Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

мане

Грамматический словарь

Сканворды для слова мане

Полезные сервисы

мане (manet) эдуар

Большой энциклопедический словарь

МАНЕ (Manet) Эдуар (1832-83) - французский живописец. Переосмысливал образы и сюжеты старых мастеров в духе современности ("Завтрак на траве", "Олимпия", обе - 1863), создавал произведения на бытовые, исторические, революционные темы. Работам Мане присущи свежесть и острота восприятия ("Завтрак в мастерской", 1868; "Бар "Фоли-Бержер", 1881-82). Один из основоположников импрессионизма, в 70-х гг. обратился к светлой пленэрной живописи ("Аржантей", 1874).

-----------------------------------

МАНЕ (Manet) Эдуар (23 января 1832 - Париж - 30 апреля 1883, там же), французский художник. Годы ученияРодился в семье крупных чиновников. Рисовать начал еще в коллеже. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. В 1848 отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро. В начале 1850 вместе со своим другом по гимназии А. Прустомбудущем - автор воспоминаний о Мане) учится в Школе изящных искусств в Париже у Т. Кутюра, известного мэтра салонного и академического искусства, прославившегося картиной "Римляне эпохи упадка" (1847, Лувр). В отличие от многих своих современников-новаторов, надолго не задерживавшихся в мастерских профессоров, Мане провел у Кутюра шесть лет, усваивая навыки четкого рисунка и его моделировки цветом, законы композиционного построения. Мане много путешествует, посещает Нидерланды, Австрию, Италию, а позже Германию, Испанию и Англию. Как и в собраниях Лувра, его везде интересуют "секреты" живописи старых мастеров, преимущественно Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, а среди новых - Делакруа. Часто он делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Уничтожив работы, исполненные в мастерской Кутюра, он решает начать работать самостоятельно, выставляется в парижском Салоне.Мане и Бодлер. Испанская темаПервое значительное произведение - картина "Любитель абсента" (1858-59, Ну Карлсберг, Глиптотека, Копенгаген), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца - наследник романтических бродяг; сюжет картины мог быть инспирирован влиянием Ш. Бодлера, с которым художник познакомился в это время. В традициях старых мастеров исполнен и "Портрет родителей" (1860, частное собрание, Париж), выполненный как жанровая картина; Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга, изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение.

Одновременно художник разрабатывает "испанскую" тему. Так, он создает "Лолу из Валенсии" (1862, Музей д Орсе, Париж) - Портрет испанской артистки на фоне театральных кулис, "сокровище с розово-черным мерцанием" (Бодлер). К "испанскому" циклу относятся также "Гитарерро" (Метрополитен-музей) и "Викторина Меран в костюме эспады" (там же). Увлечение испанской темой заметно ослабевает после поездки в Испанию в 1865. Картина "Музыка в Тюильри" (1860, Национальная галерея, Лондон) - образ нарядно одетой толпы в оболочке бытового жанра."Завтрак на траве" и "Олимпия"В 1863 Мане пишет картину "Завтрак на траве" (Музей д Орсе, Париж), которая под названием "Купание" была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не принятые официальным жюри. Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался иконографическими мотивами картин "Концерт" Тициана (в 19 в. приписывался Джорджоне), "Паломничество на остров Киферу" Ватто и "Девушки на берегу Сены" Курбе, а для построения композиции - гравюрой Раймонди с рисунка Рафаэля "Суд Париса".В том же году Мане пишет "Олимпию" (Музей д Орсе, Париж). В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в "Завтраке на траве", это Викторина Меран; в ногах женщины помещена черная кошка - бодлеровский символ из "Цветов зла"), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени - черты марионетки и фетишапримерам "чистой" живописи относится "Флейтист" (1866, Музей д Орсе, Париж). В 1860-е гг. создаются "Самоубийца" (частное собрание), "Пейзаж с катафалком" (Метрополитен-музей), "Христос и ангелы" (там же), "Мертвый тореро" (Национальная галерея, Вашингтон) и др. Картина "Бой "Кирседжа" и "Алабамы" (1864, Музей искусств, Филадельфия) представляет морское сражение двух американских кораблей армии северян и южан, близ Шербура. В 1867 Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, для которой он создает не без влияния Гойи картину "Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро", повествующую о бесславной кончине ставленника Наполеона III на мексиканский престол.Сближение с Золя, Моне и импрессионистамиПосле смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишет его Портрет. В картине "Балкон" (1868, Музей д Орсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. В 1874 - в год первой выставки импрессионистов, Мане едетмалую столицу импрессионизма" - Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар. Его увлекают возможности пленэрной живописи, мазок в его картинах становится более дробным, способным чутко улавливать и передавать нюансы изменчивой жизни природы. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина "Аржантей" (1874, Музей изящных искусств, Турне). В "Нана" (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя; определенная "новеллистичность" ощутима и в картинепапаши Латюйль" (Музей изящных искусств, Турне).Поздние произведенияВ парных композициях начала 1880-х гг. "Весна. Портрет Демарси" (Метрополитен-музей) и "Осень. Портрет Лоран" (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль. В "Осени" мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композициилодке" (1874, Метрополитен-музей), - сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами. В связи с намечающимся "возрождением" техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, "Портрет Ирмы Бруннер", ок. 1882, Музей д Орсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений.Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина "Бар "Фоли-Бержер" (1881-82, Институт Курто, Лондон). Скучающая барменша на фоне огромного зеркала, в котором отражается зал с посетителями и полуфигура пытающегося с ней заговорить клиента, кажется одинокой среди великолепия разноцветных бутылок с яркими наклейками и с цветной фольгой на горлышках, цветов в бокале и фруктов в хрустальной вазе. Тема "выключенности" человека из среды и тут остается главной.Непосредственными ученицами Мане являлись Б. Моризо, Е. Гозалес и М. Кэссет, однако он оказал значительное влияние на всю группу художников-импрессионистов.Литература:Золя Э. Эдуар Мане: Пер. с франц. Л., 1935.Эдуар Мане: Альбом репродукций / Сост., автор предисловия А. Барская. М., 1961.Эдуар Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников: Пер. с франц. / Сост., вступительная статья и коммент. В. Н. Прокофьева. М., 1965.Перрюшо А. Э. Мане: Пер. с франц. М., 1976.Чегодаев А. Д. Э. Мане. М., 1985.Meier-Graefe J. Manet. Muenchen, 1912.Venturi L., Orienti M. Tutte le opera di E. Manet. Milano, 1967.Ronart D., Wildenstein D. E. Manet: Catalogue raisonne. Paris, 1975. V. 1-2.В. С. Турчин МАНЕВИЧ Лев Ефимович (1898-1945) - разведчик, Герой Советского Союза (1965, посмертно), полковник (1935). В 20-е - нач. 30-х гг. добывал важную развединформацию, был арестован итальянской фашистской контрразведкой. С 1943 в фашистских лагерях. Умер от туберкулеза после освобождения.

Полезные сервисы

мане эдуар

Энциклопедический словарь

МАНЕ Эдуар - МАНЕ́ (Manet) Эдуар (23 января 1832, Париж - 30 апреля 1883, там же), французский живописец. Переосмысливал образы и сюжеты старых мастеров в духе современности («Завтрак на траве», «Олимпия», обе - 1863), создавал произведения на бытовые, исторические, революционные темы. Работам Мане присущи свежесть и острота восприятия («Завтрак в мастерской», 1868; «Бар «Фоли-Бержер», 1881-1882).

Один из основоположников импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) , в 1870-х годах обратился к светлой пленэрной живописи («Аржантей», 1874).

Годы учения

Родился в семье крупных чиновников. Рисовать начал еще в коллеже. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. В 1848 отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро. В начале 1850 вместе со своим другом по гимназии А. Прустомбудущем - автор воспоминаний о Мане) учится в Школе изящных искусств в Париже у Т. Кутюра, известного мэтра салонного и академического искусства, прославившегося картиной «Римляне эпохи упадка» (1847, Лувр). В отличие от многих своих современников-новаторов, надолго не задерживавшихся в мастерских профессоров, Мане провел у Кутюра шесть лет, усваивая навыки четкого рисунка и его моделировки цветом, законы композиционного построения. Мане много путешествует, посещает Нидерланды, Австрию, Италию, а позже Германию, Испанию и Англию. Как и в собраниях Лувра, его везде интересуют «секреты» живописи старых мастеров, преимущественно Веласкеса (см. ВЕЛАСКЕС Диего (живописец)), Гойи (см. ГОЙЯ Франсиско), Эль Греко (см. ЭЛЬ ГРЕКО), Халса (см. ХАЛС Франс), Рембрандта (см. РЕМБРАНДТ), Рубенса (см. РУБЕНС Питер Пауль), Ван Дейка (см. ВАН ДЕЙК Антонис), Ватто (см. ВАТТО АнтуанШардена (см. ШАРДЕН Жан Батист Симеон), а среди новых - Делакруа (см. ДЕЛАКРУА Эжен) . Часто он делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Уничтожив работы, исполненные в мастерской Кутюра, он решает начать работать самостоятельно, выставляется в парижском Салоне.

Мане и Бодлер. Испанская тема

Первое значительное произведение - картина «Любитель абсента» (1858-1859, Ну Карлсберг, Глиптотека, Копенгаген), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца - наследник романтических бродяг; сюжет картины мог быть инспирирован влиянием Ш. Бодлера (см. БОДЛЕР Шарль) , с которым художник познакомился в это время. В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860, частное собрание, Париж), выполненный как жанровая картина; Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга, изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение.

Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему. Так, он создает «Лолу из Валенсии» (1862, Музей д"Орсе, Париж) - портрет испанской артистки на фоне театральных кулис, «сокровище с розово-черным мерцанием» (Бодлер). К «испанскому» циклу относятся также «Гитарерро» (Метрополитен-музей) и «Викторина Меран в костюме эспады» (там же). Увлечение испанской темой заметно ослабевает после поездки в Испанию в 1865. Картина «Музыка в Тюильри» (1860, Национальная галерея, Лондон) - образ нарядно одетой толпы в оболочке бытового жанра.

«Завтрак на траве» и «Олимпия»

В 1863 Мане пишет картину «Завтрак на траве» (Музей д"Орсе, Париж), которая под названием «Купание» была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не принятые официальным жюри. Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался иконографическими мотивами картин «Концерт» Тициана (в 19 в. приписывался Джорджоне), «Паломничество на остров Киферу» Ватто и «Девушки на берегу Сены» Курбе, а для построения композиции - гравюрой Раймонди (см. РАЙМОНДИ Маркантониорисунка Рафаэля (см. РАФАЭЛЬ САНТИ) «Суд Париса».

В том же году Мане пишет «Олимпию» (Музей д"Орсе, Париж). В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в «Завтраке на траве», это Викторина Меран; в ногах женщины помещена черная кошка - бодлеровский символ из «Цветов зла»), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне (см. ДЖОРДЖОНЕ), Тициана (см. ТИЦИАН), Веласкеса, Гойи и Энгра (см. ЭНГР Жан Огюст Доминик) , присутствуют и приметы нового времени - черты марионетки и фетиша.

К примерам «чистой» живописи относится «Флейтист» (1866, Музей д"Орсе, Париж). В 1860-е годы создаются «Самоубийца» (частное собрание), «Пейзаж с катафалком» (Метрополитен-музей), «Христос и ангелы» (там же), «Мертвый тореро» (Национальная галерея, Вашингтон). Картина «Бой «Кирседжа» и «Алабамы» (1864, Музей искусств, Филадельфия) представляет морское сражение двух американских кораблей армии северян и южан, близ Шербура. В 1867 Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, для которой он создает не без влияния Гойи картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», повествующую о бесславной кончине ставленника Наполеона III на мексиканский престол.

Сближение с Золя, Моне и импрессионисты

После смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя (см. ЗОЛЯ Эмиль), пишет его портрет. В картине «Балкон» (1868, Музей д"Орсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. В 1874 - в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» - Аржантей, где работают К. Моне (см. МОНЕ Клод) и О. Ренуар (см. РЕНУАР Огюст). Его увлекают возможности пленэрной живописи, мазок в его картинах становится более дробным, способным чутко улавливать и передавать нюансы изменчивой жизни природы. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874, Музей изящных искусств, Турне). В «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя (см. ЗОЛЯ Эмиль) определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль» (Музей изящных искусств, Турне).

Поздние произведения

В парных композициях начала 1880-х годов «Весна. Портрет Демарси» (Метрополитен-музей) и «Осень. Портрет Лоран» (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн (см. МОДЕРН): плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль. В «Осени» мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции «В лодке» (1874, Метрополитен-музей), - сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами. В связи с намечающимся «возрождением» техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, «Портрет Ирмы Бруннер», около 1882, Музей д"Орсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений.

Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» (1881-1882, Институт Курто, Лондон). Скучающая барменша на фоне огромного зеркала, в котором отражается зал с посетителями и полуфигура пытающегося с ней заговорить клиента, кажется одинокой среди великолепия разноцветных бутылок с яркими наклейками и с цветной фольгой на горлышках, цветов в бокале и фруктов в хрустальной вазе. Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной.

Непосредственными ученицами Мане являлись Б. Моризо, Е. Гозалес и М. Кэссет, однако он оказал значительное влияние на всю группу художников-импрессионистов.

Энциклопедия Кольера

МАНЕ Эдуар (Manet, Edouard)

(1832-1883), французский художник и график. Родился в Париже 23 января 1832 в семье высокопоставленного государственного служащего. В 1850-1856 учился в Школе изящных искусств в Париже у Тома Кутюра (1815-1879), одного из самых известных французских художников-академистов того времени. Мане постоянно ссорился со своим учителем; он стремился передать "настоящий дневной свет" и "писать жизнь в разное время такой, какая она есть". Художник полагал, что достиг этой цели в картине Любитель абсента (1859, Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека). В том же темном колорите, что Любитель абсента, написана Музыка в Тюильри (1860, Лондон, Национальная галерея). На этом полотне, представляющем очаровательный портрет парижского общества, изображены почти все члены семьи Мане, его друзья и знакомые, в том числе Ж.Оффенбах, Ш.Бодлер, Т.Готье. В 1863 Мане создал свою первую крупную работу - Завтрак на траве (Париж, музей Д'Орсе), полотно, буквально наполненное светом. Картину критиковали за то, что художник построил композицию центральной группы на основе гравюры Маркантонио Раймонди, сделанной по рисунку Рафаэля, придав ей современный вид, а также за то, что он осмелился изобразить одетых мужчин рядом с совершенно обнаженной женщиной. В том же году Мане написал картину Олимпия (Париж, музей Д'Орсе), на которой изображена лежащая на ложе обнаженная девушка, которой служанка-негритянка подносит букет цветов, - сюжет, восходящий через Гойю к Тициану и Джорджоне. Картина была выставлена на Салоне 1865 и подверглась яростным нападкам критиков. В 1866 началась дружба Мане с импрессионистом К.Моне. Вместе с К.Писсарро, А.Сислеем, Э.Дега, П.Сезанном и П.О.Ренуаром они создали группу, главой которой стал Мане. Под влиянием импрессионистов колорит Мане стал светлее, хотя он не принял их манеру наложения на холст мазков дополнительных цветов. На картине Флейтист (1866, Париж, музей Д'Орсе) изображан юный пехотинец, играющий на флейте. Она могла служить подготовительной работой для полотна Расстрел императора Максимилиана Мексиканского.

Существуют четыре версии последней композиции: в Музее изящных искусств Бостона; в Национальной галерее Лондона; в Национальной художественной галерее в Копенгагене (все - 1867) и в Кунстхалле в Мангейме. Благодаря точному реализму и беспристрастности живописной трактовки это произведение превосходит все современные ему полотна на исторические темы. Завтрак в мастерской (1868, Мюнхен, Новая Пинакотека) и Портрет Эмиля Золя (1868, Париж, музей Д'Орсе) ясно показывают, как возросло мастерство Мане.

<a href='/dict/эдуар' class='wordLink' target='_blank'>ЭДУАР</a> <a href='/dict/мане' class='wordLink' target='_blank'>МАНЕ</a>. <a href='/dict/бар' class='wordLink' target='_blank'>БАР</a> В <a href='/dict/фоли-бержер' class='wordLink' target='_blank'>ФОЛИ-БЕРЖЕР</a>

ЭДУАР МАНЕ. БАР В ФОЛИ-БЕРЖЕР

<a href='/dict/эдуар' class='wordLink' target='_blank'>ЭДУАР</a> <a href='/dict/мане' class='wordLink' target='_blank'>МАНЕ</a>. <a href='/dict/флейтист' class='wordLink' target='_blank'>ФЛЕЙТИСТ</a>

ЭДУАР МАНЕ. ФЛЕЙТИСТ

В эти же годы художник впервые достиг общественного признания. Искусство Мане становится все более непосредственным, самодостаточным и простым, естественным и современным. Он пишет своего друга Моне и его жену в лодке, которую они называли "плавучей студией" (1874, Мюнхен, Новая Пинакотека), и в том же году создает полотно Вечер (Турне, Музей изящных искусств), где также изображены две фигуры в лодке. Другие крупные произведения этого периода - Нана (1876-1877, Гамбург, Кунстхалле); Портрет г-на и г-жи Жюль Гиме в оранжерее (1879, Берлин, Национальная галерея) и В кабачке папаши Лятюиль (1879, Турне, Музей изящных искусств). В этих произведениях искусство Мане достигло наибольшей зрелости и совершенства. С 1879 Мане часто писал портреты друзей и натюрморты; последние по чистоте и художественной законченности принадлежат к лучшим творениям мастера. В последний период жизни Мане много работал в технике пастели. Последнее крупное произведение Мане - картина Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто). В ней на фоне отблесков света и отражений в зеркале он изобразил молодую девушку за стойкой бара и, быть может, бессознательно создал образ обезличенности и пустоты городской жизни. Художник планировал написать серию полотен - аллегорий четырех времен года, которые должны были олицетворять четыре его подруги, однако смог завершить только два - Весну, моделью для которой послужила Жанна Демарси (1881, частное собрание), и Осень, где моделью была Мари Ларан (1882-1883, Нанси, Музей изящных искусств). В этих богатых цветом полотнах с удивительным мастерством передано чувство полноты жизни. Умер Мане в Париже 30 апреля 1883. В числе учеников мастера были его невестка Берта Моризо и Эва Гонсалес.

ЛИТЕРАТУРА

Барская А. Э.Мане. М., 1961 Прокофьева М.Н. Эдуард Мане [[Альбом]]. М., 1982, 1988 Чегодаев А.Д. Эдуард Мане. М., 1985 Перрюшо А. Жизнь Мане. М., 1988 Рей Р. Мане [[Альбом]]. М., 1995

Полезные сервисы

мане эдуард

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

мане, эдуар

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

маневич белла сем

Гуманитарный словарь

МАНЕ́ВИЧ Белла (Берта) Сем. (род. 1922) - худ. кино. В 1949 окончила ВГИК. Студенткой работала ассистентом худ. в ф. "Молодая гвардия" (1947). С 1949 на к/ст "Ленфильм" сначала худож. по костюмам, потом худож.-постановщик. Мн. работы М. выполнены совм. с И. Капланом. Работает преимущ. в ф. реж. актерской направленности - И. Хейфица, В. Мельникова, И. Масленникова и др. Проявила обостренное чувство современности в ф. "Дело Румянцева" (1956), "Дорогой мой человек" (1958), "Семь невест ефрейтора Збруева" (1971), "Здравствуй и прощай" (1972), "Ксения, любимая жена Федора" (1974), "Старший сын" (1976), "Отпуск в сентябре" (1979), "Уникум" (1984), "Зимняя вишня", "Выйти замуж за капитана" (оба - 1985) и др. Тонкое проникновение в дух оригинала отмечает работу М. в экранизациях лит. классики - "Шинель" (совм. с Капланом, 1959), "Женитьба" (1977). Особенно близок ей мир А. Чехова - "Дама с собачкой" (1960), "В городе С." (1965) - оба совм. с Капланом. М. разрешила труднейшую задачу воспроизв. мира Чехова в оформлении ф.-балета "Анюта" (1982). М. - худ. кинематогр. коллектива, умеющего все подчинить интересам ф., чуждый самопоказа и внеш. эффектности. Ее работам свойственны тонкая одухотворенность, глубинный лирич. подтекст, интерес к повседневному существованию обыкнов. человека. М. упорно работает над эскизами, отыскивая эмоц. ядро изображаемого эпизода, хотя образ у нее получает завершение лишь в процессе съемок. Среди ф.: "Неоконченная повесть" (совм. с Капланом, 1955), "Кроткая" (совм. с Б. Кропачевым, 1960), "Белое солнце пустыни" (совм. с В. Костриным, 1969), "Мы смерти смотрели в лицо" (1980), "Собака Баскервилей" (1982), "Сокровища Агры" (1983), "Чаплиниана" (1987), "Царская охота" (1990). Работы в т-ре: "Не называй фамилий", "Девицы-красавицы", "Тень" (костюмы, Ленингр. т-р им. Ленсовета), "Профессия миссис Уоррен" (Ленингр. т-р комедии) и др.

Лит.: Белла Семеновна Маневич: Беседа с художником // Художник и сцена. М., 1988.

Полезные сервисы

маневич лев ефимович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

манёвр

Толковый словарь Ожегова

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

МАНЁВР ; м. [франц. manoeuvre]

1. Воен. Передвижение и группировка войск или флота с целью нанести удар противнику. Стратегический м. войск. Обходной м. Ограничить м. войск противника. // только мн.: манёвры, -ов. Тактические занятия войск и флота в обстановке, приближающейся к боевым условиям. Морские манёвры. Учебные манёвры. Манёвры прошли успешно.

2. Действие, приём с целью обмануть, перехитрить кого., добиться чего. Прибегнуть к манёвру. М. соперника не удался. Пришлось идти на м., чтобы добиться доверия.

3. только мн.: манёвры, -ов. Ж.-д. Передвижение вагонов и локомотивов на станционных путях для составления поездов. Станционные манёвры. Внимательно следить за манёврами подвижного состава.

4. Изменение в курсе (корабля, самолёта). Самолёт сделал м., идя на посадку. М. судна.

* * *

манёвр (франц. manoeuvre, от лат. manu operor - работаю руками), организованное передвижение войск (сил) в ходе военных действий на новое направление (рубеж, в район). По масштабу различают стратегический, оперативный и тактический манёвр.

* * *

МАНЕВР - МАНЕВР (франц. manoeuvre, от лат. manu operor - работаю руками), организованное передвижение войск (сил) в ходе военных действий на новое направление (рубеж, в район). По масштабу различают стратегический, оперативный и тактический маневр.

Академический словарь

Орфографический словарь

Словарь ударений

Трудности произношения и ударения

Грамматический словарь

Сканворды для слова манёвр

Полезные сервисы

маневр

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Даля

Популярный словарь

Маневр

манёвр

, м.

1) воен. Передвижение и группировка войск или флота с целью нанесения удара противнику.

Обходной маневр.

- У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, - сказал он [Кутузов] Милорадовичу, просившемуся вперед (Л. Толстой).

2) только мн. Тактические занятия войск или флота в обстановке, приближенной к боевой.

Летние маневры.

Морские маневры.

В 1929 году меня пригласили на большие маневры Красной Армии (Дегтярев).

Синонимы:

уче́ния

3) перен., разг. Уловка, ловкий прием.

- Они не понимают того, что эта статья - гнусный обман, маневр! (Шолохов).

Синонимы:

увертка, ухищре́ние, хи́трость

4) только мн. Передвижение локомотивов и вагонов по станционным путям для составления поездов и т. д.

Родственные слова:

маневренный (маневренный состав), маневро́вый (маневровый состав), маневри́ровать

Этимология:

От французского manœuvre ‘действие’, ‘работа’, ‘операция’. В русском языке слово маневр как военный термин употребляется с середины XVIII в.

Культура речи:

Форма слова мане́вр (мане́вры, мане́вров) является устарелой.

Большой энциклопедический словарь

Сборник слов и иносказаний

маневр (иноск.) - хитрый ход, прием для достижения цели (намек на маневры - маневрирования, движения войск)

Ср. Маневрировать.

Ср. Первач сидел с ней рядом и хотел было начать прежний маневр; она отставила ногу (которую он прижимал своей) и сейчас же отвернула голову в другую сторону.

Боборыкин. Василий Теркин. 3, 23.

Ср. Самые неуловимые признаки бедности, самые тонкие маневры, пускаемые в ход, чтобы скрыть эти признаки, известны мне в совершенстве...

Григорович. Свистулькин. 1.

Ср. Женитьба на ней (Ольге) брата не входила в ее соображения... "Ему рано, - отвечала она, - я хочу, чтоб он в академию шел"... она повторила этот маневр умышленно.

Лесков. Захудалый род. 1, 9.

Ср. Так искусно маневрировал Павел Павлыч, что в продолжение целых двух лет уклонения его от стезей добродетели остались тайною для его начальства.

Маркевич. Почему Павел Павлыч не попал в камер-юнкеры.

Ср. Manoeuvre - проделка.

Ср. Manu operari (рукой действовать), оперировать.

Словарь ошибок

Формы слов для слова маневр

Синонимы к слову маневр

Тезаурус русской деловой лексики

Морфемно-орфографический словарь

Этимологический словарь

Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где manœuvre < лат. manuopera, сложения manus «рука» и opera «дела». См. манускрипт, опера.

впервые у Порошина, 1764 г.; см. Христиани 57. Из франц. manoeuvre или нем. Маnövеr (с конца XVIII в.) от народнолат. mаnuореrа "употребление, обращение" (Гамильшег, ЕW 587).

Словарь галлицизмов русского языка

МАНЕВР а, м. manoeuvre, > нем. Manoevre, Manöver.

1. Маниовр, работа, дело. Кург. 1769.

2. воен. Передвижение, перегруппировка войска или его части с целью занять более выгодное положение для атаки или отступления; также - обманное перемещение, скрывающее истинное намерение. Бирж. 109. <неприятель> побить себя не допустит, к чему, конечно, потребно, дабы маневрами его из крепкого положения выманить. 1759. Семил. в. 435. Полкам команды вашей, будущаго ради дела, надобные и удобные маневры показать. 1761. П. Румянцев. // Семил. в. 759. Всему каре принимать влево, чтобы конницу турецкую .. отрезать. Сей маневр устрашил неприятеля. Журн. воен. дел 1770 июль. Маневр состоял в атаке крепости. 1777. Хемницер Дн. путеш. 387. ♦ Марш-маневр. См. Марш.

3. воен. Учебное перестроение, прием, экзерциция. Бирж. 109. Построения и движения войск, в пример войны. Даль. Тактические занятия войск или флота в обстановке, наиболее приближающейся к боевым условиям. БАС-1. Пешие для кавалерии маневры по тягости их аммуниции, кирасов, палашей и сапог совсем оставляются. УВ 1763 111. Сей маневр или движение при начатой уже .. стрельбе учинено с крайней скоростию. Опис. лагеря при Кр. с. // Бирж. 110. Мы часто езжали с ним верхом, и когда шарахалась под ним его лошадь от ружейных и пушечных выстрелов на близких маневрах, которые за горою или лесом были нам не видны. Свербеев Зап. 2 276.

4. Действие, прием с целью обмануть, перехитрить кого-, что. БАС-1. Петр Петрович изобретал совершенно новые еще никем непрактиковавшиеся выходы из бедственного положения, правда такие маневры далеко не гарантировали неприкосновенность изобретателя, тем не менее "Владимирку" можно было и миновать. Кугушев Выгодное предприятие. // Среди прият. компании 122. || Хитрость, уловка. БАС-1. Насмешка над собеседником была его излюбленным маневром в споре. Уш. 1938.

5. спец. Изменение направления движения, перемена курса (судна, самолета). БАС-1. Мореходство или искусство кораблеплавания составляет три науки: корабельная архитектура, изчисление морского пути и действие кораблем, из коих два последния по-французски называют Пилотаж и Маневр. 1764. Навиг. ( Б) 1.// Сл. 18. [Ревунов :] Помните этот восторг, когда делают поворот овершлаг! Какой моряк не зажжется при воспоминании при этом маневре? Чехов Свадьба.

6. мн. Передвижения всякого рода на станции отдельных вагонов, так и поездов, за исключением входа, выхода и прохода через станцию организованных поездов, принято назвать маневрами. ВЭ 1911 10 372. Передвижения подвижного состава по станционным путям с целью обработки поездов и вагонов. БАС-1.

7. мн., цирк. На этот раз пять всадниц и кавалер исполняют так называемые маневры, это значит, что лошади по-разному перестраиваются: идут в ряд, потом друг другу навстречу, совершают круги. Культура 14. 8. 1993. - Стил. Семантические дублеты: маневр - пилотаж. Бирж. 290. - Удар. Не маневры, а манёвры. Долопчев. - Лекс. Кург. 1769: маниовр; Ян. 1804: маневр; Соколов 1834: мане/вр; Уш. 1938 : мане/вр и манёвр; БАС-1: манёвр.

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

маневр и маневр

маневр спесиализе

маневренно

Синонимы к слову маневренно

Полезные сервисы

манёвренность

Толковый словарь Ожегова

МАНЁВРЕННЫЙ, -ая, -ое.

Академический словарь

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова манёвренность

Грамматический словарь

Сканворды для слова манёвренность

Полезные сервисы

маневренность

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Синонимы к слову маневренность

Тезаурус русской деловой лексики

Антонимы к слову маневренность

Идиоматика

Морфемно-орфографический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

маневренность и маневренность

маневренный

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Энциклопедический словарь

Трудности произношения и ударения

Синонимы к слову маневренный

Тезаурус русской деловой лексики

Морфемно-орфографический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

манёвренный

Толковый словарь Ожегова

Академический словарь

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова манёвренный

Грамматический словарь

Полезные сервисы

маневренный и маневренный

маневрие

маневрировавший

маневрирование

Толковый словарь

Толковый словарь Ожегова

Академический словарь

, ср.

Действие по знач. глаг. маневрировать.

Орфографический словарь

Формы слов для слова маневрирование

Синонимы к слову маневрирование

сущ., кол-во синонимов: 3

Морфемно-орфографический словарь

маневр/и́р/ова/ни/е [й/э].

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова маневрирование

Полезные сервисы

маневрировать

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

-рую, -руешь; несов.

1. Совершать маневр, маневры (см. маневр в 1, 3 и 4 знач.).

Кавалерийский полк, маневрируя, остановился в уездном городишке. Чехов, Муж.

Изредка на станции вскрикивали маневрирующие паровозы. Куприн, Поединок.

Зимой противник теряет первое свое преимущество - быстроту маневра. Он может маневрировать только на санях. Вершигора, Люди с чистой совестью.

2. Передвигаться в обход препятствий, лавируя.

Обе подводы --- долго еще маневрировали по степи, стараясь обогнать колонну. Фадеев, Молодая гвардия.

3. перен.

Действовать, поступать, ловко применяясь к обстоятельствам.

Она сама не могла бы лучше маневрировать при встрече с человеком, которому надо было поправиться. Л. Толстой, Война и мир.

Сколько раз Тулин учил его маневрировать, быть гибким ---! Так он ничему и не научился. Он мог уступать, но он не умел отступать. Гранин, Иду на грозу.

4. перен.; чем.

Производить перераспределение, передвижение чего. в целях лучшего использования.

Маневрировать средствами.

На восточном берегу путина начиналась позже, и это давало возможность маневрировать людьми и техникой. Чаковский, У нас уже утро.

Пунктуация и управление в русском языке

Полезные сервисы