Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

сша. история. новое государство

Энциклопедия Кольера

Население. Среди нововведений федеральной Конституции было положение о проведении общенациональной переписи населения каждый десять лет. Первоначально имевшая цель обеспечить основу для периодической коррекции пропорционального представительства в нижней палате Конгресса, регулярная перепись позволила новому государству также определить число своих граждан. Согласно первой переписи 1790, в стране проживали ок. 4 млн. человек. За период с 1790 по 1815 численность населения удвоилась, а к 1860 достигла 31,5 млн. На протяжении первой половины 19 в. происходила миграция американцев на запад. Население Северо-Западной территории, где образовались штаты Огайо, Индиана, Иллинойс, Мичиган и Висконсин, возросло с 51 тыс. в 1800 до 6,9 млн. в 1860. За тот же период численность населения Новой Англии возросла с 1,2 млн. человек до 3,1 млн. В 1790 в составе населения преобладали выходцы с Британских островов, но были также представители других национальностей (немцы, валлийцы, французы, швейцарцы и голландцы). Этнический состав населения фактически оставался неизменным вплоть до наплыва немецких и ирландских иммигрантов в 1840-1850-х годах. В 1790 африканцы составляли пятую часть всего населения, однако из-за упадка табаководства в Чесапикском регионе ввоз рабов сократился. Во время Войны за независимость в большинстве штатов ввоз рабов был запрещен, и в 1808 Конгресс законодательно закрепил этот запрет. Однако подпольная работорговля процветала еще долгие годы. Во время революции рабы в большинстве северных штатов обрели свободу, однако им редко удавалось получить все гражданские права.

<a href='/dict/колонизация' class='wordLink' target='_blank'>Колонизация</a> <a href='/dict/калифорнии' class='wordLink' target='_blank'>Калифорнии</a>

Колонизация Калифорнии

<a href='/dict/основные' class='wordLink' target='_blank'>Основные</a> <a href='/dict/дороги' class='wordLink' target='_blank'>дороги</a> и <a href='/dict/тропы' class='wordLink' target='_blank'>тропы</a> 1780 - 1860

Основные дороги и тропы 1780 - 1860

Экономика. 95% населения новой страны проживали на фермах или в небольших сельских поселениях. Продукция фермерских хозяйств и лесоматериалы отправлялись в Европу в обмен на промышленные товары. В стране развивались типичные для колониальной экономики отрасли хозяйства - рыболовство, лесозаготовки, кораблестроение и мукомольное производство. Будучи экономическим придатком Европы, США оставались государством-должником, расходы которого по импорту превышали доходы от экспорта. Дефицит торгового баланса покрывался за счет доходов от морских грузоперевозок, которые сильно возросли с началом войны в Европе в 1793. После того как в 1815 в Европе воцарился мир, основным источником доходов государства от внешней торговли стал хлопок.

Создание нового правительства. При первых двух президентах, Джордже Вашингтоне (1789-1797) и Джоне Адамсе (1797-1801), в правительстве задавали тон федералисты, трудами которых была составлена и принята Конституция. Теперь перед ними стояла задача разработать детали государственного устройства. Собравшийся весной 1789 первый Конгресс ввел таможенные пошлины на импортные товары, а затем приступил к созданию и заполнению различных должностей в системе исполнительной и судебной власти. Военное министерство было без изменений перенесено из правительства Конфедерации и были созданы два новых ведомства - государственный департамент и министерство финансов. Во главе государственного департамента президент Джордж Вашингтон поставил Томаса Джефферсона, который с 1784 находился в качестве специального посланника во Франции. Новый глава министерства финансов Александр Гамильтон был мало известен в стране, но в период Конфедерации он приобрел некоторый опыт в управлении финансов, возглавлявшемся финансистом Робертом Моррисом. При создании системы судебной власти возникли некоторые сложности, так как антифедералисты возражали против института федеральных судов, считая их излишними и создающими угрозу независимости судов штатов. Тем не менее националисты одержали победу, и закон о судоустройстве 1789 утвердил иерархию федеральных судов, подчиненных Верховному суду.

Билль о правах. Первый Конгресс рассмотрел также вопрос о поправках к недавно принятой конституции. Ее критики сконцентрировали внимание на отсутствии гарантий прав граждан, а кое-кто даже настаивал на существенном ограничении полномочий Конгресса. Джеймс Мэдисон, уже утвердившийся в роли представителя администрации в нижней палате, взял на себя труд составить список поправок. Десять из них получили одобрение Конгресса и вступили в силу в 1791 после их ратификации тремя четвертями штатов, как того требовала Конституция. Эти десять поправок, известные как Билль о правах, обеспечили основные права американских граждан: свободу слова и печати, а также такие юридические гарантии, таких, как право на защиту в суде и суд присяжных.

Финансовая система Гамильтона. Первый Конгресс ушел на каникулы в сентябре 1789, поручив министру финансов подготовить доклад о государственном кредите. Со времен революции правительство не брало займы. Доказывая, что уплата старых долгов есть наилучший способ обеспечить кредиты в будущем, Гамильтон предложил возместить в номинальном размере все долговые обязательства времен Войны за независимость. Для этой цели, считал он, следует создать национальный банк, находящийся в совместном владении государства и бизнесменов. После выплаты долгов банк сможет использовать государственные облигации для обеспечения своих банкнот. Первый Банк Соединенных Штатов был создан в 1791 с правом деятельности в течение 20 лет. Предложенная Гамильтоном программа подверглась критике со стороны оппозиции. Основную выгоду от новой системы получали богатые спекулянты, которые по дешевке скупали государственные ценные бумаги. Но Гамильтон видел в этом дополнительное преимущество своей системы, так как союз богатых и влиятельных граждан с режимом гарантировал социальную стабильность. С точки зрения Джеймса Мэдисона это означало обогащение кучки спекулянтов за счет массы простых налогоплательщиков, таких, как мелкие фермеры и сельские лавочники. Его протест стал первым проявлением раскола среди сторонников Конституции. С 1791 единомышленники Мэдисона в Конгрессе, в основном выходцы из южных штатов, стали называть себя республиканцами. Они выступали от имени аграрного большинства против городских купцов-спекулянтов и требовали узкого толкования Конституции, в частности ограничения полномочий федерального правительства. Возникновение политических партий. До 1793 термины "федералист" и "республиканец" выражали не более чем различие взглядов в Конгрессе. Поляризация общественного мнения и создание первой в стране двухпартийной системы явились в основном результатом внешней политики. В 1793 молодая Французская Республика объявила войну коалиции европейских монархий во главе с Великобританией. США сохраняли в этой войне нейтралитет, но федералисты, напуганные "правлением террора" во Франции, открыто выражали симпатии Великобритании, тогда как республиканцы поддерживали Францию. Состоявшийся в 1793 визит французского эмиссара Эдмона Жене вызвал в американском обществе взрыв профранцузских настроений, что было на руку республиканцам. Государственный секретарь Джефферсон, недовольный пробританскими симпатиями Вашингтона, ушел в отставку и возглавил оппозиционную партию. Война вскоре поставила перед американской дипломатией немало проблем. Воспользовавшись своим превосходством на море, Великобритания установила блокаду Франции и стала преследовать американские корабли с контрабандными грузами. Чтобы воспрепятствовать дальнейшему ухудшению англо-американских отношений, Вашингтон направил в 1794 в Лондон своего специального посланника верховного судью Джона Джея. Джей обнаружил, что англичане не желают обсуждать вопрос о нейтралитете, однако он сумел заключить торговое соглашение и добился согласия Лондона на вывод английских войск с территорий, расположенных к югу от Великих озер. Считая, что договор Джея явился ущемлением американских прав на морское судоходство, республиканцы провели активную кампанию протеста. Все это происходило на фоне общественных волнений. Осенью 1794 фермеры западной Пенсильвании отказались платить федеральный налог на виски. И хотя протест не пошел дальше стихийных выступлений толпы на улицах, "спиртной бунт" встревожил Дж.Вашингтона, который направил войска для усмирения бунтовщиков. Это поспешное решение еще больше разозлило фермеров и оказалось политически выгодным для республиканцев. Оба этих события, заключение договора Джея и "спиртной бунт", произвели окончательный раскол общественного мнения.

Конфликт с Францией. Посчитав, что договор Джея закрепил англо-американский альянс, Франция разорвала дипломатические отношения с США и стала захватывать американские суда. Когда президент Джон Адамс в 1797 послал в Париж делегацию из трех человек, французские чиновники потребовали взятку за положительное решение вопроса. В последующие годы между двумя государствами то и дело возникали конфликты на море, но умеренная позиция Адамса удерживала Конгресс от официального объявления войны. Федералистский Конгресс, однако, воспользовался международным кризисом для подавления внутренней оппозиции. Серия законов об иностранцах предоставила президенту право депортировать всех подозрительных лиц, а закон о подстрекательстве к мятежу, объявив критику правительства государственным преступлением, заткнул рот республиканской прессе. В 1800 дипломатические и торговые отношения между США и Францией были восстановлены.

Внутренняя политика Джефферсона. Урегулировав конфликт с Францией, президент Адамс продемонстрировал высокое дипломатическое искусство, однако его умеренность стоила ему политической поддержки. От него отвернулись "влиятельные федералисты", которые выступали за войну и выдвигали в качестве своего лидера Гамильтона. Воспользовавшись расколом среди федералистов, кандидат от республиканцев Джефферсонпаре с Аароном Бэрром) выиграл президентские выборы 1800. Это была первая смена власти в правящей элите со времен принятия Конституции. Хотя Томас Джефферсон привычно называл свое избрание не иначе как "революцией 1800 года", перемен в политике и кадровых перестановок почти не произошло. Алберт Галлатин, министр финансов при Джефферсоне, отменил все введенные федералистами налоги, кроме таможенных пошлин, сократил численность армии и флота и попытался погасить государственный долг; вместе с тем, он намеревался сотрудничать с федералистским Банком США. Правительство Джефферсона, унаследовав традиционную антифедералистскую неприязнь к судебной власти, отменило ряд судебных постов и объявило импичмент члену Верховного суда Сэмюэлю Чейзу. (Впрочем, после оправдания последнего сенатом наступление на судебную власть прекратилось.)

Внешняя политика Джефферсона: 1800-1812. Хотя внутренняя политика нового президента почти не отличалась от курса федералистов, в его внешней политике проявился особый тип национализма. Менее чем через два месяца после инаугурации президент был вынужден начать войну с берберскими пиратами, которые запрашивали большую мзду за проход судов близ берегов Северной Африки. Он мобилизовал построенный при федералистах флот и после двухлетней блокады Триполи заключил мирный договор, положивший конец унизительной дани. Покупка Луизианы стала очередным проявлением джефферсоновского национализма: территория страны значительно расширилась и появилась область находившаяся под исключительным контролем федерального правительства. Луизиана (территория между р. Миссисипи и Скалистыми горами) с 1763 была испанским владением, но в 1800 Испания уступила ее Франции. Обеспокоенный соседством могущественной державы, Джефферсон направил специального эмиссара Джеймса Монро в помощь американскому посланнику в Париже Роберту Р. Ливингстону. В случае отказа Франции продать Луизиану планировалось заключение оборонительного военного союза с Великобританией. Наполеон, испытывавший хроническую нужду в финансах для снабжения своих армий, в 1803 согласился продать Луизиану за 15 млн. долл.

<a href='/dict/соединенные' class='wordLink' target='_blank'>Соединенные</a> <a href='/dict/штаты' class='wordLink' target='_blank'>Штаты</a> <a href='/dict/америки' class='wordLink' target='_blank'>Америки</a> в 1803 <a href='/dict/году' class='wordLink' target='_blank'>году</a>

Соединенные Штаты Америки в 1803 году

Экспедиция Льюиса и Кларка. Еще до покупки Луизианы Джефферсон вынашивал планы исследования этого региона. Он назначил двух виргинцев, Мериуэдера Льюиса и Уильяма Кларка, руководить военной экспедицией в составе 65 человек. В результате путешествия Льюиса и Кларка вверх по течению р.Миссури и вниз по р.Колумбия к Тихому океану (1804-1806) была получена ценная географическая информация для обоснования будущих претензий США на Орегон и тихоокеанское побережье.

Заговор Бэрра. В связи с приобретением огромной территории к западу от Миссисипи возникло много новых проблем, так как примитивные средства сообщения той эпохи существенно ограничивали административные возможности федерального правительства. Коренные жители региона, французские и испанские креолы, были не слишком довольны американским правлением, и этим умело воспользовался бывший вице-президент Аарон Бэрр. Человек безграничных амбиций и талантливый интриган, Бэрр испортил свою политическую карьеру, убив на дуэли Александра Гамильтона летом 1804. В 1805-1806 он предпринял две поездки на Запад с целью раскола Союза. Однако Запад остался верен конституции, а Бэрр оказался за решеткой. Его судили по обвинению в государственной измене, но в конце концов выпустили за отсутствием улик.

Война в Европе и нейтралитет США. После 1805 война в Европе приняла новый оборот. Серия блестящих побед на море доказала превосходство британского флота, а Наполеон утвердился в роли хозяина материковой Европы. Когда же Англия установила континентальную блокаду вдоль северо-западного побережья Европы, Наполеон ответил захватом торговых судов, направлявшихся в Англию. Нейтральные США оказались в самом эпицентре грандиозной экономической войны и беспомощно взирали на то, как их корабли становятся добычей обеих противоборствующих сторон. Британский флот, испытывавший хронический дефицит в живой силе, останавливал американские торговые суда под предлогом поимки дезертиров. В результате этих действий многие американцы были принудительно завербованы в английский военно-морской флот. Ситуация резко обострилась в 1807, когда английский фрегат неподалеку от территориальных вод США взял на абордаж американский военный корабль "Чесапик".

Эмбарго. Этот удар по суверенитету Америки вызвал всеобщий порыв к войне, но президент Джефферсон решил ответить экономическим контрударом. По его запросу Конгресс в декабре 1807 объявил торговое эмбарго, запретив американским кораблям покидать порты. Лишив воюющие страны американского продовольствия и хлопка, он надеялся склонить их к признанию нейтралитета США. Однако такая политика оказалась слишком дорогостоящей. Федералисты Новой Англии резко критиковали правительство, кое-кто из них даже начал подготавливать почву для выхода Севера из Союза. После президентских выборов 1809 Джеймс Мэдисон стал преемником Джефферсона, но и федералисты одержали внушительные победы в северных штатах. Весной 1809 Конгресс заменил эмбарго запретом торговли с Англией и Францией. Однако даже эта мера оказалась слишком тяжким бременем для национальной экономики и уже на следующий год была отменена.

Положение на Западе. Конфликты с неуступчивой Англией на море совпали по времени с волнениями индейцев в долине р.Огайо. Чтобы пресечь посягательства на исконные индейские территории, вождь племени шауни Текумсе создал конфедерацию племен Огайо. Его воины, подстрекаемые англичанами, в ноябре 1811 атаковали приграничную армию Уильяма Генри Гаррисона. После битвы на р.Типпекану в Индиане Запад потребовал от центральной власти нанести ответный удар по Британской Канаде.

Война 1812 года. Молодые конгрессмены из числа республиканских националистов, такие как Генри Клей и Джон Кэлхун, стали выразителями оскорбленного национального достоинства. При поддержке президента Мэдисона, "военные ястребы" в Конгрессе инициировали весной 1812 подготовку к войне, которая казалась неизбежной. В июне 1812 Англии была объявлена война. Федералисты, заподозрившие Мэдисона в тайном сговоре с Наполеоном, выступили с резкой критикой этого решения. В Новой Англии губернаторы-федералисты при каждом удобном случае саботировали военные мероприятия. Их политика, впрочем, лишь ускорила крах Федералистской партии, которая так и не смогла избавиться от клейма антипатриотизма. В результате после 1815 наступила эпоха однопартийного правления, известная как "эра добрых чувств", когда республиканцы, пополнив свои ряды бывшими федералистами, переняли и их концепцию централизованного управления.

<a href='/dict/важнейшие' class='wordLink' target='_blank'>Важнейшие</a> <a href='/dict/сражения' class='wordLink' target='_blank'>сражения</a> <a href='/dict/войны' class='wordLink' target='_blank'>войны</a> 1812 <a href='/dict/года' class='wordLink' target='_blank'>года</a>.

Важнейшие сражения войны 1812 года.

Новая волна национализма. Война выявила в государственном устройстве целый ряд изъянов, исправить которые взялись республиканцы-националисты во главе с Клеем и Кэлхуном. Под лозунгом эмбарго и войны в американской промышленности начался подъем. В 1816 Конгресс предпринял попытку стимулировать зарождающиеся отрасли производства, введя высокие пошлины на импорт. Одновременно взамен прежнего федералистского банка был учрежден Второй Банк Соединенных Штатов, призванный обеспечить стабилизацию экономики посредством альянса правительства и предпринимательских кругов. Эти программы в 1817 были дополнены законопроектом о выделении фондов для строительства национальной системы дорог и каналов. Возникшие во время войны трудности в переброске и снабжении войск продемонстрировали необходимость создания отлаженной транспортной системы. Президент Мэдисон наложил вето на этот законопроект как противоречащий Конституции, но Конгрессу все же удалось обеспечить поддержку проекту прокладки Камберлендской дороги от верховьев Потомака до долины Огайо. Централизация государства в послевоенное десятилетие сопровождалась активной внешней политикой. Ее архитектором стал Джон Куинси Адамс, государственный секретарь в правительстве Монро и ярый националист. Его звездный час наступил в 1818, когда генерал Эндрю Джексон, преследуя отряд семинолов, вторгся в испанскую Флориду, захватил две испанские заставы и казнил двух британских граждан, обвиненных в сговоре с индейцами. Игнорируя протесты испанцев против этого вторжения, Адамс предложил разрешить конфликт покупкой Флориды. Испания была озабочена проблемой безопасности других своих владений в Северной Америке, в первую очередь Мексики. По договору Адамса - Ониса, заключенному в 1819, Испания продала Соединенным Штатам Флориду за 5 млн. долл. Граница США и Мексики была проведена от р.Сабин в Луизиане на северо-запад до 42-й параллели, а оттуда на запад до Тихого океана. Этот договор, ставший триумфом дипломатии Адамса, способствовал объединению территории США к востоку от Миссисипи, а новая трансконтинентальная граница укрепила американские притязания на тихоокеанское побережье.

<a href='/dict/американо-мексиканская' class='wordLink' target='_blank'>Американо-мексиканская</a> <a href='/dict/граница' class='wordLink' target='_blank'>граница</a> по <a href='/dict/договору' class='wordLink' target='_blank'>договору</a> <a href='/dict/адамса-ониса' class='wordLink' target='_blank'>Адамса-Ониса</a> 1819 <a href='/dict/года' class='wordLink' target='_blank'>года</a>.

Американо-мексиканская граница по договору Адамса-Ониса 1819 года.

<a href='/dict/соединенные' class='wordLink' target='_blank'>Соединенные</a> <a href='/dict/штаты' class='wordLink' target='_blank'>Штаты</a> <a href='/dict/америки' class='wordLink' target='_blank'>Америки</a> в 1820 <a href='/dict/году' class='wordLink' target='_blank'>году</a>

Соединенные Штаты Америки в 1820 году

<a href='/dict/важнейшие' class='wordLink' target='_blank'>Важнейшие</a> <a href='/dict/каналы' class='wordLink' target='_blank'>каналы</a> в 1840 <a href='/dict/году' class='wordLink' target='_blank'>году</a>

Важнейшие каналы в 1840 году

Доктрина Монро. В 1823 президент Джеймс Монро объявил, что весь Новый Свет находится под дипломатической защитой США. Воспользовавшись тем, что Европа была втянута в наполеоновские войны, испанские колонии в Латинской Америке взбунтовались и провозгласили себя независимыми республиками. Это сулило североамериканским торговцам и промышленникам гигантский новый рынок, которому угрожало лишь то, что Испания или какая-либо другая европейская держава утвердит в Южной Америке свое господство. Во избежание такого развития событий президент Монро 2 декабря 1823 провозгласил, что США готовы смириться с существованием оставшихся колоний в Новом Свете, но не допустят создания новых колоний и не позволят перехода колоний от одной европейской державы к другой. Предложив идею взаимного невмешательства, Монро заявил, что США готовы воздерживаться от участия в европейских войнах, но любое вторжение европейского государства в Новый Свет будет истолковано как акт агрессии.

Север и Юг. Хотя Юг доминировал в политической жизни страны с 1789, он постепенно стал уступать Северу и по численности населения, и по богатству. После войны 1812 Север рос быстрыми темпами, его население пополнялось за счет иммиграции, а экономика претерпевала коренные изменения в ходе индустриализации. Почти не затронутый этими тенденциями Юг все острее ощущал свое отставание и из чувства самосохранения ухватился за доктрину прав штатов и ограничения полномочий центрального правительства. В 1819 дополнительными стимулами для обособления Юга стали два фактора - развернувшиеся дискуссии о рабовладении в Миссури и упадок сельского хозяйства.

Миссурийский компромисс. Когда в 1819 территория Миссури подала заявку о вступлении в Союз в качестве штата, палата представителей, в которой преобладали северяне, настояла на выполнении условия об отмене рабовладения. Это первое открытое проявление антирабовладельческих настроений Севера сильно встревожило южан. Сенат отверг условие, выдвинутое нижней палатой. В 1820 выход из тупика был наконец найден в т.н. миссурийском компромиссе. Принятие в состав Союза Миссури как рабовладельческого штата было сбалансировано принятием штата Мэн, где рабовладение отсутствовало. С целью умиротворения северян рабовладение было запрещено на остальной части Луизианы к северу от 36°30ў.

Кризис. С миссурийским компромиссом по времени совпал кризис, начавшийся после биржевой паники весной 1819. Хотя финансовая система страны вскоре была восстановлена, экономика Юга сильно пострадала в связи с падением цен на хлопок. В поисках козла отпущения южане возложили ответственность на федеральное правительство. В ряде южных штатов были приняты законы, ограничивающие полномочия Банка Соединенных Штатов, действия которого способствовали углублению кризиса. В Южной Каролине источником всех бед считали таможенный тариф, а в Джорджии правительство обвиняли в неспособности изгнать индейцев и занять новые земли. В обоих случаях недовольство проявлялось в политической оппозиции правительству и в апелляции к правам штатов. Избрание в 1824 президентом Джона Куинси Адамса южане восприняли в штыки. Последовательный националист, Адамс предложил финансировать из государственного бюджета транспортную систему страны и даже создание национального университета. Тарифный закон 1828 ввел наивысшую ставку пошлин за весь период до Гражданской войны, вызвав яростную реакцию Юга.

Отмена пошлины в Южной Каролине. Местничество южан достигло апогея к концу 1828, когда законодательное собрание Южной Каролины приняло подготовленную Кэлхуном декларацию, направленную против нового тарифа. Кэлхун доказывал, что каждый штат вправе отменять неконституционные законы федерального правительства. Тем самым защищались права южного меньшинства, поскольку любое спорное решение могло обрести статус поправки к Конституции. Кэлхун полагал, что введение тарифа неконституционно, поскольку Конгресс не обладает полномочиями защищать или субсидировать производителей. Исходя из такой концепции, Южная Каролина приняла в 1832 декрет, отменявший тарифный закон. Президент Эндрю Джексон осудил мятеж и пригрозил применить силу для его подавления. В критический момент Клей и Кэлхун пошли на компромисс. В начале 1833 Конгресс принял решение о постепенном снижении тарифа в течение 10 лет, а Южная Каролина отменила свой декрет.

Джексоновская демократия. Конфликт между национализмом и регионализмом в 1820-х годах способствовал расколу в Республиканской партии и восстановлению двухпартийной системы. Националисты-республиканцы поддерживали Джона Куинси Адамса и его государственного секретаря Генри Клея. Члены оппозиционной группы, сформированной нью-йоркским сенатором Мартином Ван Буреном, называли себя демократами-республиканцами (позднее - демократами). Эта фракция состояла из южан, выступавших за расширение прав штатов, северян - бизнесменов, требовавших ограничения регулирующей роли государства, а также из фермеров и рабочих. Это была довольно разношерстная коалиция, чье единство обеспечивала главным образом фигура Эндрю Джексона, кандидата в президенты на выборах 1828. В 1828 забрезжила заря новой эры. Ревизия конституций штатов, созданных после революции, и отмена имущественного ценза существенно расширили численность электората. В качестве кандидата в президенты Джексон представлял собой воплощение военной доблести и способности к волевым решениям. Будучи богатым плантатором, рабовладельцем и землеторговцем, он сумел снискать себе репутацию защитника интересов простого народа. После избрания президент Джексон упрочил свою репутацию, выдвинув концепцию регулярной ротации кадров на государственных должностях. Он считал, что управлять страной способен любой честный и разумный человек. Сторонники Адамса были уволены, и на смену им пришли верные сторонники Джексона.

Проведение реформ. Джексоновской демократии повезло: правление новой администрации совпало в 1830-х годах с широким общественным движением за социальные реформы. Хотя сторонники Джексона редко участвовали в реформистских кампаниях, они пользовались благами атмосферы прогресса, царившей в обществе. Многие проекты реформ балансировали на грани абсурда, но некоторые из них приводили к подлинно прогрессивным социальным преобразованиям. В области народного образования Хорас Манн в Массачусетсе и Генри Барнард в Коннектикуте усовершенствовали методику подготовки учителей и ввели надзор властей штатов над школьными программами. Реформы наметились и в пенитенциарной системе: так, Обернская исправительная колония в Нью-Йорке проводила эксперименты по социальной реабилитации преступников путем привлечения их к труду. Доротея Дикс в одиночку начала кампанию за создание психиатрических лечебниц. Кампании за трезвость и мир наделали много шума, но разбились о скалы общественного безразличия.

Кампания против рабовладения. Внимание реформаторов неизбежно должно было привлечь главное зло американского общества - система рабовладения. До 1830-х годов белые южане в общем порицали рабство, но не видели никакого способа решить расовую проблему. 1 января 1831 Уильям Ллойд Гаррисон выпустил в Бостоне первый номер газеты "Либерейтор". Исходя из идеи, что рабство аморально, этот орган выступал за немедленное и некомпенсируемое освобождение рабов. Два года спустя Гаррисон и его единомышленники основали Американское антирабовладельческое общество, и по мере распространения его влияния по всему Северу политики вынуждены были занимать четкую позицию по вопросу о рабовладении. За 1840-1850-е годы отношение южан к рабовладению заметно изменилось. Расширившееся движение за отмену рабовладения, обострение политической напряженности и мятеж Ната Тернера в 1831 вынудили Юг перейти к обороне. Рабовладение там начали отстаивать как дело нравственное и благодетельное, к тому же экономически выгодное.

<a href='/dict/отмена' class='wordLink' target='_blank'>Отмена</a> <a href='/dict/рабства' class='wordLink' target='_blank'>рабства</a>, 1777-1858

Отмена рабства, 1777-1858

Джексон и Банк Соединенных Штатов. Война с Банком Соединенных Штатов стала кульминацией джексоновской демократии. У этого банка нашлось немало врагов. Банкиры штатов завидовали его мощи, растущему классу предпринимателей было тесно в рамках его консервативной политики, фермеры и рабочие вообще не любили банки, предпочитая получать заработанное наличными деньгами. Джексон и его окружение рассматривали Банк как символ всех спекулятивных грехов нации, как монстра, обладающего огромной властью и не несущего никакой ответственности за свои действия. Однако голоса недовольных вряд ли обрели бы полную силу, если бы сам Банк не спровоцировал конфликт, запросив в 1832 новую хартию. Новая хартия Банка прошла в Конгрессе благодаря стараниям Дэниела Уэбстера и Генри Клея, которые стремились к обострению ситуации. Когда президент наложил на хартию вето, они сочли свою цель достигнутой, однако политическая аранжировка президентского вето превратила его в блестящую декларацию в защиту бедных от богатых. Джексон выиграл президентские выборы 1832 и разгромил Банк Соединенных Штатов, изъяв из него депозиты казначейства и разместив их в банках штатов.

Экономический подъем и кризис. Крушение Банка в действительности произвело прямо противоположный эффект тому, на который рассчитывали Джексон и его окружение. Они не понимали, что Банк оказывал регулирующее и в целом оздоровляющее влияние на экономику страны. При отсутствии сдерживающего фактора банки штатов стали бесконтрольно выпускать банкноты и беззастенчиво брать займы. В результате в стране широко распространились финансовые спекуляции, которым Джексон как раз стремился положить конец. Процветание середины 1830-х годов совпало также с лихорадочным строительством канала: каждый штат пытался повторить успех нью-йоркского канала Эри (завершен в 1825). Но этот грандиозный мыльный пузырь должен был неминуемо лопнуть, что и произошло после обвала цен на хлопок, вызвавшего финансовую панику весной 1837. Последовавшая затем депрессия, по иронии судьбы, дискредитировала администрацию Мартина Ван Бурена, преемника Джексона. Ловкий политик, прозванный "маленьким волшебником", Ван Бурен оказался совершенно неспособным справиться с кризисом.

Вигская интерлюдия. Созданная в 1834 партия вигов состояла из разных групп, которых объединяла неприязнь к Джексону. Ядром партии стала прежняя фракция националистов-республиканцев во главе с Уэбстером и Клеем. В 1840 виги надеялись завоевать Белый дом, перенимая популярные джексоновские методы ведения предвыборной кампании. Их кандидатом стал герой войны генерал Уильям Генри Гаррисон, представитель Запада, уроженец Виргинии. Чтобы угодить Югу, кандидатом на пост вице-президента был выдвинут Джон Тайлер, джефферсонианец из Виргинии. Действуя под лозунгом "Типпекану и Тайлер", виги махнули рукой на политические проблемы и сосредоточили усилия на шумных парадах и званых обедах. Такой прием увенчался успехом. К несчастью, Гаррисон заболел пневмонией и умер через месяц после инаугурации. Президентом стал Тайлер. Стойкий приверженец идеи прав штатов, он разочаровал вигов, наложив вето на их предложения о создании нового государственного банка и о повышении тарифов. В конце концов виги изгнали Тайлера из партии и в 1844 выдвинули своим кандидатом Генри Клея. Организовав предвыборную кампанию на старых лозунгах (национальный банк, повышение тарифов и реорганизация правительства), Клей проиграл демократам, которые ловко сыграли на общественных настроениях, выдвинув лозунг территориальной экспансии.

Техас и Орегон. Вслед за Стивеном Остином, который привел 300 поселенцев в мексиканский Техас в 1821, американские иммигранты направлялись туда в поисках целинных земель, пригодных для возделывания хлопчатника. Недовольные коррумпированным диктаторским правлением мексиканцев, они подняли мятеж и в 1836 провозгласили республику Техас. Ее президент Сэмюэл Хьюстон рассчитывал на аннексию Техаса Соединенными Штатами, однако президент Джексон и его преемники не решались на столь радикальный шаг, способный спровоцировать войну с Мексикой. В середине 1840-х годов настроения в обществе изменились. Завороженные романтическим мифом Запада, тысячи ловцов счастья хлынули в Техас, другая масса пересленцев устремилась по Орегонской тропе в долину Уилламетт к югу от р.Колумбия. В газетах стали трубить о "неоспоримом предназначении" нации к экспансии и захвату всего материка. Демократы использовали эти настроения в 1844, выдвинув кандидатом в президенты Джеймса Полка из Теннесси, сторонника аннексии Техаса и Орегона. С 1818 в Орегоне существовало совместное правление США и Великобритании, но в 1844 демократы стали претендовать на весь тихоокеанский Северо-Запад вплоть до границ Аляски, выдвинув лозунг: "54°40ў или война!". Победа Полка над Клеем послужила мандатом на экспансию, и Конгресс принял Техас в состав Союза. Хотя это решение было чревато войной с Мексикой, Полк поспешил расширить список потенциальных врагов страны, потребовав от Великобритании выйти из Орегона. Англичане, озабоченные проблемой голода в Ирландии, не желали воевать. Весной 1846 они предложили компромиссное решение в виде установления границы между обоими государствами по 49-й параллели от Скалистых гор до залива Пьюджет. США без промедления согласились, так как в то время они уже вели войну с Мексикой.

<a href='/dict/сухопутные' class='wordLink' target='_blank'>Сухопутные</a> <a href='/dict/пути' class='wordLink' target='_blank'>пути</a> в <a href='/dict/середине' class='wordLink' target='_blank'>середине</a> 19 <a href='/dict/века' class='wordLink' target='_blank'>века</a>

Сухопутные пути в середине 19 века

Война с Мексикой. Когда Техас входил в состав Мексики, его граница проходила по р. Нуэсес; после провозглашения независимой республики, новую границу провели по р. Рио-Гранде. Президент Полк благосклонно отнесся к территориальным притязаниям Техаса, однако для урегулирования конфликта направил в Мехико специального посланника и отдал приказ об оккупации спорной территории. Когда Мексика отказалась принять посланника, Полк пришел в ярость, и первая же вооруженная стычка войск генерала Закари Тейлора с мексиканской армией на северном берегу Рио-Гранде дала повод развязать войну. 11 мая 1846 президент обратился к Конгрессу с требованием объявить войну на том основании, что Мексика "вторглась на нашу территорию и пролила американскую кровь на американскую землю". Южане и демократы единодушно поддержали войну, оппозиционные голоса в основном звучали из лагеря вигов Новой Англии, заподозривших Юг в заговоре с целью распространить рабовладение на новые территории.

<a href='/dict/важнейшие' class='wordLink' target='_blank'>Важнейшие</a> <a href='/dict/сражения' class='wordLink' target='_blank'>сражения</a> <a href='/dict/войны' class='wordLink' target='_blank'>войны</a> <a href='/dict/между' class='wordLink' target='_blank'>между</a> <a href='/dict/сша' class='wordLink' target='_blank'>США</a> и <a href='/dict/мексикой' class='wordLink' target='_blank'>Мексикой</a> 1846-1848 <a href='/dict/года' class='wordLink' target='_blank'>года</a>

Важнейшие сражения войны между США и Мексикой 1846-1848 года

гг." alt="Земли, отошедшие к США от Мексики в 1846-1848 гг.">

Земли, отошедшие к США от Мексики в 1846-1848 гг.

Условие Уилмота. Недовольство Севера этой войной проистекало из опасений, что присоединение новых земель принесет выгоду только рабовладельцам. Эти настроения проявились вскоре после начала войны, когда Дэвид Уилмот, конгрессмен из Пенсильвании, предложил запретить рабовладение на всех территориях, приобретенных в результате войны. Условие Уилмота сконцентрировало внимание противников рабовладения на проблеме "свободной земли". Закрывая глаза на рабовладение там, где оно уже существовало, сторонники "свободной земли" - фрисойлеры - стремились лишь воспрепятствовать распространению рабовладения на Запад. Гораздо более умеренное течение, чем аболиционизм, фрисойлерство обрело широкую поддержку в обществе. В течение последующих 15 лет лозунг "свободная земля" остался путеводной звездой американской политики.

Золотая лихорадка в Калифорнии. Не получив поддержку в Конгрессе, условие Уилмота тем не менее внесло раскол в обе политические партии; было отложено и создание новых правительств на Юго-Западе. На президентских выборах 1848 виги решили смягчить внутренние противоречия, выдвинув своим кандидатом героя войны Тейлора. Не имевший ни врагов, ни идей, Тейлор победил на выборах исключительно благодаря своей воинской славе. Споры о рабовладении с каждым годом обострялись, но Тейлору, чтобы разрешить этот кризис, явно не хватало качеств, необходимых политическому лидеру. Открытие золота в Калифорнии и "золотая

Полезные сервисы

сша. история. революционное поколение

Энциклопедия Кольера

Новый империализм. Новая политика, проводившаяся Великобританией после войны с французами и индейцами, существенным образом расшатала связи внутри империи. В начале 1760-х годов английское правительство решило обложить колонистов налогом для содержания 10-тысячного гарнизона в Канаде, а также для предотвращения столкновений между экспансионистски настроенными поселенцами и индейскими племенами. Англичане приступили к реорганизации колониальной администрации. Специальным законом 1762 был усилен таможенный контроль, а королевскому флоту вменялась обязанность преследовать контрабандистов. Через два года был принят закон о снижении пошлин на импортную патоку с шести до трех пенсов за галлон и повышении пошлины на все другие товары из французской Вест-Индии; при этом правительство выразило твердое намерение взыскать эти средства с населения американских колоний. На прибрежную торговлю между колониями были наложены более жесткие ограничения, а в Галифаксе (Новая Шотландия) был учрежден специальный вице-адмиралтейский суд для наказания лиц, уличенных в контрабанде. В 1767 был образован совет таможенных комиссаров для контроля за сбором колониальных пошлин. Наконец, с целью централизации управления колониями была учреждена должность государственного секретаря. Все эти меры вызвали сильное недовольство колонистов. Американским купцам и ранее приходилось обходить законы о пошлинах, прибегая к взяткам и прочим ухищрениям. Теперь же их возмутили новые бюрократические рогатки, неприкрытая коррумпированность чиновников, выдача "незаконных" (как они считали) ордеров на обыск при поиске контрабандных товаров и отсутствие присяжных в вице-адмиралтейском суде. Вскоре к протестам купцов присоединились другие голоса. Нью-Йоркская ассамблея выразила протест по поводу законов 1765 и 1766 о расквартировании армии, которые обязывали колонистов размещать английских солдат на постой в своих домах. Торговцы землей и мелкие фермеры выступили против декрета 1763, преградившего доступ к плодородным землям к западу от Аппалачских гор. Одни направляли петиции протеста королю и в парламент, другие прибегали к физическому насилию, оказывая сопротивление представителям власти, пытавшимся ввести новые правила. Закон о гербовом сборе, принятый в 1765 британским парламентом, вызвал первую массовую вспышку насилия. Закон, требовавший уплаты налога на все юридические документы, газеты и прочие печатные материалы, так и не вступил в силу. Бунты, инициируемые купцами и адвокатами под эгидой тайного общества "Сыны свободы", вынудили отозвать сборщиков налогов. Совещание по закону о гербовом сборе с участием представителей большинства колоний собралось в Нью-Йорке, чтобы опротестовать налогообложение, введенное без их ведома английским парламентом. Напуганное масштабами сопротивления американцев, правительств маркиза Рокингема в 1766 отменило закон о гербовом сборе. Одновременно был принят Декларативный акт, подтвердивший приоритет власти парламента над колониями во всех делах. Единственным видным британским политиком, оспаривавшим абсолютный суверенитет парламента над колониями, был Уильям Питт, полагавший, что парламент может заниматься законотворчеством для колоний, но сбор налогов - дело самих колонистов.

Пошлины Тауншенда. Некоторые из американцев были склонны проводить четкую грань между местным налогообложением и законодательством, другие же считали, что парламент вправе вводить внешние налоги для регулирования торговли. Воспользовавшись этой идеей, новый канцлер казначейства Чарлз Тауншенд в 1767 с согласия парламента ввел пошлины на импорт чая, стекла и прочих колониальных товаров. Тауншенд рассчитывал пустить часть собранных средств на покрытие текущих административных расходов в колониях, чтобы лишить местные ассамблеи традиционных финансовых рычагов, используемых в борьбе с имперскими чиновниками. Пошлины Тауншенда вновь вызвали сопротивление колонистов. Появились памфлеты, в которых утверждалось, что новые пошлины направлены не на урегулирование торговли, а лишь на получение дополнительной прибыли от колоний, и поэтому противоречат конституции. Открытые протесты в Бостоне перешли в случаи физической расправы с таможенными чиновниками, и туда пришлось перебросить части британского гарнизона. Впрочем, эта мера предосторожности лишь накалила атмосферу недовольства. Американцы попытались оказать финансовое давление на правительство Великобритании с помощью соглашений об отказе от импорта, заключенных между разными колониями. Правда, часть купцов отказалась подчиниться этим соглашениям, и "Сынам свободы" пришлось применить к ним меры воздействия. Тем не менее, благодаря этим соглашениям в 1770 удалось добиться отмены почти всех пошлин Тауншенда. Осталась только чайная пошлина - непререкаемый символ власти метрополии.

Чайный закон. Пересмотр чайного налога в 1773 и предоставление торговых льгот Ост-Индской компании спровоцировали серию событий, которые привели к поражению имперских властей. Новый премьер-министр лорд Норт не удовлетворился декларацией о верховенстве британского парламента, но счел своим долгом претворить ее в жизнь. В колониях распространились нити заговора. Новое законодательство рассматривалось как часть тщательно спланированной и далеко идущей стратегии имперского господства. Новые законы и чиновники посягнули на традиционные свободы американцев, против них были брошены части регулярной армии, в столкновениях в Бостоне были убиты пять человек, суды присяжных упразднены, а налоги в третий раз введены без согласия колонистов. Все эти события, вместе взятые, могли означать лишь одно: король и его министры намеревались установить систему абсолютизма в Америке. Подобные настроения были особенно сильны в Новой Англии. В декабре 1773 несколько колонистов, переодетых индейцами, пробрались на торговые корабли и сбросили 342 сундука с чаем в Бостонскую бухту. В ответ лорд Норт заручился согласием разгневанного парламента на проведение жестких репрессивных мер. Британские законодатели пожалели о своем примирительном решении отменить закон о гербовом сборе и пошлины Тауншенда. В соответствии с репрессивными законами, которые колонисты окрестили "невыносимыми", порт Бостона был закрыт до возмещения убытков за уничтоженный чай, а полномочия самоуправления в Массачусетсе урезаны. Но столь жесткая реакция английского парламента еще теснее сплотила колонистов.

Первый Континентальный конгресс. Дух борьбы за общее дело отчетливо проявился на Первом Континентальном конгрессе, собравшемся в Филадельфии в сентябре 1774. Делегаты от Новой Англии предложили принять декларацию прав колоний и ввести экономические санкции против метрополии. Виргинская группа поддержала эти требования, но представители среднеатлантических колоний заняли более осторожную позицию. Джозеф Галлоуэй из Пенсильвании призвал конгресс одобрить план совместного управления колониями королевским генерал-губернатором и избираемым колонистами советом, наделенным всеми полномочиями британской палаты общин. После того как это предложение о создании новой имперской системы было отвергнуто с перевесом в один голос, конгресс обвинил парламент в вынашивании планов порабощения Америки и создал Континентальную ассоциацию для координации соглашений о запрете импортно-экспортных операций с метрополией. В феврале 1775 лорд Норт выступил с инициативой, аналогичной предложенному Галлоуэем плану. Одновременно он направил генералу Томасу Гейджу в Бостон приказ задержать лидеров массачусетской ассамблеи и уничтожить принадлежащие колонистам склады оружия и боеприпасов. Во исполнение этого приказа английские войска в апреле 1775 выступили маршем на Лексингтон и Конкорд.

<a href='/dict/британские' class='wordLink' target='_blank'>Британские</a> <a href='/dict/колонии' class='wordLink' target='_blank'>колонии</a> в <a href='/dict/америке' class='wordLink' target='_blank'>Америке</a>, 1774

Британские колонии в Америке, 1774

Война за независимость. В последовавшей затем войне выделяют четыре этапа. Первый из них длился с апреля 1775 по июль 1776. Джордж Вашингтон был назначен командующим американской армией и к марту 1776 вынудил англичан покинуть Бостон. В ходе молниеносного рейда в мае 1775 подразделения ополченцев захватили форт Тайкондерога на стратегически важном сухопутном и водном пути между Олбани и Канадой. Однако срыв наступления на Квебек показал, что колонистам еще недостает организации и дисциплины, необходимых для ведения длительной кампании. Весной 1776 из-за сопротивления местных жителей потерпел неудачу мятеж пробританских сил в Северной Каролине, поражением закончилась и попытка захвата Чарлстона, предпринятая трехтысячным контингентом британской армии.

<a href='/dict/важнейшие' class='wordLink' target='_blank'>Важнейшие</a> <a href='/dict/сражения' class='wordLink' target='_blank'>сражения</a> <a href='/dict/войны' class='wordLink' target='_blank'>войны</a> за <a href='/dict/независимость' class='wordLink' target='_blank'>независимость</a> в <a href='/dict/северной' class='wordLink' target='_blank'>Северной</a> <a href='/dict/америке' class='wordLink' target='_blank'>Америке</a>, 1775 - 1777

Важнейшие сражения войны за независимость в Северной Америке, 1775 - 1777

Второй этап войны ознаменовался принятием Декларации независимости на Втором Континентальном конгрессе 4 июля 1776. Накануне крупный контингент британских войск под командованием генерала Уильяма Хоу высадился в Нью-Йорке, но Дж.Вашингтон отказался сдаться. Тогда англичане нанесли американцам ряд ощутимых поражений, и колонисты были вынуждены отступить за Гудзон, через Нью-Джерси, а затем, переправившись через р.Делавэр, ушли в Пенсильванию. Даже успешная контратака американцев, завершившаяся под Рождество взятием Трентона, не могла сокрушить превосходство британской армии. Англичане продолжали наступать и в 1777. Генерал Джон Бергойн выступил из Канады на Олбани, чтобы затем соединиться с нью-йоркским гарнизоном. Одновременно Хоу повел свои войска на Филадельфию. Навязав Вашингтону неравный бой, он вновь нанес ему поражение и захватил город. Однако эту важную победу англичан затмил блистательный триумф американцев в битвах под Саратогой (колония Нью-Йорк). В серии затяжных боев колониальные силы сначала остановили, а затем окружили британскую армию, наступавшую с территории Канады. В октябре 1778 Бергойн был вынужден капитулировать. Это первое решающее сражение положило конец британскому наступлению на севере и ознаменовало окончание второго этапа войны. Победа американцев под Саратогой привела к заключению ими военного союза с Францией. Со времени изгнания из Канады в 1763 французы искали способ подорвать британские позиции в Северной Америке. В 1775 французское правительство предоставило мятежным колонистам заем в 1 млн. ливров и учредило торговую компанию, поставлявшую им порох. Опасаясь, что англичане после поражения под Саратогой предложат американцам мир, французы поспешили связать себя обязательством сражаться за независимость американских колоний, о чем был подписан договор в феврале 1778. Когда Континентальный конгресс проигнорировал отмену "чайного закона" и репрессивных законов и отверг предложение лорда Норта о примирении, война вступила в третий этап. В течение трех лет англичане пытались захватить обширные территории на юге и при поддержке местных роялистов восстановить там королевскую власть. Вначале такая политика увенчалась успехом. Джорджия вновь оказалась под властью англичан в 1779, Чарлстон был захвачен в начале 1780, а Северная Каролина - осенью того же года. Однако на этом наступление захлебнулось. Английская армия в Северной Америке оказалась слишком малочисленной, чтобы продолжить оккупацию. Отряды американских партизан блокировали линии снабжения английской армии и уничтожали базы роялистов. В конце концов, основные силы американской армии, при поддержке пятитысячного контингента французской пехоты и флота, в октябре 1781 окружили крупные британские силы при Йорктауне в Виргинии, которым пришлось сдаться. Этим поражением англичан закончился третий этап войны. В марте 1782 палата общин одобрила внесенное парламентской оппозицией постановление, призывающее правительство прекратить активные военные действия в Новом Свете. Вскоре лорд Норт ушел в отставку, в Париже начались мирные переговоры, вскоре зашедшие в тупик. Они вновь активизировались только после того, как американские представители (Джон Адамс, Джон Джей, Бенджамин Франклин), заподозрили французов в предательских намерениях и вступили в сепаратные переговоры с англичанами. Парижский договор, подписанный в сентябре 1783, предоставил 13 колониям полную независимость и установил их западную границу по р. Миссисипи.

<a href='/dict/важнейшие' class='wordLink' target='_blank'>Важнейшие</a> <a href='/dict/сражения' class='wordLink' target='_blank'>сражения</a> <a href='/dict/войны' class='wordLink' target='_blank'>войны</a> за <a href='/dict/независимость' class='wordLink' target='_blank'>независимость</a> в <a href='/dict/северной' class='wordLink' target='_blank'>Северной</a> <a href='/dict/америке' class='wordLink' target='_blank'>Америке</a>, 1777 - 1782

Важнейшие сражения войны за независимость в Северной Америке, 1777 - 1782

Перемены и преемственность власти. Стабильность, установившаяся в стране в 1776-1789, свидетельствует, что война колоний за независимость отнюдь не сопровождалась социальными и экономическими потрясениями с далеко идущими последствиями. Даже политические перемены в эти годы носили весьма ограниченный характер. Крах британского владычества в колониях не спровоцировал стихийную борьбу за власть, и там не произошло перебоев в работе органов местного управления. Политическая власть перешла к ранее существовавшим городским собраниям, окружным администрациям и провинциальным ассамблеям. Зачастую укомплектованные прежними кадрами эти традиционные институты просто расширили свои функции, чтобы заполнить брешь, образовавшуюся после ухода английских чиновников. К 1780 во всех штатах были приняты новые конституции. В большинстве из них установились три ветви власти - исполнительная, законодательная и судебная. В Пенсильвании и Джорджии были сформированы однопалатные законодательные органы, в других штатах - двухпалатные. Были предприняты попытки установить представительские квоты в законодательных собраниях штатов в соответствии с численностью их населения, что предоставило западным районам более правомочное управление. В большинстве штатов для избирателей и государственных чиновников был установлен имущественный ценз, и основные политические и правовые привилегии оставались за белыми мужчинами. В некоторых северных штатах было отменено рабовладение, однако из-за укоренившегося расизма свободные афроамериканцы по-прежнему были лишены равных прав с белым населением. К югу от Пенсильвании экономическая значимость рабовладения, а также страх белых стать жертвами возмездия невольников, способствовали выживанию этого устаревшего института, который большинство современников, включая даже рабовладельцев, признавали абсолютно несовместимым с принципами свободы и республиканского правления.

Проблемы послевоенного периода. Десятилетняя война наложила отпечаток на жизнь нового общества. Критическая ситуация на фронте вынудила власти Массачусетса ввести воинскую повинность. Такое резкое усиление государственной власти сопровождалось упрочением роли гражданского долга. Тысячи мужчин были вырваны войной из обыденной жизни обособленных поселений и приобрели опыт службы в других колониях. Постепенно формировалось чувство принадлежности к единому американскому народу, что облегчило задачу создания сильного центрального правительства. Другие последствия войны были не столь благотворными. Разрыв торговых связей с Англией и Вест-Индией привел к резкому сокращению производства и уменьшению численности городского населения. Лишь в конце 1780-х годов численность населения портовых городов и показатели внешней торговли достигли довоенного уровня. Пагубные последствия войны стали ощущаться в полной мере лишь после того, как с прекращением боевых операций исчез спрос на поставки оружия, обмундирования и продовольствия для армии. В годы войны действия местных и национальных властей привели к рекордно высокому уровню инфляции в американской истории, главным образом из-за бесконтрольной эмиссии бумажных денег для выплаты жалования солдатам и долгов купцам и фермерам, снабжавшим армию. Так, в Мэриленде цена за бушель пшеницы выросла с 1 долл. в 1777 до 5 тыс. долл. в 1780. Фермеры воспользовались высоким спросом на продовольствие и взвинтили цены, чтобы расплатиться с долгами и накопить средства для реинвестиций. Купцы и торговцы спекулировали товарами первой необходимости. Более всего страдали люди с фиксированными доходами, чьи заработки не могли угнаться за быстрорастущими ценами. Эти группы населения добились введения регулирования цен в большинстве городов и штатов, однако принятые законы зачастую не исполнялись. Нужды военной экономики, таким образом, раскололи общество по профессиональному и классовому признаку. Послевоенный экономический спад лишь усугубил этот раскол. Не имея возможности экспортировать свои товары, многие плантаторы и фермеры требовали увеличить денежную массу для создания искусственной инфляции. Этим требованиям противостояли наемные работники с фиксированным жалованьем, которые выигрывали от снижения цен, а также купцы и кредиторы, которые не могли допустить, чтобы старые счета оплачивались новыми обесцененными деньгами. Эти разногласия в проведении ценовой, налоговой и монетарной политики составили важное звено в американской политической жизни. До 1776 политическая деятельность оставалась главным образом уделом высших классов. Война и экономический кризис вовлекли в политику и другие слои населения и стимулировали формирование новых групп на основе общих интересов. В Филадельфии группа граждан стала контролировать городское собрание и внедрила обоснованную систему регулирования цен и заработной платы. Эта мера, в свою очередь, вызвала протест кожевенников, которые объединились для защиты своих интересов. За короткий промежуток времени политическая жизнь страны ознаменовалась поворотом в сторону демократии. За годы войны резко возросла доля фермеров со средними и низкими доходами, избранных в законодательные собрания штатов. Приток таких людей в ассамблеи способствовал расшатыванию привычных политических процедур традиционного "респектабельного" общества. В 1786 в западном Массачусетсе группа отчаявшихся фермеров во главе с Дэниелом Шейсом, бывшим офицером американской революционной армии, закрыла окружные суды и подняла вооруженный мятеж против законодательного собрания штата, в котором тон задавали купцы и кредиторы из восточных районов страны. К 1789 во всех штатах были отменены пережитки старинных феодальных податей (т.н. "квитрента"). Майоратное наследование земли и наследование по праву первородства были отменены в Виргинии в 1785, однако на Юге, где земли было достаточно, такие законы использовались редко, а в Новой Англии - вообще не применялись. Упразднение англиканской церкви как государственного института означало конец монопольного положения официальной религии и способствовало установлению в ряде штатов свободы вероисповедания. Повсеместно продолжалось упрочение позиций конгрегационалистской церкви. В большинстве штатов государственные должности предоставлялись только лицам христианского вероисповедания. Образование Конфедерации и принятие конституции. Важным нововведением стало объединение штатов. В 1777 Континентальный конгресс, приняв "Статьи Конфедерации", сформировал первое центральное правительство. В "Статьях" обосновывалась необходимость учреждения однопалатного законодательного органа, состоящего из представителей всех штатов. Созданная в то время, когда страх перед центральной властью был еще слишком силен, Конфедерация вначале возникла скорее как союз штатов, а не государственное объединение, и имела весьма ограниченные полномочия. У нее не было права вводить налоги и регулировать торговлю, что оставалось прерогативой самих штатов. Конфедерация могла принимать законы лишь при условии их одобрения девятью из тринадцати штатов. Каждый штат мог наложить вето на любой закон, ограничивавший его суверенные права. Тем не менее за Конфедерацией сохранялись немалые полномочия: она могла объявить войну и вести переговоры о мире и независимости. Именно это было положено в основу союза. Начиная с 1785 Конфедерация предприняла раздел обширной территории, расположенной к северо-западу от р.Огайо и переданной в ее распоряжение штатами, уже давно претендовавшими на эти западные земли. Под влиянием идей о самоопределении, провозглашенных Декларацией независимости, Конфедерация приняла в 1787 Законоположение о Северо-Западной территории, запрещавшее рабовладение в этом регионе и оговорившее право новых штатов быть принятыми в союз на основе полного равенства с первыми 13 штатами.

<a href='/dict/территориальные' class='wordLink' target='_blank'>Территориальные</a> <a href='/dict/претензии' class='wordLink' target='_blank'>претензии</a> <a href='/dict/американских' class='wordLink' target='_blank'>американских</a> <a href='/dict/штатов' class='wordLink' target='_blank'>штатов</a> на <a href='/dict/западные' class='wordLink' target='_blank'>западные</a> <a href='/dict/земли' class='wordLink' target='_blank'>земли</a>.

Территориальные претензии американских штатов на западные земли.

Эти важные достижения, впрочем, были омрачены нестабильным финансовым и социально-экономическим положением Конфедерации. Сокращение налоговых поступлений и падение цен вынудили многие штаты выставить тарифные барьеры против товаров, поступающих из соседних штатов. Конфедерация не обладала достаточной властью для разрешения этих противоречий или установления единых пошлин на импортные товары. Финансовая зависимость центрального правительства от поступающих из штатов ежегодных взносов существенно ограничивала возможность покрыть внутренние долги военного времени и получить дополнительные кредиты у Франции и Нидерландов. В 1786 в Аннаполисе (Мэриленд) собрался торговый конвент, поставивший своей целью разрешение этих проблем путем внесения изменений в "Статьи Конфедерации". Руководителями этого собрания и реформистского движения в целом были в основном те же самые люди, которые заседали в Континентальном конгрессе. Их поддерживали влиятельные политические деятели из небольших и экономически более слабых штатов - Коннектикута, Нью-Джерси, Мэриленда, Делавэра и Джорджии (где послевоенные проблемы особенно обострились), а также консервативно настроенные кредиторы, купцы и финансисты, обеспокоенные инфляционной политикой правительств штатов, шаткими позициями страны на международных рынках и неспособностью Конфедерации погасить государственный долг в 40 млн. долл. На заседаниях следующего конвента в мае 1787 в Филадельфии высказывалось мнение о необходимости более сильного и действенного центрального правительства. Однако после месячного обсуждения делегаты, уполномоченные законодательными собраниями штатов, отвергли проект об укреплении власти федерального правительства при сохранении суверенитета штатов. Конвент решил обсудить план создания истинно национального правительства, которое, как пояснил его автор Джеймс Мэдисон, "вместо того, чтобы управлять штатами, будет управлять без их вмешательства своими гражданами". Приняв такое решение, делегаты превысили свои мандатные полномочия пересматривать "Статьи Конфедерации" и приступили к выработке новой конституции. Делегаты конвента достигли компромисса по вопросу о представительстве и согласовали многие детали в ходе интенсивных трехмесячных дискуссий. Интересы малых штатов были гарантированы равным представительством в верхней палате нового национального законодательного собрания. В свою очередь, делегаты этих штатов согласились с принципом пропорционального представительства в нижней палате. Удовлетворив требования малых штатов о предоставлении им некоторых законодательных прерогатив, конвент наделил весьма широкими полномочиями будущее национальное правительство. Было решено, что положения Конституции и законодательные акты Конгресса станут безусловно обязательными для всех штатов; центральной власти предоставлялся контроль над вооруженными силами, денежной эмиссией, внешней торговлей; она наделялась полномочиями принимать "должные и необходимые" законы для осуществления положений Конституции. Передав новый документ Конгрессу Конфедерации для распространения в штатах, конвент объявил, что Конституция автоматически вступит в силу после ее ратификации девятью из тринадцати штатов. Как и само движение за независимость, новая Конституция явилась плодом усилий относительно узкой группы выдающихся политиков и не сразу завоевала поддержку всего населения. Выбор делегатов на съезды в штатах, созываемые для одобрения новой государственной системы, выявил глубокий раскол между крупными собственниками и малоимущими слоями населения. В целом небогатые фермеры были против ратификации новой Конституции, а крупные фермеры, купцы и городские ремесленники выступали за ее принятие. Лидеры антифедералистов, пользовавшиеся влиянием у населения периферических районов, критиковали новую Конституцию за отсутствие билля о правах и наделение центрального правительства слишком большой властью. Кроме того, они считали, что простые люди не получили должного представительства в национальном законодательном собрании. Используя аргументацию французского философа Монтескье, антифедералисты утверждали, что республиканские институты подходят лишь для городов и небольших штатов, ибо только там суверенный народ может осуществлять непосредственный контроль за правительством и избирать таких представителей, личные качества и способности которых хорошо известны. Отвечая на эти возражения, Джеймс Мэдисон вместе с Александром Гамильтоном и Джоном Джеем в 1787-1788 написали серию памфлетов (Документы федералистов) в защиту национального правительства. Они отвергали вероятность установления диктатуры центрального правительства и указывали на большие властные полномочия, закрепленные за штатами, на разделение государственной власти между исполнительной, законодательной и судебной ветвями, каждая из которых будет контролировать и уравновешивать власть других ветвей и таким образом обеспечит сохранение свободы. Наконец, в десятом памфлете Мэдисон дал блестящую отповедь Монтескье, утверждая, что большие размеры и многообразие Соединенных Штатов будут служить скорее гарантией, нежели угрозой для республиканского правления, способствуя предотвращению "тирании большинства", ибо исключают возможность для какой-либо группы или лица установить контроль над правительством страны. Благодаря не столько интеллектуальному превосходству, сколько более изощренному политическому опыту и лучшей организованности лидерам федералистов удалось добиться ратификации Конституции в 1789. Эта Конституция восстановила на основе суверенитета народа систему централизованной власти, свергнутой в 1776.

<a href='/dict/ратификация' class='wordLink' target='_blank'>Ратификация</a> <a href='/dict/конституции' class='wordLink' target='_blank'>Конституции</a> <a href='/dict/сша' class='wordLink' target='_blank'>США</a>, 1787 - 1790

Ратификация Конституции США, 1787 - 1790

<a href='/dict/годы' class='wordLink' target='_blank'>Годы</a> <a href='/dict/образования' class='wordLink' target='_blank'>образования</a> <a href='/dict/штатов' class='wordLink' target='_blank'>штатов</a> <a href='/dict/сша' class='wordLink' target='_blank'>США</a>

Годы образования штатов США

<a href='/dict/расширение' class='wordLink' target='_blank'>Расширение</a> <a href='/dict/территории' class='wordLink' target='_blank'>территории</a> <a href='/dict/сша' class='wordLink' target='_blank'>США</a> в 1783 - 1898

Расширение территории США в 1783 - 1898

Полезные сервисы