Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

секс пистолс

Энциклопедический словарь

СЕКС ПИСТОЛС - «СЕКС ПИ́СТОЛС» (Sex Pistols), английская панк (см. ПАНК-РОК)-группа. Организована летом 1975 антрепренером (см. АНТРЕПРЕНЕР) Малкольмом Маклареном. Основной состав: Стив Джонс (Steve Jones) (р. 3 мая 1955, Лондон; гитара), Пол Кук (Paul Cook) (р. 20 июля 1956, Лондон; ударные), Сид Вишес (Sid Vicious) (наст. имя Джон Саймон Беверли, John Simon Beverly) (27 августа 1956, Лондон - 2 февраля 1979, Нью-Йорк; бас-гитара) и Джонни Роттен (Johnny Rotten) (наст. имя Джон Лайдон, John Lydon) (р. 31 января 1956, Лондон; вокал). Является пионером и наиболее известной группой стиля панк-рок.

Макларен хорошо понимал, что у зарождающегося панковского движения должен появиться рупор, выразитель идей и олицетворение, то есть своя рок-группа. Поэтому продюсер стал шататься по грязным забегаловкам, трущобам и помойкам в поисках будущих «музыкантов». Вскоре были найдены Стив Джонс, Пол Кук, Глен Мэтлок (позже замененный на Сида Вишеса) и Джонни Роттен - настоящие «дети улиц» и истинные панки «по образу жизни». Нимало не смутившись тем, что ребята не умели играть, Макларен на скорую руку обучил их обращаться с инструментами и выпустил на сцену.

Донельзя грязные, в рваной одежде, совершенно непристойные и крайне агрессивные, Sex Pistols шокировали музыкальных критиков и британскую общественность, но популярность группы в молодежной среде росла. Почти каждое выступление Sex Pistols сопровождалось скандалами и разгулом насилия. Этому в первую очередь спососбствовали песни группы: тексты резко негативного содержания, отвергавшие в неприличных выражениях семью, истеблишмент, политику, проповедовавшие анархию. Музыка была низкого технического качества, но экспрессивная и чрезывчайно выразительная, легко «заводящая» аудиторию.

В 1976 о Sex Pistols заговорила вся Англия как о коллективе, «создавшем новые нормы общественной непристойности». Тогда же вышел знаменитый хит (см. ХИТ) группы Anarchy In UK, а сами музыканты снялись в шоу на ТВ, где в нецензурной форме отозвались о всех традиционных британских ценностях, и на следующий день все газеты заговорили о Sex Pistols как об основных возмутителях общественного спокойствия. Группе было запрещено в 90% английских городов, после чего в начале 1977 фирма EMI, с которой у музыкантов был заключен контракт, разорвала соглашение. Sex Pistols были взяты под крыло студией I&M, а позже - Virgin.

В 1977 группа записала несколько своих «программных» вещей (God Save The Queen, Pretty Vacant), а чуть позже свой дебютный альбом Never Mind The Bollocks - Here"s The Sex Pistols. Песни из альбома, как и сам альбом моментально стали сверхпопулярными, занимая высшие места в хит-параде (см. ХИТ-ПАРАД) Великобритании. Общественное мнение делится пополам: от оценки творчества группы как «революционных, новаторских произведений» до «огромного недоразумения или чудовищной мистификации». В США выступления группы особого шума не наделали, хотя прошли не без успеха. К этому времени все участники Sex Pistols, наконец разбогатевшие, серьезно увлеклись наркотиками.

В начале 1978 группу покинул фронтмен Sex Pistols Джонни Роттен, чьи разногласия с остальными музыкантами «по идейным соображениям» достигли пика. Группа начала стремительно разваливаться. В конце года Сид Вишез, находясь в одном из нью-йоркских отелей, убил свою подругу ножом. Он был выпущен под залог в 50 тыс. долларов, однако совершенно не переменил образ жизни, а в январе 1979 умер от сверхдозы героина.

В 1979 вышел документальный фильм о Sex Pistols под названием Great Rock&Roll Swindle. В 1996 группа неожиданно собралась вместе, устроила концертное турне и записала «живой» альбом Filthy Lucre Live, еще раз показав свом поклоникам и последователям, что такое настоящий панк-рок. Впоследствии для выступления на концертах и гастролях музыканты также собирались в 2002, 2003 и 2008 гг.

Полезные сервисы

серебряный век

Энциклопедический словарь

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК - СЕРЕ́БРЯНЫЙ ВЕК, условное обозначение культурной эпохи в истории России рубежа 19 - 20 вв. и вошедшая в критику и науку с конца 1950-х - начала 1960-х гг.

Генезис

Выражение «Серебряный век» восходит к античной традиции (деление истории человечества на золотой, серебряный, медный и железный века в поэме древнегреческого поэта Гесиода (см. ГЕСИОД) «Труды и дни», а также в поэме римского поэта Овидия (см. ОВИДИЙ) «Метаморфозы»). В России из этой четырехступенчатой формулы с начала 19 в. в широкое употребление вошло выражение «Золотой век», а затем, в качестве оппозиции, для обозначения современной пишущим эпохи - «Железный век» (Е. А. Баратынский (см. БАРАТЫНСКИЙ Евгений Абрамович)). В конце 19 - начале 20 века формула «Серебряный век» в статьях В. С. Соловьева (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич) («Импрессионизм мысли», 1897) и В. В. Розанова (см. РОЗАНОВ Василий Васильевич) («Ив. С. Тургенев. К 20-летию его смерти», 1903) была впервые в русской критике применена к тем, кто пришел в литературу после пушкинского Золотого века в 1840-1880 гг. и в своей эстетической программе следовал его традициям (А. А. Фет (см. ФЕТ Афанасий Афанасьевич), К. К. Случевский (см. СЛУЧЕВСКИЙ Константин Константинович), Ф. И. Тютчев, (см. ТЮТЧЕВ Федор Иванович) Я. П. Полонский (см. ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович) и др.) В том же значении использовал эту формулу историк литературы Д. Святополк-Мирский. «Переадресация» произошла в 1920-х гг. Сами современники предпочитали называть свою эпоху общеевропейским термином «fin de siecle» («конец века»). Период рубежа веков получил это название уже после своего завершения. Оно возникло одновременно в метрополии и в среде русской эмиграции, ретроспективно оценившей ушедшую эпоху как второй расцвет русской культуры после Пушкинского периода. В 1925 историк литературы и общественной мысли, критик Иванов-Разумник (см. ИВАНОВ-РАЗУМНИК) в статье-памфлете «Взгляд и нечто» под грибоедовским псевдонимом Ипполит Удушьев, описывая литературу первой четверти 20 в., выделил в ней две эпохи - «Золотой» и «Серебряный» век. К писателям Золотого века он отнес поколение символистов (см. СИМВОЛИЗМ), а также крупнейших реалистов 1890-1900-х гг. (А. П. Чехов (см. ЧЕХОВ Антон Павлович), И. А. Бунин (см. БУНИН Иван Алексеевич), М. Горький (см. ГОРЬКИЙ Максим) и др.), к Серебряному - пришедших в литературу в 1910-1920-гг. (постсимволисты, а также такие прозаики, как И. Г. Эренбург (см. ЭРЕНБУРГ Илья Григорьевич), Вс. В. Иванов (см. ИВАНОВ Всеволод Вячеславович), «Серапионовы братья (см. СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ)» и др.). Поэт и критик В. А. Пяст (В. А. Пестовский) в мемуарной книге «Встречи» (1929) предложил собственную гипотетическую эволюционную схему смены поколений в культуре: каждая культурная эпоха проходит два этапа своего развития: Золотой и Серебряный века, которые отделены друг от друга приблизительно двумя десятилетиями. В 19 в. поэты «Золотого века» родились в 1800-1810 гг., поэты «Серебряного века» - в 1817-1824 гг. Среди своих современников - поэтов рубежа веков - Пяст выделяет тех, кто родился в 1860-е и тех, кто родился в 1880-е гг., называя это поколение представителями Серебряного века. А. А. Ахматова (см. АХМАТОВА Анна Андреевна) в «Поэме без героя» (1940-1962) применила это название ко времени 1913 года («И серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл»).

В эмиграции одним из первых использовал эту формулу в применении к эпохе рубежа веков поэт и критик Н. А. Оцуп (см. ОЦУП Николай Авдеевич) в статье «Серебряный век» (1933; расширенный вариант - «Серебряный век» русской поэзии», 1961), вслед за ним - критик Вл. Вейдле (см. ВЕЙДЛЕ Владимир Васильевич) (статья «Три России», 1937) и художественный критик, бывший редактор журнала «Аполлон» С. К. Маковский (см. МАКОВСКИЙ Сергей Константинович), выпустивший в 1962 мемуары «На Парнасе Серебряного века». С этого времени формула становится общеупотребительной в западном литературоведении, а с середины 1980-х гг. - в российской науке и критике .

Границы эпохи

Нижняя граница периода в научной и критической литературы колеблется от 1881 (убийство Александра II, смерть Достоевского, пересмотр народнической системы ценностей - «отказ от наследства», появление первых «предсимволистов») до 1892 гг., когда вышел из печати сборник Д. С. Мережковского (см. МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич) «Символы» и состоялась его лекция «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», в которой впервые было заявлено о появлении литературного движения, противопоставленного господствующей реалистической школе. Мережковский назвал три главных элемента зарождающегося движения: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». В том же году дебютировал М. Горький, имя которого было для читателя-современника знаком перемен, начавшихся в классической литературе, ее поворотом к неоромантическому направлению. Верхняя граница колеблется между 1913-1922 г. Среди рубежных событий, завершивших эпоху, называются начало Первой мировой войны, Февральская и Октябрьская революции, похоронившие весь традиционный культурный и общественно-политический, социальный уклад русской жизни. Важнейшим поворотным событием стало закрытие частных издательств и запрещение небольшевистских периодических изданий (1918).

Теперь выход писателя к читателю был предельно затруднен: всякая свобода творчества оказывалась под вопросом, писателя подталкивали к идеологическому приспособленчеству. Так, под нажимом новой цензуры радикально менялась вся культурная ситуация в стране. Рубежными событиями были смерти А. А. Блока (см. БЛОК Александр Александрович) и Н. С. Гумилева (см. ГУМИЛЕВ Николай Степанович) (1921). Вспоминая о похоронах Блока, современники были единодушны - хоронят не писателя, а уходящую эпоху: «… Наверное, не было в этой толпе человека, который бы не подумал - хоть на одно мгновение - о том, что умер не только Блок, что умер город этот, что кончается его особая власть над людьми и над историей целого народа, кончается период, завершается круг российских судеб, останавливается эпоха, чтобы повернуть и помчаться к иным срокам. Все, что было после (еще несколько лет), было только продолжением этого августа: отъезд Белого (см. БЕЛЫЙ Андрей) и Ремизова (см. РЕМИЗОВ Алексей Михайлович) за границу, отъезд Горького, массовая высылка интеллигенции летом 1922 года, начало плановых репрессий, уничтожение двух поколений - я говорю о двухсотлетнем периоде русской литературы; я не говорю, что она кончилась, -- кончилась эпоха» (Н. Н. Берберова (см. БЕРБЕРОВА Нина Николаевна), Курсив мой, 1996). Упоминаемая здесь высылка (см. ВЫСЫЛКА ЗА ГРАНИЦУ) писателей, философов, ученых, нелояльных советской власти, за границу на так называемом «философском пароходе» - цвет русской философии и науки оказался за пределами страны. Ясно, что интеллектуальная ситуация в России тоже коренным образом менялась.

Спорным является вопрос о допустимой сфере применения этой формулы: ко всей эпохе, без различия направлений (в этом случае акцент делает на плюрализме и многообразии) или только о модернистских направлениях (символизм, акмеизм (см. АКМЕИЗМ), футуризм (см. ФУТУРИЗМ) и другие авангардные школы). Ряд исследователей и критиков (Г. П. Струве (см. СТРУВЕ Глеб Петрович), Р. О. Якобсон (см. ЯКОБСОН Роман Осипович), О. Ронен и др.) подчеркивают неудачность этого термина. Амерканский славист О. Масленников предложил заменить его термином «платиновый век» (Maslenikov-1972. C. IV).

Семантика

И в российских, и в эмигрантских статьях формула «Серебряный век» имела оценочный характер. В 1920-1930-х гг. он противопоставлялся «Золотому веку» как эпоха, несущая несомненные черты эпигонства, вторичности, и в то же время утонченности. Особый акцент делался на преемственности двух эпох, в противоположность нигилистическому разрыву традиций, провозглашенному молодой советской литературой. В более поздних работах (С. К. Маковский, Е. Г. Эткинд (см. ЭТКИНД Ефим Григорьевич), Ж. Нива и позднейшие исследователи этой эпохи в России и на Западе) формула «Серебряный век» употреблялась как синоним формулы Н. А. Бердяева (см. БЕРДЯЕВ Николай Александрович) «русский культурный Ренессанс». Подчеркивалось, что эпоха рубежа веков в России - время небывалого культурного подъема. Как писал русский философ Ф. А. Степун (см. СТЕПУН Федор Августович) в статье «Памяти Андрея Белого»: «За несколько лет облик русской культуры подвергся значительнейшим изменениям. Под влиянием религиозно-философской мысли и нового искусства символистов сохнание рядового русского интеллигента, воспитанного на доморощенных классиках общественно-публицистической мысли, быстро раздвинулось, как вглубь, так и вширь. На выставках «Мира искусства» зацвела освободившаяся от передвижничества русская живопись. Крепли музыкальные дарования - Скрябина (см. СКРЯБИН Александр Николаевич), Метнера (см. МЕТНЕР Николай Карлович), Рахманинова (см. РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич).

От достижения к достижению, пролагая все новые пути, подымался на недосягаемые высоты русский театр. Через все сферы этого культурного подъема, свидетельствуя о духовном здоровье России, отчетливо пролегали две линии интересов и симпатий - национальная и сверхнациональная. С одной стороны, воскресали к новой жизни славянофилы: Достоевский, Соловьев, Пушкин, Баратынский, Гоголь, Тютчев, старинная икона (журнал «София»), старинный русский театр (апокрифы Ремизова), Мусоргский (на оперной сцене - Шаляпин (см. ШАЛЯПИН Федор Иванович), на концертной эстраде - М. А. Оленина-д"Альгейм (см. ОЛЕНИНА-Д`АЛЬГЕЙМ Мария Алексеевна)). С другой стороны, с одинаковым подъемом и в значительной степени даже и теми же людьми издавались и изучались германские мистики и Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих). В театрах, и прежде всего на сцене Художественного театра, замечательно шли Ибсен (см. ИБСЕН Генрик), Гамсун (см. ГАМСУН Кнут), Стриндберг (см. СТРИНДБЕРГ Юхан Август), Гольдони (см. ГОЛЬДОНИ Карло) и другие, не говоря уже о классиках европейской сцены. Собирались изумительнейшие, мирового значения, коллекции новейшей французской живописи и неоднократно выслушивались в переполненных залах доклады и беседы таких «знатных иностранцев», как Верхарн (см. ВЕРХАРН Эмиль), Матисс (см. МАТИСС Анри), Коген. (см. КОГЕН Герман) Провинция тянулась за столицами. По всей России читались публичные лекции и всюду, даже и в отдаленнейших городах, собирались живые и внимательные аудитории, которые не всегда встретишь и на Западе».

Но даже апологеты этой эпохи делают примечательные оговорки, отмечая и несомненные признаки надвигающейся катастрофы, тоже заложенные в самой атмосфере этой эпохи. Вот что предчувствовал Бердяев: «Изначально в этот русский ренессанс вошли элементы упадочности. Иногда казалось, что дышат воздухом теплицы, не было притока свежего воздуха. Культурный ренессанс явился у нас в предреволюционную эпоху и сопровождался острым чувством приближающейся гибели старой России».

Полезные сервисы

шуваловы

Гуманитарный словарь

ШУВА́ЛОВЫ - дворянский, а с 1746 графский род, ведет свою ист. с 16 в., продолжается ныне за рубежом. Из этого рода в 18 - нач. 20 в. вышло немало военных, дипломатов, гос. деятелей, меценатов.

Первое документ. упоминание о роде Ш. относится к 1561 в связи с тем, что Дм. Ш. владел поместьем в Костромском уезде. В 16-17 вв., судя по известным документам, Ш. не выделялись из общей массы служилого дворянства. Изв. имена лишь нек-рых из них.

Постепенное возвышение Ш. началось с петровского времени. В 6-м колене рода были два родных брата, оба назв. родителями Иванами: И. М. Старший, скончавшийся в июне 1736, и И. М. Младший. О первом из них, И. М. Старшем, известно, что в 1714 он имел чин полк., участвовал в Сев. войне на терр. Финляндии, в 1721 - бригадир. В 1720-х гг. ему пожаловано неск. деревень и двор в Пб., в т. ч. из конфисков. имущества барона Шафирова, в 1727 - дворы и пустоши в Выборгской провинции, в 1729 - деревни белгородских вотчин. В 1726 И. М. Старший был в чине ген.-майора и получил назначение обер-комендан-том Выборга. В 1732 недолгое время служил губернатором Архангелого-родской губ., затем комендантом крепости св. Анны. Был кавалером орд. св. Александра Невского. Современники характеризовали его как человека одаренного и энергичного. У него было два сына, Ал-др и Петр, к-рые преумножили доставшиеся им от отца имения, заняли первенствующее положение при дворе ими. Елизаветы, обустроили свое родовое гнездо близ столицы - мызу Парголово, земли к-рой в сев. окрестностях Пб. принадлежали их потомкам вплоть до 1917.

Об И. М. Младшем известно совсем немного: в чине капитана был в 1737 при осаде Очакова, получил рану. В 1743 вышел в отставку в чине бригадира. Его сын Иван - известный деятель просвещения и меценат. Все трое представителей рода Ш. по муж. линии 7-го колена были известными в рус. ист. деятелями.

Ал-др Ив. (1710-71) - первый сын И. М. Старшего, с молодых лет состоял камер-юнкером при дворе цесаревны Елизаветы. В числе др. приближ. к ней молодых людей принял активное участие в перевороте 1741, в результате к-рого Елизавета стала императрицей. В том же году А. И. сделан камергером, лейб-кампании подпоручиком. В 1742, в день коронования императрицы, стал кавалером орд. св. Александра Невского. В 1744 получил чин ген.-поручика и земельные пожалования. В 1746 Елизавета Петровна дарует А. И. и его брату графский титул и делает его своим ген.-адъютантом.

С этого года А. И. занимает один из ключевых постов в системе тогдашней администрации - нач. Тайной канц., ведавшей делами гос. безопасности и полит. сыска. В этом качестве А. И. осуществлял надзор за сосланной в Холмогоры семьей свергнутого во время дворц. переворота малолетнего имп. Иоанна VI, затем расследовал дело о заговоре лейб-медика императрицы Лестока, бывшего прежде ее доверенным человеком и активным участником переворота. В 1754 Ш. как доверенное лицо Елизаветы Петровны был назначен гофмейстером ко двору наследника престола вел. кн. Петра Федоровича и его супруги, будущей Екатерины П. Стремясь укрепить свое влияние на наследника, он всячески стремился принимать сторону вел. князя при любых расхождениях того с супругой, чем быстро вызвал неприязнь к себе со стороны Екатерины. Это привело позже к крушению карьеры Ш. в ее царствование. В 1758, когда обнаружился заговор канцлера графа А. П. Бестужева-Рюмина, к-рый стремился для достижения своей полит. программы сближения России с Англией опереться прежде всего на молодой двор, прежде всего на вел. кн. Екатерину, граф А. И. Ш., в числе троих доверенных вельмож императрицы Елизаветы Петровны, вел по этому делу следствие. В 1760 он стал сенатором. В короткое царствование Петра III А. И. стал ген.-фельдмаршалом, полковником Измайловского полка, получил 2 тыс. душ крестьян из дворцовых имений. Вскоре после дворцового переворота 1762 новая императрица Екатерина II сперва жалует А. И. еще 2 тыс. душ, а затем заставляет 52-летнего Ш. уйти с арены гос. деят-ности, где он в течение 20 лет играл важнейшую роль. Сам он, его супруга Е. И., урожденная Костюрина (1718-90), единств. дочь Ек. (1733-1821), по мужу граф. Головина, были похоронены в Преображенской ц. села Косицы Верейского у. Моск. губ., пожалованного А. И. еще в 1751, где он с семьей жил, удалившись из столицы.

Петр Ив. (1710-62) - второй сын И. М. Старшего, выдающийся гос. деятель России сер. 18 в. Как и ст. брат, службу П. И. начал камер-пажом, затем камер-юнкером при дворе цесаревны Елизаветы Петровны, вместе с братом участвовал в дворцовом перевороте 1741, вместе с братом произведен в камергеры и лейб-кам-пании подпоручиком, в день коронации сделан кавалером орд. св. Александра Невского. В 1744 П. И. стал ген.-поручиком, затем сенатором, получил три мызы и наконец в 1746 получил графский титул. Его служебные успехи были усилены удачной женитьбой в 1742 на Мавре Егор. Шепелевой (1708-59), любимице и наперснице имп. Елизаветы. Роль и влияние Ш. при дворе усилилось и с приближением ко двору в 1749 двоюродного брата Ив. Ив. В 1750-х гг. граф П. И. Ш. стал играть огромную роль в управлении страной, развернув активную деят-ность в Сенате: поднимает вопрос "о способах умножения доходу казенного" за счет соляной и винной монополии гос-ва, генеральном межевании земель в стране (и руководит частичным исполнением своего проекта в Ингерманландии), добивается отмены в 1753 внутр. пошлин в стране, мешающих складывающемуся обще-рос. рынку. В 1754 по его инициативе были учреждены Дворян. и Купеч. банки. П. И. была проведена с выгодой для пр-ва ден. реформа, В период подготовки войны с Турцией много сделал для комплектования армии людьми и довольствием, вооружением. П. И. выступил в качестве реформатора воен. строя, порядка набора рекрутов и вооружения. В собрании Сената 2 июля 1753 он предложил чертеж усовершенствов. орудия, к-рое было испытано, одобрено и поступило на вооружение армии, получив название "шуваловской гаубицы". Эти орудия показали свою силу и преимущество перед старыми в годы Семилетней войны с Пруссией. В 1756 П. И. был произведен в ген.-фельдцейхмейстеры, т. е. гл. командиры артиллерии всей рус. армии. Ему посвятил свои приветственные строки М. В. Ломоносов:

Нам слава, страх врагам твои огни;

Как прежде, так и впредь пали, рази, гони.

С Елизаветой Бог и храбрость генералов,

Российска грудь твои орудия, Шувалов!

Все свои новации по обновлению армии П. И. стремился воплотить в жизнь в сформированном в 1756 особом запасном корпусе армии, т. н. Обсервационном, к-рый под команд. графа Салтыкова принимал участие в войне. Граф П. И. Ш. обладал также несомненным предпринимат. талантом, проявив его в устройстве и управлении личными делами. Еще в кон. 1740-х гг. он стал по существу монополистом на промыслах по добыче и торговле китовым и тюленьим салом - важной и прибыльной статьи внеш. торговли, к-рую П. И. стремился осуществлять самостоятельно, приобретя даже для этой цели корабли. Получив в 1755 в управление казенные Горноблагодатские з-ды, он добился их успешной и прибыльной работы.

Новый имп. Петр III пожаловал графа П. И. Ш. в ген.-фельдмаршалы. Смерть Ш., последовавшая в янв. 1762, избавила его от неизбежного удаления от всех дел Екатериной II в связи с неприязнью ее ко всем Ш. Погребен в Александро-Невском мон. У него был только один сын, Андрей.

Двоюродный брат графов Ал-дра и Петра Ив. Ш. Ив. Ив. (1727-97) был сыном И. М. Младшего. Благодаря протекции своих двоюродных братьев еще мальчиком попал ко двору. С 1745, года свадьбы вел. кн. Петра Федоровича с Екатериной, будущей императрицей, состоял камер-пажом при ней, и Екатерина составила тогда о нем очень хорошее мнение: "...Шувалов обращал на себя мое внимание еще будучи пажем, как прилежный и много обещающий молодой человек; его всегда можно было застать с книгой в руке", - писала позже Екатерина II в своих "Записках". Действительно, уже в молодые годы И. И. резко выделялся в среде рус. вельмож и придворных блестящим образованием и скромностью. С 1749 он становится фаворитом имп. Елизаветы, к-рая делает И. И. в 1751 своим камергером. В годы своего огромного влияния на императрицу, на дела гос-ва И. И. Ш. не искал высоких постов, власти, материальных выгод, но приобрел известность как меценат и просветитель. Он берет под свое покровительство Ломоносова, не раз защищая его в той борьбе, к-рая развернулась между ученым и его недоброжелателями в АН. И. И. не раз докладывал самой Елизавете Петровне о трудах и нуждах Ломоносова, помогал материально, был вдохновителем нек-рых науч. трудов ученого. Так, знаменитое послание "О пользе стекла" обращено именно к И. И. Благодаря сотрудничеству этих двух деятелей в Москве в 1755 был основан ун-т - первое в России высш. уч. заведение, а также две г-зии при нем. Куратором ун-та с почти неогранич. возможностями стал И. И., к-рый немало сделал для становления этого уч. заведения: составление уч. программ, приглашение преподавателей из-за границы, покупка книг и уч. пособий и т. п. В 1757 И. И. Ш. представил проект учреждения АХ в Пб., к-рый был одобрен и утвержден. С 1759 это уч. заведение уже действовало, в 1760 за границу для усовершенствования были отправлены талантливые воспитанники АХ - худож. А. П. Лосенко и арх. В. И. Баженов. Из-за смерти Елизаветы Петровны И. И. не успел воплотить в жизнь разработанный им "Регламент" о порядке работы АХ. Окончательно же АХ была оформлена организационно уже при Екатерине II. В короткое царствование Петра III он стал своего рода первым мин. зарождающегося рос. просвещения, оставался по-прежнему куратором ун-та и АХ, а кроме того, под его начало были отданы все существовавшие на 1762 кадетские корпуса.

После вступления на престол Екатерины II ген.-лейт., ген.-адъютант И. И. Ш. вышел в отставку и отправился в почетную ссылку - за границу, долго жил во Франции. Екатерина не могла забыть о влиянии на гос. дела клана Ш., неприязнь их лично к ней еще в бытность ее вел. княгиней.

Живя в разных европ. странах, И. И. поддерживал постоянную переписку с оставшимися в России друзьями, заказывал для АХ и Эрмитажа произв. иск-ва.

Отдавая должное эрудиции Ш., его широким связям с деятелями европ. просвещения, Екатерина II постепенно сделала И. И. своим консультантом по вопросам иск-ва. В 1773 он был произведен в действ. тайные советники. Ш. вернулся в Россию, стал чл. избранного кружка императрицы, в качестве знатока помогал ей пополнять коллекции Эрмитажа. В 1778 произведен в обер-камергеры, в 1782 награжден орд. св. Андрея Первозванного, в 1783 избран действ. чл. Рос. Академии. Графского титула, как его двоюродные братья, не имел, женат не был, потомства не оставил. Погребен в Александро-Невской лавре.

Род графов Ш. продолжил единственный сын гр. Петра Ив. Анд. Петр. (1744-89). Благодаря положению своих родственников с юных лет находился при дворе Елизаветы Петровны. Получил прекрасное домашнее образование. С малых лет записанный на воен. службу, в 1756-22-летний мальчик был произведен в поручики Конной гвардии, и в свите он в первый раз отправился в загран. путешествие, к-рое существенно пополнило его знания и кругозор. Буквально накануне смерти имп. Елизаветы 17-летний юноша был произведен в камергеры. В царствование Петра III держался в тени. С началом правления Екатерины II началась активная гос. служба А. П. Он был чл. Законодат. комиссии, дир. двух банков, открывшихся в Москве и в Пб., чл. разл. комиссий в обл. финанс. деят-ности гос-ва, чл. Вольного экон. об-ва и т. п. В 1782 был сделан сенатором, выполнял многочисл. поручения с ревизиями различных гос. структур и учреждений. В 1787 сопровождал императрицу во время ее путешествия по Ю. России. Был дружен с кн. Потемкиным. В 1786 стал Андреевским кавалером. Графом А. С. Строгановым был вовлечен в масонство. Еще в 1764, во время второго пребывания за границей, А. П. познакомился с Вольтером, посетил его в Фернее и был очень дружески принят знаменитым философом. Их переписка продолжалась в течение мн. лет. В письмах Ш. посылал Вольтеру свои стихотв. на франц. яз., к-рые печатались во Франции, оставаясь в России практически неизвестными. В частности, А. П. перевел на франц. яз. обращенное к его дяде послание Ломоносова "О пользе стекла". Поддерживал Ш. также переписку со швейцарцем Ф. Лагарпом, с К. А. Гельвецием и др. деятелями европ. лит-ры и философами эпохи Просвещения. В рус. лит. мире его имя было изв. именно по его знакомству и переписке с Вольтером, хотя он был хорошо знаком с Ломоносовым, Г. Р. Державиным, Н. И. Новиковым, Д. И. Фонвизиным.

От брака с Ек. Петр. Салтыковой (1743-1816) у графа А. П. Ш. были две дочери и два сына, Петр и Пав., к-рые в дальнейшем стали родонач. двух ветвей рода графов Ш.

Старший, граф Петр Анд. (1771-1808) - основатель старшей ветви. Всю свою жизнь посвятил воен. службе, достиг чина ген.-лейт. Владел мызой Вартемяки под Пб. (кроме др. имений), к-рая стала гл. родовым имением этой ветви Ш. и родовой усыпальницей. Был женат на княжне Софье Григ. Щербатовой, оставил двоих сыновей, Андрея и Григория. Граф Анд. Петр. (1802-73) в молодые годы служил в Коллегии иностр. дел, находясь сперва при рус. миссии в Неаполе, а затем в Риме. Хотя на службе по дипл. ведомству он числился до 1839, еще в 1824 А. П. был произведен в камер-юнкеры и причислен также к Мин-ву имп. Двора. Эта служба и стала гл. его поприщем. Постепенно повышаясь в чинах, в 1850 А. П. становится обер-гофмаршалом с назначением также през. придворной конторы. С 1852 он управлял Зимним дворцом, принимал непосредств. участие в возведении имп. Эрмитажа на Миллионной улице как чл. Коллегии этого стр-ва, позже был управляющим Эрмитажа. По долгу службы принимал непосредств. участие в приготовлениях к коронации, сопровождал имп. семью в путешествиях, неоднократно состоял при высоких иностр. гостях царствующего дома и т. п. За 50 лет служебной деят-ности А. П. был удостоен мн. иностр. и рос. орденов, включая орд. св. Андрея Первозванного. В своих имениях стремился быть гуманным и просвещенным помещиком. В Вартемяках, напр., на его средства для крестьян были построены церковь, школа, родильный дом с яслями, чайная. После освобождения крестьян к средствам помещика на содержание школы и яслей были также привлечены средства земства. А. П. в 1833 и 1836 избирался деп. от своего уезда в С.-Петерб. дворянское депутатское собр., что безусловно свидетельствует об авторитете, к-рым пользовался Ш. среди дворянства. Сам он, его супруга Фекла Игн. Валентинович (1801-73), по первому браку графиня Зубова, были погребены в Софийской ц. в Вартемяках. Младший брат его, граф Григ. Петр. (1804-59), женат был на княжне Софье Ал-дровне Салтыковой (1806-41), имел сына Петра (1827-82), начавшего службу в рус. миссии в Дрездене, затем ставшего камергером, причисл. к Мин-ву внутр. дел, и впоследствии - сенатором. Сам же Григ. Петр. в молодые годы служил в лейб-гвардии Гусарском полку, рано овдовел и после смерти супруги вступил в католич. монашеский орд. барнабитов. Даже такой заклятый враг Ш., как кн. П. В. Долгоруков, в своих "Петерб. очерках" характеризует его как человека с "добрейшей душой и благороднейшим характером". Кстати, в монашество по католич. обряду переходили прежде бабка Г. П. и тетка Ал-дра Анд., в замужестве княгиня Дитрих-штейн (1775-1847).

Род обер-гофмаршала А. П. Ш. продолжили два сына. Граф Петр Анд. (1827-89) воспитывался в Пажеском корпусе, служил в кон. гвардии, был адъютантом воен. мин. кн. Долгорукова и в чине ротмистра участвовал в Крымской войне. За храбрость при обороне Севастополя получил орден св. Владимира 4-й степ. С мечами. В 1856 в составе рус. делегации был при подписании Парижского мирного договора. Вернувшись в Пб., ген-майор граф П. А. Ш. был назначен петерб. обер-полицмейстером, затем в течение 7 лет (1866-73) был нач. штаба корпуса жандармов, шефом жандармов, управляющим 3-м Отделением Собственной Е. И. В. канцелярии. Заняв в 40 лет столь ответств. гос. пост, П. А., как и его отец, оказался среди наиб. доверенных сотр. имп. Александра II, но в той их части, к-рая всячески противилась отмене крепостного права и неизбежным реформам. Лишь с приходом в 1870-х гг. в администрацию новых гос. деятелей-реформаторов ген. от кавалерии граф П. А. Ш. был назначен чл. Гос. совета и удален из России - послом в Англию. По России же, а вскоре и за границей распространилась эпиграмма, написанная Ф. И. Тютчевым:

Над Россией распростертой

Стал внезапною грозой

Петр по прозвищу Четвертый,

Аракчеев же Второй.

Как дипломат он не лучшим образом отстаивал рус. интересы в период подготовки рус.-турец. войны 1877-78, а затем и на Берлинском конгрессе, когда европ. державам, боящимся усиления России, фактически удалось свести на нет успехи рус. армии на Балканах. Похоронен он был также в Вартемякской Софийской ц. От брака с Ел. Ив. Чертковой (1830 - ?), по первому браку графиней Орловой-Денисовой, имел единств. сына Пав. Петр. (1865-1928), умершего в эмиграции бездетным.

Родной брат шефа жандармов, граф Пав. Анд. (1830-1908), ген.-адъютант, в течение 10 лет нач. штаба Гв. корпуса, варшавский ген.-губернатор, рус. посол в Берлине в 1885-94, чл. Гос. совета. Женат был дважды. Первым браком на княжне Ольге Эсперовне Белосельской-Белозерской (1838-69); от этого брака родилось шестеро детей, но муж. потомство пошло только от сына Пав. Пав. (1859-1905), моск. градонач. Один его сын, Пав. Пав. (род. в 1891), сражался в армии ген. Юденича и был убит в 1919. Другой сын, Ник. Пав., родившийся в 1896, воспитанник Александровского имп. лицея, погиб на фронте в авг. 1914 в рядах Кавалергардского полка.

В наст. время за границей живут дети и внуки Ив. Пав. (1903-80) и Петра Пав. (1905-78), т. е. представители уже 14-го и 15-го поколений рода Ш. Кроме того, живут потомки Ш. по жен. линиям, породнившиеся с кн. Вяземскими, гр. Ферзенами, кн. Оболенскими, гр. Толстыми, Родионовыми, Татищевыми.

Вторым браком граф Пав. Анд. был женат на Марии Александровне Комаровой (1852-1928), правнучке имп. Александра I (она происходила от внебрачного сына имп., Ник. Ал-др. Лукаша). От этого брака родилось еще трое детей, в т. ч. сын Ал-др Пав. (1881-1935). В наст. время в Лондоне живет внук А. П., граф Ал-др Пав. Ш. (род. 1934), дир. Лондонского королевского театр, музея. Он имеет сына Ал-дра (род. 1959).

Младшая ветвь рода Ш. пошла от графа Пав. Анд. (1776-1823), брата вышеназв. ген.-лейт. Петра Анд., оба представители 9-го колена рода.

Пав. Анд. с молодых лет посвятил себя воен. службе. Под началом А. В. Суворова участвовал в штурме Праги в 1794, получил орден св. Георгия 4-й степ. за храбрость, был участником Итал. похода, шел через перевал Сен-Готард и был тогда ранен в ногу. Генералом стал в 25 лет. Во главе Глуховского кирасирского полка участвовал в сражениях 1807 с наполеоновской армией, был назначен ген.-адъютантом к Александру I. Во главе отд. корпуса он участвовал в рус.-швед. войне. Перед началом Отеч. войны 1812 П. А. командовал 4-м пех. корпусом, входившим в состав 1-й Зап. армии. Но в сражениях 1812 ему почти не пришлось участвовать из-за болезни. В 1813 П. А. постоянно находился в свите императора как его ген.-адъютант. В 1814 выполнил особо трудное поручение - руководил операцией по перевозу побежд. Наполеона Бонапарта из Франции на о-в Эльбу, место его первого заточения. За воен. заслуги был удостоен мн. заруб, и рос. орденов, включая орд. св. Александра Невского. Женат был на княжне Вар. Петр. Шаховской (? - 1830) и имел двоих сыновей. Этой ветви рода графов Ш. принадлежали земли, з-ды, имения в разных губ. России, а в Петерб. губ. - мыза Парголово, где еще в сер. 18 в. стал формироваться замечат. дворцово-парковый ансамбль, получивший название Шувалово (ныне входит в черту СПб.). Старший сын предыдущего Ш., гр. Анд. Пав. (1816-76), унаследовал от отца Шувалове, служил в Кавалергардском полку, был С.-Петерб. губ. предводителем дворянства и, в противоположность своим родственникам из старшей ветви, выступал активным сторонником отмены крепостного права, участвовал в деят-ности земских учреждений при их становлении и даже был на нек-рое время выслан за границу за излишний "радикализм". Хороший хозяин, большой знаток лошадей, сотрудничал в "Трудах Вольного экон. об-ва". Женат был на графине Софье Мих. Воронцовой (1825-79), одной из богатейших невест России, единств, дочери графа, а позже светлейшего кн. М. С. Воронцова. По Высочайш. указу их сыновья: Пав. (1845-85), а с его смертью Мих. (1850-1903) стали носить титул "светлейший князь Воронцов граф Шувалов", соединив и имения Ш. и Воронцовых. Оба они умерли, не оставив муж. потомства, поэтому родовые имения распределены были между их сестрами. Шувалово перешло к ст. сестре, графине Елиз. Анд. (1845-1924), супруге графа И. И. Воронцова-Дашкова. Мл. сын ген.-адъютанта графа П. А. Ш. - Петр Пав. (1819-1900), получил в приданое за женой, Софьей Львовной Нарышкиной (1829-94), петерб. дворец Нарышкиных на Фонтанке (далее он стал именоваться Шуваловским, в наст. время Дом мира и дружбы с народами заруб. стран); он имел большое потомство, но только одного сына, графа Пав. Петр. (1847-1902). С его смертью и со смертью в 1903 его двоюр. брата Мих., светлейшего кн. Воронцова гр. Ш., эта ветвь рода в муж. потомстве пресеклась, продолжаясь по жен. линиям.

Полезные сервисы