Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

оратор

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Сборник слов и иносказаний

Орфографический словарь

Формы слов для слова оратор

Синонимы к слову оратор

1. Демосфен, Цицерон, златоуст (книжн.); трибун (высок.); вития (устар. и трад.-поэт.)

2. выступающий

Тезаурус русской деловой лексики

Лингвистические термины

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Риторика

Этимология

Этимологический словарь русского языка

Из лат. яз. в XVIII в. Лат. orator- производное от огаге - «говорить, излагать».

Этимологический словарь

Заимств. в XVIII в. из лат. яз., где orator - суф. производное от orare «говорить». Ср. однопризнаковые говорун, вития.

ора́тор

впервые у Петра I; см. Смирнов 212; народн. ора́тель. Заимств. через польск. оrаtоr или нем. Оrаtоr (Шульц-Баслер 2, 260) из лат. ōrātor.

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова оратор

Полезные сервисы

ораторами становятся, поэтами - рождаются

Словарь крылатых слов и выражений Серова

Полезные сервисы

ораториально-кантатный

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

ораториальный

Толковый словарь

Толковый словарь Ожегова

Академический словарь

Орфографический словарь

Синонимы к слову ораториальный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ораториане

Орфографический словарь

Полезные сервисы

ораториане, ораторианцы

ораторианин

Орфографический словарь

Полезные сервисы

ораторианский

Орфографический словарь

Полезные сервисы

ораторианцы

Энциклопедия Кольера

ОРАТОРИАНЦЫ - члены Конгрегации оратории, основанной св. Филиппо Нери (1515-1595) и официально утвержденной 15 июля 1575 папой Григорием XIII. Ораторианцы являются старейшей из католических конгрегаций священников, живущих в послушании, но не приносящих монашеских обетов. Цель этой конгрегации - возвращение к духу простоты апостольских времен в молитве, проповеди и совершении таинств. Эта цель должна была достигаться в молитвенной и богослужебной практике, а также в ежедневных проповедях, отличающихся простотой и общедоступностью от глубокомысленных философских проповедей, которые обычно произносились в те времена. Палестрина (его духовником был св. Филиппо) сочинил много гимнов для ораторианских богослужений. По совету Пия IX кардинал Ньюмен в 1847 основал ораторианскую общину в Англии, семь лет спустя обосновавшуюся в Эджбастоне близ Бирмингема. Французская община ораторианцев была основана в Париже в 1611 кардиналом де Берюлем и утверждена папской буллой в 1613. Была распущена во время Французской революции, но возродилась вновь в 1852.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Полезные сервисы

оратория

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

Популярный словарь

Оратория

, ж.

Крупное музыкально-драматическое произведение для хора, певцов-солистов и оркестра, предназначенное для концертного исполнения.

Патетическая оратория.

Оратория "Легенда о святой Елизавете" Листа.

Родственные слова:

орато́рный

Этимология:

От итальянского oratorio (← лат. oro ‘говорю’, ‘молю’).

Энциклопедический комментарий:

Оратория близка к кантате, от которой отличается бо́льшими масштабами и наличием определенного сюжета. Возникла в Италии на рубеже XVI-XVII вв. Наименование новому жанру дали особые помещения, оратории, предназначавшиеся для молитв, слушания и обсуждения проповедей, пения духовных песен. В этих помещениях первоначально исполнялись мотеты, произведения многоголосной вокальной музыки, в основе которой лежали напевы католической службы, и лауды, хвалебные песнопения. Мотеты дали начало ораториям с текстом на латинском языке, а из драматизированных диалогических лауд развились оратории на итальянском языке. Библейское повествование, исполняемое солистом, сочеталось в духовной оратории с диалогическими и хоровыми разделами. На формирование оратории оказали влияние жанры оперы и мадригала. В жанре оратории написаны многие произведения Г. Ф. Генделя, а также И. С. Баха, Й. Гайдна, Ф. Мендельсона-Бартольди, К. Дебюсси и др. Первая русская оратория относится к 1811 г. - "Минин и Пожарский, или Освобожденная Москва" С. А. Дегтярева.

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

ОРАТО́РИЯ ; ж. [итал. oratorie] Муз. Крупное музыкальное произведение для хора, солистов-певцов и оркестра, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. О. на библейские тексты. Исполнить торжественную ораторию.

Орато́рный, -ая, -ое. О-ое сочинение. О-ое либретто. Ораториа́льный, -ая, -ое. О-ое искусство. О-ое произведение.

* * *

орато́рия (итал. oratorio, от лат. oro - говорю, молю), музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико-драматическим характером и ясной сюжетностью. Сложилась к концу XVI в. как жанр духовной музыки, позднее появились и светские оратории. Классические образцы принадлежат Г. Ф. Генделю, Й. Гайдну. Первые образцы русской оратории относятся к началу XIX в. Оратория занимает важное место в творчестве русских композиторов XX в. (Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин и др.).

* * *

ОРАТОРИЯ - ОРАТО́РИЯ (итл. oratorio, от лат. oro - говорю, молю), музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате (см. КАНТАТА), но более монументальна, обладает эпико-драматическим характером и ясной сюжетностью. Сложилась к кон. 16 в. как жанр духовной музыки, позднее появились и светские оратории. Классические образцы принадлежат Г. Ф. Генделю (см. ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих), Й. Гайдну (см. ГАЙДН Йозеф). Первые образцы русской оратории относятся к нач. 19 в. Оратория занимает важное место в творчестве русских композиторов 20 в. (Ю. А. Шапорин (см. ШАПОРИН Юрий Александрович), Г. В. Свиридов (см. СВИРИДОВ Георгий Васильевич), Р. К. Щедрин (см. ЩЕДРИН Родион Константинович) и др.).

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Энциклопедия Кольера

ОРАТОРИЯ - крупное музыкальное произведение на тексты драматического, эпического или созерцательного характера, часто на религиозные темы. Нередко оратория напоминает оперу, так как в оратории используются оперные средства выразительности и такие оперные формы, как ария, речитатив, вокальный ансамбль, хор, оркестровая интерлюдия, однако в оратории исключено сценическое оформление и сценическое действие. В оратории обычно преобладает хоровое, а не сольное вокальное начало, что является одним из основных различий между ораторией и оперой. Считается, что жанр оратории возник ок. 1550, когда Филиппо Нери, выдающийся итальянский церковный деятель (позже канонизированный), начал проводить в Риме особые молитвенные собрания в оратории (молельне) капеллы Сан-Джироламо делла Карита; после чтения Писания верующие пели духовные гимны, исполнялись мистерии. Крупнейшие итальянские композиторы того времени сотрудничали с Нери и писали музыку для его собраний. Это начинание получило признание и распространилось по другим областям Италии. Связанные поначалу только с латинскими текстами, оратории вскоре стали использовать и живой язык (oratorio volgare). Одна из первых дошедших до нас ораторий - Представление о душе и теле (1600) Эмилио Кавальери (ок. 1550-1602). Первым выдающимся мастером этого жанра стал Джакомо Кариссими (1605-1674), автор знаменитых ораторий Иевфай и Суд Соломона. Проникновение жанра оратории в музыку лютеранской церкви породило обширную литературу начиная с ранних кантат Генриха Шютца (1585-1672), которые имели обозначениестиле оратории"; ораториальные сочинения Шютца на тексты рождественской, страстной и пасхальной служб непосредственно повлияли на монументальные церковные вокально-инструментальные циклы И.С.Баха (1685-1750). Часто различия между кантатой и ораторией стираются, как, например, в кантате Баха № 11, которая носит авторское название Оратория на Вознесение. Одно из главных мест в истории духовной оратории занимают пассионы ("страсти"), музыкально-драматические произведения на евангельские тексты. Внецерковный вид традиционной оратории достиг наивысшего развития в творчестве Г. Ф. Генделя (1685-1759); его Мессия, Израиль в Египте, Саул, Иуда Маккавей, Соломон и Семела - это вершины мировой музыки. Оратории Генделя послужили толчком к настоящему возрождению хорового искусства в Англии; вслед за ними были созданы такие выдающиеся образцы жанра, как Сотворение мира и Времена года Й.Гайдна, Св. Павел и Илия Ф.Мендельсона. К жанру оратории обращались Р.Шуман (Рай и Пери; Фауст), Ф.Лист (Христос), Г. Берлиоз (Детство Христа; Осуждение Фауста), Э. Элгар (Сон Геронтия), И. Ф. Стравинский (Царь Эдип), А. Онеггер (Царь Давид).

ЛИТЕРАТУРА

Розенов Э.К. Статьи о музыке. М., 1982

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова оратория

Синонимы к слову оратория

сущ., кол-во синонимов: 1

Грамматический словарь

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова оратория

Полезные сервисы

оратория-поэма

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

ораторный

Толковый словарь

Толковый словарь Ожегова

Академический словарь

Орфографический словарь

Синонимы к слову ораторный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ораторская проза

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Лингвистические термины

Риторика

Полезные сервисы

ораторская речь

Переводоведческий словарь

Стилистический словарь

ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ - разновидность устной формы литературного языка, которая находит выражение в различных типах публичных выступлений. В современной практике публичного общения в зависимости от сферы общения выделяют следующие роды О. р.: социально-политическая, академическая, судебная, социально-бытовая, духовная (церковно-богословская), поэтому многими исследователями О. р. рассматривается как устная форма реализации известных функц. стилей: публиц., науч., оф.-дел., разг.-бытового, религиозного (Н.Н. Кохтевым, Е.Н. Ширяевым и др.). Иногда выделяют среди других ораторский стиль, но в этом случае речь должна идти не об отдельном функц. стиле, т.к. не существует отдельной ораторской сферы деятельности и соответствующей ей формы сознания (В.П. Мурат), здесь под "стилем" понимаются "особенности речи, представленные в совокупности ораторских произведений, характеризующихся единством стилистических качеств". Результатом дальнейшей дифференциации О. р. на основании более конкретных признаков являются ее жанры.

Науч. стиль представлен такими жанрами О. р., как вузовская лекция, науч. доклад, науч. сообщение, науч.-популярная лекция. Публиц. стиль - такими жанрами, как выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи. Официально-деловой стиль - судебными, дипломатическими речами, речами-представлениями. Разговорный стиль - жанрами юбилейной речи, посвященной знаменательной дате или произнесенной в честь отдельной личности и носящей торжественный характер; приветственной речи; застольной речи, надгробной речи, посвященной ушедшему из жизни. Религиозный стиль представлен жанром проповеди. Такова в общих чертах жанрово-стилистическая картина О. р. См. также Риторика.

Стилистика этих жанров обусловлена принадлежностью их к соответствующему функц. стилю. Так, напр., жанры, обслуживающие сферу науки, имеющие основной целью доказательство истинности выдвигаемой концепции, сообщение информации актуализируют черты науч. стиля речи, но наделены специфическими ораторскими приемами и средствами.

Помимо специфических черт, присущих жанрам О. р. и обусловленных принадлежностью разным сферам общения, жанры О. р. характеризуются рядом общих особенностей. Действительно, в процессе подготовки и произнесения постоянно возникает внутреннее противоречие между книжной речью, поскольку выступление тщательно готовится, и устным воплощением, на которое влияет разговорная речь. Такие выступления отходят от строгой книжности и оказываются частично или полностью своеобразно подготовленной импровизацией и выражением спонтанной устной речи с импровизационной манерой изложения. А.М. Пешковский отметил: "Это особый вид собственно литературной речи - вид, который я бы назвал в известном смысле подделкой письменной речи под устную. Такая подделка действительно необходима в той или иной степени во всех публичных выступлениях, но она ничего общего не имеет с тем случаем, когда оратор не умеет справиться со стихией устной речи или не умеет ориентироваться в должной мере на письменную" (Избр. тр., 1959). Степень книжности/разговорности зависит от способа выступления (чтение текста, воспроизведение его по памятиразной степенью опоры на него), импровизация), а также от индивидуальных навыков оратора и его ораторского опыта. Отталкивание от книжно-письменных форм и стремление к живой устной речи характерны для всех выдающихся ораторов. Для создания эффекта непринужденности ими используются разговорная лексика и фразеология, особенности разг. синтаксиса: вопросительные, присоединительные конструкции, обращения и др.

Устная форма и слуховое восприятие обусловливают наличие большого количества разговорных средств (среди них сравнительно небольшой объем и четкая синтаксическая структура предложения, деление фразы на интонационные части, достраивание фразы "на ходу", лексические и другие повторы, ассоциативные вставки, прямые обращение к адресату), в том числе паралингвистических (жесты, мимика и др.) (Т.В. Матвеева).

Другая черта, отличающая стилистику О. р., - полемичность. Специально убеждающей О. р. делают сложная и планомерная организация противонаправленного смысла, экспрессивность, аргументативная структура. Таким образом, смысловой план в О. р. выстраивается как целостный противопоставленный, движение речи организуется как развертывание сложной мысли, отталкивающееся от противоположного смысла.

Исследователи говорят о двух видах полемичности: 1) имплицитной (или скрытой, внутренней) и 2) эксплицитной (или открытой, внешней). Первый вид проявляется в том случае, когда оратору приходится убеждать аудиторию в своей правоте, не называя возможных несогласных слушателей или оппонентов, которые могут быть в данной аудитории или вне ее. Эксплицитная полемичность связана с открытой защитой своих взглядов и опровержением оппонентов. При этом оратор, высказывая свои взгляды, опровергает взгляды оппонентов, борется с воображаемым противником.

Полемика между оратором и оппонентом возникает в том случае, когда эксплицитная полемичность направлена на определенное, реальное лицо, когда оратор публично выступает в защиту своих взглядов. Полемика предполагает тщательный анализ исходного фактического материала, статистических данных, научных проблем, мнений различных людей и т.д., основанную на этом строгую аргументацию, а также эмоциональное воздействие на слушателя, необходимые в процессе убеждения. Ораторы пользуются средствами из богатого полемического арсенала: намеками, иронией, сарказмом, многозначительными умолчаниями, резкими оценочными суждениями, антитезой, сравнениями, ремарками, "картинностью" речи, пословицами, поговорками и другими классическими ораторскими приемами, связанными с речевым контрпланом. Убедительность полемического выступления во многом зависит от тех аргументов, с помощью которых обосновывается истинность основной идеи, а также от степени использования в качестве доказательства фактов и положений, не требующих обоснования, сделанных ранее обобщений, точных цитат и высказываний. В результате усиливается аналитическая сторона речи, ее информативная значимость и проявляется комментаторская позиция оратора (Н.Н. Кохтев).

Все части ораторской речи переплетены и взаимосвязаны, ее связанность обеспечивается когезией, ретроспекцией и проспекцией. Наличие в О. р. интеграционных, т.е. когезийных (связывающих), ретроспективных, проспективных языковых элементов и многие другие особенности ее построения и восприятия объясняются отсутствием обозримой последовательности элементов, которую можно было бы охватить, как письменный текст, взглядом. Когезия выражается различными повторами, словами, обозначающими временные, пространственные и причинно-следственные отношения: таким образом, итак, во-первых, во-вторых, в-третьих, следующий вопрос, в настоящее время, совершенно очевидно, посмотрим далее, перейдем к следующему. Связующую роль выполняют и такие слова и словосочетания, как принимая во внимание, с одной стороны, с другой стороны, между тем, несмотря на это, как оказывается, по всей вероятности, как оказалось впоследствии. Ретроспекция выражается в ссылках на информацию, которая имеется помимо его выступлений (таким образом происходит связь данной речи с общим информационным контекстом), отсылках слушателей к информации, содержащейся в предыдущих его выступлениях или в данном выступлении, но изложена ранее (так осуществляется связь речи с предыдущими речами). Проспекция - это один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления. Когезия, проспекция и ретроспекция в О. р. помогают аудитории ориентироваться в "маршруте" совместного с нею продвижения. Это дает возможность слушателю яснее представить себе связь и взаимообусловленность мыслей и идей, изложенных в речи.

Создать и передать атмосферу взаимопонимания между оратором и аудиторией позволяет субъективность речи и ее контактность, которые формируются личными местоимениями. Напр., с помощью "мы совместное" оратор приглашает слушателей к совместному размышлению о каких-либо фактах, создает атмосферу непринужденного разговора. Установлению контакта с аудиторией и привлечению внимания к информации служат и другие приемы - глагольные формы, обозначающие совместное действие, вводные конструкции, содержащие обращения к слушателям: как вы понимаете, как вы догадываетесь, как видите, как вы знаете, как мы знаем, как вы убедились и др., побудительные предложения, этикетные речевые формулы, вопросо-ответное единство, некоторые конструкции с изъяснительными придаточными, имеющими императивную окраску: ясно, чтоизвестно, чтопонятно, чтоИспользование таких средств и приемов создает ситуацию непосредственного общения со слушателями и придает сообщению непринужденный, разговорный характер. Эффект речи зависит именно от того, как оратор выполняет одну из своих коммуникативных задач - преодолевает дистанцию между собой и слушателями. Благодаря этим приемам устанавливается доверительный разговор между оратором и аудиторией, объединяется позиция оратора и слушателей, возникает их своеобразный диалог.

Лучшим образцам О. р. свойственно использование тропов (см.) и фигур речи, т.е. такой образности, которая способствует эмоциональности, легкости запоминания содержания, большей доступности изложения.

Лит.: Апресян Г.З. Ораторское искусство. - 2-е изд. - М., 1972; Вомперский В.П., Риторики в России XVII-XVIII вв. - М., 1988; Кохтев Н.Н. Розенталь Д.Э., Искусство публичного выступления. - М., 1988; Сергеич П. Искусство речи на суде. - М., 1988; Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. - 3-е изд. - М., 1989; Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика рус. красноречия. - М., 1989; Кохтев Н.Н. Ораторская речь: стиль и композиция. - М., 1992; Его же: Основы ораторской речи. - М., 1992; Его же: Риторика. - М., 1994; Сопер П.Л. Основы искусства речи: Пер. с англ. - 2-е изд. - М., 1992; Введенская Л.А, Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-на Дону, 1995; Матвеева Т.В. Устная публичная речь // Словарь-справочник по культуре русской речи. - М., 2002.

Л.Р. Дускаева

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

ораторски

Толковый словарь

нареч. качеств.-обстоят.

Так, как характерно для ораторов.

Полезные сервисы

ораторский

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова ораторский

Синонимы к слову ораторский

прил., кол-во синонимов: 3

Морфемно-орфографический словарь

ора́тор/ск/ий.

Грамматический словарь

Большой словарь иностранных слов

Полезные сервисы

ораторский стих

Гуманитарный словарь

ОРА́ТОРСКИЙ СТИХ (декламативный стих) - в мелодике стиха один из 3 осн. типов интонации, выделяемый наряду с говорным и напевным стихом. О. С. характерен для оды, монологов, трагедий, гражд., филос., патетич. И медитат. лирики. Его тематич. композищия, как правило, строится на логич. развертывании мысли; синтаксич. членение речи совпадает с метрическим (предложение и части предложений со стихами, строфами и т. д.), переносов и внутристиховых пауз крайне мало. Мелодич. движение в О. С. определяется свободной непредсказуемой сменой развернутых периодов и коротких предложений, обилием риторич. фигур (риторич. вопросов, восклицаний, обращений), нередко упорядочивающих О. С, внося в него определенную симметрию, к-рая, однакоотличие от напевного стиха), никогда не распространяется на все произв. Преобладание логич., а не муз. связи стихов отражено и в тяготении О. С. к астрофичностинебольших по объему текстах), к кр. или несимметр. строфамбольших формах). Интонация приподнятой, торжеств. речи О. С. в значит. мере создается за счет возвыш.-патетич. лексики и фразеологии. В рус. поэзии О. С. развивался в творчестве М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, В. Я. Брюсова, В. В. Маяковского и др.

Полезные сервисы

ораторский талант

ораторско-проповеднический

ораторское искусство

ораторское число

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

Полезные сервисы

ораторство

Толковый словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова ораторство

Синонимы к слову ораторство

сущ., кол-во синонимов: 4

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова ораторство

Полезные сервисы

ораторствовавший

Синонимы к слову ораторствовавший

Полезные сервисы

ораторствовать

Толковый словарь

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы