гюбнерит
Энциклопедический словарь
Гюбнери́т - минерал, см. в статье Вольфрамит.
* * *
ГЮБНЕРИТ - ГЮБНЕРИ́Т, минерал, см. в ст. Вольфрамит (см. ВОЛЬФРАМИТ).
Большой энциклопедический словарь
ГЮБНЕРИТ - минерал, см. в ст. Вольфрамит.
Орфографический словарь
гюбнери́т, -а
Синонимы к слову гюбнерит
Полезные сервисы
гюбнерова (hubnerova) мария
Большой энциклопедический словарь
ГЮБНЕРОВА (Hubnerova) Мария (1862-1931) - чешская актриса. С 1896 в Национальном театре (Прага). Представительница реалистического чешского искусства.
Полезные сервисы
гюбнерова мария
Энциклопедический словарь
Гю́бнерова Мария (Hübnerová) (1862-1931), чешская актриса. С 1896 в Национальном театре (Прага). Представитель реалистического чешского искусства.
* * *
ГЮБНЕРОВА Мария - ГЮ́БНЕРОВА (Hubnerova) Мария (1862-1931), чешская актриса. С 1896 в Национальном театре (Прага). Представительница реалистического чешского искусства.
Полезные сервисы
гюго
Грамматический словарь
Гюго́ ф. 0
Сканворды для слова гюго
- Французский писатель XIX века, автор романа «Собор Парижской богоматери».
- Французский писатель XIX века, автор романа «Отверженные».
- Французский писатель XIX века, автор романа «Человек, который смеётся».
- Французский писатель XIX века, автор романа «Труженики моря».
- В мультфильме «Горбун из Нотр-Дама» одного из двух приятелей-горгулий зовут Виктор, второго именно так.
- Этот писатель, изгнанный из Франции «за политику», почти 20 лет прожил на английских островах Гернси и Джерси.
- Французский писатель, с которым в 1878 году Тургенев совместно председательствовал на Международном литературном конгрессе в Париже.
- Этот француз скромно заметил: «Наука - это мы. Искусство - это я».
Полезные сервисы
гюго (hugo) виктор мари
Большой энциклопедический словарь
ГЮГО (Hugo) Виктор Мари (1802-85) - французский писатель-романтик. Предисловие к драме "Кромвель" (1827) - манифест французских романтиков. Пьесы "Эрнани" (1829), "Марион Делорм" (1831), "Рюи Блаз" (1838) - воплощение бунтарских идей. В историческом романе "Собор Парижской богоматери" (1831) сильны антиклерикальные тенденции. После государственного переворота Луи Наполеона Бонапарта (1851) эмигрировал, выпустил политический памфлет "Наполеон Малый" (1852) и сборник сатирических стихов "Возмездия" (1853). Романы "Отверженные" (1862), "Труженики моря" (1866), "Человек, который смеется" (1869), изображающие жизнь разных слоев французского общества, проникнуты демократическими, гуманистическими идеалами. Сборники стихов "Восточные мотивы" (1829), "Легенда веков" (т. 1-3, 1859-83); роман о Французской революции "93-й год" (1874).
Полезные сервисы
гюго виктор
Энциклопедический словарь
ГЮГО Виктор - ГЮГО́ (Hugo) Виктор (1802-85), французский писатель-романтик (см. РОМАНТИЗМ) . Предисловие к драме «Кромвель» (1827) - манифест французских романтиков. Пьесы «Эрнани» (1829), «Марион Делорм» (1831), «Рюи Блаз» (1838) - воплощение бунтарских идей. В историческом романе «Собор Парижской богоматери» (1831) сильны антиклерикальные тенденции. После государственного переворота Луи Наполеона Бонапарта (1851) эмигрировал, выпустил политический памфлет «Наполеон Малый» (1852) и сборник сатирических стихов «Возмездия» (1853). Романы «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869), изображающие жизнь разных слоев французского общества, проникнуты демократическими, гуманистическими идеалами. Сборники стихов «Восточные мотивы» (1829), «Легенда веков» (т. 1-3, 1859-83); роман о Французской революции «93-й год» (1874).
* * *
ГЮГО́ (Hugo) Виктор (полное имя Виктор Мари) (26 февраля 1802, Безансон - 22 мая 1885, Париж), французский писатель.
Гюго был третьим сыном капитана (позднее генерала) наполеоновской армии. Его родители часто разъезжались и в конечном счете 3 февраля 1818 получили официальное разрешение жить раздельно. Мальчик воспитывался под сильным влиянием матери, чьи роялистские и вольтерианские взгляды наложили на него глубокий отпечаток. Отец сумел завоевать любовь и восхищение сына после смерти своей жены в 1821. В течение долгого времени образование Гюго было бессистемным. Лишь в 1814 он поступил в пансион Кордье, откуда перешел в лицей Людовика Великого. По окончании лицея Гюго вместе со своими братьями предпринял издание двухнедельного журнала «Консерватер литерер», где опубликовал свои ранние стихи и первую версию мелодраматического романа «Бюг Жаргаль» (1821). Он увлекся подругой детских лет Адель Фуше, но встретился с решительным неодобрением матери, и только после ее смерти отец позволил влюбленным встречаться.
Первый сборник молодого поэта «Оды и разные стихотворения» (1822) снискал одобрение короля Людовика XVIII (см. ЛЮДОВИК XVIII): Гюго был награжден ежегодной рентой в 1200 франков, что позволило ему жениться на Адель. В 1823 он издал свой второй роман «Ган Исландец», написанный в русле «готической» традиции. Это означало сближение с романтизмом, что отразилось и в литературных связях: друзьями Гюго стали Альфред де Виньи (см. ВИНЬИ Альфред де), Шарль Нодье (см. НОДЬЕ Шарль), Эмиль Дешан и Альфонс де Ламартин (см. ЛАМАРТИН Альфонс). Вскоре они образовали группу Сенакль при журнале «Мюз франсез», который обладал ярко выраженной романтической направленностью. Особо теплыми были отношения между Гюго и Шарлем Сент-Бевом (см. СЕНТ-БЕВ Шарль Огюстен), опубликовавшим в еще одном романтическом издании - журнале «Глоб» - хвалебную рецензию на «Оды и баллады» (1826).
В 1827 Гюго выпустил пьесу «Кромвель», которая оказалась слишком длинной для постановки на сцене, однако ее знаменитое «Предисловие» стало кульминацией всех кипевших во Франции споров о принципах драматического искусства. Воздав восторженную хвалу шекспировскому театру, Гюго обрушился на классицистские единства времени, места и действия, выступил в защиту сочетания возвышенного с гротеском и выдвинул требование использовать более гибкую систему стихосложения, отказавшись от александрийского двенадцатисложника. Этот манифест романтической драматургии во Франции, а также проникнутая гуманистическими идеями повесть «Последний день осужденного» (1829) и поэтический сборник «Восточные мотивы» (1829) принесли Гюго громадную славу. Период с 1829 по 1843 год оказался для него в высшей степени продуктивным. В 1829 появилась пьеса «Марион Делорм», запрещенная цензурой из-за нелестного изображения Людовика XIII (см. ЛЮДОВИК XIII Бурбон). Меньше чем за месяц Гюго написал свою вторую драму - «Эрнани». За скандальной постановкой 25 февраля 1830 последовали другие, столь же шумные. «Битва за Эрнани» завершилась не только триумфом автора пьесы, но и окончательной победой романтизма: «Бастилия классицизма» в сфере драматургии была разрушена. Не меньший резонанс имели и последующие пьесы, в частности, «Король забавляется» (1832) и «Рюи Блаз» (1838).
Особое место в творчестве Гюго занимает «Собор Парижской Богоматери» (1831), поскольку здесь он впервые продемонстрировал свои великолепные возможности в прозе. Как и в драмах этого периода, персонажи романа обрисованы посредством романтической символизации: это исключительные характеры в чрезвычайных обстоятельствах; эмоциональные связи возникают между ними мгновенно, а их гибель обусловлена роком, который служит способом познания действительности, ибо в нем отражается противоестественность «старого строя», враждебного человеческой личности. В этот же период достигает полной зрелости и поэтический дар Гюго. Сборники его лирических стихотворений - «Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1840) - возникли в значительной мере благодаря личным переживаниям. В это время в жизни Гюго произошли важные события: Сент-Бев влюбился в его жену, а сам он проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ. В 1841 литературные заслуги Гюго получают, наконец, признание Французской Академии, куда его избирают после нескольких неудачных попыток. В 1842 он выпускает книгу путевых заметок «Рейн» (1842), в которой излагает свою программу интернациональной политики, призывая к сотрудничеству между Францией и Германией. Вскоре после этого поэт пережил страшную трагедию: в 1843 его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули во время кораблекрушения на Сене. Удалившись на время от общества, Гюго стал обдумывать план большого социального романа под условным названием «Невзгоды». Работа над книгой была прервана революцией 1848 года: Гюго вступил в сферу активной политики и был избран в Национальную Ассамблею.
После государственного переворота 2 декабря 1851 писатель скрылся в Брюссель, оттуда перебрался на остров Джерси, где провел три года, а в 1855 - на остров Гернси. За время долгого изгнания он создал величайшие свои произведения. В 1852 была опубликована публицистическая книга «Наполеон Малый», а в 1853 появились «Возмездия» - вершина политической лирики Гюго, блистательная стихотворная сатира с уничтожающей критикой Наполеона III (см. НАПОЛЕОН III) и всех его приспешников. В 1856 вышел сборник «Созерцания» - шедевр лирической поэзии Гюго, а в 1859 были изданы первые два тома «Легенды веков», которые утвердили его славу великого эпического поэта. В 1860-1861 он вновь обратился к роману «Невзгоды», значительно его переработав и расширив. Книга была напечатана в 1862 под названием «Отверженные». Всемирную известность получили такие персонажи этого прославленного романа, как благородный каторжник Жан Вальжан, осужденный за кражу буханки хлеба, превратившийся в зверя и возродившийся к новой жизни благодаря милосердию доброго епископа; инспектор Жавер, преследующий бывшего преступника и воплощающий собой бездушное правосудие; алчный трактирщик Тенардье и его супруга, истязающие сиротку Козетту; влюбленный в Козетту юный энтузиаст-республиканец Мариус; парижский сорванец Гаврош, героически погибший на баррикадах. В период своего пребывания на Гернси Гюго опубликовал книгу «Уильям Шекспир» (1864), сборник стихотворений «Песни улиц и лесов» (1865), а также два романа - «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869). Первый из них отражает пребывание Гюго на Нормандских островах: главный герой книги, наделенный лучшими чертами национального характера, проявляет необычайную стойкость и упорство в борьбе с океанской стихией. Во втором романе Гюго обратился к истории Англии в эпоху царствования королевы Анны (см. АННА СТЮАРТ). В основе сюжета лежит история лорда, в раннем детстве проданного торговцам людьми (компрачикосам), которые превратили его лицо в вечную маску смеха. Он колесит по стране в качестве бродячего актера вместе с приютившим его стариком и слепой красавицей, а когда ему возвращают титул, выступает в палате лордов с пламенной речью в защиту обездоленных под издевательский хохот аристократов. Покинув чуждый ему мир, он решает вернуться к прежней бродячей жизни, но смерть возлюбленной приводит его в отчаяние, и он бросается в море.
После крушения режима Наполеона III в 1870 году, в самом начале Франко-прусской войны (см. ФРАНКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА), Гюго возвращается в Париж в сопровождении верной Жюльетты. В течение многих лет он воплощал оппозицию империи и превратился в живой символ республики. Наградой ему стала оглушительно торжественная встреча. Имея возможность покинуть столицу перед наступлением вражеских войск, он предпочел остаться в осажденном городе. Избранный в Национальную Ассамблею в 1871, он вскоре сложил с себя депутатские полномочия в знак протеста против политики консервативного большинства. В 1872 он издал сборник «Грозный год», свидетельствующий об утрате иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призывал Францию начиная с 1842. В 1874 Гюго, совершенно равнодушный к новым веяниям в прозе, вновь обратился к историческому роману, написав «Девяносто третий год». Несмотря на множество точных сведений о революционной Франции, в романе вновь торжествует романтическая символизация: один из героев воплощает беспощадность к контрреволюционерам, а второй - милосердие, которое превыше всех гражданских раздоров; революцию же писатель именует «очистительным горнилом», где ростки новой цивилизации пробиваются сквозь хаос и мрак. В возрасте 75-ти лет Гюго издал не только вторую часть «Легенды веков», но и сборник «Искусство быть дедом», на создание которого его вдохновили внуки Жорж и Анна. Заключительная часть «Легенды веков» вышла в 1883. В том же году Жюльетта Друэ умерла от рака, и эта утрата подкосила силы Гюго. После смерти он удостоился государственных похорон, и его останки были помещены в Пантеон - рядом с Вольтером (см. ВОЛЬТЕР) и Руссо (см. РУССО Жан Жак) .
Полезные сервисы
гюго виктор мари
Энциклопедический словарь
Гюго́ Виктор Мари (Hugo) (1802-1885), французский писатель-романтик. Предисловие к драме «Кромвель» (1827) - манифест французских романтиков. Романтическим бунтарством окрашены сборники стихов «Восточные мотивы» (1829), драмы «Эрнани» (1829; одноименная опера Дж. Верди), «Марион Делорм» (1831), «Рюи Блаз» (1838). Исторический роман «Собор Парижской богоматери» (1831) с сильными антиклерикальными тенденциями, романы «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеётся» (1869), изображающие жизнь разных слоёв французского общества, проникнуты гуманистическими идеалами, пафосом борьбы со злом и социальной несправедливостью. После государственного переворота Луи Наполеона Бонапарта (1851) эмигрировал, выпустил политический памфлет «Наполеон Малый» (1852) и сборник сатирических стихов «Возмездия» (1853). «Легенда веков» (т. 1-3, 1859-83) - лироэпическое собрание исторических преданий и легенд. Роман о Французской революции конца XVIII в. «93-й год» (1874).
Энциклопедия Кольера
ГЮГО Виктор Мари (Hugo, Victor)
ВИКТОР ГЮГО. Портрет работы Л.Бонна.
(1802-1885), великий французский поэт, романист, драматург; лидер романтического движения во Франции. Родившийся 26 февраля 1802 в Безансоне Виктор Мари был третьим сыном капитана (позднее генерала) Ж.Л.С.Гюго (родом из Лотарингии) и Софи Требюше (родом из Бретани). Родители совершенно не подходили друг другу и часто разъезжались; 3 февраля 1818 они получили официальное разрешение жить раздельно. Мальчик воспитывался под сильным влиянием матери, волевой женщины, разделявшей роялистские и вольтерьянские взгляды. После смерти жены в 1821 отец сумел вернуть любовь сына. Долгое время образование Гюго было бессистемным. Несколько месяцев он провел в мадридском колледже Ноблес; во Франции его наставником стал бывший священник отец де ла Ривьер. В 1814 он поступил в пансион Кордье, откуда наиболее способные ученики переходили в лицей Людовика Великого. К этому периоду относятся его самые ранние стихотворные опыты - большей частью переводы из Вергилия. Вместе с братьями он предпринял издание журнала "Литературный консерватор" ("Le Conservateur littraire"), где были опубликованы его ранние поэтические произведения и первая версия мелодраматического романа Бюг Жаргаль (Bug Jargal, 1821). Его приняли в роялистское "Общество изящной словесности". Увлечение подругой детских лет Адель Фуше встретило решительное неодобрение матери. После ее смерти отец позволил влюбленным встречаться, и этот период ухаживания отразился в Письмах к невесте (Lettres la fiance). Первая поэтическая книга Гюго, Оды и разные стихотворения (Odes et posies diverses, 1822), была замечена королем Людовиком XVIII, которому пришлись по вкусу оды в роялистском духе. Не по летам зрелому поэту была назначена ежегодная пенсия в 1200 франков, что позволило Виктору и Адели повенчаться 12 октября 1822. Определение "меланхолический романтик" никак не подходит к Виктору Гюго периода 1820-х годов. Счастливый супруг, любящий отец и необыкновенно удачливый литератор, он не ведал огорчений, какие увековечивают в прозе или стихах. В 1823 он опубликовал свой второй роман, Ган Исландец (Han d'Islande), повествование в готическом стиле, в традиции Замка Отранто Х.Уолпола и Монаха М.Льюиса. В 1828 вышло каноническое издание Од и баллад (Odes et ballades); яркая образность баллад свидетельствовала об усилении романтических тенденций в его творчестве. В числе друзей и знакомых Гюго были такие литераторы, как А.де Виньи, А.де Сен-Вальри, Ш.Нодье, Э.Дешан и А.де Ламартин. Образовав группу Сенакль (франц. "сообщество", "содружество") при журнале "Французская муза", они часто встречались в салоне Нодье, хранителя библиотеки Арсенала. Особо тесные отношения связывали Гюго и Ш.Сент-Бева, который написал в "Глоб" хвалебную рецензию на Оды и баллады. В 1827 Гюго опубликовал пьесу Кромвель (Cromwell), слишком длинную для постановки на сцене; ее знаменитое Предисловие стало кульминацией всех кипевших во Франции споров о принципах драматического искусства. Воздав восторженную хвалу шекспировскому театру, Гюго обрушился на столь любезное французам единство времени, места и действия, высказался в пользу более гибкой системы стихосложения и ратовал за соединение возвышенного с гротеском. Этот манифест, а также пронзительно человечная повесть Последний день приговоренного к смерти (Le dernier jour d'un condamn, 1829) и поэтический сборник Восточные мотивы (Les Orientales, 1829) принесли Гюго славу. Период с 1829 по 1843 был чрезвычайно продуктивным в творчестве Гюго. В 1829 появилась пьеса Марион Делорм (Marion de Lorme), запрещенная цензурой за нелицеприятный портрет Людовика XIII. Меньше чем за месяц Гюго написал романтическую драму Эрнани (Hernani). За скандальной премьерой (25 февраля 1830) последовали другие, столь же шумные ее представления. "Битва за Эрнани" завершилась не только триумфом автора пьесы, но и победой романтизма, которую окончательно закрепил успех Собора Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831). В романе, живописующем Париж 15 в. и великое творение готики, Гюго впервые предстал как прозаик. Марион Делорм была все-таки поставлена 11 августа 1831; за ней свет рампы увидели Король забавляется (Le Roi s'amuse, 1832), Лукреция Борджиа (Lucrce Borgia, 1833), Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833), Анджело (Angelo, 1835), Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838) и Бургграфы (Les Burgraves, 1843). Все они, в т.ч. лучшая из них, Рюи Блаз, воплощали принципы, сформулированные в "Предисловии" к "Кромвелю". Важные события произошли в личной жизни Гюго. Сент-Бев влюбился в его жену, и пути бывших друзей разошлись. Сам Гюго проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ, с которой познакомился в начале 1833. Их связь продолжалась вплоть до ее смерти в 1883. Выходившие с 1831 по 1840 сборники лирических стихотворений в значительной мере навеяны личными переживаниями поэта. В Осенних листьях (Les Feuilles d'automne, 1831) перемежаются темы природы и детства. В Песни сумерек (Les Chants du crpuscules, 1835) вошло несколько стихотворений политического характера, остальные внушены чувством к Жюльетте. Меланхоличны по тону Внутренние голоса (Les Voix intrieures, 1837), с их необыкновенно трогательным стихотворением, посвященным брату Эжену, который скончался в больнице для умалишенных. Разнообразные по тематике Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840) обнаруживают тягу к обретению веры. Актом гуманности стал роман Гюго Клод Ге (Claude Gueux, 1834), не только направленный против смертной казни, но и видевший корень всех зол в проблеме бедности. В 1834 издан также сборник выходивших прежде полностью или в отрывках критических эссе Литературно-философская смесь (Littrature et philosophie mles). В 1841 заслуги Гюго получают признание Французской Академии, которая избирает его своим членом. В 1842 он выпускает книгу путевых заметок Рейн (Le Rhin, 1842), в которой излагает свою программу международных отношений, призывая к сотрудничеству между Францией и Германией. В 1843 поэт пережил трагедию: его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули в Сене. Удалившись на время от общества, Гюго ушел в работу над большим романом Невзгоды (Les Misre), прерванную революцией 1848. Гюго занялся политикой, был избран в Национальное Собрание; после государственного переворота 2 декабря 1851 он бежал в Брюссель, оттуда перебрался на о.Джерси, где провел три года, а затем (1855) обосновался на о.Гернси. За время долгого изгнания Гюго создал величайшие свои произведения. В 1853 появились Возмездия (Chtiments), блистательная стихотворная сатира с уничтожающей критикой Наполеона III; в 1856 вышел сборник лирической и философской поэзии Созерцания (Les Contemplations); в 1859 Гюго опубликовал первые два тома Легенды веков (La Lgende des sicles), утвердившие за ним славу эпического поэта. В 1860-1861 Гюго вернулся к начатому роману Невзгоды. Книга была напечатана в 1862 под ставшим отныне знаменитым названием Отверженные (Les Misrables). В период своего пребывания на Гернси Гюго опубликовал трактат Уильям Шекспир (William Shakespeare, 1864), сборник стихотворений Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865), а также два романа - Труженики моря (Les Travailleurs de la mer, 1866) и Человек, который смеется (L'Homme qui rit, 1869). После крушения режима Наполеона III в 1870, в самом начале франко-прусской войны, Гюго вернулся с Жюльеттой в Париж. В течение многих лет он противостоял империи и превратился в живой символ республики. Наградой ему была оглушительно торжественная встреча. Имея возможность покинуть столицу перед наступлением вражеских войск, он предпочел остаться в осажденном городе. Избранный в Национальное Собрание в 1871, Гюго вскоре сложил с себя депутатские полномочия в знак протеста против политики консервативного большинства. Смерть сына Шарля и хлопоты, связанные с заботой о внуках, объясняют его отсутствие в Париже в период Коммуны и гражданской войны. Свидетельством его патриотизма и утраты иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призывал Францию начиная с 1842, стал сборник Грозный год (L'Anne terrible, 1872). В 1874 равнодушный к успехам натуралистической школы Гюго вновь обратился к историческому роману, написав роман Девяносто третий год (Quatre-vingt-treize). В возрасте 75 лет он издал не только вторую часть Легенды веков, но и сборник Искусство быть дедом (L'Art d' tre grand-pre), на создание которого его вдохновили дети Шарля. Заключительная часть Легенды веков вышла в 1883. В том же году скончалась Жюльетта Друэ. После этого Гюго стал заметно сдавать. В мае 1885 Гюго заболел и 22 мая умер у себя дома. Государственные похороны стали не только данью уважения к великому человеку, но и апофеозом прославления республиканской Франции. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж.Руссо.
Посмертные публикации Гюго: Конец Сатаны (La Fin de Satan, 1886), Театр и свобода (Thtre et libert, 1886), Пережитое (Choses vues, 1887), Эми Робсарт (Amy Robsart, 1889), Альпы и Пиренеи (Alpes et Pyrnes, 1890), Бог (Dieu, 1891), Франция и Бельгия (France et Belgique, 1892), Полный набор (Toute la lyre, 1888, 1893), Океан (Ocan, 1897), Последний сноп (Dernire gerbe, 1902), Послесловие к моей жизни (Postscriptum de ma vie, 1895), Зловещие годы (Les Annes funestes, 1898), Камни (Pierres, 1951), Личные воспоминания (Souvenirs personnels, 1952).
Морщинер М.С., Пожарский Н.И. Библиография русских переводов Виктора Гюго. М., 1953 Муравьева Н.И. Гюго. М., 1961 Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. М., 1971 Евнина Е.М. Виктор Гюго. М., 1976 Сафронова Н.Н. Виктор Гюго. М., 1989 Гюго В. Собрание сочинений, тт. 1-8. М., 1996
Полезные сервисы
гюго виктор. victor hugo. биография
Афоризмы
Гюго Виктор Мари (Victor Hugo) (1802 - 1885)
Гюго Виктор. Victor Hugo.
Французский поэт, писатель-романтик, глава французского демократического романтизма. Виктор Гюго родился 26 февраля 1802 в местечке Безансон (Франция), в семье наполеоновского генерала. Мать Виктора стремилась привить сыну свои политические взгляды роялистки, что отразилось в его ранних произведениях: в сборнике "Оды и различные стихотворения" (1822) воспевалась династия Бурбонов. В 1822 получил пенсию от Людовика XVIII. Во второй половине 1820-х годов Виктор Гюго сближается с либерально-демократической оппозицией. В 1848 был избран депутатом Национального собрания. Активно выступал против Луи Бонапарта, который после контрреволюционного переворота 1851 был провозглашен императором Наполеоном III (1852). Виктор Гюго был вынужден покинуть Францию, переехал в Брюссель, а затем - на острова в проливе Ла-Манш, находившиеся во владении Англии: Джерси с 1852 и Гернси с 1855. В Париж Виктор Гюго смог вернуться только 4 сентября 1870, после низложения Наполеона III.
Среди произведений Виктора Гюго - стихи, оды, политические памфлеты, рассказы, драмы, романы: "Оды и различные стихотворения" (1822; сборник стихов, воспевавших династию Бурбонов), "Кромвель" (1827; драма), "Восточные мотивы" (1829; поэтический сборник), "Эрнани" (1829, постановка - в феврале 1830; драма), "Марион Делорм" (1829; драма), "Собор Парижской богоматери" (1831; роман о Париже XV в.), "Осенние листья" (1831; поэтический сборник), "Король забавляется" (1832; драма), "Мария Тюдор" (1833; драма), "Клод Ге" (1834; рассказ), "Песни сумерек" (1835; поэтический сборник), "Внутренние голоса" (1837; поэтический сборник), "Рюи Блаз" (1838; драма), "Лучи и тени" (1840; поэтический сборник), "Бургграфы" (1843; драма), "Наполеон Малый" (1852; политический памфлет), "История одного преступления" (в 2 томах; 1852, первое издание - 1877-1878), "Возмездие" (1853; сборник политических стихов), "Легенды веков" (1859; 1-й сборник лиро-эпических исторических преданий и легенд), "Отверженные" (1862; роман), "Труженики моря" (1866; роман), "Человек, который смеется" (1869; роман об Англии XVII-XVIII в.в.), "Грозный год" (1872; сборник стихов о событиях франко-прусской войны 1870-1871 и Парижской Коммуны), "Девяносто третий год" (1874; роман о борьбе якобинской республики против вандейского мятежа), "Легенды веков" (1877; 2-й сборник лиро-эпических исторических преданий и легенд), "Искусство быть дедом" (1877; поэтический сборник), "Легенды веков" (1883; 3-й сборник лиро-эпических исторических преданий и легенд).
Полезные сервисы
гюго, виктор мари
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ГЮГО (Hugo) Виктор Мари (1802 - 1885), французский писатель-романтик. Романтическим бунтарством окрашены сборники стихов ("Восточные мотивы", 1829, и др.), драмы ("Эрнани", 1829, и др.); предисловие к драме "Кромвель" (1827) стало манифестом французских романтиков. Исторический роман "Собор Парижской Богоматери" (1831; с сильными антиклерикальными тенденциями), роман "Отверженные" (1862), "Труженики моря" (1866), "Человек, который смеется" (1869), изображающие жизнь разных слоев французского общества, проникнуты демократическими, гуманистическими идеалами. Пафос борьбы с социальной несправедливостью и нравственным злом воплощается в гиперболических страстях, резких контрастах, эксцентричных характерах: возвышенные и благородные герои Гюго противостоят низким и порочным. Роман о Французской революции "93-й год" (1874).
Полезные сервисы
гюи (guye) филипп огюст
Большой энциклопедический словарь
ГЮИ (Guye) Филипп Огюст (1862-1922) - швейцарский физикохимик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1913). Основные труды по связи оптической активности со строением органических соединений.
Полезные сервисы
гюи (guуe) луи жорж
Большой энциклопедический словарь
ГЮИ (Guуe) Луи Жорж (1854-1926) - французский физик. Труды по спектроскопии, термодинамике, молекулярной физике, акустике, оптике. В 1888 доказал тепловую природу броуновского движения. Развил (1910) теорию двойного электрического слоя.
Полезные сервисы
гюи луи жорж
Энциклопедический словарь
ГЮИ Луи Жорж - ГЮИ́ (Guуe) Луи Жорж (1854-1926), французский физик. Труды по спектроскопии, термодинамике, молекулярной физике, акустике, оптике. В 1888 доказал тепловую природу броуновского движения (см. БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ). Развил (1910) теорию двойного электрического слоя (см. ДВОЙНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СЛОЙ).
Полезные сервисы
гюи филипп огюст
Энциклопедический словарь
Гюи́ Филипп Огюст (Guye) (1862-1922), швейцарский физикохимик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1913). Основные труды по связи оптической активности со строением органических соединений
* * *
ГЮИ Филипп Огюст - ГЮИ́ (Guye) Филипп Огюст (1862-1922), швейцарский физикохимик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1913). Основные труды по связи оптической активности со строением органических соединений.
Полезные сервисы
гюисманс (huysmans) камиль
Большой энциклопедический словарь
ГЮИСМАНС (Huysmans) Камиль (1871-1968) - бельгийский социалист, один из руководителей Бельгийской рабочей партии; в 1905-22 секретарь Международного социалистического бюро 2-го Интернационала; центрист. В 1910-65 депутат парламента (в 1936-39, 1954-58 председатель палаты представителей). В 1946-47 премьер-министр, в 1947-49 министр просвещения.
Полезные сервисы
гюисманс камиль
Энциклопедический словарь
Гюисма́нс Камиль (Huysmans) (1871-1968), бельгийский социалист, один из руководителей Бельгийской рабочей партии; в 1905-22 секретарь Международного социалистического бюро 2-го Интернационала; центрист. В 1910-65 депутат парламента (в 1936-39, 1954-58 председатель палаты представителей). В 1946-47 премьер-министр, в 1947-49 министр просвещения.
* * *
ГЮИСМАНС Камиль - ГЮИСМА́НС (Huysmans) Камиль (1871-1968), бельгийский социалист, один из руководителей Бельгийской рабочей партии; в 1905-22 секретарь Международного социалистического бюро 2-го Интернационала (см. ИНТЕРНАЦИОНАЛ 2-й) ; центрист. В 1910-65 депутат парламента (в 1936-39, 1954-58 председатель палаты представителей). В 1946-47 премьер-министр, в 1947-49 министр просвещения.
Полезные сервисы
гюисманс шарль мари жорж
Энциклопедический словарь
Гюисма́нс Шарль Мари Жорж (1848-1907), французский писатель. Натуралистические тенденции повести «Марта. История проститутки» (1876), романа «Сёстры Ватар» (1879) перерастают в романах «Наоборот» (1884) и «Там, внизу» (1891) в декадентство. Мистическая интерпретация реальности в романах «В пути» (1895), «Собор» (1898). Литературно-критический сборник «Современное искусство» (1883).
* * *
ГЮИСМАНС Шарль Мари Жорж - ГЮИСМА́НС Шарль Мари Жорж (1848-1907), французский писатель. Натуралистические тенденции повести «Марта...» (1876), романа «Сестры Ватар» (1879) перерастают в романах «Наоборот» (1884) и «Там, внизу» (1891) в декадентство. Мистическая интерпретация реальности в романах «В пути» (1895), «Собор» (1898).
Большой энциклопедический словарь
ГЮИСМАНС Шарль Мари Жорж (1848-1907) - французский писатель. Натуралистические тенденции повести "Марта..." (1876), романа "Сестры Ватар" (1879) перерастают в романах "Наоборот" (1884) и "Там, внизу" (1891) в декадентство. Мистическая интерпретация реальности в романах "В пути" (1895), "Собор" (1898).
Энциклопедия Кольера
ГЮИСМАНС Шарль Мари Жорж (Huysmans, Joris Karl)
(1848-1907), французский романист. Шарль-Мари-Жорж Гюисманс родился 5 февраля 1848. Отец его был голландец, мать - француженка. Получив домашнее образование, в 1866 Гюисманс стал чиновником Министерства внутренних дел, где прослужил 32 года вплоть до отставки. В 1874 Гюисманс опубликовал первую книгу - Ваза с пряностями (Le Drageoir pices), сборник прозаических стихотворений в духе Ш.Бодлера. Под влиянием трех мэтров тогдашней французской литературы - Э.де Гонкура, Э.Золя и Г.Флобера - написаны романы Марта, история проститутки (Marthe, histoire d'une fille, 1876), первая книга о публичной девке из опекаемого государством борделя; Сестры Ватар (Les Soeurs Vatard, 1879), социальная хроника в манере Золя; Семейный очаг (En Mnage, 1881), многим обязанный флоберовскому Воспитанию чувств. Вскоре Гюисманс вошел в Меданский кружок, однако он был слишком независимым писателем, чтобы надолго задержаться в учениках Золя. После небольшого романа По течению (A vau-l'eau, 1882), с беспросветным пессимизмом повествующего о злоключениях чиновника, он поразил литературный мир книгой Наоборот (A Rebours, 1884), получившей наименование "катехизиса декаданса". Главным героем является аристократ "конца века" ("fin-de-sicle"). Порвав с Золя, Гюисманс издал романы У пристани (En Rade, 1887), натуралистический в изображении сцен деревенской жизни и сюрреалистический в описании грез, и Там, внизу (L-Bas, 1891), изображение сатанизма в его средневековом и современном вариантах. Центральный персонаж, Дюрталь, появляется далее в романах В пути (En Route, 1895), истории возвращения Гюисманса в лоно католической церкви после пребывания в монастыре траппистов, Собор (La Cathdrale, 1898), почти целиком посвященном Шартрскому собору, и Послушник (L'Oblat, 1903), слегка завуалированной хронике послушничества Гюисманса в бенедиктинском монастыре после отставки с государственной службы. В число других его книг входят Парижские наброски (Croquis parisiens, 1880), посвященные различным сторонам столичной жизни; Современное искусство (L'Art moderne, 1883), в котором он пропагандировал импрессионизм; Святая Людвина из Схидама (Sainte Lydwine de Schiedam, 1901), эссе в жанре "жития", и Лурдские толпы (Les Foules de Lourdes, 1906), где восхваляется набожность и бичуется завладевшая городом страсть к наживе. Романы Гюисманса точно отражают эволюцию интеллектуальной и художественной жизни во Франции конца 19 в. При этом их можно рассматривать и как развернутую автобиографию писателя. Умер Гюисманс с Париже 13 мая 1907.
Гюисманс Ж.К. Полное собрание сочинений, тт. 1-3. М., 1912
Полезные сервисы
гюисманс, шарль мари жорж
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ГЮИСМАНС (Huysmans) Шарль Мари Жорж (1848 - 1907), французский писатель. Натуралистические тенденции (повесть "Марта. История проститутки", 1876) перерастают в романах "По течению" (1882), "Наоборот" (1884), "Там, внизу" (1891) в декадентство; проза Гюисманса с ее импрессионистичностью, бессюжетностью - у истоков литературы "потока сознания". Литературно-критический сборник "Современное искусство" (1883).
Полезные сервисы
гюиссье
Словарь иностранных слов
ГЮИССЬЕ (фр. huissier). Придверник при франц. дворе и особые должностные лица при заседаниях сената; в судах - нижние должностные лица, составляющие особую корпорацию; в их обязанность входят приглашение в суд и исполнение других поручений, связанных с судопроизводством.
Полезные сервисы
гюисье
Словарь галлицизмов русского языка
I.
II.
ЮИСЬЕ, * ГЮИСЬЕ нескл., м. huissier.
1. Судебный или парламентский пристав во Франции. А этот мнимый племянник был сын гюисье, род сторожа неважного суда в небольшом городе Оксерре, и назывался Оже. Вигель Зап. 5 119. Далее, старый отставленный huissier, которому понравился я .. водит меня в places reservées суда, всякий раз, как есть занимательный процесс. 9. 3. 1843. Анненков Друзья 241. Палатские huissiers, то есть прислуга, большею частию седовласые и почтенные господа в фраках и со стальными огромными цепями сверх фрака на груди и с трехцветными шарфами в виде перевязи на руках, ходят, разнося в ожидании прений, письма, бумагу, бланки и просто сахарную воду по скамьям депутатов. Данилевский Письма из-за границы. // Д. 10-10 483. Театральная зала, служащая вместилищем национальному собранию, не только сохраняет свой сценический вид,. но по украшеньям остается бурбонскою. Так же спят под трибунами huissiers. ОЗ 1871 2 106. Плебейские звуки ее фамилии "Sou-sal-zef", возглашаемые huissier в серебряной цепи на пороге блестящей залы, не шокировали ничьего иноземного уха. Б. Маркевич Бездна. // РВ 1883 3 186. В республиканской Франции сначала huissie, а потом капитан республиканской гвардии, с отрядом солдат, тотчас бы уняли бушующих. Верещагин листки из зап. кн. // В. 229. || Представителям каждого кантона предшествовали huissiers, герольды, одетые в разноцветные плащи по своим гербам. Свербеев Зап. 2 249.
2. Привратник, швейцар. На верхней площадке "huissier" посольства в черном фраке, чулках и башмаках, при соединенной цепи, украшенной государственным гербом Соединенных королевств, с почтительной важностью выслушивал имена прибывших, протоколист одновременно вносил их в особый список для отплаты визитов. Д. Позняк Дорогою ценою. // РВ 1885 5 45.
Полезные сервисы
гюйгенс
Орфографический словарь
Грамматический словарь
Гю́йгенс ф. 1а ~ 0
Сканворды для слова гюйгенс
- Нидерландский естествоиспытатель, изобретатель маятниковых часов со спусковым механизмом.
- Кто установил законы, определяющие центробежную силу?
- Кто установил законы колебания для физического маятника?
- Нидерландский естествоиспытатель, открывший кольцо у Сатурна и его спутник Титан.
- Кто автор первой работы по теории вероятностей?
- Кто изобрёл маятниковые часы со спусковым механизмом?
- Нидерландский естествоиспытатель, создавший волновую теорию света.
- Нидерландский естествоиспытатель, усовершенствовавший телескоп, сконструировавший окуляр.
Полезные сервисы
гюйгенс (huygens) христиан
Большой энциклопедический словарь
ГЮЙГЕНС (Хейгенс) (Huygens) Христиан (1629-95) - нидерландский ученый. В 1665-81 работал в Париже. Изобрел (1657) маятниковые часы со спусковым механизмом, дал их теорию, установил законы колебаний физического маятника, заложил основы теории удара. Создал (1678, опубликовал 1690) волновую теорию света, объяснил двойное лучепреломление. Совместно с Р. Гуком установил постоянные точки термометра. Усовершенствовал телескоп; сконструировал окуляр, названный его именем. Открыл кольцо у Сатурна и его спутник Титан. Автор одного из первых трудов по теории вероятностей (1657).
Полезные сервисы
гюйгенс христиан
Энциклопедический словарь
Гю́йгенс Христиан - Хёйгенс (Huygens) (1629-1695), нидерландский учёный. В 1665-81 работал в Париже. Изобрёл (1657) маятниковые часы со спусковым механизмом, дал их теорию, установил законы колебаний физического маятника, заложил основы теории удара. Создал (1678, опубликовал в 1690) волновую теорию света, объяснил двойное лучепреломление. Совместно с Р. Гуком установил постоянные точки термометра. Усовершенствовал телескоп; сконструировал окуляр, названный его именем. Открыл кольцо у Сатурна и его спутник Титан. Автор одного из первых трудов по теории вероятностей (1657).
* * *
ГЮЙГЕНС Христиан - ГЮ́ЙГЕНС (Хейгенс) (Huygens) Христиан (1629-95), нидерландский ученый. В 1665-81 работал в Париже. Изобрел (1657) маятниковые часы со спусковым механизмом, дал их теорию, установил законы колебаний физического маятника, заложил основы теории удара. Создал (1678, опубликовал 1690) волновую теорию света, объяснил двойное лучепреломление. Совместно с Р. Гуком установил постоянные точки термометра. Усовершенствовал телескоп; сконструировал окуляр, названный его именем. Открыл кольцо у Сатурна и его спутник Титан. Автор одного из первых трудов по теории вероятностей (1657).
* * *
ГЮ́ЙГЕНС (Huygens) Христиан (14 апреля 1629, Гаага - 8 июля 1695, там же), нидерландский физик, механик и астроном, член Парижской академии наук, один из основоположников волновой оптики.
Предки Христиана Гюйгенса занимали в истории его страны видное место. Его отец Константин Гюйгенс (1596-1687), в доме которого родился будущий знаменитый ученый, был широко образованным человеком, знал языки, увлекался музыкой; после 1630 г. он стал советником Вильгельма II (а впоследствии и Вильгельма III (см. ВИЛЬГЕЛЬМ III Оранский)). Король Яков I (см. ЯКОВ I Стюарт (1566-1625)) возвел его в сан рыцаря, а Людовик XIII пожаловал орденом Св. Михаила. Его дети - 4 сына (второй - Христиан) и одна дочь - также оставили добрый след в истории.
Одаренность Христиана проявилась уже в раннем возрасте. Восьми лет он уже изучил латынь и арифметику, учился пению, а десяти лет познакомился с географией и астрономией. В 1641 его воспитатель писал отцу ребенка: «Я вижу и почти завидую замечательной памяти Христиана», а двумя годами позже: «Я признаюсь, что Христиана нужно назвать чудом среди мальчиков». А мальчик в это время, изучив греческий, французский и итальянский языки и освоив игру на клавесине, увлекся механикой. Но не только этим: он охотно занимается и плаваньем, танцами и верховой ездой. Шестнадцати лет Христиан вместе со старшим братом Константином поступает в Лейденский университет для подготовки по праву и по математике (последнее охотнее и успешнее; одну из его работ преподаватель решает переслать Декарту (см. ДЕКАРТ Рене)). Через 2 года старший брат начинает работать у принца Фредерика Генрика, а Христиан с младшим братом переезжает в Бреду, в «Оранскую коллегию». Отец готовил и Христиана к государственной службе, но у того были другие устремления. В 1650 г. он возвращается а Гаагу, где его научной деятельности мешали только преследовавшие его некоторое время головные боли.
Круг научных интересов Гюйгенса продолжал расширяться. Он увлекается трудами Архимеда по механике и Декарта (а позже и других авторов, в том числе, и англичан Ньютона (см. НЬЮТОН Исаак)и Гука (см. ГУК Роберт)) по оптике, но не перестает заниматься и математикой. В механике главные его исследования относятся к теории удара и к проблеме конструирования часов, имевшей в то время исключительно важное прикладное значение и занимавшей всегда в работе Гюйгенса одно из центральных мест.
Первые его достижения в оптике также можно назвать «прикладными». Вместе с братом Константином он занимается усовершенствованием оптических инструментов и достигает в этой области значительных успехов (эта деятельность не прекращается много лет; в 1682 г. он изобретает трехлинзовый окуляр, носящий поныне его имя. Занимаясь усовершенствованием телескопов, Гюйгенс, однако, в «Диоптрике» написал: «...человек, который бы смог изобрести подзорную трубу, основываясь лишь на теории, без вмешательства случая, должен был бы обладать сверхчеловеческим умом»).
Новые инструменты позволяют делать важные наблюдения: 25 марта 1655 Гюйгенс открывает Титан - самый большой спутник Сатурна (кольцами которого он интересовался уже давно). В 1657 появляется еще один труд Гюйгенса «О расчетах при игре в кости» - одна из первых работ по теории вероятностей. Еще одно сочинение «Об ударе тел» он пишет для своего брата.
Вообще пятидесятые годы 17 века были временем наибольшей активности Гюйгенса. Он приобретает известность в научном мире. В 1665 он избирается членом Парижской академии наук.
Гюйгенс с неослабевающим интересом изучал оптические труды Ньютона, но не принял его корпускулярную теорию света. Гораздо ближе ему были взгляды Роберта Гука и Франческо Гримальди (см. ГРИМАЛЬДИ Франческо Мария), считавших, что свет имеет волновую природу.
Но представление о свете-волне сразу же порождало множество вопросов: как объяснить прямолинейное распространение света, его отражение и преломление? Ньютон давал на них убедительные, казалось бы, ответы. Прямолинейность - это проявление первого закона динамики: световые корпускулы движутся равномерно и прямолинейно, если на них не подействуют какие-то силы. Отражение тоже объяснялось как упругое отскакивание корпускул от поверхностей тел. Несколько сложнее дело обстояло с преломлением, но и здесь Ньютон предложил объяснение. Он считал, что когда световая корпускула подлетает к границе тела, на нее начинает действовать сила притяжения со стороны вещества, сообщающая корпускуле ускорение. Это приводит к изменению направления скорости корпускулы (преломление) и ее величины; следовательно, по Ньютону, скорость света в стекле, к примеру, больше, чем в вакууме. Этот вывод важен хотя бы уже тем, что он допускает экспериментальную проверку (позже опыт опроверг мнение Ньютона).
Гюйгенс, как и упоминавшиеся выше его предшественники, считал, что все пространство заполнено особой средой - эфиром, и что свет - это волны в этом эфире. Пользуясь аналогией с волнами на поверхности воды, Гюйгенс пришел к такой картине: когда фронт (т. е. передний край) волны доходит до некоторой точки, т. е. колебания достигают этой точки, то эти колебания становятся центрами расходящихся во все стороны новых волн, и движение огибающей всех этих волн и дает картину распространения фронта волны, а перпендикулярное к этому фронту направление и есть направление распространения волны. Так, если фронт волны в пустоте в какой-то момент плоский, то он остается плоским всегда, что и соответствует прямолинейному распространению света. Если же фронт световой волны достигает границы среды, то каждая точка на этой границе становится центром новой сферической волны, и, построив огибающие этих волн в пространстве как над, так и под границей, нетрудно объяснить как закон отражения, так и закон преломления (но при этом приходится принять, что скорость света в среде в n раз меньше, чем в вакууме, где это n - тот самый показатель преломления среды, который входит в недавно открытый Декартом (см. ДЕКАРТ Рене)и Снеллиусом (см. СНЕЛЛИУС Виллеброрд) закон преломления).
Из принципа Гюйгенса вытекает, что свет, как и любая волна, может и огибать препятствия. Это представляющее принципиальный интерес явление действительно существует, но Гюйгенс счел, что «боковые волночки» , возникающие при таком огибании, не заслуживают большого внимания.
Представления Гюйгенса о свете были далеки от современных. Так, он считал, что световые волны - продольные, то есть что направления колебаний совпадают с направлением распространения воېݑˮ Это может показаться тем более странным, что сам Гюйгенс, по-видимому, уже имел представление о явлении поляризации, которое можно понять только рассматривая поперечные волны. Но не это главное. Принцип Гюйгенса (см. ГЮЙГЕНСА - ФРЕНЕЛЯ ПРИНЦИП) оказал решающее влияние на наши представления не только об оптике, но и о физике любых колебаний и волн, занимающей теперь одно из центральных мест в нашей науке.
Энциклопедия Кольера
ГЮЙГЕНС Христиан (Huygens, Christiaan)
(1629-1695), голландский математик, физик и астроном. Родился 14 апреля 1629 в Гааге. Учился в университетах Лейдена (1645-1647) и Бреды. В 1665-1681 жил в Париже, с 1681 - снова в Гааге. Свой творческий путь Гюйгенс начал как математик, находясь под сильным влиянием трудов Архимеда и Декарта. Его первые работы посвящены классическим проблемам: теоремам о квадратуре гиперболы, эллипса и круга, величине круга. Используя алгебраический подход, он сумел уточнить значение числа p. В 1657 им написан трактат О расчетах при азартных играх (De ratiociniis in ludo aleae) - одна из первых работ по теории вероятностей. Достижением Гюйгенса, сразу принесшим ему известность, стало создание маятниковых часов. Об этом открытии он сообщил в сочинении Часы (Horologium, 1658), носящем сугубо прикладной характер. Теоретическим проблемам механики, которые связаны с созданием часов, ученый посвятил последующие годы. В 1673 в Париже вышел его фундаментальный труд Качающиеся часы, или о движении маятника (Horologium oscillatorium, sive de motu pendulorum ad horologia aptato demostrationes geometrica), в котором не только содержалось описание самих часов, но и рассматривалось движение тяжелых тел по циклоиде, давалась развертка и определение длины кривых линий, решалась задача об определении центра колебаний физического маятника и периода его колебаний, рассматривалась теорема о центробежной силе, давалось устройство часов иного типа - с круговым маятником. В другой своей работе, представленной на конкурс в Королевское общество в 1669, Гюйгенс исследовал соударение упругих тел и вывел его законы. В 1678 Гюйгенс представил в Парижскую академию наук Трактат о свете (Trait de la lumire), в котором излагалась созданная им волновая теория света. В рамках этой теории ученый объяснил механизм распространения света, отражение, преломление, атмосферную рефракцию, двойное лучепреломление; рассматривалась также форма линз. Центральным моментом теории являлся известный принцип построения огибающей волны (принцип Гюйгенса), графическое представление которого можно найти в любом современном учебнике физики. Известны и работы Гюйгенса прикладного характера: он усовершенствовал телескоп, в частности объектив, сконструировал окуляр (окуляр Гюйгенса), использующийся и поныне, стал применять диафрагмы. С помощью сконструированного им телескопа в 1665 обнаружил кольцо у Сатурна и первый его спутник Титан, определил период его обращения вокруг планеты. Первым пришел к выводу, что Земля сплюснута вблизи полюсов.
Умер Гюйгенс в Гааге 8 июля 1695.
Гюйгенс Х. Трактат о свете. М. - Л., 1935 Гюйгенс Х. Три трактата о механике. М., 1951 Франкфурт У.И., Френк А.М. Христиан Гюйгенс. М., 1962
Полезные сервисы
гюйгенс, хёйгенс (huygens) христиан
Большой энциклопедический словарь
Гю́йгенс, Хёйгенс (Huygens) Христиан (1629—1695), нидерландский естествоиспытатель. В 1665—81 работал в Париже. Изобрёл (1657) маятниковые часы со спусковым механизмом, дал их теорию, установил законы колебаний физического маятника, заложил основы теории удара. Создал (1678, опубликована в 1690) волновую теорию света и объяснил на её основе многие оптические явления, в том числе двойное лучепреломление. Совместно с Р. Гуком установил постоянные точки термометра. Усовершенствовал телескоп; сконструировал окуляр, названный его именем. Открыл кольцо у Сатурна и его спутник Титан. Автор одного из первых трудов по теории вероятности (1657).
Полезные сервисы
гюйгенс, христиан
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ГЮЙГЕНС (Хейгенс) (Huygens) Христиан (1629 - 95), нидерландский ученый, один из основоположников волновой теории света. Изобрел маятниковые часы со спусковым механизмом (1657), разработал теорию колебаний физического маятника, заложил основы теории удара. Ввел принцип, объясняющий распространение света (принцип Гюйгенса-Френеля), объяснил ряд оптических явлений. Совместно с Р. Гуком установил постоянные точки термометра. Усовершенствовал телескоп, открыл кольцо Сатурна и его спутник Титан. Автор одной из первых работ по теории вероятности (1657).
Полезные сервисы
гюйгенса
Большой энциклопедический словарь
ГЮЙГЕНСА - ФРЕНЕЛЯ ПРИНЦИП: каждая точка пространства - которой достигла в данный момент распространяющаяся волна, становится источником элементарных сферических волн. Результат интерференции этих волн - огибающая элементарных сферических волн, образующая волновую поверхность.
Полезные сервисы
гюйгенса - френеля принцип
Энциклопедический словарь
ГЮЙГЕНСА - ФРЕНЕЛЯ ПРИНЦИП - ГЮ́ЙГЕНСА - ФРЕНЕ́ЛЯ ПРИ́НЦИП: каждая точка пространства, которой достигла в данный момент распространяющаяся волна, становится источником элементарных сферических волн. Результат интерференции этих волн - огибающая элементарных сферических волн, образующая волновую поверхность.
Полезные сервисы
гюйгенса-френеля принцип
Энциклопедический словарь
Гю́йгенса-Френе́ля при́нцип - Гю́йгенса-Френе́ля при́нцип: каждая точка пространства, которой достигла в данный момент распространяющаяся волна, становится источником элементарных сферических волн. Результат интерференции этих волн - огибающая элементарных сферических волн, образующая волновую поверхность.
Полезные сервисы
гюйо (guyau) жан мари
Большой энциклопедический словарь
ГЮЙО (Guyau) Жан Мари (1854-88) - французский философ, сторонник утилитаризма; рассматривал духовные явления с точки зрения их биологической полезности.
Полезные сервисы
гюйо жан
Афоризмы
Гюйо (Guyau) Жан Мари (1854 - 1888)
Французский философ-позитивист, поэт. Родился 28 октября 1854, Лаваль. Профессор лицея Кондорсе (Париж). Умер 31 марта 1888, Ментона. Являлся сторонником утилитаризма. Основные работы посвящены эстетике, морали и религии. Разделял человечество на творцов - носителей высшей "жизненной интенсивности", и на пассивную массу. Среди работ - "Задачи современной эстетики" (1884) и "Безверие будущего" (1887), в которой Гюйо выдвигает теорию о том, что с эволюцией человека традиционные религиозные представления должны отпасть.
Кто хочет жить для других, не должен пренебрегать собственной жизнью.
Самое оригинальное и одно из самых нравственных чувств нашего века, века науки, это чувство искреннего сомнения.
Нельзя доверять той силе мнений, которая состоит только в многочисленности их последователей.
Даже самые эгоистические, по преимуществу физические, удовольствия, как удовольствие пить и есть, приобретают всю прелесть лишь тогда, когда мы разделяем их с другим.
Мысль поэта, живая и трепещущая, оправляется в золото и драгоценные камни, и нельзя уже затем разъединить мысль с ее оправой, не разрушив ее.
Полезные сервисы
гюйо жан мари
Энциклопедический словарь
Гюйо́ Жан Мари (Guyau) (1854-1888), французский философ, сторонник утилитаризма; рассматривал духовные явления с точки зрения их биологической полезности.
* * *
ГЮЙО Жан Мари - ГЮЙО́ (Guyau) Жан Мари (1854-88), французский философ, сторонник утилитаризма (см. УТИЛИТАРИЗМ) ; рассматривал духовные явления с точки зрения их биологической полезности.
Полезные сервисы
гюйон (guyon) жанна мария
Большой энциклопедический словарь
ГЮЙОН (Guyon) Жанна Мария (1648-1717) - проповедница квиетизма во Франции, последовательница М. де Молиноса.
Полезные сервисы
гюйон (guyon) феликс
Большой энциклопедический словарь
ГЮЙОН (Guyon) Феликс (1831-1920) - французский уролог, один из основоположников современной урологии. Предложил хирургические методы лечения заболеваний почек, уретры, простаты.
Полезные сервисы
гюйон жанна мария
Энциклопедический словарь
Гюйо́н Жанна Мария (Guyon) (1648-1717), проповедница квиетизма во Франции; последовательница М. де Молиноса.
* * *
ГЮЙОН Жанна Мария - ГЮЙО́Н (Guyon) Жанна Мария (1648-1717), проповедница квиетизма (см. КВИЕТИЗМ) во Франции, последовательница М. де Молиноса (см. МОЛИНОС Мигель).
Полезные сервисы
гюйон феликс
Энциклопедический словарь
Гюйо́н Феликс (1831-1920), французский врач, один из основоположников современной урологии. Предложил хирургические методы лечения заболеваний почек, уретры, простаты.
* * *
ГЮЙОН Феликс - ГЮЙО́Н (Guyon) Феликс (1831-1920), французский уролог, один из основоположников современной урологии. Предложил хирургические методы лечения заболеваний почек, уретры, простаты.
Большой энциклопедический словарь
Гюйо́н Феликс (1831—1920), французский хирург, один из основоположников урологии. Предложил хирургические методы лечения заболеваний почек, уретры, простаты. Президент Французской медицинской академии (с 1901) и Парижской АН (с 1913).
Полезные сервисы
гюйс
Толковый словарь
м.
1. Флаг, поднимаемый на носу военных судов первых двух рангов во время якорной стоянки.
2. Большой синий воротник на форменной матросской верхней суконной или полотняной рубахе (в речи моряков).
Толковый словарь Даля
ГЮЙС - мор. носовой военный флаг, у нас алый, с двойным синим крестом, прямым и с угла на угол, в белых коймах. Гюйс-шток, гюйсовый флагшток.
Энциклопедический словарь
ГЮЙС -а; м. [голл. geus] Мор.
1. Флаг, поднимаемый на носу военных судов первого и второго ранга во время стоянки.
2. Разг. Большой синий воротник на форменной матросской верхней рубахе. Пристегнуть гюйсы.
* * *
гюйс - юйс (голл. geus), военно-морской флаг. Поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки вместе с кормовым флагом.
* * *
ГЮЙС - ГЮЙС (юйс) (нидерл. geus), военно-морской флаг. Поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки вместе с кормовым флагом.
Большой энциклопедический словарь
ГЮЙС (юйс) (нидерл. geus) - военно-морской флаг. Поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки вместе с кормовым флагом.
Академический словарь
-а, м. мор.
Флаг, поднимаемый на носу военных кораблей 1-го и 2-го ранга во время стоянки.
[голл. geus]
Орфографический словарь
гюйс, -а
Словарь ударений
гюйс, -а; мн. -ы, -ов
Формы слов для слова гюйс
Синонимы к слову гюйс
Морфемно-орфографический словарь
гюйс/.
Грамматический словарь
гюйс м 1a
Этимологический словарь
"носовой военный флаг", стар. гуйс - то же, в эпоху Петра I; см. Смирнов 97. Из голл. geus - то же; см. Мёлен 67. Также гюйсшток, начиная с эпохи Петра I, из голл. geusstock - то же; см. Смирнов, там же; Мёлен, там же.
Словарь иностранных слов
ГЮЙС (голланд. geus). Значок, подымаемый на носу корабля.
Сканворды для слова гюйс
Полезные сервисы
гюйс-шток
гюйсшток
Синонимы к слову гюйсшток
Сканворды для слова гюйсшток
- Стойка, устанавливаемая вертикально в носовой оконечности военнаго судна для поднятия на ней флага.
Полезные сервисы
гюли
гюлистанский мир
Энциклопедический словарь
Гюлиста́нский мир - завершил русско-персидскую войну 1804-13. Заключён 12(24) октября 1813 в селении Гюлистан (ныне село Гюлюстан в Азербайджане). Ряд закавказских провинций и ханств отошёл к России, которая получила исключительное право держать военный флот на Каспийском море. Русским и персидским купцам разрешалось свободно торговать на территории обоих государств.
* * *
ГЮЛИСТАНСКИЙ МИР - ГЮЛИСТА́НСКИЙ МИР, завершил русско-иранскую войну 1804-13. Заключен 12(24) октября в селении Гюлистан (ныне с. Гюлюстан Геранбойского района Азербайджана). Ряд закавказских провинций и ханств отошел к России, которая получила исключительное право держать военный флот (см. КАСПИЙСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ) на Каспийском море. Русским и иранским купцам разрешалось свободно торговать на территории обоих государств.
Большой энциклопедический словарь
ГЮЛИСТАНСКИЙ МИР - завершил русско-иранскую войну 1804-13. Заключен 12(24).10.1813 в селении Гюлистан (ныне с. Гюлюстан Геранбойского района Азербайджана). Ряд закавказских провинций и ханств отошел к России, которая получила исключительное право держать военный флот на Каспийском м. Русским и иранским купцам разрешалось свободно торговать на территории обоих государств.
Полезные сервисы
гюлленберг (gyllenberg) хельге
Большой энциклопедический словарь
ГЮЛЛЕНБЕРГ (Gyllenberg) Хельге (р. 1924) - финский микробиолог, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1976). Труды по применению математических методов в биологии, главным образом в систематике микроорганизмов.
Полезные сервисы
гюлленберг хельге
Энциклопедический словарь
Гю́лленберг Хельге (Gyllenberg) (р. 1924), финский микробиолог, иностранный член РАН (1976). Труды по применению математических методов в биологии, главным образом в систематике микроорганизмов.
* * *
ГЮЛЛЕНБЕРГ Хельге - ГЮ́ЛЛЕНБЕРГ (Gyllenberg) Хельге (р. 1924), финский микробиолог, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1976). Труды по применению математических методов в биологии, главным образом в систематике микроорганизмов.
Полезные сервисы
гюллень-сор фелицата вирджиния
Гуманитарный словарь
ГЮЛЛЕ́НЬ-СОР Фелицата Вирджиния (1805-60) - франц. артистка, балетмейстер и педагог. Ученица Ж. Кулона. Участвовала в парижской постановке балета Ш. Дидло "Зефир и Флора" (1815). В 1823-39 работала в моск. балете. Для открытия Большого т-ра в 1825 поставила дивертисмент "Торжество муз" и балет "Сандрильона". Выступала в балетах Вальберха, Дидло, Глушковского. Поставила балеты "Астольф и Жоконд" (1829), "Забавы султана" (1834), "Фенелла" (1836), "Влюбленная баядерка" (1836), "Розальба, или Маскарад муз" (1839), перенесла на сцену Большого т-ра балет Ф. Тальони "Сильфида". Ее ученицы: Т. Карпакова и Е. Санковская. Под влиянием Г.-С. развивались дарования Т. Глушковской, А. Ворониной-Ивановой, Д. Лопухиной.
Полезные сервисы
гюллень-сор фелицата виржиния
Энциклопедический словарь
Гюлле́нь-Сор Фелицата Виржиния (Hullin-Sor), настоящая фамилия Ришар (Richard) (1805-1850), артистка балета, балетмейстер, педагог. Родилась и училась во Франции, с 1816 выступала в Лондоне. С 1823 - в Большом театре (Москва). Исполняла главные партии во многих балетах. Прививала московской труппе преромантический, а позже - романтический стиль танца, осваивала русский фольклор. Первая в России женщина-балетмейстер. Постановки: «Сандрильона» Ф. Сора (1824), «Амур и Психея» (на сборную музыку, 1829), «Забавы султана, или Продавец невольников» А. Е. Варламова (1834) и др. Преподавала в Московском театральном училище. Среди учениц - Е. А. Санковская.
Полезные сервисы
гюллинг (gylling) эдвард
Большой энциклопедический словарь
ГЮЛЛИНГ (Gylling) Эдвард (1881-1944) - председатель Социал-демократической партии Финляндии в 1917-18. Во время Финляндской революции 1918 член революционного правительства, начальник Главного штаба Красной гвардии. С 1920 в России. В 1923-35 председатель Совнаркома Карельской АССР. Репрессирован; реабилитирован посмертно.
Полезные сервисы
гюллинг эдвард
Энциклопедический словарь
Гю́ллинг Эдвард (Gylling) (1881-1944), председатель социал-демократической партии Финляндии в 1917-18. Во время Финляндской революции 1918 член революционного правительства, начальник Главного штаба Красной Гвардии. С 1920 в России. В 1923-35 председатель Совнаркома Карельской АССР. Необоснованно репрессирован.
* * *
ГЮЛЛИНГ Эдвард - ГЮ́ЛЛИНГ (Gylling) Эдвард (1881-1944), председатель Социал-демократической партии Финляндии в 1917-18. Во время Финляндской революции 1918 член революционного правительства, начальник Главного штаба Красной гвардии. С 1920 в России. В 1923-35 председатель Совнаркома Карельской АССР. Репрессирован; реабилитирован посмертно.
Полезные сервисы
гюллиотина
гюль
Словарь галлицизмов русского языка
ГЮЛЬ gueules <перс. gul. Красный цвет, название восточного происхождения, появившееся в Европе после Крестовых походов 11-13 вв. Власов 8-2 654. В геральдике - красный цвет. Мак. 1908.
Сканворды для слова гюль
Полезные сервисы
гюльденштедтия
Синонимы к слову гюльденштедтия
Словарь иностранных слов
Два вида многолетних травовидных растений юго-восточной Сибири, из сем. бобовых, назв. в честь доктора медицины и ученого путешественника по России Гюльденштедта.
Полезные сервисы
гюльчатай
Поговорки
Гюльчатай, открой личико! Разг. Шутл. 1. Просьба повернуться лицом к собеседнику. 2. Просьба открыть лицо. Слова красноармейца Петрухи - героя кинофильма «Белое солнце пустыни» («Мосфильм»-«Ленфильм», 1969 г.).
Сканворды для слова гюльчатай
Полезные сервисы
гюльчатай, открой личико!
Поговорки
Разг. Шутл. 1. Просьба повернуться лицом к собеседнику. 2. Просьба открыть лицо. Слова красноармейца Петрухи - героя кинофильма «Белое солнце пустыни» («Мосфильм»-«Ленфильм», 1969 г.).