Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

международные банки и фонды

Энциклопедия Кольера

МЕЖДУНАРОДНЫЕ БАНКИ И ФОНДЫ - включают различные институты, действующие во многих странах мира; их целью является оказание помощи странам-членам в финансировании экономического развития и содействие стабильности платежного баланса. Международные банки предоставляют кредиты на промышленные, сельскохозяйственные и инфраструктурные проекты и при необходимости оказывают техническое содействие во многих областях экономической и общественной жизни. Эти банки играют особенно важную роль в развитии многих стран Азии, Африки и Латинской Америки. Ведущим является Международный банк реконструкции и развития (МБРР), обычно называемый Мировым банком. В его группу входят: Международная ассоциация развития (MAP), которая предоставляет льготные займы развивающимся странам, и Международная финансовая корпорация (МФК), действующая на международном рынке инвестиций. Европейский инвестиционный банк, Азиатский банк развития, Африканский банк развития и Межамериканский банк развития обслуживают соответствующие регионы. Особое место среди международных банков принадлежит Банку международных расчетов (БМР), образованному в 1930 при участии нескольких центральных банков европейских стран. Международные фонды предоставляют финансовое содействие странам-членам, испытывающим дефицит платежного баланса. Наиболее важен Международный валютный фонд (МВФ). Обычно содействие МВФ принимает форму сравнительно краткосрочного займа, предоставляемого при соблюдении определенных условий, но с середины 1960-х годов, особенно в связи с увеличением в четыре раза цен на нефть в 1973-1974, Фонд сделал доступными - в основном для развивающихся стран - не связанные определенными условиями более долгосрочные кредиты. Международный банк реконструкции и развития (МБРР, или Мировой банк). Подобно Международному валютному фонду, он был образован по решению Бреттон-Вудской конференции в июле 1944. Штаб-квартира банка располагается в Вашингтоне, а его президентом по традиции является гражданин США. Членство в Мировом банке открыто для любой страны, которая хочет стать одновременно и членом Международного валютного фонда. Ресурсы банка частично состоят из взносов его членов. Примерно 90% подписного капитала образуют гарантийный фонд выполнения обязательств банка. Остальные 10% капитала должны быть внесены наличными, 1% - в долларах США или в золоте, а 9% - в собственных валютах стран-подписчиц. Часть капитала, внесенная в долларах США, свободно используется МБРР, в то время как капитал в других валютах может быть предоставлен в ссуду только с согласия членов банка, чья валюта будет использоваться. Как правило, такое согласие получить нетрудно. Главная часть средств для выдачи ссуд поступает от инвесторов, действующих на мировом рынке капитала. Они покупают облигации банка или берут на себя долю в предоставленных ими ссудах. В дополнение к средствам, получаемым путем заимствований, банк создает новые источники кредитования из доходов и возврата ранее выданных ссуд. Первоначально ссуды МБРР предоставлялись правительствам тех стран, которые сильно пострадали во Второй мировой войне. С завершением послевоенного восстановления основной целью банка стало предоставление займов на проекты развития правительствам стран-членов и частным предприятиям в менее развитых странах. Прежде чем предоставить заем, банк изучает обоснованность проекта и способность страны зарабатывать валюту на погашение кредита. Сфера операций МБРР гораздо шире простого кредитования. Одним из основных направлений деятельности банка является предоставление странам-членам технической помощи и консультаций. Для этой цели банк посылает большую комиссию в страну для изучения ее потребностей и подготовки рекомендаций. Постоянные эксперты банка оказывают помощь правительствам в осуществлении программ экономического развития. В планировании и осуществлении программ банк нередко сотрудничает с различными агентствами ООН. Подобные проекты охватывают широкий спектр проблем - от обследования рабочей силы и потребностей производственного обучения в Западной Африке до глобального исследования возможностей водоснабжения и технологий сброса сточных вод в сельской местности и на окраинах урбанизированных районов. Банк действует и как посредник в международных спорах, таких как разногласия между Египтом и Компанией Суэцкого канала по поводу активов, конфискованных Египтом, или конфликт Индии и Пакистана из-за раздела вод бассейна реки Инд. Все ссуды предоставляются на коммерческих условиях. Ставки процента по ссудам основаны на текущей рыночной ставке по облигациям банка с таким же сроком погашения. МБРР имеет рейтинг института с исключительно низким кредитным риском, что позволяет ему получать ссуды на лучших условиях, чем могли бы получить многие страны-члены при прямых заимствованиях на рынке.

Международная ассоциация развития (МАР). Созданная в 1960 МАР является филиалом МБРР, через который банк предоставляет ссуды на особо благоприятных условиях беднейшим развивающимся странам. Членами МАР могут стать только члены МБРР. Ассоциация - важный межгосударственный фонд, управляемый МБРР, со средствами, предоставленными в основном богатыми странами. Президент банка является и президентом МАР, а исполнительные директора банка - исполнительными директорами MAP. Только управляющие банка, представляющие страны, избранные в члены MAP, могут управлять MAP. Персонал МБРР проводит всю работу, связанную с проектами МАР. Основная часть ресурсов MAP состоит из первоначальной подписки и периодических пополнений, предоставляемых более богатыми членами. Вдобавок к этому существуют специальные взносы отдельных членов, часть дохода МБРР, а также собственный накопленный доход MAP. Кредитование MAP отличается от кредитования МБРР двумя важными аспектами: 1) МАР сосредоточилась почти исключительно на очень бедных развивающихся странах, и 2) ее "кредиты" (называемые так для отличия их от "ссуд" МБРР) предоставляются на исключительно льготных условиях, с продолжительными сроками погашения и малой платой за обслуживание.

Международная финансовая корпорация (МФК). Эта дочерняя структура МБРР была создана в 1956 для стимулирования частных инвестиций в экономически растущие страны через мобилизацию внутреннего и иностранного капитала. Только члены МБРР могут быть членами МФК. Корпорация имеет собственный оперативный и юридический персонал, которому помогает персонал банка. Подобно MAP, МФК имеет свои офисы в здании МБРР в Вашингтоне. Корпорация может увеличивать свои ресурсы путем заимствования у МБРР или из других источников, а также путем продажи частей своего инвестиционного портфеля. Средства МФК доступны лишь для тех предприятий, большая часть капитала которых находится в руках частных инвесторов. Основная функция МФК заключается в том, что она сводит воедино квалифицированный менеджмент, частных инвесторов и заинтересованные в капиталовложениях предприятия. По своему первоначальному уставу МФК была уполномочена предоставлять ссуды только частным предприятиям в развивающихся странах и не могла делать вложения в акции. Основным различием между МФК и МБРР в предоставлении венчурного капитала частным предприятиям в развивающихся странах было то, что корпорация могла предоставлять его без правительственных гарантий, требуемых МБРР. Поправки 1961 отменили ограничения на вложения в акции, что позволило корпорации упростить процесс инвестирования и в целом стать более гибкой при переговорах об инвестициях. Владение инвестициями в форме акций облегчает для корпорации поиск участников для венчурных предприятий и облегчает продажу ее портфеля, увеличивая таким образом отдачу ее собственных средств. Как акционер предприятия, МФК зачастую способна также играть роль влиятельного советника, помогая в повышении эффективности бизнеса и финансовой деятельности.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Это один из межправительственных институтов, обслуживающих региональные потребности. Он был учрежден в 1958 при основании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), первоначально состоявшего из Бельгии, Франции, Италии, Люксембурга, Нидерландов и ФРГ. В 1973-1995 в ЕЭС, называемое с 1993 Европейским союзом (ЕС), вошли также Великобритания, Ирландия, Дания, Греция, Испания, Португалия, Швеция, Финляндия и Австрия. ЕИБ предоставляет финансовые ресурсы для ускорения экономического роста менее развитых регионов в странах-членах, с целью уменьшения как различий в производительности, так и неравномерности размещения основных мощностей. С середины 1970-х годов банк также предоставляет помощь развитию бывших колоний некоторых стран ЕС. В соответствии со статусом банка он может предоставлять ссуды только правительствам стран-членов, государственным или частным компаниям в этих странах, а также в государствах, ассоциированных с ЕС по различным договорам. Ссуды частным концернам должны быть гарантированы соответствующим правительством или обеспечены другими адекватными гарантиями. Ссуды предоставляются, лишь когда необходимые средства невозможно получить на приемлемых условиях у других институтов. Приоритет отдается финансированию предприятий или программ, способствующих укреплению экономических связей стран-членов ЕС. Руководит банком правление, составленное из министров финансов стран-членов. Оперативное управление осуществляется советом директоров, которому помогает управленческий комитет, включающий президента банка и двух вице-президентов. Штаб-квартира ЕИБ располагается в Люксембурге.

Межамериканский банк развития (МБР). Этот банк был основан в 1959 США и двадцатью латиноамериканскими странами. Основные задачи - поддержка развития экономики Латинской Америки, содействие экономической кооперации стран-членов и предоставление технической помощи в подготовке и претворении в жизнь планов экономического развития. С 1959 четыре страны региона и 17 стран из-за его пределов (Канада, Израиль, Япония и 14 европейских стран) стали новыми членами МБР. Штаб-квартира банка находится в Вашингтоне. Банк имеет два разных типа ресурсов: обыкновенные фонды и фонд специальных операций. Обыкновенные фонды предназначены для финансирования проектов, окупающихся за обозримый период времени. Такие ссуды возвращаются в той же валюте, в которой был предоставлен кредит. Фонд специальных операций, управляемый отдельно, финансирует проекты, в которых не ожидается быстрого возвращения средств. Возврат здесь может быть сделан частично или полностью в валюте заемщика. МБР управляет также Трастовым фондом социального прогресса, учрежденным правительством США в начале 1960-х годов при организации "Союза ради прогресса"; Венесуэльским трастовым фондом, основанным в 1975, и 11 другими трастовыми фондами.

Азиатский банк развития (АзБР). Учрежденный в 1966, банк предоставляет финансовую и техническую помощь странам-членам из числа развивающихся стран Азии и Дальнего Востока и принадлежит правительствам стран-членов. Им руководит совет управляющих, избирающий 12 директоров и президента. Штаб-квартира банка расположена в Маниле. Подписной капитал для стран-членов региона определен на основе их валового внутреннего продукта, численности населения, объема налоговых поступлений, экспортных доходов. Величина подписки для стран-членов извне региона определяется в основном путем переговоров с учетом политики этих стран в отношении предоставления помощи. Банк управляет также многоцелевым специальным фондом, с помощью которого он выдает льготные ссуды бедным странам, и специальным фондом технического содействия, представляющим финансово-экспертные услуги. Поступление средств в эти фонды зависит в основном от субсидий правительств стран-членов. Большая часть взносов получена от развитых стран, расположенных как в регионе, так и за его пределами. АзБР имеет право пополнять ресурсы через заимствования на финансовом рынке и привлечение частного капитала к своим проектам.

Африканский банк развития (АфБР). Учрежденный в 1963 для содействия экономическому и социальному развитию африканских стран, банк возглавляется советом, в котором представлен каждый его член. Штаб-квартира банка находится в Абиджане (Кот-д'Ивуар).

Банк международных расчетов (БМР). Он предоставляет центральным банкам ресурсы для международных банковских операций. Банк был образован в 1930 ведущими центральными банками мира. Он уполномочен действовать и как доверенное лицо и агент международных финансовых соглашений. Штаб-квартира располагается в Базеле (Швейцария). Ресурсы БМР состоят в основном из депозитов центральных банков. Он использует эти средства для кредитных операций и инвестиций в золото и коммерческие бумаги. БМР также покупает и продает золото с последующей поставкой; в частности, приобретает золото у центрального банка в одной стране, дополняя эту операцию поставкой золота в кредит этого же банка в другой стране, что избавляет банки от затрат на физическое перемещение золота. БМР работает и на валютном рынке. До Второй мировой войны банк выполнял различные функции по подготовке и реализации международных финансовых соглашений. После 1948 он исполнял агентские функции для Организации европейского экономического сотрудничества, сначала по выполнению Внутриевропейского платежного и компенсационного соглашения, заключенного по плану Маршалла, а затем по реализации соглашения о создании Европейского платежного союза. С 1959 по 1973 БМР выступал как агент кредитных операций Европейского фонда и взаимной системы расчетов по Европейскому валютному соглашению. В 1973 банк стал агентом вновь образованного Европейского фонда валютного сотрудничества, который управляет валютными курсами и кредитными операциями Европейского союза (ЕС) в рамках Европейской валютной системы. БМР выполняет операции фонда и служит клиринговой палатой для расчетов между фондом и центральными банками стран ЕС. Банк также выступает как доверенное лицо при предоставлении международных правительственных займов и проводит исследования по международному банковскому делу. В исключительных случаях он предоставляет ссуды центральным банкам, не являющимся его членами.

Международный валютный фонд (МВФ). Статьи соглашения, учреждающие Международный валютный фонд (Устав), были одобрены на валютно-финансовой конференции ООН, проходившей в Бреттон-Вудсе (Нью-Гемпшир) в 1944. Основной целью Фонда является обеспечение резервов валюты, из которых правительства стран-членов могут получать займы в период временного дефицита платежного баланса.

См. также МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД.

Полезные сервисы

международные детские летние деревни

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международные искусственные языки

Определитель языков

Полезные сервисы

международные кинофестивали

Энциклопедический словарь

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КИНОФЕСТИВАЛИ - МЕЖДУНАРО́ДНЫЕ КИНОФЕСТИВА́ЛИ, смотры достижений киноискусства различных стран. Кинофестивали подразделяются на конкурсные и внеконкурсные, специализированные и общие. На конкурсных кинофестивалях лучшим фильмам и их создателям (режиссерам, актерам, сценаристам, операторам, композиторам) жюри присуждает премии, призы, дипломы.

Как правило, каждый фильм, отобранный для показа на кинофестивале, получает диплом участника. Помимо официальных призов, фильмы-участники могут быть удостоены премий различных международных или национальных общественных организаций, например, ФИПРЕССИ (Международная организация кинопрессы), УНИАТЕК (Международный союз технических кинематографических ассоциаций).

Специализированные кинофестивали группируются по видам кинопродукции (художественные, документальные, научно-популярные, рекламные, учебные, анимационные фильмы), по жанрам (экспериментальное кино, фантастика, комедии, детские, юношеские, спортивные фильмы), по регионам (стран Азии, Африки, Латинской Америки, арабского мира, Средиземноморья, балканских стран), а также другим признакам (фестивали молодых кинематографистов, женщин-режиссеров, фестивали лент прошлых лет, лент-участников других фестивалей - так называемые фестивали фестивалей). В рамках одного фестиваля могут быть организованы несколько специализированных конкурсов, обычно проводятся ретроспективные и внеконкурсные показы. Международные кинофестивали способствуют выявлению и пропаганде значительных творческих работ, созданных кинематографистами за определенный период, как правило, за предыдущий год (изредка за два-три года).

Первый международный кинофестиваль был проведен в Венеции в 1932 в рамках Биеннале - смотра произведений различных видов искусства. Одним из первых стал международный кинофестиваль в Москве, организованный в 1935. В Париже международный кинофестиваль был проведен в 1937, в рамках Всемирной выставки. Традиция проводить кинофестивали в рамках крупных международных выставок и ярмарок сохранилась и в послевоенные годы. Кинофестивали организовывались в рамках Всемирных выставок (Брюссель, 1958; Монреаль, 1967), музыкальных и театральных фестивалей (Эдинбург, Авиньон), фестивалей молодежи и студентов (Москва, 1957; Гавана, 1978), региональных фестивалей культуры (Алжир, 1969). Иногда кинофестивали проводятся как разовая акция (например, фестиваль антифашистского кино в Волгограде в 1975). Но с 1960-х годов ведущую роль в кинематографических смотрах стали играть периодически проводимыеосновном ежегодные) фестивали.

Международные фестивали проводятся по правилам, установленным Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (ФИАПФ). Регламент ФИАПФ определяет длительность кинофестивалей, количество фильмов официального (конкурсного и внеконкурсного) показа, общие условия отбора, транспортировки, хранения и демонстрации картин. Сроки и списки кинофестивалей ежегодно пересматривает фестивальная комиссия ФИАПФ. Согласно регламенту в конкурсах неспециализированных фестивалей не должны допускаться фильмы, принимавшие участие в других фестивалях. Однако для организаторов фестивалей решения ФИАПФ носят рекомендательный характер.

К высшей, самой престижной группе фестивалей, так называемой группе А, относятся кинофестивали в Каннах, Венеции, Берлине, Москве, Карловых Варах, Сан-Себастьяне. Их проведение становится важнейшим событием кинематографического года. Обычно именно на этих фестивалях проходят премьеры фильмов крупнейших мастеров современного кино, получают известность молодые актеры и режиссеры.

Особым престижем в кинематографическом мире пользуется специализированный фестиваль короткометражного кино в немецком городе Оберхаузене (земля Северный Рейн-Вестфалия), проводившийся с 1955. Его победители, обычно молодые кинематографисты, наряду с призами получают и денежные премии, которые позволяют им продолжить работу в кино. Среди множества других проводившихся фестивалей известностью пользуются киносмотры: в Акапулько (Мексика), Барселоне, Бильбао (Испания, короткометражные фильмы), Брюсселе, Вене, Гаване (стран Латинской Америки), Гетеборге, Гонконге, Дели, Загребе (анимационных фильмов), Каире, Картахене (Колумбия, стран Латинской Америки), Карфагене (Тунис, арабских стран и Африки), Кракове (короткометражные фильмы), Лейпциге (короткометражные фильмы), Локарно (Швейцария), Лондоне, Лос-Анджелесе, Малаге (Испания, авторского кино), Мангейме (Германия), Маниле (Филиппины), Монреале, Нионе (Швейцария), Нью-Йорке (фильмы для юношества), Париже, Пезаро (новое кино), Рио-де-Жанейро, Роттердаме, Салониках, Сан-Паулу (Бразилия), Сочи (Россия), Ташкенте (стран Азии, Африки и Латинской Америки, проводился раз в два года с 1968), Токио, Торонто, Триесте (фантастика), Хихоне (Испания, детское кино), Чикаго.

Полезные сервисы

международные ленинские премии мира

Энциклопедический словарь

Междунаро́дные Ле́нинские пре́мии ми́ра - почётные награды, присуждавшиеся в 1956-90 Комитетом по Международным Ленинским премиям мира гражданам любой страны, а также национальным и международным общественным фондам, организациям. Учреждены в СССР в 1949 (до 1956 Международные Сталинские премии «За укрепление мира между народами», до 1989 Международные Ленинские премии «За укрепление мира между народами»).

* * *

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЛЕНИНСКИЕ ПРЕМИИ МИРА - МЕЖДУНАРО́ДНЫЕ ЛЕ́НИНСКИЕ ПРЕ́МИИ МИ́РА, почетные награды, присуждавшиеся в 1956-90 Комитетом по Международным Ленинским премиям Мира гражданам любой страны независимо от политических взглядов и мировоззренческих позиций, а также национальным и международным общественным фондам, организациям. Учреждены в 1949 (до 1956 Международные Сталинские премии «За укрепление мира между народами», до 1989 Международные Ленинские премии «За укрепление мира между народами»).

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международные метрологические организации

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международные организации

Энциклопедический словарь

Междунаро́дные организа́ции - объединения государств или национальных обществ (ассоциаций) неправительственного характера для достижения общих целей в области политической, экономической, социальной, научно-технической, культуры и т. п.; одна из важнейших форм многостороннего сотрудничества между государствами. Членами некоторых международных организаций (например, специализированных учреждений ООН) могут быть только государства (так называемые межправительственные международные организации). Международная организация создаётся на основании соглашения её участников; деятельность каждой международной организации регламентируется её уставом. Особое место среди межгосударственных международных организаций занимает ООН как универсальная международная организация общей компетенции.

* * *

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ - МЕЖДУНАРО́ДНЫЕ ОРГАНИЗА́ЦИИ, объединения государств или национальных обществ (ассоциаций) неправительственного характера для достижения общих целей в области политической, экономической, социальной, научно-технической, культуры и т. п.; одна из важнейших форм многостороннего сотрудничества между государствами. Членами некоторых международных организаций (напр., специализированных учреждений ООН) могут быть только государства (т. н. межправительственные международные организации). Международная организация создается на основании соглашения ее участников; деятельность каждой международной организации регламентируется ее уставом. Особое место среди межгосударственных международных организаций занимает ООН как универсальная международная организация общей компетенции.

Большой энциклопедический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Словарь народов и культуры

Международные организации

(international organizations), орг-ции, учрежденные путем подписания многосторонних соглашений между двумя или более странами, цель к-рых - содействие общим интересам их членов. Такие орг-ции являются офиц. долговременными структурами, т.е. они проводят регулярные встречи, имеют постоянный секретариат или штабквартиру. М.о. получили распространение с сер. 19 в. по мере осознания проблемы сосуществования гос-в и потребности регулирования отношений между ними. В наст, время М.о. часто называют межправит. орг-ции, состоящие из стран или представителей пр-в стран-членов, а также неправительственные организации, членами к-рых являются неправит. образования, напр., благотворительные об-ва или религ. группы. М.о. могут быть универсальными по своей направленности, как ООН и ее разл. структуры, или ограниченными геогр. рамками, как ЕС, ОАГ (Организация американских государств) или Арабская Лига (Лига арабских государств), в последнем случае их также можно отнести к региональным орг-циям.

Полезные сервисы

международные отношения

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Словарь народов и культуры

Полезные сервисы

международные расчёты

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международные расчеты

международные спортивные объединения

Энциклопедический словарь

Междунаро́дные спорти́вные объедине́ния - всемирные и региональные неправительственные организации в области физической культуры, физического воспитания и спорта. В 1997 было свыше 200 международных спортивных объединений - универсальных (например, Международный олимпийский комитет - МОК), федераций по видам спорта (ФИФА, ФИДЕ, ФАИ и т. п.) и др.; среди старейших международных спортивных объединений - федерации гимнастики (основана в 1881), академической гребли (1892), союз конькобежцев (1892), МОК (1894). См. также Спортивные федерации.

* * *

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ - МЕЖДУНАРО́ДНЫЕ СПОРТИ́ВНЫЕ ОБЪЕДИНЕ́НИЯ, всемирные и региональные неправительственные организации в области физической культуры (см. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА), физического воспитания (см. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ) и спорта (см. СПОРТ). В 1995 св. 200 международных спортивных объединений - универсальных (напр., Международный олимпийский комитет (см. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОЛИМПИЙСКИЙ КОМИТЕТ) - МОК), федераций по видам спорта (ФИФА (см. ФИФА) - футбол, ФИДЕ (см. ФИДЕ) - шахматы, ФАИ (см. МЕЖДУНАРОДНАЯ АВИАЦИОННАЯ ФЕДЕРАЦИЯ) - авиационный спорт и т. п.) и др.; среди старейших международных спортивных объединений - федерации гимнастики (основана в 1881), академической гребли (1892), союз конькобежцев (1892), МОК (1894).

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международные языки

Лингвистика

Междунаро́дные языки́ -

языки, служащие средством общения народов разных государств.

Подразделяются на естественные языки (для которых функция М. я.

является реальной, но вторичной по отношению к их основному

использованию в роли национального или этнического языка) и

искусственные языки (для которых функция М. я. является первичной, но

не всегда реализованной, поскольку не все такие языки получили

применение в практике межъязыкового общения).

Международные естественные языки в древнюю и средневековую эпохи

носили региональный характер (их употребление ограничивалось

определённым регионом), их использование сопровождалось ограничениями

социальными (ими владели относительно небольшие социальные группы),

функциональными (зачастую М. я. использовался в этой роли лишь в

письменной форме) и др. Так, средством общения народов Дальнего Востока

был китайский языкего иероглифической форме). В древних государствах

Передней Азии использовались в разные эпохи шумерский, аккадский и арамейский языки. Древнегреческий язык стал общим языком

эллинистического мира, латинский язык -

разноязычной Римской империи; в средневековой Европе оба языка

выступали в функции М. я. К средним векам относится выдвижение на роль

М. я. арабского, персидского языков в районе Ближнего Востока; старославянского языка в славянских странах.

В новое время, наряду с сохраняющейся категорией региональных М. я.

(прежних, как, например, арабский, или новых, как, например, суахили), возникла группа М. я. глобального

использования (так называемые мировые языки), что вызвано

потребностями более широких международных контактов в условиях

расширяющемся международной торговли, развития средств массовой коммуникации, интернационализации научной терминологии и т. п.

Выдвижение того или иного языка на роль мирового определяется

совокупностью экстралингвистических (политических, экономических и

культурных) и лингвистических факторовчислу последних относится

развитость функциональных подсистем языка, наличие отраслевых

терминологий и пр.). Число мировых языков имеет тенденцию к возрастанию.

После 18 в. (нередко именовавшегося веком «всеобщности французского языка») в сферу глобального

использования постепенно включаются английский

и немецкий языки, с 20 в. русский и некоторые другие языки. Международное

общение обеспечивает в совокупности группа наиболее развитых М. я. (так

называемый клуб мировых языков). Для мировых языков характерно

юридическое закрепление их роли благодаря признанию их «официальными»

или «рабочими» языками международных организации или конференций (ООН,

ЮНЕСКО и др.; так, официальными и рабочими языками ООН являются английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский

языки), они включаются в программы обучения общеобразовательной и

высшей школы разных стран в качестве «иностранных языков».

От М. я. следует отличать языки межнационального общения,

используемые внутри многонациональных государств. Некоторые языки

могут выступать в роли как М. я., так и языков межнационального

общения (например, русский язык, будучи одним из мировых языков,

является средством межнационального общения народов СССР).

Международные искусственные языки представляют собой коммуникативные

системы, специально сконструированные для международного общения.

Попытки создания таких языков делались ещё в античную эпоху (в 4-3 вв.

до н. э. искусственный язык на базе древнегреческого койне был разработан Алексархом). В большом

количестве проекты искусственных языков стали появляться с 17 в., что

связано с сокращением международных функций латинского языка. В 1629

Р. Декарт заложил основы теории лингвопроектирования (см. Интерлингвистика). В 17-19 вв. создатели

искусственных языков нередко исходили из критики естественных языков,

как якобы недостаточно совершенных орудий мышления и общения и мыслили

искусственных языки как универсальные, предназначенные для замены

естественных. В середине 19 в. оформляется представление о

вспомогательном характере искусственного языка как специализированного

средства международного общения, выступающего наряду с естественными

языками. Первым искусственным языком, получившим коммуникативную

реализацию как в устном общении, так и в литературе, стал волапюк

(создан в 1879). В 1884-89 состоялись 3 международных конгресса

сторонников волапюка, в разных странах мира на нём издавалось несколько

десятков газет и журналов. Однако это движение просуществовало

недолго. Широкое распространение с большим числом говорящих получил

только эсперанто (создан в 1887).

Узкое коммуникативное использование имеют также искусственные

языки идо (1907), окциденталь (1921-22) и интерлингва (1951). См. также

Искусственные языки.

Свадост Э. П., Как возникнет всеобщий язык?, М., 1968;

Костомаров В. Г., Проблема общественных функций языка и

понятие «мировой язык», в кн.: Социолингвистические проблемы

развивающихся стран, М., 1975;

Проблемы интерлингвистики, М., 1976;

Shenton H., Sapir E.,

Jespersen O., International communication, L., 1931;

Shenton H., Cosmopolitan conversation, N. Y.,

1933;

Jacob H., A planned auxiliary language, L.,

1947;

Tonkin H., Language problems in international

relations: a select bibliography, «International Language Review»,

1966-67, № 44-49;

Burney P., Les langues internationales, P.,

1966;

Pei M., One language for the world, N. Y.,

1969;

«La Monda Lingvo-Problemo», Den Haag, 1969-

(c 1977 - «Language Problems and Language Planning»,

B. - N. Y.).

С. Н. Кузнецов.

Полезные сервисы

международный

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова международный

Синонимы к слову международный

Тезаурус русской деловой лексики

Антонимы к слову международный

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Глагольная сочетаемость

Полезные сервисы

международный астрономический союз

международный астрономический союз (мас)

международный банк реконструкции и развития

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Тезаурус русской деловой лексики

Полезные сервисы

международный банк реконструкции и развития (мбрр)

Энциклопедический словарь

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (МБРР) - МЕЖДУНАРО́ДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУ́КЦИИ И РАЗВИ́ТИЯ (МБРР) (International Bank of Reconstruction and Development, IBRD), специализированное учреждение ООН (см. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН)), межгосударственная валютно-финансовая организация.

Одна из пяти организаций Всемирного банка, созданного в 1944 по результатам международной финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (шт. Нью-Хэмпшир, США) с целью стимулирования экономического развития стран, пострадавших во время Второй мировой войны (см. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА).

Международный банк реконструкции и развития был создан как механизм послевоенного восстановления Японии (см. ЯПОНИЯ) и стран Европы (см. ЕВРОПА (часть света)) с дополнительными полномочиями стимулировать экономический рост развивающихся стран Африки (см. АФРИКА), Азии (см. АЗИЯ (часть света)) и Латинской Америки (см. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА).

МБРР начал свою работу в 1946, и уже в 1947 первая ссуда в размере 250 млн американских долларов была предоставлена Франции (см. ФРАНЦИЯ) на восстановление после войны - самая большая ссуда, которую Банк когда-либо предоставлял.

Изначально Банк занимался крупномасштабными проектами: строительством дорог, самолетов, электростанций. Как только Япония и европейские страны достигли достойного экономического уровня, МБРР сосредоточился на помощи развивающимся странам. В начале 1990-х Банк также начал помогать развитию постсоциалистических стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза.

Правление Банка находится в Вашингтоне. В составе МБРР 184 страны-члена (2005). Членами МБРР могут быть только члены Международного валютного фонда (см. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД). Средства банка складываются из уставного капитала, образованного путем приобретения странами-членами его акций, членских взносов в соответствии с квотами участников, а также из заемных средств и ссудных капиталов.

Цель деятельности Международного банка реконструкции и развития - сокращение бедности в странах со средними доходами и в кредитоспособных бедных странах. Для достижения цели Банк предоставляет займы, гарантии и принимает другие меры, не связанные с кредитованием, такие как проведение аналитических исследований и оказание консультативных услуг. МБРР предоставляет долгосрочные кредиты государственным и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств. МБРР не стремится к получению максимально высокой прибыли, тем не менее, начиная с 1948, ежегодно получает чистый доход. Прибыль Банка используется для финансирования деятельности по нескольким направлениям, что позволяет странам-членам занимать средства на рынках капитала под низкий процент и на выгодных условиях.

Высшим органом Банка является Совет управляющих, в функции которого входит определение общей политики Банка, прием новых членов, принятие решений о размерах уставного капитала, распределение чистого дохода. Исполнительным органом Банка является Директорат, который избирает президента Банка. Президент осуществляет оперативное руководство деятельностью Банка и отвечает за штат служащих. Директорат в своей работе опирается на 5 комитетов: совместный аудиторский комитет; комитет по вопросам кадровой политики; комитет по выработке регламента; комитет по вопросам эффективности затрат и бюджетной практике; комитет по административным вопросам.

Филиал банка Международная финансовая корпорация (см. МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ) предоставляет кредиты частному сектору. Другой филиал Международная ассоциация развития предоставляет средства с менее жесткими условиями для наиболее бедных стран. МБРР поддерживает образовательные и экологические программы, борьбу со СПИДом (см. СПИД) и бедностью.

www.worldbankgroup.org

Полезные сервисы

международный биохимический союз

международный биохимический союз (мбс)

международный валютный фонд

Энциклопедический словарь

Междунаро́дный валю́тный фонд (МВФ, International Monetary Fund), специализированное учреждение ООН. Создан в 1944 для упорядочения валютно-финансовых отношений между странами, поддержания валютных курсов и оказания кредитной помощи для выравнивания платёжных балансов. Правление в Вашингтоне. Члены - около 180 государств, в том числе Россия.

* * *

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД - МЕЖДУНАРО́ДНЫЙ ВАЛЮ́ТНЫЙ ФОНД (МВФ) (International Monetary Fund), специализированное учреждение ООН по упорядочению валютно-финансовых отношений между странами, поддержанию валютных курсов и оказанию кредитной помощи для выравнивания платежных балансов (см. БАЛАНС ПЛАТЕЖНЫЙ). Основан в 1944. Штаб-квартира -Вашингтон.

Управлял международной валютной системой (возникшей по итогам конференции в Бреттон-Вудсе в 1944), искусственно поддерживающей валютные курсы, до ее краха в 1971. Также предоставлял кредиты странам, испытывающим проблемы с платежным балансом. С 1980-х гг. кредиты главным образом поступают странам членам фонда. МВФ организует регулярные встречи с целью обсуждения проблем мировой экономики, готовит финансовые программы стабилизации для кризисных и переходных экономик. В 1990-е гг. миссия МВФчисле активных участников переговоров председатель МВФ в 1987-2000 М. Камдесю) участвовала в финансировании экономических программ правительства Российской Федерации, в значительной степени написанной с использованием рекомендаций фонда. В конце 1990-х гг. усилилась критика МВФ в связи с финансово-экономическим кризисом в Азии и провалом ряда экономических программ оздоровления региональных экономик.

Члены - 183 государства (2001). Капитал МВФ (из взносов стран-членов) 212 млрд. единиц «специальных прав заимствования» (см. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЗАИМСТВОВАНИЯ) (272 млрд. дол. США) (2001). Россия вступила в МВФ 1 июня 1992.

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

Статьи соглашения об учреждении Международного валютного фонда (Устав МВФ) были выработаны на Конференции ООН по валютным и финансовым вопросам, состоявшейся в 1944 в Бреттон-Вудсе (шт. Нью-Гемпшир). Основная задача Фонда - создание валютных резервов, из которых правительства стран-членов МВФ могут заимствовать средства для преодоления временных нарушений платежного баланса и предотвращения диспропорций в мировой экономике. На 15 февраля 1999 членами МВФ являлись 182 государства, т.е. большинство стран мира. За рамками Фонда долго оставалась Швейцария, однако в 1992 и она вступила в МВФ. В начале 1990-х годов его членами стали большинство бывших социалистических стран, а также Китай и Вьетнам. Руководство МВФ осуществляется Советом управляющих, в состав которого входят по одному управляющему и одному заместителю управляющего от каждой страны-члена организации. Административные функции и повседневное управление возложены на директора-распорядителя и совет исполнительных директоров. По традиции директор-распорядитель является гражданином одной из европейских стран. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне. Со времени начала его функционированияконце 1945) МВФ претерпел значительные изменения, что нашло отражение в двух поправках к уставу Фонда. Первая из них, принятая в 1969, касалась введения условной денежной единицы - т.н. "специальных прав заимствования" (СДР), по-английски Special Drawing Rights (SDR). Однако гораздо большее значение имела поправка 1978, которая оформила долгосрочные изменения в политике, деятельности и даже организационной структуре Фонда. В соответствии с положениями первоначального Устава, каждый член МВФ принимал на себя обязательства сотрудничать с Фондом в деле поддержания стабильности валютных курсов и предотвращения конкурентных девальваций. Стоимость валют выражалась в золоте. Государства-члены, намеренные изменить стоимость своих валют, должны были предварительно проконсультироваться с МВФ. В 1978 официальная "привязка" валютных курсов к золоту была отменена, было снято и требование об обязательных консультациях по поводу изменения валютных курсов. В результате страны получили свободу выбора собственного валютного режима: теперь они могли установить режим свободного или управляемого "плавающего" курса национальной валюты, "привязать" курс этой валюты к какой-либо другой валюте или "корзине" валют, заключать соглашения о сотрудничестве в валютной сфере с другими странами и т.д. Тем не менее МВФ сохранил за собой право вмешиваться в валютную политику стран-членов с целью пресечения манипулирования валютными курсами ради достижения конкурентных преимуществ. Для каждого из членов МВФ установлена квота, рассчитанная на основе относительной экономической и финансовой мощи страны. Квоты определяют размер финансовых взносов (подписки) каждой страны-члена, число приходящихся на нее голосов и условия ее доступа к ресурсам Фонда. На 31 января 1999 доля США в совокупных ресурсах МВФ превышала 18%, что давало этой стране фактическую возможность наложить вето на любое касающееся управления Фонда решение, принятие которого требует не менее 85% всех голосов. Взносы по подписке вначале платились частично золотом, а частично - в национальной валюте страны-члена. Для первых членов МВФ взнос, подлежащий уплате золотом, составлял 25% квоты, или 10% чистых официальных золотых и долларовых резервов страны по состоянию на 12 сентября 1946 (меньшую из этих сумм). Размер членских взносов стран, вступивших в МВФ после 1948, определялся индивидуально. В 1978, после того как золото перестало играть какую-либо роль в операциях МВФ, начался процесс постепенного избавления Фонда от золота. В настоящее время 25% взносов стран-членов платятся в свободно конвертируемой валюте, остальные 75% - по-прежнему в национальной валюте. Взнос, подлежащий уплате в национальной валюте, может быть сделан в форме беспроцентных облигаций соответствующего государства, которые МВФ при необходимости может истребовать наличными. По состоянию на 31 января 1999, членские взносы, составляющие общую сумму квот в МВФ, достигли 145,4 млрд. СДР, или почти 215 млрд. долл. по текущему курсу. Помимо общей квоты, МВФ управляет также счетом СДР. В 1967 на ежегодной сессии МВФ в Рио-де-Жанейро страны-члены единогласно высказались за пересмотр Устава МВФ и внесение в него положений, разрешающих Фонду в дополнение к существующим резервам вводить СДР - "специальные права заимствования", нередко именуемые "бумажным золотом". Поправка, разрешающая создание СДР, была ратифицирована в июле 1969. С 1970 МВФ двумя траншами распределил 21,4 млрд. СДР (1 СДР = 1,342221 долл. США): первый транш был предоставлен в 1970-1972; второй - в 1979-1981. По состоянию на 30 апреля 1998, резервы стран-членов МВФ в СДР равнялись 1,8% их совокупных валютных резервов (без учета золота). Члены Фонда имеют право получать СДР и использовать их в операциях и сделках между собой, с 15-ю "уполномоченными институциональными держателями" и с самим МВФ. СДР является счетной единицей МВФ и используется в качестве таковой либо в качестве основы счетной единицы рядом международных и региональных организаций. Стоимость СДР определяется ежедневно на основе стоимости "корзины" пяти валют: доллара США, немецкой марки, французского франка, японской иены и британского фунта стерлингов. Состав "корзины" валют для определения стоимости СДР пересматривается каждые пять лет; в последний раз это было сделано 1 января 1996. МВФ платит кредиторам и взимает с заемщиков проценты по весьма умеренной ставке. Процентная ставка пересматривается еженедельно и рассчитывается как средневзвешенная величина доходности определенных краткосрочных финансовых инструментов на национальных денежных рынках пяти стран, валюты которых включены в "корзину" СДР. В последний раз список финансовых инструментов для расчета процентной ставки пересматривался в 1995. В настоящее время этими инструментами являются рыночная доходность трехмесячных американских казначейских векселей; ставка по трехмесячным депозитам на немецком межбанковском рынке; ставка японских трехмесячных депозитных сертификатов; ставка по трехмесячным французским казначейским векселям и рыночная доходность трехмесячных британских казначейских векселей. Все вновь созданные СДР распределяются между странами-членами МВФ в соответствии с их квотами. Со временем финансовая помощь МВФ государствам-членам, испытывавшим проблемы с платежным балансом, значительно возросла - увеличились ее масштабы, более разнообразными стали формы кредитования. Все кредиты МВФ имеют форму продажи Фондом валют других его членов за соответствующую сумму национальной валюты заемщика. Возвращение долга осуществляется в приемлемых для МВФ валютах стран-членов или, по соглашению с МВФ, в СДР. Основными формами финансирования за счет средств МВФ являются резервный транш и четыре кредитных транша. Слово "транш" (франц. tranche) означает "часть, сегмент" и отражает тот факт, что государства-члены МВФ заимствуют средства из своих квот определенными порциями. Заимствования из резервного транша в пределах 25% квоты данной страны, могут производиться почти автоматически. Однако заимствования средств четырьмя кредитными траншами, каждый из которых равен 25% квоты заемщика, допускаются только при соблюдении определенных условий. Для получения средств первого кредитного транша правительство страны-члена МВФ должно предпринять соответствующие меры по улучшению состояния платежного баланса. Средства последующих траншей поступают к заемщику по частям и только в том случае, если он поэтапно реализует стабилизационную программу. Эти заимствования обычно производятся в рамках соглашения о резервном кредите или расширенном доступе, которое направлено на улучшение платежного баланса и поддержку политики структурных реформ. Соглашение о резервном кредите позволяет странам-членам МВФ заимствовать заранее согласованную сумму на определенный период времени. Средства предоставляются в зависимости от выполнения конкретных условий, касающихся банковского кредита, государственного долга и заимствований государственного сектора, торговых и платежных ограничений, внешних заимствований и уровня золотовалютных резервов. Обычно займы в соответствии с соглашением о резервном кредите выдаются последовательными траншами в течение 12-18 месяцев, однако этот период может быть увеличен и до трех лет; каждый транш кредита должен быть погашен в течение 3-5 лет. В 1997/1998 финансовом году МВФ одобрил 11 новых соглашений о резервном кредите на общую сумму 32,9 млрд. СДР; на 1 января 1999 соглашения о резервном кредите с МВФ имели 12 государств. Если страна столкнулась с проблемами, решение которых требует более продолжительного времени, она может получить дополнительные кредиты по системе расширенного финансирования. Средства, выделяемые в соответствии с соглашениями о расширенном доступе, обычно поступают частями в течение трех лет и предназначены для преодоления трудностей платежного баланса, обусловленных структурными проблемами. Погашение каждой части кредита производится в течение 4-10 лет. В 1997/1998 МВФ одобрил 9 новых соглашений о расширенном доступе на общую сумму 10,1 млрд. СДР; на 1 января 1999 такие соглашения с Фондом имели 15 стран. В рамках МВФ действуют также специальные системы кредитования, в том числе система компенсационного и чрезвычайного финансирования, система финансирования буферных запасов и система дополнительного резервного финансирования. Система компенсационного и чрезвычайного финансирования предназначена для стран-членов МВФ, которые столкнулись с временным сокращением поступлений от экспорта или несут чрезмерно большие расходы на закупку зерна по причинам, не зависящим от данной страны. В 1997/1998 финансовом году ни одна из стран-членов МВФ не воспользовалась системой компенсационного и чрезвычайного финансирования, однако в июле 1998 Фонд одобрил оказание финансовой поддержки России в рамках этой системы на сумму 2,16 млрд. СДР с целью компенсации сокращения доходов от экспорта в связи с падением цен на нефть. Хотя с 1984 ни одна из стран-членов МВФ не заимствовала средства по системе финансирования буферных запасов, данная система продолжает существовать и предназначена для финансирования взносов стран-членов на поддержание международных буферных запасов. В декабре 1997 МВФ ввел новую систему финансирования, предназначенную для стран-членов, которые столкнулись с исключительными краткосрочными проблемами платежного баланса, вызванными внезапной утратой доверия инвесторов. Система дополнительного резервного финансирования позволяет получить в течение одного года двумя или несколькими траншами дополнительные средства в рамках соглашений о резервном кредите или расширенном доступе. В декабре 1997 было одобрено первое выделение средств по этой системе на сумму 9,95 млрд. СДР, которые получила Корея в рамках соглашения о резервном кредите. В июле 1998 4 млрд. СДР дополнительного резервного финансирования были получены Россией. Бедным странам мира, испытывающим постоянные проблемы с платежным балансом, в 1987 была предложена, а в феврале 1994 расширена программа поддержки структурной перестройки, предусматривающая предоставление кредитов на льготных условиях. Ее целью является поддержка в течение трех лет среднесрочных национальных программ структурной перестройки, призванных улучшить состояние платежных балансов и способствовать экономическому росту. С 1986 МВФ выделил по этой линии кредиты на общую сумму 9,9 млрд. СДР (по состоянию на 30 апреля 1998). Помимо вышеописанных систем и программ, существуют еще три специальных механизма кредитования стран-членов МВФ. Во-первых, в сентябре 1995 было решено оказывать финансовую поддержку фондам стабилизации валютного курса в рамках предоставления очередных кредитных траншей по соглашениям о резервном кредите или расширенном доступе. До настоящего времени страны-члены Фонда не прибегали к данному механизму кредитования. Во-вторых, в 1995 МВФ принял решение о выделении средств из фонда чрезвычайной помощи (изначально предназначенного для финансирования стран, пострадавших от стихийных бедствий) государствам, переживающим последствия вооруженных конфликтов. В 1997/1998 финансовом году три государства - Албания, Руанда и Таджикистан - получили на эти цели от МВФ 30 млн. СДР. Наконец, в сентябре 1995 начал функционировать механизм экстренного финансирования. Предусмотренные этим механизмом неотложные меры принимаются только в редких случаях, когда в стране-члене МВФ наступает кризис платежного баланса, требующий немедленного вмешательства МВФ. Впервые механизмом экстренного финансирования воспользовались в июле 1997 Филиппины; позднее средства от МВФ по этой линии получали Таиланд (август 1997), Индонезия (ноябрь 1997), Корея (декабрь 1997) и Россия (июль 1998). Азиатский финансовый кризис конца 1990-х годов, оказавший крайне негативное воздействие на развитие мировой экономики, продемонстрировал недостаточную эффективность мировой финансовой системы в условиях растущей глобализации экономики и резкого ускорения миграции капиталов. Поэтому все более актуальным становится вопрос о переустройстве глобальной финансовой системы на новых принципах, в том числе о реорганизации деятельности Международного валютного фонда.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Орфографический словарь

Тезаурус русской деловой лексики

Полезные сервисы

международный военный трибунал

Энциклопедический словарь

Междунаро́дный вое́нный трибуна́л - международный судебный орган по преследованию и наказанию главных военных преступников. Международный военный трибунал для наказания главных военных преступников европейских стран, сражавшихся на стороне фашистской Германии, был образован 8 августа 1945 по Лондонскому соглашению между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции (см. Нюрнбергский процесс). Международный военный трибунал для Дальнего Востока был образован 19 января 1946 в результате переговоров между союзными правительствами (см. Токийский процесс).

* * *

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННЫЙ ТРИБУНАЛ - МЕЖДУНАРО́ДНЫЙ ВОЕ́ННЫЙ ТРИБУНА́Л, международный судебный орган по преследованию и наказанию главных военных преступников. Международный военный трибунал для наказания главных военных преступников европейских стран, сражавшихся на стороне фашистской Германии, был образован 8.8.1945 по Лондонскому соглашению между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции (см. Нюрнбергский процесс (см. НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС)). Международный военный трибунал для Дальнего Востока был образован 19.1.1946 в результате переговоров между союзными правительствами (см. Токийский процесс (см. ТОКИЙСКИЙ ПРОЦЕСС)).

Большой энциклопедический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный геодинамический проект

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный геофизический год

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный геофизический год (мгг)

международный год спокойного солнца

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный год спокойного солнца (мгсс)

международный день защиты детей

международный день театра

международный договор

Энциклопедический словарь

Междунаро́дный догово́р - см. Договор международный.

* * *

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР - МЕЖДУНАРО́ДНЫЙ ДОГОВО́Р, соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права (см. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО) относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в политических, экономических или иных сферах. Международные договоры являются основным источником международного права. Международный договор является родовым понятием, которое охватывает соглашения, пакты, трактаты, конвенции, декларации, коммюнике, протоколы. Твердо установленного значения различных названий международных договоров не существует. Независимо от названия все международные договоры имеют одинаковую юридическую силу. По числу участников выделяют двусторонние и многосторонние договоры, региональные и универсальные договоры. Если в международном договоре могут участвовать любые заинтересованные государства, то он называется открытым. Закрытый международный договор не допускает возможности расширения круга его участников. Действие договора международного прекращается по истечении срока, в связи с выполнением установленных им обязательств, по взаимному согласию сторон и путем денонсации.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международного договора Российской Федерации определяется законом. Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). Межгосударственные договоры Российской Федерации подлежат ратификации в форме закона.

Большой энциклопедический словарь

Идеография

Полезные сервисы

международный жандарм

Поговорки

Публ. Устар. Неодобр. То же, что жандарм Европы. Ушаков, т. 1, 846.

Полезные сервисы

международный женский день

международный женский день 8 марта

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный женский день марта

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный институт прессы

международный институт сварки

международный институт сварки (мис)

международный институт театра

международный институт театра (мит)

международный кинофестиваль

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный комитет лингвистов

международный комитет мер и весов

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный комитет славистов

международный конкурс артистов балета

международный кооперативный альянс

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный кооперативный альянс (мка)

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный красный крест

Энциклопедический словарь

Междунаро́дный Кра́сный Крест - международная общественная организация. Объединяет Лигу обществ Красного Креста (ЛОКК), Международный комитет Красного Креста (МККК) и национальные общества ЛОКК, создана в 1919; в неё входят национальные общества Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Льва и Солнца. МККК основан в 1863; состоит из швейцарских граждан; в качестве нейтрального посредника оказывает гуманную помощь во время вооруженных конфликтов (Нобелевская премия мира, 1917, 1944, 1963). Местопребывание - Женева.

* * *

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРАСНЫЙ КРЕСТ - МЕЖДУНАРО́ДНЫЙ КРА́СНЫЙ КРЕСТ, международная общественная организация.

Движение Международного Красного Креста, главной целью которого является предотвращение и облегчение страданий людей, объединяет независимые организации: Лигу обществ Красного Креста (ЛОКК), Международный комитет Красного Креста (МККК) и национальные общества ЛОКК.

Комитет был создан в феврале 1863 и состоял из пяти человек. Идейным вдохновителем движения был швейцарец Анри Дюнан, ставший свидетелем сражения итало-французских и австрийских войск при Сольферино (см. СОЛЬФЕРИНО) (Италия). В опубликованных им воспоминаниях «Память о Сольферино», он впервые поднимает вопрос о создании добровольной благотворительной организации, оказывающей помощь раненым во время войн и вооруженных конфликтов. Эта идея нашла развитие в дальнейшем обращении Дюнана к правительствам европейских стран с просьбой разработать и юридически закрепить основные международные договоренности, регламентирующие деятельность таких организаций. Юридически эти договоренности были зафиксированы в Женевских конвенциях (см. ЖЕНЕВСКИЕ КОНВЕНЦИИ) (1949).

Принципиальные для движения решениясоздании подобных организаций в каждой стране, их нейтральном статуса и о единообразном отличительном знаке, идея которого также принадлежит Дюнану) были приняты на Международной конференции в Женеве в октябре 1863; Комитет был переименован в «Международный комитет помощи раненым». Менее чем через год количество подобных обществ достигло десяти: они были созданы в Германии, Дании, Испании, Бельгии, Пруссии, Италии.

Первым вооруженным конфликтом, наблюдение за которым осуществляли делегаты Красного Креста, была датско-прусская война (1864). Делегаты работали по обе стороны фронта и нередко выступали в качестве посредников между воевавшими сторонами. Во время франко-прусской войны (1870) Комитетом было основано Первое информационное агентство для родственников раненых и попавших в плен солдат.

В дальнейшем делегаты Комитета оказывали помощь раненым во время русско-турецкой войны (1877-1878 гг., Османская империя обязала Комитет изменить символ на красный полумесяц); сербско-болгарской войны (1885-1886); Балканской войны (1912-1913); Первой мировой войны, во время которой Комитет безуспешно пытался заставить конфликтующие стороны отказаться от использования химического оружия. Деятельность организации во время Второй мировой войны осложнялась тем, что фашистский режим не признавал многие международные заключения, кроме того помощь гражданскому населению, также нуждавшемуся в помощи Комитета, к тому времени еще не была закреплена на международном уровне. Подписание в 1949 Женевских конвенций о защите жертв войны значительно расширило сферу деятельности Красного Креста в области помощи гражданскому населению, военнопленным и заключенным.

В 1919 национальные общества Красного Креста организовали Лигу обществ Красного Креста (ЛОКК) для разработки программы взаимопомощи и развития в мирное время. Позже она была переименована в Международную федерацию обществ Красного Креста и Красного полумесяца. Ее постоянный Секретариат находится в Женеве (Швейцария).

Высшим органом Международного комитета Красного Креста является Ассамблея. Она формирует политику МККК, определяет основные задачи и стратегические планы, принимает бюджет и финансовые отчеты, осуществляет контроль деятельности МККК.

Коллегиальным органом по принятию решений является Совет Ассамблеи. Он обеспечивает повседневное функционирование Ассамблеи и разрабатывает основные направления деятельности Комитета. Президент Международного Комитета Красного Креста одновременно возглавляет также Ассамблею и Совет Ассамблеи Комитета.

Исполнительным органом Комитета является Дирекция. Она несет ответственность за выполнение и обеспечение поставленных Ассамблеей и Советом Ассамблеи общих задач и осуществление стратегии организации.

Высшим совещательным органом МККК является международная конференция, проводимая раз в четыре года с 1867. В ее работе принимают участие Международный Комитет Красного Креста, представители национальных организаций Красного Креста, Международная федерация Красного Креста и Красного полумесяца и делегации стран, подписавших основные Женевские конвенции.

Движение Красного Креста трижды было удостоено Нобелевской премии мира (1917, 1945, 1963).

Российское общество Красного Креста было основано 3(16) мая 1867 под покровительством императрицы Марии Александровны (см. МАРИЯ Александровна) (жены императора Александра II (см. АЛЕКСАНДР II Николаевич)) как «Российское общество попечения о больных и раненых воинах». В 1879 оно было переименовано в «Российское общество Красного Креста» (РОКК). Его первым шагом на международной арене стало оказание помощи раненым во время франко-прусской войны (1870-1871). Во время русско-турецкой войны (1877-1878) РОКК взяло на себя практически всю медицинскую помощь армии (организация лазаретов, санитарных поездов, перевязочных пунктов и др.).

С 1872 РОКК начал оказывать помощь гражданскому населению, пострадавшему при стихийных бедствиях (землетрясения, пожары, наводнения, эпидемии, голод и др.); с 1882 - мирному гражданскому населению (бесплатное лечение, обучение ремеслам, строительство детских приютов и др.). В 1899 в Санкт-Петербурге создан «Комитет по подаче скорой помощи, пострадавшим от несчастных случаев и общественных бедствий». Его станции первой помощи стали прообразом будущей Службы скорой помощи. В 1904 РОКК открывает Центральное справочное бюро о военнопленных.

В 1923 после подписания председателями национальных обществ Красного Креста России, Украины, Белоруссии, Армении, Грузии и Красного полумесяца Азербайджана декларации об объединении был создан Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР (Советский Красный Крест).

Благодаря гуманитарной политике РОКК были построены многие детские санатории и лагерятом числе известный «Артек (см. АРТЕК); положено начало санитарной авиации (1925); созданы движение безвозмездных доноров (1957) и служба патронажных медицинских сестер (1960) и др.

Во время Второй мировой войны РОКК готовило медицинский персонал для работы на фронте; шефствовали над госпиталями и детскими домами; собирали продукты для эвакуированных; шили белье; организовывали санитарно-эпидемиологические отряды для работы на освобожденных районах Украины, Белоруссии, Молдавии и др.

В последующие годы РОКК принимал участие в ликвидации эпидемий в Монголии, Польше, КНДР; открывал больницы в Китае, Эфиопии, Иране, Алжире; оказывал помощь пострадавшим в Чернобыльской аварии (Украина, 1986). В 1990 была основана Спасательная служба РОКК; ее первый отряд из добровольцев был сформирован в 1989. Поводом для этого послужило землетрясение в Армении (1988). С 1999 РОКК оказывает помощь вынужденным мигрантам из районов военных действий (Северный Кавказ) и стихийных бедствий (Якутия, Восточная Сибирь, Краснодарский край и др.).

После распада СССР правопреемником Советского Красного Креста стало Российское общество Красного Креста (1992).

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный крестьянский совет

международный математический союз

международный московский банк (imb)