-а, м. Стар. форма имени Фёдор (см.).
Отч.: Фео́дорович, Фео́доровна.
ФЕОДОР Африканский - ФЕО́ДОР Африканский (ум. ок. 250), христианский мученик, воин, пострадавший в гонение императора Деция. Память в Православной церкви 10 (23) апреля.
ФЕОДОР Африканский (ум. ок. 250) - христианский мученик, воин, пострадавший в гонение императора Деция. Память в Православной церкви 10 (23) апреля.
ФЕОДОР Кандавлский - ФЕО́ДОР Кандавлский, Никомидийский (ум. между 305-311), христианский мученик, пострадавший в гонение императора Максимиана. Память в Православной церкви 4 (17) сентября.
ФЕОДОР Кандавлский - Никомидийский (ум. между 305-311), христианский мученик, пострадавший в гонение императора Максимиана. Память в Православной церкви 4 (17) сентября.
ФЕОДОР Константинопольский - ФЕО́ДОР Константинопольский, Никомидийский (ум. 370), христианский мученик, пострадавший от ариан. Память в Православной церкви 5 (18) сентября.
ФЕОДОР Константинопольский - Никомидийский (ум. 370), христианский мученик, пострадавший от ариан. Память в Православной церкви 5 (18) сентября.
ФЕОДОР Кратер - ФЕО́ДОР Кратер Амморейский (Фригийский) (ум. ок. 845), протоспафарий (первый из меченосцев), полководец, один из 42-х христианских мучеников, убитых арабами-мусульманами за отказ принять ислам. Память в Православной церкви 6 (19) марта.
ФЕОДОР Кратер Амморейский (Фригийский) (ум. ок. 845) - протоспафарий (первый из меченосцев), полководец, один из 42-х христианских мучеников, убитых арабами-мусульманами за отказ принять ислам. Память в Православной церкви 6 (19) марта.
ФЕОДОР Мелитинский - ФЕО́ДОР Мелитинский (ум. 298), один из тридцати трех христианских мучеников-воинов, пострадавших в Мелитине в гонение императора Диоклетиана (см. ДИОКЛЕТИАН) . Память в Православной церкви 7 (20) ноября.
ФЕОДОР Мелитинский (ум. 298) - один из тридцати трех христианских мучеников-воинов, пострадавших в Мелитине в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви 7 (20) ноября.
Фео́дор Метохи́т (1270-1332), византийский писатель, великий логофет. Сочинения по философии, астрономии, истории и др. В 1328 Феодор Метохит ушёл в монастырь Хора, в церкви которого (современная Кахрие-Джами) по его заказу были созданы получившие известность мозаики и фрески.
* * *
ФЕОДОР МЕТОХИТ - ФЕО́ДОР МЕТОХИ́Т (1260/1261-1332), крупный византийский политический деятель, философ и писатель времени правления первых Палеологов (см. ПАЛЕОЛОГИ). Главным источником биографии Метохита служат его собственные стихотворные произведения, написанные им в конце жизни. Поэма, объемом около 10 тыс. стихов, содержит сведения о его образовании, описание превратностей его судьбы, сведения о научных занятиях и участии в политике.
Феодор Метохит родился в Никее. Отец его, знатный византийский вельможа, при Михаиле VIII (см. МИХАИЛ VIII Палеолог) был подвергнут опале и тюремному заключению, а при Андронике II (см. АНДРОНИК II Палеолог) удален от двора. Феодор получил обычное в то время образование, однако еще в юности проявил незаурядные способности. Около 1280 Андроник II, узнав о даровитом юноше, потребовал его ко двору. Вскоре, пройдя ступени чиновничьей иерархии, Метохит достиг должности великого логофета (начальник имперской казны); он был советником при императоре, который без него не принимал ни одного решения. Метохит участвовал в посольстве на Кипр по поводу сватовства сына Андроника, Михаила IX; несколько раз с дипломатической миссией посетил Сербию (при его содействии состоялась свадьба дочери Андроника, Симониды, и Стефана Милутина). В Константинополе он построил для себя великолепный дворец, восстановил монастырь Христа Пантократора в Хоре. В нартексе (см. НАРТЕКС) главной церкви монастыря (Кахрие-Джами) по собственному заказу Метохита были созданы получившие всемирную известность мозаики и фрески, выполнен его мозаичный портрет.
Когда началась гражданская война, вызванная борьбой за престол между Андроником II и Андроником III Палеологами, Метохит уговаривал императора уступить престол внуку, но, видя его упорство, переменил мнение, и Андроник III с обидой удалился из Константинополя, собрал войска и двинулся против деда. Мятежные войска взяли Константинополь, а Феодор Метохит с началом правления Андроника III был сослан в Дедимотейхос, откуда вернулся в 1331, когда Никея и ее окрестности были захвачены турками. Последние годы жизни он провел в монастыре, приняв постриг под именем Теофлета.
Активно участвуя в политике, Метохит никогда не оставлял наук. Писатель Никифор Григора, его любимый ученик, назвал его «живой библиотекой и ясной отгадкой для загадок». Занятия наукой Метохит ценил выше, чем занятие политикой. Он написал колоссальное количество сочинений по философии, риторике, астрономии и математике. Все поэтические произведения Метохита относятся к последнему периоду его жизни, в них много жалоб на одиночество и неудачи.
ФЕОДОР МЕТОХИТ (1270-1332) - византийский писатель, великий логофет. Сочинения по философии, астрономии, истории и др. В 1328 Феодор Метохит ушел в монастырь Хора, в церкви которого (современный Кахрие-Джами) по его заказу были созданы получившие известность мозаики и фрески.
Феодо́р Мопсуести́йский (около 350 - 428), христианский богослов, епископ (с 392). Друг Иоанна Златоуста. Библейские комментарии, полемические сочинения против ересей Ария, Аполлинария и др. Попытка несториан опереться на авторитет Феодора Мопсуестийского привела к осуждению его взглядов на Константинопольском соборе 553.
* * *
ФЕОДОР МОПСУЕСТИЙСКИЙ - ФЕОДО́Р МОПСУЕСТИ́ЙСКИЙ (ок. 350-428), христианский богослов, епископ с 392. Друг Иоанна Златоуста (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ), вместе с ним учился в школе ритора Ливания в Антиохии; с 369 в монастыре. Библейские комментарии, полемические сочинения против Ария (см. АРИЙ), Аполлинария (см. АПОЛЛИНАРИЙ Младший) и др. ересей. Попытка несториан (см. НЕСТОРИАНСТВО) опереться на авторитет Феодора Мопсуестийского привела к осуждению его взглядов на Константинопольском соборе (553).
ФЕОДОР МОПСУЕСТИЙСКИЙ (ок. 350-428) - христианский богослов, епископ с 392. Друг Иоанна Златоуста, вместе с ним учился в школе ритора Ливания в Антиохии; с 369 в монастыре. Библейские комментарии, полемические сочинения против Ария, Аполлинария и др. ересей. Попытка несториан опереться на авторитет Феодора Мопсуестийского привела к осуждению его взглядов на Константинопольском соборе (553).
ФЕОДОР Никопольский - ФЕО́ДОР Никопольский (Армянский) (ум. ок. 319), один из сорока пяти христианских мучеников, пострадавших в Никополе Армянском в гонение императора Лициния. Память в Православной церкви 10 (23) июля.
ФЕОДОР Никопольский (Армянский) (ум. ок. 319) - один из сорока пяти христианских мучеников, пострадавших в Никополе Армянском в гонение императора Лициния. Память в Православной церкви 10 (23) июля.
Фео́дор Про́дром (около 1100 - около 1170), византийский писатель. Любовный роман в стихах «Роданфа и Досикл», сатирические и юмористические сочинения разных жанров, в том числе пародийная трагедия «Война кошек и мышей», стихи по случаю побед, свадеб и рождений в кругу знати и т. п. Вводил в художественные произведения разговорный язык.
* * *
ФЕОДОР ПРОДРОМ - ФЕО́ДОР ПРО́ДРОМ (ок. 1100 - ок. 1170), византийский писатель. Любовный роман в стихах «Роданфа и Досикл», сатирические и юмористические сочинения разных жанров, в т. ч. пародийная трагедия «Война кошек и мышей», стихи по случаю побед, свадеб и рождений в кругу знати и т. п. Вводил в художественные произведения разговорный язык.
ФЕОДОР ПРОДРОМ (ок. 1100 - ок. 1170) - византийский писатель. Любовный роман в стихах "Роданфа и Досикл", сатирические и юмористические сочинения разных жанров, в т. ч. пародийная трагедия "Война кошек и мышей", стихи по случаю побед, свадеб и рождений в кругу знати и т. п. Вводил в художественные произведения разговорный язык.
ФЕОДОР Ростиславич - ФЕО́ДОР Ростиславич Черный, Смоленский, Ярославский (ум. 1299), благоверный князь, чудотворец. Память в Православной церкви 5 (18) марта и 19 сентября (2 октября).
ФЕОДОР Ростиславич Черный - Смоленский, Ярославский (ум. 1299), благоверный князь, чудотворец. Память в Православной церкви 5 (18) марта и 19 сентября (2 октября).
ФЕОДОР с Самоса - ФЕОДО́Р с Самоса (сер. 6 в. до н. э.), древнегреческий скульптор, архитектор, литейщик и торевт. Вместе с братом Ройком открыл «правильную плавку меди». Строитель лабиринта на Самосе и Тенистого Портика в Спарте. Для самосского тирана Поликрата сделал перстень с печатью из изумруда (знаменитый Поликратов перстень). Также автор автопортретной бронзовой статуи с миниатюрной колесницей в руке.
ФЕОДОР с Самоса (сер. 6 в. до н. э.) - древнегреческий скульптор, архитектор, литейщик и торевт. Вместе с братом Ройком открыл "правильную плавку меди". Строитель лабиринта на Самосе и Тенистого Портика в Спарте. Для самосского тирана Поликрата сделал перстень с печатью из изумруда (знаменитый Поликратов перстень). Также автор автопортретной бронзовой статуи с миниатюрной колесницей в руке.
Фео́дор Студи́т (759-826), византийский церковный деятель, с 798 настоятель Студийского монастыря (в Константинополе). Возглавил борьбу с иконоборчеством. Оставил в основном богословские сочинения и письма.
* * *
ФЕОДОР СТУДИТ - ФЕО́ДОР СТУДИ́Т (759-826), византийский церковный деятель, с 798 настоятель Студийского монастыря (в Константинополе). Возглавил борьбу с иконоборчеством (см. ИКОНОБОРЧЕСТВО). Оставил в основном богословские сочинения и письма.
ФЕОДОР СТУДИТ (759-826) - византийский церковный деятель, с 798 настоятель Студийского монастыря (в Константинополе). Возглавил борьбу с иконоборчеством. Оставил в основном богословские сочинения и письма.
ФЕОДОР Тирон - ФЕО́ДОР Тирон (ум. ок. 306), великомученик, пострадавший в гонение императора Максимиана Галерия. Память в Православной церкви 17 февраля (2 марта) и в субботу первой недели Великого поста.
ФЕОДОР Тирон (ум. ок. 306) - великомученик, пострадавший в гонение императора Максимиана Галерия. Память в Православной церкви 17 февраля (2 марта) и в субботу первой недели Великого поста.
ФЕОДОР Черниговский - ФЕО́ДОР Черниговский (ум. 1245), боярин св. Михаила Черниговского, замучен в Орде за отказ выполнить языческий обряд поклонения огню. Память в Православной церкви 14 (27) февраля и 20 сентября (3 октября).
ФЕОДОР Черниговский (ум. 1245) - боярин св. Михаила Черниговского, замучен в Орде за отказ выполнить языческий обряд поклонения огню. Память в Православной церкви 14 (27) февраля и 20 сентября (3 октября).
Феодо́ра жо 1а
-ы, ж.; разг. Федо́ра, -ы и До́ра, -ы.
Производные: Федо́рка; До́ра; Фе́ня.
[Женск. к Феодор (см.).]
† 12 янв., 24 февр., 23 марта, 18 апр., 3 мая, 9 июня, 8 июля, 4 сент., 24 сент., 27 нояб.
-ы, жен.; разг. Федора, -ы и Дора, -ы.
Производные: Федорка; Дора; Феня.
Происхождение: (Женск. к (см. Феодор))
Именины: 12 янв., 24 февр., 23 марта, 18 апр., 3 мая, 9 июня, 8 июля, 4 сент., 24 сент., 27 нояб.
См. Федора.
(500-548)
Жена византийского императора Юстиниана I. Родом из семьи цирковых артистов; поднялась до императорского звания из-за своей необычайной красоты и неразборчивости в средствах.
В литературе считается отрицательным персонажем, чуть ли не символом расчетливого разврата; но некоторые авторы, наоборот, отмечают ее Привлекательность и добродетель.
ФЕОДОРА (жена Феофила) - ФЕОДО́РА (? - после 867, Константинополь), византийская императрица, жена (с 830) Феофила (см. ФЕОФИЛ (император)) (829-842), регентша (842-856) при своем малолетнем сыне Михаиле III (см. МИХАИЛ III) (842-867). Феодора вышла замуж за будущего императора, победив в так называемом «конкурсе невест». Традиция представляет Феодору защитницей иконопочитания еще при жизни Феофила, она стала инициатором восстановления почитания икон (см. ИКОНОБОРЧЕСТВО) в 843. По преданию, вымолила прощение грехов своего мужа-иконоборца. После вынужденного удаления от дел затворилась в константинопольском монастыре Гастрии. Ее братом был знаменитый кесарь Варда, сменивший Феодору в качестве главы правительства при Михаиле III.
ФЕОДОРА (жена Юстиниана) - ФЕОДО́РА (480-548, Константинополь), жена (с 523) императора Юстиниана I (см. ЮСТИНИАН I Великий) (527-565). Дочь смотрителя циркового зверинца, в молодости была актрисой. Ради ее союза с Юстинианом был отменен закон, запрещавший браки между сенаторами и актрисами. Феодора, обладавшая, помимо красоты, сильной волей и государственным умом, более 20 лет разделяла с императором бремя власти. Влияние этой «великой честолюбицы» и «верной императрицы» не всегда было благотворным, но все правление Юстиниана отмечено им. Ей воздавались официальные почести наравне с императором, подданные приводились к личной присяге обоим царственным супругам. Появление в Кодексе Юстиниана (см. КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА) статей, определяющих права женщин, например при разводе, объясняются ее участием в законотворческой деятельности. Особенно заметно проявлялось ее влияние в религиозной политике. В отличие от Юстиниана она покровительствовала монофиситам (см. МОНОФИСИТЫ). Пользуясь своим положением, Феодора укрывала преследуемых монофиситских епископов, ею же было инициировано смещение папы Сильверия и поставление Вигилия (537). Тем не менее религиозная политика Юстиниана в целом оставалась неизменной, и это ограничивало границы ее влияния.
Многое из того, что нам известно о Феодоре, основано на скандальной и во многом тенденциозной «Тайной истории» Прокопия (см. ПРОКОПИЙ Кесарийский). Однако даже он признавал силу ее характера. Во время восстания Ника (см. НИКА (восстание)) Феодора спасла для Юстиниана трон. Сказанные ею слова вошли в историю: «Кто раз надел диадему, тот не должен переживать ее гибели... Что до меня, то я придерживаюсь старого изречения: пурпур - лучший саван!».
ФЕОДОРА Александрийская - ФЕОДО́РА (Феодор) Александрийская Младшая (ум. 490), преподобная, подвизалась в мужском образе. Память в Православной церкви 11 (24) сентября.
ФЕОДОРА (Феодор) Александрийская Младшая (ум. 490) - преподобная, подвизалась в мужском образе. Память в Православной церкви 11 (24) сентября.
-а, м. Стар. редк.; разг. Федори́т, -а.
Отч.: Феодори́тович, Феодори́товна.
[От греч. theos - бог и dōron - дар.]
-а, муж. Стар. редк.; разг. Федорит, -а.
Отч.: Феодоритович, Феодоритовна.
Производные: Федя; Дора.
Происхождение: (От греч. theos - бог и doron - дар.)
См. Федорий.
Феодори́т Ки́рский (около 393 - около 458), христианский богослов, аскет, епископ (с 423), представитель антиохийской теологической школы. Апологетический трактат «Эранист» (против монофиситов); «Церковная история» (от 324 до 429); «Компендий еретических басен» (против арианства, несторианства и евтихианства).
* * *
ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ - ФЕОДОРИ́Т КИ́РСКИЙ (ок. 393 - ок. 458), христианский богослов, аскет, епископ (с 423), представитель антиохийской теологической школы. Апологетический трактат «Эранист» (против монофиситов (см. МОНОФИСИТЫ)), «Церковная история» (от 324 до 429), «Компендий еретических басен» (против арианства (см. АРИАНСТВО), несторианства (см. НЕСТОРИАНСТВО) и евтихианства).
ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ (ок. 393 - ок. 458) - христианский богослов, аскет, епископ (с 423), представитель антиохийской теологической школы. Апологетический трактат "Эранист" (против монофизитов), "Церковная история" (от 324 до 429), "Компендий еретических басен" (против арианства, несторианства и евтихианства).
Феодоро́ - княжество на юго-западе Крыма в XII-XV вв. Столица - Мангуп. Разгромлено Турцией в 1475.
* * *
ФЕОДОРО - ФЕОДОРО́, средневековое государство в Горном Крыму. Готское (см. ГОТЫ) государство Дори (Дорос) упоминается с 6 в. Оно располагалось в горах юго-западного Крыма, его столицей был, по всей видимости, нынешний пещерный город Эски-Кермен (см. ЭСКИ-КЕРМЕН), а в 8 в. она переместилась на труднодоступное плато Мангуп (см. МАНГУП), бывшее также центром «Готской епархии». В эпоху иконоборчества в Византийской империи (начало 8 - середина 9 вв.) в Горный Крым бежали из разных византийских земель многочисленные иконопочитатели.
В середине 12 в. знатный трапезундец (см. ТРАПЕЗУНД) армянского происхождения Константин Гавр сделал Мангуп центром нового государственного образования - княжества Феодоро; вторым центром была крепость Фуна (близ нынешней Алушты), ставшая родовым владением Гавров. Усиление княжества относится ко 2-й половине 14 в., когда оно захватило часть побережья и основало порт Каламита (ныне Инкерман). Феодоро поддерживало тесные контакты (в том числе династические) с Константинополем, Трапезундом и Москвой; по свидетельству летописи, «князь Готии» Степан Ховра переехал в Москву в 1391 или 1402. Его сын Алексей, «владыка Феодоро и Поморья», построил новую крепость в Каламите, а в 1433 захватил генуэзский Чембало (ныне Балаклава), но не удержал его. Остатки дворца князя Алексея (1425 г.) сохранились на Мангупе. В 1470-е гг. князь Исаак заключил мир с генуэзцами, а его дочь стала супругой господаря Молдовы Стефана III Великого (см. СТЕФАН III Великий). В 1475 новые союзники крымского хана турки взяли штурмом Мангуп и истребили почти всех его жителей: так закончилась история последнего осколка Византийской империи.
ФЕОДОРО - княжество на юго-западе Крыма в 12-15 вв. Столица - Мангуп. Разгромлено Турцией в 1475.
- Княжество на юго-западе Крыма в 12-15 вв.
ФЕДЕРЯКИН ФЕДЕШОВ ФЕДИН ФЕДИНИН ФЕДИЧКИН ФЕДИЩЕВ ФЕДКОВ ФЕДНЕВ ФЕДОНИН ФЕДОРЕЕВ ФЕДОРЕНКО ФЕДОРИВ ФЕДОРИНИН ФЕДОРИНОВ ФЕДОРИНЦЕВ ФЕДОРИНЧИК ФЕДОРИЩЕВ ФЕДОРКЕВИЧ ФЕДОРОВ ФЕДОРОВИЧ ФЕДОРОВСКИЙ ФЕДОРОВСКИХ ФЕДОРОВЦЕВ ФЕДОРОВЫХ ФЕДОРОЗЮК ФЕДОРОСЮК ФЕДОРУК ФЕДОРУШКОВ ФЕДОРЧЕНКО ФЕДОРЯКА ФЕДУНОВ ФЕДЧЕНКО ФЕДЧЕНОК ФЕДЧИН ФЕДЧИЩЕВ ФЕДЧУН ФЕДЫКИН ФЕДЬКО ФЕДЫШИН ФЕДЫКИН ФЕДЬКИН ФЕДЬКОВ ФЕДЬКУНОВ ФЕДЮКИН ФЕДЮКОВ ФЕДЮНИН ФЕДЮНКИН ФЕДЮНОВ ФЕДЮШИН ФЕДЮШКИН ФЕДЯЕВ ФЕДЯИНОВ ФЕДЯКИН ФЕДЯКОВ ФЕДЯНИН ФЕДЯХИН ФЕДЯШИН ФЕДЯШКИН ФЕОДОРОВ ФЕДОРЕЦ ФЕДЕНЕВ ФЕДЫНА ФЕДЯГИН ФЕДЮХИН ФЕДЮКЕВИЧ ФЕДЬКИВ ФЕДЧЕНКОВ ФЕДУРКО ФЕДОРЯКИН ФЕДОРЯК ФЕДОРКОВ ФЕДОРИН ФЕДОРЕНКОВ ФЕДОРАХИН ФЕДЕНКОВ ФЕДЕНКО ФЕДИРКО ФЕДОРИШИН ФЕДЯЧЕНКО ФЕДИРКО ФЕДОРИШИН ФЕДЯЧЕНКО
Федоров. Отчество от мужского церковного имени Феодор (др.-греч. Theodoros - "дар богов), в XVI-XVII вв. одного из самых распространенных имен у русских, которое уступало в частоте употребления только Ивану и Василию. В повседневном произношении не свойственное русскому языку сочетание гласных [е о] исчезло. Наиболее часто фамилия Федоров встречается в Новгородской и Псковской областях, где занимает четвертое место среди прочих, а, например, в Среднем Поволжье - гораздо реже. Из производных диалектных форм имени возникали и другие формы фамилий. В иных формах приходило это имя в русский язык из других языков, например: польское Теодор, болгарское Тодор. Чуждый древнерусскому языку звук [ф] передавали как [х] или [хв] - Ходор, Хведор, из них возникли десятки фамилий: Федин, Федонин, Федореев, Федыкин, Федькин, Федькунов, Федюнин, Федяев, Федякин, Федянин, Федяхин, Федяшин, Федяшкин, Ходоров, Тодоров и многие другие. (Н). Феодров. Фамилии от полных форм имени могут иметь и семинарское происхождение. Федоровых, Федоровских. О фамилиях на -их/ых можно прочитать здесь. В Сибири Федоровский мог стаь Федоровских. Федоровский, Федорив, Федченко, Федоренко, Федчун, Федоросюк, Федорозюк, Федько, Федорук - украинские фамилии от того же имени. Самый распостраненный суффикс в украинских фамилиях - енко, суффикс -ив, -ович встречаются очень педко, суффиск -ук/юк характерны для западных районов Украины. Федорович, Федоркевич, Федченок, Федринчик - белорусские. (У). Федоровских, Федерякин Федешов, Федорив, Федоросюк, Федорозюк, Федоряка, Федько, Федюнов, Федяинов, Федына - из запрсов посетителей. Фамилии на -енко, -ив, -ук, -ына украинские.
Некоторые фамилия, такие как Федин, Федчин, Федяев могли образоваться от производных форм дргуих имен на Фед-: Федосей (см. Федосеев), Федот (см. Федотов), Федул (см. Федулов).
ФЕОДОРОВСКАЯ-КОСТРОМСКАЯ ИКОНА - ФЕО́ДОРОВСКАЯ-КОСТРОМСКА́Я ИКО́НА Божией Матери, одна из самых древних русских чудотворных икон Богоматери, сохранившаяся до наших дней. Была создана, вероятно, в 1239 по заказу великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича (см. ЯРОСЛАВ Всеволодович) (в крещении - Феодора) к свадьбе его сына Александра Невского (см. АЛЕКСАНДР Невский). Является списком-репликой чудотворной Владимирской иконы (см. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА). Отличительная особенность Феодоровской иконы - обнаженная левая ножка Младенца Христа, сидящего на правой руке Богоматери; на обороте - поясное изображение Параскевы-Пятницы. Во второй половине 13 века Феодоровская икона особо почиталась костромским князем Василием Ярославичем. Сказание о Феодоровской иконе возникло под влиянием сказания о Владимирской Богоматери, в нем соединены народные предания и воспоминания о событиях русской истории. В 1613 благодаря Феодоровской иконе был «умолен» на царство Михаил Федорович (см. МИХАИЛ Федорович) Романов; икона стала широко почитаемой общерусской святыней. Известен ряд чтимых списков 17-19 веков. Древняя Феодоровская икона многократно поновлялась и реставрировалась; первоначальная живопись на ликах Богоматери и Христа сильно потерта. Икона хранилась в Костроме: сначала в Успенском соборе, в годы советской власти - в церкви Воскресения на Дебре, в настоящее время в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. С Феодоровской иконой совершались ежегодно крестные ходы: в день Святой Троицы - в Ипатьевский монастырь, 16 августа - в Спасо-Запрудненскую церковь на место «обретения» иконы. Празднование - 14 (27) марта в память прекращения Смуты в 1612 и 16 (29) августа в память явления иконы.
феодоси́ец, -и́йца, твор. п. -и́йцем
феодоси́ец мо 5*a
ФЕОДОСИЙ I - или Великий (Theodosius) (ок. 346-395), римский император с 379. В 380 утвердил господство ортодоксального христианства, преследовал ариан и приверженцев язычества. При нем отменены Олимпийские игры (как языческие), сожжены Александрийская библиотека и многие языческие храмы.
ФЕОДО́СИЙ (? - 1475) - митр. Моск. и всея Руси (1461-64), до этого - архиеп. Ростовский. Избран собором еп. в мае 1461 после смерти митр. Ионы. Кратковр. пребывание Ф. на кафедре ознаменовалось острым конфликтом с белым духовенством и посадским населением Москвы - суровый аскет, Ф. стремился жестокими мерами поднять нравств. уровень приходского духовенства, но, не поддержанный вел. князем, был вынужден сложить с себя сан и удалиться в Чудов мон. Отречение Ф. - косв. свидетельство роста значения посадских людей столицы.
Феодо́сий мо 7а, §26 (//)
-я, м.; разг. Федо́с, -а, Федо́сий, -я и Федо- се́й, -я.
Отч.: Феодо́сиевич, Феодо́сиевна.
Производные: Федо́ся; Фе́дя; Фе́ся; Фе́ша; До́ся
[От греч. theos - бог и dosis - дар.]
† 14 янв., 24 янв., 30 янв., 3 февр., 10 февр., 18 февр., 2 марта, 21 марта, 27 марта, 9 апр., 26 апр., 16 июня, 21 июня, 11 авг., 20 авг., 27 авг., 10 сент., 22 сент., 8 окт., 25 окт.
-я, муж.; разг. Федос, -а, Федосий, -я и Федосей, -я.
Отч.: Феодосиевич, Феодосиевна.
Производные: Федося; Федя; Феся; Феша; Дося; Федосейка.
Происхождение: (От греч. theos - бог и dosis - дар.)
Именины: 14 янв., 24 янв., 30 янв., 3 февр., 10 февр., 18 февр., 2 марта, 21 марта, 27 марта, 9 апр., 26 апр., 16 июня, 21 июня, 11 авг., 20 авг., 27 авг., 10 сент., 22 сент., 8 окт., 25 окт.
См. Федос.
Феодо́сий I - или Великий (Theodosius) (около 346 - 395), римский император с 379. В 380 утвердил господство ортодоксального христианства, преследовал ариан и приверженцев язычества. При нём отменены Олимпийские игры (как языческие), сожжены Александрийская библиотека и многие языческие храмы.
ФЕОДОСИЙ I Флавий - ФЕОДО́СИЙ I Флавий (Феодосий Великий) (лат. Theodosius Flavius) (ок. 346, Испания - ум. 17 января 395, Милан), римский император с января 379. Сын императора Валентиниана I (см. ВАЛЕНТИНИАН I), Феодосий сам был талантливым военачальником. Через несколько месяцев после битвы при Адрианополе (378) он был провозглашен соправителем императора Грациана в ранге августа, а после его гибели (383) разделил власть с Валентинианом II (до 392). Многие годы своего правления ему пришлось бороться с притязаниями узурпаторов на Западе, наиболее грозными из которых были Магн Максим (382-387) и Евгений (392-394).
В истории за ним остались прозвища «Великого» и «Друга готов». Государство было обязано ему умиротворением варваров, после битвы при Адрианополе угрожавших существованию империи, христианская церковь - безусловным запретом любых языческих обрядов, которые приравнивались к преступлениям против императора. В самой церкви Феодосий требовал единомыслия: «все должны верить так, как заповедал это Петр, верховный апостол, и как соблюдали римский епископ и александрийский». Будучи сторонником никейского богословия, император способствовал проведению в 381 I Константинопольского собора, осудившего арианство (см. АРИАНСТВО) и предоставившего константинопольскому епископу второе место по чести после Рима. Большим авторитетом при нем пользовался св. Амвросий Медиоланский, не побоявшийся отлучить императора от церкви за избиение жителей Фессалоников в 390.
Отразив нашествие готов, к 382 Феодосий примирился с ними, приняв на службу в качестве федератов (см. ФЕДЕРАТЫ). Они были расселены в Мезии, Фракии и Иллирике и пользовались значительными привилегиями. Из варваров - гуннов, готов и франков - Феодосий составил армию для борьбы со своими соперниками. При нем германские вожди, сделавшиеся римскими полководцами, получили доступ в сенаторское сословие и вошли в состав имперской придворной элиты. При дворе Феодосия начинали свою карьеру Стилихон и Фравитта - защитники империи, Гайна и Аларих (см. АЛАРИХ I) - ее будущие разрушители. Это вызывало недовольство у римлян, ставивших в укор императору, что он «надеясь, словно варвары будут лучшими стражами римской земли, не заботился об умножении римского войска».
Из экономических мер Феодосия особенно важное значение для будущего имел указ о возвращении беглых колонов (см. КОЛОНЫ) и даровании льгот тем землевладельцам, кто примется за обработку заброшенных участков. Феодосий был последним императором, единовластно, пусть и короткий срок, управлявшим и западными и восточными провинциями Рима. В современном Константинополе на месте древнего ипподрома до сих пор стоит обелиск, поставленный им в 381. На нем сохранились изображения самого императора, его жены и двух сыновей, наследовавших Феодосию: Гонория (см. ГОНОРИЙ (император)) на Западе империи, Аркадия (см. АРКАДИЙ ФЛАВИЙ) на Востоке.
Феодо́сий I, или Великий (лат. Флавий Феодосий, Flavius Theodosius) (около 346-395), римский император с 379. В 380 утвердил господство ортодоксального христианства, преследовал ариан и приверженцев язычества. При нём отменены Олимпийские игры (как языческие), сожжены Александрийская библиотека и многие языческие храмы.
ФЕОДОСИЙ II Младший - ФЕОДО́СИЙ II Младший (лат. Theodosius) (10 апреля 401, Константинополь - 28 июля 450, там же), византийский император; сын и соправитель Аркадия (см. АРКАДИЙ ФЛАВИЙ) в ранге августа с января 402, правил с 408. Сын Аркадия и Евдоксии не был государственным человеком, но его многолетнее правление отмечено значительными свершениями, важными для последующей истории Византии. В эти годы был основан столичный университет и составлен Свод законов в 16 книгах (действовавший также в Риме) - памятники культурного подъема первой половины 5 века. Трудами его сановников, префекта претория Анфимия и префекта города Кира, были возведены стены Константинополя, на многие столетия неприступные для врагов и сохранившиеся до сих пор. И стены и Свод носят имя Феодосия, реальное участие которого в этих предприятиях было крайне незначительным.
О любимом его занятии - переписывании книг - можно судить по прозвищу «каллиграф», данному современниками. Вся жизнь Феодосия II прошла во дворце, в окружении двух женщин, оказавших на него огромное влияние, а через него и на жизнь всего государства. На долю старшей сестры Феодосия, Пульхерии, с юных лет выпало заботиться о малолетнем императоре, рано оставшемся сиротой. Приняв в 16 лет титул августы (414), властная и хорошо образованная Пульхерия много лет фактически управляла государством. Она пережила своего брата на 3 года, решив вопрос о его преемнике. Сама Пульхерия смолоду дала обет девственности, и при ней императорский двор нравами более напоминал монастырь.
Императрица Евдокия (см. АФИНАИДА), дочь афинского философа, имела «способность прекрасно говорить и благолепную наружность», была великолепно образована и обладала литературным талантом. Последние 20 лет жизни она провела в Иерусалиме, куда ранее совершила паломничество. Там она прославилась благотворительностью и собиранием святых реликвий Палестины: христианская традиция приписывает ей отыскание и посылку в Константинополь Ризы Богоматери, а также иконы Богоматери Одигитрии, писанной св. Лукой.
В отличие от своего отца Феодосий весьма живо интересовался церковными вопросами, но в решениях был непоследователен и легко поддавался чужому влиянию. В 428 он возвел на патриарший престол Константинополя Нестория, будущего ересиарха, осужденного Эфесским собором 431. В 449 при его попустительстве состоялся II Эфесский собор, прозванный «разбойничьим» за осуждение православных иерархов Константинополя.
В правление Феодосия империя отразила нападение персидского шаха Варахрана V (420-422), но наибольшую опасность для нее представляли гунны. Безуспешная борьба с ними свелась в конце концов к выплате дани, постоянный рост которой позволяет судить как о богатстве империи, так и о ее военной немощи. По договору 430 империя покупала мир за 350 фунтов золота в год (25 тысяч солидов), но уже через пять лет гунны потребовали вдвое больше, а в 443 правительство обязалось платить варварам 2100 фунтов в год (150 тысяч солидов). Большую часть своего царствования Феодосий управлял Римской империей вместе с равеннским императором Валентинианом III, своим двоюродным братом и западным соправителем. Отношения между ними оставались дружественными, без попыток вмешательства в дела друг друга.
Феодо́сий Вели́кий (около 424 - 529), христианский монах, архимандрит Палестинского монашества, один из основателей общежительного монашества.
* * *
ФЕОДОСИЙ Великий - ФЕОДО́СИЙ ВЕЛИ́КИЙ (ок. 424-529), христианский святой, монах, архимандрит, один из основателей общежительного монашества. Память 11 января.
ФЕОДОСИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 424-529) - христианский святой, монах, архимандрит, один из основателей общежительного монашества. Память 11 января.
Феодо́сий Косо́й - еретик, монах Кирилло-Белозерского монастыря, из беглых холопов. С 1551 распространял «Новое учение». Отвергал официальную церковь, основные догматы, обряды и таинства, проповедовал идеи равенства людей. В 1553 привлечён по делу М. Башкина, бежал в Литву.
* * *
ФЕОДОСИЙ Косой - ФЕОДО́СИЙ Косой, лидер движения еретиков (см. ЕРЕСИ) в России 16 века; по происхождению холоп. В конце 1540-х годов Феодосий Косой бежал из Москвы на Белоозеро и постригся в монахи, затем перешел в монастырь на Новоозере, где с 1551 года начал пропаганду «Нового учения». Феодосий Косой подверг критике основные догматы христианства: о божественной природе Христа, о воскресении мертвых, отрицал святых и чудеса, призывал не поклоняться иконам, выступал за уничтожение института монашества. Отвергая официальную церковь, Феодосий Косой проповедовал идеи равенства всех людей, отвергал систему феодального господства и подчинения, считал «спасение» человека делом его собственных рук, призывал к прекращению войн. Учение Феодосия Косого подвергалось критике со стороны Зиновия Отенского. В 1553 году Феодосий Косой в связи с делом М. Башкина был заключен в один из московских монастырей, но бежал в Польско-Литовское государство, где оказал влияние на формирование радикального движения антитринитариев.
ФЕОДОСИЙ КОСОЙ - еретик, монах Кирилло-Белозерского монастыря, из беглых холопов. С 1551 распространял "Новое учение". Отвергал феодальную церковь, основные догматы, обряды и таинства, проповедовал социальное и политическое равенство людей. В 1553 привлечен по делу М. Башкина, бежал в Литву.
Феодо́сий Пече́рский (около 1036 - 1074), один из основателей и игумен Киево-Печерского монастыря (с 1062), писатель. Первым ввёл на Руси общежительный монастырский (Студийский) устав. Влиятельный церковно-политический деятель, выступал против княжеских усобиц. Обличал властолюбие князя Святослава Ярославича. Автор поучений и посланий, в которых проповедовал основы христианской морали. Канонизирован Русской православной церковью.
* * *
ФЕОДОСИЙ Печерский - ФЕОДО́СИЙ Печерский (около 1008, Василев, ныне Васильков Киевской области - 3 мая 1074, Киево-Печерский монастырь), древнерусский церковный писатель, игумен Киево-Печерского монастыря (см. КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА) (с 1062). Впервые на Руси ввел монастырский устав, заимствованный в Студийском монастыре (Константинополь), впоследствии принятый всеми древнерусскими монастырями. Феодосий пользовался политическим влиянием при дворе киевского великого князя.
Авторство Феодосия Печерского считается установленным для 11 сочинений: двух посланий к князю Изяславу Ярославичу («о неделе» и «о вере крестьянской и о латыньской»), восьми «слов» и «поучений» монахам («о терпении и о любви», «о терпении и о смирении», «о душевной пользе», «о хождении к церкви и о молитве») и молитвы «за вся крестьяны». Стиль его сочинений ясен, лаконичен, лишен риторических украшений, вместе с тем эмоционален. Феодосий Печерский проповедовал основы христианской морали, призывал монахов полностью, «без уныния» отречься от мира, обличал своекорыстие и жадность иноков. Он выступал против княжеских междоусобиц. Сочинения Феодосия Печерского известны в русских и южнославянских списках, самые древние из них относятся к 13-15 веках. Сведения о нем изложены в житии (1080-е гг.), написанном Нестором и в «Повести временных лет».
ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (ок. 1030 - 1074) - древнерусский писатель, игумен Киево-Печерского монастыря с 1062; первым ввел на Руси монастырский (Студитский) устав. Влиятельный политический деятель. Автор поучений и посланий.
ФЕОДО́СИЙ ПЕЧЕ́РСКИЙ (ок. 1036-74) - церк. и политич. деятель Др. Руси, автор поучений и посланий. По его житию, написанному Нестором, известно, что он родился в состоят. семье в Васильеве под Киевом (совр. Васильков), а детство провел в Курске. Уже в отрочестве Ф. отличался экзальтиров. благочестием и смирением. Отец Ф. умер, когда тому было 13 лет, а мать его нетерпимо относилась к необычной религиозности сына, с чем связан его побег в 1055-56 в Киев. Ф. постригся в монахи и поселился в пещере. Ф. - отец рус. монашества. Он явился одним из создателей Киево-Печерского мон. и был его вторым (после Варлаама) игуменом (с 1062 до смерти). По его инициативе и под его рук-вом вначале были расширены кельи Дальних пещер, а затем уже на поверхности построены мн. монастыр. сооружения. Вместе с тем Ф. вводит монастыр. устав по греч. образцу ("Студийский устав"), внедрявший полное общежитие монахов: одинаковую одежду, общность имущества и т. д. Его идеалом монастыр. бытия являлось сочетание деят-ности (трудовой) и монастыр. жизни. Сам Ф. принимал активное участие в политич. жизни Киева, выступая против княж. усобиц 70-х гг. 11 в. С им. Ф. связана также борьба с католичеством и иудейством.
Ф. - один из самых чтимых святых рус. православ. церкви. В 1091 состоялось перенесение его мощей в Успенскую ц., а в 1108 совершена его торжеств, канонизация.
Ф. принадлежат 2 послания кн. Изяславу Ярославичу, восемь поучений, а также молитва "за вся крестьяны". Творчество Ф. было популярным в его время, о чем можно судить по большой распространенности его произведений.
ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (около 1036 - 1074), древнерусский церковно-политический деятель, игумен Киево-Печерского монастыря (с 1062), один из его основателей и руководителей постройки; святой (канонизирован в 1102); писатель. Первым на Руси ввел монастырский (Студитский) устав. Поучения ("о терпении и о любви и о посте", "о ползе душевной"), послания, молитва "за все крестьяны". Его житие описал Нестор.
ФЕОДОСИЙ Угличский - ФЕОДО́СИЙ Угличский (ум. 1609), преподобномученик, погибший при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) (собор Ростово-Ярославских святых).
ФЕОДОСИЙ Угличский (ум. 1609) - преподобномученик, погибший при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) (собор Ростово-Ярославских святых).
феодоси́йский (от Феодо́сия)
феодоси́йский п 3a✕~
Феодо́сия - город в Украине, Крым, порт на Чёрном море Железнодорожная станция 85,6 тыс. жителей (1991). Приморский климатический и бальнеогрязевой курорт. Пищевкусовая, стройматериалов, металлообрабатывающая промышленность, мебельная, офсетная фабрики и др. Краеведческий музей, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Литературно-мемориальный музей А. С. Грина. Основан в VI в. до н. э. Остатки генуэзской крепости XIV-XV вв., церкви Иоанна Предтечи, Стефана, Архангелов, Сергия (все XIII-XIV вв.), мечеть Муфти-Джами (XVII в.).
* * *
ФЕОДОСИЯ - ФЕОДО́СИЯ, город на юго-восточном побережье Крыма, в 116 км от Симферополя (см. СИМФЕРОПОЛЬ), порт на Черном море. Железнодорожная станция. Население 85,6 тыс человек (2001). Приморский климатический и бальнеогрязевой курорт. Климат суше и прохладнее, чем на курортах Южного берега. Пляжи ракушечно-песчаные.
Пищевкусовая, стройматериалов, металлообрабатывающая промышленность; мебельная, офсетная фабрики и др.
Основан греками в 6 в. до н. э. В 4 в. до н. э. входил в состав Боспорского государства (см. БОСПОРСКОЕ ГОСУДАРСТВО), в 4 в. разрушен нашествием гуннов (см. ГУННЫ). Во второй половине 13 в. здесь было основано поселение Кафа - центр генуэзских колоний в Крыму. После захвата Кафы татарами здесь долгое время был крупнейший в Крыму невольничий рынок.
Архитектурные памятники: остатки Генуэзской крепости (14-15 вв.) на Карантинном холме, башня Константина, круглая башня, христианские, в том числе армянские церкви (13-14 вв.), мечеть Муфти-Джами (16 в.), церкви - Сергия (армянская), архангелов Гавриила и Михаила; фонтан Айвазовского (1888). В городе многое связано с именем выдающегося русского художника-мариниста И. К. Айвазовского (см. АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович), который родился и похоронен в Феодосии. Местная картинная галерея носит его имя (в галерее свыше 400 картин художника). Краеведческий музей, литературно-мемориальный музей А. С. Грина (см. ГРИН Александр Степанович), в 1990 открыт музей дельтапланеризма.
ФЕОДОСИЯ - город в Крыму, порт на Черном м. Железнодорожная станция. 85,6 тыс. жителей (1991). Приморский климатический и бальнеогрязевой курорт. Пищевкусовая, стройматериалов, металлообрабатывающая промышленность; мебельная, офсетная фабрики и др. Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, литературно-мемориальный музей А. С. Грина. Основан в 6 в. до н. э. Остатки крепости 14-15 вв., мечеть Муфти-Джами (17 в.). Орден Отечественной войны 1-й степени (1982).
город в Крыму, возникший в 1784 г. на месте более древней Ка́фы (см. Ка́фа). Искусственная реставрация античного названия Θεοδοσία, Θεοδοσίη; см. Унбегаун, RЕS 16, 224. Ср. Θεοδοσία παλαιὰ ἦν ΏΕλλὰς πόλις, ΏΙωνικη᾽, Μιλησίων ἄποικος, Арриан, Перипл Понта Евксинского 30 (Geogr. Gr. Мin. I, 394).
-и, ж.; разг. Федо́сия, -и и Федо́сья, -и; прост. Федосе́я, -и.
Производные: Федо́сьюшка; Федо́ся (Федо́са); Фе́дя (Фе́да); Фе́ня (Фе́на); До́ся.
[Женск. к Феодосий (см.).]
† 12 янв., 31 янв., 1 февр., 2 апр., 16 апр., 11 июня, 16 окт.
-и, жен.; разг. Федосия, -и и Федосья, -и; прост. к Федосея, -и.
Производные: Федосьюшка; Федося (Федоса); Федя (Феда); Феня (Фена); Дося.
Происхождение: (Женск. к (см. Феодосий))
Именины: 12 янв., 31 янв., 1 февр., 2 апр., 16 апр., 11 июня, 16 окт.
- Курорт с музеем Александра Грина.
- Родной город художника Ивана Айвазовского.
- Переведите на греческий язык «данная Богом».