink' target='_blank'>ретушью</a>.

Рис. 7. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ МАСЛА (показанного радиальными стрелками) по окружности горизонтальной шейки вала при его вращении. Пленка масла выделена ретушью.

При построении распределений давления через центры вала и подшипника проводят прямую, составляющую угол j с линией нагрузки. Угол j равен нулю, когда вал не вращается. При вращении вала этот угол принимает некоторое значение в пределах от нуля до 90° (значение 90° никогда не достигается). Угол j зависит от таких факторов, как нагрузка, частота вращения, вязкость смазочного материала при рабочей температуре, ширина зазора между шейкой вала и подшипником и утечка смазки из подшипника. Угол отсчета q измеряется в направлении вращения вала. Для линии, проходящей через центры вала и подшипника, этот угол равен нулю. Радиальными стрелками на рис. 7 показано распределение избыточного давления в смазочной пленке (без дополнительной подачи смазки) в зависимости от угла q. Когда угол q достигает 180°, давление проходит через нулевое значение, после чего следует участок отрицательного давления NP (давление ниже атмосферного). Ввод смазки обычно располагают в этой области. Входное давление смазки на практике может составлять от 0,07 до 0,7 МПа. Механизм формирования масляного клина, несущего нагрузку, в опорном подшипнике скольжения показан на рис. 8. Здесь зазор для большей ясности сильно увеличен. На рис. 8,а вал не движется, и в самой нижней точке шейка вала контактирует с подшипником. Когда начинается вращение, вал вкатывается по поверхности подшипника вверх в условиях граничного трения (рис. 8,б). Когда достигается достаточно большая скорость вращения, под шейку вала втягивается масло, и образуется стабильный масляный клин, который и поддерживает вал, как это показано на рис. 8,в. При этом шейка вала смещается влево, занимая свое равновесное положение.

<a href='/dict/рис' class='wordLink' target='_blank'>Рис</a>. 8. <a href='/dict/формирование' class='wordLink' target='_blank'>ФОРМИРОВАНИЕ</a> <a href='/dict/смазочной' class='wordLink' target='_blank'>СМАЗОЧНОЙ</a> <a href='/dict/пленки' class='wordLink' target='_blank'>ПЛЕНКИ</a> в <a href='/dict/опорном' class='wordLink' target='_blank'>опорном</a> <a href='/dict/подшипнике' class='wordLink' target='_blank'>подшипнике</a> <a href='/dict/скольжения' class='wordLink' target='_blank'>скольжения</a>. а - <a href='/dict/состояние' class='wordLink' target='_blank'>состояние</a> <a href='/dict/покоя' class='wordLink' target='_blank'>покоя</a> (В - <a href='/dict/подшипник' class='wordLink' target='_blank'>подшипник</a>, О - <a href='/dict/смазка' class='wordLink' target='_blank'>смазка</a>, J - <a href='/dict/шип' class='wordLink' target='_blank'>шип</a>); б - <a href='/dict/начало' class='wordLink' target='_blank'>начало</a> <a href='/dict/движения' class='wordLink' target='_blank'>движения</a>, <a href='/dict/граничное' class='wordLink' target='_blank'>граничное</a> <a href='/dict/трение' class='wordLink' target='_blank'>трение</a>; в - <a href='/dict/установившийся' class='wordLink' target='_blank'>установившийся</a> <a href='/dict/режим' class='wordLink' target='_blank'>режим</a>, <a href='/dict/жидкостное' class='wordLink' target='_blank'>жидкостное</a> <a href='/dict/трение' class='wordLink' target='_blank'>трение</a>.

Рис. 8. ФОРМИРОВАНИЕ СМАЗОЧНОЙ ПЛЕНКИ в опорном подшипнике скольжения. а - состояние покоя (В - подшипник, О - смазка, J - шип); б - начало движения, граничное трение; в - установившийся режим, жидкостное трение.

Трение в подшипнике скольжения. Как показывают теория и практика, коэффициент трения в геометрически подобных подшипниках зависит от критерия

Zn/p,

где Z - вязкость смазки, n - частота вращения вала (число оборотов в единицу времени), а p - среднее давление нагрузки на подшипник, т.е. нагрузка, деленная на произведение длины шейки вала на ее диаметр. Геометрически подобными считают подшипники, для которых отношение длины подшипника к диаметру шейки вала (отношение L/D) одинаково, а также одинаков относительный зазор - разность диаметров подшипника и шейки вала, деленная на диаметр шейки. Коэффициент трения f при разных рабочих условиях для всех геометрически подобных подшипников можно определить по единому графику зависимости f от Zn/p типа представленного на рис. 9. Участок от А до В на рис. 9 соответствует граничному трению; здесь возможны контакт сухих поверхностей и заклинивание. Участок BC соответствует переходу от граничного трения к жидкостному (при увеличении Zn/p). Участок CD, приблизительно прямолинейный, характерен для жидкостного трения.

<a href='/dict/рис' class='wordLink' target='_blank'>Рис</a>. 9. <a href='/dict/зависимость' class='wordLink' target='_blank'>ЗАВИСИМОСТЬ</a> <a href='/dict/коэффициента' class='wordLink' target='_blank'>КОЭФФИЦИЕНТА</a> <a href='/dict/трения' class='wordLink' target='_blank'>ТРЕНИЯ</a> от <a href='/dict/коэффициента' class='wordLink' target='_blank'>коэффициента</a> <a href='/dict/быстроходности' class='wordLink' target='_blank'>быстроходности</a> Zn/p.

Рис. 9. ЗАВИСИМОСТЬ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ от коэффициента быстроходности Zn/p.

Хотя, как видно на рисунке, величина f минимальна при значениях, лежащих в интервале между B и C, рекомендуется выбирать значительно более высокие значения Zn/p, чтобы надежно обеспечивались условия жидкостного трения. Получено целое семейство кривых зависимости f от Zn/p, отвечающее разным отношениям L/D и разным относительным зазорам. В общем, с увеличением относительного зазора трение уменьшается. При определении величины f по графику нужно следить за тем, чтобы величины Z, n и p были взяты в правильных единицах измерения. Момент сил трения, действующий по касательной на шейку вала, можно вычислить по формуле T = fWr,

где Т - момент сил трения (HЧм), f - коэффициент трения, W - нагрузка на шейку вала (H) и r - радиус шейки вала (м). Потери мощности на трение (Вт) можно вычислить как 0,1 TN, где N - частота вращения (число оборотов в минуту), а T - то же, что и ранее. Подшипники с жидкостным трением (гидродинамического типа), как опорные, так и упорные, конструируются в расчете на разные виды смазочных материалов. К числу таких материалов относятся консистентные смазки, минеральные и синтетические масла, ртуть, вода, жидкие хладагенты, воздух, газ, а в особых случаях - жидкие металлы. Для смазывания подшипников часто используются технологические жидкости, что позволяет исключить возможность загрязнения последних и обойтись без уплотнений.

ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК

Принцип действия гидростатического подшипника можно пояснить простым примером. На строго горизонтальном столе лежит плоский стальной лист с бортиками по краям, залитый маслом. Бортики не дают маслу растекаться и тем поддерживают постоянную толщину пленки. На поверхность масла кладется плоская стальная пластина меньших размеров. Оказывается, что сначала эту пластину легко сдвинуть, т.е. сила трения очень мала. Но вскоре сила, необходимая для того, чтобы сдвинуть пластину, становится все больше и больше. Это объясняется уменьшением толщины масляной пленки под пластиной, погружающейся под действием собственного веса. Через некоторое время пластина ляжет на дно и установятся условия граничного трения. Значительного улучшения можно добиться, если для восполнения потерь масла, выдавливаемого из-под пластины, подводить в зазор масло под давлением. Расход масла и его давление, необходимые для поддержания жидкой пленки заданной толщины, легко рассчитать, если известны площадь пластины, вязкость масла и внешняя нагрузка. Двухсотдюймовый телескоп Паломарской обсерватории в штате Калифорния равномерно поворачивается в таких гидростатических подшипниках со скоростью один оборот в сутки под действием часового электродвигателя мощностью 60 Вт. Общий коэффициент трения системы в целом не превышает 0,000004. Гидростатический принцип применяется в промышленности для снижения трения в опорных подшипниках тяжелого механического оборудования, а также в подпятниках вертикальных турбогенераторов. В последнем случае удобен ступенчатый упорный подшипник (рис. 10). Осевая нагрузка воспринимается масляным слоем благодаря подаче масла под высоким давлением P0 в небольшую выемку A в торце вала B. Масло растекается радиально и вытекает наружу по краям C. На том же принципе работают ступенчатые подпятники ультрацентрифуг, развивающих очень высокие скорости вращения, но в них для смазки используется не масло, а сжатый воздух..

<a href='/dict/рис' class='wordLink' target='_blank'>Рис</a>. 10. <a href='/dict/гидростатический' class='wordLink' target='_blank'>ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ</a> <a href='/dict/принцип' class='wordLink' target='_blank'>ПРИНЦИП</a> <a href='/dict/действия' class='wordLink' target='_blank'>ДЕЙСТВИЯ</a> <a href='/dict/ступенчатого' class='wordLink' target='_blank'>ступенчатого</a> <a href='/dict/упорного' class='wordLink' target='_blank'>упорного</a> <a href='/dict/подшипника' class='wordLink' target='_blank'>подшипника</a>.

Рис. 10. ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ступенчатого упорного подшипника.

СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Смазочным материалом может служить твердое вещество (например, графит), жидкость (скажем, жидкое масло) либо смесь масла с мылом - т.н. консистентная смазка. Кроме того, в качестве смазочных материалов используются многочисленные смеси жидких масел с различными добавками и присадками.

Твердые смазочные материалы. Наиболее известным из короткого перечня твердых смазочных материалов является графит - темный минерал с жирным блеском, маслянистый на ощупь. Он встречается в природе, а также производится в электропечах. Синтезированный продукт не менее чем на 99% состоит из чистого углерода. В коллоидной форме, диспергированный в воде или масле, он применяется в особых случаях при очень высоких температурах. Основное достоинство графита, пожалуй, в том, что он образует прочные пленки на трущихся поверхностях, благодаря чему применяется в смеси с маслом при "обкатке" многих машин и механизмов, а также при обработке металлов. К твердым смазочным материалам относится также сульфид молибдена, который применяется как сухое поверхностное покрытие и как добавка к маслам и консистентным смазкам. Его смазывающее действие обусловлено, по-видимому, слабыми связями между атомами серы и молибдена и взаимным скольжением слоев атомов серы и молибдена. Из пластиковых твердых смазочных материалов наиболее известен политетрафторэтилен, называемый также тефлоном. Это весьма инертный материал с коэффициентом трения ок. 0,05. Если очень мелкие частицы тефлона диспергировать в фенольном полимере, а затем пульверизацией нанести на металлическую поверхность и подвергнуть отверждению, то получается прочное тефлоновое покрытие с малым коэффициентом трения, необычайно стойкое к износу и истиранию. Тефлон широко применяется в промышленности, а также как покрытие для кухонной посуды, не допускающее пригорания.

Жидкие смазочные материалы. Масла как смазочные материалы делятся на три г

Сборник слов и иносказаний

Словарь русского арго

Орфографический словарь

сма́зка, , род. п. мн. ч. -зок

Формы слов для слова смазка

Синонимы к слову смазка

Тезаурус русской деловой лексики

Идеография

Морфемно-орфографический словарь

с/ма́з/к/а.

Грамматический словарь

Сканворды для слова смазка

Полезные сервисы

смазки твердые

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

смазливенький

Толковый словарь

прил. разг.

1. уменьш. к прил. смазливый

2. усилит. к прил. смазливый

Синонимы к слову смазливенький

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

смазливо

Синонимы к слову смазливо

Полезные сервисы

смазливость

Толковый словарь

ж. разг.

отвлеч. сущ. по прил. смазливый

Толковый словарь Ушакова

СМАЗЛИ́ВОСТЬ, смазливости, мн. нет, жен. (разг. фам.). отвлеч. сущ. к смазливый.

Толковый словарь Ожегова

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова смазливость

Синонимы к слову смазливость

сущ., кол-во синонимов: 4

Сканворды для слова смазливость

Полезные сервисы