Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

рит д'антре е де сорти

рит де пассаж

рита

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Синонимы к слову рита

сущ., кол-во синонимов: 2

Грамматический словарь

Словарь русских имен

, ж. Разг. к Маргарита (см.).

Словарь имён

, жен. Разг. к (см. Маргарита).

Татарские, тюркские, мусульманские имена

Сканворды для слова рита

Полезные сервисы

риталин

Синонимы к слову риталин

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

ританя

Словарь русских имен

Полезные сервисы

ритардандо

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Орфографический словарь

Словарь ударений

ритарда́ндо, нареч.; нескл., с.

Синонимы к слову ритардандо

сущ., кол-во синонимов: 1

Сканворды для слова ритардандо

Полезные сервисы

ритванские языки

Энциклопедический словарь

Лингвистика

Ритва́нские языки́ -

семья индейских языков Северной

Америки, включаемая в алгонкино-вакашскую макросемью (см. Алгонкино-вакашские языки). Объединяет языки вийот

и юрок, до европейского завоевания распространённые на Тихоокеанском

побережье Калифорнии в районе залива Гумбольдта (вийот) и устья реки

Кламат (юрок). В 1962 на вийот говорил 1 чел., на юрок - около 10

чел.

Фонетические системы Р. я. различны. Гласные: i, e, a, u, o, в юрок также ə. В юрок

имеются долгие гласные. В вийот среди смычных согласных противопоставлены придыхательные и

непридыхательные, в юрок - глоттализованные и

неглоттализованные. Вийот имеет дентальные аффрикаты,

отсутствующие в юрок. Представлены спиранты: b - в вийот, s, š, g,

h, ł - в обоих языках. Имеются лабиовелярные.

Глагольные и именные корни обычно не обособлены, например вийот was

огонь’ - bas ‘гореть’, юрок paʔah ‘вода’ - ‘быть мокрым’. Имена

принимают личные притяжательные префиксы.

Имеются также формы локатива и вокатива. Категория числа отсутствует, в юрок множественное число

отмечается лишь у некоторых существительных:

sepolah ‘поле’ - мн. ч. segepolah. Личные местоимения в юрок различают также формы

комитатива и аккузатива. Выделяются послелоги.

Формы лица глагола, как правило, выражаются

суффиксально. Имеются формы взаимности, возвратности и в юрок - пассива:

nek kic teykelewomoyek ‘Я был укушен змеёй’. В Р. я. многочисленны

препозитивные частицы модально-временного и

локативного значения: юрок ho ‘прошедшее время’, kitkwela ‘всё ещё’,

вийот wik ‘сюда’, wa ‘вокруги др. При глагольной форме может быть

несколько частиц: вийот bo-to-kos-kú liłihsił ‘Тогда она обычно шла

убрать это снова’ [букв. - ‘идти-обычно-тогда-снова убрать (это)-она’].

В составе числительных выделяются классификаторы: например, в юрок - числительное

два’ niʔiyeł (о людях), nɨʔɨʔɨʔy (о животных, птицах), noʔoh (о круглых

предметах) и т. п.

Развиты разные способы словообразования: префиксация, суффиксация, словосложение, редупликация и для образования диминутивов - чередование согласных.

Преобладающий порядок слов в простом предложении SVO, в юрок в некоторых случаях он

может играть смыслоразличительную роль: ku pegɨk noʔpʼeʔn mewił

Этот человек преследует лося’, но mewił noʔpʼeʔn ku pegɨk ‘Лось

преследует этого человека’. Определение обычно

предшествует определяемому.

Гипотеза о родстве Р. я. была высказана в

середине 19 в., однако свидетельства их родства немногочисленны.

В работе К. Титера, посвящённой установлению звуковых соответствий

между Р. я., приводится около 85 сопоставлений. Открытым остаётся

вопрос, образуют ли Р. я. единую подгруппу или являются

самостоятельными ответвлениями алгонкино-ритванской группы.

Э. Сепир объединил Р. я. с алгонкинскими

языками.

Sapir E., Wiyot and Yurok, Algonkin languages of

California, «American Anthropologist», 1913, v. 15, № 4;

Reichard G., Wiyot grammar and texts, Berk.,

1925;

Robins R. H., The Yurok language. Grammar, texts,

lexicon, Berk. - Los Ang., 1958;

Teeter K. V., Wiyot and Yurok.

A preliminary study, в кн.: Studies in

Californian linguistics, Berk. - Los Ang., 1964;

его же, The Wiyot language, Berk. - Los

Ang., 1964.

М. Е. Алексеев.

Полезные сервисы

ритвельд (rietveld) геррит

ритвельд геррит

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

ритейк

Синонимы к слову ритейк

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ритейл

Практический толковый словарь

Синонимы к слову ритейл

сущ., кол-во синонимов: 1

Сканворды для слова ритейл

Полезные сервисы

ритейл-парк

Синонимы к слову ритейл-парк

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ритейл-реклама

Синонимы к слову ритейл-реклама

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ритейлер

Синонимы к слову ритейлер

сущ., кол-во синонимов: 2

Новый словарь иностранных слов

Полезные сервисы

ритенберг дзидра артуровна

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

ритенуто

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Орфографический словарь

ритену́то, неизм. и нескл., ср.

Словарь ударений

ритену́то [тэ], нареч.; нескл., с.

Формы слов для слова ритенуто

Синонимы к слову ритенуто

нареч, кол-во синонимов: 2

Морфемно-орфографический словарь

ритену́то, неизм. и нескл., с.

Грамматический словарь

ритену́то н; п 0; с 0

Новый словарь иностранных слов

Сканворды для слова ритенуто

Полезные сервисы

ритидом

Сканворды для слова ритидом

Полезные сервисы

ритина

Толковый словарь Даля

Словарь церковнославянского языка

 (ῥητίνη) смола, бальзам.

Этимологический словарь

рити́на

"(благовонная) смола", церк., др.-русск. ритина. Из греч. ῥητίνη "смола" (Фасмер, Гр.-сл. эт. 166; Преобр. II, 195).

Полезные сервисы

ритион

Синонимы к слову ритион

сущ., кол-во синонимов: 1

рог (13)

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

ритифобия

Синонимы к слову ритифобия

сущ., кол-во синонимов: 1

фобия (608)

Полезные сервисы

ритм

Толковый словарь

РИТМ - сущ., м., употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? ри́тма, чему? ри́тму, (вижу) что? ри́тм, чем? ри́тмом, о чём? о ри́тме; мн. что? ри́тмы, (нет) чего? ри́тмов, чему? ри́тмам, (вижу) что? ри́тмы, чем? ри́тмами, о чём? о ри́тмах

1. В музыке ритмом называется устойчивое сочетание звуков различной высоты и длительности звучания.

Быстрый, замедленный, нарастающий ритм. | Джазовый ритм. | Задавать, держать ритм. | Отбивать ладонями, ногой ритм. | Попасть в ритм. | Сбиться с ритма. | Уловить, поймать ритм. | В ритме мазурки, марша, танго.

2. Чувством ритма называется умение человека распознавать живые музыкальные пульсации.

Иметь врождённое чувство ритма. | Говорили, что слух и чувство ритма были у меня абсолютными.

3. Ритмом называется равномерное чередование вдохов и выдохов, сердечных пульсаций.

Сохранять редкий ритм дыхания. | Восстановить ритм сердца. | Изменение, замедление ритма сердцебиения. | Тахикардия - это нарушение сердечного ритма.

4. Ритмом называется периодичность совершения каких-либо действий, движений и т. д.

Ровный ритм речи, фраз. | Ритм ходьбы.

5. Ритмом называется налаженный ход чего-либо, размеренность в протекании каких-либо событий, ситуаций и т. п.

Деловой ритм. | Ритм современной жизни. | Ритм города. | Болезнь сбила кого-либо с привычного ритма. | В первый же день пришлось входить в трудовой ритм.

ритми́ческий прил.

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

РИТМ ; м. [греч. rhythmos]

1. Равномерное чередование каких. элементов (звуковых, двигательных и т.п.). Ритм дыхания. Ритм сердца. Иметь врождённое чувство ритма. / О согласованности элементов в художественном произведении как средстве создания его композиции. Ритм цветов и красок в коллаже. Ритм букета. В классицизме свой архитектурный ритм.

2. Налаженный ход чего., размеренность в протекании чего. Деловой, трудовой ритм. Ритм жизни. Люди подчинялись единому напряжённому ритму. Болезнь сбила привычный ритм, с привычного ритма.

3. Внутренняя организация музыкального, поэтического и т.п. произведения, основанная на чередовании звуков, движений (темп исполнения, смена эмоций и т.п.). Быстрый, замедленный ритм. Отбивать ногой ритм. Попасть в ритм. Сбиться с ритма. Уловить ритм. В ритме мазурки.

4. обычно мн.: ри́тмы, -ов. Разг. Об эстрадных или танцевальных произведениях. Ритмы эстрады. Передаём танцевальные ритмы.

Ритми́ческий (см.).

* * *

ритм (греч. rhythmós, от rhéō - теку), 1) чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т. п.), происходящее с определённой последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо.

2) В музыке - временна́я организация музыкальных звуков и их сочетаний. С XVII в. в европейском музыкальном искусстве утвердился тактовый, акцентный ритм, основанный на чередовании сильных и слабых долей. Системой организации ритма служит метр. См. также Ритмический рисунок.

3) В стихе - а) общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр; б) реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки в противоположность отвлечённой метрической схеме; в этом значении, наоборот, ритм является частным случаем («ритмической формой», «вариацией», «модуляцией») метра и размера стихотворного.

* * *

РИТМ - РИТМ (греч. rhythmos, от rheo - теку),

1) чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т. п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо.

2) В музыке - временная организация музыкальных звуков и их сочетаний. С 17 в. в музыкальном искусстве утвердился тактовый, акцентный ритм, основанный на чередовании сильных и слабых ударений. Системой организации ритма служит метр (см. МЕТР (в музыке)). См. также Ритмический рисунок (см. РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК).

3) В стихе - а) общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр (см. МЕТР (в стихотворении)); б) реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки в противоположность отвлеченной метрической схеме; в этом значении, наоборот, ритм является частным случаем («ритмической формой», «вариацией», «модуляцией») метра и размера стихотворного (см. РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ).

-----------------------------------

РИТМ-, РИТМО... Первая часть сложных слов. Обозначает отнесённость к ритму; ритмический. Ритм-балет, ритмопластический, ритм-секция, ритм-танец.

Большой энциклопедический словарь

РИТМ (греч. rhythmos - от rheo - теку),1) чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т. п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо.2) В музыке - временная организация музыкальных звуков и их сочетаний. С 17 в. в музыкальном искусстве утвердился тактовый, акцентный ритм, основанный на чередовании сильных и слабых ударений. Системой организации ритма служит метр. См. также Ритмический рисунок.3) В стихе - а) общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр; б) реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки в противоположность отвлеченной метрической схеме; в этом значении, наоборот, ритм является частным случаем ("ритмической формой", "вариацией", "модуляцией") метра и размера стихотворного.

Академический словарь

, м.

Чередование каких. элементов (звуковых, двигательных и т. п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой и т. п.

Ритм дыхания. Ритм сердца.

Пела она с той особенной страстностью выражения и ритма, которая дается одним итальянцам. Тургенев, Накануне.

[Верочка] закрыла глаза, ровно качая головой, очевидно, в ритм стихов, повторяемых ею про себя. М. Горький, Неприятность.

|| перен.

Налаженный ход чего., размеренность в протекании чего.

Жизнь текла размеренно и спокойно, в раз навсегда установленном ритме и порядке. Арамилев, Кровью сердца.

До праздника остается еще несколько дней, но уже во всем чувствуется какое-то волнующее нарастание праздничного ритма. Катаев, Почти дневник.

||

Согласованность каких. художественных элементов в композиции чего.

У каждого архитектурного стиля есть свой ритм, и ритм этот рождается эпохой, характер его определен культурой того народа, который ее создает. Мухина, Заметки художника.

- Ну как вы можете судить о живописи? Что вы понимаете в светотени, в фактуре мазка, в ритме цветов. Гранин, Иду на грозу.

[греч. ‛ρυθμός]

Энциклопедия Кольера

РИТМ - временная организация движения, связанная прежде всего с музыкой, но присущая также поэзии и танцу. В переносном смысле понятие ритма применяется к другим видам искусства и к явлениям природы, где данный термин характеризует обычно регулярность и периодичность временнх и пространственных величин. В музыке понятие ритма употребляется в двух смыслах. В общем смысле термин относится ко всем временн м параметрам музыки, в отличие от других ее параметров, характеризующих звуковой поток и факторы его организациитаковым относятся мелодия, гармония, фактура, форма и т.д.). В узком смысле музыкальный ритм может быть рассмотрен как один из четырех аспектов временной организации западной профессиональной музыки - как ритмическая пульсация (акцентность), метр, темп и ритм. Музыкальная терминология вообще достаточно расплывчата и непоследовательна, и в особенности это относится к понятиям из сферы временнй организации. Так, нередко - и притом небезосновательно - смешиваются понятия "метра" и "ритма": например, одно и то же явление может характеризоваться как "трехдольный метр", "трехдольный ритм" и "трехдольный размер".

<a href='/dict/аспекты' class='wordLink' target='_blank'>АСПЕКТЫ</a> <a href='/dict/временной' class='wordLink' target='_blank'>временной</a> <a href='/dict/организации' class='wordLink' target='_blank'>организации</a> <a href='/dict/западной' class='wordLink' target='_blank'>западной</a> <a href='/dict/профессиональной' class='wordLink' target='_blank'>профессиональной</a> <a href='/dict/музыки' class='wordLink' target='_blank'>музыки</a>.

АСПЕКТЫ временной организации западной профессиональной музыки.

Ритмическая пульсация (акцентность). В основе организации и восприятия звукового потока во времени лежит ритмическая форма, образуемая акцентами и паузами. Единица этой формы и ее длительность (от доли секунды до нескольких секунд) избирается композитором (или исполнителем) и становится исходным пунктом для установления всех иных временнх параметров данного сочинения. Последовательность таких однородных единиц (временнх величин) образует регулярно повторяющуюся пульсацию - ее можно сравнить с размеренным тиканьем часов.

Метр. Даже если описанные выше ритмические единицы равны по длительности и по силе акцента, падающего на каждую из них, человеческий слух редко способен воспринять их последовательность как абсолютно ровную: наше восприятие стремится объединять ритмические единицы в группы по две или по три, с легким выделением первого акцента в каждой группе.

Когда композитор сознательно соединяет ритмические единицы в такие группы (или в разного рода модификации), в сочинении появляется метр. Основные метры возникают из объединения ритмических единиц по две (двудольный метр), по три (трехдольный метр), по четыре (четырехдольный метр) и по шесть (составной двудольный метр, т.е. состоящий из двух групп по три доли). Описанные группы (такты) обозначаются в музыкальной нотации тактовыми чертами (вертикальными линиями, проведенными через нотные станы), которые отделяют один такт от другого. На слух начало такта выделяется легким подчеркиванием первой доли. Четырехдольный метр имеет также дополнительный, более слабый акцент на третьей доле каждой группы, а составной двудольный метр - на четвертой доле. Эти акценты обычно достигаются повышением громкости на акцентируемой доле (динамический акцент, которому в нотации соответствует знак >), но акцентность может выражаться также в повышении высотности звучания (тонический акцент) или в увеличении его продолжительности (агогический акцент). Перенос акцента на слабую долю, достигаемый одним из указанных выше средств, а также резкой сменой гармонии на эту долю, называется синкопой.

Темп. Продолжительность ритмической единицы определяет скорость движения в музыке, или темп. Чем короче временнй промежуток между акцентированными долями, тем быстрее темп. Для обобщенного обозначения темпа широко применяются итальянские термины - например, adagio (медленно), moderato (умеренно) или allegro (быстро), - однако наиболее точны темповые указания, выставленные с помощью метронома: например, указание М.М.= 80 означает, что скорость музыкального движения равна 80 ударам маятника метронома в минуту. Развертывание музыкальной композиции часто приносит смены ритма, которые сообщают композиции разнообразие и необходимые контрасты. Кроме того, в произведении могут быть кратковременные отклонения от основной ритмической пульсации (им соответствует итальянский термин rubato - свободно); нередко они достигаются легким замедлением (ritardando) или ускорением (accelerando) темпа.

Ритм. Очень редко основная сетка ритмической пульсации полностью совпадает с реальным музыкальным звучанием, т.е. редко "озвучиваются" одинаковым образом все акценты. Напротив, музыка состоит из чередований звуков разной длительности, подобно более или менее сложному узору, накинутому на сетку пульсации. Именно последовательность, сочетание и совмещение в одновременности разных длительностей, разных ритмических рисунков создает музыкальный ритм в специфическом значении данного термина.

Нотация. Для обозначения временнх параметров музыкальных звуковтакже пауз между ними) используется простая система знаков. Каждый следующий знак в этой системе обозначает длительность вдвое короче, чем предыдущий. Например, целая нота () состоит из двух половинных нот () Точка, помещенная после ноты или после паузы, увеличивает длительность на половину основной длительности данной ноты или паузы (). Длительность может быть увеличена также при помощи лиги - изогнутой линии, которая связывает две ноты одной высоты (): такая запись означает, что вторая нота реально не звучит, а ее длительность присоединяется к первой ноте. Триольтакже дуоль, квартоль и т.д.), предписывающая деление данной длительности на три (на две, на четыре и т.д.) ритмических единицы, обозначается лигой с цифрой 3 (2, 4 и т.д.) под или над нотной записью ( или ). Обозначения метра обычно появляются в начале композиции в виде дроби, где знаменатель указывает основную ритмическую единицу (половина, четверть, восьмая и т.д.), а числитель - количество долей (акцентов) в такте. Например, обозначение 3/4 указывает, что в каждом такте будет три доли, каждая продолжительностью в четверть (трехдольный размер); обозначение 2/2 указывает, что в каждом такте будет две доли, каждая продолжительностью в половинную ноту (двудольный размер).

Мензуральная ритмика и свободная ритмика. Все вышеизложенное касается только одной ритмической системы, а именно той, которая принята в профессиональной музыке западноевропейской традиции и может быть названа метрической, акцентной (или квалитативной) ритмикой - в отличие от мензуральной (квантитативной) и свободной ритмики. Мензуральная ритмика не опирается на равномерную периодичность акцентов и, соответственно, не имеет постоянного метра. Свободная ритмика (западноевропейской традиции не свойственная) вообще не имеет постоянной ритмической пульсации. Исторически мензуральная ритмика представляет собой древнейший для западной цивилизации тип, поскольку возникает на основе античной теории стихосложения, где долгота слога была основным фактором, а ударение - второстепенным (тоническая система). Хотя в некоторых поэтических и музыкальных жанрах регулярная метрическая ритмика появилась очень рано (трудовые песни, музыка шествий и т.д.), мензуральная ритмика сохраняла свое господство в Средневековье, особенно в церковном григорианском пении (cantus planus), пока в конце 12 в. ее не сменила система ритмических модусов, установленных на основе античных поэтических размеров. В полифонической композиции часто сочетались разные модусы: например, в одном голосе выдерживался хорей, в другом - ямб. Предпочтение, которое оказывалось тогда трехдольному ритму, и необходимость совмещения сильных долей разных модусов при полифоническом письме привели к тому,

что первоначально двудольные размеры (например, дактиль <a href='/dict/энциклопедия' class='wordLink' target='_blank'>Энциклопедия</a> <a href='/dict/кольера' class='wordLink' target='_blank'>Кольера</a> <a href='/dict/ритм' class='wordLink' target='_blank'>РИТМ</a>)

преобразились в трехдольные (<a href='/dict/энциклопедия' class='wordLink' target='_blank'>Энциклопедия</a> <a href='/dict/кольера' class='wordLink' target='_blank'>Кольера</a> <a href='/dict/ритм' class='wordLink' target='_blank'>РИТМ</a>)

, чтобы их сильные доли могли совпадать с сильными долями хорея

(<a href='/dict/энциклопедия' class='wordLink' target='_blank'>Энциклопедия</a> <a href='/dict/кольера' class='wordLink' target='_blank'>Кольера</a> <a href='/dict/ритм' class='wordLink' target='_blank'>РИТМ</a>) и ямба (<a href='/dict/энциклопедия' class='wordLink' target='_blank'>Энциклопедия</a> <a href='/dict/кольера' class='wordLink' target='_blank'>Кольера</a> <a href='/dict/ритм' class='wordLink' target='_blank'>РИТМ</a>).

Результатом явился строго трехдольный метр. Двудольный метр был узаконен теоретиками и композиторами в 14 в.,

хотя фактически он употреблялсямузыке, сопровождавшей шествия и танцы) с древних времен. Признание равноценности

двудольных и трехдольных размеров заложило фундамент современной метро-ритмической системы, которая совершенствовалась

на протяжении 17-19 вв. Исключительной сложностью отличаются ритмические системы древних музыкальных традиций Востока,

особенно Индии; некоторые из подобных систем восходят к глубокой древности.

Ритмические новации в современной музыке. Музыка 20 в., с ее революционным подходом к разным аспектам музыкального языка, привнесла немало нового и в метро-ритмическую организацию. В современной музыке широко употребляются нерегулярные метры, т.е. не двудольные и не трехдольные, например, 5/4 или 7/8. Для стиля И.Ф.Стравинского весьма типична полиметрическая организация, т.е. быстрая смена разных метров (например,

т.е. длительность основной ритмической единицы - например, 5/4, потом 3/8, а затем 2/4 ), возникает эффект свободной ритмики. Ряд авторов 20 в. (например, Ч. Айвз) часто прибегали к соединению в разных голосах фактуры разных метров, т.е. к полиметрии. Хотя основное качество ритма в специфическом значении этого понятия, последовательность звуков и пауз разной длительности, остается неприкосновенным, возрастающие сложность и разнообразие ритмических моделей - одна из главных характеристик музыкального искусства 20 в." alt="). В результате возникает эффект, близкий мензуральному ритму, поскольку при подобных сменах стирается регулярность возвращений сильной доли. Кроме того, если часто меняется знаменатель размера (т.е. длительность основной ритмической единицы - например, 5/4, потом 3/8, а затем 2/4 ), возникает эффект свободной ритмики. Ряд авторов 20 в. (например, Ч. Айвз) часто прибегали к соединению в разных голосах фактуры разных метров, т.е. к полиметрии. Хотя основное качество ритма в специфическом значении этого понятия, последовательность звуков и пауз разной длительности, остается неприкосновенным, возрастающие сложность и разнообразие ритмических моделей - одна из главных характеристик музыкального искусства 20 в.">

). В результате возникает эффект, близкий мензуральному ритму, поскольку при подобных сменах стирается регулярность возвращений сильной доли. Кроме того, если часто меняется "знаменатель" размера (т.е. длительность основной ритмической единицы - например, 5/4, потом 3/8, а затем 2/4 ), возникает эффект свободной ритмики. Ряд авторов 20 в. (например, Ч. Айвз) часто прибегали к соединению в разных голосах фактуры разных метров, т.е. к полиметрии. Хотя основное качество ритма в специфическом значении этого понятия, последовательность звуков и пауз разной длительности, остается неприкосновенным, возрастающие сложность и разнообразие ритмических моделей - одна из главных характеристик музыкального искусства 20 в.

ЛИТЕРАТУРА

Холопова В. Музыкальный ритм. М., 1980

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова ритм

Синонимы к слову ритм

1. такт (разг.); каданс (муз.)

2. перен. пульс, биение пульса

Тезаурус русской деловой лексики

Эпитеты русского языка

Идиоматика

Лингвистика

Ритм

(греч. ῥυθμός - размеренность, стройность,

соразмерность, от ῥέω - теку)

речевой - регулярное повторение

сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую,

текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функции. Ритм

речевой - одно из проявлений фундаментальной закономерности природы,

её ритмичности. Служит основой эстетической организации художественного текста -

стихотворного и прозаического. Наиболее ярко выражен в стихотворных

текстах, наименее - в спонтанной диалогической

речи.

Единицами ритма являются: в прозе - ритмическая группа,

синтагма; в стихе - звук, слог, ритмическая

группа, строка, строфа. Эти единицы образуют иерархическую систему.

Основная единица - ритмическая группа, которая состоит, по крайней мере,

из одного ударного слога и примыкающих к нему

безударных слогов. Существуют сложные ритмические группы, в которых

содержится два и более ударных слогов, несущих ударение разной степени.

Ритмическая группа объединяется мелодическим движением. Ударные слова

одной ритмической группы образуют тесное смысловое единство.

В формировании ритма участвуют все возможные языковые средства:

звуковые, интонационные, синтаксические,

лексико-семантические,

например различного рода повторы, синтаксический параллелизм,

регулярности воспроизведения интонационных модификаций (см.

Интонация).

Особенности ритма в конкретном тексте подчинены его основной идее.

Ритмические явления происходят на фоне аритмических. В стихе ритм

взаимосвязан с метром, но не идентичен ему. Речевой ритм мало

изучен.

Жирмунский В. М., Введение в метрику. Теория стиха, Л.,

1925;

его же, Теория стиха, Л., 1975;

Пешковский А. М., Стихи и проза с лингвистической точки

зрения, в его кн.: Сборник статей. Методика родного языка, лингвистика,

стилистика, поэтика, Л.-М., 1925;

его же, Принципы и приёмы стилистического анализа и оценки

художественной прозы, в сб.: Ars poetica, М.,

1927;

Тимофеев Л. И., Ритм стиха и ритм прозы, «На литературном

посту», 1928, № 19;

его же, Проблемы стиховедения. Материалы к социологии

стиха, М., 1931;

Томашевский Б. В., Стих и язык, М., 1959;

Иванова-Лукьянова Г. Н., О ритме прозы, в сб.: Развитие

фонетики современного русского языка, [в. 2], М., 1971;

Антипова А. М., Типы речевого ритма, «Сборник научных

трудов МГПИИЯ им. М. Тореза». 1977, в. 108;

её же, Характер взаимосвязи ритма и других компонентов

интонации, в кн.: Фонология. Фонетика. Интонология, М., 1979;

её же, Ритмическая система английской речи, М., 1984;

Задоенко Т. П., Ритмическая организация потока китайской

речи, М., 1980;

Essen O. von, Rhythm and melody in Germanic

languages, в кн.: Manual of phonetics, Amst.,

1957;

Pike K., Practical phonetics of rhythm waves,

«Phonetica», 1962, v. 8.

И. Г. Торсуева.

Лингвистические термины

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

См. ritmo.

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

ритм м 1a

Педагогическое речеведение

Ритм (греч. rhytmos - соразмерность, стройность)

1) чередование каких-либо элементов (звуков, изображений или предметов), происходящее с определенной последовательностью;

2) упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.

Р. представляет собой внутреннюю организацию образов, воспринимаемых человеком и служащих основой его действий. Чувство Р. в основе своей имеет моторную (двигательную) природу. Нельзя просто «слышать Р.». Слушатель только тогда переживает Р., когда «сопроиз-водит» его.

Р. часто отождествляют с ритмичностью - более узким понятием по отношению к Р., т. е. с периодической повторяемостью, цикличностью движения, линий, цветовых сочетаний, предметов и изображений. Но ритмичность не всегда возможна, тогда как Р. возникает всякий раз при структурном объединении нашим сознанием ряда звуков (или звуковых акцентов) во времени или нескольких предметов (изображений) в пространстве.

Строгая ритмическая организация характерна для стихов. Однако не следует отождествлять Р. и метр (стихотворный размер), который задает лишь закономерность чередования ударных и безударных слогов, но не определяет их длительности. Что касается Р., то он может следовать размерности стиха (как, например, в детских считалках, некоторых частушках, прибаутках), но гораздо чаще формируется как бы параллельно, подчиняясь эмоционально-волевым движениям исполнения стихотворения. Точки пересечения метра и Р. возникают обычно там, где этого требуют законы языка. Коренное отличие Р. стиха от его размера в том, что размер зафиксирован в словах, составляющих стихотворениетексте), а Р. рождается при чтении стиха и обусловлен как стихотворным размером, так и индивидуальными особенностями читающего, а также ситуацией, в которой происходит превращение написанного текста в звучащий.

Наиболее сложен Р. прозаической речи. Мы с трудом улавливаем Р. обычной нестихотворной речи, но легко обнаруживаем его нарушение, например заикание, неожиданные остановки и само-перебивы в речи. Очевидно, психика человека устроена так, что ей требуется постоянное ощущение равномерной пульсации, пусть неявной и накапливающейся на каком-то временном интервале из разрозненных сегментов речиэтом случае происходит «интегрирование», суммирование пульсаций).

Замечено, что психофизиологические функции, связанные с положительными эмоциями, предполагают высокую степень ритмичности. В то же время боль, страдание, страх - вообще отрицательные эмоции - вызывают нарушение ритмики организма. Имеется и обратная зависимость: ритмичность сама по себе дает известное удовлетворение, а ритмическая дезорганизация приводит к отрицательным эмоциям. Вероятно, именно эта психофизиологическая закономерность лежит в основе интуитивного выбора того или иного Р. устного высказывания.

Лит.: Леей В. Вопросы психологии музыки // Дирижерское исполнительство. - М., 1975; Моисеева Н.И. Восприятие времени человеческим сознанием // Хронобиология и хрономедицина. - М., 1989; ЛЭС. - М., 1990; Черемисина Н.В. Вопросы эстетики русской художественной речи. - Киев, 1981.

А.А. Князьков

Методические термины

Этимологический словарь

Заимств. в XIX в. из франц. яз., где rythme < лат. rhythmus, переоформления греч. rhythmos «размеренность, такт». В первой половине XIX в. отмечалась форма рифм. См. рифма.

род. п. . Из франц. rythme, м., от лат. rhythmus, греч. ῥυθμός.

Словарь галлицизмов русского языка

РИТМ а, м. rythme m. <гр. rhythmos размеренность, такт. Слово "ритм" происходит от древнегреческого "рютос" текучий. Журн. для всех 1929 № 12.

1. Равномерное чередование каких. элементов (звуковых, двигательных и т. п.), присущее действию, течению, развитию чего. БАС-1. Особенно взятый танцевальный шаг, из коего составлены танцы, называется pas, и движение посредством pas происходит по известному такту, или ритму, наблюдение коего музыка показывает и облегчает. Л. Г. Якоб Начертание эстетики. // Эст. трактаты 1974 2 138-139. Пела она с той особенной страстностью выражения и ритма, которая дается одним итальянцам. Тург. Накануне. Диссонансы с из последствиями, модуляциями, разрушили всю систему плавнаго пения, монодия, то есть пение одного голоса с аккомпаниментом инструментов предвещало мелодию, и ее могучаго спутника, ритм. БДЧ 1852 7 243. || О размеренном, налаженном каким. образом ходе, протекании чего. БАС-1. Итальянец часто ведет самую пустую и праздную жизнь, но с каким-то артистическим, грациозным ритмом. Герц. Былое. Такой ритм жизни, что некогда даже придти в себя. А. Рас. // ЛГ 11. 9. 2002. ♦ Войти, входить в ритм какой и чего. || О согласованности элементов в художественном произведении как средстве создания его композиции. БАС-1. Все эти массы разнообразных тканей уложены < в картине> свободно и красиво, не нарушая ритма фигур, не загружая пространство. В. Яковлев О вел. рус. художниках. - Лекс. САН 1847: рифм; Толль 1864: ритм.

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова ритм

Полезные сервисы

ритм или такт

ритм речи

Лингвистические термины

Полезные сервисы

ритм текста

ритм-группа

Энциклопедический словарь

Орфографический словарь

Синонимы к слову ритм-группа

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

Полезные сервисы

ритм-секция

ритм-энд-блюз

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Слитно. Раздельно. Через дефис

Синонимы к слову ритм-энд-блюз

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ритменный

Толковый словарь Ожегова

РИТМ, , м.

Синонимы к слову ритменный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ритмизация

Толковый словарь

Энциклопедический словарь

Сканворды для слова ритмизация

Полезные сервисы