Толковый словарь
Толковый словарь Ушакова
Толковый словарь Ожегова
ТРО́ИЦА, -ы, жен.
1. (Т прописное). В христианстве: триединое божество (Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой). Святая Т.
2. (Т прописное). Один из двенадцати основных церковных праздников, отмечаемый в 50-й день от Пасхи (пятидесятница) в память Пресвятой Троицы и в 51-й день от Пасхи в память сошествия святого духа на апостолов (Духов день). Праздновать Троицу.
3. Трое людей, связанных между собой какими-н. отношениями (разг., часто ирон.). Неразлучная т.
Бог троицу любит посл. о том, что всё так или иначе происходит трижды, что любое дело завершается не с первого или второго, а только с третьего раза.
Без троицы дом не строится то же, что Бог любит троицу.
Популярный словарь
Троица
-ы, только ед., ж.
1) В христианстве: триипостасное Божество, единый Бог в трех лицах (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух).
2) В православии: один из двунадесятых праздников - в честь триединого Бога.
Сегодня Троица. По давнему обычаю, горничные заведения ранним утром, пока их барышни еще спят, купили на базаре целый воз осоки и разбросали ее длинную, хрустящую под ногами, толстую траву повсюду... (Куприн).
Синонимы:
пра́здник Свято́й Тро́ицы, Пресвята́я Тро́ица, пятидеся́тница, Свята́я Тро́ица, тро́ицын день
3) разг., шутл. О трех лицах, связанных дружбой, общими интересами и т. п.
...И наша троица прославит изгнанья темный уголок (Пушкин).
Синонимы:
три́о (разг., шутл.), триумвира́т (шутл.), тро́йка (разг., шутл.)
Родственные слова:
тро́ицын
Этимология:
Калька греческого слова (др.-рус. троица, ст.-слав. троица). Образовано от трое, слова общеславянского происхождения (ст.-слав. трои, о.-слав. * trьje, * trojь).
Энциклопедический комментарий:
Вера в то, что Бог существует в трех лицах, или ипостасях, оформлена в виде догмата, принятого на церковном соборе в Константинополе в 381 г. Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, который обычно выпадает на последние дни мая или на начало июня (отсюда его другое название - пятидесятница). В основе Троицы лежит новозаветное сказание о сошествии Святого Духа на апостолов в 50-й день после воскресения Христа, вследствие чего они "заговорили на разных языках, никогда им не учившись". В богословии это событие толкуется как указание Христа нести весть о христианстве "всем народам и языкам".
Без тро́ицы дом не стро́ится - предложение сделать что-л. в третий раз (говорится в оправдание третьего по счету действия).
Бог лю́бит тро́ицу.
Словарь существительных
ТРО́ИЦА1́, -ы, ж (Т прописное).
Объект религиозного поклонения в христианстве - Бог как единство трех ипостасей (Отца, Сына и Святого Духа).
В Троице-Сергиевой Лавре прошли торжества по случаю праздника Живоначальной Троицы, которые возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Газ.).
ТРО́ИЦА2́, -ы, ж (Т прописное).
Религиозный догмат христианства, согласно которому единый Бог существует в 3-х неслиянных и нераздельных лицах - Отца, Сына и Духа Святого.
Самым известным изображением Святой Троицы является икона работы Андрея Рублева.
ТРО́ИЦА3́, -ы, ж (Т прописное).
Праздник (один из двенадцати основных православных), отмечаемый в пятидесятый день от Пасхи (другое название - Пятидесятница) в память о сошествии Святого Духа на апостолов и во славу Святой Троицы.
Веселая Троица выпадает в светлый день (Б. Зайцев).
На Троицу к нам приехало много гостей и родственников.
Энциклопедический словарь
ТРО́ИЦА -ы; ж.
1. Один из основных догматов христианской религии, учение о едином Боге, существующем в трёх лицах; триединое божество (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог - Дух Святой).
2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи; Тро́ицын день, Пятидесятница (в память о сошествии Святого Духа на апостолов, вследствие чего они "заговорили на разных языках, никогда им не учившись"). Ходили на Троицу в храм.
3. Шутл. О трёх людях, связанных дружественными отношениями, часто бывающими вместе. Неразлучная т.
◁ Тро́ичный, -ая, -ое (2 зн.). Т-ая служба.
* * *
Троица - I
Тро́ица
(Пятидесятница), один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в память сошествия Святого Духа на апостолов, которое трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. Отмечается верующими на 50-й день от Пасхи. На Руси празднование Троицы слилось с древнеславянским праздником начала лета - семиком, от которого сохранился обычай украшать жилища зеленью.
II
«Тро́ица»
распространённый в иконописи сюжет, изображение трёх ангелов (символ Троицы). Среди наиболее известных произведений на эту тему - икона работы Андрея Рублёва (между концом XIV в. и 1427, Третьяковская галерея). Выражение душевной чистоты, ясности, выразительность светоносного колорита, единый ритм линий с большой силой воплощают идею душевной гармонии, духовной близости, самоотречённости.
-----------------------------------
ТРО́ИЦА -ы; ж.
1. Один из основных догматов христианской религии, учение о едином Боге, существующем в трёх лицах; триединое божество (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог - Дух Святой).
2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи; Тро́ицын день, Пятидесятница (в память о сошествии Святого Духа на апостолов, вследствие чего они "заговорили на разных языках, никогда им не учившись"). Ходили на Троицу в храм.
3. Шутл. О трёх людях, связанных дружественными отношениями, часто бывающими вместе. Неразлучная т.
◁ Тро́ичный, -ая, -ое (2 зн.). Т-ая служба.
* * *
тро́ица - один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трёх лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух. Термин появился в конце II в., учение о троице развито в III в. (Ориген), вызвало острую дискуссию в христианской церкви (так называемые тринитарные споры), догмат о троице закреплён на 1-м (325) и 2-м (381) Вселенских соборах; его отрицали многие секты (см. Антитринитарии).
Большой энциклопедический словарь
ТРОИЦА - один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-отец, Бог-сын и Св. Дух. Термин появился в кон. 2 в., учение о Троице развито в 3 в. (Ориген), вызвало острую дискуссию в христианской церкви (т. н. тринитарные споры), догмат о Троице закреплен на 1-м (325) и 2-м (38..1) вселенских соборах; его отрицали многие секты (см. Антитринитарии).
-----------------------------------
"ТРОИЦА" - распространенный в иконописи сюжет, изображение трех ангелов (символ Троицы). Среди наиболее известных произведений на эту тему - икона работы Андрея Рублева (между кон. 14 в. и 1427, Третьяковская галерея). Выражение душевной чистоты, ясности, выразительность золотистого колорита, единый ритм линий с большой силой воплощают идею гармонии, духовной близости, самоотверженности.
-----------------------------------
ТРОИЦА (пятидесятница) - один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь сошествия Св. Духа на апостолов, которое трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. Отмечается верующими на 50-й день от пасхи.
Академический словарь
-ы, ж.
1. рел.
Один из основных догматов христианской религии, учение о едином боге, существующем в трех лицах; триединое божество (бог-отец, бог-сын, бог-дух святой).
2. Народное название троицына дня.
На троицу в нашем приходе был престольный праздник. Ляшко, Никола из Лебедина.
3. разг. шутл.
О трех людях, трех лицах (обычно дружных или всегда бывающих вместе).
Около нее [Вали], конечно, ее приятели Коля Пакулин и Женя Никитин - эта троица неразлучна. Кетлинская, Дни нашей жизни.
Энциклопедия Кольера
Догмат троичности, в христианстве, утверждает, что Бог существует в трех Лицах ("ипостасях") Отца, Сына и Святого Духа, объединенных общей сущностью. Обычно догмат троичности рассматривается как тайна, превосходящая человеческий разум, но совместимая с ним. Рационалисты либо вообще отрицают учение о Троице, либо пытаются радикально переосмыслить его. Пантеисты и теософы учат, что троичность отображает эволюцию Бога. Консервативные протестанты (в частности, лютеране, кальвинисты и англикане) исповедуют традиционный догмат. Современные либеральные протестанты обычно придерживаются учения о "троичности Откровения": о Боге, как о всеобщем Отце, учил Иисус Христос, чей Дух покоится на последователях его учения. Модернисты рассматривают догмат Троичности как иудео-христианское учение, выработанное в первые четыре века после Рождества Христова.
История догмата. Учение о Троице складывалось постепенно: формулировка этого догмата уточнялась по мере развития соответствующей терминологии, а свою окончательную форму он получил прежде всего в ходе борьбы с ошибочными мнениями и еретическими уклонениями. Основные этапы развития этого учения можно охарактеризовать следующим образом.
Писание. Св. Епифаний (ум. 403) писал, что единственность Божества была провозглашена Моисеем, двуединство божественных Лиц (Отца и Сына) ревностно утверждали пророки, а троичность открылась в Евангелии. Теологи, в большинстве своем, признают, что в Ветхом Завете содержатся лишь неясные намеки, но не положительное учение о Троице, которое явилось темой "расширяющегося" Откровения, сообщенного Христом своим апостолам и содержащегося в Новом Завете. В евангельских текстах христиане обнаруживают указания на ипостасное различие и божественность каждого Лица Троицы, а в корпусе всего Нового Завета они находят все главные элементы учения о Троице. Однако эта интерпретация отвергается либеральными протестантами.
Предание. В церковной традиции, связанной с развитием учения о Троице, можно выделить три основных этапа: до, во время и после арианской ереси 4 в. Христианские теологи, доказывая непрерывность предания, восходящего к древней церкви, ссылаются, во-первых, на крещальные формулы вероисповедания, во-вторых, на древние доксологии, в-третьих, на догматические учения ранних отцов церкви и, в-четвертых, на полемику с древними еретическими сектами (савеллианами, монтанистами). Здесь можно обозначить несколько этапов. Апостольские мужи просто указали на тайну троичности, христианские апологеты, полемизируя с язычниками и гностиками, ввели в богословский обиход ряд философских понятий, а отцы 3 в. предприняли рациональную разработку этого учения в ходе борьбы с еретиками, отрицавшими единственность или троичность Божества (Ноэт, Савеллий, Павел Самосатский). В целом, доникейские отцы церкви учили о действительном различии и божественности трех Лиц и о единственности Божества, откуда логически вытекало учение о всесовершенном равенстве и единосущии трех Лиц. Однако в своих попытках дать философскую интерпретацию этого догмата доникейские отцы использовали ряд терминов, открывавших двери субординационизму. В конце 17 в. социниане ссылались на эти формулировки, чтобы доказать, что доникейская традиция соглашалась скорее с Арием, чем с Афанасием Александрийским; эту точку зрения разделяли и антитринитарии. Однако большинство христианских богословов признает ортодоксальность (правоверие) доникейских отцов, хотя и допускает, что некоторые их выражения были опрометчивыми и рискованными. Учение Ария было осуждено на I Никейском соборе (325), постановившем, что Слово (Сын) "единосущно" Отцу. Великим защитником ортодоксии и противником Ария был Афанасий Александрийский (ум. 373). На I Константинопольском соборе (381) было осуждено учение епископа Македония, подчинявшего Св. Духа двум другим Лицам Троицы, и провозглашено учение о единосущии Св. Духа Отцу и Сыну. Посленикейская традиция на Западе в основном сохраняла догматическое единомыслие. Однако вследствие неясности и расхождений в понимании терминов "Лицо" и "природа" отдельные богословы высказывали неправоверные мнения, и, с целью положить этому конец, Латеранский собор (1215) утвердил окончательную формулировку догмата троичности. Учение патриарха Фотия (ум. 891) об исхождении Св. Духа только от Отца, а не от Отца и Сына, было принято Православной церковью после окончательного раскола с Римом в 11 в., но осуждено Западной церковью в постановлениях Лионского (1274) и Ферраро-Флорентийского (1439) соборов.
Богословская интерпретация. Если греческие отцы, рассуждая о Троице, чаще всего использовали аналогии, заимствованные из окружающего мира, то западные отцы следовали за Августином (ум. 430), разработавшим "психологическое" учение о Троице, указав на аналогию между отношениями божественных Лиц и внутренней активностью человеческого ума и воли. Впоследствии схоласты развили и усовершенствовали эту теорию, получившую свое классическое завершение у Фомы Аквинского. Под Словом (греч. logos, Ин 1:1) стали понимать "мысленное слово", или интеллектуальное понятие. В соответствии с этим, порождение Сына Отцом (Никейский символ веры) истолковывалось как акт умопостижения, с необходимостью порождающего подобие постигаемому объекту. Однако в Боге акт умопостижения идентичен божественной сущности, а его актуализация, божественное Слово, обладающее ипостасностью и божественностью, есть второе Лицо Троицы. Исхождение же Святого Духа понимается как осуществление акта божественной воли, и, соответственно, Дух Святой также обладает ипостасностью и божественностью, как третье Лицо Троицы. Эти три божественных Лица обладают равенством субстанции, природы и сущности; каждое из них есть Бог, и усилием разума невозможно отнять у них ни один из абсолютных атрибутов их общей божественной природы. Однако как, в таком случае, они различаются между собой? И восточные, и западные богословы отвечают на этот вопрос одинаково: поскольку в реальном процессе порождения или исхождения между principium (началом, первопотенцией) и terminus (целью, актуализацией) устанавливаются реальные отношения, порождение Сына и исхождение Духа подразумевает установление внутри Божества четырех действительных, объективных и ипостасных отношений, которые и определяют различия между лицами Троицы. Это отношения отцовства (paternitas), сыновства (filiatio), активного исхождения Духа (spiratio activa) и пассивного исхождения Духа (spiratio passiva), а поскольку исхождение Духа не противоположно отцовству и сыновству, эти четыре типа отношений определяют существование только трех Лиц.
См. также
АРИАНСТВО;
СИМВОЛ ВЕРЫ;
МОНОФИЗИТСТВО;
НЕСТОРИЙ,
а также статьи об отдельных церковных соборах.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Словарь церковнославянского языка
Евразийская мудрость от А до Я.
Словарь народов и культуры
Троица
(Trinity), центр, догмат христианства, утверждающий, что единый Бог существует в трех ипостасях: Отец, Сын и Св. Дух. Представление о Т. не нашло отчетливого выражения в Новом завете, хотя отд. высказывания о троичности Бога в нем встречаются. В раннехрист. символах веры уже использовались тринитарные выражения, в связи с чем возникли проблемы теологич. характера. Признание божественности Иисуса Христа, казалось, угрожало христ. монотеизму, а отрицание его божественности заставляло усомниться в нем как Спасителе. Поэтому догмат о Т. представляет собой фундаментальную переформулировку всего учения о Боге, призванную удовлетворить потребности христ. веры. Оно было выработано на неск. Вселенских соборах в 3 и 4 вв., на к-рых сначала Сын был объявлен единосущным Отцу, а затем подтверждено равное достоинство Св. Духа.
Словарь слов из произведений русской литературы
Поговорки
Орфографический словарь
Формы слов для слова троица
Синонимы к слову троица
сущ., кол-во синонимов: 9
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Этимология
Этимологический словарь русского языка
Этимологический словарь
Сканворды для слова троица
Полезные сервисы