Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

бале

Синонимы к слову бале

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь галлицизмов русского языка

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

бале блан

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

бале д'аксьон

балеарец

Орфографический словарь

балеа́рец, -рца, твор. п. -рцем

Полезные сервисы

балеарка

Орфографический словарь

балеа́рка, , род. п. мн. ч. -рок

Полезные сервисы

балеарские (острова)

Грамматический словарь

Полезные сервисы

балеарские острова

Энциклопедический словарь

Балеа́рские острова́ (Baleares), в западной части Средиземного моря, автономная область Испании. Включают острова Мальорка, Менорка и др. Площадь вместе с Питиусскими островами свыше 5 тыс. км2. Население 686 тыс. человек (1992). Высота до 1445 м. Средиземноморские кустарники, участки лесов. Главный город и порт - Пальма-де-Мальорка (на о. Мальорка). Зона отдыха и туризма; климатические курорты.

* * *

БАЛЕАРСКИЕ ОСТРОВА - БАЛЕА́РСКИЕ ОСТРОВА́ (Baleares), группа островов в западной части Средиземного моря, в 200 км к востоку от Пиренейского полуострова (см. ПИРЕНЕЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ). Автономная область (с 1983) Испании. Состоят из двух больших островов - Мальорка (см. МАЛЬОРКА) и Менорка (см. МЕНОРКА) и архипелага Питиусские острова (см. ПИТИУССКИЕ ОСТРОВА). Общая площадь (вместе с Питиусскими островами) свыше 5 тыс. кв.км. Население 939,2 тыс. человек (2004). Административный центр и главный порт - Пальма (см. ПАЛЬМА (город)) (на острове Мальорка).

В рельефе преобладают холмистые и низменные поверхности. На северо-западе острова Мальорка - горный хребет высотой до 1445 м. Остров Менорка - невысокое плато (358 м), крутыми уступами обрывающееся к морю. Развит карст (см. КАРСТ (явление природы)). Климат средиземноморский, с жарким сухим летом и влажной зимой; осадков 400-600 мм в год. Среднегодовая температура +18 °C. Рощи каменного дуба и алеппской сосны, заросли маквиса (см. МАКВИС), карликовой пальмы, гарриги (см. ГАРИГА). Субтропическое земледелие, главным образом плодоводство (цитрусовые, виноград, олива, миндаль и др.). Животноводство (козы). Виноделие. Рыболовство. Туризм, климатические курорты.

Балеарские острова уже в глубокой древности посещали иберийские, финикийские и греческие мореплаватели с острова Родоса. Само название островов производят от греческого слова ballein (бросать, метать), так как жители островов якобы считались искусными метателями пращи (см. ПРАЩА) (пращниками) и использовались в войсках Ганнибала (см. ГАННИБАЛ (полководец)), а позже и в римской армии.

До 201 до н. э. Балеарскими островами владел Карфаген (см. КАРФАГЕН), в 123 до н. э. войска Авла Цецилия Метелла Балеарского (Balearicus) присоединили их к владениям Рима (см. ДРЕВНИЙ РИМ). В 426 н. э. Балеарские острова захватили вандалы (см. ВАНДАЛЫ), затем вестготы (см. ВЕСТГОТЫ). При Юстиниане I (см. ЮСТИНИАН I Великий) острова перешли во владение Восточной Римской империи (см. ВИЗАНТИЯ), при Карле Великом (см. КАРЛ Великий) - к франкам (см. ФРАНКИ), в 798 их завоевали арабы. После распада Кордовского халифата в 11 в. здесь образовалось независимое государство. Балеарские острова были одним из главных центров пиратства и работорговли.

В 1229-35 гг. Балеарские острова были завоеваны Хайме I Арагонским (см. ХАЙМЕ I Завоеватель) и вошли в Арагонское королевство; в 1276-1344 гг. здесь существовало самостоятельное королевство Майорка, которое в 1333 было присоединено к Арагону Педро IV. В 1756-63 гг. Балеарскими островами владела Франция, в 1708-82 гг. Менорка находилась во владении англичан.

В 19 в. Балеары становятся объектом туризма. Во время Гражданской войны в Испании (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ 1936-39) Майорка являлась базой итальянского флота, а Менорка поддерживала республиканское правительство. С 1950-х гг. острова становятся популярным европейским курортом.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

балеарские острова (baleares)

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

балеарский

Орфографический словарь

Грамматический словарь

Полезные сервисы

балеарцы

Орфографический словарь

балеа́рцы, -ев, ед. ч. -рец, -рца, твор. п. -рцем

Полезные сервисы

балеары

Грамматический словарь

Балеа́ры мн. <ж 1а>

Сканворды для слова балеары

Полезные сервисы

балевский ангел

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

балега юрий юрьевич

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

балеев

балезарм!

балей

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Синонимы к слову балей

сущ., кол-во синонимов: 1

город (2765)

Сканворды для слова балей

Полезные сервисы

балейра

Сканворды для слова балейра

Полезные сервисы

балёк

Синонимы к слову балёк

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

балек

Синонимы к слову балек

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

бален

балена

балендрасы

балендрясы

Этимологический словарь

Полезные сервисы

баленсьяга

балентрясить

балерина

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

, ж.

Артистка балета; танцовщица.

[итал. ballerina]

Словарь русского арго

Крылатые слова

Словарь сленга

Орфографический словарь

Формы слов для слова балерина

Синонимы к слову балерина

Идиоматика

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

БАЛЕРИНА ы, ж. ballerine f. < , ит. ballerina.

1. Артистка балета; танцовщица. БАС-2. Балерина танцевала с партнерами посреди сцены. Фокин Против течения. Иметь в метрессах балерину - что может быть элегантнее и изящнее с точки зрения ташкентского вкуса и savoir vivre'а. Набл. 1885 2 1 337. Балерина - это женщина, выражающая ногами все, что у нее накипело на душе. Г. Малкин Максимы и минимы. // Санников 1996 486.

2. Инструмент из арсенала "медвежатника" - вскрывателя сейфов. Зная какой-то фокусный секрет, он раскрывал их <сейфы> легко, как взрослый мужчина раскрывает крепко сжатый детский кулачок .. Порой ни честная гусиная лапа, ни хитрая мелкозубчатая балерина не могли открыть Митьке доступ к сокровищу. Леонов Вор. // Кр. новь 1927 11 43. Балерина - воровской инструмент для вскрытия сейфов. Талантливое слово. Инструмент действительно верткий и многосоставной, включает набор ключей, отмычек. Нева 2002 12 56.

3. В качестве сити-обуви сезон преподносит нам женственные туфли типа "колледж" и обувь со шнуровкой " баллерины" и лодочки, босоножки и сандалеты. ШП 1993 2 27. Мягкие туфли-балерина, выполненные из кожи наппа. Лиза 2002 28 7. Милые "балерины", туфли на плоской подошве стали вновь актуальны. Особенно они сочетаются с брюками капри. Лиза 2003 27 7. Спортивные туфли-балерина. Лиза 2003 25 10.

мед. Судороги балерины. Судороги в мышцах, инервируемых лицевым нервом (tic convulsif). БМЭ 1935 32 61. - Лекс. Березин 1873: балерина; САН 1891: балери/на.

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова балерина

Полезные сервисы

балеринка

Толковый словарь

I ж. разг.

1. Маленький циркуль; козья ножка.

2. Слесарный инструмент.

II ж. разг.

1. уменьш. к сущ. балерина

2. ласк. к сущ. балерина

Энциклопедический словарь

Словарь русского арго

Орфографический словарь

балери́нка, , род. п. мн. ч. -нок

Синонимы к слову балеринка

сущ., кол-во синонимов: 3

Словарь галлицизмов русского языка

Сканворды для слова балеринка

Полезные сервисы

балеринский

Толковый словарь

Энциклопедический словарь

Орфографический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

балерун

Толковый словарь

Энциклопедический словарь

Орфографический словарь

Синонимы к слову балерун

сущ., кол-во синонимов: 2

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

БАЛЕРУН а, м. ballerine f.

1. разг., шутл. или ирон. Артист балета; танцовщик. БАС-2. Был у Цапина довольно странный норов - Ростом невелик, но сердцем юн: Он считался драмодел среди танцоров, А среди поэтов - балерун. Кон. 20-х гг. Шутл. эпитафия Архо на П. Цапина. // РЛ 2002 3 327. Не было Кости .. Костя "балерун", танцевал сегодня в первом акте "Щелкунчика". Золотарев Невеста. Кроме того, что фонд < Нуриева> должен уплачивать стипендии молодым балерунам .. он должен выплачивать деньги семье танцора. Комс. 27. 1. 1994. На молчаливом экране <телевизора> обегал сцену балерун. Лимонов Соотечественница. // Юность 1997 73. Артисты летели с нами в одном самолете. Знаменитый балерун Лиепа с партнершей. М. Демиденко Зап. // Нева 1995 7 119. Так танцует легко балерон. А. Ровнер Главный судья республики. // ЛО 1998 2 63. И шоколадка с изображением белой балерины и балеруна на темно-синем фоне. Н. Рубанова Люди сверху. // Знамя 2004 6 8.

2. воен., шутл. Офицер - отличник по строевой подготовке.

Сканворды для слова балерун

- Танцовщик (разг.).

Полезные сервисы

балерунья

Синонимы к слову балерунья

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

балестер

Синонимы к слову балестер

сущ., кол-во синонимов: 3

Словарь иностранных слов

БАЛЕСТЕР - сред.-веков.-лат. balestrum, от лат. balista, метательная машина. Лук, самострел, праща.

Полезные сервисы

балестра

Синонимы к слову балестра

сущ., кол-во синонимов: 2

Словарь иностранных слов

БАЛЕСТРА (средн.-век.-лат. balestrum, от лат. balisto - метательная машина). Лук, праща, самострел.

Полезные сервисы

балет

Толковый словарь

БАЛЕ́Т - сущ., м., употр. нечасто

Морфология: (нет) чего? бале́та, чему? бале́ту, (вижу) что? бале́т, чем? бале́том, о чём? о бале́те

1. Балетом является вид танцевального искусства, в котором соединены драматургия, музыка и хореография.

Классический балет. | Он выпустил несколько книг о балете.

2. Балетом называют театральную музыкальную постановку, которая состоит из танцев и пантомимы.

Одноактный балет. | Я два раза ходил на балет в Большой театр. | Пока продолжался балет, она сидела в глубине ложи.

3. Балетом на льду называют постановку музыкального представления, которое исполняют фигуристы на льду.

4. Балетом называется музыкальное произведение, которое написано для постановки на сцене и исполнения танцорами.

Написать, сочинить балет. | Балет на историческую тему.

5. Балетом называют хореографическую труппу танцовщиков и танцовщиц.

Артист, солист балета. | Гастроли балета Большого театра.

бале́тный прил.

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

Популярный словарь

Балет

, м.

1) только ед. Вид музыкально-театрального искусства, сочетающий хореографию, музыку и драматический замысел.

Балет как самостоятельное искусство.

Классический балет.

Школа балета.

2) Театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой.

Смотреть балет.

3) Музыкальное произведение, написанное для театрального представления.

Балет "Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьев написал в 1940 г.

4) разг. Театральная труппа, танцующая балет.

Балет Большого театра.

На крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей?! (Грибоедов).

Родственные слова:

бале́тный, балетме́йстер, балетома́ния, кордебале́т

Этимология:

От французского ballet (← ит. balletto ← лат. ballo ‘танцую’). В русском языке - с XVIII в.

Энциклопедический комментарий:

Истоки балета - в народном танце. Балет начал формироваться в Европе в XVI в. В создании балетного спектакля участвуют сценарист, композитор, балетмейстер, художник и артисты балета. Основные средства выразительности - танец и пантомима. В XX в. термин "балет" применяется и к танцевальным представлениям стран Азии и Африки. Среди наиболее популярных балетов: "Тщетная предосторожность" (неизв. композитора, 1789 г.; Ф. Герольда, 1828 г.; П. Гертеля, 1864 г.); "Жизель" А. Адана (1841 г.); "Спящая красавица" (1890 г.), "Щелкунчик" (1892 г.) и "Лебединое озеро" (1895 г.) П. И. Чайковского; "Раймонда" А. К. Глазунова (1898 г.); "Шопениана" на музыку Ф. Шопена (1908 г.); "Жар-птица" И. Ф. Стравинского (1910 г.); "Чудесный мандарин" Б. Бартока (1925 г.); "Бахчисарайский фонтан" Б. В. Асафьева (1934 г.); "Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева (1940 г.); "Спартак" А. И. Хачатуряна (1967 г.) и др.

Словарь существительных

Большой энциклопедический словарь

БАЛЕТ (франц. ballet - от итал. balletto), вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Балет начал формироваться в Европе в 16 в. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 в., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. В России 19 в. высшие достижения балета связаны с балетмейстерами Ш. Л. Дидло, М. И. Петипа и Л. И. Ивановым. Наиболее известные русские артисты 1-й пол. 19 в.: А. И. Истомина, Е. И. Андреянова, Е. А. Санковская, кон. 19 в. - М. Ф. Кшесинская, О. О. Преображенская и др. Нач. 20 в. ознаменовано реформаторской деятельностью балетмейстеров М. М. Фокина, А. А. Горского. Огромное влияние на мировой балет оказали "Русские сезоны" за границей, организованные С. П. Дягилевым. Во Франции в числе наиболее известных балетмейстеров - С. Лифарь, М. Бежар, балерина И. Шовире. В Великобритании национальный балет возник благодаря усилиям Н. де Валуа, М. Рамбер, Ф. Аштона, балерины М. Фонтейн. В США, где работали Дж. Баланчин, Дж. Роббинс, на балет оказал влияние американский танец "модерн" (М. Грэхем и др.). В Германии балет развивался после 2-й мировой войны (балетмейстеры Дж. Кранко, Дж. Ноймайер). В числе наиболее известных российских мастеров: балетмейстеры К. Я. Голейзовский, Ф. В. Лопухов, Р. В. Захаров, В. И. Вайнонен, Л. М. Лавровский, Ю. Н. Григорович; артисты Г. С. Уланова, М. М. Плисецкая, М. Т. Семенова, О. В. Лепешинская, В. М. Чабукиани, А. М. Мессерер, К. М. Сергеев, Н. М. Дудинская, В. В. Васильев, Е. С. Максимова, Н. И. Бессмертнова, М.. Э. Лиепа, Р. Х. Нуреев, М. Н. Барышников и др.

Академический словарь

Энциклопедия Кольера

БАЛЕТ - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый "классический" (исторически сложившийся, подчиненный строгому кодексу правил) танец; сценическое произведение, принадлежащее этому виду искусства. Балет зародился при княжеских дворах Италии в эпоху Возрождения и, по мере того как росла его популярность и совершенствовалась техника исполнения, распространялся по всей Европе, а в дальнейшем завоевал также Северную и Южную Америку, Азию и Австралию. На протяжении большей части 18 в. балет развивался преимущественно в Италии; в начале 19 в. балетными труппами прославилась Франция, а позднее - Россия. В 20 в. балет занимал прочное место на сценах США (особенно в Нью-Йорке), Великобритании и Советского Союза. См. далее

БАЛЕТ ДО 1900 ГОДА

БАЛЕТ 20 ВЕКА

БАЛЕТ В США

БАЛЕТ МИРОВОЙ

КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА ТЕХНИКА

ЛИТЕРАТУРА

Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л. - М., 1958 Красовская В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века. Л. - М., 1963 Красовская В.М. Русский балетный театр начала ХХ века, ч. 1-2. Л., 1971, 1972 Советский балетный театр (1917-1967). М., 1976 Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. От истоков до середины XVIII века. Л., 1979 Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Эпоха Новерра. Л., 1981 Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Преромантизм. Л., 1983 Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Романтизм. М., 1996 Русский балет: Энциклопедия. М., 1997

Гуманитарный словарь

БАЛЕ́Т (франц. ballet - от итал. balletto и позднелат. ballo - танцую) - вид сценич. иск-ва, передающий содержание в танцевально-муз. образах. Эволюционировал на протяжении 16-19 вв. в Европе от развлекат. интермедий до содержат. спектаклей. В 20 в. распространился по всему миру. Б. - пространственно-временной вид худ. творчества, синтез драматургии, музыки, изобразит. иск-ва и хореографии. В основе Б. лежит замысел или сценарий (либретто), на основе к-рого, написанного балетным драматургом (часто самим балетмейстером), композитор сочиняет музыку, а балетмейстер с помощью пантомимы и танца воплощает события, характеры, идеи спектакля. Существуют Б., создаваемые на принципах драмы, и бессюжетные Б., где танец развивается по законам симфонич. музыки. Часто в Б. объединяются оба принципа. Драматургия и танцевально-муз. образы дополняются сценографией, в совокупности должными отвечать специфике Б. В Б., как и в др. иск-вах, существуют жанры, напр., Б.-симфония, Б.-поэма, Б.-трагедия, Б.-комедия, Б.-дивертисмент и др.

Интерес к балету в России возник во 2-й пол. 17 в. в связи с расширением связей с др. гос-вами. До открытия Петерб. балетной школы (ныне Академия рус. балета) балеты ставились периодически. В Москве балетное отд-ние при Воспитат. доме открыто в 1773. К кон. 18 в. появилось множество крепостных т-ров, ставивших балеты. В 19 в. в Пб. балеты шли в Эрмитажном, Большом, Малом т-рах, позже в Александрийском и Мариинском; в Москве - в Петровском, Большом и Малом т-рах. Рус. балет развивался под заметным влиянием западно-европейского, воспроизводя и его репертуар, однако с самого начала проявляя и свою самобытность в исполнительстве и постановке балетов на нац. темы. В кон. 18 в. Г. Анджолини поставил "Забавы о святках", в 19 в. О. Пуаро - балет "Мельник" по рус. комич. опере А. Аблесимова (муз. М. Соколовского), Ш. Дидло обратился к "Кавказскому пленнику" А. Пушкина: А. Глушковский также неоднократно использовал сюжеты рус. лит-ры. И. Аблец и И. Лобанов в Москве, Вальберх и Дидло в Пб. ставили народно-патриотич. дивертисменты. Выдающиеся рус. исполнители Т. Бубликов, М. Данилова, А. Истомина, Е. Телешова, Е. Андреянова, Е. Санковская, Н. Гольц, М. Муравьева, П. Лебедева, Н. Богданова, Е. Вазем, Н. Гердт, Н. Легат, М. Кшесинская, О. Преображенская, Е. Гельцер, В. Тихомиров не уступали иностранным гастролерам. Среди заруб. мастеров, нашедших в России вторую родину: О. Пуаро, Ш. Дидло, М. Петипа, Х. Иогансон, И. Кшесинский и др. В кон. 19 в. Р. Б. занял ведущее положение в мире. М. Фокин, А. Павлова, Т. Карсавина, В. Нижинский прославили его в период "Рус. сезонов" в Париже. Именно рус. Б. способствовал возрождению классич. балета на Западе. В 1920-50 развитие Рус. Б. сдерживалось требованиями офиц. эстетики. Однако выдающиеся отечеств. хореографы 20 в. создали немало замечат. спектаклей. Мировую известность приобрели Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев, Р. Нуреев, Н. Макарова, М. Барышников.

Музыка - одно из важнейших слагаемых балетного спектакля. Ей должны быть свойственны эмоц. наполненность и дансантность. Хотя в 20 в. Б. нередко использует музыку, не предназнач. для этой цели (от "Шопенианы" и "Карнавала" до "Ленинградской симфонии" и бессюжетных спектаклей Д. Баланчина), музыка Б. в прямом смысле слова - произв., соч. специально для балетной сцены. В 19 в. в России в штат имп. т-ров входила должность сочинителя музыки Б., к-рую поочередно занимали такие мастера, как Ц. Пуни, Л. Минкус, Р. Дриго, утвердившие номерную структуру бал. музыки и ее ритмизов. характер. Качественно новый этап в развитии бал. музыки - творчество П. Чайковского ("Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик") и его последователя А. Глазунова ("Раймонда" и др.), к-рые, не нарушая законов жанра, внесли в музыку Б. глубокое образное содержание, принципы симфонич. развития и драматургич. конфликтность. Большое влияние на дальнейшую эволюцию бал. музыки имело творчество И. Стравинского - как созданные для "Рус. сезонов" балеты "Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная" (1913), так и б. поздние: "Аполлон Мусагет" (1928), "Агон" (1957) и др. Если в заруб. балете надолго закрепился жанр одноактного спектакля, то лучшие отечеств. партитуры бал. музыки, как правило, многоактны. Расширение сюжетного диапазона бал. музыки связано с именами Р. Глиэра ("Красный мак") и Б. Асафьева ("Бахчисарайский фонтан"), ее интонационного характера - с им. Д. Шостаковича. Далеко за пределы сценически-прикладного значения вышла бал. музыка С. Прокофьева ("Ромео и Джульетта", "Золушка", "Каменный цветок") и А. Хачатуряна ("Гаянэ", "Спартак"), а из совр. рус. композиторов - Р. Щедрина, С. Слонимского, Б. Тищенко.

Первые киносъемки Б. в России относятся к 1908. В 1913-18 сняты фильмы с участием танцовщиков Е. Гельцер, В. Тихомирова, М. Мордкина, В. Каралли и др. Новый интерес кинематографа к балету возник в 1950-х гг., когда стали создаваться ф.-концерты с фрагментами из разных спектаклей: "Большой концерт" (1951), "Концерт мастеров иск-в" (1952), "Мастера рус. балета" (1953); а затем полнометражные ф.-балеты, экранизирующие классич. и совр. спектакли: "Ромео и Джульетта" (1955), "Лебединоеозеро" (1957 и 1968), "Хрустальный башмачок" (по "Золушке", 1960), "Сказка о Коньке-Горбунке" (1961), "Спящая красавица" (1964), "Анна Каренина" (1975), "Спартак" (1976), "Грозный век" (по "Ивану Грозному", 1977) и др. В 1960-80 были сняты также документ. ф. о творчестве хореографов и танцовщиков. На отечеств. ТВ хореогр. номера и трансляции спектаклей появились с кон. 1940-х гг. Первый оригин. телебалет - "Граф Нулин" (1959, комп. Б. Асафьев, балетм. В. Варковицкий), самостоят. произв., не имеющее сценич. первоисточника. Н. Рыженко и Б. Смирнов-Голованов поставили телебалеты: в 1969 "Ромео и Джульетта" (П. Чайковский), в 1970 "Трапеция" (С. Прокофьев) и "Озорные частушки" (Р. Щедрин), в 1972 "Белые ночи (А. Шенберг), "Федра" (А. Локшин), "Московская фантазия" (В. Артемов); Д. Брянцев - "Галатея" (1977, Ф. Лоу) и "Старое танго" (1979, Т. Коган); В. Васильев - "Анюта" (1982, В. Гаврилин) и "Дом у дороги" (1984, он же); С. Воскресенская - "Лунный вальс" (1986, И. Дунаевский), "Размышление на тему. Гамлет" (1991, Д. Шостакович) и т. д.

С первых шагов рус. Б. тесно связан с франц., позже с итал. хореогр. школами. Обратный процесс начинается в 19 в. - сначала эпизодически, благодаря успешным гастролям Н. Богдановой, М. Муравьевой и др. Резкий перелом вносят "Русские сезоны" и возникший на их осн. "Рус. балет Дягилева". Репертуар и стиль этого коллектива на долгие годы стали образцами для испытавшего глубокий кризис заруб. балета. Вклад в популяризацию и развитие балетного т-ра внесли также труппы А. Павловой, И. Рубинштейн, "Рус. романтич. балет" (1922-25), организов. в Берлине Б. Романовым. После 1917 мн. рус. балерины и танцовщики эмигрировали, преподавали в Париже, Лондоне, позднее в США и подготовили неск. поколений артистов для соотв. нац. т-ров. После смерти С. П. Дягилева в 1929 его труппа - центр концентрации рус. талантов - распалась. Ее бывшие члены внесли весомый вклад в развитие балета: во Франции С. Лифарь, в Англии Л. Лопухова, Т. Карсавина, в США Р. Больм, Д. Баланчин и др. Последней попыткой собрать воедино представителей рус. хореографии стал "Рус. балет в Монте-Карло". С этой труппой, организ. в 1932 и неск. раз менявшей свое назв., были связаны такие "дягилевцы", как Б. Кохно, С. Григорьев, балетмейстер Б. Нижинская, Д. Баланчин, Л. Мясин (позже и М. Фокин), артисты Ф. Дубровская, А. Данилова и др. В репертуаре были традиц. рус. балеты, спектакли дягилевского коллектива и вновь созд., в осн. одноактные, балеты. Сенсацией стало участие трех "балерин-девочек" - Ирины Бароновой, Татьяны Рябушинской и Тамары Тумановой. Рожденные в России, они получили хореогр. образование в Париже у М. Кшесинской и О. Преображенской и дебютировали на сцене в 13 лет. Сходна судьба и др. членов труппы: Жоржа (Юрия) Скибина, Игоря Юскевича и балетмейстера Давида Лишина. Коллектив много и успешно гастролировал в 1930-х гг. и постепенно распался в кон. 1940-х гг., когда его покинули все рус. таланты. В конц. 20 в. рус. Б. остается одним из ведущих в мире, соединяя верность классич. традициям со смелым экспериментаторством.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

<a href='/dict/сцена' class='wordLink' target='_blank'>Сцена</a> из <a href='/dict/балета' class='wordLink' target='_blank'>балета</a> <a href='/dict/икар' class='wordLink' target='_blank'>Икар</a> в <a href='/dict/постановке' class='wordLink' target='_blank'>постановке</a> <a href='/dict/владимира' class='wordLink' target='_blank'>Владимира</a> <a href='/dict/васильева' class='wordLink' target='_blank'>Васильева</a>.

Сцена из балета "Икар" в постановке Владимира Васильева.

БАЛЕТ (французское ballet, от итальянского balletto), вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Балет начал формироваться в Европе в 16 в. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со 2-й трети 19 в., выдающихся балетмейстеров - Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. Во Франции в 20 в. в числе наиболее известных мастеров балета - балетмейстеры С. Лифарь, М. Бежар, балерина И. Шовире. В Великобритании национальный балет возник благодаря усилиям Н. де Валуа, М. Рамбер, Ф. Аштона, балерины М. Фонтейн. В США, где работали Дж. Баланчин, Дж. Роббинс, на балет оказал влияние американский танец "модерн" (М. Грэхем и др.). В Германии балет развивался после 2-й мировой войны (балетмейстеры Дж. Кранко, Дж. Ноймайер).

В России высшие достижения балета связаны с балетмейстерами Ш.Л. Дидло, М.И. Петипа и Л.И. Ивановым. Наиболее известные русские артисты 1-й половины 19 в. - А.И. Истомина, Е.И. Андреянова, Е.А. Санковская, конца 19 в. - М.Ф. Кшесинская, О.О. Преображенская и др. Начало 20 в. ознаменовано реформаторской деятельностью балетмейстеров М.М. Фокина, А.А. Горского. Влияние на мировой балет оказали А.П. Павлова, а также "Русские сезоны" за границей, организованные С.П. Дягилевым. В числе наиболее известных русских мастеров 20 в.: балетмейстеры К.Я. Голейзовский, Ф.В. Лопухов, Р.В. Захаров, В.И. Вайнонен, Л.М. Лавровский, Ю.Н. Григорович, О.М. Виноградов; артисты: О.А. Спесивцева, Г.С. Уланова, М.Т. Семенова, О.В. Лепешинская, В.М. Чабукиани, А.М. Мессерер, К.М. Сергеев, Н.М. Дудинская, М.М. Плисецкая, Н.И. Бессмертнова, В.В. Васильев, Е.С. Максимова, Р.Х. Нуреев, М.Н. Барышников и др.

<a href='/dict/балет' class='wordLink' target='_blank'>Балет</a>.

Балет.

<a href='/dict/балет' class='wordLink' target='_blank'>Балет</a> <a href='/dict/анна' class='wordLink' target='_blank'>Анна</a> <a href='/dict/каренина' class='wordLink' target='_blank'>Каренина</a>. <a href='/dict/балетмейстер' class='wordLink' target='_blank'>Балетмейстер</a> <a href='/dict/майя' class='wordLink' target='_blank'>Майя</a> <a href='/dict/плисецкая' class='wordLink' target='_blank'>Плисецкая</a>.

Балет "Анна Каренина". Балетмейстер Майя Плисецкая.

Поговорки

Афоризмы

БАЛЕТ

Танец - единственное искусство, материалом для которого служим мы сами.

Тед Шон

Россия: сотни миль полей и по вечерам балет.

Алан Хакни

Балет - это опера для глухих.

Эмиль Кроткий

Балет: искусство, своей популярностью в немалой степени обязанное тому, что женатые мужчины могут видеть здесь множество женщин, которые в течение целого вечера не произносят ни слова.

Робин Гудфеллоу

Тот, кто сказал «глуп как тенор», как видно, не знал танцоров.

Ежи Вальдорф

Очень многие балеты были бы изумительны, если б не танец.

«Ивнинг стандард»

Я не стараюсь танцевать лучше всех остальных. Я стараюсь танцевать лучше себя самого.

Михаил Барышников

Когда поднимаешь партнершу, тяжел не вес, а характер.

Марис Лиепа

В танце каждое движение преисполнено мудрости, и нет ни одного бессмысленного движения. Поэтому митиленец Лесбонакт прозвал танцоров «мудрорукими».

Лукиан из Самосаты

После двухчасового телевизионного балета приятно наблюдать за регулировщиками на уличных перекрестках. До чего же успокаивает вид движений, имеющих какой-то смысл!

Габриель Бертель

Лучше балета бывает только кордебалет.

Геннадий Малкин

(см. ТАНЦЫ )

Орфографический словарь

Формы слов для слова балет

Синонимы к слову балет

сущ., кол-во синонимов: 6

Сканворды для слова балет

Полезные сервисы