Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

воскресавший

воскресавший из мервых

воскресать

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

ВОСКРЕ́СНУТЬ, -ну, -нешь; -е́с, -е́сла; сов.

Популярный словарь

Энциклопедический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова воскресать

Синонимы к слову воскресать

Антонимы к слову воскресать

Морфемно-орфографический словарь

воскрес/а́/ть.

Грамматический словарь

воскреса́ть нсв нп 1a ◑3

Этимология

Этимологический словарь русского языка

Этимологический словарь

Заимств. из ст.-сл. яз. Преф. производное от крѣсати (через «ять») «воскрешать» (ср. рус. кресать - тж., производное от кресъ «оживление, здоровье»; ср. диал.: Не бывать ему на кресу «не встать ему больше на ноги»).

Полезные сервисы

воскресать // воскрешать

Паронимы

ВОСКРЕСАТЬ // ВОСКРЕШАТЬ

Составляют гнездо пар с паронимами воскресающий // воскрешающий, воскресая // воскрешая, воскресение // воскрешение.

ВОСКРЕСАТЬ. 1. Становиться вновь живымрелигиозно-мистических представлениях); оживать после клинической смерти; перен. становиться бодрым, жизнедеятельным, приобретать новые силы. Антоним: умирать. 2. перен. О чувствах, мыслях, представлениях и т. п.: вновь возникать, проявляться с прежней яркостью, силой. Синонимы: оживать, возрождаться. Антоним: умирать.

Воскресать: 1) человек, мученик, больной, страдалец воскресает; 2) воскресает чувство, надежда, прошлое; воскресают мысли, желания; воскресает природа, обычай.

• [Простакова:] Как, Стародум, твой дядюшка жив? он воскрес! Д.Фонвизин. Недоросль.

• Я с каждой волной воскресаю! М.Цветаева. «Кто создан из камня...»

Перед ним вдруг начали воскресать дни наступления, марши, короткие схватки.

ВОСКРЕШАТЬ. 1. Возвращать умершего к жизнирелигиозно-мистических представлениях); оживлять после клинической смерти; перен. вызывать внутреннее обновление, возвращать силы, бодрость. Синонимы: оживлять; реанимировать. Антонимы: убивать, умерщвлять. 2. перен. Восстанавливать в сознании, в памяти утраченное, забытое; возобновлять, восстанавливать что-либо уже не существующее. Синонимы: оживлять, возрождать, воссоздавать. Антонимы: убивать, умерщвлять.

Воскрешать: 1) ~ человека, раненого, больного, страдальца; 2) ~ дни молодости, минувшее, обычай, текст, произведение искусства.

• [Присыпкин:] Я вас не просил меня воскрешать. Заморозьте меня обратно! В.Маяковский. Клоп.

• Но у этих пустяков [собранных во время поездок] было одно свойствоони воскрешали прошлое. К. Паустовский. Золотая роса.

Фразеологизмы: Закричиттак мёртвого воскреситчеловеке с очень громким голосом).

Сравните: воскресать в памятивновь возникать в памяти с прежней силой; воскрешать в памятивосстанавливать, воссоздавать, оживлять в памяти.

Полезные сервисы

воскресать душой

воскресающий

воскресе

Орфографический словарь

Полезные сервисы

воскресен

Словарь церковнославянского языка

Синонимы к слову воскресен

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

воскресенец

Орфографический словарь

Полезные сервисы

воскресение

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Словарь церковнославянского языка

 =  сущ. восстание из мертвых, оживотворение; первый день в церковной седмице; искупление (Филип. 3, 10).           (Марк. 12, 18).                 (Деян. 26, 23).

Евразийская мудрость от А до Я.

Словарь народов и культуры

Орфографический словарь

Трудности произношения и ударения

Формы слов для слова воскресение

Синонимы к слову воскресение

Морфемно-орфографический словарь

воскрес/е́ни/е (от воскре́с/ну/ть) [й/э].

Грамматический словарь

Этимология

Этимологический словарь

Сканворды для слова воскресение

Полезные сервисы

воскресение (воскресенье)

Поговорки

Полезные сервисы

воскресение (рок-группа)

Энциклопедический словарь

ВОСКРЕСЕНИЕ (рок-группа) - «ВОСКРЕСЕ́НИЕ», российская рок (см. РОК-МУЗЫКА)-группа (Москва), основана в 1979.

Репертуар группы составляли песни Алексея Романова и Евгения Маргулиса (см. МАШИНА ВРЕМЕНИ), а также Константина Никольского (см. НИКОЛЬСКИЙ Константин (певец)).

Группа успела дать считанное количество концертов и записать материал для двух магнитоальбомов. Лирический герой этих песен, человек, переживший крушение мечты, но не утративший своих идеалов, резонировал с общественными настроениями периода. В 1980 группа распалась, чтобы возродиться в 1981 (вместе с Никольским). В 1981 был записан самый известный альбом в истории группы, мнгновенно ставший знаменитым на всем пространстве СССР. В него вошли знаменитые песни Романова «Воскресение», «Люди как в темной чаще», «Рэгги», «Кто виноват» и «Блюз» Никольского и др.

В 1982 возродившаяся группа записала новый альбом «Радуюсь (1983), однако, летом 1983 Романов был привлечен к угловной ответственности по сфабрикованному обвинению в организации нелегальных концертов. Державшаяся на нем группа практически распалась.

В 1992 московская фирма «FeeLee» издала на пластинке альбом группы, было сделано несколько попыток реорганизовать ее в той или иной форме. Состоялось несколько выступлений второго состава группы, но в конечном счете Романов и Никольский разошлись в разные стороны.

Следующий этап в истории группы начался в мае 1994, когда на волне ностальгии группа собралась в своем «почти оригинальном» составе начала 1980-х годов. В начале 1996 вышел концертный альбом «Мы вас любим». Во второй половине 1990-х гг. деятельность коллектива ограничилась выступлениями и концертными альбомами. В 2000 группа гастролировала вместе с «Машиной времени (см. МАШИНА ВРЕМЕНИ в турне под названием «50 на двоих». На начало 2004 в состав «Воскресения» входят Алексей Романов (вокал, гитара), Андрей Сапунов (вокал, гитара, басовая клавиатура) и Алексей Коробков (ударные, перкуссия). Группа периодически выступает в московских клубах и выезжает на гастроли.

Группа «Воскресение» сыграла значительную роль в закреплении традиций отечественного рока, поддержав его русскоязычную поэтическую линию; ее песни и поныне остаются классикой русского рока.

Полезные сервисы

воскресение // воскресенье

Паронимы

Полезные сервисы

воскресение из мертвых

Синонимы к слову воскресение из мертвых

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

воскресение христово

воскресения словущего церковь

воскресенка

Синонимы к слову воскресенка

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

воскресенск

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Синонимы к слову воскресенск

сущ., кол-во синонимов: 2

Грамматический словарь

Этимологический словарь

Сканворды для слова воскресенск

Полезные сервисы

воскресенск (истра)

воскресенск (московская область)

Энциклопедический словарь

ВОСКРЕСЕНСК (Московская область) - ВОСКРЕСЕ́НСК, город в Российской Федерации, Московская обл., расположен на западной окраине Мещерской низменности (см. МЕЩЕРСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ), на левом берегу р. Москва (см. МОСКВА (река)), в 88 км к юго-востоку от Москвы. Пристань. Железнодорожный узел. Районный центр. Население 79,5 тыс. человек (2001). Основан в 1862. Город с 1938.

Основные отрасли промышленности: химическая (АООТ «Воскресенские минеральные удобрения» и др.), стройматериалов (ЗАО «Стройиндустрия», ОАО «Воскресенскцемент»), легкая (фетровая фабрика), пищевая (ГУП «Завод детского питания «Фаустово») и др.

Впервые упоминается в 1577 как село Воскресенское; название по церкви. В 1862 близ села открыта станция, названная по нему Воскресенская. Выросший при станции поселок в 1934 получил название Воскресенск. В 1938 поселок вместе с деревнями Неверово и Кривякино преобразован в город Воскресенск. Воскресенск - родина выдающегося российского хоккеиста И. Н. Ларионова. В центральной части современного города находится бывшая усадьба Красное Сельцо (Кривякино), где родился и провел детские годы писатель И. И. Лажечников (см. ЛАЖЕЧНИКОВ Иван Иванович). Здесь сохранились главный дом (1760-1770-е гг.), парки.

Полезные сервисы

воскресенская

воскресенская зоя ивановна

Энциклопедический словарь

ВОСКРЕСЕНСКАЯ Зоя Ивановна - ВОСКРЕСЕ́НСКАЯ (по мужу Рыбкина) Зоя Ивановна (28 апреля 1907, ст. Узловая Тульской губернии - 18 января 1992, Москва), советская разведчица, русская детская писательница.

Родилась в семье помощника начальника станции Алексино. После того, как отец умер от туберкулеза в 1920, семья, перебравшись к родственникам в Смоленск, бедствовала. В 1921 в 14 лет Воскресенская поступила на службу библиотекарем в один из батальонов ВЧК (см. ВСЕРОССИЙСКАЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ КОМИССИЯ) Смоленской губернией и стала бойцом штаба ЧОН. В 1929 вступила в ряды ВКП(б) (см. КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА), после чего была приглашена на оперативную работу в ОГПУ (см. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ). С тех пор почти в течение тридцати лет до 1956 ее жизнь была связана с органами государственной безопасности. В 1930 была направлена в Харбин (Китай), где проработала два года «под крышей» советского синдиката «Союзнефть», занимая, несмотря на свою молодость, довольно высокой пост заведующей секретно-шифровального отдела. В 1935-1939 работала в Хельсинки заместителем резидента, будучи официально представителем «Интуриста». Готовил ее к работе в Финляндии видный сотрудник ОГПУ А. П. Федоров (А. А. Якушев), известный организатор и разработчик операции «Трест» (подпольный антисоветский центр, полностью находившийся под контролем чекистов). Во время Великой Отечественной войны в 1941-1944 работала в качестве пресс-секретаря советского посольства в Швеции в Стокгольме под фамилией Ярцева, послом СССР в то время была А. М. Коллонтай (см. КОЛЛОНТАЙ Александра Михайловна). В 1947-1949 - заместитель начальника комитета информации КГБ (см. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ). В 1953 была уволена из рядов КГБ после ареста П. А. Судоплатова (см. СУДОПЛАТОВ Павел Анатольевич) и других видных сотрудников органов, с которыми была связана долгими годами совместной работы. В 1954-1956 работала в воркутинском лагере для заключенных. После ухода в запас в чине полковника занялась литературной деятельностью, избрав своим поприщем детскую литературу. Главной и беспроигрышной по тем временам темой ее литературных произведений стала жизнь и деятельность В. И. Ленина («Сквозь ледяную мглу», «Кольца дружбы» и др.). По ее сценариями кинорежиссером М. С. Донским (см. ДОНСКОЙ Марк Семенович) были сняты фильмы «Сердце матери» (1965) и «Верность матери» (1966), посвященные Ленину. В 1968 книги Воскресенской были отмечены Государственной премией СССР. Последние годы жизни работала над мемуарами, которые под названием «Теперь я могу рассказать правду» вошли в книгу «Тайна Зои Воскресенской» (1998). Несмотря на то, что Воскресенская дожила до горбачевской перестройки (см. ПЕРЕСТРОЙКА), переосмысления ею роли КГБ в жизни советского общества, судя по мемуарам, не произошло.

Полезные сервисы

воскресенская летопись

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

воскресенские ворота

Энциклопедический словарь

ВОСКРЕСЕНСКИЕ ВОРОТА - ВОСКРЕСЕНСКИЕ (ИВЕРСКИЕ) ВОРОТА в Москве, памятник архитектуры. Сооружены в 1680. Расположены между зданием бывшей Городской думы и Историческим музеем (см. ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ).

Воскресенские ворота сложены из крепостного тяжеловесного кирпича с железными связями и закрепами. Раньше имели двойные ворота и опускаемые решетки. Под зубцами воротных стен еще уцелели стоки, через которые осажденные лили на неприятелей кипяток и растопленную смолу, серу и свинец. В двухъярусных палатах и в двух восьмигранных башнях помещались прежде огнестрельные орудия, стояли пушкари и стрельцы на случай нападения врагов и осады. Позже амбразуры, или пушечные и мушкетные бойницы, обращены в окна. В период Смутного времени (см. СМУТНОЕ ВРЕМЯ) ворота были повреждены: углы и зубцы ворот расселись и обломались, кровля снесена бурей. В то время у ворот находились пушечный ядерный навес, караульная пушкарская изба, Земский приказ, государев Сытный двор и двор воротников (сторожей). В конце 17 в. ворота пришли в ветхость и их перестроили по приказу царя Федора Алексеевича (см. ФЕДОР Алексеевич). С этого времени их начали использовать как проездные для всех жителей Москвы.

До 1731 в надвратных палатах помещались лаборатории соседнего Монетного двора и палата Главной московской аптеки, в 1750-1780 - университетская типография. Некоторое время здесь жил книгоиздатель Н. И. Новиков (см. НОВИКОВ Николай Иванович). В 1781 вплотную к воротам была пристроена деревянная часовня иконы Иверской Богоматери (отсюда другое название ворот).

От Воскресенских ворот происходит прежнее название площади Революции - Воскресенская площадь. В 1931 ворота были разобраны, воссозданы в 1994-1996 по решению правительства Москвы (автор проекта - архитектор О. И. Журин).

Орфографический словарь

Полезные сервисы

воскресенский

воскресенский ал-др абр

Гуманитарный словарь

ВОСКРЕСЕ́НСКИЙ Ал-др Абр. (1809-80) - химик-органик. В 1836 окончил Гл. пед. ин-т в СПб. В 1838-67 работал в Петерб. ун-те: адъюнкт (1838), проф. технологии (1843), проф. чистой химии (1846), декан физ.-матем. ф-та (1863), ректор (1865). Одноврем. вел курс химии в Гл. пед. ин-те, Ин-те инженеров путей сообщения, Пажеском корпусе и др. уч. заведениях СПб. Чл.-корр. Петерб. АН (1864). В 1867 назначен попечителем Харьковск. уч. округа, но вскоре вышел в отставку, поселился в своем имении Можайцево в Тверской губ. Автор мн. фундамент. иссл., в т. ч.хинной кислоте" (1839), открыл в 1838 хинон, в 1841 какао в бобах и выделил новый алкалоид - теобромин, с нач. 40-х гг. изучал горючие ископаемые - торф, сланец, бурые угли, кам. угли, антрациты. В речи на ун-тетском акте 1854 "О влиянии химии на земледелие" подчеркнул возможность изготовления минеральных удобрений из рос. сырья. Явился создателем школы рус. химиков. Его ученики Д. И. Менделеев, Н. Н. Бекетов, Н. А. Меншуткин и мн. др.

Полезные сервисы

воскресенский александр абрамович

Энциклопедический словарь

Воскресе́нский Александр Абрамович (1809-1880), химик-органик, создатель (вместе с Н. Н. Зининым) большой школы русских химиков, член-корреспондент Петербургской АН (1864). Преподавал во многих учебных заведениях Санкт-Петербурга. Установил состав и некоторые свойства нафталина и хинной кислоты (1838); открыл хинон и теобромин (1841), исследовал отечественные горючие ископаемые (торф, сланцы, бурые и каменные угли), пропагандировал минеральные удобрения.

* * *

ВОСКРЕСЕНСКИЙ Александр Абрамович - ВОСКРЕСЕ́НСКИЙ Александр Абрамович (1809-80), российский химик-органик, создатель (вместе с Н. Н. Зининым) большой школы русских химиков, член-корреспондент Петербургской АН (1864). Преподавал во многих учебных заведениях Петербурга. Установил состав и некоторые свойства нафталина и хинной кислоты (1838); открыл хинон и теобромин (1841), исследовал отечественные горючие ископаемые (торф, сланцы, бурые и каменные угли), пропагандировал минеральные удобрения.

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

воскресенский григорий александрович

воскресенский леонид александрович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

Полезные сервисы

воскресенский мих. сер

Гуманитарный словарь

Полезные сервисы

воскресенский михаил сергеевич

воскресенский собор

воскресенцы

Орфографический словарь

воскресе́нцы, -ев, ед. ч. -нец, -нца, твор. п. -нцем (от Воскресе́нск)

Полезные сервисы

воскресенье

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Популярный словарь

Воскресенье

, мн. -нья, -ний, с.

День недели, следующий за субботой и предшествующий понедельнику, общий день отдыха на неделе.

Планы на воскресенье.

Черубина по воскресеньям посещала костел (Волошин).

Родственные слова:

воскре́сный, воскре́сник

Этимология:

Заимствовано из старославянского языка (въскрьсениѥ ‘воскресение из мертвых Христа’, затем - ‘Пасхальное воскресенье’). С XIII в. так начинают именовать седьмой день каждой недели.

Культура речи:

Воскресенье со словом воскресе́ниевозвращение к жизни’, ‘возрождениеразличается значением.

Энциклопедический комментарий:

Воскресеньем сначала назывался первый день Пасхи - Пасхальное воскресенье, в память воскресения из мертвых Иисуса Христа. С течением времени воскресенье как седьмой день недели - еженедельный христианский праздник, установленный в честь чудесного воскресения Иисуса Христа. Семидневная неделя восходит к халдейско-вавилонским астрономическим исчислениям, она была заимствована древними иудеями, которые отмечали в качестве праздничного дня субботу в честь окончания божественного творения мира. Суббота праздновалась и в раннем христианстве. Отмежевавшись от иудаизма, христиане стали отмечать как праздник первый день недели, в который произошло воскресение Иисуса Христа.

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

ВОСКРЕСЕНЬЕ (англ. Sunday, нем. Sonntag, фр. dimanche). Смысл и значение воскресенья как первого дня недели связан: 1) с поклонением солнцу у древних; 2) с распространенностью культа Митры в Древнем Риме; 3) с празднованием дня солнца древними римлянами; 4) с посвящением первого дня недели воспоминанию о воскресении Иисуса Христа; 5) с представлением шотландских пресвитериан о воскресенье как дне отдыха. Это представление усвоили пуритане в штате Массачусетс, что привело к принятию т.н. воскресных (или "голубых") законов, запрещавших трудовую деятельность в этот день. Солнцепоклонничество доминировало у древних народов вплоть до 5 в. В Древнем Египте обожествленное солнце выступало в виде бога Ра, упоминаемого в древнейших частях Текстов пирамид. Наиболее распространенным символом египетской религии стал Атон ("солнечный диск") с распростертыми крыльями сокола. На дошедших до нас вавилонских печатях солнце изображалось в виде божества, выходящего из дверей, которые открывают его служители, отвернувшись в сторону, чтобы не ослепнуть. Представление об особом жилище у солнца встречается и в Библии, где говорится, что "оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще" (Пс 18:6). Израильтяне, вступившие в Палестину, обнаружили у местного населения культ солнца, они поклонялись богу Баал-Хаммону (слово "хамман", возможно, означало изображение солнца на алтарях божества). В незапамятные времена в Персии возник культ Митры. В зороастризме это божество называлось Язата, это - сила света, помощник Ахурамазды. В долине Евфрата Митра возвысился и стал ассирийским богом. Митраизм проник в Рим во 2 в. до н.э., стал популярен в римской армии, среди торговцев, рабов и в конце концов был признан римскими императорами. С очень древних времен римляне отмечали каждый восьмой день как праздник. А поскольку они испытали влияние не только процветавшего культа Митры, но и египетского культа солнца, то они постепенно начали отмечать праздник, посвященный солнцу. Dies solis, "день солнца", пришел на смену dies Saturni - дню Сатурна. Самый древний из известных нам законов о воскресенье был введен эдиктом императором Константином в 321. В нем указывалось, что "городские власти, горожане и ремесленники" должны воздерживаться от трудовых занятий в досточтимый день солнца. Первые христиане вначале сохраняли семидневную неделю евреев (каждый день назывался в соответствии со своим порядковым номером), но к концу 3 в. в западном христианстве распространились названия дней недели, соответствующие названиям планет, а в 4-5 вв. там окончательно утвердились языческие названия дней недели. Как было сказано выше, в тот же период распространение восточных культов солнца способствовало утверждению в Риме почитания дня солнца как первого дня недели, в которой каждый день был посвящен определенной планете. Во всей Римской империи христиане были готовы выделить особый день для воспоминания о воскресении Христа, "солнца правды". В Новом Завете содержатся указания на то, что уже в самый ранний период христиане собирались в первый день недели "для преломления хлеба", а возможно, и для сбора добровольных пожертвований (Деян 20:7; 1 Кор 16:2). Христианский апологет Юстин Мученик (середина 2 в.) описывает, какдень, именуемый днем солнца", все христиане - горожане и сельские жители - собирались для получения наставлений в Священных Писаниях, для молитвы, раздач хлеба и вина и сбора пожертвований. Тертуллиан указывает, что христиане "превратили день солнца в день радости, но вовсе не для того, чтобы поклоняться солнцу, которое не занимало никакого места в их религии". Первым из отцов церкви Тертуллиан заявил, что христиане по воскресеньям должны воздерживаться от мирских дел и занятий. С 4 по 6 вв. было издано множество императорских декретов, которые все строже запрещали труд в воскресенье. Так, начиная с раннего периода своей истории, церковь выделила воскресенье как святой день.

См. также ШАББАТ.

Гуманитарный словарь

ВОСКРЕСЕ́НЬЕ - седьмой день недели рос. гражд. календаря, общий день отдыха (первый день недели еврейского и христ., в т. ч. правосл. богослужебного календаря и гражд. календарей многих стран). По свидет-ву евангелистов, Иисус Христос был распят накануне дня субботнего (последнего дня евр. недели), а воскрес "по прошествии субботы в первый день недели" (Мк. 16, 1-2), освятив его, т. о., величайшим событием христ. всемирной истории. Тот же день (через семь недель после Воскресения) ознаменовался сошествием Св. Духа на апостолов и рождением Церкви Христовой, а потому уже в апостольское время стал преимущественным днем "преломления хлеба", т. е. совершения таинства Евхаристии (Деян. 20, 6, 1 Кор. 16, 2). Вскоре "день Солнца" (dies Soils семидневной планетарной недели римского календаря) получает у христиан наименование "день Господень" (Откр. 1, 10). Малоазийские христиане нач. 2 в. в этот "установленный день собирались до рассвета и воспевали Христа как Бога "(Письма Плиния Младшего. X, 96, 7). Это значит, что каждый воскресный день посв. празднованию Христова Воскресения. Древнейшее по времени свидет-во о соблюдении воскресного покоя принадлежит Тертуллиану (кон. 2 - нач. 3 в.): "В день Господа, в к-рый Он воскрес, мы должны быть свободны от всякого обнаружения печали и скорби, отлагая также и дела, чтобы не дать места диаволу" (О молитве. Гл. 23). Как еженедельный гос. праздник он был впервые узаконен в 321 имп. Константином Великим, приказавшим, чтобы "все судьи, а также все ремесленники в почитаемый день Солнца отдыхали" (Кодекс Юстиниана. III, 12, 2). Таков статус В. во всех странах христ. традиции. В Др. Руси до 17 в. указы о праздновании воскресного дня исходили от дух. властей. Согласно совм. постановлению царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа (17 марта 1647), "по правилам св. апостолов и св. отцов в воскресный день отнюдь никому не подобает делати господину и госпоже, ни рабом, ни свободным, но приходить к церкве Божией на молитву". С нек-рыми доп. это постановление вошло в состав Уложения 1648. Др.-христианское название воскресного дня "день Господень" (лат. dies Dominica) было усвоено романскими яз. (Dimanche, Domenica, Domenigo), германские, проигнорировав его, сохранили языческое "день Солнца" (Sonntag, Zontag, Sunday). Слав. народы называют В. "неделей" (днем, когда отдыхают от дел, ничего не делают): укр. Неділя, польск. Niedziela, чешск. Nedele, болг. Неделя. Этот же термин, первоначально употребляемый и на Руси, сохранился в богослужебном календаре Рус. Церкви, в гражд. обиходе назв. дня ("неделя") перешло на семидневный период, именовавшийся ранее "седмица". Слово "В." в совр. значении стало систематически употребляться с 16-17 вв. Первоначально В. называли только один день в году - праздник Пасхи (Светлое Воскресение), хотя в смысле первого дня каждой недели оно было известно и ранее: "Того же лета, месяца мая в 15-й день в день воскресенья Господня въ Сборъ святых отецъ 7-й недели по Па́сце, по Литургии, загоре́ся градъ Ростовъ") (Лавр летоп. 1211). Т. о., "во всем христианском мире одни мы - русские - называем Господний день Воскресеньем. Как и когда осмелились мы сделать это, стоит исследования. Правда, и др. славяне не отстали от нас, характеристично придумав для первого дня седмицы имя "недели", которое мы бесхарактерно распространили на всю седмицу" (Антонин (Капустин), архим. Поездка в Румелию. СПб., 1879. С. 10-11).

Лит.: Краткое сведение о воскресном дне (б. п.) // Христ. чтение. 1837. Ч. III; Смирнов Д. Празднование воскресного дня: (Его история и значение). Киев, 1893; Петровский А. Воскресный день // Правосл. богословская энциклопедия. СПб., 1902. Т. 3. Кол. 956-979.

Орфографический словарь

воскресе́нье, , род. п. мн. ч. -ний (день недели)

Трудности произношения и ударения

Формы слов для слова воскресенье

Синонимы к слову воскресенье

сущ., кол-во синонимов: 5

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Этимологический словарь

Сканворды для слова воскресенье

Полезные сервисы

воскресенье - свято..