Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

троица

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Популярный словарь

Троица

, только ед., ж.

1) В христианстве: триипостасное Божество, единый Бог в трех лицах (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух).

2) В православии: один из двунадесятых праздников - в честь триединого Бога.

Сегодня Троица. По давнему обычаю, горничные заведения ранним утром, пока их барышни еще спят, купили на базаре целый воз осоки и разбросали ее длинную, хрустящую под ногами, толстую траву повсюду... (Куприн).

Синонимы:

пра́здник Свято́й Тро́ицы, Пресвята́я Тро́ица, пятидеся́тница, Свята́я Тро́ица, тро́ицын день

3) разг., шутл. О трех лицах, связанных дружбой, общими интересами и т. п.

...И наша троица прославит изгнанья темный уголок (Пушкин).

Синонимы:

три́о (разг., шутл.), триумвира́т (шутл.), тро́йка (разг., шутл.)

Родственные слова:

тро́ицын

Этимология:

Калька греческого слова (др.-рус. троица, ст.-слав. троица). Образовано от трое, слова общеславянского происхождения (ст.-слав. трои, о.-слав. * trьje, * trojь).

Энциклопедический комментарий:

Вера в то, что Бог существует в трех лицах, или ипостасях, оформлена в виде догмата, принятого на церковном соборе в Константинополе в 381 г. Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, который обычно выпадает на последние дни мая или на начало июня (отсюда его другое название - пятидесятница). В основе Троицы лежит новозаветное сказание о сошествии Святого Духа на апостолов в 50-й день после воскресения Христа, вследствие чего они "заговорили на разных языках, никогда им не учившись". В богословии это событие толкуется как указание Христа нести весть о христианстве "всем народам и языкам".

Без тро́ицы дом не стро́ится - предложение сделать что. в третий раз (говорится в оправдание третьего по счету действия).

Бог лю́бит тро́ицу.

Словарь существительных

ТРО́ИЦА, , ж (Т прописное).

Объект религиозного поклонения в христианстве - Бог как единство трех ипостасей (Отца, Сына и Святого Духа).

В Троице-Сергиевой Лавре прошли торжества по случаю праздника Живоначальной Троицы, которые возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Газ.).

ТРО́ИЦА, , ж (Т прописное).

Религиозный догмат христианства, согласно которому единый Бог существует в 3-х неслиянных и нераздельных лицах - Отца, Сына и Духа Святого.

Самым известным изображением Святой Троицы является икона работы Андрея Рублева.

ТРО́ИЦА, , ж (Т прописное).

Праздник (один из двенадцати основных православных), отмечаемый в пятидесятый день от Пасхи (другое название - Пятидесятница) в память о сошествии Святого Духа на апостолов и во славу Святой Троицы.

Веселая Троица выпадает в светлый день (Б. Зайцев).

На Троицу к нам приехало много гостей и родственников.

Энциклопедический словарь

ТРО́ИЦА ; ж.

1. Один из основных догматов христианской религии, учение о едином Боге, существующем в трёх лицах; триединое божество (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог - Дух Святой).

2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи; Тро́ицын день, Пятидесятницапамять о сошествии Святого Духа на апостолов, вследствие чего они "заговорили на разных языках, никогда им не учившись"). Ходили на Троицу в храм.

3. Шутл. О трёх людях, связанных дружественными отношениями, часто бывающими вместе. Неразлучная т.

Тро́ичный, -ая, -ое (2 зн.). Т-ая служба.

* * *

Троица - I

Тро́ица

(Пятидесятница), один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в память сошествия Святого Духа на апостолов, которое трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. Отмечается верующими на 50-й день от Пасхи. На Руси празднование Троицы слилось с древнеславянским праздником начала лета - семиком, от которого сохранился обычай украшать жилища зеленью.

II

«Тро́ица»

распространённый в иконописи сюжет, изображение трёх ангелов (символ Троицы). Среди наиболее известных произведений на эту тему - икона работы Андрея Рублёва (между концом XIV в. и 1427, Третьяковская галерея). Выражение душевной чистоты, ясности, выразительность светоносного колорита, единый ритм линий с большой силой воплощают идею душевной гармонии, духовной близости, самоотречённости.

-----------------------------------

ТРО́ИЦА ; ж.

1. Один из основных догматов христианской религии, учение о едином Боге, существующем в трёх лицах; триединое божество (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог - Дух Святой).

2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи; Тро́ицын день, Пятидесятницапамять о сошествии Святого Духа на апостолов, вследствие чего они "заговорили на разных языках, никогда им не учившись"). Ходили на Троицу в храм.

3. Шутл. О трёх людях, связанных дружественными отношениями, часто бывающими вместе. Неразлучная т.

Тро́ичный, -ая, -ое (2 зн.). Т-ая служба.

* * *

тро́ица - один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трёх лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух. Термин появился в конце II в., учение о троице развито в III в. (Ориген), вызвало острую дискуссию в христианской церкви (так называемые тринитарные споры), догмат о троице закреплён на 1-м (325) и 2-м (381) Вселенских соборах; его отрицали многие секты (см. Антитринитарии).

Большой энциклопедический словарь

ТРОИЦА - один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-отец, Бог-сын и Св. Дух. Термин появился в кон. 2 в., учение о Троице развито в 3 в. (Ориген), вызвало острую дискуссию в христианской церкви (т. н. тринитарные споры), догмат о Троице закреплен на 1-м (325) и 2-м (38..1) вселенских соборах; его отрицали многие секты (см. Антитринитарии).

-----------------------------------

"ТРОИЦА" - распространенный в иконописи сюжет, изображение трех ангелов (символ Троицы). Среди наиболее известных произведений на эту тему - икона работы Андрея Рублева (между кон. 14 в. и 1427, Третьяковская галерея). Выражение душевной чистоты, ясности, выразительность золотистого колорита, единый ритм линий с большой силой воплощают идею гармонии, духовной близости, самоотверженности.

-----------------------------------

ТРОИЦА (пятидесятница) - один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь сошествия Св. Духа на апостолов, которое трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. Отмечается верующими на 50-й день от пасхи.

Академический словарь

Энциклопедия Кольера

Догмат троичности, в христианстве, утверждает, что Бог существует в трех Лицах ("ипостасях") Отца, Сына и Святого Духа, объединенных общей сущностью. Обычно догмат троичности рассматривается как тайна, превосходящая человеческий разум, но совместимая с ним. Рационалисты либо вообще отрицают учение о Троице, либо пытаются радикально переосмыслить его. Пантеисты и теософы учат, что троичность отображает эволюцию Бога. Консервативные протестантычастности, лютеране, кальвинисты и англикане) исповедуют традиционный догмат. Современные либеральные протестанты обычно придерживаются учения о "троичности Откровения": о Боге, как о всеобщем Отце, учил Иисус Христос, чей Дух покоится на последователях его учения. Модернисты рассматривают догмат Троичности как иудео-христианское учение, выработанное в первые четыре века после Рождества Христова.

История догмата. Учение о Троице складывалось постепенно: формулировка этого догмата уточнялась по мере развития соответствующей терминологии, а свою окончательную форму он получил прежде всего в ходе борьбы с ошибочными мнениями и еретическими уклонениями. Основные этапы развития этого учения можно охарактеризовать следующим образом.

Писание. Св. Епифаний (ум. 403) писал, что единственность Божества была провозглашена Моисеем, двуединство божественных Лиц (Отца и Сына) ревностно утверждали пророки, а троичность открылась в Евангелии. Теологи, в большинстве своем, признают, что в Ветхом Завете содержатся лишь неясные намеки, но не положительное учение о Троице, которое явилось темой "расширяющегося" Откровения, сообщенного Христом своим апостолам и содержащегося в Новом Завете. В евангельских текстах христиане обнаруживают указания на ипостасное различие и божественность каждого Лица Троицы, а в корпусе всего Нового Завета они находят все главные элементы учения о Троице. Однако эта интерпретация отвергается либеральными протестантами.

Предание. В церковной традиции, связанной с развитием учения о Троице, можно выделить три основных этапа: до, во время и после арианской ереси 4 в. Христианские теологи, доказывая непрерывность предания, восходящего к древней церкви, ссылаются, во-первых, на крещальные формулы вероисповедания, во-вторых, на древние доксологии, в-третьих, на догматические учения ранних отцов церкви и, в-четвертых, на полемику с древними еретическими сектами (савеллианами, монтанистами). Здесь можно обозначить несколько этапов. Апостольские мужи просто указали на тайну троичности, христианские апологеты, полемизируя с язычниками и гностиками, ввели в богословский обиход ряд философских понятий, а отцы 3 в. предприняли рациональную разработку этого учения в ходе борьбы с еретиками, отрицавшими единственность или троичность Божества (Ноэт, Савеллий, Павел Самосатский). В целом, доникейские отцы церкви учили о действительном различии и божественности трех Лиц и о единственности Божества, откуда логически вытекало учение о всесовершенном равенстве и единосущии трех Лиц. Однако в своих попытках дать философскую интерпретацию этого догмата доникейские отцы использовали ряд терминов, открывавших двери субординационизму. В конце 17 в. социниане ссылались на эти формулировки, чтобы доказать, что доникейская традиция соглашалась скорее с Арием, чем с Афанасием Александрийским; эту точку зрения разделяли и антитринитарии. Однако большинство христианских богословов признает ортодоксальность (правоверие) доникейских отцов, хотя и допускает, что некоторые их выражения были опрометчивыми и рискованными. Учение Ария было осуждено на I Никейском соборе (325), постановившем, что Слово (Сын) "единосущно" Отцу. Великим защитником ортодоксии и противником Ария был Афанасий Александрийский (ум. 373). На I Константинопольском соборе (381) было осуждено учение епископа Македония, подчинявшего Св. Духа двум другим Лицам Троицы, и провозглашено учение о единосущии Св. Духа Отцу и Сыну. Посленикейская традиция на Западе в основном сохраняла догматическое единомыслие. Однако вследствие неясности и расхождений в понимании терминов "Лицо" и "природа" отдельные богословы высказывали неправоверные мнения, и, с целью положить этому конец, Латеранский собор (1215) утвердил окончательную формулировку догмата троичности. Учение патриарха Фотия (ум. 891) об исхождении Св. Духа только от Отца, а не от Отца и Сына, было принято Православной церковью после окончательного раскола с Римом в 11 в., но осуждено Западной церковью в постановлениях Лионского (1274) и Ферраро-Флорентийского (1439) соборов.

Богословская интерпретация. Если греческие отцы, рассуждая о Троице, чаще всего использовали аналогии, заимствованные из окружающего мира, то западные отцы следовали за Августином (ум. 430), разработавшим "психологическое" учение о Троице, указав на аналогию между отношениями божественных Лиц и внутренней активностью человеческого ума и воли. Впоследствии схоласты развили и усовершенствовали эту теорию, получившую свое классическое завершение у Фомы Аквинского. Под Словом (греч. logos, Ин 1:1) стали понимать "мысленное слово", или интеллектуальное понятие. В соответствии с этим, порождение Сына Отцом (Никейский символ веры) истолковывалось как акт умопостижения, с необходимостью порождающего подобие постигаемому объекту. Однако в Боге акт умопостижения идентичен божественной сущности, а его актуализация, божественное Слово, обладающее ипостасностью и божественностью, есть второе Лицо Троицы. Исхождение же Святого Духа понимается как осуществление акта божественной воли, и, соответственно, Дух Святой также обладает ипостасностью и божественностью, как третье Лицо Троицы. Эти три божественных Лица обладают равенством субстанции, природы и сущности; каждое из них есть Бог, и усилием разума невозможно отнять у них ни один из абсолютных атрибутов их общей божественной природы. Однако как, в таком случае, они различаются между собой? И восточные, и западные богословы отвечают на этот вопрос одинаково: поскольку в реальном процессе порождения или исхождения между principium (началом, первопотенцией) и terminus (целью, актуализацией) устанавливаются реальные отношения, порождение Сына и исхождение Духа подразумевает установление внутри Божества четырех действительных, объективных и ипостасных отношений, которые и определяют различия между лицами Троицы. Это отношения отцовства (paternitas), сыновства (filiatio), активного исхождения Духа (spiratio activa) и пассивного исхождения Духа (spiratio passiva), а поскольку исхождение Духа не противоположно отцовству и сыновству, эти четыре типа отношений определяют существование только трех Лиц.

См. также

АРИАНСТВО;

СИМВОЛ ВЕРЫ;

МОНОФИЗИТСТВО;

НЕСТОРИЙ,

а также статьи об отдельных церковных соборах.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Словарь церковнославянского языка

 сущ. (греч. Τριάς) Триипостасное Божество, единый Бог, сущий в трех лицах: Отца, Сына и Св. Духа.           (Литург. песнь).

Евразийская мудрость от А до Я.

Словарь народов и культуры

Троица

(Trinity), центр, догмат христианства, утверждающий, что единый Бог существует в трех ипостасях: Отец, Сын и Св. Дух. Представление о Т. не нашло отчетливого выражения в Новом завете, хотя отд. высказывания о троичности Бога в нем встречаются. В раннехрист. символах веры уже использовались тринитарные выражения, в связи с чем возникли проблемы теологич. характера. Признание божественности Иисуса Христа, казалось, угрожало христ. монотеизму, а отрицание его божественности заставляло усомниться в нем как Спасителе. Поэтому догмат о Т. представляет собой фундаментальную переформулировку всего учения о Боге, призванную удовлетворить потребности христ. веры. Оно было выработано на неск. Вселенских соборах в 3 и 4 вв., на к-рых сначала Сын был объявлен единосущным Отцу, а затем подтверждено равное достоинство Св. Духа.

Словарь слов из произведений русской литературы

Поговорки

Орфографический словарь

Формы слов для слова троица

Синонимы к слову троица

сущ., кол-во синонимов: 9

Морфемно-орфографический словарь

тр/о́/иц/а.

Грамматический словарь

Этимология

Этимологический словарь русского языка

ТРОИЦА (церковный праздник). Из ст.-сл. яз. В ст.-сл. яз. является калькой греч. trias.

Этимологический словарь

тро́ица

др.-русск., ст.-слав. троица Τριάς (Супр.). Калька греч. Τριάς, далее см. тро́е. Отсюда произведено местн. н. Тро́ицк, в Оренб. губ, основан на троицу в 1743 г.; см. Унбегаун, RЕS 16, 67.

Сканворды для слова троица

Полезные сервисы

троица (догмат христианства)

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

троица (икона)

Энциклопедический словарь

ТРОИЦА (икона) - «ТРО́ИЦА», распространенный в иконописи сюжет, в котором нашел отражение догмат (см. ДОГМАТ) Христианской церкви о троичности Бога и единосущности Его ипостасей - Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.

Существуют три иконографических типа «Троицы» - «Ветхозаветная Троица», «Отечество» и «Новозаветная Троица», из которых каноническим считается только первый. Он основан на библейском рассказе о явлении в дубраве Мамре Аврааму и Сарре Бога в образе трех мужей (ангелов (см. АНГЕЛЫ (в религии))), которых они принимали под сенью дуба; один из них предсказал Сарре рождение сына (Бытие 18: 1-16).

В византийской иконографии изображение этого сюжета получило название «Гостеприимство Авраама». Согласно богословским толкованиям, в образе трех мужей-путников произошло явление трех лиц Бога-Троицы. Иллюстрируя этот сюжет, художники подчеркивали либо момент гостеприимства Авраама, изображая множество бытовых деталей, либо явление трех ангелов, явление Бога Сына в сопровождении двух ангелов.

Наиболее известна икона «Троицы» работы Андрея Рублева (см. АНДРЕЙ РУБЛЕВ) (между концом 14 века и 1427, Третьяковская галерея), в которой изображены три ангела (без Авраама и Сарры), сидящие вокруг стола-трапезы с жертвенной чашей в центре; образ центрального ангела символизирует Бога Сына Иисуса Христа, приносящего Себя в жертву ради спасения людей от первородного греха и смерти, рука этого ангела благословляет чашу с лежащей в ней головой жертвенного тельца (символ Евхаристии (см. ЕВХАРИСТИЯ)); ангелы в знак взаимного согласия и любви склоняют друг к другу головы (символ мировой гармонии). Композиция иконы имеет форму круга, объединяющего и соединяющего в единое целое образы трех ангелов, наглядно выражая идею неслиянности и в то же время нераздельности трех ипостасей единого Бога. Над средним ангелом - дерево, изображающее, согласно библейскому сюжету, Мамврийский дуб и одновременно - древо жизни. Над ангелом слева - здание: дом Авраама и символ Божественного устроения мира. Справа - гора: знак духовного восхождения. Икона была выполнена для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (см. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА); в 16 веке, вероятно, находилась в Москве, где была украшена драгоценным окладом, а затем, как вклад царя Ивана Грозного (см. ИВАН IV Грозный), возвращена вновь в монастырь. Почиталась как чудотворная икона, с нее делали многочисленные списки.

Полезные сервисы

троица (пятидесятница)

троица (церковный праздник)

Энциклопедический словарь

ТРОИЦА (церковный праздник) - ТРО́ИЦА (Пятидесятница, греч. Pentekoste), христианский праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ), празднуемый в 50-й день Пасхи (см. ПАСХА христианская) в память сошествия Святого духа на апостолов и посвященный прославлению Троицы (см. ТРОИЦА (догмат христианства)). В православной церкви - великий двунадесятый праздник (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ). На Западе праздник Пятидесятницы не носит названия Троицы, хотя тесно связывается с ее почитанием. С 14 веке праздником Троицы в католической церкви стало называться воскресенье по Пятидесятнице.

Содержание праздника

Название Пятидесятницы праздник получил потому, что сошествие Святого духа на апостолов совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, установленный в память дарования еврейскому народу Закона при горе Синай; он праздновался в 50-й день после Пасхи и приходился на окончание жатвы и собирания плодов, первые начатки которых приносились в жертву в храме. Именно в этот день, в 50-й день по воскресении Иисуса Христа, когда все ученики были собраны в одной горнице, вдруг сделался шум, «как бы от несущегося сильного ветра... и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Апостолы исполнились святого духа и стали говорить разными языками (Деяния апостолов 2:1-47). Сошествием Святого духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего лица Троицы, и учение Иисуса Христа о Триедином боге достигло ясности и полноты. Событие Сошествия святого духа на апостолов считается началом христианской церкви.

История праздника

По преданию, праздник Сошествия святого духа установлен апостолами, однако упоминания о нем, содержащиеся в Новом завете (1 Коринфянам 16: 8; Деяния 20:16), не дают оснований считать, что речь там идет о праздновании христианской Пятидесятницы. От 2 в. нет достоверных свидетельств о существовании этого праздника. Однако уже в исторических источниках 3 в. Пятидесятница представлена общераспространенным праздником. Так, у Тертуллиана (см. ТЕРТУЛЛИАН) Пятидесятница выступает и как период в 50 дней, и как христианский праздниккрещении, гл. 19). О Пятидесятнице как об отдельном празднике ясно говорит Ориген (см. ОРИГЕН) (Против Цельса, VIII, 22). В «Апостольских Постановлениях» (3-5 вв.) заповедано праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником; ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святаго Духа. Пятидесятницу празднуйте одну седмицу» (кн. V, гл. 20). С 4 в. свидетельства о Пятидесятнице и как о священном периоде в 50 дней, и как об особом празднике становятся общими у церковных писателей (Августин, Иоанн Златоуст (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ), Григорий Богослов). Иоанн Златоуст упоминает об обычае украшать в этот день дома зеленью, Григорий Богослов - об обычае крещения (см. КРЕЩЕНИЕ (праздник)) в этот день. От 4 в. до нас дошло подробное описание богослужения в день Пятидесятницы в Иерусалимской Церкви, принадлежащее западной паломнице Сильвии. Богослужение продолжалось почти непрерывно в течение суток и состояло из совершения Всенощного бдения (см. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ) в церкви Воскресения, двух Литургий (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)) (в Мартириуме и на Сионе) и литии (см. ЛИТИЯ) на Елеоне, в церкви пещеры, в Мартириуме, в храме Воскресения и на Сионе. Все богослужение оканчивалось около полуночи.

Богослужебное празднование

От 7 в. сохранилось описание древнейшего чина богослужения Пятидесятницы в Иерусалимском канонаре (Уставе) на грузинском языке. Этот чин имеет такие же литии, какие описаны у Сильвии, и в них даются зародыши современных трех коленопреклоненных молитв, читаемых ныне на праздничной Вечерне (см. ВЕЧЕРНЯ). В Уставе Великой Константинопольской церкви (9 в.) имеется полный чин богослужения на день Пятидесятницы для Восточной Церкви. Это одно из самых торжественных богослужений в году, имеет те же особенности, что и богослужения Пасхи и Рождества Христова (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО).

Особую торжественность придавал празднику Пятидесятницы обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных. В 4 в. Василием Великим (см. ВАСИЛИЙ Великий) были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые на праздничной Вечерне, соединяемой с Литургией.

Праздник Пятидесятницы имеет один день предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО) и шесть дней попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО). На следующий день после Пятидесятницы, в понедельник - праздник в честь Всесвятого Животворящего Духа (Духов день). Отдание Пятидесятницы совершается в следующую после праздника субботу. В день Пятидесятницы храмы по древнему обычаю украшаются зеленью и цветами.

.

Полезные сервисы

троица с кормом

Пословицы и поговорки Даль

Полезные сервисы

троица троицей, а трех свечей на стол не ставят