Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

верда

Сканворды для слова верда

Полезные сервисы

вердагер (verdaguer) джасинт

вердагер джасинт

верданди

Синонимы к слову верданди

сущ., кол-во синонимов: 3

Полезные сервисы

верде

Сканворды для слова верде

Полезные сервисы

верде гри

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

вердегайо

вердегри

Словарь галлицизмов русского языка

ВЕРДЕГРИ vert de gris? Зеленосерый цвет? Цены привозным вещамКапе>: вохра, зеленая краска (vert de gris). 1807. Головнин Диана 183. Шаль терно, вердегри; цена 250 р. Шаль терно, шоколадного <цвета> - 150 р. Фабрики Авдотьи Никифоровны Грыбовой <так>, купеческой жены. Указ. пром. 1831 16. Под портретом матери на столике стояли восковые цветы, ужасно яркие, с зеленью vert-de-gris в маленькой пестрой вазе. "Боже мой! Потишомания в мелкопоместном салоне!" - подумал Овчаров, взглянув на эту вазу и садясь возле столика. 1863. С. Д. Хвощинская Городские и деревенские. // Свидание 106. Первая юпка, из фая vert-de-gris, заканчивается небольшим плиссе "фру-фру" из той же материи. Новь 1886 12 508. Допустим, что у нас есть некий flacon, а в нем две жидкости: желтая и голубая, два невзрачных сами по себе цвета; а попробуй их взболтать, смешать, и у вас получится прелестный vert de gris. Форш Одеты камнем. 1972 2-1 93. То же, что вер гри?

Полезные сервисы

верделит

Синонимы к слову верделит

сущ., кол-во синонимов: 1

Сканворды для слова верделит

Полезные сервисы

верден

Толковый словарь

Энциклопедический словарь

Орфографический словарь

Синонимы к слову верден

сущ., кол-во синонимов: 2

Грамматический словарь

Сканворды для слова верден

Полезные сервисы

верден (verdun)

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

верденизация

верденская операция

Энциклопедический словарь

Верде́нская опера́ция - 21 февраля - 21 декабря 1916, во время 1-й мировой войны, 5-я германская армия неоднократно пыталась прорвать фронт французских войск в районе Вердена, но каждый раз встречала упорное сопротивление. В длительных ожесточённых боях, получивших название «верденской мясорубки», Германия потеряла около 600 тыс., Франция - свыше 350 тыс. человек. В декабре 1916 французские войска в основном восстановили положение.

* * *

ВЕРДЕНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ - ВЕРДЕ́НСКАЯ ОПЕРА́ЦИЯ 21 февраля - 18 декабря 1916 года, боевые действия между германскими и французскими войсками в районе Вердена в ходе Первой мировой войны.

В основу операций немецких армий на 1916 год был положен план, по которому главные усилия намечалось направить против Франции. Но недостаток сил не давал возможности германскому командованию предпринять общую операцию на всем фронте. Немецкий генштаб принял решение силами Пятой германской армии нанести мощный удар в Верденском укрепленном районе, который был опорой восточного крыла фронта. Потеря Вердена нарушила бы всю систему французской обороны и открыла бы путь к Парижу.

Боевые действия в районе Вердена начались 21 февраля. Германское командование рассчитывало взять укрепленный район ускоренной атакой. Для этого на узком участке фронта было развернуто шесть с половиной германских дивизий против двух французских, что создавало превосходство в пехоте в три, а в артиллерии - почти в четыре раза. За первые пять дней наступления германские войска продвинулись на 5-6 км, овладели несколькими позициями, но полностью прорвать оборону французских войск не смогли. Обе стороны несли огромные потери. Французское командование при помощи автотранспорта быстро перебросило резервы с других участков под Верден. С 27 февраля по 6 марта по шоссе от Бар-ле-Дюк до Вердена, названному впоследствии «священным путем», было переброшено 190 тыс. солдат и свыше 25 тыс. тонн военных грузов. К концу марта соотношение сил изменилось в пользу французов. Стало очевидно, что немецкий план внезапного захвата Вердена провалился.

На ход Верденской операции огромное влияние оказали согласованные действия вооруженных сил Антанты на других театрах Первой мировой войны. Существенная помощь французским войскам была оказана наступлением русских армий в марте в районе Двинска, у озера Нарочь. В боях за Верден наступил перерыв, который был использован французами для усиления обороны. В августе инициатива под Верденом перешла к французам. Их успеху способствовали грандиозные наступательные операции, проведенные союзниками летом 1916. Удачное наступление русских войск в начале июня на Юго-Западном фронте под командованием генерала А. А. Брусилова (см. БРУСИЛОВ Алексей Алексеевич) (см. Юго-Западного фронта наступление (см. БРУСИЛОВСКИЙ ПРОРЫВ)), активные действия англо-французских войск в июле на реке Сомме (см. СОММА (река)), контрудары французов в августе вынудили германское командование перейти под Верденом к обороне. В октябре-декабре французы предприняли ряд контратак и отбросили противника на исходные позиции. К концу декабря французские войска вышли на рубеж, который занимали до начала битвы. Верденская операция, продолжавшаяся около 10 месяцев, завершилась. Это была самая крупная операция Первой мировой войны. Потери с обеих сторон составили около 1 млн. человек (поэтому операция получила название «Верденской мясорубки»).

Большой энциклопедический словарь

ВЕРДЕНСКАЯ операция - 21.2-18.12.1916, во время 1-й мировой войны, 5-я германская армия пыталась прорвать фронт французских войск в районе Вердена, но встретила упорное сопротивление. В длительных ожесточенных боях обе стороны понесли огромные потери. В декабре 1916 французские войска в основном восстановили положение.ВЕРДЕНСКАЯ операция (21 февраля - 18 декабря 1916), боевые действия между германскими и французскими войсками в районе Вердена в ходе 1-й мировой войны. В основу операций немецких армий на 1916 был положен план, по которому главные усилия намечалось направить против Франции. Но недостаток сил не давал возможности германскому командованию предпринять общую операцию на всем фронте. Немецкий генштаб принял решение нанести мощный удар в Верденском укрепленном районе, который был опорой восточного крыла фронта. Потеря Вердена нарушила бы всю систему французской обороны и открыла бы путь к Парижу.Боевые действия в районе Вердена начались 21 февраля. Германское командование рассчитывало взять укрепленный район ускоренной атакой. Для этого на узком участке фронта было развернуто шесть с половиной германских дивизий против двух французских, что создавало превосходство в пехоте в три, а в артиллерии - почти в четыре раза. За первые пять дней наступления германские войска продвинулись на 5-6 км, овладели несколькими позициями, но полностью прорвать оборону французских войск не смогли. Обе стороны несли огромные потери. Французское командование при помощи автотранспорта быстро перебросило резервы с других участков под Верден. С 27 февраля по 6 марта по шоссе от Бар-ле-Дюк до Вердена, названному впоследствии "священным путем", было переброшено 190 тыс. солдат и свыше 25 тыс. тонн военных грузов. К концу марта соотношение сил изменилось в пользу французов. Стало очевидно, что немецкий план внезапного захвата Вердена провалился.На ход Верденской операции огромное влияние оказали согласованные действия вооруженных сил Антанты на других театрах 1-й мировой войны.

Существенная помощь французским войскам была оказана наступлением русских армий в марте в районе Двинска, у озера Нарочь. В боях за Верден наступил перерыв, который был использован французами для усиления обороны. В августе инициатива под Верденом перешла к французам. Их успеху способствовали грандиозные наступательные операции, проведенные союзниками летом 1916. Удачное наступление русских войск в начале июня на Юго-Западном фронте под командованием генерала А. А. Брусилова (см. Юго-Западного фронта наступление), активные действия англо-французских войск в июле не реке Сомме, контрудары французов в августе вынудили германское командование перейти под Верденом к обороне. В октябре-декабре французы предприняли ряд контратак и отбросили противника на исходные позиции. К концу декабря французские войска вышли на рубеж, который занимали до начала битвы. Верденская операция, продолжавшаяся около 10 месяцев, завершилась. Это была самая крупная операция 1-й мировой войны. Потери с обеих сторон составили около 1 млн. человек (поэтому операция получила название "Верденской мясорубки"). Литература:Зайончковский А. М. Мировая война 1914-1918. М., 1938. Т. 2.Попов В. Т. Бои за Верден. М., 1939.Chandler D. The Art of Warfare. London, 1974.История первой мировой войны 1914-1918. М., 1975. Т. 2.А. П. Жилин ВЕРДЕНСКИЙ ДОГОВОР 843 - о разделе империи Карла Великого между его внуками - Лотарем (получил территорию Италии и земли вдоль Рейна и Роны - впоследствии Лотарингия), Карлом Лысым (земли на запад от Рейна) и Людовиком Немецким (земли на восток от Рейна). Заключен в Вердене.

Полезные сервисы

верденский договор

Энциклопедический словарь

ВЕРДЕНСКИЙ ДОГОВОР - ВЕРДЕ́НСКИЙ ДОГОВО́Р 843, о разделе империи Карла Великого между его внуками - Лотарем (получил территорию Италии и земли вдоль Рейна и Роны - впоследствии Лотарингия), Карлом Лысым (земли на запад от Рейна) и Людовиком Немецким (земли на восток от Рейна). Заключен в Вердене.

Традиции раздела владений монарха между его сыновьями и передела этих владений между наследниками издавна существовали во Французском государстве эпохи Меровингов (см. МЕРОВИНГИ) и Каролингов (см. КАРОЛИНГИ). В условиях отсутствия четкой границы между публичным и частным правом подобное соглашение оформляло не распад государства, а раздел собственности. Император Людовик I Благочестивый перед смертью (840) объявил своего старшего сына и соправителя Лотаря I наследником империи, а его младшим братьям Людовику Немецкому и Карлу Лысому выделил уделы (Баварию и территории вокруг Парижа соответственно) с королевским титулом. Сразу же после смерти отца младшие братья начали борьбу со старшим, разбили его в битве при Фонтенуа (25 июня 841) и в 842 в Страсбурге поклялись не заключать с ним сепаратного мира.

Переговоры между враждующими сторонами завершились в Вердене в 843 подписанием договора. По этому договору Лотарь I сохранял императорский титул, а также обе столицы империи Карла Великого - Рим и Ахен, но все это означало лишь почетное верховенство. Каждый из братьев получал практически независимую часть империи: Лотарь - Италию и т. н. «Срединное королевство» - полосу земли от Средиземного до Северного морей, включая Прованс, Бургундию, левобережье среднего и весь бассейн нижнего Рейна и северные Нидерданды; Людовик - почти всю Германию от Рейна до Эльбы (его владения получили название Восточная Франция или - по терминологии современных историков - Восточно-Франкское королевство); Карл - всю Галлию с Аквитанией и Испанской маркой (земли, завоеванные Карлом Великим у арабов; Западная Франция или Западно-Франкское королевство).

Дробление империи продолжалось и после Верденского договора. Лотарь I разделил свои владения между сыновьями, и ту часть «Срединного королевства», которую получил его сын Лотарь II (от него она получила название Лотарингия) разделили между собой по Мерсенскому договору (870) Людовик Немецкий и Карл Лысый. В 880 сын Людовика Немецкого Людовик II Молодой отнял у наследников Карла Лысого всю Лотарингию. Младший сын Людовика Немецкого император Карл III Толстый (см. КАРЛ III Толстый) в 881-884 сумел объединить в своих руках всю империю Каролингов, но в 887 был свергнут, и империя распалась окончательно, причем на ее территории образовались королевства (Наварра, Прованс, Бургундия), где правили не потомки Карла, а местные династии.

Верденский договор издавна привлекал внимание историков. До 1-й пол. 19 в. распад империи расценивался сугубо отрицательно. В 1-й пол. 19 в. французские историки (Ф. Гизо (см. ГИЗО Франсуа), О. Тьерри (см. ТЬЕРРИ Огюстен)) объявили Верденский договор не очередным семейным разделом, но разделением империи по национальному признаку, и оценили этот факт как возникновение национальных государств - Франции, Германии и Италии. Доказательством именно закономерно-национального, а не случайно-династического принципа раздела империи исследователи видели как в недолговечности не имевшего национальной основы «Срединного королевства», так и в провале попытки восстановления единой империи Карлом III. Современные ученые считают распад империи Карла Великого закономерным проявлением процесса феодализации и рассматривают образование этнически однородных Западно-Франкского и Восточно-Франкского королевств, а также королевства Италии, не следствием, а началом длительного процесса сложения национальных государств.

Полезные сервисы

верденский договор 843

вердепешевый

вердепом

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

вердепомовый

Синонимы к слову вердепомовый

прил., кол-во синонимов: 2

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

вердер

вердеревский

вердерниковы

Татарские, тюркские, мусульманские фамилии

Полезные сервисы

вердет

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

верджерио (vergerio) пьетро паоло

верджерио пьетро паоло

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

верджинал

Синонимы к слову верджинал

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

вёрджинел

Орфографический словарь

Сканворды для слова вёрджинел

Полезные сервисы

верджинел

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Синонимы к слову верджинел

сущ., кол-во синонимов: 4

Полезные сервисы

верджиния

Практический толковый словарь

Полезные сервисы

верди

Грамматический словарь

Сканворды для слова верди

Полезные сервисы

верди (verdi) джузеппе

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

верди виолетта

Энциклопедия Кольера

Полезные сервисы

верди джузеппе

Энциклопедический словарь

Ве́рди Джузеппе (Verdi) (1813-1901), итальянский композитор. За героическими операми 40-х гг. в духе идей Рисорджименто в 50-х гг. последовали психологические драмы («Риголетто», 1851; «Трубадур», 1853; «Бал-маскарад», 1859; уникальная по лирической тонкости «Травиата», 1853 - предвосхищение веризма и французской лирической оперы), в 60-х гг. - монументально-героические драмы в традициях большой оперы («Сила судьбы», 1861, для Мариинского театра; «Дон Карлос», 1867). К вершинным образцам реалистической «шекспировской» драматургии относятся последние оперы Верди: «Аида» (1870), «Отелло» (1886) и «Фальстаф» (1892). 26 опер. Реквием (1874) и др.

* * *

ВЕРДИ Джузеппе - ВЕ́РДИ (Verdi) Джузеппе (полн. Джузеппе Фортунато Франческо) (10 октября 1813, Ле Ронколе, близ Буссето, Пармское герцогство - 27 января 1901, Милан), итальянский композитор. Мастер оперного жанра, создавший высокие образцы психологической музыкальной драмы. Оперы: «Риголетто» (1851), «Трубадур», «Травиата» (обе 1853), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы» (для Петербургского театра, 1861), «Дон Карлос» (1867), «Аида» (1870), «Отелло» (1886), «Фальстаф» (1892); Реквием (1874).

Детство

Верди родился в глухой итальянской деревушке Ле Ронколе на севере Ломбардии в крестьянской семье. Необычайная музыкальная одаренность и страстное желание заниматься музыкой проявились очень рано. До 10 лет он учился в родной деревне, затем в городке Буссето. Знакомство с купцом и любителем музыки Барецци помогло получению городской стипендии для продолжения музыкального образования в Милане.

Потрясение тридцатых годов

Однако Верди не был принят в консерваторию. Он занимался музыкой частным образом у педагога Лавинья, благодаря которому бесплатно посещал спектакли «Ла Скала» (см. ЛА СКАЛА). В 1836 он женился на горячо любимой Маргерите Барецци, дочери своего покровителя, от брака с которой у него родились дочь и сын. Счастливый случай помог получить заказ на оперу «Лорд Гамильтон, или Рочестер», которая с успехом была поставлена в 1838 в «Ла Скала» под названием «Оберто, граф Бонифачо». В том же году были изданы 3 вокальных сочинения Верди. Но первые творческие успехи совпали с рядом трагических событий в личной жизни: менее чем за два года (1838-1840) умирают его дочь, сын и жена. Верди остается один, а сочиненная в это время по заказу комическая опера «Король на час, или Мнимый Станислав» терпит провал. Потрясенный трагедией, Верди записывает: «я ... принял решение никогда больше не сочинять».

Выход из кризиса. Первый триумф

Из тяжелого душевного кризиса Верди вывела работа над оперой «Навуходоносор» (итальянское название «Набукко»).

Опера, поставленная в 1842, имела громадный успех, чему способствовали и великолепные исполнители (одну из главных ролей пела Джузеппина Стреппони, ставшая впоследствии женой Верди). Успех окрылил композитора; каждый год приносил новые сочинения. В 1840-е годы им было создано 13 опер, среди которых «Эрнани», «Макбет», «Луиза Миллер» (по драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь») и др. И если опера «Набукко» сделала Верди популярным в Италии, то уже «Эрнани» принесла ему европейскую известность. Многие из написанных тогда сочинений и в наши дни ставятся на оперных сценах мира.

Произведения 1840-х годов принадлежат историко-героическому жанру. Их отличают впечатляющие массовые сцены, героические хоры, пронизанные мужественными маршевыми ритмами. В характеристиках персонажей преобладает выражение не столько темперамента, сколько эмоций. Верди здесь творчески развивает достижения своих предшественников Россини (см. РОССИНИ Джоаккино), Беллини (см. БЕЛЛИНИ Винченцо), Доницетти (см. ДОНИЦЕТТИ Гаэтано). Но в отдельных сочинениях («Макбет», «Луиза Миллер») вызревают черты собственного, неповторимого стиля композитора - выдающегося реформатора оперы.

В 1847 Верди совершает первое заграничное путешествие. В Париже он сближается с Дж. Стреппони. Ее идея жить в загородной местности, занимаясь творчеством на лоне природы, привела по возвращении в Италию к покупке участка земли и созданию имения Сант-Агата.

«Тризвездие». «Дон Карлос»

В 1851 появляется «Риголетто» (по драме В. Гюго «Король забавляется»), а в 1853 «Трубадур» и «Травиата» (по пьесе А. Дюма «Дама с камелиями»), которые составили знаменитое «тризвездие» композитора. В этих сочинениях Верди отходит от героических тем и образов, его героями становятся простые люди: шут, цыганка, женщина полусвета. Он стремится не только показать чувства, но и выявить характеры персонажей. Мелодический язык отмечен органичными связями с итальянской народной песней.

В операх 1850-60-х годах Верди обращается к историко-героическому жанру. В этот период были созданы оперы «Сицилийская вечерня (поставлена в Париже в 1854), «Симон Бокканегра» (1875), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы», которая была написана по заказу Мариинского театра; в связи с ее постановкой Верди дважды посетил Россию в 1861 и 1862. По заказу Парижской оперы был написан «Дон Карлос» (1867).

Новый взлет

В 1868 египетское правительство обратилось к композитору с предложением написать оперу к открытию нового театра в Каире. Верди отказался. Переговоры продолжались два года, и лишь сценарий ученого-египтолога Мариетт-бея, основанный на старинной египетской легенде, изменил решение композитора. Опера «Аида» стала одним из его совершеннейших новаторских созданий. Она отмечена блеском драматического мастерства, мелодическим богатством, мастерским владением оркестром.

Смерть писателя и патриота Италии Алессандро Мандзони (см. МАНДЗОНИ Алессандро) вызвала создание «Реквиема» - великолепного творения шестидесятилетнего маэстро (1873-1874).

В течение восьми лет (1879-1887) композитор работал над оперой «Отелло». Премьера, состоявшаяся в феврале 1887, вылилась в национальное торжество. В год своего восьмидесятилетия Верди создает еще одно блестящее творение - «Фальстаф» (1893, по пьесе В. Шекспира «Виндзорские проказницы»), в котором он на основе принципов музыкальной драмы осуществил реформу итальянской комической оперы. «Фальстаф» отличает новизна драматургии, построенной на развернутых сценах, мелодическая изобретательность, смелые и утонченные гармонии.

В последние годы жизни Верди написал произведения для хора и оркестра, которые в 1897 объединил в цикл «Четыре духовные пьесы». В январе 1901 его разбил паралич и через неделю, 27 января, он скончался. Основу творческого наследия Верди составили 26 опер, многие из которых вошли в мировую музыкальную сокровищницу. Им были также написаны два хора, струнный квартет, произведения церковной и камерно-вокальной музыки. С 1961 в Буссето проводится конкурс вокалистов «Вердиевские голоса».

Энциклопедия Кольера

ВЕРДИ Джузеппе (Verdi, Giuseppe)

<a href='/dict/джузеппе' class='wordLink' target='_blank'>ДЖУЗЕППЕ</a> <a href='/dict/верди' class='wordLink' target='_blank'>ВЕРДИ</a>. <a href='/dict/портрет' class='wordLink' target='_blank'>Портрет</a> Дж.<a href='/dict/больдини' class='wordLink' target='_blank'>Больдини</a>.

ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ. Портрет Дж.Больдини.

(1813-1901), итальянский композитор. Джузеппе Фортунино Франческо Верди родился 10 октября 1813 в Ронколе, деревне в провинции Парма, в то время входившей в состав Наполеоновской империи. Его отец содержал винный погреб и бакалейную торговлю. В 1823 Джузеппе, получившего начальные знания от деревенского священника, отправили в школу соседнего городка Буссето. Он уже проявлял музыкальные способности и в 11 лет начал исполнять в Ронколе обязанности органиста. На мальчика обратил внимание богатый купец А.Барецци из Буссето, снабжавший лавку Верди-отца и питавший живой интерес к музыке. Этому человеку Верди был обязан своим музыкальным образованием. Барецци взял мальчика в свой дом, нанял ему лучшего учителя и оплачивал его дальнейшее обучение в Милане. В 1832 Верди не приняли в Миланскую консерваторию, поскольку он был старше допустимого возраста. Он начал заниматься частным образом с В.Лавиньей, который преподал ему основы композиторской техники. Оркестровку и оперное письмо Верди постигал на практике, посещая миланские оперные театры. Филармоническое общество заказало ему оперу Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, conte di san Bonifacio), которая, однако, не была тогда поставлена. Верди вернулся в Буссето, рассчитывая занять должность церковного органиста, но в результате внутрицерковных интриг получил отказ. Местное музыкальное общество назначило ему трехгодичную стипендию (300 лир); в это время он сочинил ряд маршей и увертюру (sinfonie) для городского духового оркестра, а также писал церковную музыку. В 1836 Верди женился на дочери своего благодетеля Маргарите Барецци. Он снова отправился в Милан, где 17 ноября 1839 Оберто был исполнен в театре "Ла Скала" с успехом достаточным, чтобы обеспечить новый заказ, на этот раз комической оперы. Комическая опера Король на день (Un giorno di regno) провалилась, немилосердно освистанная публикой. Верди, потрясенный провалом оперы, поклялся, что не будет больше сочинять опер и попросил директора "Ла Скала" разорвать заключенный с ним контракт. (Только через много лет Верди простил миланцев.) Но директор Мерелли верил в талант композитора и, дав ему прийти в себя, вручил либретто Набукко (Nabucco) по мотивам библейской истории о царе Навуходоносоре. При чтении внимание Верди привлек хор евреев в вавилонском плену, и его воображение заработало. Успешная премьера Набукко (1842) восстановила репутацию композитора. За Набукко последовали Ломбардцы (I Lombardi, 1843), опера, которая тоже давала выход угнетенным патриотическим чувствам, а затем Эрнани (Ernani, 1844) по романтической драме В.Гюго - произведение, благодаря которому известность Верди вышла за пределы Италии. В поcледующие годы композитор, по его собственным словам, трудился как каторжник. Опера следовала за оперой - Двое Фоскари (I due Foscari, 1844), Жанна д'Арк (Giovanna d'Arco, 1845), Альзира (Alzira, 1845), Аттила (Attila, 1846), Разбойники (I masnadieri, 1847), Корсар (Il corsaro, 1848), Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano, 1849), Стиффелио (Stiffelio, 1850). В этих сочинениях поверхностная, а иногда и легковесная ремесленная музыка прилагается к слабым либретто. Среди опер данного периода выделяются Макбет (Macbeth, 1847) - первый плод восторженного почитания композитором Шекспира, а также Луиза Миллер (Luisa Miller, 1849) -выдающееся произведение более камерного стиля. С 1847 по 1849 Верди находился в основном в Париже, где сделал новую, французскую редакцию Ломбардцев, названную Иерусалим (Jeruslem). Здесь композитор встретился с Джузеппиной Стреппони, певицей, принимавшей участие в миланских постановках Набукко и Ломбардцев и уже тогда сблизившейся с Верди. В конце концов, десять лет спустя они все же поженились. На период 1851-1853 приходятся три зрелых шедевра Верди - Риголетто (Rigoletto, 1851), Трубадур (Il trovatore, 1853) и Травиата (La traviata, 1853). В каждом из них отражена особая сторона дарования композитора. Риголетто по пьесе В.Гюго Король забавляется демонстрирует, кроме умения создавать живые, захватывающие мелодии, новую для композитора оперную форму - более связную, с меньшими контрастами между речитативом, который приобретает характер напевного ариозо, и арией, которая не во всем подчиняется установленным схемам. Развитию действия способствуют написанные в свободной форме дуэты и другие ансамбли, в том числе знаменитый квартет в последнем акте - выдающийся образец умения Верди отразить в ансамблевой форме конфликт характеров и чувств своих персонажей. Трубадур, основанный на испанской романтической мелодраме, содержит прекрасные образцы сильной, героической музыки, в то время как Травиата по "семейной драме" Дюма-сына Дама с камелиями пленяет пафосом чувств. Успех этих трех опер раскрыл перед Верди новые возможности. В 1855 ему заказали сочинение для Парижской оперы в характерном мейерберовском стиле - Сицилийскую вечерню (Les vpres siciliennes). Для того же театра он сделал новую редакцию Макбета (1865), а также сочинил Дон Карлоса (1867); для петербургского Мариинского театра создал Силу судьбы (La forza del destino, 1862). Параллельно с осуществлением этих грандиозных проектов Верди работал над более скромными операми в итальянском вкусе - Симоном Бокканегрой (Simon Boccanegra, 1857) и Балом-маскарадом (Un ballo in maschera, 1859). Все эти произведения представляют собой романтические мелодрамы, основанные на более или менее достоверных исторических событиях. Хотя ни одна из перечисленных опер не отличается совершенством с драматургической точки зрения (этому препятствует склонность Верди перескакивать без достаточных оснований от одной эффектной сюжетной ситуации к другой), все они демонстрируют растущее мастерство музыкальной характеристики и оркестровой драматургии (особенно это заметно в Симоне Бокканегре и Дон Карлосе). Верди явно нуждался в литературном сотруднике и он обрел его в лице А.Гисланцони, в сотрудничестве с которым родилось либретто Аиды (Aida, 1871) - шедевра в стиле французской "большой оперы", заказанной композитору египетским правительством для исполнения на открытии Суэцкого канала. Еще более плодотворным оказалось совместная работа Верди в его поздние годы с Арриго Бойто (1842-1918), автором оперы Мефистофель и выдающимся поэтом. Сначала Бойто переделал неудовлетворительное либретто Симона Бокканегры (1881). Затем он превратил шекспировскую трагедию Отелло (Othello) в либретто; этот шедевр Верди был поставлен в "Ла Скала" в 1887, когда композитору было уже 74 года. За Отелло в 1893 последовал Фальстаф (Falstaff): в 80 лет Верди написал музыкальную комедию, которая вознаградила его за провал его первой музыкальной комедии Король на час. Отелло и Фальстаф увенчали стремление Верди к созданию настоящей музыкальной драмы. Кроме опер, в наследии Верди - Реквием памяти А.Мандзони (1874), Stabat Mater (1898) и Te Deum (1898), а также хоровые сочинения, романсы и струнный квартет ми минор (1873). Умер Верди в Милане 27 января.

ЛИТЕРАТУРА

Тароцци Дж. Верди. М., 1984 Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера - три мира. М., 1986 Соловцова Л.А. Дж.Верди. М., 1986

Полезные сервисы

вердиевский

Орфографический словарь

Полезные сервисы

вердикт

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова вердикт

Синонимы к слову вердикт

сущ., кол-во синонимов: 3

Тезаурус русской деловой лексики

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова вердикт

Полезные сервисы

вердиктный

вердильон

вердит

Синонимы к слову вердит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

вердо

Словарь галлицизмов русского языка

I.

ВЕРДО I vert d'eau. Цвет светло-зеленой гаммы, "зеленый воды". Юшков получил от нея записку на изящном цвета "verre d'eau", листке, с изображением на заголовке его белоснежного голубка с письмом в клюве и девизом "vole et reviens vite". 1884. Маркевич Бездна 3 258. Для каминов, по рекомендации Гоголинского, я обратилась к очень искусному резчику, Волковицкому, который пресерьезно предлагал мне сделать камин в стиле "вампир", а из магазина Коровина явился приказчик с заграничными обращиками мебельной материи, окрестивший все светло-зеленые тона - "виардо", что означало vert d'eau. Тенишева Впечатления 107. Под влиянием фамилии певицы Виардо.

II.

ВЕРДО II verdot. Различают две разновидности этой <виноградной> лозы: gros Verdot и Petit Verdot по величине ягод.. Ягоды маленькия круглыя, очень черныя. Вердо дает очень вкусное, мягкое вино. 1900. Бр. Елисеевы 1 10. СХЭ 1 1039. Из вердо (verdot) получается довольно крепкое вино, хорошо окрашенное и богатое дубильными веществами, на вкус очень приятно, но букет развивается очень медленно. ЭСХ 1900 1 1040.

Полезные сервисы

вердогемоглобин

вердон

вердопероксидаза

Синонимы к слову вердопероксидаза

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

вердрагоновый

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

вердура

Словарь галлицизмов русского языка

ВЕРДУРА verdure f. кулин. Зелень. На суп .. травы и вердур, и яблок. 1710. АК 3 220. Ср. Вердюра.

Полезные сервисы

вердюн

вердюнуа

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

вердюны

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

вердюр

Сканворды для слова вердюр

Полезные сервисы

вердюр эндошин

вердюра

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы