Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

скончаться

Формы слов для слова скончаться

Полезные сервисы

суицид

Энциклопедия Кольера

СУИЦИД (самоубийство), намеренное прекращение собственной жизни. Термин "суицидальные жесты" применялся для описания форм поведения, при которых индивид наносит себе повреждения, зачастую достаточно тяжелые, без намерения убить себя. Это выражение сейчас используют все реже, поскольку оно может отражать ошибочное истолкование намерений человека, который замышляет самоубийство. Большинству совершившихся суицидов предшествует по меньшей мере одна неудачная попытка; в то же время не столь редки случаи, когда люди, наносившие себе повреждения в попытке заглушить психические страдания, непреднамеренно убивали себя. Всякая попытка суицида или самоповреждения должна приниматься всерьез; следует сделать все для того, чтобы лицам, совершающим эти действия, была оказана профессиональная помощь.

Исторические и культурные факторы. Суициды совершались на протяжении всей истории человечества. Одно время полагали, что это болезнь современной цивилизации, неизвестная примитивным культурам. Однако подобное обобщение неверно; в некоторых примитивных культурах частота суицида относительно высока, в других не существует само это понятие. В Древней Греции самоубийство в общем не осуждалось; отрицательное отношение к нему Платона - исключение. Некоторые школы греческой философии, в частности стоики и киники, одобряли совершение суицида в особых ситуациях. В римские времена суицид был довольно распространен, особенно среди греческих рабов. Иудейская религия, подчеркивающая святость человеческой жизни, осуждает его. Тем не менее существует несколько примеров суицида в еврейской исторической литературе; наиболее известен массовый суицид 960 человек в Масаде, предпринятый во избежание резни и порабощения римлянами в 73 н.э. Законы Талмуда запрещали произносить надгробное слово над телом самоубийцы, но поощряли сочувственно отношение к родственникам погибшего. Самоубийство было, по-видимому, довольно распространено в раннехристианские времена, в период Римской империи. В христианстве впервые официальное осуждение суицида сформулировал св. Августин (354-430) в книге О Граде Божием (De civitate Dei). В 13 в. Фома Аквинский осуждал самоубийство на основании трех причин: как извращение природного чувства самосохранения, как прегрешение против общества и как прегрешение против Бога. Некоторые азиатские культуры придерживались более терпимого отношения к суициду. Например, в ряде областей Индии и Китая было принято самоубийство вдов после смерти мужей. Другие типичные мотивы - попытка избежать пленения во время войны, стремление следовать за учителем и после его смерти, нежелание пожилых стать обузой для семьи. В Японии многие воины и представители благородных классов прибегали к суициду как к альтернативе наказания за содеянное преступление и единственно достойному способу избавить от позора себя и свою семью. С другой стороны, в истории мусульман суицид - явление редкое. Коран строжайше его запрещает, и частота самоубийств среди мусульман остается низкой и сегодня. Юридические установки по отношению к самоубийству тоже изменялись. Английский закон запрещал суицид и применял наказание к лицам, предпринимавшим попытки нанести себе повреждения. В большинстве современных культур законодательные запреты или религиозные табу препятствуют совершению самоубийства. Например, в большинстве штатов США действует закон, запрещающий помощь другому человеку в осуществлении суицида. С другой стороны, в ряде стран, например в Нидерландах, разрешена эвтаназия ("самоубийство с врачебной помощью"), т.е. прием быстро действующих и вызывающих летальный исход препаратов, назначенных врачом с целью положить конец мучениям больного с изнурительной смертельной болезнью. Эвтаназия стала предметом горячих споров в связи с достижениями медицины, позволяющими продлить жизнь безнадежно больных. В редких случаях, например в военное время, акты самоуничтожения могут рассматриваться как альтруистические, особенно если речь идет о смерти ради спасения других людей. Социологи пытались объяснить самоубийство действием социальных и культурных факторов. Э.Дюркгейм, например, рассматривал его в контексте деградации социальных связей и нарастающей изоляции человека в обществе. Другие социологи усматривали причину суицидов в чрезмерной урбанизации, крахе нуклеарной семьи и снижении влияния церкви. Некоторые писатели воспевают самоубийство как проявление артистического самовыражения - такая романтизация игнорирует муки человека, замышляющего самоубийство, и страдания его близких.

Факторы риска. Исследования показали, что в определенных группах частота самоубийств повышена. Например, среди мужчин она в три раза выше, чем среди женщин, хотя частота суицидальных попыток значительно выше у женщин. В какой-то степени эти различия могут быть объяснены тем, что мужчины обычно совершают самоубийство с помощью таких смертоносных средств, как пистолетный выстрел, повешение или отравление угарным газом, в то время как женщины чаще прибегают к приему больших доз лекарств, что с меньшей вероятностью приводит к смерти. Исторически частота самоубийств была наивысшей среди пожилых, однако в конце 20 в. отмечается резкий рост суицидов в группе 15-24-летних. Повышают риск безработица и отсутствие собственной семьи. Психологические факторы риска включают чувство безнадежности, неспособность найти выход из сложившейся ситуации, острую тревогу и мысль о том, что смерть будет избавлением от душевных мук. Ненависть к себе, чувство вины и утрата вкуса к жизни могут усугублять склонность к суициду. К поглощенности мыслями о самоубийстве, наличию плана и средств его осуществления следует относиться очень серьезно. Опыт насилия, поджога, убийства и предшествующие суицидальные попытки увеличивают вероятность самоубийства.

Социальные факторы. Недостаток социальной поддержки - важный фактор риска, в то время как связи с семьей, церковной общиной или другими социальными институтами снижают вероятность того, что индивид с суицидальными побуждениями их реализует. Среди лиц, заботящихся о маленьких детях, частота суицидов значительно снижена.

Религиозные и культурные факторы. Частота самоубийств в католических странах традиционно ниже, чем в протестантских. Периоды экономической нестабильности, такие как Великая депрессия 1930-х годов, отмечены повышенной частотой самоубийств.

Психиатрические и медицинские факторы. Суициды могут совершаться и на почве психического заболевания, чаще всего - депрессивного расстройства. Высокому риску подвержены также больные маниакально-депрессивным психозом (характеризующимся резкими перепадами настроения), тревожными расстройствами (включая паническое расстройство и посттравматический стресс) и шизофренией. Алкоголизм и наркомания тоже, несомненно, относятся к факторам риска. Не только психические, но и соматические болезни, в особенности рак, СПИД, глубокие эндокринные расстройства, судорожные припадки и дегенеративные неврологические заболевания, повышают опасность совершения больным самоубийства. Следует подчеркнуть, что большинство людей с тяжелыми соматическими заболеваниями не становятся самоубийцами, а выражение ими суицидальных мыслей скорее указывает на необходимость обследования психиатром, поскольку отчаяние человека может быть связано со вполне излечимой депрессией. Отметим, однако, что несмотря на обширные знания о лицах с повышенным риском суицида, невозможно точно предсказать ни самоубийство, ни его попытку. Подобные предсказания, основанные на данных о факторах риска, остаются сомнительными.

Лечение. К человеку, который обсуждает идею самоубийства или пытается его совершить, следует относиться серьезно. Показано срочное медицинское обследование. Оценка риска суицида включает выявление лежащего в основе психического или соматического заболевания, наличия или отсутствия социальной поддержки, недавней утраты близких, предшествующих суицидальных попыток или актов насилия, плана самоубийства и доступности средств для выполнения этого плана, возможного влияния психоактивных средств; необходимо также изучение семейного анамнеза (соответствующей истории семьи). Если человек внезапно начинает строить планы, связанные со смертью, например, составляет завещание, покупает место на кладбище или раздает собственность, то можно подозревать, что он обдумывает самоубийство. Лечение такого пациента состоит из двух компонентов. Первый шаг - обеспечение безопасности. Во многих случаях требуется госпитализация, иногда круглосуточное наблюдение. Нужно изъять любые средства самоуничтожения, т.е. убрать огнестрельное оружие, ножи, медикаменты, ограничить доступ к окнам верхних этажей и к автомобилям. В целом, лица с суицидальными намерениями должны содержаться в условиях, обеспечивающих их безопасность, но при наименьших ограничениях. Если пациент не госпитализирован, бывает достаточно присутствия ответственного члена семьи или друга, однако должно быть немедленно начато амбулаторное лечение. Второй шаг - лечение лежащего в основе заболевания. Пациенты с депрессивным расстройством или маниакально-депрессивным психозом обычно подвергаются комбинированному медикаментозному и психотерапевтическому лечению. Тревожные расстройства тоже часто удается купировать с помощью лекарственных средств и/или психотерапии. Пациентов с наркотической или алкогольной зависимостью убеждают сохранять трезвость, поскольку интоксикация повышает риск импульсивного самоповреждения. Им показаны участие в группах "Анонимных алкоголиков", индивидуальная и групповая психотерапия, медикаментозное лечение. Каждый человек, замышляющий самоубийство, должен быть осмотрен врачом; необходима также повышенная социальная поддержка. Может потребоваться продолжительное медикаментозное лечение. Психотерапия, в том числе семейная и групповая, полезна для понимания пациентом причин его саморазрушительных побуждений, а также для выработки более эффективных способов решения личностных проблем и взаимодействия с людьми.

Последствия суицида. Завершенное самоубийство - это обычно тяжелый удар для близких погибшего: друзей и членов семьи, опекающих его лиц, товарищей по учебе или работе. Они страдают, испытывая чувства горя, вины или гнева по отношению к скончавшемуся, полагают, что могли бы предотвратить беду. Для того, чтобы облегчить выражение этих чувств, неизбежно возникающих после самоубийства близкого человека, бывают полезны семейное консультирование и групповые терапевтические сеансы с товарищами умершего.

Предупреждение. Частота суицидов продолжает возрастать, несмотря на достигнутые в последнее время успехи в изучении психических заболеваний и оказании психиатрической помощи. Предупреждение суицидов требует разнообразных мер, затрагивающих многие уровни жизни общества. Уже в настоящее время действуют прекрасные программы, такие, как "телефоны доверия" с обученными консультантами, или программы, нацеленные на пропаганду знаний о психических заболеваниях и выявлениенаправлением в случае необходимости на лечение) лиц с депрессией и другими расстройствами. Просвещение общества во всем, что касается самоубийств и психических заболеваний, очень важно для своевременного выявления лиц со склонностью к суициду. Хотя в большинстве регионов действуют те или иные службы помощи психически больным, не везде они одинаково доступны. Возможен долгий период ожидания встречи с врачом, лечение нередко прерывается. Кроме того, люди, страдающие психическими расстройствами, подчас не осознают, что медицинская помощь им нужна, неохотно обращаются к врачу и им бывает нелегко "путешествовать" по кабинетам, разыскивая соответствующую службы социальной помощи. Существенно, чтобы такие службы были доступны, человек в кризисе мог быть срочно обследован специалистом, а лечение начато незамедлительно. Суицид - индивидуальный поступок с громадными последствиями для окружающих, как членов семьи, так и общества. Хотя полное исключение самоубийств вряд ли достижимо, вполне возможно снижение их частоты, так как большинство лиц, предпринимающих такого рода попытки, страдают психическими расстройствами, поддающимися лечению. Доступность медицинской и социальной помощи и снятие клейма психической болезни - два важных фактора, которые могут заметно снизить частоту суицидов.

Полезные сервисы

эрмитаж

Энциклопедический словарь

Эрмита́ж - в Санкт-Петербурге (от франц. ermitage - место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры VIII-XIX вв. Реставрационный отдел. Здания Эрмитажа - Зимний дворец (1754-62, архитектор В. В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-67, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-87, архитектор Ю. М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-52, архитектор Л. фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-87, архитектор Дж. Кваренги) - выдающийся архитектурный ансамбль.

* * *

ЭРМИТАЖ - ЭРМИТА́Ж в Санкт-Петербурге (от франц. ermitage - место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры 8-19 веков. Реставрационный отдел.

Здания Эрмитажа - Зимний дворец (1754-1762, архитектор В. В. Растрелли (см. РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич)), Малый Эрмитаж (1764-1767, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот (см. ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ Жан Батист Мишель)), Старый Эрмитаж (1771-1787, архитектор Ю. М. Фельтен (см. ФЕЛЬТЕН Юрий Матвеевич)), Новый Эрмитаж (1839-1852, архитектор Л. фон Кленце (см. КЛЕНЦЕ Лео фон)), Эрмитажный театр (1783-1787, архитектор Джиакомо Кваренги (см. КВАРЕНГИ Джакомо) ) - выдающийся архитектурный ансамбль. В 1754 императрица Елизавета Петровна (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна) утвердила проект новой резиденции, предложенный ведущим архитектором русского барокко Ф. Б. Растрелли. Строительство дворца продолжалось восемь лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и краткое правление Петра III (см. ПЕТР III Федорович). Екатерина II (см. ЕКАТЕРИНА II) потребовала внести изменения в первоначальный проект в соответствии с новой архитектурной модой - стилем классицизм (см. КЛАССИЦИЗМ). Осенью 1763 Екатерина II, возвратившись после коронационных торжеств из Москвы в Петербург, становится полновластной хозяйкой Зимнего дворца.

По заказу императрицы были построены здания Малого и Большого Эрмитажей, возведено здание Эрмитажного театра, - сложился тот неповторимый ансамбль дворцовых зданий, который ныне занимает музей Государственный Эрмитаж.

Екатерина II приобретает собрания произведений искусства, которые положили начало будущему музею Эрмитаж, основательницей которого она считается. В 1764 была куплена коллекция, собранная берлинским купцом И. Э. Гоцковским для прусского короля Фридриха II (см. ФРИДРИХ II Великий). Собрания насчитывали 225 картин, преимущественно фламандских и голландских, наряду с несколькими произведениями итальянских художников 17 в. Среди лучших в коллекции - «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» Ф. Халса (см. ХАЛС Франс) и «Гуляки» Я. Стена (см. СТЕН Ян).

В 1765-66 гг. по желанию императрицы, рядом с парадной резиденцией - Зимним дворцом, архитектор Ю.М. Фельтен возвел 2-этажный корпус. Черты уходящего барокко (см. БАРОККО) и зарождающегося классицизма органично и естественно соединились в облике этого здания. Позже, в 1767-69 гг., архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот построил на берегу Невы павильон для уединенного отдыха с парадным залом, несколькими гостиными и оранжереей. Здание, оформленное в стиле раннего классицизма, отличают строгие пропорции, соразмерные архитектурным членениям Зимнего дворца. Созданный в конце 18 в. архитектурный ансамбль получил название Малый Эрмитаж. Художественные коллекции, размещенные в продольных галереях, положили начало собраниям императорского музея.

Летом 1769 в Петербург прибыла купленная у наследников коллекция Г. Брюля, содержавшая множество гравюр и рисунков, свыше 600 картин голландской, французской, фламандской, итальянской и немецкой школ. Среди шедевров коллекции - полотна Рембрандта (см. РЕМБРАНДТ) «Портрет ученого», «Портрет старика в красном», Рубенса (см. РУБЕНС Питер Пауль) «Персей и Андромеда», работы Пуссена (см. ПУССЕН Никола) «Снятие с креста» и Ватто (см. ВАТТО Антуан) «Затруднительное предложение», а также пейзажи кисти Рейсдаля (см. РЕЙСДАЛ Якоб ван). С этой коллекцией в Эрмитаж поступила серия видов Дрездена и Пирны, исполненная по заказу коллекционера итальянским художником Беллотто (см. БЕЛЛОТТО Бернардо). Среди итальянских картин особый интерес вызывает полотно Тьеполо (см. ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста) «Меценат представляет Августу свободные искусства», написанное около 1745.

В 1771-87 гг. по заказу Екатерины II для размещения дворцовых коллекций и библиотеки на берегу Невы рядом с Малым Эрмитажем было построено здание, превосходящее его своими размерами и получившее имя «Большого Эрмитажа». Созданное архитектором Ю. М. Фельтеном 3-этажное строение органично вписалось в существовавший дворцовый ансамбль. В 1792.Дж. Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились Лоджии Рафаэля - близкое к оригиналу повторение знаменитой галереи папского дворца в Ватикане. Переходная галерея соединила новое здание с Северным павильоном Малого Эрмитажа, а арка через Зимнюю канавку - с театром. В 1772 в Париже состоялась покупка знаменитой картинной галереи, принадлежавшей скончавшемуся за 2 года до этого А. Кроза. Коллекция обогатила музей такими шедеврами как «Святое семейство» Рафаэля (см. РАФАЭЛЬ САНТИ), «Юдифь» Джорджоне (см. ДЖОРДЖОНЕ), «Даная» Тициана (см. ТИЦИАН), «Даная» и «Святое семейство» Рембрандта, «Оплакивание Христа» Веронезе (см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло). Среди произведений Рубенса были приобретены «Вакх» и «Портрет камеристки», эскизы для Люксембургского дворца в Париже. Ван Дейк (см. ВАН ДЕЙК Антонис) был представлен 6 портретами, в том числе автопортретом. Помимо картин итальянской, голландской и фламандской школ, коллекция Кроза была исключительно богата полотнами французских мастеров 17-18 вв.: Ленена (см. ЛЕНЕН), Пуссена, Миньяра, Ларжильера (см. ЛАРЖИЛЬЕР Никола), Ватто (см. ВАТТО Антуан), Ланкре (см. ЛАНКРЕ Никола), Шардена (см. ШАРДЕН Жан Батист Симеон).

Приобретение в 1779 в Англии знаменитой галереи Уолпола (198 картин) стало одним из важнейших событий в истории Эрмитажа. Собрание заложило основу эрмитажной коллекции итальянской живописи 17 в. - с ним пришли картины Джордано «Вакх» и «Кузница Вулкана», Г. Рени (см. РЕНИ Гвидо) «Спор отцов церкви», С. Розы (см. РОЗА Сальваторе) «Блудный сын» и «Демокрит и Протагор».Исключительно обогатилась коллекция фламандской живописи, которая за единичными исключениями приняла с этого момента свой нынешний облик. Тогда поступили «Пейзаж с возчиками камней», «Пир у Симона Фарисея», эскизы маслом триумфальных арок Рубенса, многие работы Ван Дейка (см. ВАН ДЕЙК Антонис) - «Мадонна с Куропатками» и портреты лондонского периода, 4 огромные «Лавки» и «Птичий концерт» Снейдерса (см. СНЕЙДЕРС Франс). В составе этого собрания Эрмитаж приобрел шедевры других школ - «Святое семейство» и «Моисей иссекающий воду из скалы» Пуссена, «Непорочное зачатие» и «Поклонение пастухов» Мурильо (см. МУРИЛЬО Бартоломе Эстебан), «Жертвоприношение Авраама» Рембрандта. В 1781 была приобретена коллекция графа Бодуэна, насчитывавшая 119 картин преимущественно голландской и фламандской школ. Она включала 9 картин Рембрандта, среди которых «Портрет старика», «Портрет старушки», «Портрет Иеремиаса де Деккера», «Девушка примеряющая серьги», а также полотна Ван Дейка, Остаде (см. ОСТАДЕ), Рейсдала, Тенирса Младшего (см. ТЕНИРС Давид).

В 1787 было завершено строительство Эрмитажного театра по проекту архитектора Дж. Кваренги (см. КВАРЕНГИ Джакомо). Здание, отличающееся гармонией и уравновешенностью архитектурных масс, является прекрасным образцом русского классицизма конца 18 в. По его же проекту был создан к 1795 Большой тронный (Георгиевский) зал, уничтоженный пожаром в 1837.

Вступление русских войск в Париж в 1815 г. ознаменовалось приобретением собрания, обогатившего Эрмитаж рядом первоклассных произведений из галереи Мальмезонского дворца. К наиболее ценным приобретениям Эрмитажа относятся «Святое семейство» А. дель Сарто (см. АНДРЕА ДЕЛЬ САРТО), две одноименные картины - «Снятие с креста» кисти Рембрандта и Рубенса, серия полотен Клода Лоррена (см. ЛОРРЕН Клод), посвященная времени суток, «Бокал лимонада» Терборха (см. ТЕРБОРХ Герард), «Завтрак» Метсю (см. МЕТСЮ Габриель), «Ферма Поттера». Собрание Эрмитажа обогатилось работами итальянской, голландской, фламандской школ. Большое значение для Эрмитажа имело приобретение четырех статуй Кановы (см. КАНОВА Антонио): «Геба», «Парис», «Танцовщица» и «Психея и Амур».

В 1826 по проекту К. Росси (см. РОССИ Карл Иванович) была создана галерея 1812 года. На стенах галереи в пять рядов были помещены 332 поясных портрета генералов - героев Отечественной войны 1812 года. К 1833 были закончены Фельдмаршальский и Петровский залы по проекту О. Монферрана (см. МОНФЕРРАН Август Августович). Вечером 17 декабря 1837 в Зимнем дворце произошел сильный пожар, приведший из-за конструктивных ошибок архитектора Монферрана к трагическим последствиям. Небывалый пожар полностью уничтожил великолепную отделку царской резиденции, стерев целую эпоху в истории дворца. Почти сразу после пожара начались восстановительные работы, порученные архитектору В. П. Стасову (см. СТАСОВ Василий Петрович). К 1841 большая часть Эрмитажа была восстановлена в прежнем виде.

В 1850 в Венеции была приобретены картины из дворца Барбариго, где в конце 16 в. умер Тициан (см. ТИЦИАН). Ко времени этой покупки в собрании Эрмитажа уже были 3 картины великого венецианца: «Даная» и «Портрет молодой женщины» (коллекция Кроза, 1772), «Бегство в Египет» (коллекция Брюля, 1769). К ним прибавились еще 5 работ, среди которых шедевры - «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».

В 1842-51 гг. был возведен в историческом стиле Новый Эрмитаж. Для его строительства Николай I (см. НИКОЛАЙ I Павлович) пригласил немецкого зодчего Л. фон Кленце (см. КЛЕНЦЕ Лео фон), стоявшего у истоков европейской музейной архитектуры. Осуществление проекта Л. фон Кленце было поручено архитекторам В. П. Стасову и Н. Е. Ефимову. Интерьеры музея сохранились до нашего времени в почти неприкосновенном виде.

В 1858 было завершено оформление Павильонного зала по проекту А. И. Штакеншнейдера (см. ШТАКЕНШНЕЙДЕР Андрей Иванович), а в 1860 им же были созданы парадные интерьеры Большого Эрмитажа. Приобретенное в 1861 собрание маркиза Кампана обогатило античные коллекции Эрмитажа. Собрание музея пополнилось интереснейшими этрусскими памятниками, италийскими и аттическими вазами и бронзами, в том числе знаменитой «Царицей ваз». Вместе с древностями были куплены фрески, вышедшие из мастерской Рафаэля. В 1864 граф Литта, владевший в Милане фамильной картинной галереей, которая пользовалась известностью в Италии, обратился в Эрмитаж с предложением продать ее. Выехавший на место С. А. Гедеонов (см. ГЕДЕОНОВ Степан Александрович), директор Императорского Эрмитажа, отобрал из состава галереи 4 картины. Самой ценной среди них была «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ), называющаяся с тех пор: «Мадонна Литта». В 1870 у графа Конестабиле была куплена «Мадонна Конестабиле» Рафаэля.

В 1884 была приобретена коллекция русского дипломата А. Базилевского. В ней были прекрасно представлены памятники раннехристианского и византийского искусства, церковная утварь романской и готической эпохи, изделия из резной кости 13-14 вв., рейнские и лиможские эмали (см. ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ) 12-16 вв., венецианское (см. ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО) и немецкое стекло, итальянская майолика (см. МАЙОЛИКА), французские и испано-мавританские фаянсы. Покупку этого собрания можно считать одним из наиболее удачных приобретений целых собраний, сделанных Эрмитажем за все время его истории. В 1885 в Эрмитаж была передана коллекция Арсенала из Царского Села - богатейшая коллекция доспехов и оружия, возникшая в первой четверти 19 в.

В 1914 коллекцию Эрмитажа украсила «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа») Леонардо да Винчи. Первая мировая война прервала нормальную жизнь музея. В августе часть ценностей, в том числе Галерея драгоценностей, была вывезена в Москву. Однако Картинная галерея оставалась на месте.

В марте 1917 после Февральской революции на общем собрании сотрудников Эрмитажа было решено работу в музее продолжать в полном объеме, но публику временно не пускать. 30 октября 1917 народный комиссар просвещения в советском правительстве А. В. Луначарский (см. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич) объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. В 1919 открылись первые выставки произведений живописи из оставшихся в Петрограде картин и экспозиция «Заупокойный культ Древнего Египта». К ноябрю 1920 завершился процесс возвращения эвакуированных в Москву художественных ценностей. 2 января 1921 состоялось открытие для публики залов Картинной галереи, а в следующем году других экспозиций. 11 января 1920 был открыт Музей Октябрьской революции, созданный в Зимнем дворце по решению Петроградского совета. В нем были представлены материалы по истории освободительного движения в России и революционных событий 1917 года. Одновременно открылись для обозрения жилые покои дворца. Как музей Октябрьской революции и одновременно как художественно-исторический музей Зимний дворец просуществовал до начала Великой Отечественной войны. В 1922 в Эрмитаж была переведена Кушелевская галерея - прекрасное собрание европейской живописи, созданное поколениями семьи Безбородко и переданное в 1862 по завещанию ее владельца Н. А. Безбородко в Академию художеств. Таким образом, с поступлением этой коллекции, в которой были полотна таких крупных художников, как Делакруа (см. ДЕЛАКРУА Эжен), Руссо (см. РУССО Анри (Таможенник)), Дюпре (см. ДЮПРЕ Жюль), Диаз (см. ДИАЗ Нарсис Виржиль), Декан (см. ДЕКАН Александр Габриель), Коро (см. КОРО Камиль), Тройон (см. ТРУАЙОН Констан), Милле (см. МИЛЛЕ Жан Франсуа) была заполнена лакуна - отсутствие европейской живописи 19 в. Постепенно в Эрмитаж перешла первоклассная коллекция европейского и восточного прикладного искусства из Училища технического рисования А. Штиглица.

1930-е гг. были тяжелым периодом в истории Картинной галереи. Эрмитаж стал главным источником добычи денег для обеспечения общей государственной политики и влияния за счет продажи памятников искусства. Неоправданные ни с экономической, ни с политической точки зрения распродажи художественных ценностей в 1928-33 гг. нанесли тяжелый и невосполнимый урон музею. Из Эрмитажа изымали вещи для отправки на европейские аукционы: в антиквариат было выделено 2880 картин, 350 из которых представляли собою произведения значительной художественной ценности, а 59 - шедевры мирового значения; и лишь некоторые из них, не найдя покупателя, возвращались обратно, но 48 знаменитых шедевра навсегда покинули стены музея. Начиная с 1932, чтобы поддержать престиж союзных республик, сотни картин и памятников прикладного искусства передавались из Эрмитажа в картинные галереи и музеи Украины, Белоруссии, Кавказа, а также провинциальные города России.

С началом Великой Отечественной войны более 1 млн. произведений искусства были эвакуированы в Свердловск. 8 ноября 1945 восстановленные залы музея были вновь открыты для публики, однако реставрация Эрмитажа, в который попало около 20 снарядов, продолжалась еще долгие годы.

Крупнейшим событием в жизни Эрмитажа была передача в 1948 316 картин из закрытого еще до войны в Москве Музея нового западноевропейского искусства. Коллекции музея были поделены между Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. В основном это были вещи из собраний двух великих московских коллекционеров - С. Щукина (см. ЩУКИН Сергей Иванович) и И. Морозова (см. МОРОЗОВ Иван Абрамович). В Эрмитаж поступили первоклассные по качеству картины западноевропейских художников конца 19 - начала 20 в.: К. Моне (см. МОНЕ Клод), О. Ренуара (см. РЕНУАР Огюст), П. Сезанна (см. СЕЗАНН Поль), П. Гогена (см. ГОГЕН Поль), А. Марке (см. МАРКЕ Альберт), П. Боннара (см. БОННАР Пьер), А. Матисса (см. МАТИСС Анри), П. Пикассо (см. ПИКАССО Пабло). При разделе коллекций московского музея директор Эрмитажа И. А. Орбели (см. ОРБЕЛИ Иосиф Абгарович) отобрал полотна, игравшие основополагающую роль в истории искусства 20 в.: «Красную комнату», «Танец», «Музыку», «Семейный портрет» Матисса; «Две сестры», «Танец с покрывалами», «Три женщины» Пикассо; триптих Боннара «У Средиземного моря».

В настоящее время в Эрмитаже представлены:

1. Коллекция памятников древних и раннесредневековых культур, насчитывающая почти 2 млн. единиц хранения и являющаяся одной из первоклассных и крупнейших в России.

2. Коллекция античных древностей, насчитывающая свыше 106 тыс. памятников, представляющих культуру и искусство Древней Греции, Древней Италии и Рима, античных колоний Северного Причерноморья.

3. Коллекция западноевропейского искусства, насчитывающая около 600 тыс. экспонатов и являющаяся одной из лучших в мире (коллекция отражает все этапы развития западноевропейского искусства от средних веков до нашего времени, в собрании сосредоточены произведения выдающихся художников Англии, Германии, Голландии, Испании, Италии, Фландрии, Франции и других стран Западной Европы).

4. Коллекция Арсенала, насчитывающая более 15 тыс. предметов русского, западноевропейского и восточного оружия и дающая исчерпывающую картину развития оружейного искусства с эпохи раннего Средневековья до начала 20 в. По количеству и широте подбора экспонатов она является самой большой в России и одной из лучших в мире.

5. Около 180 тыс. экспонатов, представляющих культуру Востока. Среди них произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, в том числе ювелирного, предметы культа и быта древних народов, образцы письменности. Экспозиции, занимающие более 50 залов, знакомят с коллекциями памятников культуры и искусства Древнего Египта, Месопотамии, Средней Азии, Кавказа, Византии, стран Ближнего и Дальнего Востока, Индии.

6. Собрание Русского отдела Эрмитажа, насчитывающее свыше 300 тыс. экспонатов, отражает тысячелетнюю историю России.

7. Нумизматическая коллекция. Основную часть нумизматического собрания составляют монеты: античные (около 120 тыс.), восточные (свыше 220 тыс.), русские (около 300 тыс.) и западные (около 360 000). В состав нумизматической коллекции также входят памятные медали (около 75 тыс.), ордена, наградные знаки и медали, значки (около 50 тыс.) и разнообразные сфрагистические материалы.

8. Галерея драгоценностей, состоящее из двух разделов: первая экспозиция «Золотая кладовая (Евразия, Античное Причерноморье, Восток представляет около 1,5 тыс. золотых изделий (c 7 в. до н. э. по 19 в.),основная идея второй экспозиции - «Бриллиантовой кладовой» - заключается в показе развития ювелирного дела на протяжении многовековой истории человечества - от 3 тысячелетия до н. э. до начала 20 столетия.

Среди других экспозиций, следует выделить: дворец Петра I, дворец Меншикова, Главный штаб, музей Ломоносовского фарфорового завода, экспозицию Эрмитажа в Константиновском дворце.

Полезные сервисы