Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

венец

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

ВЕНЕ́Ц, венца, муж.

1. Головной убор, род металлического венка или короны, возлагавшийся на кого-нибудь в знак присвоения ему высокого звания или в знак почетной награды за заслуги (книжн. устар.). Царский вец.

|| перен. Успешное завершение какого-нибудь дела, награждающее за ожидание или понесенные труды (книжн. устар.). Венец усилий. «Конец всему делу венец погов.

2. Корона, возлагаемая на вступающих в брак в обряде церковного бракосочетания (церк.).

|| перен. Самое бракосочетание, венчание (разг.). «После венца почти и не предполагалось никакого собрания Достоевский. Не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу. Пушкин. Итти под венец. Из-под венцасамого обряда венчанья или непосредственно после него). Под венцом (во время обряда венчания).

3. То же, что венок (поэт. устар.). «Несите свежие венцы Пушкин. «И прежний сняв венок, они венец терновый, увитый лаврами, надели на него Лермонтов.

4. Светлое радужное кольцо вокруг светила (метеор.).

5. Ободок, сияние, изображаемое на иконах вокруг головы святого (церк.).

6. Круг, образуемый вершинами расположенного в форме окружности горного хребта (геогр.).

7. Ряд бревен в срубе (спец.).

8. Место сращения копыта с кожей у лошади (спец.).

Принять мученический венец (церк.-книжн.) - умереть в мучениях за веру.

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

ВЕНЕЦ - муж. кольцо, обод, обруч, окружность, полоса кружком, со ·знач. возвышенного положения или почетного значения вещи.

| Очертание сияния, блеска вкруг головы святого на иконах;

| царское головное украшенье, корона;

| девичья головная лента, повязка;

| убор в виде нижнего отруба сахарной головы твер., с поднизью, рясами или жемчужною сеткою на лбу;

| возлагаемый во время бракосочетания, венчанья, на голову жениха и невесты, брачный знак, в виде короны;

| * самое бракосочетание, свадьба.

| Чета, муж и жена, тягло. У нас руга хлебом идет с венца по мере.

| Венок, плетеница кольцом из ветвей, зелени, цветов.

| Украшенье в виде венка вокруг столба, сосудов и пр.

| Ряд бревен в срубе, связь четырех бревен в избной рубке, ярус бревен. В крестной избе венцов всегда нечет, от 19 до 21.

| Тягло, семья, двор, дым, хозяйство;

| чета, муж с женою, влад., ниж. (от этого вьюнец?).

| Горный хребет кругом, полукругом; степной кряж, уваль, вост.

| уступ плоской возвышенности, окружающий низменности, разделы рек, поречье, урему. Венец, у лошади, место сроста копыта с кожей. Коли лошадь засечет подковой венец, то копыто навсегда станет расти уродливое.

| * Честь, слава, почет, украшенье, почетное повершенье дела; награда, славное возмездие. Венец лета, церк. круг, круглый год. Конец делу венец. Муж жене отец, жена мужу венец. Венец приять, обрачиться; приять мученический венец, стяжать славу мученика. Каменец венец: кругом вода, а в середине беда; р. Смотрич обтекает вкруг скалы, на которой К-Подольский. Добрый конец всему делу венец. К лавке лицом, по заду дубцом, вот тебе и под венцом! Венцом грех прикрыть. Была под венцом, и дело с концом. Детки хороши, отцу матери венец; худы - отцу матери конец. Разорить до конца, не будет венца. Кто венец надевает, тот и снимает. Береги дочь до венца. Под венцом невеста крестится покрытой рукой, чтобы жить богато. Венчпк, ·умалит. венец, ободок, кольцо, кружок, гайка у разных машин и снарядов.

| Атласная или бумажная лента с изображением спасителя, Богоматери и Иоанна Богослова, полагаемая на чело усопших, при погребении.

| Верхняя часть цветка, лепестковый обручик, раструб лепестков.

| сиб. игра в венчики, род фантов. Венчик зуба, верхняя часть его: средняя, бабка; исподняя, корень. Венцовый, до венца относящийся,

| или венцевидный, венцеобразный, имеющий вид, образ, подобие венца, или составленный из венцов. Венцовый бур, горн., снабженный четырьмя остроконечными венцамн. Венцовая крепь, рудник, одетый срубом, бревенчатыми венцамн. Венечный, относящийся к венцу, в разных ·знач. Венечная пошлина, ·стар. собиравшаяся с новобрачных. Венечная память, ·стар. приказ благочинного о повенчании;

| брачное свидетельство. Венечник, растение Anthericum. Венцедавец, венцедатель муж. дарующий венец, обладание, славу, силу и власть и пр. Венценосный, коронованная особа, государь и государыня. Венценосец муж. векценосица жен. то же, а также

| святой, сподобившийся венца славы духовной. Венценошение ср. действие и состояние венценосца. Венчать кого, увенчать, возлагать на кого почетно венец;

| возводить на царство, короновать;

| удостаивать, сподобить, возлагать на кого высшую почетную награду. Тас венчан лавровым венком. Венчать дело, благополучно, желанно оканчивать, вершить Повенчать, обвенчать. свенчать, совершить над кем таинство брака. Так венчали, что и дома не знали, о краденой свадьбе. Где венчают, тут и погребают (отепвают). Сегодня венчался, а завтра скончался. Худой поп свенчает, хороший не развенчает. Венчать вкруг ели, вкруг куста, говорят шутл. о невенчаной чете (простая ли шутка, или память язычества?). Помер, так не венчать, а отпевать надо. Трижды венчан, а жена одна? поп. -ся, ·возвр. и страд. Венчевати, церк. увенчевать, венчать. Венчанье ср. ·сост. по гл. и действие по гл. на -ть и -ся. Венчательство, то же. Венчательный или венчальный, до венчания относящийся, к обряду венчания принадлежащий, подвенечный. Венчальное полотенце, посылаемое невестой жениху, через сватов или чрез отца его. Венчальные свечи разом задувать, чтобы жить вместе и умереть вместе.

| Венчальное сущ. повенечное, повенчальное, плата за венчанье. Венчатель муж. -ница жен. венчающий, венчавший.

Популярный словарь

Венец

-нца́, мн. -нцо́в, -нцо́м, м.

1) Драгоценный головной убор, корона как символ власти монарха.

Царский венец.

И бросает она свой алмазный венец, оставляет чертог золотой... (Соловьев).

2) только ед., высок. Венок (обычно как символ страдания, мученичества).

Принять мученический венец.

...Пускай толпа растопчет мой венец: венец певца, венец терновый!.. (Лермонтов).

3) церк. Корона, возлагаемая на вступающих в брак при церковном обряде венчания.

Священник вокруг аналоя будет водить... на голову тебе наденут венец (Куприн).

4) только ед., разг. Венчание, бракосочетание.

У Кларисы денег мало, ты богат; иди к венцу: и богатство ей пристало, и рога тебе к лицу (Пушкин).

5) устар. Венок.

...Поставлен крест над новою могилой, и на кресте завялых роз венец (Пушкин).

6) перен. Верхняя часть чего. (гор, строения и т. п.).

Как незаметно потухают лучи и гаснут под конец! С какою негой в них купают деревья пышный свой венец! (Фет).

7) перен., чего, только ед., книжн. Успешное завершение чего. как награда за труды, страдания, а также высшее достижение, вершина чего.

Венец творения.

Венец многолетней деятельности.

Драматическая поэзия есть высшая ступень развития поэзии и венец искусства (Белинский).

Синонимы:

апоге́й (книжн.), верх, зени́т (высок.)

8) Светлое радужное кольцо вокруг небесного светила, а также сияние, изображаемое на иконах вокруг головы святого.

Кругом луны венец сквозь завес снежного тумана сиял на мутных небесах (Жуковский).

Синонимы:

нимб, орео́л

9) Один ряд бревен или брусьев в срубе, связываемых путем врубки в углах.

Заменить четыре нижних венца.

Вспомнила она старика на пепелище, который трудолюбиво обтесывал топором бревна - готовил венцы для нового сруба (Гладков).

Этимология:

Исконно русское слово общеславянского происхождения (др.-рус. вѣньцьцарский венок’, ‘корона’, ‘свадебный венец’, о.-слав. * věnьcь).

Вести́ под вене́ц (кого) - жениться на ком.

Идти́ под вене́ц - жениться, выходить замуж.

Коне́ц - де́лу вене́ц посл.

Красота́ до венца́, а ум до конца́ посл.

Раскаленный желе́зный вене́ц ист. - средневековое орудие пытки.

Словарь существительных

ВЕНЕ́Ц, -нца́, м

Оптическое явление, представляющее собой светлое радужное кольцо, ободок вокруг Солнца, Луны, ярких звезд, источников света.

Вокруг уличного фонаря появился серебристый венец.

ВЕНЕ́Ц, -нца́, м

Предмет, используемый в православном и католическом обряде венчания, - головной убор в виде короны, который возлагается на головы или держится шаферами над головой вступающих в брак.

Согласно святому Иоанну Златоусту, венцы символизировали победу над страстями, т.к.

христианский брак заключался не «по плоти» только, но был таинством вечной жизни (прот. Иоанн Мейендорф).

ВЕНЕ́Ц, -нца́, м То же, что нимб.

Икона была старинная, потемневшая от времени, со стертыми красками, только ярко выделялись венцы над головами святых апостолов.

ВЕНЕ́Ц, -нца́, м

Головной убор из золота, украшенный драгоценными камнями и т.п. как символ власти монарха;

Син.: корона.

В Историческом музее можно увидеть золотой венец короля Генриха IV.

ВЕНЕ́Ц, -нца́, м

Часть сооружения, представляющая собой каждый горизонтальный ряд из четырех бревен в срубе.

Девятый венец в срубе подгнил.

Энциклопедический словарь

ВЕНЕ́Ц -нца́; м.

1. только ед. Высок. Венок (обычно как символ страдания, мученичества). Терновый в. (символ мученичества, страданий). Принять мученический в. (сознательно обречь себя на мучения, страдания). ● По евангельскому рассказу, перед казнью Иисуса Христа солдаты Понтия Пилата, накинув ему на плечи старый грязный плащ и надев на голову колючий терновый венец, насмехались над ним: "Вот царь Израиля".

2. Драгоценный головной убор, корона как символ власти монарха. Царский в.

3. Церк. В обряде венчания: головное украшение в виде короны, возлагаемое на вступающих в брак. / только ед. Разг. Об обряде венчания, бракосочетания. До, после венца. Идти, вести под в. (выходить замуж, жениться). Увести невесту из-под венца (не дать возможности совершиться такому обряду, помешать бракосочетанию с кем.).

4. только ед. чего. Книжн. О высшей ступени, завершении чего.; верх, вершина. В. природы; в. творения (обычно о человеке как высшем творении природы, Бога). * Хороший конец - делу венец (Посл.). Симфония - в. музыкального творчества композитора. Храм стал венцом древнерусского деревянного зодчества.

5. чего, из чего. Женская причёска - косы или начёсанные и уложенные вокруг головы валиками волосы. В. волос. В. из кос.

6. Светлое радужное кольцо вокруг Солнца, Луны или ярких звёзд.

7. Светлый круг, сияние, изображаемое на иконах вокруг головы святого; нимб.

8. Каждый горизонтальный ряд брёвен в срубе по периметру. Заменить нижние венцы. Положить четыре венца.

Вене́чный, -ая, -ое (см.). В. сруб. Ве́нчик (см.).

* * *

вене́ц - 1) старинный головной убор, часто имеет церемониальное значение (см. Венчание). 2) В деревянном строительстве брёвна или брусья, составляющие один горизонтальный ряд сруба. В углах сруба связываются путём врубки - с выступающими концами («в обло») или без них («в лапу», «в шип»).

* * *

ВЕНЕЦ - ВЕНЕ́Ц,

1) старинный головной убор, часто имеет церемониальное значение (см. Венчание (см. ВЕНЧАНИЕ)).

2) В деревянном строительстве - бревна или брусья, составляющие один горизонтальный ряд сруба. В углах сруба бревна связываются путем врубки - с выступающими концами («в обло») или без них («в лапу», «в шип»). От количества венцов зависит высота сруба, а его площадь определяет длина бревен.

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

-нца́, м.

1. устар. Венок.

Венец желтеет виноградный В чернокудрявых волосах. Пушкин, Торжество Вакха.

2. Драгоценный головной убор, корона как символ власти монарха.

Старинное прошлое Керчи ушло глубоко в землю и только угадывалось археологами --- по найденным в курганах драгоценным золотым украшениям: скипетрам, венцам, диадемам. Сергеев-Ценский, Севастопольская страда.

3. церк.

Корона, возлагаемая на вступающих в брак при церковном обряде венчания.

Нас венчали не в церкви. Не в венцах, не с свечами. Тимофеев, Свадьба.

- Священник вокруг аналоя будет водить, --- на голову тебе наденут венец. Куприн, Олеся.

|| разг.

Венчание, бракосочетание.

До венца. После венца.

Зато завидных женихов Ей шлет Украйна и Россия; Но от венца, как от оков, Бежит пугливая Мария. Пушкин, Полтава.

4. перен.; чего.

Последняя, высшая ступень, завершение чего.; верх, вершина.

Венец творения.

Драматическая поэзия есть высшая ступень развития поэзии и венец искусства. Белинский, Разделение поэзии на роды и виды.

Электрификация является венцом достижений современной техники в области механизации труда. Кржижановский, Электроэнергетика.

5. Светлое радужное кольцо вокруг солнца, луны или ярких звезд.

Кругом луны венец Сквозь завес снежного тумана Сиял на мутных небесах. Жуковский, Подробный отчет о луне.

Солнце, оранжевое, мутное, окруженное огненно-радужными венцами, пылало низко. Гладков, Вольница.

||

Светлый круг, сияние, изображаемое на иконах вокруг головы святого; нимб.

6. Каждый горизонтальный ряд бревен в срубе.

Вспомнила она старика на пепелище, который трудолюбиво обтесывал топором бревна - готовил венцы для нового сруба. Гладков, Мать.

- терновый венец

идти под венец

устар.

выходить замуж, жениться.

Гуманитарный словарь

ВЕНЕ́Ц - в архитектуре - один горизонтальный ряд бревен (бруса), связанных (протесанных) в углах четырехугольника друг с другом. Неск. венцов, положенных друг на друга, образуют сруб строения и определяют его выс., а длина бревен - площадь. Бревна в В. соединяются с помощью разл. врубок: "в лапу", "в шип", "в обло", "в крюк", "в охряпку", "в погон", "в иглу" и т. д. В др.-рус. зодчестве насчитывалось до 50 способов врубок. Врубкаобло" широко использовалась почти во всех постройках, "в лапу" - охватывает обычно лишь ч. здания - алтарные прирубы, восьмерики, звонницы, срубы крылец, осн. под печи и т. п.

Лит.: Дерево в архитектуре и скульптуре славян / Сокр. пер. с фр. М., 1987.

Венец: 1 - рубка в обло с остатком; 2 - рубка в лапу

<a href='/dict/венец' class='wordLink' target='_blank'>Венец</a>: 1 - <a href='/dict/рубка' class='wordLink' target='_blank'>рубка</a> в <a href='/dict/обло' class='wordLink' target='_blank'>обло</a> с <a href='/dict/остатком' class='wordLink' target='_blank'>остатком</a>; 2 - <a href='/dict/рубка' class='wordLink' target='_blank'>рубка</a> в <a href='/dict/лапу' class='wordLink' target='_blank'>лапу</a>

-----------------------------------

ВЕНЕ́Ц - атрибут свадебного обряда, корона, к-рую надевают на жениха и невесту во время церк. бракосочетания. Символика В. связана с сакрализацией новобрачных, их уподоблением царской чете (уже в "Песне песней"), в то же время в позднейшее осмысление символа В. входят, вероятно, и такие значения, как, напр., "ореол вокруг головы святого на иконе". Возможно, для брачных В. в др.-рус. период было актуально фонетич. (не этимологич.) сходство со словом "вено" - "брачный выкуп". Царские В. в древнерус. традиции были весьма мифологизированны, о чем свидетельствуют спец. тексты, посв. истории их происхождения вместе с др. знаками царской власти (инсигниями) и того, как, побывав в ряде стран, они попали на Русь. Это "История о Вавилонском царстве" (есть и фолькл. вариант - сказка о Борме-ярыжке) и "Сказание о князьях владимирских".

В. иногда наз. и венок - девичий головной убор или ритуальный предмет, к-рый ассоциируется с добрачным статусом, особенно обрядовые венки в разл. календарных ритуалах, к-рые связаны только с незамужними девушками. С др. стороны, в перспективе всего цикла ритуалов, отмечающих осн. этапы жизни, свадебный В. ассоциируется и с погребальным венчиком, который как правило надевали на голову покойнику. Расширительно (метонимически) В. может обозначать весь ряд венчанияшире - свадьбы), и даже не только обряд, но и сам брак.

Словарь церковнославянского языка

 сущ. 1) венок, корона, диадема, 2) на иконах: круг около главы святого. Венец лета - круг лета, целый год. Венец жизни, венец правды - бессмертие, блаженство и слава на небесах (Иак. 1, 12; 2 Тим. 4, 8).           (Откр. 2, 10).           (Пс. 64, 13).

Практический толковый словарь

Словарь слов из произведений русской литературы

Венец, а, м.

1. Венок (поэт.).

Венец желтеет виноградный В черно-кудрявых волосах. // Пушкин. Стихотворения //

2. Драгоценный головной убор, корона.

Пой, красави ца: - Кузнец, Скуй мне злат и нов венец. // Жуковский. Светлана //

ВЕНЦЕНОСЕЦ, ВЕНЧАТЬ (ВЕНЧАТЬСЯ) НА ЦАРСТВО.

3. Корона, которую в церковном обряде возлагают на головы молодых, а также сам процесс бракосочетания.

ВЕНЧАНИЕ, ВЕНЧАТЬСЯ, ПОД ВЕНЕЦ.

4. Лента с надписью и религиозными изображениями, накладьшаемая на лоб покойника во время церковного обряда похорон.

[Петр] долго стоял, положив руку на край гроба. Нагнулся и целовал венчик и лоб, и руки милого друга. // А. Н. Толстой. Петр I //

5. Успешное завершение дела, награда за труды.

От таких-то воинов я ждал себе новых венцов. // Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву //

ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ - символ мученичества, страдания; из библейского сказания о колючем терновом венке, надетом на Иисуса Христа перед его казнью.

И прежний сняв венок - они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него, Но иглы тайные сурово Язвили славное чело. // Лермонтов. Стихотворения //

Сборник слов и иносказаний

Поговорки

Венец не берёт кого. Коми. О невозможности вступления в брак до определённого возраста. Кобелева, 57.

Вести под венец кого. Жарг. угол. Вести расследование чьего-л. дела, готовить его к суду. Грачев 1992, 56.

Идти под венецвенцу). 1. Прост. Устар. Выходить замуж, жениться. БМС 1998, 73; Ф 1, 219. 2. Жарг. угол. Подвергаться судебному разбирательству. БСРЖ, 92.

Изломать (поломать) венец. Орл., Сиб. Развестись с мужем, разрушить супружеские отношения. СОГ 1989, 156; ФСС, 87.

Принимать/ принять венец. Орл., Сиб. Вступать в брак, венчаться. СОГ 1989, 156; Ф 2, 91; СБО-Д1, 55.

Стряхнуть (стрясти) венецголовы]. Арх. Уйти от мужа. АОС 3, 100.

Терновый венец (венок). Книжн. Устар. Мученичество, страдания. Ф 1, 53. Восходит к Евангелию. БМС 1998, 73.

Приять мученический венец. Книжн. Устар. Пострадать, умереть в тяжёлых мучениях. Ф 2, 95.

Одерживать/ одержать венцы. Арх. Обвенчаться. СРНГ 23, 17.

Пунктуация и управление в русском языке

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова венец

Синонимы к слову венец

Тезаурус русской деловой лексики

Омонимы к слову венец

Эпитеты русского языка

Морфемно-орфографический словарь

1. ве́н/ец/ (от Ве́н/а).

2. вен/е́ц/.

Грамматический словарь

Этимология

Этимологический словарь

вене́ц

род. п. -нца́, укр. вiне́ць, блр. вене́ц, болг. вене́ц, ст.-слав. вѣньць στέφανος (Супр.), сербохорв. виjѐнац, чеш. věnec, слвц. venec, польск. wieniec.

Родственно лит. vainikas - производное от *vainas, русск. вен "венок", польск. wian от вить; см. Гуйер, LF 55, 360; М. - Э. 4, 439. Неточно сравнение Ягича (AfslPh 16, 526) с лит. vainìkis; ср. вено́к.

Сканворды для слова венец

Полезные сервисы

венец // венок

Паронимы

ВЕНЕЦ // ВЕНОК

Составляют гнездо пар с паронимами венечный // веночный.

ВЕНЕЦ. 1. Драгоценный головной убор, корона как символ власти монарха. 2. Атрибут венчания при церковном обряде вступления в брак; венчание (разг.). 3. перен. Успешное завершение чего-либо как награда за труды, старания (высок.). 4. Ореол, светлый ободок вокруг небесного светила, вокруг головы на иконе. 5. Каждый горизонтальный ряд брёвен в срубе, в шахте. 6. Кольцо из сплетённых в кружок растений (устар.).

Венец: 1) царский, золотой, драгоценный ~; 2) держать ~ над головой; 3) ~ стараний, усилий; достичь венца; 4) яркий, тусклый ~; ~ солнца, луны, святого; 5) новый, следующий ~; ~ шахты, сруба; готовить ~; 6) красивый, пышный ~; ~ мученика.

Голову [царя] украшал золотой, осыпанный драгоценными камнями венец. В.Костылёв. Иван Грозный.

Зато завидных женихов Ей шлёт Украйна и Россия; Но от венца, как от оков, Бежит пугливая Мария. А.Пушкин. Полтава.

• Я всегда считала, что смогу назвать себя настоящей актрисой, лишь когда сыграю какую-нибудь шекспировскую роль. Это будет венцом моих достижений, кульминационной точкой моей актёрской жизни. Н.Смирнова. Воспоминания.

Солнце, оранжевое, мутное, окружённое огненно-радужными венцами, плыло низко. Ф. Гладков. Вольница.

• [Старик] трудолюбиво обтёсывал топором брёвнаготовил венцы для нового сруба. Ф.Гладков.Мать.

• И прежний сняв венокони венец терновый, Увитый лаврами, надели на него. М.Лермонтов. Смерть поэта.

Фразеологизмы: Терновый венец (перен. символ мученичества, страданий; высок.). Идти под венец (выходить замуж, жениться; устар.). Муж женеотец, жена мужувенец (муж для женыопора, а жена мужуукрашение; устар.). Добрый конецвсему делу венец (хорошее завершение украшает дело).

ВЕНОК. Украшение из цветов или ветвей (живых или искусственных), сплетённых в виде круга; круглая гирлянда, возлагаемая в знак признания, почётной награды, присвоения высокого звания. Венок: ~ из роз, из васильков, из листьев; плести ~; лавровый, дубовый, серебряный, массивный, траурный ~; ~ победителя, чемпиона; поднести ~; возложить ~.

• [Девушки] плели венки из полевых цветов. К. Паустовский. Повесть о жизни.

• [Петрарка] понял бы меня, и может быть, мы стали бы друзьями, хотя ему на форуме в городе Риме надели красную мантию и лавровый венок. Ю.Яковлев. Письмо к Петрарке.

Полезные сервисы

венец не берёт

венец творения

венецейская или венецианская ярь

венецейский

Синонимы к слову венецейский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

венецианец

Орфографический словарь

венециа́нец, -нца, твор. п. -нцем

Словарь ударений

венециа́нец, -нца; р. мн. -нцев

Формы слов для слова венецианец

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Сканворды для слова венецианец

Полезные сервисы

венецианка

Орфографический словарь

венециа́нка, , род. п. мн. ч. -нок

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Сканворды для слова венецианка

Полезные сервисы

венециано-турецкий

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

Морфемно-орфографический словарь

Полезные сервисы

венецианов

Грамматический словарь

Венециа́нов ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

Сканворды для слова венецианов

Полезные сервисы

венецианов ал. гавр

Гуманитарный словарь

ВЕНЕЦИА́НОВ Ал. Гавр. (1780-1847) - живописец и график, один из основоположников реалистич. бытового жанра в рус. живописи. Род. в Москве, в семье торговца. Род В. происходил из Греции, семья была тесно связана с моск. купеч. сословием. Учился в моск. пансионе, работал землемером в Пб., затем в Канцелярии директора почт. Брал уроки у В. Л. Боровиковского, чье влияние сказалось на всем его творчестве. В ранний период писал интимные портреты пастелью и маслом (А. Л. Венециановой, 1801; М. А. Фонвизина, 1812). Изд. "Журнал карикатур на 1808 г.", для к-рого подготовил 4 офорта. В 1811 получил звание канд. в акад. за "Автопортрет", вскоре - звание акад. за "Портрет К. И. Головачевского с тремя воспитанниками АХ" (1811). В. развивал лучшие традиции рус. живописного портрета 18 в. (портрет А. И. Бибикова, ок. 1805; портрет М. М. Философовой, 1823). С 1819 жил в дер. Сафонково Тверской губ., писал портреты, в к-рых воссоздал тип крестьян рус. провинц. дворянства, жанровые сцены из сельской жизни ("Жница", 20-е гг.; "Гумно", ок. 1821-23; "Утро помещика", 1823; "Спящий пастушок", 1823-24). Воспитал в Пб. и с. Сафоновке мн. художников. Наиб. известны Н. Крылов, Е. Крендовский, Л. Плахов, Г. Сорока, А. Тыранов, С. Зарянко, А. Алексеев, А. Денисов. Венециановская школа - самостоят. реалистич. течение в рус. живописи 1-й пол. 19 в., определявшее повседневную жизнь как гл. содержание иск-ва. Худож. школы В., следуя демокр. принципам живописи, создавали пейзажи, портреты, натюрморты Для их творчества характерны обобщенная характеристика фигур, уравновеш. несложные композиции, передача цвета предметов при их естеств освещении.

Лит.: Смирнов Г. Венецианов и его школа. Альбом. Л., 1973. Алексеева Т. В. Художники школы Венецианова. 2-е изд. М., 1982.

Н. М. Карамзин. Худ. А. Г. Венецианов. 1828

Н. <abbr>М.</abbr> <a href='/dict/карамзин' class='wordLink' target='_blank'>Карамзин</a>. <a href='/dict/худ' class='wordLink' target='_blank'>Худ</a>. А. <abbr>Г.</abbr> <a href='/dict/венецианов' class='wordLink' target='_blank'>Венецианов</a>. 1828

Полезные сервисы

венецианов алексей гаврилович

Энциклопедический словарь

Венециа́нов Алексей Гаврилович (1780-1847), живописец. Один из основоположников бытового жанра в русской живописи (см. Венециановская школа). Создал отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, тонко передал красоту русской природы (бытовые сцены, портреты-типы крестьян: «На пашне», 1820-е гг., «Захарка», 1825), в противовес установкам АХ много писал с натуры, в том числе на открытом воздухе.

* * *

ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович - ВЕНЕЦИА́НОВ Алексей Гаврилович (1780-1847), русский живописец. Один из основоположников бытового жанра (см. БЫТОВОЙ ЖАНР) в русской живописи (см. Венециановская школа (см. ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА)). Создал отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, тонко передал красоту русской природы (бытовые сцены, портреты-типы крестьян: «На пашне», 1820-е гг., «Захарка», 1825), в противовес установкам АХ много писал с натуры.

* * *

ВЕНЕЦИА́НОВ Алексей Гаврилович [7 (18) февраля 1780, Москва - 4 (16) декабря 1847, село Поддубье, Тверская область], русский художник. Лучший мастер сельского бытового жанра в русском изобразительном искусстве романтизма (см. РОМАНТИЗМ) , педагог-реформатор.

Выходец из купеческой семьи, в молодости служил мелким чиновником. Сформировался как художник во многом самостоятельно, копируя картины Эрмитажа (см. ЭРМИТАЖ) . Между 1807 и 1811 брал уроки живописи у В. Л. Боровиковского (см. БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич). Первоначально жил в Санкт-Петербурге. Выступил как сатирик, начав публиковать «Журнал карикатур на 1808 год». Издание это почти сразу было запрещено цензурой, но это был первый в России юмористический листок, и Венецианов остался в глазах потомков «отцом русской карикатуры». Во время Отечественной войны 1812 года создал (вместе с И. И. Теребеневым (см. ТЕРЕБЕНЕВЫ)) серию агитационно-сатирических композиций на темы народного сопротивления французским оккупантам.

Как живописец начинал с портрета. Ранние работы такого рода тесно связаны с традицией провинциального усадебного и купеческого портрета, отмеченного наивным простодушием («А. Л. Венецианова, мать художника», 1801); позднее его образы обогащаются задушевным психологизмом («М. А. Венецианова, жена художника», конец 1820-х гг.; оба - Русский музей), сохраняя простоту и скромный масштаб композиции, мягкий лиризм колорита (многие написаны пастелью). Наиболее известен и значителен «Автопортрет» (1811, Третьяковская галерея).

В 1811 был принят в число членов Академии художеств (см. АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ (Санкт-Петербург)) . Целиком посвятив себя искусству с 1819, Венецианов покидает столицу, живя в купленной им деревне Сафонково Тверской губернии. Предпочитая работать, по его собственным словам, «в сельском домашнем роде», он видит в создании образов своих крестьян идеал подлинного искусства, которое призвано «ничего не изображать иначе, чем в натуре является». Тем самым мастер противопоставляет свои творческие принципы академическому классицизму. Античная скульптура и французское искусство 19 - начала 20 вв. оказали весьма заметное влияние на Венецианова (так, этапная для всей его сельской темы картина «Гумно» (1821-23, Русский музей) возникла как ответ на интерьерно-перспективную живопись Ф. Гране). Но определяющими остаются мотивы среднерусской, повседневной пейзажной среды и народного быта. В соответствии со своим стилем художник передает их просветленными, полными мирного лада, выраженного и плавными, округлыми ритмами рисунка, и гармонически ясными цветовыми тонами, воспроизводящими ровный свет летнего дня. Таковы наиболее известные из его жанровых картин - «На пашне. Весна» (1-я половина 1820-х гг.), «На жатве. Лето» (1820-е гг.; обе - в Третьяковской галерее), «Утро помещицы» (1823), «Спящий пастушок» (1823-24; обе - в Русском музее). Крестьянские портреты, - такие, как «Захарка» (1825) или «Крестьянка с васильками» (1839), предстают фрагментами той же тихой идиллии.

Венецианов писал также многочисленные образа для местных церквей. В позднем творчестве обращается к историческому («Петр Великий. Основание Петербурга», 1838) и мифологическому («Купание Дианы», 1847, Третьяковская галерея) жанрам, стремится к драматической выразительности образа («Причащение умирающей», 1839; все - в Третьяковской галерее). Новый этап его творчества прерывается внезапной смертью - он погибает, выброшенный из кибитки, когда лошади понесли на скользкой зимней дороге.

Педагогическая система мастера, практическое применение которой привело к рождению особой венециановской школы (см. ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА), наиболее характерной и самобытной из всех «персональных школ» русского искусства 19 века, явилась непосредственным развитием его личного стиля, нацеленного на первозданную простоту натуры и соответственно «низкие»точки зрения Академии) жанры - бытовую картину, интерьер, натюрморт, реже пейзаж.

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

Полезные сервисы

венецианов георг. сем

Гуманитарный словарь

ВЕНЕЦИА́НОВ Георг. Сем. (1896-1965) - цирковой реж., актер драматич. т-ров. Как реж. в 30-е гг. работал в мюзик-холле и на эстраде. В 1946-65 - гл. реж. Ленинградского цирка. Поставил тематич. представления "Женщины - мастера цирка" (1950), "Праздник на воде" (1952), "Карнавал на льду" (1952), "Цирк зверей" (1956) и др. В 1954 В. (совм. с Л. Таити) пост. водяную пантомиму "Выстрел в пещере". Богатая творч. фантазия проявилась в пост. В. парадах-прологах, тематич. елочных представлениях, клоунских репризах, номерах. Особенно плодотворной была работа В. в конном жанре и клоунаде (инициатор создания в Ленингр. цирке студий, конной и муз. эксцентрики, выпустивших ряд номеров). Пост. творч. связь В. с клоунами Демашем и Б. Вяткиным, К. Мусиным и др. привела к созданию ряда новых реприз и клоунских интермедий. Писал также пьесы, сценарии, скетчи, фельетоны.

Лит.: Зискинд Е. Режиссер на арене цирка. М., 1971; Никулин Ю. Почти серьезно. М., 1987.

Полезные сервисы

венецианов, алексей гаврилович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

венециановская школа

Энциклопедический словарь

Венециа́новская шко́ла - группа российских живописцев второй четверти XIX в., учеников А. Г. Венецианова (Н. С. Крылов, Е. Ф. Крендовский, Л. К. Плахов, Г. В. Сорока и др.). Представители венециановской школы с поэтической непосредственностью изображали жизнь демократических кругов общества, писали городские и сельские пейзажи, интерьеры и натюрморты.

* * *

ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА - ВЕНЕЦИА́НОВСКАЯ ШКО́ЛА, группа российских живописцев 2-й четв. 19 в., учеников А. Г. Венецианова (см. ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович)(Н. С. Крылов, Е. Ф. Крендовский (см. КРЕНДОВСКИЙ Евграф Федорович), Л. К. Плахов (см. ПЛАХОВ Лавр Кузьмич), Г. В. Сорока (см. СОРОКА Григорий Васильевич) и др.). Представители венециановской школы с поэтической непосредственностью изображали жизнь демократических кругов общества, писали городские и сельские пейзажи, интерьеры и натюрморты.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

венециановский

Орфографический словарь

Полезные сервисы

венецианская школа

Энциклопедический словарь

Венецианская школа - I

одна из художественных школ Италии. Наибольший расцвет переживала в эпоху Возрождения во второй половине XV - XVI вв. (семья Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто) и в XVIII в. (Дж. Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди). Венецианскую школу характеризует жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и природы, тонкий колоризм.

II

1) направление в музыкальном искусстве, сложившееся в Италии в XVI-XVII вв. Основоположник - А. Вилларт, представители - К. Меруло, А. и Дж. Габриели. Они создали монументально-декоративный стиль вокально-инструментальной полифонии в мессах, развивали мадригал, канцону, органные ричеркар, токкату и др. 2) Оперная школа XVII - начала XVIII вв., связанная с начальным этапом развития оперы. Крупнейшие представители - К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Легренци, А. Кальдара, А. Вивальди.

Большой энциклопедический словарь

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА - одна из художественных школ Италии. Наибольший расцвет переживала в эпоху Возрождения во 2-й пол. 15-16 вв. (семья Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто) и в 18 в. (Дж. Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди). Венецианскую школу характеризует светское, жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и природы, тонкий колоризм.

-----------------------------------

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА - 1) направление в музыкальном искусстве, сложившееся в Италии в 16-17 вв. Основоположник - А. Вилларт, представители - К. Меруло, А. и Дж. Габриели. Они создали монументально-декоративный стиль вокально-инструментальной полифонии в мессах, развивали мадригал, канцону, органные ричеркар, токкату и др.

2) Оперная школа 17 - нач. 18 вв., связанная с начальным этапом развития оперы. Крупнейшие представители - К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Легренци, А. Кальдара, А. Вивальди.

Полезные сервисы

венецианская школа (в искусстве)

Энциклопедический словарь

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛАискусстве) - ВЕНЕЦИА́НСКАЯ ШКО́ЛА, одна из художественных школ Италии. Наибольший расцвет переживала в эпоху Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) во 2-й пол. 15-16 вв. (семья Беллини (см. БЕЛЛИНИ (живописцы)), В. Карпаччо (см. КАРПАЧЧО Витторе), Джорджоне (см. ДЖОРДЖОНЕ), Тициан (см. ТИЦИАН), П. Веронезе (см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло), Я. Тинторетто (см. ТИНТОРЕТТО Якопо)) и в 18 в. (Дж. Б. Тьеполо (см. ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста), А. Каналетто (см. КАНАЛЕТТО Джованни Антонио), П. Лонги (см. ЛОНГИ Пьетро), Ф. Гварди (см. ГВАРДИ Франческо) ). 16 в. в искусстве Италии стал веком Венеции. Тесно связанная со странами Западной Европы и Востока, Венеция черпала в иноземной культуре все то, что могло служить ее украшению: нарядность и золотой блеск византийских мозаик, каменную антуражность мавританских сооружений, фантастичность храмов готики. При этом здесь был выработан свой оригинальный стиль в искусстве, тяготеющий к парадной красочности. Венецианскую школу характеризует светское, жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и природы, тонкий колоризм.

Полезные сервисы

венецианская школа (в музыке)

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

венецианская школа (живоп.)

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

венецианская школа (муз.)

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

венецианские статуты

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

венецианский

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Словарь ударений

Трудности произношения и ударения

Формы слов для слова венецианский

Синонимы к слову венецианский

прил., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

венеци/а́н/ск/ий.

Грамматический словарь

Полезные сервисы

венецианский залив

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

венецианский залив адриатического

венецианский карнавал

венецианский кинофестиваль

Энциклопедический словарь

ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ - ВЕНЕЦИА́НСКИЙ КИНОФЕСТИВА́ЛЬ (Venice Film Festival), старейший международный кинофестиваль, проводится с 1932 в Венеции на острове Лидо. С 1934 проводится ежегодно (за исключением 1943-1945 и 1973-1978) во второй половине года (чаще в августе-сентябре).

Впервые кинофестиваль в Венеции был организован в 1932 в рамках так называемого Биеннале - смотра произведений различных видов искусств. Венецианский фестиваль считается самым первым международным кинофестивалем в мире. За многие десятилетия порядок, сроки, условия проведения киносмотра в Венеции неоднократно варьировались, как и формы его связи с другими фестивалями и выставками Венецианского биеннале. Изменялась и система наград для лучших фильмов. В 1969-1979 фестиваль был внеконкурсным, в этот период лишь иногда отдельные фильмы отмечались медалями. С 1980-х годов в рамках Венецианского кинофестиваля организовывались конкурсы полнометражных, короткометражных, детских, документальных фильмов. В конкурсе полнометражных фильмов участвуют киноленты, не демонстрировавшиеся за пределами страны-производителя и не участвовавшие в других фестивалях. Лучшему фильму фестиваля вручается приз «Золотой лев святого Марка».

Лауреатами главного приза Венецианского фестиваля становились такие фильмы, как: «Гамлет» (1948, Великобритания, режиссер Лоренс Оливье (см. ОЛИВЬЕ Лоуренс)), «Расемон» (1951, Япония, режиссер Акира Куросава (см. КУРОСАВА Акира)), «В прошлом году в Мариенбаде» (1961, Франция, режиссер Ален Рене (см. РЕНЕ Ален)), «Иваново детство» (1962, СССР, режиссер Андрей Тарковский (см. ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич)), «Красная пустыня» (1964, Италия, режиссер Микеланджело Антониони (см. АНТОНИОНИ Микеланджело)), «Дневная красавица» (1967, Франция, режиссер Луис Бунюэль (см. БУНЮЭЛЬ Луис)), «Имя Кармен» (1983, Франция, режиссер Жан Люк Годар (см. ГОДАР Жан Люк)), «Урга» (1991, Россия-Франция, режиссер Никита Михалков (см. МИХАЛКОВ Никита Сергеевич)), «Три цвета: синий» (1993, Франция-Польша, режиссер Кшиштоф Кеслевский (см. КЕСЛЕВСКИЙ Кшиштоф)), «Возвращение» (2003, Россия, режиссер Андрей Звягинцев).

Энциклопедия Кольера

Орфографический словарь

Полезные сервисы

венецианское

венецианское окно

венецианское стекло

Энциклопедический словарь

Венециа́нское стекло́ - художественные сосуды, главным образом выдувные, бусы, зеркала, производятся с конца XIII в. в Венеции. Знамениты тонкие, стройные бокалы или вазы XVI в., цветные и бесцветные, с филигранью или кракелажем (см. Кракле).

* * *

ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО - ВЕНЕЦИА́НСКОЕ СТЕКЛО́, художественные, большей частью выдувные сосуды, зеркала, бусы и другие изделия, нередко с налепным декором, производство которых началось в 1291 на острове Мурано близ Венеции (там поселили всех мастеров-стекольщиков, которым под страхом смерти для них самих и членов их семей запрещалось покидать остров).

В Венеции был переосмыслен опыт производства дамасского стекла и византийских стеклоделов, мастеров выделки цветной смальты.

Сначала выпускались изделия исключительно из цветного стекла, готической формы, с росписями и эмалями. С середины 16 века форма сосудов меняется, преобладают изящные бокалы и вазы, их украшают филигранью (см. ФИЛИГРАНЬ) (в стеклоделии это стеклянные нити, введенные в стеклянную массу), кракелажем (узором из трещинок).

Для изготовления цветного стекла используются окиси металлов. Окись железа окрашивает стеклянную массу в зеленый цвет, окись меди дает зеленый или красный тон, при помощи кобальта получается синее стекло, примесь золота дает рубиновое стекло. Любимым цветом 16 века был небесно-синий (azurro). Фиолетовое стекло (pavonazzo) также пользовалось большим успехом.

Начало росписи стекла эмалью связывается с именем Анджело Беровьеро. Изначально эмалью расписывались сосуды из цветного прозрачного стекла, позже росписью стали покрывать и молочное стекло. Венецианские сосуды раннего периода отличаются необыкновенно богатой росписью. Часто стекло украшали золотыми чешуевидными узорами и рельефными точками, исполненными разноцветной эмалью.

Прозрачное бесцветное стекло было изобретено во второй половине 15 века. Это знаменитое венецианское cristallo - хрустальное или кристаллическое стекло, которое является стеклом по своему химическому составу, так как в нем отсутствуют соли свинца. В названии подчеркнута его бесцветность и прозрачность по сравнению с ранее изготовлявшимся стеклом зеленоватого оттенка или цветным стеклом. Изобретение кристального стекла стало настоящей революцией в стеклоделии Европы.

По методам декора различают филигранное стекло - бесцветное прозрачное стекло, украшенное стеклянными нитями. Нити эти, обыкновенно спирально скрученные, представляют бесконечно разнообразные сплетения. Чаще всего они бывают белого (молочного) цвета. Судя по сохранившимся образцам, время изобретения филигранного стекла совпадает с утверждением ренессансных форм в венецианском стеклоделии.

Своеобразная разновидность филигранного стекла - сетчатое, или «ретичелло» (reticello). Его получают из двух слоев прозрачного стекла с филигранным рисунком, наложенных друг на друга в обратном направлении. Образуется рисунок в виде сетки, причем в каждую клеточку помещается, как правило, воздушная капля.

Все разновидности венецианского цветного стекла имеют свое наименование. Молочное стекло представляет собой непрозрачное белое стекло молочного оттенка (latticinio или lattimo). Его получают путем добавления в стеклянную массу окиси олова. Сосуды 16 века, выполненные из окрашенного по массе молочного стекла и расписанные эмалевыми красками и золотом, были, по-видимому, первыми в Европе попытками подражать фарфору.

Агатовым стеклом принято называть стекло, состоящее из различно расположенных и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные агату. Агатовое стекло отличается большим разнообразием окраски и узоров.

В начале 17 века появляется авантюриновое стекло. На его отшлифованной поверхности - бесчисленное множество блестящих точек, производящих особенный световой эффект. Эти мерцающие точки на желтовато-коричневом стекле получаются путем прибавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется.

При изготовлении мозаичного стекла, разноцветные стеклянные нити спаиваются в узкий цилиндрический прут, поперечный разрез которого имеет вид звездочки, розетки или какой-либо симметричной фигуры. Затем этот стеклянный прут разрезается на множество дисков, которые вводятся в стеклянную массу. Изделия, выделанные из мозаичного стекла, представляют собой пестрое поле, сотканное из звездочек, розеток и других узоров.

Для получения кракелажа выдуваемый сосуд, внутри которого поддерживается высокая температура, опускается в холодную воду. Вследствие этого внешний слой стекла покрывается бесчисленными трещинами, которые, тем не менее, не проникают в толщу стекла. Трещины остаются на поверхности стекла, украшая его своеобразным узором.

Техника изготовления ваз в технике «пулегозо» основана на эффекте образования пузырьков воздуха внутри раскаленного стекла при погружении его в воду и немедленном возвращении его в печь. Такие вазы выдуваются и обрабатываются вручную.

Гравированное стекло было известно уже в начале 16 века. Сначала венецианцы гравировали стекло алмазом, а позднее был изобретен химический способ гравирования.

Несмотря на запреты, стеклодувы из Мурано использовали любую возможность для побега. Особенно влекла их Франция, роскошному двору которой были необходимы зеркала и стеклянная посуда. Венецианское правительство устроило настоящую охоту на беглецов, шпионы убивали стеклоделов. Но стеклоделие постепенно распространяется по Европе.

В 17-18 веках изделия из агатового, бесцветного, авантюринового стекла становятся чересчур вычурными, перегруженными деталями.

После падения Венецианской республики былая слава венецианского стекла на время меркнет. С середины 19 века в Венеции выпускают изделия по образцам 16-17 веков.

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

венецианцы

Орфографический словарь

венециа́нцы, -ев, ед. ч. -нец, -нца, твор. п. -нцем

Полезные сервисы

венецийская или венецианская ярь