Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

онта

Толковый словарь Даля

ОНТА - нареч., вор. пусть, не тронь, не замай.

Полезные сервисы

онтакэ

Сканворды для слова онтакэ

Полезные сервисы

онтанеда

Сканворды для слова онтанеда

Полезные сервисы

онтарийский

Орфографический словарь

Полезные сервисы

онтарио

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Синонимы к слову онтарио

сущ., кол-во синонимов: 2

Грамматический словарь

Сканворды для слова онтарио

Полезные сервисы

онтарио (ontario)

онтарио (озеро)

онтарио (провинция)

онти

онтический

Синонимы к слову онтический

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

онто.

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

онтобиология

Слитно. Раздельно. Через дефис

Словарь ударений

Синонимы к слову онтобиология

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

онтоген

Синонимы к слову онтоген

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

онтогенез

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Энциклопедический словарь

ОНТОГЕНЕ́З [нэ́], ; м. [от греч. on (ontos) - сущее и genēs - происхождение, возникновение] Биол. Совокупность преобразований, претерпеваемых животным или растительным организмом от момента его рождения до конца жизни.

Онтогенети́ческий, -ая, -ое. О-ое исследование.

* * *

онтогене́з (от греч. ón, родительный падеж óntos - сущее и ...генез) (индивидуальное развитие организма), совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введён немецким биологом Э. Геккелем (1866).

* * *

ОНТОГЕНЕЗ - ОНТОГЕНЕ́З (от греч. on, род п. «оntos» - сущее, и «genesis» - возникновение, происхождение) (индивидуальное развитие организма), процесс развития организма от момента его зарождения до конца жизни.

Термин «онтогенез» («онтогения») был введен немецким зоологом Э. Геккелем (см. ГЕККЕЛЬ Эрнст)в 1866 как противопоставление филогении - историческому (эволюционному) развитию данного вида (ср. Филогенез (см. ФИЛОГЕНЕЗ)). Геккель полагал, что онтогенез исчерпывающе определяется филогенией («филогения есть механическая причина онтогении»). В настоящее время подавляющее большинство биологов придерживается почти противоположного взгляда - историческое развитие видов протекает на основе изменений онтогенеза (последние были названы А. Н. Северцовым (см. СЕВЕРЦОВ Алексей Николаевич)«филэмбриогенезами (см. ФИЛЭМБРИОГЕНЕЗ). Соотношение онтогенеза и филогенеза - одна из фундаментальных и далеко еще не решенных проблем современной биологии.

Содержание онтогенеза

Онтогенез делится на следующие периоды: предзародышевое развитие, или гаметогенез (см. ГАМЕТОГЕНЕЗ)- развитие женских и мужских половых клеток до того момента, когда они станут способными к оплодотворению; развитие зародыша, или эмбриогенез (см. ЭМБРИОГЕНЕЗ), от момента оплодотворения до вылупления или рождениямедицинской литературе этот период обозначается как пренатальное развитие); постэмбриональное (постнатальное) развитие, включающее метаморфоз (см. МЕТАМОРФОЗ)(там, где он присутствует), рост (увеличение линейных размеров и массы организма), физиологическую (спонтанно протекающую) и репаративную (вызванную искусственными травмами) регенерацию; старение (см. СТАРЕНИЕ). Изучение старения является предметом специальной дисциплины - геронтологии (см. ГЕРОНТОЛОГИЯ).

Познание онтогенеза, его движущих сил и механизмов - одна из основных проблем современной биологии, да и естественных наук в целом. Эта проблема важна также и в прикладном отношении. Сердцевину науки об онтогенезе составляет эмбриология (см. ЭМБРИОЛОГИЯ)- раздел биологии, изучающий развитие зародышей. Современная эмбриология тесно связана с другими разделами биологии, в первую очередь - с учением о наследственности (генетикой), клеточной и молекулярной биологией. Вместе с тем, онтогенез требует для своего понимания и более широких, междисциплинарных подходов. Особое значение для понимания онтогенеза имеет новый раздел физики и математики - теория самоорганизации (см. САМООРГАНИЗАЦИЯ). Развивающиеся зародыши, с самой общей точки зрения, являются примерами самоорганизующихся систем. Современное синтетическое учение об онтогенезе часто называют биологией развития (см. БИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ).

Основные закономерности и проблемы онтогенеза

В число главных проблем онтогенеза входит выяснение факторов клеточного размножения (исследование этого вопроса, однако, обычно выводят за рамки учения об онтогенезе и относят к цитологии (см. ЦИТОЛОГИЯ)), морфогенеза и клеточной дифференцировки (см. ДИФФЕРЕНЦИРОВКА).

Яйцеклетки всех многоклеточных животных после оплодотворения сперматозоидами (или после искусственной активации к развитию - партеногенеза (см. ПАРТЕНОГЕНЕЗ)) последовательно делятся на несколько тысяч дочерних клеток, суммарный объем которых равен объему яйцеклетки. Этот начальный период развития называется дроблением яйца (см. ДРОБЛЕНИЕ ЯЙЦА). После окончания дробления зародыши различных животных имеют форму плотного комка клеток, полой сферы или многоклеточного диска (см. Бластула (см. БЛАСТУЛА)). Следующий этап развития состоит в координированных, строго закономерных взаимоперемещениях обширных клеточных масс (часто имеющих форму клеточных пластов). Эти процессы называются морфогенетическими (образующими форму) движениями, или морфогенезом. В результате морфогенеза зародыш приобретает двух- или трехслойное строение, формируется кишечник, а у позвоночных животных затем - и центральная нервная система. Позже начинается специализация отдельных органов и клеток зародыша. В результате возникает от нескольких десятковнизших животных) до сотен (а по другим классификациям - миллионов) специализированных (дифференцированных) клеток. Данный процесс называется клеточной дифференцировкой (цитодифференцировкой).

Морфогенез

Главная задача изучения морфогенеза - понять, каким образом клетки «ориентируются» внутри зародыша и согласуют свои движения, что необходимо для построения сложнейших и удивительно точных структур органов. К настоящему времени многое известно о двигательных механизмах отдельных клеток, но принципы координированной «клеточной навигации» лишь только начинают расшифровываться. Твердо установлено лишь то, что клетки движутся не по жестким, изначально вложенным в них «программам», а благодаря ощущению своего положения относительно окружающих клеток. В этой связи говорят о том, что клетки воспринимают «позиционную информацию» (информацию о своем положении), или же, что они находятся в некотором морфогенетическом поле. На ранних стадиях развития весь зародыш в целом представляет собой единое морфогенетическое поле, а позже происходит его расчленение на относительно независимые поля отдельных зачатков. Однако морфогенез всегда представляет собой целостный процесс, не сводимый к сумме активностей отдельных его частей. Насчет природы позиционной информации (морфогенетических полей) высказаны различные предположения. Ряд исследователей полагает, что речь идет, в первую очередь, о химико-диффузионном поле, устанавливающем градиенты концентрации некоторых морфогенетически активных веществ (морфогенов). Клетка ощущает свое положение в этом градиенте и движется по нему вверх или вниз. Другие приписывают основную роль тонкой структуре твердого субстрата, по которому перемещаются клетки, и механическим напряжениям в нем. Имеются также данные о влиянии на клеточное движение электрических полей. Все эти компоненты могут действовать совместно, так что морфогенетические поля являются «механо-хемо-электрическими» (Б. Гудвин).

Клеточная дифференцировка и эмбриональные индукции

Дифференцированные в разных направлениях клетки (например, мышечные, нервные, соединительно-тканные и др.) различаются между собой как по набору тех белков, которые они синтезируют, так и по структурам более высокого, надмолекулярного порядка. К последним относится так называемый цитоскелет (тонкие фибриллярные структуры, обеспечивающие сократимость клетки и внутриклеточный транспорт) и клеточная мембрана. Клетки разных типов различаются и характерным набором рецепторов - особых молекулярных групп, встраивающихся в мембрану в процессе дифференцировки клеток и отвечающих за реакции клетки на специфические регуляторные воздействия.

Наибольшие успехи достигнуты в изучении механизмов, определяющих синтез специфических белков в дифференцированных клетках. Установлено, что в большинстве случаев этот процесс определяется активностью определенных групп генов или, как говорят, дифференциальной экспрессией генов. Современные методы позволяют составлять карты дифференциальной экспрессии генов. В некоторых случаях (при возникновении клеток иммунной системы позвоночных животных) дифференцировка основана не на дифференциальной экспрессии генов, а на более или менее случайных «перескоках» (транспозициях) генов из одного положения в другое. Такие явления называют соматическими мутациями.

Законченной теории клеточной дифференцировки, как и единых взглядов на механизмы дифференциальной экспрессии генов, в настоящее время не существует. Известно, что определенное значение в регуляции клеточной дифференцировки имеют внутриклеточные программы экспрессии генов, автономно разворачивающиеся во времени и связанные со взаимодействиями самих генов: гены, включающиеся на более ранних стадиях развития, активируют следующие гены, и так далее. Однако решающее значение в регуляции дифференцировки, особенно у высших организмов, имеют взаимодействия между различными клетками и частями зародыша. Такие взаимодействия называют эмбриональными индукциями. Например, для развития производных среднего зародышевого листка (см. ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ) - мезодермы - необходима индукция со стороны внутреннего листка - энтодермы, для развития центральной нервной системы - индукция со стороны спинной части мезодермы, и так далее. В большинстве индукционных процессов реагирующий материал зародыша не просто пассивно воспринимает воздействие индуктора, но активно перерабатывает его согласно собственным внутренним свойствам. Дифференциальная экспрессия генов - один из компонентов индукционных процессов.

В настоящее время ведется активный поиск факторов эмбриональных индукций и механизмов их влияния на эмбриональные клетки. По крайней мере в случае индукции мезодермы активные факторы имеют белковую природу и сродни белкам, стимулирующим деления клеток соединительной ткани (так называемым факторам роста фибробластов), а также белкам, способствующим росту клеток раковых опухолей. Одни и те же белки-индукторы могут влиять на разные типы клеток совершенно по-разному. В ходе развития индуцированных органов большое значение имеют взаимодействия контактирующих между собой клеток.

Главные проблемы, связанные с постэмбриональным периодом онтогенеза, - выяснение механизмов метаморфоза, роста и регенерации органов. В двух первых процессах большое значение имеют гормональные воздействия. С другой стороны, описан ряд строгих математических закономерностей, которым подчиняются ростовые процессы (логистический, аллометрический и конформный рост, возникновение серий Фибоначчи (см. ФИБОНАЧЧИ ЧИСЛА) и др.), однако обеспечивающие их клеточные и молекулярные механизмы по большей части неизвестны.

Соотношение онто- и филогенеза

По современным представлениям, большинство филогенетических новшеств связано с онтогенетическими гетерохрониями, то есть со сдвигами в относительных темпах протекания различных онтогенетических процессов. Одна из эволюционно наиболее значимых гетерохроний - сдвиг периода полового созревания у эволюционных потомков на стадии, соответствующие личинкам их предков. Такой сдвиг называют неотенией (см. НЕОТЕНИЯ), или педоморфозом (см. ПЕДОМОРФОЗ). В этом случае жизненный цикл эволюционных потомков обычно укорачивается (например, за счет выпадения присущей предкам фазы метаморфоза). Неотению считают одним из способов достижения быстрого эволюционного прогресса.

Дальнейшая разработка проблем онтогенеза имеет первостепенное значение как для фундаментального естествознания, так и для ряда медицинских, биотехнологических и экологических задач.

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Евразийская мудрость от А до Я.

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

Словарь ударений

Трудности произношения и ударения

Формы слов для слова онтогенез

Синонимы к слову онтогенез

сущ., кол-во синонимов: 2

Идеография

Морфемно-орфографический словарь

Методические термины

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова онтогенез

Полезные сервисы

онтогенез животных

онтогенез растения

Идеография

Полезные сервисы

онтогенезис

Толковый словарь

Полезные сервисы

онтогенетика

онтогенетический

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова онтогенетический

Синонимы к слову онтогенетический

прил., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

онт/о/ген/ет/и́ч/еск/ий.

Полезные сервисы

онтогения

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Словарь ударений

Формы слов для слова онтогения

Синонимы к слову онтогения

сущ., кол-во синонимов: 2

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова онтогения

Полезные сервисы

онтогения, онтогенезис

онтогистогенез

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

онтография

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

онтологизм

Толковый словарь Ушакова

Энциклопедический словарь

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

Полезные сервисы

онтологические функции языка

онтологический

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова онтологический

Синонимы к слову онтологический

прил., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Большой словарь иностранных слов

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

онтологическое доказательство

Словарь народов и культуры

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

онтологичный

Орфографический словарь

Полезные сервисы

онтология

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

ОНТОЛО́ГИЯ ; ж. [греч. on (ontos) - сущий, logos - учение] Книжн. Раздел философии, изучающий основы, принципы бытия, мироустройства, его структуру.

* * *

онтоло́гия (от греч. ón, род. п. óntos - сущее и ...логия), раздел философии, учение о бытииотличие от гносеологии - учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введён немецким философом Р. Гоклениусом (R. Goclenius, 1613).

* * *

ОНТОЛОГИЯ - ОНТОЛО́ГИЯ (от греч. on, род. п. ontos - сущее и logos - слово, учение), раздел философии, учение о бытииотличие от гносеологии - учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613).

* * *

ОНТОЛО́ГИЯ (от греч. on , род. падеж ontos - сущее и логия- слово, понятие, учение), учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология отождествляется с метафизикой (см. МЕТАФИЗИКА), но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т. е. как метафизика бытия. Термин «онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа (см. ВОЛЬФ Христиан).

Учение о бытии в античной философии

Онтология выделилась из учений о бытии природы как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии. Парменид (см. ПАРМЕНИД) и другие элеаты (см. ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА) объявили истинным знанием только лишь мысль о бытии - однородном, вечном и неизменном единстве. Согласно им, мысль о бытии не может быть ложной, мысль и бытие суть одно и то же. Доказательства вневременной, внепространственной, немножественной и умопостигаемой природы бытия считаются первой логической аргументацией в истории западной философии. Подвижное многообразие мира рассматривалось элейской школой как обманчивое явление. Это строгое различение было смягчено последующими онтологическими теориями досократиков, предметом которых было уже не «чистое» бытие, а качественно определенные начала бытия («корни» Эмпедокла (см. ЭМПЕДОКЛ), «семена» Анаксагора (см. АНАКСАГОР), «атомы» Демокрита (см. ДЕМОКРИТ)). Подобное понимание позволяло объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого - с чувственным восприятием. Одновременно возникает критическая оппозиция софистов, которые отвергают мыслимость бытия и, косвенно, - саму осмысленность этого понятия (например, аргументы Горгия). Сократ (см. СОКРАТ) избегал онтологической тематики и можно лишь догадываться о его позиции, но его тезис о тождестве объективного знания и субъективной добродетели позволяет предположить, что впервые им поставлена проблема личностного бытия. (см. ПЛАТОН (философ))

Платон (см. ПЛАТОН (философ))синтезировал раннегреческую онтологию в своем учении об «идеях (см. ИДЕЯ. Бытие, по Платону, есть совокупность идей - умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (т. е. текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между бытием и «безначальным началом» бытия (т. е. непостижимой основой, называемой им также «благом»). В онтологии неоплатоников (см. НЕОПЛАТОНИЗМ) это различие зафиксировано в соотношении сверхбытийного «единого» и «ума»-бытия. Онтология у Платона тесно связана с учением о познании как интеллектуальном восхождении к истинно сущим видам бытия. (см. АРИСТОТЕЛЬ)

Аристотель (см. АРИСТОТЕЛЬ)не только систематизировал и развил идеи Платона, но и существенно продвинулся вперед, уточняя«Метафизике» и других сочинениях) смысловые оттенки понятий «бытие» и «сущность». Еще важнее то, что Аристотель вводит ряд новых и значимых для позднейшей онтологии тем: бытие как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный предел «осмысления» материи формой. Онтология Платона и Аристотеля (особенно ее неоплатоническая переработка) оказала определяюшее воздействие на всю западноевропейскую онтологическую традицию. Эллинистическая философия (если не считать «школьную», платоно-аристотелевскую традицию) была заинтересована в онтологии в той мере, в какой та могла стать основой для этических построений. При этом предпочтение отдается архаическим вариантам онтологии: учениям Гераклита (см. ГЕРАКЛИТ Эфесский) (стоики), Демокрита (см. ДЕМОКРИТ) (эпикурейцы), старших софистов (скептики).

Онтология и теология в Средние века

Средневековые мыслителихристианские, и мусульманские) искусно приспособили античную онтологию к решению теологических проблем. Подобное сопряжение онтологии и теологии было подготовлено некоторыми течениями эллинистической философии (стоицизм (см. СТОИЦИЗМ), Филон Александрийский (см. ФИЛОН Александрийский), гностики (см. ГНОСТИЦИЗМ), средний и новый платонизм) и раннехристианскими мыслителями (Марий Викторин (см. МАРИЙ ВИКТОРИН), Августин (см. АВГУСТИН Блаженный), Боэций (см. БОЭЦИЙ), Дионисий Ареопагит (см. АРЕОПАГИТИКИ), каппадокийцы). В Средневековье онтологиязависимости от ориентации мыслителя) как понятие абсолютного бытия могло отличаться от божественного абсолютатогда Бог мыслился как даритель и источник бытия) или отождествляться с Богом (при этом парменидовское понимание бытия часто сливалось с платоновской трактовкой «блага»); множество чистых сущностей (платоновское бытие) сближалось с представлением об ангельской иерархии и понималось как бытие, посредующее между Богом и миром. Часть этих сущностей (эссенций), наделяемых Богом благодатью бытия, толковались как наличное существование (экзистенция). Для средневековой онтологии характерен «онтологический аргумент» Ансельма Кентерберийского (см. АНСЕЛЬМ Кентерберийский), в соответствии с которым необходимость бытия Бога выводится из понятия о Боге. Аргумент имел долгую историю и до сих пор вызывает споры как богословов, так и логиков.

Зрелая схоластическая онтология отличается подробной категориальной разработкой, детальным различением уровней бытия (субстанциального и акцидентального, актуального и потенциального, необходимого, возможного и случайного и т. п.)

К 13 в. накапливаются антиномии онтологии, и за их решение берутся лучшие умы эпохи: это время великих «сумм» и систем. При этом не только учитывается опыт ранней схоластики и арабского аристотелизма (Ибн Сина (см. ИБН СИНА), Ибн Рушд (см. ИБН РУШД)), но и происходит пересмотр античного и патристического наследия. Намечается разделение онтологической мысли на два потока: на аристотелевскую и августинианскую традицию.

Главный представитель аристотелизма - Фома Аквинский (см. ФОМА АКВИНСКИЙ) - вводит в средневековую онтологию плодотворное различение сущности и существования, а также акцентирует момент творческой действенности бытия, сосредоточенной в полной мере в самом бытии (ipsum esse), в Боге как actus purus (чистый акт). Из традиции Августина (см. АВГУСТИН Блаженный) исходит Иоанн Дунс Скот (см. ДУНС СКОТ Иоанн), главный оппонент Фомы. Он отвергает жесткое различение сущности и существования, полагая, что абсолютная полнота сущности и есть существование. В то же время над миром сущностей возвышается Бог, о котором уместнее мыслить с помощью категорий бесконечности и воли. Эта установка Дунса Скота кладет начало онтологическому волюнтаризму. Различные онтологические установки проявились в споре схоластов об универсалиях, из которого вырастает номинализм Оккама (см. ОККАМ Уильям), с его идеей примата воли и невозможности реального бытия универсалий. Оккамистская онтология играет большую роль в деструкции классической схоластики и формировании мировоззрения нового времени.

Онтология в в эпоху Ренессанса и новое время (до конца 18 в.)

Философской мысли Ренессанса в целом чужда онтологическая проблематика. Однако в 15 в. значительной вехой в истории онтологии явилось учение Николая Кузанского (см. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ), которое содержит и суммирующие моменты, и новаторские (см. учения о possest - «бытии-возможности»; об абсолютном максимуме; о «неином»). Кроме того, далеко не бесплодно развивалась поздняя схоластика, и в 16 в. она создает в рамках томистских комментариев ряд утонченных онтологических построений (Капреол, Каетан, Суарес (см. СУАРЕС Франсиско)).

Философия нового времени концентрирует свое внимание на проблемах познания, однако онтология остается непременной частью философской доктринычастности, у мыслителей-рационалистов). По классификации Вольфа (см. ВОЛЬФ Христиан) она входит в систему философских наук вместе с «рациональной теологией», «космологией» и «рациональной психологией». У Декарта (см. ДЕКАРТ Рене), Спинозы (см. СПИНОЗА Бенедикт) и Лейбница (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм) онтология описывает взаимоотношение субстанций и соподчинение уровней бытия, сохраняя некоторую зависимость от неосхоластической онтологии. Проблема субстанции (т. е. первичного и самодостаточного бытия) и связанный с ней круг проблем (Бог и субстанция, множественность и взаимодействие субстанций, выводимость из понятия субстанции ее единичных состояний, законы развития субстанции) становятся центральной темой онтологии. Однако обоснованием систем рационалистов является уже не онтология, а гносеология (см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ). У философов-эмпириков онтологические проблемы отходят на второй план (например, у Юма (см. ЮМ Дэвид) онтология как самостоятельная доктрина вообще отсутствует) и, как правило, решение их не сводится к систематическому единству.

Поворотным пунктом в истории онтологии явилась «критическая философия» Канта (см. КАНТ Иммануил), противопоставившая «догматизму» старой онтологии новое понимание объективности как результата оформления чувственного материала категориальным аппаратом познающего субъекта. Бытие раскалывается на два типа реальности - на материальные феномены и идеальные категории, соединить которые может только синтезирующая сила Я. По Канту, вопрос о бытии самом по себе не имеет смысла вне сферы действительного или возможного опыта. Характерна кантовская критика «онтологического аргумента», основанная на отрицании предикативности бытия: приписывание бытия понятию не прибавляет к нему ничего нового. Предшествующая онтология толкуется Кантом как гипостазирование понятий чистого рассудка. В то же время само кантовское разделение универсума на три автономных сферы (миры природы, свободы и целесообразности) задает параметры новой онтологии, в которой единая для докантовского мышления способность выхода в измерение истиного бытия распределена между теоретической способностью, обнаруживающей сверхчувственное бытие как трансцендентную запредельность, и практической способностью, открывающей бытие как посюстороннюю реальность свободы.

Фихте, Шеллинг и Гегель, опираясь на открытие Кантом трансцендентальной субъективности, отчасти вернулись к докантовской рационалистической традиции построения онтологии на основе гносеологии: в их системах бытие является закономерным этапом развития мышления, т.е. моментом, когда мышление выявляет свое тождество с бытием. Однако характер отождествления бытия и мысли (и ,соответственно, онтологии и гносеологии) в их философии, делающей содержательной основой единства структуру субъекта познания, был обусловлен кантовским открытием активности субъекта. Именно поэтому онтология немецкого классического идеализма принципиально отличается от онтологии нового времени: строение бытия постигается не в статичном созерцании, а в его историческом и логическом порождении; онтологическая истина понимается не как состояние, а как процесс.

Онтология в философии 19-20 вв.

Для западноевропейской философии 19 в. характерно резкое падение интереса к онтологии как самостоятельной философской дисциплине и критическое отношение к онтологизму предшествующей философии. С одной стороны, достижения естественных наук послужили основой для попыток нефилософского синтетического описания единства мира и позитивистской критики онтологии. С другой стороны, философия жизни пыталась свести онтологию (вместе с ее источником - рационалистическим методом) к одному из побочных прагматических продуктов развития иррационального первоначала («воли» у Шопенгауэра (см. ШОПЕНГАУЭР Артур) и Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих)). Неокантианство (см. НЕОКАНТИАНСТВО) и близкие к нему направления развили гносеологическое понимание онтологии, намеченное еще в классической немецкой философии, превращая онтологию скорее в метод, чем в систему. От неокантианства идет традиция отделения от онтологии аксиологии, предмет которой - ценности - не существует, но «значит».

К концу 19 - нач. 20 вв. на смену психологическим и гносеологическим трактовкам онтологии приходят направления, ориентирующиеся на пересмотр достижений предшествующей западноевропейской философии и возврат к онтологизму. В феноменологии Гуссерля (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд) выделяются два основных региона бытия: бытие как чистое сознание и бытие как совокупность предметности в самом широком смысле слова; Гуссерль различает также формальную и материальную онтологии; развивается идея «региональных онтологий», изучение которых осуществляется методом эйдетического описания; вводится концепт «жизненного мира» (Lebenswelt) как онтологической предзаданности и нередуцируемости повседневного опыта.

Н. Гартман в своей онтологии стремится преодолеть традиционный разрыв абстрактного царства онтологических сущностей и действительного бытия, рассматривая различные миры - человеческий, вещественный и духовный - как автономные слои реальности, по отношению к которым познание выступает не определяющим, а вторичным началом. (см. НЕОТОМИЗМ)

Неотомизм (см. НЕОТОМИЗМ)возрождает и систематизирует онтологию средневековой схоластики (прежде всего Фомы Аквинского (см. ФОМА АКВИНСКИЙ)). Различные варианты экзистенциализма, пытаясь преодолеть психологизм в трактовке природы человека, описывают структуру человеческих переживаний как характеристики самого бытия. Хайдеггер (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин) в своей «фундаментальной онтологии» различает бытие и сущее и ставит вопрос о бытии только в связи человеческим существованием (Dasein). При этом бытие понимается как трансценденция, не тождественная своим опредмеченным проявлениям, т. е. «сущему». При этом бытие понимается как трансценденция, не тождественная своим опредмеченным проявлениям, т. е. «сущему». Философия жизни, тяготея в 20 в. к сближению с философией религии, пытается построить согласованную с современным естествознанием онтологическую картину мира, в которой основными структурными элементами оказываются онтологизированные базовые биологические модели (Бергсон (см. БЕРГСОН Анри), холизм (см. ХОЛИЗМ) Смэтса и Александера, Флоренский (см. ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович), Тейяр де Шарден (см. ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер), пробабилизм). В русской философии 1-й пол. 20 в. реализуются заново осмысленные модели классической онтологии на основе платонизма («всеединство» ) и лейбницианства (персонализм Н. О. Лосского (см. ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич)). Этим тенденциям противостоят неопозитивизм и аналитическая традиция, рассматривающие все попытки возрождения классической онтологии как рецидивы заблуждений философии и теологии прошлого. С точки зрения неопозитивизма, все антиномии и проблемы онтологии решаются в рамках науки или устраняются путем логического анализа языка. Со временем аналитики приходят к необходимости реабилитировать онтологию или как полезную мировоззренческую функцию, или как инструмент снятия семантических антиномий: показательно системное развитие онтологии как философской дисциплины в теориях Стросона и Куайна (см. КУАЙН Уиллард ван Орман), в ходе которого онтология из семантической конвенции, обосновывающей натуралистические установки этих философов, превращается в полагание самой онтологической реальности. Постструктурализм (особенно в версиях Фуко (см. ФУКО Мишель Поль), Делеза (см. ДЕЛЕЗ Жиль), Лиотара (см. ЛИОТАР Жан-Франсуа), Деррида (см. ДЕРРИДА Жак)) постоянно обнаруживает «незапланированные» онтологические эффекты в ходе своих попыток демонтировать традиционную рационалистическую онтологию, косвенно доказывая, что фундаментальные структуры европейской онтологии богаты нераскрытыми резервами и способны давать описание различных состояний современного сознания и культуры.

Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. М., 1997.

Губин В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.

Куайн У. Вещи и их место в теориях. // Аналитическая философия: становление и развитие (Антология). М., 1998.

Деннет Д. Онтологическая проблема сознания. // Аналитическая философия: становление и развитие (Антология). М., 1998.

Gilson E. Being and Some Philosophers. Toronto, 1952.

Huber G. Das Sein und das Absolute. Basel, 1955.

Diemer A. Einfuhrung in die Ontologie. Meisenheim am Glan, 1959.

Logik and Ontology. New York, 1973.

Trapp R. Analytische Ontologie. Frankfurt am Main, 1976.

Ahumada R. A History of Western Ontology: From Thales to Heidegger. Washington, 1979.

Parts and Moments.: Studies in Logic and Formal Ontology. Muenchen, 1982.

Wolf U. Ontologie. In: Historisches Worterbuch der Philosophie. Eds. J.Ritter - K.Grunder. Bd. 6, S.1189-1200. Basel- Stuttgart, 1984.

How Things Are. Dordrecht-[a.o.], 1985.

Schoenberger R. Die Transformation des klassischen Seinsverstandnis. Studien zur neuzeitlichen Seinsbegriff im Mittelalter. Berlin-New York, 1986.

Большой энциклопедический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Евразийская мудрость от А до Я.

Словарь народов и культуры

Онтология

(ontology), раздел философии, учение, в кром исследуются всеобщие основы, принципы бытия (развитые в фундаментальной О. Хайдеггера), его структура и закономерности. Это означает, что наша О. (подлинное бытие) включает материальные предметы, с к-рыми мы взаимодействуем (напр., деревья, горы, столы); но могут ли к ней относиться абстрактные мат. понятия (множества и числа) или, напр., единицы строения атома (протоны и мюоны)? С этим тесно связана проблема редукционизма: напр., может ли разум быть сведен к телу, а математика - к логике? Гл. вопрос заключается в том, как мы должны решать онтологические проблемы. Бритва Оккама - принцип, сформулированный Уильямом Оккамом ок. 1340 г. и гласящий, что мы не должны умножать сущности без необходимости, - обычно считается принципом теории познания, или эпистемологии, и в этом кач-ве был использован Расселом. Однако в совр. философии, прежде всего в логическом позитивизме, он нередко связывается также и с проблемой значения.

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

онтоло́гия, (филос.)

Словарь ударений

Формы слов для слова онтология

Синонимы к слову онтология

сущ., кол-во синонимов: 1

Лингвистические термины

Сканворды для слова онтология

Полезные сервисы