Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вавилон

Толковый словарь

Энциклопедический словарь

Вавило́н - древний город в Месопотамии, к юго-западу от современного Багдада. В XIX-VI вв. до н. э. столица Вавилонии. Археологические раскопки с 1899.

* * *

ВАВИЛОН - ВАВИЛО́Н [шумер. Кадингирра («врата бога»), аккад. Бабилу (тот же смысл), греч. Babulwn, лат. Babylon], древний город на севере Месопотамии, на берегу Евфрата, к юго-западу от современного Багдада, близ города Хилла. Основан, видимо, шумерами, но впервые упоминается во времена аккадского царя Саргона Древнего (см. САРГОН Древний) (2350-2150 до н. э.). Был незначительным городом вплоть до утверждения в нем так называемой Старовавилонской династии аморейского (см. АМОРЕИ) происхождения, родоначальником которой был Сумуабум. Представитель этой династии Хаммурапи (см. ХАММУРАПИ) сделал Вавилон крупнейшим политическим, культурным и экономическим центром не только Месопотамии, но и всей Передней Азии. Вавилонский бог Мардук (см. МАРДУК) стал главой пантеона. В его честь, помимо храма, Хаммурапи начал воздвигать зиккурат (см. ЗИККУРАТ) Этеменанки, известный как Вавилонская башня.

Хаммурапи уделял особое внимание строительству городских укреплений, мелиоративных и ирригационных сооружений в Междуречье, заботился не только о возведении новых строений и храмов, но и о нуждах отдельных людей. Свою стелу с записями законов он поставил для всеобщего обозрения. Однако наследники Хаммурапи, лишенные его способностей, утратили контроль над большей частью страны: в Вавилон вторглись хетты (см. ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО) под преводительством Мурсили I, в 1595 до н. э. разграбившие и разорившие город.

После ухода хеттов власть перешла к касситам (см. КАССИТЫ) (около 1520). В начале первого тысячелетия до н. э. царь Ассирии (см. АССИРИЯ) Тукульти-Нинурта I разбил вавилонское войско и захватил в плен царя. Вавилоняне через год подняли восстание, закончившееся для них неудачно: ассирийский царь разрушил городские стены, разграбил имущество и даже статую Мардука отправил в Ассирию. После его смерти Вавилон на короткое время обрел независимость, но подвергся сокрушительным атакам эламитов (см. ЭЛАМ), изгнавших окончательно касситов около 1160 до н. э. В результате этого Вавилон лишился многих ценностей, в том числе и стелы Хаммурапи, которая была увезена в Сузы (см. СУЗЫ) - столицу Элама (см. ЭЛАМ).

Начавшиеся в Ассирии внутренние смуты дали возможность Вавилону вновь отстроиться, но борьба с Ассирией практически не прекращалась. Тиглатпаласар I (см. ТИГЛАТПАЛАСАР I) вновь захватил Вавилон, но разрушил лишь царские дворцы и посадил в городе своего наместника. Кочевые племена семитов-арамеев (см. АРАМЕИ), смешавшись с местным населением, вновь отстроили город. С 1050 на престоле утвердилась арамейская династия. Мощный подъем Ассирии в это время вновь привел к столкновениям, в которых перевес был на стороне профессионального ассирийского войска. Город несколько раз занимался ассирийцами, но цари Ассирии щадили его как древний религиозный центр и не применяли к его жителям своих обычных методов тотального переселения. Салманасар III (см. САЛМАНАСАР III) даже ввел в свой дом вавилонянку Семирамиду (см. СЕМИРАМИДА), будущую великую правительницу.

Со времен Тиглатпаласара III (см. ТИГЛАТПАЛАСАР III) Вавилон был включен в состав Ассирии (732 до н. э.), но царь Ассирии оказал городу особое уважение - выполнив обряд касания руки Мардука и таким образом признав себя преемником вавилонских царей, он обязался соблюдать местные законы. Такую же политику по отношению к Вавилону проводил и Саргон II (см. САРГОН II), развернувший в городе оживленное строительство. Но его сын Синахериб (см. СИНАХЕРИБ) в ответ на интриги арамейских князей с Эламом в 689 полностью разрушил город. Статуи Мардука и Царпаниту (см. ЦАРПАНИТУ) были увезены в Ашшур. Но сын и преемник Синахериба, Асархаддон, заново отстроил город, богато украсил храмы. После смерти Асархаддона Вавилон отошел к Шамашумукину, ингриговавшему против своего брата и наследника Ассирии, Ашшурбанипала (см. АШШУРБАНИПАЛ). Ашшурбанипал захватил все города своего брата, в том числе и Вавилон, но пощадил жителей великого города, построил в нем много сооружений. После смерти Ашшурбанипала в Ассирии возникли смуты, царство ослабело, чем воспользовались арамеи-халдеи, добившиеся независимости, а затем перешедшие в наступление. Набопаласар (см. НАБОПАЛАСАР) сравнял с землей столицу Ассирии Ниневию (см. НИНЕВИЯ), а в Вавилоне основал Нововавилонскую, или Халдейскую, династию.

Свою главную задачу Набопаласар видел в украшении и обновлении города. Он начал восстанавливать зиккурат Этеменанки, посвященную Мардуку. Сын Набопаласара, Навуходоносор (см. НАВУХОДОНОСОР II), вел многочисленные войны, за сорок лет своего правления превратив город в самый великолепный на Ближнем Востоке и во всем тогдашнем мире. В Вавилон Навуходоносор привел в плен целые народы. Город при нем развивался по строгому плану. Были построены и украшены Ворота Иштар, Дорога процессий, крепость-дворец с Висячими садами (см. ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ), вновь усилены крепостные стены.

Строительство Этеменанки было доведено до конца. Один из дворцов был отдан под собрание произведений искусства из завоеванных стран - это был, вероятно, первый музей в мире. Один из преемников Навуходоносора, Набонид (см. НАБОНИД), стремясь сохранить завоевания, подолгу не жил в Вавилоне. Он объявил своим покровителем не Мардука, а бога луны Сина (см. СИН (Аккад)), к тому же под предлогом экономии отменил пышные празднования нового года (кульминационный момент культа Мардука), тем самым нажив врагов в лице влиятельных жрецов Мардука. Они вступили в сговор с Киром (см. КИР II Великий), с радостью приняли войска персов.

При Кире Вавилон, уже не будучи столицей, оставался процветающим экономическим и культурным центром. Народы, переселенные в Вавилон, Кир вернул на родину. Однако при преемниках Кира в городе вспыхивали восстания, после одного из которых Дарий (см. ДАРИЙ I) в 521 до н. э. повелел разрушить городские стены. Но город по-прежнему оставался важным центром державы Ахеменидов (см. АХЕМЕНИДЫ), экономическим центром Ближнего Востока, где совершались важнейшие финансовые операции и существовали на протяжении поколений настоящие банкирские дома. В 479 до н. э. после очередного восстания Ксеркс (см. КСЕРКС I) разрушил многие строения, в том числе и Этеменанки, приказал расплавить статую Мардука, а празднования нового года отменил.

Вероятно, он убил и выслал большинство жрецов, после чего Вавилон как религиозный всемесопотамский центр более не существовал, персидские цари перестали включать его в свою титулатуру, однако через город по-прежнему проходили торговые караваны и многие знаменитые постройки еще стояли. Побывавший здесь Геродот (см. ГЕРОДОТ) (между 470 и 460 до н. э.) увидел многонаселенный город с красивыми зданиями, каменным мостом, хотя историк уже не упоминает о Воротах Иштар, Дороге процессий, Висячих садах. В 331 в город вступили войска Александра Македонского (см. АЛЕКСАНДР Македонский), встреченные так же восторженно, как некогда войска Кира. Александр признал культ Мардука и выбрал Вавилон столицей своей будущей мировой державы.

В городе развернулось активное строительство и реставрационные работы, однако смерть Александра прервала их. Диадох (см. ДИАДОХИ) Селевк переселил большую часть жителей в основанную им недалеко от Вавилона на берегах Тигра столицу своего царства Селевкию. Вместе с тем и в Вавилоне он осуществил несколько построек: вероятно, еще при Александре был построен греческий театр к северо-востоку от храма Мардука. Вавилонская культура попала под влияние эллинизма, клинопись использовалась мало, и написанная в этот период история Вавилонии Бероса (см. БЕРОС) создавалась по-гречески. С упадком Селевкидов (см. СЕЛЕВКИДЫ) в Вавилоне воцарились парфяне (140 до н. э.), и город не раз становился местом столкновения Парфянского царства (см. ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО) и Рима. В 115 он был завоеван Траяном (см. ТРАЯН), в 199 - Септимием Севером (см. СЕПТИМИЙ СЕВЕР). Находясь на окраине Парфянского царства, Вавилон постоянно приходил в упадок, торговые пути уже огибали его. Жилища этого времени примитивны, собраны из обломков старых зданий, население города сильно уменьшилось, коренное население в этот период почти вымерло. В 227 после гибели Парфянского царства Вавилон отходит к Сасанидам (см. САСАНИДЫ) , продолжая неуклонно вымирать. После арабского завоевания 624 остается небольшая деревушка, хотя арабское население и хранит память о великом городе, спрятанном под холмами.

В Европе Вавилон был известен по упоминаниям в Библии, отразивших те впечатления (см. ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ), которые он некогда произвел на древних евреев. Описание Геродота составлено по впечатлениям от путешествия, но в деталях «отец истории» не вполне точен, так как он не знал местного языка. Поздние греческие и римские авторы не видели Вавилона своими глазами, а основывались на том же Геродоте и рассказах путешественников, всегда приукрашенных. Лишь немногие европейские путешественники посещали Месопотамию после арабского завоевания. Знаменитый же еврейский путешественник Вениамин из Туделы (см. ВЕНИАМИН из Туделы) интересовался лишь жизнью местных еврейских общин.

Интерес к Вавилону вспыхнул после того как итальянец Пьетро делла Валле в 1616 привез отсюда кирпичи с клинописной надписью. Вавилон с деревушкой Хилле отождествил датский ученый К. Нибур в 1765. В дальнейшем английские путешественники, в большинстве эмиссары правительства и деловых кругов, описывали и исследовали холм. Здесь пытался вести раскопки уже добившийся успеха находкой библиотеки Ашшурбанипала О. Г. Лэйярд (1850), но найденные мелкие предметы не показались ему достойными внимания. Большего успеха добилась немецкая экспедиция Р. Кольдевея (1899), которая и положила начало систематическим раскопкам. Экспедиция сразу же открыла развалины дворца Навуходоносора в холме Каср. Немецкая экспедиция до Первой мировой войны, когда работы были свернуты из-за наступления английской армии, раскопала значительную часть Вавилона периода расцвета. Многочисленные реконструкции представлены в Берлинских государственных музеях (см. БЕРЛИНСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ) (Переднеазиатский музей).

В пору своего расцвета город был виден издалека по башне Мардука. На Вавилонской равнине Евфрат превращался в широкую реку, делящую город на две неравные части. Навуходоносор окружил Вавилон двумя рядами мощных крепостных стен с каналами между ними. Широкий мост через Евфрат связывал две части города. Дворец Навуходоносора находился в западной части города, рядом располагалась башня Мардука - зиккурат (см. ЗИККУРАТ) Этеменанки (90-метровая Вавилонская башня). У северных ворот вблизи стен находилась резиденция царя на кирпичном 18-метровом основании, окруженная садами.

Дорога процессий, предназначенная для новогодних церемоний, вымощенная цветным кирпичом и окруженная роскошными строениями вела к воротам Иштар, единственным из восьми городских ворот, покрытыми драгоценными глазурованными кирпичами с рельефами. Сам Навуходоносор называл дорогу «Аибур-шабу» - «Врагу не добиться победы». Дорога процессий кончалась у храма Мардука - Эсагила, окруженного высокой стеной и открывавшегося лишь для служб в определенные дни года. У храма находился центр города, сюда по воде и суше в дни новогодних торжеств прибывали люди со всей Месопотамии. Планировка Вавилона отличалась прямыми длинными улицами. Широкие улицы связывали восемь городских ворот с центром Старого города. Кварталы имели свое название, многие улицы и кварталы населялись по профессиональному признаку. Всего в Старом городе было свыше пятидесяти храмов. Возле храма Мардука располагалась главная базарная площадь. Город на восточном берегу был окружен, кроме общегородских, своими стенами. Со Старым городом его связывал первый в мире каменный мост длиной 123 м.

Большинство зданий и храмов строилось из необожженного кирпича и требовало частого ремонта и подновления. При ремонте храмов разыскивались закладные надписи, делавшиеся обычно в виде глиняных цилиндров, и о находке такой надписи сообщалось в новой. Большинство городских жилых зданий было построено по одинаковому плану, на улицу они выходил глухой стеной без окон, а внутри имели садики. Здесь существовал водопровод и канализация. Основу городского населения составляли ремесленники и торговцы. Широко была распространена грамотность.

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

ВАВИЛОН - знаменитый древний город в Месопотамии, столица Вавилонии; располагался на реке Евфрат, в 89 км к югу от современного Багдада и к северу от Хиллы. На древнем семитском языке его называли "Баб-илю", что означало "Врата бога", на древнееврейском это название трансформировалось в "Бабель", на греческом и латинском - в "Бабилон". Первоначальное наименование города пережило века, и до сих пор самый северный из холмов на месте древнего Вавилона называется Бабиль. Раскопки гигантского комплекса руин, оставшихся от древнего города, были начаты в 1899 Немецким Восточным обществом под руководством Роберта Кольдевея.

<a href='/dict/вавилонское' class='wordLink' target='_blank'>Вавилонское</a> <a href='/dict/царство' class='wordLink' target='_blank'>царство</a> <a href='/dict/около' class='wordLink' target='_blank'>около</a> 1750 до. н. э

Вавилонское царство около 1750 до. н. э

На историческом горизонте Вавилон появляется в Старовавилонский период (ок. 1900 - ок. 1600 до н.э.). В начале этого периода прежде незначительный городок Баб-илю в Аккаде сделался столицей небольшого царства, в котором правил аморей Сумуабум, ставший основателем I Вавилонской династии. Его преемниками были Суму-ла-Эль, Сабиум, Апиль-Син, Синмубаллит и Хаммурапи, правивший с 1792 по 1750 до н.э. Хаммурапи был самым знаменитым правителем эпохи и прославился не только военными успехами, но и как мудрый властитель. Одержав победу над Рим-Сином из Ларсы, Хаммурапи овладел Шумером, расположенным в нижней части Месопотамской долины, и стал властелином Шумеро-Аккадского царства; захватив царство Мари, он раздвинул границы своего государства до верховьев Евфрата. Еще ранее Хаммурапи провел важные реформы, полностью подчинив себе в административном и хозяйственном отношении храмы, упорядочив сбор налогов и создав единую судебную систему; его работа как законодателя запечатлена в знаменитых Законах Хаммурапи, копия которых найдена в Сузах.

<a href='/dict/хаммурапи' class='wordLink' target='_blank'>ХАММУРАПИ</a>, <a href='/dict/царь' class='wordLink' target='_blank'>ЦАРЬ</a> <a href='/dict/вавилона' class='wordLink' target='_blank'>ВАВИЛОНА</a> <a href='/dict/получает' class='wordLink' target='_blank'>получает</a> от <a href='/dict/бога' class='wordLink' target='_blank'>бога</a> <a href='/dict/солнца' class='wordLink' target='_blank'>Солнца</a> <a href='/dict/свод' class='wordLink' target='_blank'>свод</a> <a href='/dict/законов' class='wordLink' target='_blank'>законов</a>.

ХАММУРАПИ, ЦАРЬ ВАВИЛОНА получает от бога Солнца свод законов.

Раскопки в центральной части холма Меркес в Вавилоне достигли слоя, лежащего частично над и частично под уровнем грунтовых вод и датированного временем I династии. По вскрытым остаткам города видно, что он был хорошо спланирован, улицы пересекали одна другую под прямым углом. Найденные дома были построены из сырцового кирпича и окружены такими же стенами на фундаменте из обожженного кирпича. Уже при сыне Хаммурапи Самсуилуне начались нашествия касситских племен, спускавшихся с восточных гор. Более столетия Самсуилуне и его преемникам удавалось сдерживать натиск касситов. Однако в конце концов они сумели захватить страну и правили в Вавилоне почти полтысячелетия (ок. 1600 - ок. 1155 до н.э.). Раскопки касситского пласта холма Меркес показали, что расположение улиц и кварталов в этот период осталось практически таким же, как во времена Хаммурапи. Дома этого периода строились из сырцового кирпича, но, как правило, не имели фундамента из обожженного кирпича, что было характерной отличительной чертой города Хаммурапи. Керамика носила определенно самобытный характер, особенно обращает на себя внимание изобилие ювелирных изделий. Касситскую династию сменила II династия Иссина, удерживавшая власть в Вавилонии более столетия. Ее наиболее выдающимся царем был Навуходоносор I (1126-1105), сумевший на время подчинить Ассирию. Однако после него большую часть Средне-Вавилонского периода страна находилась под господством Ассирии. Саргон II в 710 до н.э. захватил Вавилон и короновался здесь в качестве царя. Затем он построил у южной цитадели Вавилона массивную стену с круглой угловой башней, оставив на ее каменных стенах надпись: "К Мардуку! Великий Господин, божественный создатель, который живет в Эсагиле, Господин Бабиля, его господин; Саргон, могущественный царь, Царь земли Ашшура, царь всех. Правитель Бабиля, царь Шумера и Аккада, кормилец Эсагилы и Эзида". Сын Саргона Синнахериб в 689 до н.э. полностью разрушил город и даже повернул на него воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли большую его часть. Однако его наследник Асархаддон восстановил и перестроил город. В частности, был восстановлен главный храм Вавилона, Эсагила; при этом был построен и знаменитый зиккурат, вошедший в историю под именем Вавилонской башни.

Нововавилонский период (612-539 до н.э.) начался с захвата царской власти в Вавилоне халдеем Набопаласаром, вступившим в союз с другими антиассирийскими силами и разрушившим в 612 до н.э. Ниневию, столицу Ассирии. При его сыне и преемнике Навуходоносоре II (605-562 до н.э.) Вавилон достиг наивысшего расцвета. Тогда произошла, как назвали это немецкие археологи, ведшие раскопки Вавилона, "колоссальная перестройка всего города". Было перестроено все: Эсагила - храм Мардука, зиккурат Этеменанки, храм Эмах в цитадели и более древний храм Иштар на Меркесе. Южную цитадель дополнили царским дворцом, в северной ее части построили еще один дворец. Стены раннего города восстановили, и выросший в размерах город окружили огромной внешней стеной; были вырыты каналы и построен первый каменный мост через Евфрат. Одним из семи чудес древнего мира считались висячие сады, но современные раскопки не смогли дать материалы, по которым можно было бы с уверенностью идентифицировать их остатки. Самыми великолепными постройками Вавилона того периода были, насколько можно судить по сохранившимся остаткам, Ворота Иштар и Аллея Процессий, нарядный вид которым придавали фризы быков, драконов и львов, выполненные из цветных изразцов. Последним царем этого периода был Набонид, деливший власть в Вавилоне со старшим сыном Белшаруцуром (Валтасаром). В результате раскопок установлено, что после Набонида в Вавилоне остались новый храм Иштар на Меркесе и мощная фортификационная стена с большой пристанью на берегах Евфрата. В 539 до н.э., как отмечается в Хронике Набонида и свитке Кира, Вавилон был захвачен персидским царем Киром II Великим. До нас дошли описания Вавилона времен персидских царей, оставленные Геродотом и Ктесием, врачом Артаксеркса II; от времен Артаксеркса II сохранились руины здания в южной цитадели. Нет сомнения, что упадок Вавилона начался уже до завоевания его Александром Великим. Александр, избравший Вавилон своей столицей, предполагал произвести здесь большие восстановительные работы, но умер, не успев осуществить своих планов. В греческий и парфянский период оставшиеся от древности царские постройки начали разбирать на материал для нового строительства, и это продолжалось веками, пока от города не остались руины.

Словарь церковнославянского языка

 сущ. собств. столичный город Халдеи на Евфрате, на том месте, где было начато строение знаменитой башни.                (Исаии, 13, 19).

Практический толковый словарь

Сборник слов и иносказаний

Словарь крылатых слов

Словарь крылатых слов и выражений Серова

Поговорки

Крылатые слова

Орфографический словарь

Синонимы к слову вавилон

Грамматический словарь

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова вавилон

- Древний город, ставший символом отсутствия человеческого взаимопонимания.

- Город с недостроенной башней.

- Город, прославившийся столпотворением.

- Подводный туннель под Евфратом, проложенный в XXII веке до нашей эры, соединял обе половины этого города.

- Крепостные ворота этого древнего города переправили в Берлин и поместили под музейные своды.

- Царство Навуходоносора.

- Покровителем какого города был бог Мардук?

- Название этого древнего города на многих семитских языках означало «Врата бога».

- Город, куда Хаммурапи перенёс столицу Месопотамии.

- Город, известный своим столпотворением.

- Древний город, где находились висячие сады Семирамиды.

- Фильм Григория Козинцева «Новый ...».

- Стихотворение русского поэта Семёна Надсона.

- Растафарианцы считают, что всё зло олицетворяет этот несуществующий город.

- Музыкальная симфония Этель Войнич.

- Роман американского писателя Фрэнсиса Фицджеральда «Опять ...».

- Фильма Матье Кассовица «... нашей эры».

- Именно туда были изгнаны евреи после разрушения 1-го Храма.

- «Пуп неба и земли», по мнению древних поэтов.

- Кантата русского композитора Игоря Стравинского.

Полезные сервисы

вавилон (древний город)

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

вавилон и ассирия

Энциклопедия Кольера

ВАВИЛОН И АССИРИЯ - историческая область в Месопотамии. Древняя Вавилония включала долину Тигра и Евфрата от современного Багдада на северо-западе до Персидского залива на юго-востоке. До возвышения Вавилона около 1900 до н.э. эта область была известна как Шумер (на юго-востоке) и Аккад (на северо-западе). Ассирия лежала к северу от Вавилонии по верхнему Тигру и бассейнам рек Большой Заб и Малый Заб; в наше время ее рубежами были бы границы Ирана на востоке, Турции на севере и Сирии на западе. В целом, современный Ирак к северу от Евфрата включает в себя большую часть древней территории Вавилонии и Ассирии.

Шумеро-аккадский период. Шумеры, первые цивилизованные жители Вавилонской равнины, завладели районом вокруг Персидского залива около 4000 до н.э. Они осушали болота, сооружали каналы и занимались сельским хозяйством. Развивая торговлю с окружающими районами и создав экономику, которая опиралась не только на сельское хозяйство, но и на производство металлов, тканей и керамики, шумеры к 3000 до н.э. имели высокую культуру, для которой были характерны городская жизнь, тщательно разработанная религия и особая система письменности (клинопись). Их цивилизацию восприняли семиты (аккадцы), жившие на северо-западе равнины. История Шумера и Аккада 2700-1900 до н.э. наполнена постоянными столкновениями между различными шумерскими городами-государствами и войнами между шумерами и аккадцами.

<a href='/dict/глиняная' class='wordLink' target='_blank'>ГЛИНЯНАЯ</a> <a href='/dict/табличка' class='wordLink' target='_blank'>ТАБЛИЧКА</a> С <a href='/dict/клинописью' class='wordLink' target='_blank'>КЛИНОПИСЬЮ</a>

ГЛИНЯНАЯ ТАБЛИЧКА С КЛИНОПИСЬЮ

Шумеро-аккадский период закончился ок. 1900 до н.э., когда власть в городах Месопотамии захватывает новый семитский народ - амореи, обосновавшиеся, в частности, в Вавилоне. Постепенно город Вавилон распространил свое влияние на долину Тигра и Евфрата, и к 1750 до н.э. Хаммурапи, шестой аморейский царь, завершил процесс вавилонской экспансии, создав империю, включавшую Шумер, Аккад, Ассирию, а возможно, и Сирию. Вавилон был столицей этого обширного царства, и с тех пор область, которая до этого называлась Шумер и Аккад, стала именоваться Вавилонией.

<a href='/dict/вавилонское' class='wordLink' target='_blank'>Вавилонское</a> <a href='/dict/царство' class='wordLink' target='_blank'>царство</a> <a href='/dict/около' class='wordLink' target='_blank'>около</a> 1750 до. н. э

Вавилонское царство около 1750 до. н. э

Вавилония. Несмотря на то, что цивилизация вавилонян во времена Хаммурапи основывалась на шумерской, официальным языком стал аккадский. Существовали три главных сословия: высшее, состоявшее из феодальной землевладельческой знати, гражданских и военных чинов и священнослужителей; среднее - торговцы, ремесленники, писцы и представители свободных профессий; низшее - мелкие землевладельцы и арендаторы, городские и сельские зависимые работники, а также многочисленные рабы. При Хаммурапи вавилонское правительство было хорошо организованной бюрократией, во главе которой стоял царь с министрами. Правительство занималось ведением войн, отправлением правосудия, руководило сельскохозяйственным производством и собирало налоги. Деловые документы вавилонян, сохранившиеся на глиняных табличках, говорят о поразительной по развитию и сложности экономической жизни. Среди найденных деловых документов - квитанции, расписки, долговые записи, контракты, арендные договора, инвентарные списки, бухгалтерские книги. Большие участки земли находились во владении частных лиц, остальная земля принадлежала царю или храмам. Ее обрабатывали свободные вавилоняне, рабы и кабальные работники. Имелись также и земледельцы-арендаторы, которые могли быть нанимателями или издольщиками. Одни вавилоняне-ремесленники владели собственными мастерскими, другие работали в дворцах и храмах за питание и заработную плату. Существовала система ученичества, ремесленники объединялись в гильдии по профессиям. Велась торговля с Египтом, Сирией, северными горными районами и Индией. Средствами обмена были золото, серебро и медь; применялась вавилонская система мер и весов, ставшая стандартом на всем Ближнем Востоке. Вавилоняне первыми стали пользоваться семидневной неделей и 24-часовыми суткамидвенадцатью двойными часами). Значительных успехов они добились в астрономии (применявшейся для составления календаря), большую роль в их жизни играла астрология. Вавилоняне владели знаниями в арифметике и геометрии, необходимыми для измерения земельных участков, а также в алгебре. Касситское правление и возвышение Ассирии. Ранний этап вавилонской истории (Старовавилонский период) завершился ок. 1600 до н.э., когда Вавилония подверглась нашествию захватчиков с севера. Прочно обосновавшиеся в Малой Азии хетты в 1595 разорили и разрушили Вавилон, после чего из Элама нахлынули касситы, уничтожившие аморейскую династию. После захвата Вавилонии касситами началось возвышение Ассирии как независимого государства. В годы правления Хаммурапи Ассирия была вавилонской провинцией, но касситы были не в состоянии держать Ассирию в подчинении. Так сложилась ситуация, при которой по берегам Верхнего Тигра воинственные, по преимуществу семитские ассирийцы стали закладывать основания империи, которая со временем превзошла размерами всех своих предшественников.

Основные вехи истории Ассирии. История Ассирии после первого возвышения до масштабов великой державы распадается на три главных периода. 1) Около 1300 - ок. 1100 до н.э. Первой задачей, которую предстояло решить ассирийцам, была защита границ. На западе находилась некогда могущественная Митанни, на севере Урарту, на востоке эламские племена, на юге касситы. На протяжении первой части этого периода шла непрерывная борьба с митаннийцами и Урарту, которую вели великий ассирийский царь Салманасар I (1274-1245 до н.э.) и его преемники. К концу периода, когда на востоке, севере и западе утвердились прочные границы с соседями, ассирийцы смогли, при Тиглатпаласаре I (1115-1077 до н.э.), заняться южными границами, где в Вавилоне незадолго до этого пала касситская династия (1169 до н.э.). В начале 11 в. до н.э. Тиглатпаласар захватил Вавилон, но удержать его ассирийцы не сумели, и нажим кочевников заставил сосредоточить внимание на западных границах. 2) 883-763 до н.э. После двух столетий смуты, последовавших за смертью Тиглатпаласара I, в начале 9 в. до н.э. ассирийцы создали полностью военизированное государство. При трех великих царях-завоевателях - Ашшурнасирпале II, Салманасаре II и Ададнирари III, правление которых охватывает период с 883 по 783 до н.э., ассирийцы вновь раздвинули свои владения до прежних северных и восточных границ, вышли к Средиземному морю на западе и захватили часть земель Вавилонии. Ашшурнасирпал II, хваставшийся, что у него "нет соперников среди князей Четырех стран света", воевал то с одним, то с другим из врагов Ассирии почти каждый год своего долгого правления; преемники следовали его примеру. Сто лет неослабных усилий не могли не привести к естественному результату, и Ассирийское государство рухнуло в одночасье, когда после солнечного затмения 763 до н.э. по всей стране вспыхнули беспорядки. 3) 745-612 до н.э. К 745 до н.э. Тиглатпаласар III восстановил порядок в своем царстве, завершил повторное завоевание Вавилонии и в 728 был коронован в древнем городе Хаммурапи. В годы правления Саргона II, основателя новой ассирийской династии (722 до н.э.), начался подлинно имперский век Ассирии. Именно Саргон II захватил Израильское царство и переселил его жителей, разрушил хеттские крепости, среди них Каркемиш, и раздвинул границы царства до Египта. Синаххериб (Синнахериб) (705-681 до н.э.) утвердил ассирийское владычество в Эламе, а после восстания в Вавилоне (689 до н.э.) сравнял этот город с землей. Асархаддон (681-669 до н.э.) осуществил завоевание Египта (671 до н.э.), однако в годы правления его сына Ашшурбанапала (Ашшурбанибала) (669-629 до н.э.) Ассирийская империя, достигнув максимальных размеров, начала распадаться. Вскоре после 660 до н.э. Египет восстановил свою независимость. Последние годы правления Ашшурбанапала были омрачены нашествиями киммерийцев и скифов на Ближний Восток и подъемом Мидии и Вавилонии, что истощило военные и финансовые резервы Ассирии. В 612 до н.э. ассирийская столица Ниневия была захвачена объединенными силами мидийцев, вавилонян и скифов, и на этом на ассирийской независимости была поставлена точка.

<a href='/dict/ассирийское' class='wordLink' target='_blank'>Ассирийское</a> <a href='/dict/царство' class='wordLink' target='_blank'>царство</a> 625 до <abbr>н. э.</abbr>

Ассирийское царство 625 до н. э.

Ассирийская цивилизация. Ассирийская цивилизация сложилась по образцу и подобию вавилонской, однако ассирийцы внесли в нее ряд важных новшеств. Образование их империи называли первым шагом в деле создания военно-политической организации в древнем мире. Завоеванные территории делились на провинции, которые платили дань в царскую казну. В отдаленных областях провинции сохраняли свою систему управления, а осуществлявшие ее чиновники считались вассалами ассирийского владыки; другие области управлялись местными чиновниками при ассирийском наместнике, имевшем в своем распоряжении гарнизон ассирийских войск; остальные области находились в полном подчинении у ассирийцев. Многие города обладали муниципальной автономией, дарованной им специальными царскими хартиями. Ассирийская армия отличалась лучшей организацией и в тактическом отношении превосходила любую другую армию предшествующих времен. В ней применялись боевые колесницы, имелись тяжеловооруженные и легковооруженные пехотинцы, а также лучники и пращники. Ассирийские инженеры изготавливали эффективные осадные орудия, которым не могли противостоять самые мощные и неприступные укрепления.

Научный прогресс. В областях медицины и химии ассирийцы продвинулись значительно дальше вавилонян. Больших успехов они достигли в обработке кож и изготовлении красок. В медицине ассирийцы применяли более четырехсот растительных и минеральных снадобий. Сохранившиеся медицинские тексты сообщают о применении амулетов и заговоров при лечении болезней, хотя во многих случаях ассирийцы прибегали к помощи более эффективных средств. Например, врачи прописывали холодные ванны для снятия лихорадочных состояний и признавали, что зубная инфекция может быть причиной ряда заболеваний. Есть свидетельства, что ассирийские медики занимались также лечением психических заболеваний.

Террористические методы. Ассирийцы были мастерами психологической войны. Они намеренно распространяли истории о собственной безжалостности в бою и жестоких расправах, которые ожидают тех, кто окажет им сопротивление. В результате их враги нередко пускались в бегство, не вступая в бой, а подданные не решались на мятежи. Официальные ассирийские надписи полны рассказов о кровопролитных сражениях и суровых наказаниях. Достаточно привести несколько строчек из Анналов Ашшурнасирпала II, чтобы представить себе, как это выглядело: "Я вырезал всех до одного, и кровью их я выкрасил горы... Головы их воинов я отсек и насыпал из них высокий холм... а юношей и их девственниц я сжег в огне... я истребил неисчислимое количество их жителей, а города предал огню... У некоторых я отрезал кисти рук и пальцы, у других отрезал носы и уши".

Возвышение Вавилонии. Навохудоносор II. История последнего Вавилонского царства, получившего название Нововавилонского, началась с восстания 625 до н.э., когда халдейский вождь Набопаласар отложился от Ассирии. Позже он вступил в союз с Кияксаром, царем Мидии, и в 612 до н.э. их объединенные армии разрушили Ниневию. Сын Набопаласара, знаменитый Навуходоносор II, правил в Вавилоне с 605 по 562 до н.э. Навуходоносор известен как строитель висячих садов и царь, который увел евреев в вавилонское рабство (587-586 до н.э.).

Персидское нашествие. Последним вавилонским царем был Набонид (556-539 до н.э.), правивший совместно со своим сыном Белшаруцуром (Валтасаром). Набонид был пожилым человеком, ученым и любителем древностей и, по-видимому, не обладал качествами и энергией, необходимыми для управления царством в момент крайней опасности, когда другие государства, Лидия и Мидия, рушились под натиском персидского царя Кира II Великого. В 539 до н.э., когда Кир наконец повел свои войска на Вавилонию, он не встретил сколько-нибудь серьезного сопротивления. Более того, есть основания подозревать, что вавилоняне, особенно жрецы, были непрочь сменить Набонида на Кира. После 539 до н.э. Вавилония и Ассирия уже не могли обрести былую независимость, переходя последовательно от персов к Александру Великому, Селевкидам, парфянам и другим более поздним завоевателям Ближнего Востока. Сам город Вавилон еще многие столетия оставался важным административным центром, но древние города Ассирии пришли в запустение и были заброшены. Когда Ксенофонт проходил в конце 5 в. до н.э. в составе отряда греческих наемников по территории Персидской державы, местонахождение ассирийской столицы Ниневии, некогда цветущего шумного города, крупного торгового центра, можно было определить только по высокому холму.

См. также

КИР II Великий;

МЕСОПОТАМИЯ

САРГОН II.

Полезные сервисы

вавилонами

вавилондон

Синонимы к слову вавилондон

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

вавилонистый

Синонимы к слову вавилонистый

прил., кол-во синонимов: 2

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

вавилония

Энциклопедический словарь

Вавило́ния - государство начала 2-го тысячелетия - 539 до н. э. на юге Месопотамии (территория современного Ирака). В период расцвета (при Хаммурапи, XVIII в.) - централизованное государство. Завоёвано персами.

* * *

ВАВИЛОНИЯ - ВАВИЛО́НИЯ, государство начала 2-го тыс. (539 до н. э.) на юге Месопотамии (территория современного Ирака). Названо по городу Вавилону, но и после его возвышения часто по традиции называлось Шумер и Аккад, так как занимало примерно те же территории. Возвышение Вавилона и образование государства вокруг этого нового центра произошло при царях аморейской (см. АМОРЕИ) династии (начало 2-го тыс. до н. э.). Крупнейший представитель этой династии, Хаммурапи (см. ХАММУРАПИ) , объединил большую часть Двуречья, подавляющее большинство населения которого принадлежало к потомкам шумеров и аккадцев, слившихся в единый народ «черноголовых».

Основу благосостояния жителей Вавилонии составляло сельское хозяйство. Заботясь об урожае, они восстанавливали старые и прокладывали новые ирригационные системы. Однако из-за засоления земель, типичного при орошении в климате с малым количеством осадков, урожайность постепенно падала. Земледелие оставалось в значительной мере общинным. Лишившись земли за долги, человек лишался и всего комплекса гражданских прав, более того, он не мог более отправлять важнейший культ предков. В период правления Хаммурапи разложение сельской общины и обращение в рабство за долги уже приняло значительный характер. Из законов Хаммурапи видно, что рабство утратило свой прежний патриархальный характер.

Царь ограничивал долговое рабство, так как от уменьшения числа свободных граждан страдало и государство: меньше становилось войско, меньшее число людей облагалось повинностями. В этот период уже существовали профессиональные агенты, занимавшиеся оптовыми торговыми и ростовщическими операциями (тамкары). Возрос удельный вес денежного хозяйства, вытеснявшего оплату натурой, и обмен. Оплата труда ремесленников привлекала их со всех концов Месопотамии и из других стран. Возвышение Вавилона привело к его превращению в крупнейший религиозный центр: местный бог Мардук (см. МАРДУК) занимал место главы шумеро-аккадского пантеона. Проводившиеся здесь празднества Нового года, во время которых царь касался рук Мардука, стали кульминацией культа и признанием божественности царской власти. Пышно справлялся также и культ Инанны (см. ИНАННА)-Иштар.

При наследниках Хаммурапи князья в отдельных частях страны подняли восстания и потребовали большей самостоятельности. Вторгшиеся в Вавилонию в 1595 до н . э. хетты (см. ХЕТТЫ) легко разорили царство. В Вавилоне после хаоса и упадка утвердилась династия других пришельцев, касситов (см. КАССИТЫ) (около 1518-1204 до н. э.). Хотя Вавилония в этот период рядом с Египтом и начавшей возвышаться Ассирией играла довольно скромную роль, ее правителям удавалось лавировать между великими державами (сохранилась интенсивная дипломатическая переписка этого времени). Из Египта Вавилония получала коней и золото в обмен на продукцию местных ремесленников. Большой ущерб был нанесен вторжением эламитов (см. ЭЛАМ), положивших конец правлению касситов. Несколько раз в Вавилон вторгались ассирийцы. В начале 10 в. до н. э. кочевые племена арамеев-халдеев (см. АРАМЕИ) заселили большую часть Месопотамии, смешавшись с местным населением. Ослабленная Вавилония стала постоянным объектом для нападений ассирийских царей, один из которых, Тиглатпаласар III (см. ТИГЛАТПАЛАСАР III) , провозгласил ее частью Ассирийского царства и включил в свою титулатуру. Арамейские князья, тем не менее, продолжали борьбу за город и царство, опираясь на Элам.

В 7 в. до н. э. ассирийцы дважды разрушали Вавилон (689 и 648 до н. э.), но, пользуясь ослаблением Ассирии, наместник Вавилона Набопаласар (см. НАБОПАЛАСАР), халдей по происхождению, в 626 провозгласил отделение Вавилонии от Ассирии и вместе с Киаксаром (см. КИАКСАР), царем Мидии, разделил территорию Ассирийского царства. Набопаласар стал основателем Нововавилонского царства, первым из Халдейской династии. Его сын Навуходоносор (см. НАВУХОДОНОСОР II), сорокалетнее правление которого было временем больших территориальных приобретений, - последний значительный правитель на вавилонском троне. Он вел успешные войны с Египтом и его азиатскими союзниками. В 586 он сокрушил Иудейское царство, захватил Иерусалим и увел его население в плен (Вавилонский плен (см. ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН)), положив тем самым начало значительной еврейской общине в городе, продолжавшей свое существование и после того как Кир Великий разрешил иудеям вернуться.

При Набопаласаре и Навуходоносоре экономика Вавилонии достигла высшей точки развития, Вавилон стал главным торговым и ремесленным центром Передней Азии. Как свидетельствуют результаты клинописи, значительная часть оборота в этот период находилась в руках «банкирских», то есть торгово-ростовщических домов (условно называемых «Энгиби и сыновья», «Мураши и сыновья»). После Навуходоносора начался период дворцовых переворотов. Последний царь, Набонид (см. НАБОНИД), оставив наместником в городе своего сына Валтасара (см. ВАЛТАСАР), попал в плен к персам. Жрецы Мардука, недовольные тем, что Набонид и его сын сделали главным бога Сина, по-видимому, вступили в сговор с Киром, чьи войска во главе с бывшим наместником Набонида Гобрием в 539 легко заняли город, привествуемые большинством населения. Хотя персидские цари некоторое время еще включали Вавилонию в свою титулатуру, но 539 год можно считать концом Вавилонской державы.

Большой энциклопедический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Грамматический словарь

Сканворды для слова вавилония

Полезные сервисы

вавилоно-ассирийский

Слитно. Раздельно. Через дефис

Синонимы к слову вавилоно-ассирийский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

вавилоно-шумерский

Синонимы к слову вавилоно-шумерский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

вавилонская башня

Популярный словарь

Энциклопедия Кольера

<a href='/dict/вавилонская' class='wordLink' target='_blank'>ВАВИЛОНСКАЯ</a> <a href='/dict/башня' class='wordLink' target='_blank'>БАШНЯ</a>. <a href='/dict/картина' class='wordLink' target='_blank'>Картина</a> <a href='/dict/работы' class='wordLink' target='_blank'>работы</a> <a href='/dict/питера' class='wordLink' target='_blank'>Питера</a> <a href='/dict/брейгеля' class='wordLink' target='_blank'>Брейгеля</a> <a href='/dict/старшего' class='wordLink' target='_blank'>Старшего</a>.

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ. Картина работы Питера Брейгеля Старшего.

постройка, которую, по библейскому преданию (Быт 11:1-9), потомки Ноя воздвигали в земле Сеннаар (Вавилония), чтобы достигнуть небес. Бог, разгневанный замыслом и действиями строителей, смешал их языки, чтобы они не могли понимать друг друга, а самих рассеял по миру. Город, где строилась башня, получил название Вавилон, происходящее, согласно библейской этимологии (Быт 11:9), от еврейского "балал" ("смешивать). Этот рассказ представляет собой одну из первых попыток объяснить происхождение различных языков в мире. В действительности аккадское слово "Вавилон" ("баб-или") означает "врата Бога". Согласно историческим сведениям, город Вавилон - столица Вавилонии, расположенная на берегах Евфрата, - славился своим храмом Эсагилой, название которого переводится как "достигающий облаков". Этот храм был построен Хаммурапи, одним из первых вавилонских царей.

Фразеологический словарь

Поговорки

Разг. Шутл. Об очень высоком здании, строении. БТС, 109; Ф 1, 18.

Орфографический словарь

Полезные сервисы

вавилонская блудница

Фразеологический словарь

Словарь крылатых слов и выражений Серова

Поговорки

Полезные сервисы

вавилонская тоска

вавилонский

Толковый словарь

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Словарь слов из произведений русской литературы

Орфографический словарь

Формы слов для слова вавилонский

Морфемно-орфографический словарь

вавило́н/ск/ий.

Грамматический словарь

Полезные сервисы

вавилонский плач

вавилонский плен

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

вавилонско-византийский

вавилонское

вавилонское пленение

вавилонское семя

вавилонское смешение языков

вавилонское столпотворение

Толковый словарь Ушакова

Популярный словарь

Вавилонское столпотворение

только ед. , устойчивое сочетание, книжн., неодобр.

Бестолково суетящаяся толпа, суматоха, полный беспорядок.

Важно не это, а важно то, что в Варьете после всего этого началось что-то вроде столпотворения вавилонского (Булгаков).

Этимология:

От названия древнего города Вавилона и столпотворение (о.-слав. * stъlpъ и * tvoriti).

Энциклопедический комментарий:

В древнееврейских преданиях говорится о людях, пришедших после Всемирного потопа с Востока в землю Сеннаар (Месопотамия), где договорились построить город и сотворить башню (столп) высотою до небес. Разгневанный высокомерием людей, бог Яхве смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и возникла сутолока, и бог рассеял их по всей земле. Предания объясняют враждебным вмешательством бога первопричину языковой и территориальной разобщенности людей. Недостроенный город получил название Вавилон, которое в Библии толкуется как игра слов Баб Эл ("Врата бога") и балал ("смешивать"). В мифе о вавилонском столпотворении нашло отражение строительство в Вавилонии зиккуратов - гигантских зданий пирамидальной формы ритуально-храмового назначения.

Энциклопедический словарь

Вавило́нское столпотворе́ние - в Библии рассказ о попытке построить после Всемирного потопа г. Вавилон и башню до небес. Разгневанный дерзостью людей Бог «смешал их языки» так, что люди перестали понимать друг друга, и рассеял их по всей земле. В переносном смысле - суматоха, полный беспорядок, суета.

* * *

ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ - ВАВИЛО́НСКОЕ СТОЛПОТВОРЕ́НИЕ, в Библии рассказ о попытке построить после всемирного потопа (см. ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП) г. Вавилон и башню до небес. Разгневанный дерзостью людей Бог «смешал их языки» так, что люди перестали понимать друг друга, и рассеял их по всей земле. В излагаемом в книге Бытие сказании смешаны две сюжетные линии: строится либо город, либо башня до небес. Город строят оседлые люди, имеющие единый язык, в строительстве башни участвуют кочевники с Востока. Город люди строят для житья в нем и вечной славы, кочевники сооружают башню, чтобы «мы не рассеялись по лицу земли», т. е. как ориентир. Сюжет возник среди кочевых восточносемитских племен, которые истолковали западносемитское название города Баб Эл - «Врата Бога» - как возникшее от восточносемитского корня «смешивать». Очевидно также, что сказание сложилось среди кочевых племен (для рассказчика нормальным и богоугодным образом жизни явно является кочевье), потрясенных видом кирпичного города и башен-зиккуратов, часть из которых постоянно разрушалась и требовала обновления. По мнению немецкого исследователя Г. Гункеля непосредственно в сказании о гигантской башне выразились впечатления от многоэтажного храма Мардука, увенчанного башней, который многократно достраивался. Сказание относится к древнейшим текстам Библии. Позднейшие толкователи в основном подчеркивают мотив наказания людей за греховную гордыню и стремление достичь обиталища Бога - небес.

Большой энциклопедический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Практический толковый словарь

Фразеологический словарь

Сборник слов и иносказаний

вавилонское столпотворение (иноск.) - беспорядок, бестолковый шумный разговор

Ср. Мне случалось бывать на некоторых собраниях, и какое столпотворение вавилонское я там встречал, поверить трудно... Точно все говорят на разных языках, никто никого не хочет ни слушать, ни понимать!

Писемский. Мещане. 2, 2.

Ср. Уж больно много рассуждали. Я слушал. "Ну что... понравилось вам наше Вавилонское столпотворение?"

Тургенев. Дым. 5.

Ср. Подробности перепутались, а общей руководящей мысли, которая помогла бы опознаться в Вавилонском столпотворении, нет и в помине.

Салтыков. Признаки времени. 10.

Ср. Иной в одной строке пишет: си, а в другой: ятельству. Словом сказать, это был ужас! столпотворение Вавилонское!

Гоголь. Утро делового человека.

Ср. Сойдем же и смешаем язык их, так чтоб один не понял речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить городбашню).

Бытие. 11, 7-9.

Учебный фразеологический словарь

Словарь крылатых слов

Словарь крылатых слов и выражений Серова

Поговорки

Орфографический словарь

Синонимы к слову вавилонское столпотворение

Полезные сервисы

вавилоны

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Даля

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова вавилоны

Синонимы к слову вавилоны

сущ., кол-во синонимов: 3

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Этимологический словарь

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

вавилоны писавший

Синонимы к слову вавилоны писавший

прил., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

вавилоны(вензеля) писать

вавилоняне

вавилонянин

Толковый словарь

Словарь ударений

вавило́нянин, ; мн. -яне, -ян

Формы слов для слова вавилонянин

Синонимы к слову вавилонянин

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

вавило́н/ян/ин/.

Грамматический словарь

Сканворды для слова вавилонянин

Полезные сервисы

вавилонянка

Толковый словарь

Сканворды для слова вавилонянка

Полезные сервисы