Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

дьё

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

дьё гард да дюре е ву лэс де л'эспас

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

дьё де бон жан

дьё дю жур

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

дьё е либерте

дьё лё вё

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

дьё лё пер

дьё мё бенис

Словарь галлицизмов русского языка

ДЬЁ МЁ БЕНИС ! * Dieu me benisse! Даст бог! Если это может огорчить их, то меня, Dieu me bénisse - это не огорчает нисколько. 27. 4. 1916. Б. Пастерна - С. П. Боброву. // Пастернак 5 87.

Полезные сервисы

дьего

Сканворды для слова дьего

Полезные сервисы

дьемер (diÉmer) луи

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

дьенбьенфу

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Сканворды для слова дьенбьенфу

Полезные сервисы

дьёндьёш

Энциклопедический словарь

Сканворды для слова дьёндьёш

Полезные сервисы

дьендьеш

дьенеш

дьеп

дьеп (dieppe)

дьепп

Грамматический словарь

Дьепп м

Сканворды для слова дьепп

Полезные сервисы

дьёр

Энциклопедический словарь

Сканворды для слова дьёр

Полезные сервисы

дьер

дьёрдь

Сканворды для слова дьёрдь

Полезные сервисы

дьерем

Сканворды для слова дьерем

Полезные сервисы

дьесмо

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Синонимы к слову дьесмо

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

дьет

Полутолковый словарь

Полезные сервисы

дью дилижанс

Синонимы к слову дью дилижанс

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

дьюар

Синонимы к слову дьюар

сущ., кол-во синонимов: 1

сосуд (187)

Эпонимы

Дьюар - сосуд с двойными стенками, между которыми выкачан воздух; предназначен для хранения сжиженных газов. Название - по имени Дж. Дьюара.

Джеймс Дьюар - James Dewar (1842-1923)

английский физик и химик. В 1861 г. окончил Эдинбургский университет. С 1875 г. - профессор Кембриджского университета, с 1877 г. - профессор также и Лондонского королевского института. В 1877 г. стал членом Лондонского королевского общества, в 1897 г. - президентом Химического общества Англии. Исследовал карбонильные соединения, озон. В 1871 г. предложил структурные формулы бензола и пиридина. Основные работы Дж. Дьюара относятся к изучению тепловых явлений. В 1872 г. он разработал методы измерения теплоемкости при низких температурах и обнаружил ее уменьшение при понижении температуры. В 1898 г. впервые получил жидкий водород и определил его константы. Изобрел особый сосуд (сосуд Дьюара), в котором тела могут длительное время сохранять свою температуру. Исследовал изменение электропроводности металлов в зависимости от температуры. В 1904 г. совместно с П. Кюри экспериментально доказал, что при радиоактивном распаде радона образуется гелий.

Сканворды для слова дьюар

Полезные сервисы

дьюар (dewar) джеймс

дьюар джеймс

дьюар майкл

дьюара сосуд

Энциклопедический словарь

Дью́ара сосу́д - колба с двойными посеребрёнными изнутри стенками, из пространства между которыми выкачан воздух. Теплопроводность разрежённого газа между стенками столь мала, что температура веществ, помещаемых в Дьюара сосуд, сохраняется постоянной долгое время. Предложен Дж. Дьюаром (1892). Небольшие Дьюара сосудытом числе бытовые термосы) изготовляют из стекла, Дьюара сосуды больших объёмов - из металла.

* * *

ДЬЮАРА СОСУД - ДЬЮ́АРА СОСУ́Д, колба с двойными посеребренными изнутри стенками, из пространства между которыми выкачан воздух. Теплопроводность разреженного газа между стенками столь мала, что температура веществ, помещаемых в сосуд Дьюара, сохраняется постоянной долгое время. Предложен Дж. Дьюаром (1898). Небольшие сосуды Дьюарат. ч. бытовые термосы) изготовляют из стекла, больших объемов - из металла.

Большой энциклопедический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

дьюб

Африканские имена

(м) - зебра

Полезные сервисы

дьюзенберри (duesenberry) джеймс

дьюзенберри джеймс

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

дьюи

Грамматический словарь

Сканворды для слова дьюи

Полезные сервисы

дьюи (dewey) джон

дьюи джон

Энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

ДЬЮИ Джон (Dewey, John)

<a href='/dict/джон' class='wordLink' target='_blank'>ДЖОН</a> <a href='/dict/дьюи' class='wordLink' target='_blank'>ДЬЮИ</a>

ДЖОН ДЬЮИ

(1859-1952), американский философ, психолог и педагог, один из ведущих представителей прагматизма, оказавший сильное влияние на педагогическую мысль США. Родился близ Берлингтона (шт. Вермонт) 20 октября 1859. До сих пор мы мало знаем о его предках, однако известно, что первый Дьюи, поселившийся в Америке, имел троих сыновей, среди потомков одного из них был Джон Дьюи, другого - губернатор Томас Дьюи, а третьего - адмирал Джордж Дьюи, получивший известность благодаря сражению в Манильской бухте в ходе испано-американской войны 1898. Три поколения рода Дьюи были фермерами, его отец занимался торговлей. Дьюи получил образование в средней школе Берлингтона, окончил университет Вермонта, затем два года преподавал в школе в штате Пенсильвания, в течение года был учителем сельской школы в родном штате. В 1882 поступил в университет Джонса Хопкинса в Балтиморе. Здесь он испытал влияние Джорджа Сильвестра Морриса, приглашенного профессора из Мичиганского университета, представителя американского неогегельянства. В 1884 получил степень доктора философии в университете Джонса Хопкинса, представив диссертацию, которая была посвящена одному из аспектов психологической теории Канта. Осенью того же года Дьюи приступил к преподаванию философии в Мичиганском университете и оставался там (если не считать краткого периода преподавания в университете Миннесоты в 1888-1889) до 1894, когда ему предложили должность профессора и декана факультета философии, психологии и педагогики Чикагского университета. Именно в Чикаго Дьюи переключился с отвлеченных традиционных проблем метафизики и эпистемологии на более практические и специальные проблемы философии, психологии и педагогики. К 1903 т.н. Чикагская школа инструментализма переживала период расцвета, а педагогические эксперименты, начатые в основанных Дьюи в 1896 "школах-лабораториях", стали оказывать заметное влияние на педагогическую теорию и практику в США. С 1904 Дьюи преподавал в Колумбийском университете и оставался там вплоть до своей отставки в 1930, впоследствии занимал пост почетного профессора университета. В этот период он написал множество работ: по логике, теории познания, психологии, педагогике, социальной философии, искусствоведению, религии. Как известного философа и педагога его приглашали в Китай, Японию, Турцию, Мексику, СССР. Дьюи занимал активную социальную позицию и принимал участие в многочисленных комитетах и движениях либеральной ориентации. Умер Дьюи в Нью-Йорке 1 июня 1952. Первые сочинения Дьюи вышли в свет, когда он работал в университете Джонса Хопкинса. Это две статьи в "Журнале спекулятивной философии" ("Journal of Speculative Philosophy"), который издавался в Сент-Луисе (шт. Миссури) под редакцией У.Т.Харриса и посвящен изучению и распространению гегелевских идей. Дьюи никогда не был ортодоксальным гегельянцем, однако считал Гегеля выдающимся мыслителем. После знакомства с гегелевскими сочинениями собственные работы показались ему просто "интеллектуальными упражнениями". Отход Дьюи от гегельянства начался, когда он осознал, что система Гегеля носит формальный, "в высшей степени искусственный" характер. Однако он продолжал считать, чтоГегеле больше мыслительного содержания и способности проникновения в сущность вещей, чем в любом другом систематическом философе", включая Платона. Дьюи никогда не переставал заниматься темой демократии. В 1888 Мичиганский университет выпустил в свет его работу Этика демократии (The Ethics of Democracy). В 1946 во "Введении" к книге Проблемы человека (Problems of Men) он прямо говорит о своей вере в демократический образ жизни, находит новые смыслы в понятии демократии и новые способы убеждения читателей в необходимости научного изучения человека в социальной среде, подобного изучению природы естественными науками. Демократия для него не "порубленный на кусочки суверенитет", но партнерство в сверхиндивидуальной деятельности и воле. Это не просто - и не прежде всего - форма правления, а разумная, реалистическая кооперация с целью формирования полноценных личностей. Неудивительно, что, как он сам признавал, его философия была наиболее полным образом представлена в работе Демократия и образование (Democracy and Education, 1916). Демократию и "образование в интересах демократии" Дьюи считал важнейшими проблемами, в исследовании которых находят естественное применение и "другие вопросы - космологические, моральные, логические". Он называл Эмерсона "философом демократии", однако эта характеристика в большей степени подходит ему самому, как и его слова о том, что Эмерсон был "пророком и глашатаем любой системы, которую демократия в будущем построит и воплотит в жизнь". "Последней сущностью" в философии Дьюи можно считать "опыт". "Опыт" - одно из самых многозначных слов человеческого языка. Обычно говорится, отмечал Дьюи, что человек "тем ближе к реальности, чем дальше от любого опыта, который когда-либо имел". В противовес этой ортодоксальной концепции, Дьюи выдвинул "еретический" тезис: "Опыт - не занавес, скрывающий от человека природу... В опыте воспринимается не опыт, но природа - камни, растения, животные, болезни, здоровье, температура, электричество и т.д.", включая "преданность, благочестие, любовь, красоту и тайну". Иначе говоря, "опыт" обозначает все на свете, буквально все. Интеллектуальное благоговение перед этим "все", его сознательное и постоянное исследование ради достижения фактов и ценностей, света и ориентира, поддержки и обновления являются, с точки зрения Дьюи, предпосылками интеллектуальной, моральной и религиозной целостности человека. Ошибки философов и вообще всех людей проистекали "из отсутствия доверия к направляющим силам, внутренне присущим опыту, следовать которым могут только смелые и мужественные люди". Согласно Дьюи, опыт есть сложное переплетение событий, каждое из которых имеет свою природу и историю. Одни из этих событий происходят, подчиняясь некой регулярности, другие представляют собой игру случая; одни полезны для человека, другие наносят ему вред. Важнейшая задача человека - научиться ими управлять; для этого мы проводим эксперименты, с помощью которых находим причины происходящих событий. Сложное переплетение событий, в которые вовлечен человек, дает ему возможность сочетать реализм и идеализм, объединять неизбежный практицизм с лелеемыми идеалами. С точки зрения Дьюи, существует лишь один надежный способ достижения этой цели - "интеллект", открытое и беспредпосылочное экспериментальное мышление. В отличие от процедур чистого разума, где главную роль играет ощущение их рациональной правильности, работу интеллекта можно наблюдать со стороны и сопоставлять с требованиями ситуации, которая и привела его в действие. Например, когда возникает некая проблема, прежде всего высказывается догадка о том, как ее можно разрешить. Эта гипотеза подвергается проверке и оказывается правильной или неправильной. В первом случае акт мышления можно считать завершенным, в последнем он остается незавершенным, и от решения проблемы либо отказываются, либо пробуют ее решить еще раз; тогда мышление начинается заново. Существенно важным отличием разума от интеллекта является то, что в первом случае "ум овладевает объектами или постигает их, находясь как бы вне мира вещей, физических и социальных", а во втором он занимает позицию "участника, взаимодействующего с другими вещами и познающего их в соответствии с определенными правилами". Различные процедуры приводят к разным результатам. Благодаря разуму человек достигает теоретически достоверного знания о неизменной реальности; благодаря интеллекту он способен управлять постоянно изменяющейся действительностью, состоящей из разнообразных событий. На протяжении всего творческого пути Дьюи придерживался принципа, который был сформулирован им в главе, написанной для сборника Творческий интеллект (Creative Intelligence, 1917), и о котором его коллеги вынуждены были помнить, даже если не были способны ему следовать: "Философия возрождается, когда перестает быть средством разрешения проблем философов и становится методом... разрешения проблем человечества". Дьюи всегда был верен науке, однако неоднократно предупреждал, что "сама наука все еще пребывает в детском возрасте" и многие исправимые пороки действительности являются результатом "несбалансированного, одностороннего применения методов исследования и проверки, которые только и имеют право называться наукой". Он считал, что человеческое существо есть сочетание развивающегося организма и воздействующих на него процессов природного и социального окружения. Для Дьюи логика - это теория исследования, а не теория доказательства. В этом исследовании символы и вещи используются для реконструкции мира исследователя. Веру в религию, которая "всегда означает корпус верований и церемоний, имеющих своего рода институциональную организацию", Дьюи предложил заменить религиозным отношением ко всем проявлениям жизни, а веру в Бога как конкретное существо - верой в те силы природы и общества, которые "порождают и поддерживают идею блага как цели наших устремлений". Сам Дьюи предпочитал называть свою философию экспериментализмом или даже инструментализмом, а не прагматизмом, как это принято в учебниках по философии. В "Реконструкции в философии" он писал: "Когда мы приводим в действие намерение или план, он руководит нами истинным или ложным образом, ведет нас к нашей цели или уводит от нее. Самое главное в нем - его действенная, динамическая функция, и в характере деятельности, которую он порождает, заключается вся его истинность или ложность. Гипотеза, которая "работает", - истинна; "истина" - абстрактное имя существительное, обозначающее совокупность случаев, действительных, предвиденных и желаемых, которые получают подтверждение самим фактом своего обнаружения и его последствий". Потребности и желания, обслуживаемые истиной, носят, однако, не личный и эмоциональный характер (как у Джемса), а характер "общезначимый". И хотя Дьюи подчеркивает функциональное назначение суждений и законовдаже ощущений, фактов и объектов) и называет их средствами, орудиями, инструментами или операциями для превращения неопределенной ситуации в определенную в процессе исследования, он не отрицает, что суждения и законы играют также и когнитивную роль. Он утверждает, что "сущность прагматистского инструментализма заключается в трактовке одновременно знания и практики как средств для производства полезных для жизни вещей". И все же процесс познания для Дьюи является экспериментированием: каузальные суждения обретают проективный, эвристический и телеологический, а не ретроспективный, откровенный или онтологический смысл. Законы, в том случае если выполняются определенные действия, являются для Дьюи предсказаниями будущих событий. Среди основных работ Дьюи - Лейбниц (Leibniz, 1888); Образование. Школа и общество (Education. The School and Society, 1899); Опыт и образование (Experience and Education, 1938), а также Психология (Psychology, 1886); Исследования по теоретической логике (Studies in Logical Theory, 1903); Как мы мыслим (How We Think, 1910); Очерки экспериментальной логики (Essays in Experimental Logic, 1916); Реконструкция в философии (Reconstruction in Philosophy, 1920); Человеческая природа и поведение (Human Nature and Conduct, 1922); Опыт и природа (Experience and Nature, 1925); Поиск достоверности (The Quest for Certainty, 1929); Общая вера (A Common Faith, 1934); Искусство как опыт (Art as Experience, 1934); Логика как теория исследования (Logic, the Theory of Inquiry, 1938); Свобода и культура (Freedom and Culture, 1939).

ЛИТЕРАТУРА

Дьюи Д. Школа и общество. М., 1907 Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М., 1919 Дьюи Д. Школа и ребенок. М., 1922 Дьюи Д.соавторстве с Э.Дьюи). Школы будущего. М., 1922

Словарь народов и культуры

Дьюи Джон

(Dewey, John) (1859-1952), амер. философ-идеалист и педагог, один из ведущих представителей прагматизма. Отрицал объективность истины, отождествляя ее с полезностью. Развил концепцию инструментализма, согласно к-рой понятия и теории лишь инструменты приспособления к внеш. среде. Д. считал, что об-во пребывает в непрерывной эволюции, что демократия является первостепенной этич. ценностью и что именно школа представляет собой гл. мерило обществ, прогресса. В своих работах Школа и общество (1899), Демократия и образование (1916), Опыт и образование (1938) Д. отверг авторитарные методы обучения пассивных учащихся, высказываясь в пользу т.н. педоцентризма, обучения посредством деланья, т.е. через эксперимент, открытие и решение проблем. Идеи Д. имели исключительно важное значение, хотя его критиковали за недооценку систематического школьного обучения и воспитания.

Полезные сервисы

дьюк

Сканворды для слова дьюк

Полезные сервисы

дьюк (duke) чарлз

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

дьюк чарлз

дьюла

Грамматический словарь

Дью́ла мо <жо 1а>, §19

Сканворды для слова дьюла

Полезные сервисы

дьюпивогур

Сканворды для слова дьюпивогур

Полезные сервисы

дьюркович (gyurkovics) мария

дьюркович мария

дьюти-фри

Синонимы к слову дьюти-фри

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

дьюти-фри-шоп

дьюхерст колин

Энциклопедия Кольера

Полезные сервисы

дьяблери

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

дьяблес

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

дьябли

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

дьяблотен

Словарь галлицизмов русского языка

Сканворды для слова дьяблотен

Полезные сервисы

дьяблотин

дьяблоттен

Сканворды для слова дьяблоттен

Полезные сервисы

дьябль

Словарь галлицизмов русского языка

ДЬЯБЛЬ sauce diable.

Полезные сервисы

дьябль буатё

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

дьябль о кор

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

дьябль роз е дьябль блё

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

дьябль!

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

дьяболический

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

дьяболо

дьявол

Толковый словарь

ДЬЯ́ВОЛ - сущ., м., употр. сравн. часто

Морфология: (нет) кого? дья́вола, кому? дья́волу, (вижу) кого? дья́вола, кем? дья́волом, о ком? о дья́воле; мн. кто? дья́волы, (нет) кого? дья́волов, кому? дья́волам, (вижу) кого? дья́волов, кем? дья́волами, о ком? о дья́волах

1. По религиозным представлениям дьяволом называют злого духа.

Продать душу дьяволу. | Поддаться искушению дьявола. | Он хитёр, как дьявол из преисподней.

= чёрт, сатана, демон

2. В разговорной речи дьяволом называют злого, порочного человека.

Он настоящий дьявол! | Что сделается этому дьяволу!

3. Слово дьявол произносят как ругательство при раздражении, гневе и т. п.

Открывай, дьявол! | Вот, дьявол, ничего не видно!

4. Когда кто-либо грубо говорит другому человеку убираться, идти и т. п. к дьяволу, значит, он хочет избавиться от него.

Иди ты к дьяволу!

5. Грубое выражение Какого дьявола! используют, когда хотят выразить своё возмущение, негодование.

Какого дьявола! Почему никто не открывает?

6. Грубое выражение Что за дьявол! используют, когда хотят выразить чувство досады, недоумения.

Что за дьявол! Собака всё-таки укусила меня.

7. Грубое выражение какого дьявола или на кой дьявол используют, когда хотят спросить, почему или зачем что-то происходит.

Какого дьявола ты здесь болтаешься?! | Какого дьявола ты мне это рассказываешь? | На кой дьявол он пришёл сюда?

8. Грубое выражение на кой дьявол используют, когда с возмущением хотят спросить, для чего что-либо нужно.

На кой дьявол мне такая свобода?

9. Грубое выражение дьявол с тобойними, с ней) используют, когда вынуждены согласиться с чем-либо или уступить в чём-либо.

Дьявол с ним! Пусть идёт.

10. Когда кто-либо грубо говорит к дьяволу, значит, он отказывается от чего-либо.

Он давно бросил бы всё к дьяволу. | Какой, к дьяволу, отпуск?

дьяво́льский

Дьявольская улыбка.

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

ДЬЯ́ВОЛ ; м. [греч. diabolos]

1. По религиозным представлениям: злой дух, чёрт, сатана; воплощение злого начала. Д. на грех подбивает. Д. в кого. вселился. Глаза горят, как у дьявола. Хитер, умён как д.

2. Разг. О злом, коварном человеке. Настоящий д.! Не верю я этому дьяволу. Этот д. на всё способен.

3. Разг.-сниж. Бранное слово. Куда тебя несёт, д.! Ты что, д.! Вот д., ничего не видно!

Дья́вол с нимтобой и т.п.). Выражение вынужденной уступки, согласия с кем. Иди ты (убирайся, проваливай) к дья́волу! Грубое пожелание избавиться от чьих-л. домогательств. Жёлтый дья́вол. О золоте, деньгах, властвующих над человеком. Какого дья́вола! Разг.-сниж. Возглас негодования, возмущения. На кой дья́вол кто, что нужен (годится, сдался и т.п.)? Разг.-сниж. Зачем, для чего? Ни дья́вола. Разг.-сниж. Совсем ничего. Ни к дья́волу не годится. Разг.-сниж. Ни на что не пригоден (пригодна). Ну тебя (её, вас, их и т.п.) к дья́волу! Разг.-сниж. Выражение полного отказа от кого-, чего., полного пренебрежения. Какого дья́вола; за каким дья́волом; на кой дьявол. Разг.-сниж. Зачем, для чего. Что за дья́вол! Выражение недоумения, растерянности и т.п.

Дья́вольский (см.).

* * *

дья́вол (от греч. diábolos) (сатана, чёрт, Иблис), в некоторых религиях (христианстве, исламе и др.) злой дух или глава злых духов, противостоящий Богу; властелин ада.

* * *

ДЬЯВОЛ - ДЬЯ́ВОЛ (от греч. diabolos - клеветник) (сатана, Иблис), в некоторых религиях (христианстве, исламе и др.) злой дух или глава злых духов, противостоящий богу; властелин ада.

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Энциклопедия Кольера

ДЬЯВОЛ (греч. diabolos, "клеветник"), в иудаизме и христианстве обозначение высшего духа зла, антагониста Бога и искусителя человека, иначе называемого сатаной. В еврейской Библии слово "сатан" ("сатана"), примененное к конкретному сверхчеловеческому существу, встречается трижды - в 1 Пар 21:1, Иов 1-2 и Зах 3:1-2. Хотя неоднократно высказывалось мнение, что иудейская вера в сатану сложилась в результате зороастрийских влияний, само это слово является чисто семитским и употреблялось израильтянами с древних времен. Более того, само место, которое отводится сатане в религиозной системе иудаизма, где он подчинен Яхве и обладает лишь ограниченной властью, принципиально отличается от места, занимаемого началом зла в иранском дуализме - Ахриманом, который совечен и равен Ахурамазде (Ормазду), благому духу света, и наравне с последним принимает участие в сотворении мира. Вместе с тем мировоззрение древних иранцев повлияло на развитие семитских представлений о дьяволе, который в апокрифической литературе приобретает большую независимость от Яхве и получает в свое распоряжение полчища младших злых духов. Так, в Книге Еноха о сатане говорится во множественном числе; это имя применяется к демонам, троякое назначение которых состоит в том, чтобы искушать (69:4, 6), обвинять (40:7) и наказывать (53:3; 56:1; 62:11). Происхождение этих демонов связывается с рассказом о падении ангелов, которые согрешили с "дочерьми человеческими" (1 Енох 6-10, ср. Быт 6:1-6). Автор Книги Премудрости Соломона впервые отождествил сатану со змием из третьей главы Книги Бытия (Прем 2:23-24). Асмодей, злой дух в Книги Товита (3:8), возможно, олицетворяет дьявола. В Новом Завете дьявол, или сатана, фигурирует еще под несколькими дополнительными именами. Он называется "бесовским князем" (Мк 3:22), "князем мира сего" (Ин 12:31) и "князем, господствующим в воздухе" (Еф 2:2); он "искуситель" (Мф 4:3; 1 Фес 3:5), "веельзевул" (Мф 12:24, 27; Лк 11:18, 19), "враг" (Мф 13:39), "лукавый" (Мф 13:19; Еф 6:16; 1 Ин 2:14), "Велиар" (2 Кор 6:15), "змий" (2 Кор 11:3) или "древний змий" (Откр 12:9), "бог века сего" (2 Кор 4:4), "отец лжи" (Ин 8:44) и, возможно, Аполлион (что означает "Губитель") (Откр 9:11), может прикидываться ангелом света (2 Кор 11:14). Все эти определения относятся к могущественному существу, враждебному Богу, стремящемуся насаждать зло и пользующемуся ложью и обманом, чтобы совращать беспечные души.

См. также ДЕМОНОЛОГИЯ.

ЛИТЕРАТУРА

Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1-2. М., 1991 Демонология эпохи Возрождения (XVI-XVII вв.). М., 1996 Мессадье Ж. История дьявола. М., 1996 Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. М., 1997 Сандулов Ю.А. Дьявол: Исторический и культурный феномен. СПб, 1997

Гуманитарный словарь

ДЬЯ́ВОЛ, ДИА́ВОЛ - падший ангел, к-рый до своего падения был одним из высших ангелов в небесной иерархии (Синонимы: сатана, нечистый дух, демон, бес, Вельзевул, князь тьмы, Люцифер, Фосфор, Велиар и проч.). За горделивое послание против Творца он и увлеченные им духи были низвержены с "неба" и обречены на конечную погибель как отчужденные от источника истинного бытия, т. е. Бога-Творца. Злым этот высший ангел стал в своем свободном самоопределении. Поскольку ангельские дух. сущности обладают тварной вечностью неизменностью, дьявол - неизменный носитель зла, для к-рого принципиально невозможно покаяние, а следовательно и прощение. Нераскаянность дьявола выражается в безнадежной борьбе против Бога и Его творения. Он - источник зла, греха, страдания, смерти и неустроенности в тварном мире. В начале Библии, в книге Бытия, Д. появляется в образе змея, обольщающего первых людей. Проклятого за это Богом Д. и его слуг ожидает погибель в "последние времена", после решительной битвы, описанной в кн. Откровения (Апокалипсисе), где он изображен в образе Дракона. Д. под разными именами - широко распространенный персонаж в фольклоре. В худож. лит-ре представлен в спекулятивно переосмысленных, часто облагороженных образах (И. В. Гете, Дж. Байрон, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, Т. Манн, М. А. Булгаков и пр.).

Лит.: Амфитеатров А. Дьявол в быте, легенде и в лит-ре Средних веков. Ташкент, 1993; Роббинс Р. Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996; Якушева Г. В. Фауст и Мефистофель вчера и сегодня. М., 1998; Махов А. Е. (автор-составитель). Сад демонов. Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. М., 1998.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Толковый словарь

Поговорки

Белый дьявол. Публ. 1. Наркотики. 2. Наркомания. НРЛ-78; Мокиенко 2003, 29.

Голубоглазый дьявол. Публ. Ирон. Телевизор. НРЛ-82. Из англ. blue-eyed-devil. Мокиенко 2003, 29.

Дьявол верёвку подсунул кому. Коми. О повесившемся человеке. Кобелева, 62.

Дьявол вселился в кого. Прост. Кто. приходит в неистовство от злобы, раздражения. Ф 1, 182.

Дьявол на глаза туск навёл кому. Коми. Кто. начал терять зрение. Кобелева, 62.

Дьявол поехал на ком. Волг. О несдержанном человеке, хулигане. Глухов 1988, 39.

Дьявол сидит в ком. Прост. Кто. лукавит, сопротивляется. Ф 1, 182.

Дьявол смутил (соблазнил) кого. Коми. Неодобр. Кто. совершил неправильный поступок. Кобелева, 62.

Дьявол тебя (его, вас и пр.) побери! Прост. Бран. Выражение досады, негодования, желания избавиться от кого. Мокиенко, Никитина 2003, 128.

Дьявол тебя (его и т. п.) ухвати! Ряз. То же. ДС, 580.

Жёлтый дьявол. Публ. Презр. 1. Золото, порабощающее людей. 2. Дух наживы, стяжательство. БТС, 292. По названию очерка М. Горького «Город Желтого Дьявола». БМС 1998, 178; Мокиенко 2003, 29.

[На] какого дьявола. Прост. То же, что на кой дьявол? Мокиенко, Никитина 2003, 129.

На кой дьявол? Прост. Зачем, для чего? ФСРЯ, 154; БТС, 292; Мокиенко, Никитина 2003, 128.

Притворенный дьявол. Кар. Неодобр. Любитель дурачиться, прикидываться кем. СРГК 5, 212.

Супротивный дьявол. Морд. Бран. О человеке, не подчиняющемся, сопротивляющемся кому., чему. СРГМ 2002, 172.

Ходячий дьявол. Жарг. арм. Часовой. Максимов, 125.

Какого дьявола. Прост. Груб. Почему, зачем? БТС, 292; Ф 1, 182; Мокиенко 1986, 177, 179.

Ни дьявола. Прост. Совсем ничего. БТС, 292.

Тешить дьявола. Прост. Неодобр. То же, что тешить беса 1. (БЕС). Ф 2, 204.

За каким (коим) дьяволом? Прост. Бран. То же, что на кой дьявол? БТС, 292; Мокиенко, Никитина 2003, 129.

Словарь сленга

Орфографический словарь

Формы слов для слова дьявол

Синонимы к слову дьявол

См. бес...

Эпитеты

Сканворды для слова дьявол

Полезные сервисы