Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

роза

Толковый словарь

РО́ЗА - сущ., ж., употр. часто

Морфология: (нет) чего? ро́зы, чему? ро́зе, (вижу) что? ро́зу, чем? ро́зой, о чём? о ро́зе; мн. что? ро́зы, (нет) чего? ро́з, чему? ро́зам, (вижу) что? ро́зы, чем? ро́зами, о чём? о ро́зах

1. Розой называется декоративный кустарник с крупными ароматными цветками и со стеблями, которые покрыты шипами.

Выращивать розы. | Первые, весенние, осенние розы. | Запах роз. | Розы цветут.

2. Розой называют цветок этого растения.

Алая, белая, жёлтая, чайная роза. | Лепестки, стебель розы. | Букет роз. | Венок из роз. | Варенье из лепестков роз. | Роза распустилась, увяла, осыпалась.

3. Если девушка цветёт как роза, свежа как роза, то это означает, что она находится в расцвете красоты, молодости.

4. Если чей-либо путь усыпан розами, то это означает, что жизнь этого человека течёт без затруднений, в радостях.

5. Роза ветров - это схема различных направлений ветров за месяц, сезон, год и т. п.

ро́зочка сущ., ж.

ро́зовый прил.

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

РОЗА - жен. розан муж. куст и цветок Rosa, южн. рожа, зап. ружа. Дикая роза, шиповник; садовая, центифолия, махровая. Китайская роза, Hybiscus. Садовых и горшечных роз разведено уходом бесчисленное число пород. Будь пригожа, як рожа, зап.

| Пирожное, пряженье, хворост, в виде роз, сиб. розанцы.

| Роза, розет, розетка, мелкий алмаз плоской с исподу грани.

| Розет, растение Reseda luteola, желтуха, церва, вау, красильная резеда.

| Розетка, всякая прикраса, резная или лепная, в вид цветка розы. Альпийская розочка, розанчик, цветок, похожий на розу и растущий на снежных пределах Альпов. Розановка жен. водочная настойка на розовых лепестках. Розовый, к розе относящийся. Розовая водка. Розовое масло, эфирное, летучее, из роз. Розовое платье, цвета алых роз. Розовая лошадь, светло-железистая и с медным отливом. Розовое варенье. Розовый кварц или розовик, цвета роз; есть и розовый шпат (известковый), и розовый турмалин, шерл. Розоветь, становиться розовым, по цвету. Она порозовела. Розоватый цвет, самый бледный розовый, или с легким розовым (алым) отливом. Розовид муж. сочиненное, кустарник Rhodora. Розанель жен. герань, Pelargonium.

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

РО́ЗА ; ж. [лат. rosa]

1. Декоративный кустарник с крупными ароматными цветками разнообразной окраски и со стеблями, покрытыми шипами; цветки этого растения. Алая, белая, чайная р. Букет роз. Чей-л. путь усыпан розамитом, чья жизнь легка, счастлива). Цветёт как р.; свежа как р. (трад.-поэт.; о прекрасной девушке в расцвете красоты, молодости). Дикая р. (также: о прекрасной, но застенчивой, без налёта манерности девушке). / Трад.-поэт. О румянце. Розы на её щеках увяли.

2. Трад.-поэт. О прекрасной юной девушке. Какая р. расцвела!

3. В готическом искусстве: большое круглое окно главного фасада кафедрального собора.

4. Один из вариантов огранки мелких алмазов.

Ро́за ветров. 1. Спец. Схема, на которой показано распределение в данном пункте ветров различных направлений за месяц, сезон, год и т.п.; -2. Ветры, дующие одновременно в разных направлениях.

Ро́зочка, ; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж. Уменьш.-ласк. Ро́зовый (см.).

* * *

роза - I

род кустарников семейства розовых. 250-300 видов, в умеренном и субтропических поясах Северного полушария и в горах тропиков. Многочисленные сорта (свыше 25 000) с душистыми цветками различного размера, формы и окраски используют в декоративном садоводстве. Роза дамасская, французская и др. - эфирно-масличные растенияцветках до 0,15% розового масла). См. также Шиповник.

II

круглое окно с каменным переплётом в виде радиальных лучей в центре фасада романских и готических построек XII-XV вв.

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Энциклопедия Кольера

РОЗА - шиповник (Rosa), род обычно колючих, иногда плетистых кустарников семейства розовых. Примерно 200 видов, естественный ареал которых охватывает зону умеренного климата Северного полушария и южные высокогорья вплоть до Мексики и Индии. Сравнительно небольшое число этих видов, измененных селекционерами-цветоводами, а также случайно или целенаправленно полученных гибридов дали начало всему разнообразию современных сортов садовых роз. Считается, что розы - первые растения, введенные в культуры ради своих цветков, возможно, из-за легкости возникновения у них махровых форм. Махровость означает увеличение по сравнению с дикорастущим типом числа лепестков. Ни у каких других растений цветки не вызывали такого восхищения людей своей красотой и ароматом и не будили такого вдохновения у людей искусства. Окраска лепестков бывает белой, розовой, желтой, оранжевой, алой, бордовой, лиловой, пурпурной и даже коричневатой. Весьма привлекательны также листья, иногда почти вечнозеленые, а также красные, оранжевые или черные плоды, неправильно называемые ягодами (на самом деле это многоорешки, окруженные мясистым разросшимся цветоложем). По некоторым данным, садовые розы разводились в Греции уже в 5 в. до н.э. Тогда же Геродот в своей "Истории" описал очень душистую махровую розу из садов царя Мидаса в Македонии. В Древнем Риме выращивали и широко использовали в декоративных целях различные их формы. Роза была одним из ранних символов христианской церкви, а ее изображение присутствует в гербе ряда королевских династий. В китайских садах розы точно выращивались в 1000, а захватившие Испанию мавры интродуцировали туда розы из Сирии, среди которых были первые появившиеся в Европе их желтые формы. В Средние века розы часто разводили как лекарственные растения. В парфюмерной промышленности Европы и Западной Азии до сих пор используют эфирное розовое масло с богатым ароматическим букетом. Его экстрагируют из лепестков розы дамасской (R. damascena). Богатые витамином С крупные съедобные плоды некоторых роз иногда консервируют. Среди первых окультуренных роз были махровая роза столистная (R. centifolia) с Кавказа, роза дамасская, интродуцированная в Европу из Малой Азии, но с неясным географическим происхождением, и роза галльская, или французская (R. gallica), произрастающая в Европе и Западной Азии. Все три стали предшественницами многих современных сортов, как, впрочем, и три китайских таксона - роза чайная настоящая (R. odorata), роза чайная китайская (R. chinensis) и плетистая роза китайская многоцветковая (R. multiflora cathayensis). К другим предшественникам садовых роз относятся азиатская роза вонючая (R. foetida) с темно-желтыми, неприятно пахнущими цветками, роза морщинистая (R. rugosa) из Китая, Кореи и Японии, а также два плетистых японских вида - полиантовая (т.е. с мелкими собранными в соцветия цветками) роза многоцветковая (R. multiflora) и красивая белоцветковая роза Вихуры (R. wichuraiana). Среди местных европейских видов, ассоциирующихся обычно с Англией, заслуживают упоминания роза колючейшая (R. spinosissima), роза эглантерия (R. eglanteria), натурализованная в Америке, роза собачья (R. canina) и роза полевая (R. arvensis). Дикорастущая роза колючейшая встречается также в Азии. Многие виды диких роз распространены в США и Канаде. В качестве примера можно назвать розы прелестную (R. blanda), блестящую (R. nitida), каролинскую (R. carolina), виргинскую (R. virginiana), степную (R. setigera), родоначальницу ряда старинных плетистых сортов, и розу калифорнийскую (R. californica). В южных штатах США широко распространены два красивых натурализовавшихся вида из Китая - розы гладкая (R. laevigata) и прицветничковая (R. bracteata) - оба плетистые, с почти вечнозеленой листвой и крупными одиночными цветками белого цвета. В садах до сих пор разводится много старинных, т.н. парковых, гибридов, прекрасно подходящих для создания кустарниковых бордюров и неоформленных куртин. Примеры - роза Отца Гюго (R. hugonis) из Китая, изящный кустарник с дуговидными ветвями, покрытыми одиночными бледно-желтыми цветками, самый раннецветущий таксон, и сорт "Harison Yellow" - гибрид розы колючейшей и вонючей, долгоживущий, стойкий к вредителям кустарник с красивыми полумахровыми цветками темной кремово-желтой окраски. Сейчас известны сотни садовых сортов роз. Происхождение у них смешанное, но для удобства их нестрого делят на несколько групп. Ремонтантные розы, достигшие пика своей популярности в конце прошлого столетия, ценятся за неприхотливость, крупные размеры, обычно сильный аромат, обилие ярко окрашенных цветков в начале лета и повторное, менее интенсивное цветение осенью. Более капризные чайногибридные розы различной окраски, как правило с приятным запахом, распускаются все лето. Полиантовые розы - очень низкорослые, почти непрерывно в течение лета образующие соцветия мелких цветков практически без запаха. Появившиеся позже сорта группы флорибунда - результат скрещивания полиантовых с чайногибридными. Их цветки более крупные. Сейчас эти розы сильно потеснили полиантовые. Розы группы ругоза образуют прекрасные живые изгороди. Это мощные растения с очень колючими побегами, толстыми морщинистыми листьями и крупными, ароматными, разбросанными по густому кусту цветками. Большинство современных плетистых роз - гибриды розы многоцветковой, Вихуры или плетистых форм чайногибридных роз с ремонтантными. Вообще говоря, среди культурных роз выбор по окраске, размеру цветков и мощности кустов поистине безграничен. Необыкновенно красивы, например, кусты пензанских роз (гибридов розы эглантерии) и пембертонских роз - гибридов розы мускусной (R. moschata). В южных штатах США и Калифорнии весьма популярны теплолюбивый сорт "Noisette" - прямостоячий кустарник, выведенный в Южной Каролине в 1810, и плетистая роза Банкса (R. banksiae) из Китая с гирляндами мелких, часто махровых желтых или белых цветков на очень длинных побегах. Группа миниатюрных роз создана относительно недавно; это результат скрещивания главным образом карликовых китайских роз с чайногибридными и сортами группы флорибунда. Растения очень мелкие: изначально они могли уместиться под чайной чашкой; сейчас их размеры растут параллельно популярности. Можно сказать, что основная работа по созданию современного разнообразия роз проведена селекционерами Франции, Великобритании, Нидерландов, Германии и США. Сейчас большое внимание уделяется выведению сортов, устойчивых к экстремальным климатическим условиям. Розы размножают семенами, черенками, окулировкой, прививками, отводками и делением куста. Посев семян применяют для выращивания подвоев, дикорастущих видов и при выведении новых гибридов путем перекрестного опыления. Иногда новые варианты окраски цветков или формы побегов возникают спонтанно; их закрепляют вегетативным размножением. Прививку обычно проводят на подвои неприхотливых сильнорослых видов, например розу собачью или розу морщинистую. Многие сорта лучше развиваются из привоев, чем на собственной корневой системе. Садовые розы можно выращивать на любой почве, подходящей для газонной травы или овощей, но лучшие результаты наблюдаются на хорошо дренируемом, мощном богатом суглинке. Желательно выбирать защищенное от ветра открытое место, по крайней мере половину дня освещаемое прямыми солнечными лучами. Обрезка должна производиться с учетом особенностей сортов: некоторые из них образуют цветки только на побегах текущего года, другие - на ветвях различного возраста. Так, кусты ремонтантных и чайногибридных роз обычно тщательно формируют, тогда как у плетистых и парковых роз, как правило, лишь удаляют очень старые и отмершие части.

<a href='/dict/розы' class='wordLink' target='_blank'>РОЗЫ</a> <a href='/dict/относятся' class='wordLink' target='_blank'>относятся</a> к <a href='/dict/самым' class='wordLink' target='_blank'>самым</a> <a href='/dict/разнообразным' class='wordLink' target='_blank'>разнообразным</a> и <a href='/dict/наиболее' class='wordLink' target='_blank'>наиболее</a> <a href='/dict/распространенным' class='wordLink' target='_blank'>распространенным</a> <a href='/dict/декоративным' class='wordLink' target='_blank'>декоративным</a> <a href='/dict/садовым' class='wordLink' target='_blank'>садовым</a> <a href='/dict/растениям' class='wordLink' target='_blank'>растениям</a>. У <a href='/dict/дикорастущих' class='wordLink' target='_blank'>дикорастущих</a> <a href='/dict/видов' class='wordLink' target='_blank'>видов</a> <a href='/dict/этого' class='wordLink' target='_blank'>этого</a> <a href='/dict/рода' class='wordLink' target='_blank'>рода</a> <a href='/dict/обычно' class='wordLink' target='_blank'>обычно</a> <a href='/dict/пять' class='wordLink' target='_blank'>пять</a> <a href='/dict/лепестков' class='wordLink' target='_blank'>лепестков</a>, <a href='/dict/однако' class='wordLink' target='_blank'>однако</a> и <a href='/dict/среди' class='wordLink' target='_blank'>среди</a> <a href='/dict/них' class='wordLink' target='_blank'>них</a> <a href='/dict/часто' class='wordLink' target='_blank'>часто</a> <a href='/dict/встречаются' class='wordLink' target='_blank'>встречаются</a> <a href='/dict/естественные' class='wordLink' target='_blank'>естественные</a> <a href='/dict/махровые' class='wordLink' target='_blank'>махровые</a> <a href='/dict/формы' class='wordLink' target='_blank'>формы</a>.

РОЗЫ относятся к самым разнообразным и наиболее распространенным декоративным садовым растениям. У дикорастущих видов этого рода обычно пять лепестков, однако и среди них часто встречаются естественные махровые формы.

У <a href='/dict/культурных' class='wordLink' target='_blank'>КУЛЬТУРНЫХ</a> <a href='/dict/роз' class='wordLink' target='_blank'>РОЗ</a> <a href='/dict/лепестков' class='wordLink' target='_blank'>лепестков</a> <a href='/dict/может' class='wordLink' target='_blank'>может</a> <a href='/dict/быть' class='wordLink' target='_blank'>быть</a> <a href='/dict/относительно' class='wordLink' target='_blank'>относительно</a> <a href='/dict/немного' class='wordLink' target='_blank'>немного</a> <a href='/dict/или' class='wordLink' target='_blank'>или</a> до <a href='/dict/нескольких' class='wordLink' target='_blank'>нескольких</a> <a href='/dict/десятков' class='wordLink' target='_blank'>десятков</a>.

У КУЛЬТУРНЫХ РОЗ лепестков может быть относительно немного или до нескольких десятков.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Практический толковый словарь

Поговорки

Полутолковый словарь

Словарь сленга

Орфографический словарь

Формы слов для слова роза

Синонимы к слову роза

царица цветов (трад.-поэт.); розан (устар.)

Эпитеты

Эпитеты русского языка

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Ро́за жо

Этимология

Этимологический словарь русского языка

Из нем. яз. в XVIII в. Нем. Rose - «роза» является в свою очередь займете, из лат. яз. (ср. лат. rosa - «роза»).

Этимологический словарь

Заимств. в XVIII в. из нем. яз., где Rose < лат. rosa, передающего греч. rhodon (< *Frodon), переоформления др.-перс. varda < индоевроп. *urdha «колючка, шип»; «нарост», производного от той же основы, что авест. vardaite «растет». Роза буквально «колючая». Ср. шиповник.

ро́за

Через нем. Rose - то же из лат. rоsа. Ср. также ро́жа II.

Словарь русских имен

, ж. Заимств.

Производные: Ро́зка; Розу́ля.

[Лат. rosa.]

† 2 июля, 23 авг., 30 авг., 4 сент.

Словарь имён

Словарь имён и отчеств

Татарские, тюркские, мусульманские имена

Цыганские имена

(заимств., жен.) - «роза» (латинск.)

Словарь галлицизмов русского языка

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова роза

- Королева цветов.

- Цветок, упавший на лапу Азора.

- Цветок ветров.

- В математике этот цветок дал название семейству плоских кривых.

- Этот цветок преобладает в орнаментах знаменитых женских платков Павловского Посада.

- «Лик пахучий, а хвост колючий» (загадка).

- Цветок, прославивший Шатунова.

- Цветок в саду у Герды.

- Алый цветок Пугачёвой.

- В старой доброй Англии этот цветок был символом войны Йорков с Ланкастерами.

- Цветок, эмблема Англии.

- Героиня Кейт Уинслет в фильме «Титаник».

- Цветок, символ Англии.

- Декоративный кустарник с красивыми красными или белыми цветами.

- Индусы рассказывают, что бог Вишну поцеловал прекрасный бутон этого цветка и поцелуем превратил в свою супругу Лакшми.

- Декоративная капуста сорта «Ацефала» весьма напоминает этот цветок.

- Этот золотой цветок, изготовленный по заказу князя Монако, лежит на могиле его супруги Грейс Келли.

- Согласно учебнику для парфюмеров, её аромат «помогает предотвратить вспышки гнева, снимает усталость».

- Колючая подруга Маленького принца.

- Цветок, который был изображён на гербе Родоса.

- Имя телеведущей Сябитовой.

- Император Рима Гелиогабал однажды заживо похоронил своих гостей под дождём лепестков этих цветов.

- Имя революционерки Люксембург.

- Женское имя.

- Садовый цветок.

- Круглое окно.

- С этим «чёрным цветком авангарда» сравнивают певицу Диаманду Галлас за облик, манеры и репертуар.

- Сборник стихов аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса «Глубокая ...».

- Стихотворение Пушкина.

- Фильм Дэниэля Манна «Татуированная ...».

- Сборник поэзии Пабло Неруды «Одинокая ...».

- Пьеса Джона Пристли «... и корона».

- Персонаж мультсериала «Барбоскины».

- Фильм Сергей Соловьёва «Чёрная ... - эмблема печали, красная ... - эмблема любви».

- Сборник стихотворений Хорхе Луиса Борхеса «Глубокая ...».

- Имя российской актрисы Хайруллиной.

- Сказка Уильяма Теккерея «Кольцо и ...».

- «Сильвер Стар» как цветок.

- Роман русского писателя Александра Проханова «Кочующая ...».

- Фильм Вуди Аллена «Пурпурная ... Каира».

- Альбом Маши Распутиной «... чайная».

- Драма русского поэта Александра Блока «... и крест».

- Персонаж оперы Делиба «Лакме».

- Опера российского композитора Бориса Мокроусова «... ветров».

- Лекарственное растение.

- Стихотворение Антона Дельвига.

- Стихотворение Афанасия Фета.

- Сорт картофеля.

Полезные сервисы

роза (rosa) сальваторе

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

роза (в архитектуре)

роза (род кустарников)

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

роза ветров

Толковый словарь

Толковый словарь Ожегова

РО́ЗА, , ж.

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Гуманитарный словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Фразеологический словарь

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

роза и лева

роза сальваторе

Энциклопедический словарь

Ро́за Сальваторе (Rosa) (1615-1673), итальянский живописец, график, поэт и музыкант (лютнист). Религиозные и мифологические композиции, сцены из жизни пастухов, бродяг, солдат, бытовые картины, романтично-фантастические пейзажи («Лесной пейзаж с тремя философами») отмечены сумрачной экспрессией светотеневых контрастов и мрачного колорита. На тексты од, кантат, канцон Розы создали музыку многие итальянские композиторы XVII в. Автор драмкоторых иногда выступал как актёр), антифеодальных, антицерковных, антивоенных сатир, а также сатир, посвященных проблемам литературы и искусства.

* * *

РОЗА Сальваторе - РО́ЗА (Rosa) Сальватор (20 июня 1615, Аренелла, близ Неаполя - 15 марта 1673, Рим), итальянский живописец.

Творчество этого талантливого живописца связано с традициями неаполитанской школы. Имя его окружено легендами, так как он отличался бунтарским нравом, смелостью, большим живописным темпераментом. Он был не только живописцем и гравером, но и поэтом, музыкантом, актером и во всем проявилась страстность его натуры. Его живописный талант реализовался в пейзаже, портрете, батальных сценах, полотнах исторического жанра.

Ранний период (Неаполь)

Пребывание в Неаполе - наиболее цельный и самобытный период творчества, когда художник был тесно связан с художественной жизнью города. Однако произведения этого времени известны, в основном, по описаниям биографов художника - Дж. Б. Пассери и Б. Доминичи. Роза родился в семье землемера в маленьком селении Аренелла около Неаполя, был отдан в коллегию конгрегации сомасков, где изучал латынь, античную и священную историю, итальянскую литературу. Это способствовало развитию его литературного дарования, проявившегося позднее. Согласно сведениям биографов, Роза рано начал обучение живописи у своего дяди, художника А. Д. Греко, возможно посещал мастерскую Х. Риберы (см. РИБЕРА Хусепе), был знаком с известным неаполитанским баталистом А. Фальконе, одним из ранних мастеров этого жанра. В неаполитанской художественной среде родился его интерес к демократической трактовке образов из Священного писания и из античной истории, к изображению дикой романтизированной природы, загадочных фигур, напоминающих беглых повстанцев времени восстания Мазаньелло в Неаполе или разбойников, которыми были населены окрестности Неаполя во времена Розы. Занятия у Риберы определили его широкую живописную манеру, с использованием сильных контрастов света и тени.

Согласно биографам. Роза начинал свою деятельность с написания маленьких пейзажей, путешествуя по горам или в лодке вдоль берегов Неаполитанского залива. Он выставлял их в лавках продавцов и, однажды, известный живописец Дж. Ланфранко (см. ЛАНФРАНКО Джованни), оценив талант молодого художника, приобрел их. Это дало возможность совершить поездку в Рим.

Ранний период (Рим1630-е)

Получив приют во дворце кардинала Бранкаччи, Роза с большим упорством стремился к успеху, изучая произведения прославленных мастеров, античные памятники, много рисуя с натуры. В этот период первого посещения Рима были написаны полотна «Колдунья» и «Солдат» (Рим, Ватиканская пинакотека), а также «Битва» (1637, частное собрание). Образы колдуньи с астрологическими знаками и солдата, напоминающего неаполитанских бандитов или повстанцев, одновременно романтически загадочны и привлекательны конкретностью типажа.

Заболев, Роза вынужден был возвратиться в Неаполь. Здесь было написано полотно «Титий» с изображением титана, распростертого на земле и терзаемого коршунами (известно по описаниям биографов. Рис. - Лейпциг, Музей искусств). Сильная светотень и реалистическая трактовка драматического сюжета свидетельствовала о влиянии караваджистской манеры Риберы. В 1639 Роза снова уезжает в Рим. По поручению кардинала Бранкаччи он исполняет росписи Епископского дворца (1658-1659, сохранились частично и, согласно сведениям биографов, принесли успех художнику). Однако в Риме его ожидало и поражение: сатирическая комедия Розы против известного архитектора и скульптора Лоренцо Бернини (см. БЕРНИНИ Лоренцо), игравшего значительную роль в художественной жизни города, вызвала возмущение. Бернини, увлекавшийся театром, тоже поставил пьесу, где Роза был выведен выскочкой и бродягой.

Поздний период: Флоренция (1840-1650-е) Рим (1650-1660-е)

Приглашение во Флоренцию спасло положение художника. Здесь он поступил на службу к будущему кардиналу Джованни Карло Медичи. Почти десять лет провел он во Флоренции при дворе Медичи. Вокруг него складывается кружок образованных людей, с которыми его связывают дружеские отношения. По подобию подобных распространенных в те годы содружеств он называет его «Академия ушибленных». Споры и разыгрывавшиеся в доме художника спектакли имели шумный успех. Сам он, обладая незаурядным талантом, сочинял комедии, разыгрывал в них роли, связанные с маской Паскарьело.

Ко времени пребывания во Флоренции относится «Автопортрет» (Лондон, Национальная галерея). Роза изображен в плаще, накинутом на плечо. Романтизация образа подчеркнута несколько театрализованным одеянием, но художнику удалось передать страстность натуры, ее ранимость, иронию, сквозящую во взгляде. Латинская надпись на портрете: «Или молчи или говори то, что лучше молчания» - выражает состояние художника, по-видимому, испытавшего глубокое разочарование от соприкосновения с несправедливостью.

Тему «Автопортрета» продолжает полотно «Аллегория лжи» (Флоренция, Питти). Возможно, моделью изображения человека, снявшего трагическую маску и указывающего на нее, послужил сам Роза. Это пример аллегории, имеющей глубокий моральный подтекст, в котором выражены мысли о творчестве художника, его положении в обществе.

Возможно, Роза изобразил себя и в полотне «Портрет бандита» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), являющемся произведением, которое упоминается в источниках 17 века. Образ этого человека полон живости и остроумия, а одежда напоминает костюм Паскарьелло, героя маски комедии дель арте.

Значительными произведениями флорентийского периода являются пейзажи Розы из собрания галереи Питти - «Пейзаж с мостом», «Марина с портом», «Марина с башней», «Марина с маяком». Стихийная сила природы, ее эпическая мощь воплощены в видах морского побережья с парусными лодками, скалами, руинами замков, живо написанными стаффажными фигурками рыбаков, моряков придают этим идеальным романтизированным видам большую конкретность.

По барочному динамичны «битвы» Розы из собрания Галереи Питти («Битва перед башнями», «Битва»). С мощной экспрессией переданы схватки сражающихся воинов в этих больших полотнах. Величественные баталии разворачиваются на фоне панорамных пейзажей с окутанными легкой дымкой вдали замками. Контрастные пятна насыщенных цветов, которыми передано динамичное распределение света и тени, подчеркивают напряженность и выразительность схваток. Роза стал крупным мастером 17 в., обратившимся к этому барочному виду живописи.

Полотна исторического жанра - «Роща философов» (Флоренция, Питти), «Александр перед Диогеном», «Призвание Цинцинната» (Англия, частное собрание) - одни из самых глубоких по выражению этических философских представлений о жизни. Нищий, отвергающий дары царя ради свободы, римский полководец, спасающий родину ценой отказа от мирной жизни, античные философы, беседующие с пастухами, среди которых киник Диоген, призывающий к единению с природой,- выбор этих сюжетов характеризует стремление Розы утвердить подлинные человеческие ценности, донести идеи стоицизма, духовно близкие ему, как отвергающему все пустое и лживое в искусстве.

Столь же искренни и декларативны были «сатиры» Розы - «Живопись», «Война», в которых он с горечью, иронией, смелостью писал о волновавших его несправедливостях. Позже цензурой Ватикана многие из них были запрещены.

Рим (1650-е - 1660-е)

В 1649 Роза переезжает в Рим, стремясь освободиться от придворной службы. Он отказывается от предложений работать при дворах Австрии, Швеции и Франции. Остроумными сатирами он раздражает тех, от кого зависят богатые заказы. Его полотно «Фортуна» (Лондон, Галерея Мальборо) с изображением животных, в образах которых влиятельные лица узнали себя, чуть не навлекло гнев на художника самого папы. Круг недоброжелателей увеличился, о чем свидетельствует его сатира «Зависть». Художник, несмотря на приобретенную известность, не был принят в Римскую Академию Сан Лука.

В римский период им было написано много пейзажей («Пейзаж с Меркурием и дровосеком», Лондон, Нац. Галерея; «Пейзаж с пастухами и быками», Рим, Национальная галерея старого искусства; «Корабли», Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; «Морской берег с разбойниками», Санкт-Петербург, Эрмитаж). Свободным динамичным мазком переданы в них плавные тональные градации цвета при переходе от плана к плану. Теплый золотисто-коричневый колорит смягчает переходы от бравурных форм (причудливых диких скал, потоков, горных ущелий) к спокойным далям, с медленно текущими видами, освещенным солнечным сиянием или окутанных мягкой дымкой.

Античная история и мифология по-прежнему позволяет художнику выдвигать в своих работах волнующие его этические проблемы. В полотне «Демокрит и Протагор» (Санкт-Петербург, Эрмитаж) Роза повествует о мудрости простого человека, поразившего великого философа, сделавшего его своим учеником. В картине «Одиссей и Навзикая» (там же) - о благородстве поступка античной царевны, оказавшей помощь потерпевшему кораблекрушение Одиссею. Идеальный образ борца за республиканские добродетели воплощает художник в полотне «Заговор Катилины» (Флоренция, частное собрание), а в картине «Саул у Аэндорской волшебницы» (Париж, Лувр) библейский сюжет призван нՠбез гротеска, напротив, развенчать возвышенные представления о плохом правителе.

В 1660-е гг. Роза копировал в гравюре свои живописные произведения, иногда создавая самостоятельные исторические и аллегорические композиции (аллегория «Гений Сальватора Розы»). Еще в 1656 он увлекся техникой офорта и исполнил серию «Каприччи». Как и в его живописных полотнах, ее герои - бродяги, солдаты, бандиты, пастухи. Они изображены то в реальных ситуациях, то в театрализованных позах и выглядят то жизненно конкретными персонажами, то актерами из костюмированных сцен. В них особенно наглядно просматриваются присущие Розе фантазия и умение образно синтезировать все поразившее его воображение в действительности.

Крупный мастер итальянского барокко Сальватор Роза оказал значительное влияние на развитие итальянской живописи. Под воздействием его искусства формировался талант А. Маньяско (см. МАНЬЯСКО Алессандро), М. Риччи (см. РИЧЧИ Марко) и ряда др. мастеров. Его искусство вдохновляло и живописцев романтической эпохи.

Полезные сервисы

роза школьникова

Поговорки

Жарг. мол. Шутл. Молодая девушка с лесбийскими наклонностями. Pulse, 2000, № 9, 9.

Полезные сервисы

розабельверде

Сканворды для слова розабельверде

Полезные сервисы

розагуль

Татарские, тюркские, мусульманские имена

Полезные сервисы

розазит

Синонимы к слову розазит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

розай георг. альфредович

Гуманитарный словарь

Полезные сервисы

розали

розалин

розалина

Орфографический словарь

Синонимы к слову розалина

сущ., кол-во синонимов: 1

имя (1104)

Словарь имён и отчеств

Татарские, тюркские, мусульманские имена

Полезные сервисы

розалинда

Энциклопедический словарь

Розали́нда - спутник Урана, открыт с борта космического аппарата «Вояджер- (США, 1986). Расстояние от Урана около 70 тыс. км, диаметр около 60 км.

* * *

РОЗАЛИНДА - РОЗАЛИ́НДА (латинское название Rosalind, код S/1986 U4), спутник Урана (см. УРАН (планета)), среднее расстояние до планеты 44,3 тыс. км, эксцентриситет орбиты 0,0001, период обращения вокруг планеты 13 ч 23 мин - меньше периода вращения Урана вокруг оси. Из-за сильного приливного действия Урана Розалинда повернута к планете всегда одной стороной. Имеет неправильную форму; наибольший поперечник 72 км, масса 2,5х1017 кг.

Розалинда была открыта вместе с Дездемоной (см. ДЕЗДЕМОНА) и Белиндой (см. БЕЛИНДА) Стефаном Синноттом при анализе фотографий, полученных АМС «Вояджер- 13 января 1986. Название спутника было предложено Стефаном Синноттом в год открытия в честь Розалинды (Уильям Шекспир (см. ШЕКСПИР Уильям), «Как вам это понравится).

Большой энциклопедический словарь

Синонимы к слову розалинда

сущ., кол-во синонимов: 1

Грамматический словарь

Сканворды для слова розалинда

Полезные сервисы

розалия

Орфографический словарь

Формы слов для слова розалия

Синонимы к слову розалия

сущ., кол-во синонимов: 3

Морфемно-орфографический словарь

роза́ли/я [й/а] (зоол.).

Грамматический словарь

Словарь русских имен

, ж. Заимств.

Производные: Ро́за; Розу́ля; За́ля.

[От лат. rosa.]

† 4 сент.

Словарь имён

Словарь имён и отчеств

Татарские, тюркские, мусульманские имена

Сканворды для слова розалия

Полезные сервисы

розальо

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

розальская

Сканворды для слова розальская

Полезные сервисы

розальский

Сканворды для слова розальский

Полезные сервисы

розамарья

Сканворды для слова розамарья

Полезные сервисы

розами осыпанный путь

Сборник слов и иносказаний

розами осыпанный путь (иноск.) - о счастливой жизни

Ср. Писательский путь (Боборыкина) всего менее осыпан розами.

С.А. Венгеров. Критик.-биогр. словарь. 4, 1, 4.

Ср. Rosen auf den Weg gestreut

Und des Harms vergessen.

Hölty. (Mus. J. F. Reichhardt.)

См. не на розах.

См. розы.

Полезные сервисы

розамунд

Сканворды для слова розамунд

Полезные сервисы

розамунда

розан

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

РО́ЗАН, , муж. (устар.). Цветок розы.

| уменьш. розанчик, , муж.

Энциклопедический словарь

РО́ЗАН ; м. Устар. = Ро́за. Китайский р.

Академический словарь

Словарь слов из произведений русской литературы

Орфографический словарь

Словарь ударений

Трудности произношения и ударения

Формы слов для слова розан

Сканворды для слова розан

Полезные сервисы