ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА КОНГО - или Конго-Киншаса, государство в Центральной Африке. С октября 1971 по май 1997 называлась Республика Заир, в 1908-1960 - Бельгийское Конго (колония Бельгии), в 1885-1908 - Независимое государство Конго (личное владение бельгийского короля Леопольда II). Столица - Киншаса (прежнее название - Леопольдвиль). Площадь в 2345 тыс. кв. км. Расположена в центре Африканского континента. Выходит к Атлантическому океану в районе устья и нижнего течения р.Конго. Граничит на западе и северо-западе с Республикой Конго, на севере - с Центральноафриканской Республикой, на северо-востоке - с Суданом, на востоке с Угандой, Руандой, Бурунди и Танзанией, на юге - с Замбией и на юго-западе - с Анголой. Численность населения 48,9 млн. человек (1998). В столице Киншасе насчитывается ок. 5 млн. жителей.
Демократическая Республика Конго. Столица - Киншаса. Население - 48,9 млн. человек (1998). Плотность населения - 21 человек на 1 кв. км. Городское население - 45%, сельское - 55%. Площадь - 2345 тыс. кв. км. Самая высокая точка - пик Маргерита (5109 м). Основные языки: французский (официальный), лингала, киконго, чилуба, суахили. Основные религии: христианство, местные традиционные верования, ислам. Административно-территориальное деление: 10 областей и столичный округ. Денежная единица конголезский франк = 100 сантимам. Государственный праздник: День независимости - 30 июня. Государственный гимн: "Вставайте, конголезцы!"
Флаг Демократической Республики Конго
На карте Африки
Колония Бельгийское Конго обрело независимость 30 июня 1960 и стала Республикой Конго. В августе 1964 страна была названа Демократической Республикой Конго. Президент Жозеф-Дезире Мобуту 27 октября 1971 переименовал ее в Республику Заир. 17 мая 1997, после свержения Лораном-Дезире Кабилой режима Мобуту, страна вновь обрела прежнее название - Демократическая Республика Конго.
ПРИРОДА
Рельеф и внутренние воды. Центральная часть ДРК представляет собой аллювиальное плато средней высотой ок. 910 м над у.м. На юго-востоке страны и вдоль ее восточной границы поднимаются хребты гор Митумба высотой 1520-4880 м над у.м., высочайшая точка которых, пик Маргерита (5109 м), находится на массиве Рувензори. Вся территория ДРК расположена в бассейне р.Конго (второй по длине в Африке) и ее многочисленных притоков. Важнейшие среди них - Убанги, Луалаба, Арувими и Касаи, образующая собственную обширную речную систему. В стране много болот, а р.Конго в нескольких местах расширяется и образует озера, в частности Малебо (Стэнли-Пул). Самые крупные озера расположены цепочкой вдоль восточной границы: Альберт, Эдуард, Киву, Танганьика (естественная граница с Танзанией) и Мверу. Крупнейшие из озер внутри страны - Маи-Ндомбе и Тумба.
Климат. Климат в бассейне р.Конго тропический с небольшой разницей температур самого прохладного месяца, июля, и самого жаркого, февраля. Средняя годовая температура - ок. 26° С, осадков выпадает от 1100 до 1700 м в год, главным образом в сезон дождей с октября по март. В горах областей Киву и Шаба (ранее - Катанга) климат прохладнее и суше.
Почвы и естественная растительность. Лучшие почвы находятся в поймах среднего течения р.Конго, где накапливается ил. Примерно 64,7 тыс. кв. км в экваториальной части бассейна р.Конго занимает дождевой тропический лес с высокими деревьями и сомкнутым пологом. К северу и югу он сменяется парковыми саванновыми редколесьями, а в области Киву на востоке страны местами встречаются чистые злаковники.
Естественная растительность страны весьма разнообразна. В лесах встречается много ценных древесных пород, в частности красное и эбеновое дерево, а также пальмы, каучуконосы. В диком виде произрастают бананы, хлопчатник и кофейное дерево. На юго-востоке области Шаба (Катанга) простирается обширный пояс редколесий. Один из важнейших источников деловой древесины - лес Маюмбе площадью 5,2 тыс. кв. км у атлантического побережья, но в принципе, считается, что пригодными для эксплуатации насаждениями покрыта почти половина территории страны.
Фауна. Животный мир ДРК богат и разнообразен. В лесах и редколесьях встречаются слоны, шимпанзе и другие приматы, львы, леопарды, шакалы и множество различных змей. Реки изобилуют крокодилами и бегемотами, а саванна - африканскими буйволами, антилопами и другими травоядными копытными. В ДРК несколько национальных парков, из которых важнейший - Вирунга вокруг оз. Эдуард. Из птиц водятся эндемичные аисты, попугаи, ибисы, крачки и цапли. Среди насекомых обильны возбудители болезней людей и скота - малярийные комары и муха цеце. Озера богаты многими видами рыбы.
НАСЕЛЕНИЕ
Демографические тенденции. Оценки численности населения, как и большинство имеющихся статистических данных по Конго, ненадежны. Точные подсчеты провести трудно, поскольку внутри страны сельские жители мигрируют в города, а из ряда соседних стран - Анголы, Бурунди, Руанды и Судана - периодически мигрируют беженцы, которые рано или поздно возвращаются обратно. По данным официальных переписей, численность населения в 1970 составляла 21 638 тыс. человек, в 1974 - 24 327 тыс., а в 1984 - 29 671 тыс. В 1992 занимавшееся учетом населения Министерство внутренних дел оценивало численность жителей страны в 40 млн. человек. Согласно наиболее точным независимым подсчетам, в 1998 в стране проживали 48,9 млн. человек.
Ежегодный прирост населения составлял в начале 1990-х годов примерно 3% и происходил в основном за счет естественного прироста, поскольку рождаемость значительно превышает смертность. В начале 1990-х годов рождаемость была 45 на 1000 человек, а смертность - 13 на 1000. Большинство экспертов считает, что реальная смертность была выше из-за упадка экономики и сферы медицинского обслуживания, однако его истинные масштабы неизвестны. Наиболее высокие темпы прироста населения наблюдались на юге страны и в городах. В сельских районах севера демографическая ситуация была относительно стабильной. Несмотря на быструю урбанизацию, в середине 1990-х годов примерно 55% конголезцев оставались сельскими жителями. Средняя продолжительность жизни в начале 1990-х годов оценивалась в 52,8 лет у мужчин и 56,2 лет у женщин.
Этнический состав, язык и религия. Коренным населением территории современной ДРК были пигмеи, обитатели Центральной Африки. В настоящее время их осталось мало и живут они только в глухих лесных районах. Предки народов, составляющих ныне основную часть населения ДРК, расселились здесь во II-I тыс. до н.э. в ходе многочисленных миграций. В стране насчитывается примерно 250 народов и этнических групп, подавляющее большинство которых говорит на языках банту. Среди наиболее многочисленных и лучше изученных этносов - баконго на западе страны, монго в центре бассейна р.Конго, балуба на юге и в центре восточной части страны, лунда на юге, баши около оз. Киву и азанде на северо-востоке.
Региональными языками межэтнического общения являются киконго на западе, чилуба на юге центральной части страны, суахили на востоке и лингала на севере и в центре бассейна р.Конго. Наиболее распространенный в ДРК африканский язык - лингала. На нем говорят в Киншасе и Браззавиле, столице соседней Республики Конго. Именно лингала был единственным африканским языком, который с колониальных времен и до свержения Мобуту использовался как средство общения в вооруженных силах. На лингала исполняется большинство народных песен. Официальный язык - французский, который используется в государственных и образовательных учреждениях, в вооруженных силах и в деловой жизни.
Около 90% населения - христиане. Приблизительно 60% из них католики, остальные - протестанты, кимбангисты (сторонники христианско-африканской церкви) и незначительное число православных христиан. Численность мусульман, населяющих преимущественно восточную и северо-восточную части страны, составляет ок. 2 млн. человек.
Города. С 1950-х годов впечатляющими темпами происходит урбанизация ДРК. В столице страны Киншасе в 1940 проживало всего 47 тыс. человек, к 1957 - 380 тысяч, а к 1991 - примерно 4 млн. По последним оценкам, численность населения столицы составляет от 5 до 6 млн. человек. Экономический и политический кризисы существенно повлияли на демографическую ситуацию и в других крупных городах. Сократилась численность населения в районах, где прошли этнические чистки, например, в трех важных центрах горнодобывающей промышленности Меденосного пояса - Лубумбаши, Колвези и Ликаси. Увеличилось население городов Мбужи-Майи, Кананга, Кисангани, Гома и Букаву, где нашли убежище перемещенные лица. Несмотря на начавшийся в 1991 процесс сокращения рабочих мест в городах, их население продолжает расти. В отсутствие надежных статистических данных приблизительная численность населения региональных центров страны в конце 1990-х годов оценивалась следующим образом: Лубумбаши, Мбужи-Майи и Кисангани - ок. 1 млн. человек каждый, Кананга, Гома и Букаву - по 0,5 млн. человек, Колвези и Ликаси - по четверти миллиона человек. Другие крупные административные и деловые центры с населением не менее 100 тыс. человек - Мбандака, Бандунду, Матади и Бома. Мбужи-Майи - центр добычи алмазов в области Восточное Касаи, Киквит - переработки пальмового масла. Главный морской порт - Матади, расположенный вверх по течению недалеко от устья р.Конго. Незначительные объемы грузов обрабатываются в порту Бома, расположенном выше по течению Конго. Планируется сооружение глубоководного порта в расположенном на Атлантическом побережье городке Банана.
В колониальный период бельгийская администрация контролировала внутреннюю миграцию, ограничивая приток населения в города. После провозглашения независимости эти ограничения были сняты, и масса людей, в основном сельская молодежь, устремилась в города. Стихийный рост городов привел к тому, что вокруг центра каждого крупного города, где сосредоточены административные здания, торговые центры и капитальные дома, построенные государством или частными компаниями, появились огромные районы трущоб. Одной из самых серьезных проблем конголезских городов является безработица.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА
С 1965 по 1990 в Конго существовал режим сильной централизованной президентской власти. Президент Мобуту сосредоточил в своих руках огромные властные полномочия. Мобуту пришел к власти после периода 1960-1985, когда страна была охвачена хаосом и сепаратизмом, а слабое федеральное правительство было неспособно навести порядок. Коррупция государственного аппарата и долгое правление Мобуту привели к нарушению внутриполитической стабильности в конце 1980-х годов и массовым требованиям политических реформ. В 1990-1996 политические лидеры страны вели долгие и сложные переговоры о демократизации политической системы. В октябре 1996 разразилась война, диктатура Мобуту пала, и в мае 1997 к власти пришел новый режим во главе с Лораном Кабилой. В августе 1997 другая группировка мятежников, за спиной которых стояли Руанда и Уганда, возобновила военные действия. Вооруженная оппозиция объявила, что намерена сместить президента Кабилу и установить в стране демократический режим.
Традиции сильной централизованной власти в Конго сложились в колониальный период, однако после объявления независимости авторитарный режим уже не мог обеспечил высоких темпов социально-экономического развития страны. В условиях однопартийной системы, когда властные отношения строились по принципу "патрон - клиент", большая часть государственных ресурсов стала личной собственностью правителя-автократа и его ближайшего окружения.
Федеральные органы власти. В 1965-1990 Конго управлял авторитарный режим, а вся исполнительная власть находилась в руках президента. На проводимых каждые семь лет президентских выборах Мобуту избирался на безальтернативной основе. Однопалатный парламент, состоявший из лояльных членов правящей партии, утверждал бюджет и принимал необходимые законы.
В 1990 активизировались попытки реформировать политическую систему сверху, чтобы создать в переходный периода более эффективные и очищенные от коррупции органы власти. Предполагалось, что президентские полномочия будут ограничены, а деятельность исполнительной власти окажется под контролем парламента, независимой судебной системы и свободной прессы. Мобуту и его окружение всячески препятствовали процессу демократизации, который вовсе застопорился после прихода к власти Кабилы, запретившего деятельность политических партий.
Областные и местные органы власти. Конституция 1967 отменила федеративное устройство конголезского государства, декларированное в конституциях 1960 и 1964, и восстановила централизованную структуру регионального и местного управления. По конституции 1967, губернаторы областей, главы администрации районов и более мелких территориальных единиц назначались центральным правительством. Число областей было сокращено с 21 до 8, а позднее увеличено до 10. Кроме того, столица страны Киншаса получила статус области. В настоящее время в территориально-административном отношении страна разделена на следующие области: Бандунду (административный центр Бандунду), Нижнее Конго (Матади), Экваториальная (Мбандака), Верхнее Конго (Кисангани), Западное Касаи (Кананга), Восточное Касаи (Мбужи-Майи), Катанга (Лубумбаши), Маниема (Кинду), Северное Киву (Гома) и Южное Киву (Букаву). Далее территория областей подразделялась на 24 района и 134 сельских округа или территории. На низовом уровне властные функции осуществляли вожди и старейшины, которые назначались правительством с учетом их традиционного статуса в местной общине.
В 1992 Собрание по политическим и конституционным реформам, известное под названием Верховная национальная конференция, одобрила курс на федерализацию государственного устройства.
Основные политические организации. В 1967-1990 правящей и единственной легальной политической организацией была возглавлявшаяся президентом Мобуту партия Народное движение революции (НДР). Профсоюзы, женские и молодежные организации строились на общенациональной основе и работали в рамках НДР. С введением в 1990 многопартийной системы был положен конец монополии партии Мобуту в политической жизни страны, что стало кульминацией десятилетней борьбы оппозиции за многопартийную демократию. Оппозиция заявила о себе в 1980, а в 1982 создала партию Союз за демократию и социальный прогресс (СДСП). После 1990 возникли сотни политических партий и общественных организаций, которые стали составной частью демократического движения.
Во время переходного периода 1990-1997 почти все политические организации страны разделились на два основных лагеря. Первый поддерживал президента Мобуту и выступал за сохранение статус-кво. Он был представлен организацией Политические силы Конклава, названной так в связи с ассамблеей, которую пропрезидентские силы провели в марте 1993 для отпора демократическим элементам. Сторонники второго лагеря объединились вокруг организации под названием Священный союз радикальной оппозиции и ее союзников, который выступал за проведение коренных преобразований и заявлял о приверженности решениям Национальной конференции. В мае 1997 президент Кабила запретил деятельность этих политических группировок и вообще всех партий. Альянс демократических сил за освобождение Конго, коалиция четырех оппозиционных группировок, созданная в октябре 1996 для борьбы с режимом Мобуту, стал единственной легальной политической организацией страны.
Судебная и юридическая система. Правосудие в ДРК вершится по нормам как общего права, "писаного закона", так и обычного права. Государственная судебная система, где применяются нормы общего права, построена на тех же принципах, что и бельгийская. На низовом уровне, в основном в сельских районах, действуют суды вождей, которые руководствуются нормами обычного права. Их юрисдикция ограничивается разрешением спорных ситуаций местного характера.
Внешняя политика. ДРК - член ООН, Организации африканского единства (ОАЕ), Африканского банка развития, Сообщества по развитию Юга Африки и других международных организаций, поддерживает дипломатические отношения с большинством государств мира.
Вооруженные силы. С тех пор как Мобуту захватил власть в результате военного переворота в 1965, главную опору его режима составляли конголезские вооруженные силы. Согласно просочившимся в 1993 в средства массовой информации статистическим данным, ок. 90% офицерского состава составляли земляки президента, уроженцы Экваториальной области, около половины генералов принадлежало к той же немногочисленной этнической группе, что и Мобуту, - нгбанди. Земляки президента преобладали в элитных воинских частях, составлявших примерно четверть численности вооруженных сил, - 15-тысячной президентской гвардии, службе военной разведки, органах безопасности, иммиграционной службы, полувоенных полицейских сил. В целом же 60 тыс. мужчин и женщин, которые проходили службу в составе регулярных частей жандармерии, сухопутных сил, десантных и механизированных подразделений, в малочисленной и плохо оснащенной авиации, а также в частях береговой охраны, были плохо подготовлены, жили в неважных условиях и получали скудное жалованье. Армия существовала за счет вымогательства и бандитизма, солдаты нередко терроризировали и грабили мирных жителей. В результате массовых грабежей и бесчинств, учиненных военнослужащими в Киншасе и других городах в 1991 и в 1993, были разрушены многие современные торговые центры. Все это способствовало распаду национальных вооруженных сил как боевой силы и инструмента поддержания закона и порядка. Конголезская армия не сумела оказать сопротивления вооруженным повстанцам, которые свергли Мобуту и привели к власти Альянс демократических сил за освобождение Конго.
У Альянса не было собственной армии, если не считать 4-5 тыс. конголезцев, служивших во вспомогательных частях ангольской армии, которые вернулись на родину, чтобы помочь Кабиле, и тысяч подростков (kadogo), которых Кабила поставил под ружье в ходе семимесячного марша от Гомы к Киншасе. Именно части национальной ангольской армии и служившие в них конголезцы выиграли три решающих сражения: разбили сербских и хорватских наемников при Кисангани, разгромили президентскую гвардию при Лубумбаши и отряды ангольского мятежника Жонаса Савимби при Кенге. Под командованием руандийских офицеров были осуществлены другие военные операции: уничтожение лагерей беженцев хуту, которые использовались экстремистами хуту для продолжения в Руанде геноцида тутси, и захват главных городов и административных центров Конго. До июля 1998 должность начальника штаба конголезских вооруженных сил занимал гражданин Руанды Джеймс Кабаре.
К концу 1998 ДРК осталась без национальной армии. Так называемая официальная армия, Конголезские вооруженные силы (КВС) были кое-как сформированы из остатков мобутовской армии, солдат вспомогательных частей ангольской армии, известных как катангские жандармы или "тигры", а также kadogo. Неудивительно, что эта разобщенная, плохо подготовленная и недисциплинированная армия не смогла оказать сопротивления армии Конголезского объединения за демократию, сформированной из перебежчиков из КВС, включая военнослужащих бывшей мобутовской армии, и конголезских тутси, получивших военную подготовку в Уганде и Руанде. Помимо двух упомянутых армий, в северо-восточных районах страны действовали еще несколько подразделений милиций.
См. далее
ДРК. ЭКОНОМИКА
ДРК. ИСТОРИЯ
ЛИТЕРАТУРА
Винокуров Ю.Н., Орлова А.С., Субботин В. А. История Заира в новое и новейшее время. М., 1982 Республика Заир. Справочник. М., 1984