Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

пьер

Синонимы к слову пьер

сущ., кол-во синонимов: 1

имя (1104)

Грамматический словарь

Пьер мо

Словарь галлицизмов русского языка

Сканворды для слова пьер

Полезные сервисы

пьер абеляр

Афоризмы

Полезные сервисы

пьер бейль

Афоризмы

Пьер Бейль

(1647-1706 гг.) публицист и философ, представитель раннего Просвещения

Великие и значительные истины обладают внутренними свойствами, поддерживающими их.

Воззрение, будто взгляд, переходящий из века в век, от поколения к поколению, не может быть всецело ложным, - чистейшая иллюзияВедь, за исключением нескольких философских умов, никто и не подумает проверить, верно ли то, что все говорят.

Лучшие доказательства, приводимые в пользу свободы, - это те, которые утверждают, что без нее человек не мог бы грешить.

Мораль дает общие принципы поведения, оставляя без внимания конкретные обстоятельства.

Нет иной морали, кроме той, которая основана на принципах разума и вытекает из естественной склонности человека к добру.

Нигде не проявляется так неспособность и ограниченность человеческого ума, как при безукоризненно строгом следовании по многочисленным ступеням рассуждения. Гораздо меньше сбиваются с пути в вопросах чисто умозрительных

Умение точно цитировать - талант гораздо более редкий, чем кажется.

Человек - существо разумное… но не менее верно, что он почти никогда не поступает сообразно своим принципам.

Жаль, что мы не можем увидеть того, что происходит в умах людей, когда они выбирают мнение, к которому присоединяются!

Полезные сервисы

пьер брантом де бурдей

Афоризмы

Полезные сервисы

пьер гассенди

пьер граве

пьер данинос

Афоризмы

Пьер Данинос

(р. 1913 г.) писатель

Англичане пишут слова "Я" и «Бог» с большой буквы, но "Я" - с несколько большей, чем «Бог».

В Англии искусство говорить заключается в искусстве молчать.

В жизни говорят или слишком много, или слишком мало. Точная доза известна лишь драматургам.

Едва ли найдется другая страна, кроме Франции, где было бы так просто жить сложно и так сложно жить просто.

Если женщина в вашем присутствии говорит: «Какая же я дура, это вовсе не значит, что вы имеете право согласиться, что она действительно глупа. Когда она восклицает: «Какая я дура, она просто хочет сказать, что ее природный ум на этот раз изменил ей.

Исторические фразы создаются специально для того, чтобы помочь школьникам заучивать даты и хронологические таблицы. Наиболее живучи афоризмы, которые являются плодом фантазии историков.

Коллега: субъект без всяких способностей, который непонятно почему занимается тем же, чем вы.

«Кончайте входить», - говорят лимузенцы, обращаясь к человеку, который слишком долго топчется у порога.

Не понимать ни одного языка, кроме английского, является привилегией англичан. Даже если англичанин понимает, он не унизится до того, чтобы показать это.

Печально видеть, как богатые швыряют деньгами, и сознавать, что ты им не можешь помочь.

По-видимому, для всех мужних жен существует лишь один вид женщин, с которыми мужья могут изменить им: девка. Даже если это их лучшая подруга, которую они всегда ставили в пример, наделяя ее всеми добродетелями.

«Старательный» - характеристика работника, о котором больше сказать нечего.

То ли люди ходят в театр, потому что кашляют, то ли кашляют потому, что ходят в театр?

Ты можешь и не заметить, что у тебя все идет хорошо. Но налоговая служба заметит.

Франция разделена на сорок три миллиона французов.

Циник - это человек, который вслух говорит то, что мы думаем.

Полезные сервисы

пьер де жюда

пьер де ла раме

пьер дубле

пьер лё гран

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

пьер леру

пьер тейяр де шарден

Афоризмы

Пьер Тейяр де Шарден

(1881-1955 гг.) философ, теолог

Волей-неволей человек опять приходит к самому себе и во всем, что он видит, рассматривает самого себя.

Для человека нет будущего, ожидаемого в результате эволюции, вне его объединения с другими людьми.

Мы знаем себя и управляем собой лишь в немыслимо малой степени.

Никогда ни мир не будет достаточно обширным, ни человечество достаточно могущественным, чтобы стать достойным того.

Пассивность составляет половину человеческого существования.

Современный человек не знает, что делать со временем и силами, которые он выпустил из своих рук.

С чисто позитивистской точки зрения человек - самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. Ничтожный морфологический скачок и вместе с тем невероятное потрясение сфер жизни - в этом весь парадокс человека

Так или иначе получается, что даже на взгляд простого биолога человеческая эпопея ничто так не напоминает, как Крестный путь.

Фактически человек уже десятки веков смотрит лишь на себя.

Человек - не статистический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции, что много прекраснее.

Человек вошел в мир бесшумно

Человек никогда не сумеет превзойти человека, объединяясь с самим собой.

Человек вправе тревожиться о себе, когда чувствует себя потерянным и одиноким среди вещей.

Человек никогда не сделает ни одного шага в направлении, которое, как он знает, бесперспективно.

Человек остается огромной и непостижимой удачей.

Человек родился из общего пробного нащупывания Земли. Он возник по прямой линии, из совокупного усилия жизни.

Человечество - зачастую предмет наивной веры.

Чем больше человек будет становиться человеком, тем меньше он согласится на что-либо иное, кроме бесконечного и неистребимого движения к новому.

Полезные сервисы

пьер шаррон

пьер-амбруаз-франсуа шадерло де лакло

пьер-жан беранже

Афоризмы

Полезные сервисы

пьер-жозеф прудон

пьер-сен-мартен

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

пьер-сен-мартен (pierre-saint-martin)

пьер-сильвен марешаль

Афоризмы

Пьер-Сильвен Марешаль

(1750-1803 гг.) писатель, просветитель, философ, публицист, политический деятель

Лишь добродетельный человек имеет право быть атеистом.

Мой разум - основа моего поведения, а мое сердце - мой закон. Мне столь же мало нужен Бог, как я - ему.

Мудрец - больше, чем Бог: он исправляет зло, которое Бог допускает на нашем нелепом земном шаре.

Наши книги по математике и физике нанесли много вреда святым письменам. Место чудес у нас заняли дивные явления природы.

Не бойся Бога - бойся самого себя. Ты сам творец своих благ и причина своих бедствий. Ад и рай находятся в твоей собственной душе.

Общество безбожников более совершенно, чем всякая другая организация.

Появление на земле священных книг ничуть не заставило исчезнуть пороки, преступления и несчастья, являющиеся их следствием.

Религии отличаются друг от друга только декорациями.

Религия - это не что иное, как цепи, выдуманные для того, чтобы закрепить узы политического гнета.

Религия - это слабость, которая чаще всего присоединяется к другим человеческим слабостям.

Полезные сервисы

пьер-симон балланш

пьер-симон лаплас

пьере

пьерёз

пьеретта

Синонимы к слову пьеретта

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь галлицизмов русского языка

Сканворды для слова пьеретта

Полезные сервисы

пьерло (pierlot) юбер

пьерло юбер

пьермон

пьермонтит

Синонимы к слову пьермонтит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

пьерне (piernÉ) габриель

пьеро

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Пьеро́, нескл., муж.

Словарь ударений

пьеро́, нескл., м.

Синонимы к слову пьеро

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

пьеро́, нескл., м.

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

ПЬЕРО нескл.,м. pierrot m.

1. Персонаж фр. народной комедии (из ит. комедии масок) - простодушный, но ловкий слуга; позже - неудачный соперник Арлекина в широком балахоне с огромными пуговицами и жабо. БАС-1. Необходимые лица в каждой пантомиме суть: Арлекин, производящий чудеса с помощью волшебного жезла, Коломбина, его любовница, старик, которого она обманывает, и Пьерро, над которым все забавляются. Ф. В. Булганин. // Сев. пчела 17. 2. 1831. // РЛ 1999 1 36. Вот двугорбый полишинель.. проходит с накладным носом и комической суровостью, возбуждающими звонкий хохот галлереи, звеня погремушками своей marotte de fou .. он командует целою кадрилью следующих за ним Пьеро и Пьереток. Б. Маркевич Перелом. // РВ 1880 9 7. Пьеро многие из нас знали с детства по французской чувствительной песенке: При сиянии лунном Милый друг, Пьеро, Одолжи на время Мне твое перо. Встречи 1967 62. || Артист эстрады, цирка, выступающий в таком костюме. БАС-1. Балаганные арлекины и пьеро должны были выйти на балкон балаганов, чтобы зазывать публику на свои представления. Ю. Дмитриев Рус. цирк. || Участник костюмированного бала в таком костюме. БАС-1. Бал был в зале благородного собрания.. Русские аристократы, переодетые в разных пьеро, от всей души усердствовали представить из себя парижских сидельцев и отчаянных канканеров.. Герц. Былое.

2. устар. Также в большом употреблении вышивать всякаго рода сюртучки, пиеро и другие нарядные платья золотом, фольгами, бусами и каменьями, по пристойности, к какому платью что прилично. Магазин англ., франц. и нем. новых мод 1791. // Покровский Щеголихи Прил. 98. Коротенький пьеро из белого лино .. с маленькими клиньями и белыми флеровыми рукавами. Вот новейшее неглиже наших молодых дам, которое нравится по причине крайней простоты своей. 1791.Моды в России. //РС 1875 8 230.

3. ж. шутл.-ирон, неодобр. Девушка с большим количеством косметики, грима на лице. Пьеро - сильно намалёванная девушка. Г. Череповец. Я - молодой 1994 № 18, № 1995 3 № 6. // Никитина 1998. - Лекс. Толль 1864: пьеро; Уш. 1939: пьеро/.

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова пьеро

Полезные сервисы

пьеро делла франческа

Энциклопедический словарь

Пье́ро де́лла Франче́ска (Piero della Francesca) (около 1420 - 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Произведения отличаются величественной торжественностью, благородством и гармонией образов, обобщённостью форм, глубокой продуманностью пропорций, разумной ясностью перспективных построений, исполненной света мягкой народной красочной гаммой («Крещение Христа», 1450-55; фрески в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452-66). Автор трактатов «О перспективе в живописи», «Книжица о пяти правильных телах».

* * *

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА - ПЬЕ́РО ДЕ́ЛЛА ФРАНЧЕ́СКА (Piero della Francesca) (ок. 1420-92), итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)). Произведения отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщенность форм, глубокая продуманность пропорций, разумная ясность перспективных построений, исполненная света мягкая нарядная красочная гамма («Крещение Христа», 1450-55; фрески в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452-66). Автор математических трактатов «О перспективе в живописи», «Книжица о пяти правильных телах».

* * *

ПЬЕ́РО ДЕ́ЛЛА ФРАНЧЕ́СКА (Piero di Benedetto di Pietro della Francesca (1415/1420, Борго Сансеполькро, близ Флоренции - 11/12 октября 1492, там же), итальянский художник Раннего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)), автор нескольких трактатов по теории живописи.

Сын красильщика и торговца шерстью. Родился в местечке Борго Сансеполькро, расположенном в долине Тибра, между Тосканой и Умбрией. Долгое время имя его было малоизвестно и только благодаря Джорджо Вазари (см. ВАЗАРИ Джорджо), опубликовавшему в 1550 «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», в 19 веке на художника обратили внимание. В творчестве Пьеро делла Франческа счастливо сочетались поиски итальянских живописцев, увлеченных перспективными построениями и сложными пространственными эффектами, с опытом нидерландской живописи, ее интересом к свету, эмалевым цветам, любовью к точной детали. Монументальные, величественные герои Пьеро делла Франческа обладают внутренней уравновешенностью, бесстрастны и рациональны.

Ранние работы

Достоверных сведений о первых двадцати годах жизни художника нет. Вероятно, уже в 1435 он обучался в мастерской Доменико Венециано (см. ДОМЕНИКО ВЕНЕЦИАНО). Не исключено, что вместе с ним молодой художник ездил в Марше и Умбрию. В 1439 имя Пьеро делла Франческа впервые зафиксировано в документах: вместе с Доменико Венециано он получил плату за роспись церкви св. Эгидия (Сан Еджидио) (росписи не сохранились).

Сансеполькро

В 1442 Пьеро делла Франческа вернулся в Сансеполькро, где был зарегистрирован в качестве городского советника. В 1445 получил заказ от братства Мизерикордия на исполнение триптиха. В договоре особенно оговаривались условия и сроки работы - художнику предписывалось использовать лучшие дорогие краски и не жалеть золота для фона, триптих должен был быть готов через три года. Однако алтарь был закончен только в 1460 и в окончательном варианте состоял из 23 частей. Главная тема алтаря - идея заступничества Богоматери выражена буквально: Мадонна как балдахином укрывает коленопреклоненных жителей Сансеполькро своим плащом («Мадонна Мизерикордия», центральное панно; Пинакотека, Сансеполькро, 1460-е гг.). Его форма и пространственный объем подобны архитектурной нише с раковиной наверху. Правые боковые панели с фигурами святых Себастьяна и Иоанна Крестителя, пять сцен пределлы со «Страстями Христа» написаны в 1440-е гг. и обнаруживают черты раннего стиля художника, еще тяготеющего к образам Мазаччо (см. МАЗАЧЧО). В отличие от них фигуры Св. Бернарда и Св. Андрея более тяжеловесны и устойчивы.

Одновременно с ранними панелями алтаря «Мадонна Мизерикордия» (ок. 1445-1450) Пьеро делла Франческа написал знаменитое «Крещение» (Национальная Галерея, Лондон), предназначенное для алтаря церкви Сан Джованни Баттиста в Борго Сансеполькро. Композиция «Крещения», ясная и устойчивая, изображена на фоне холмистого пейзажа; ее центральная ось проходит через фигуру Христа и голубя Святого Духа. Прозрачный утренний воздух, зеркальная поверхность иорданских вод, чистая лазурь небес с четко очерченными облаками,- все говорит о том, что Пьеро делла Франческа свободно владел венецианской техникой живописи.

Романья, Умбрия, Марше

Во второй половине 1440-х гг. Пьеро делла Франческа много путешествует, работает в Умбрии, Марше и Романье по заказу местных правителей. В 1451 он находился в Римини, куда, вероятно, по рекомендации архитектора Л. Б. Альберти (см. АЛЬБЕРТИ Леон Баттиста), был приглашен для росписи Темпио Малатестиано (Храма Малатесты), в котором написал фреску с портретом Сиджизмондо Пандольфо Малатесты перед своим небесным патроном - св. Сигизмундом (Сиджизмондо). Архитектурный фон фрески обнаруживает знакомство художника с инженерными идеями Л. Б. Альберти, архитектора Храма Малатесты. Профильное изображение правителя Римини художник впоследствии повторил в станковом портрете Сиджизмондо Малатесты (Лувр, Париж). Портрет написан в смешанной технике темперной живописи с добавление масляных красок, что дало возможность передать тончайшие нюансы цвета и рефлексы света на поверхности кожи.

В 1452 Пьеро делла Франческа был приглашен в Ареццо могущественной семьей Ваччи для завершения работы в хоре церкви Сан Франческо, прерванной смертью Виччи ди Лоренцо, флорентийского художника. Сюжетная основа фресок «История Истинного Креста» - «Золотая Легенда» Иакова Ворагинского (см. ИАКОВ из Варацце) (13 в.), повествующая об истории Крестного древа и изобилующая чудесами и повествовательными подробностями, получившая особенное распространение в простонародной среде, среди горожан, во францисканских монастырях. Сцены, расположенные в три регистра, начинаются с «Произрастания древа из головы Адама» и заканчиваются на противоположной стороне «Прославлением Креста». Пространственные композиции фрески математически выверены; обладающий особенной кристаллической ясностью и прозрачностью колорит кажется пронизанным светом. Во фреске «Сон Константина» Пьеро делла Франческа впервые в истории ренессансной живописи пытался передать эффект ночного освещения с глубокими тенями и слабым источником света.

В 1458-1459 Пьеро делла Франческа расписывал фресками Ватиканские Станцы (ныне утраченные).

«Бичевание Христа» (Урбино, Палаццо Дукале)

«Бичевание Христа» написано в 1455-1460 и являет собой итог всех живописные поисков художника. Сама сцена «Бичевания» расположена в глубине портика, на фоне строгой архитектуры. Ясные, четкие конструкции основываются на точных расчетах. Справа, на переднем плане - три фигуры, возможно, портреты членов семьи Монтефельтро в платьях из роскошных тканей. В последнее время возникла гипотеза, связывающая идею создания картины с драматическими событиями завоевания Константинополя (1453), последующим Крестовым походом (1455) и Собором в Мантуе в 1459.

К 1460-м гг. относятся фрески «Мадонна дель парто» в погребальной капелле Монтерки (Ареццо); «Воскресение Христа» в Палаццо Консерватори (Сансеполькро) и св. Мария Магдалина в соборе в Ареццо. В «Мадонне дель парто» художник избрал тему, редкую для итальянской живописи и достаточно распространенную во Франции и Испании - Богоматерь, носящая во чреве младенца. Два ангела справа и слева симметрично отдергивают завесу балдахина. Фигура торжествующего над смертью Спасителя в «Воскресении» полна жизненной силы и энергии. В ней радость жизни и света Воскресения противопоставлена тишине и мраку смерти в спящих воинах. В одном из них, положившем голову на край саркофага, узнают автопортрет Пьеро делла Франческа.

Последние работы

В 1470-е гг. Пьеро делла Франческа, должно быть, поддерживал тесные отношения с двором Монтефельтро в Урбино, одним из центров интеллектуальной жизни Италии. Для семьи Монтефельтро он написал парные портреты Баттисты Сфорцо и Федерико де Монтефельтро (1465-1475, оба - Галерея Уффици, Флоренция). В портретах правителей Урбино ярко проявились две составляющие искусства художника: нидерландская и итальянская. Нидерландская линия особенно заметна в передаче прически и украшений герцогини, в интересе к подробностям «ландшафта» лица герцога - глубокие морщины и крупные родинки; итальянская - в типе парного профильного портрета, особой ясности и структурности пространства, прозрачной чистоте воздуха. На оборотах обеих досок изображены триумфы герцога и его жены: Баттиста восседает на кресле, поставленном на колесницу, запряженной двумя единорогами - символами целомудрия, с раскрытой книгой в руках в окружении Добродетелей; Федерико стоит на колеснице, запряженной бигой белых лошадей, с жезлом в правой руке, увенчанный победным лавром.

Из церкви Санта Мария экстра Моения ди Синегаллия происходит «Мадонна ди Синегаллия» (ок. 1470, Национальная галерея Марше, Урбино). Ее поверхность словно соткана из солнечного света, широкие потоки которого проникают в комнату через открытое окно слева, проходят сквозь тончайший плат Богоматери, отражаются в перламутровых крыльях ангелов, жемчужной нити правого ангела и коралловом ожерелье младенца Христа.

Последнее из документально подтвержденных произведений Пьеро делла Франческа «Мадонна Монтефельтро», или «Сакра коверсационе» (Sacra Conversatione - Священное собеседование), написана для главного алтаря церкви Сан Бернардино в Урбино между 1472 и 1474 гг. (Пинакотека Брера, Милан). Живописная алтарная ниша словно заключает в объятия Мадонну с младенцем, предстоящих ей ангелов, святых и заказчика Федерико II Монтефельтро, смиренно опустившегося перед ней на колени. Глубина ниши подчеркнута изящной деталью - яйцо, подвешенное над головой Богоматери. «Мадонна Монтефельтро» стала последним шедевром мастера из Борго - в последние годы зрение стало покидать художника. Возможно, именно в эти годы Пьеро делла Франческа написал два научных трактата: «О перспективе, применяемой в живописи» - своеобразный учебник по перспективе, в котором впервые это явление было научно математически обосновано, и «Книгу о пяти правильных телах», содержащую практические решения вопросов стереометрии. После долгого пребывания при дворе Монтефельтро Пьеро делла Франческа вернулся домой, где скончался 11 или 12 октября 1492.

Искусство Пьеро делла Франческа ощутимо повлияло на итальянское искусство в целом и особенно на художников Северной Италии. Учениками художника были Мелоццо да Форли (1438-1494) и Лука Синьорелли (см. СИНЬОРЕЛЛИ Лука) (ок.1445-1523), талантливые художники кватроченто (см. КВАТРОЧЕНТО).

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА (Piero della Francesca)

(1406/1420-1492), итальянский живописец и математик, один из величайших мастеров эпохи Раннего Возрождения. Родился между 1406 и 1420 в Борго Сан-Сеполькро в Умбрии (ныне - северо-восточная часть Тосканы). Отсутствие каких-либо сведений о его художественной деятельности с 1439 по 1444 не дает возможности проследить первые шаги Пьеро делла Франческа в искусстве. До конца 1430-х - начала 1440-х годов ренессансные веяния не ощущались в Ареццо - одном из крупнейших городов Умбрии. Однако с 1439 благодаря контактам с искусством Флоренции Пьеро ознакомился с системой линейной перспективы, изобретенной Брунеллески и разработанной Альберти; скульптурой Донателло, Микелоццо и Луки делла Роббиа и созданным ими новым стилем; с искусством Мазаччо, который сочетал законы линейной перспективы с античными традициями для создания обладающих драматической мощью форм, смелые ракурсы и моделировку карнации при помощи резких темных теней. Влияние Мазаччо преобладает в ранних работах Пьеро делла Франческа, например в алтарном образе Мадонна делла Мизерикордиа, заказанном в 1445 Братством милосердия Борго Сан-Сеполькро (Сан-Сеполькро, Государственный музей). Художник из маленького городка, до 16 в. не попавшего в сферу культурного влияния Флоренции, Пьеро с готовностью учился у мастеров из других городов. У Доменико Венециано, на формирование которого, в свою очередь, оказал влияние стиль интернациональной готики, представленный в Венето творчеством Джентиле да Фабриано и Пизанелло, Пьеро делла Франческа научился натуралистической передаче освещения и светотени; этот прием лег в основу мощного поэтического реализма его произведений. Импрессионистические мотивы в трактовке листвы, заимствованные художником, возможно, у Доменико Венециано, в более поздних его работах, написанных под влиянием фламандской живописи, стали одной из самых ранних в западноевропейском искусстве попыток изображения предметов с учетом освещения. Несмотря на то, что Пьеро всегда сохранял тесную связь со своей семьей и родным городом, примерно с 1446 по 1454 он много работал при дворах правителей Пезаро, Феррары и Римини, в Болонье, Анконе и Лорето. Этим периодом датируется одна из его прекраснейших картин - Бичевание Христа (Урбино, Национальная галерея Марке), в которой фигуры и окружающая их архитектура построены со строгим соблюдением пропорций, все геометрически выверено и изображено в соответствии с законами линейной и воздушной перспективы (которые изменены только в группе с бичуемым Христом для постановки смыслового акцента композиции). В других картинах, созданных в этот период, например Св. Иероним (1450, Берлин, Государственный музей) и Св. Иероним с донатором (ок. 1452, Венеция, галерея Академии), впервые появляется пейзаж. В нем заметны возникшие во флорентийской живописи под влиянием северного искусства тенденции к большему реализму в построении композиции и передаче деталей, использованию воздушной перспективы и панорамных видов. В Ферраре художник написал не сохранившиеся до наших дней фрески по заказу братьев Леонелло и Барсо д'Эсте. В коллекции Леонелло были картины Рогира ван дер Вейдена, которые несомненно возбудили у Пьеро интерес к фламандской технике масляной живописи, к способам передачи света и импрессионистической трактовке золотых вышивок и кружев, столь виртуозно изображавшихся художниками 15 в. на богатых одеждах персонажей их картин. Подражание фламандской технике и импрессионистическая трактовка освещенных предметов появляются уже в Портрете Сиджизмондо Малатеста, правителя Римини (1451, Лувр). В период с 1446 по 1454 Пьеро создал стиль, который в основных чертах сохранился и в произведениях, относящихся уже к периоду его творческой зрелости. Для него характерны условность в изображении волос и глаз (знаменитые миндалевидные глаза, заимствованные у персонажей Доменико Венециано) и идеализация черт лица. Высокие фигуры построены по классическому канону пропорций Витрувия, но женские образы имеют удлиненные, слегка изогнутые шеи и высокие лбы - элементы позднеготического идеала красоты. В моделировке карнации Пьеро делла Франческа отдает предпочтение мягким тонам, плавным переходам в противоположность резким и темным теням, к которым прибегал в своих работах Мазаччо. В Бичевании Христа Пьеро демонстрирует явное нежелание изображать быстрые, резкие или часто повторяющиеся движения. Это в первую очередь объясняется его темпераментом, однако здесь также сыграло свою роль изучение античной скульптуры. Главное действие, собственно бичевание Христа, изображено слева на заднем плане, тогда как на переднем справа стоят в застывших позах спиной к происходящему три персонажа. Мучители Христа кажутся бесстрастными, остановившимися в своем движении, словно участники "живой картины". В картинах со строго канонической иконографией Пьеро делла Франческа предложил оригинальные колористические решения, отдавая предпочтение использованию холодных тонов и особенно большого количества оттенков синего. При дворах правителей-гуманистов в Ферраре, Пезаро и Римини Пьеро делла Франческа познакомился с культурой, главным устремлением которой было возрождение античности и использование ее достижений во всех сферах человеческой деятельности, от письма и почерков до изобразительных искусств. Под влиянием этого увлечения античностью Пьеро стал использовать в своих картинах классические формы, прежде всего в архитектурных фонах. Несмотря на многочисленные попытки понять методы построения архитектурных и пейзажных фонов у Пьеро делла Франческа, в его картинах не удалось обнаружить последовательного применения геометрического модуля или системы перспективных построений. Напротив, можно доказать, что Пьеро использовал композиционный принцип, доминировавший во флорентийской живописи середины 1430-х годов: последовательное уменьшение размеров фигур от переднего к дальнему плану; фигуры первого плана определяют также размер колонн изображенных построек. Античная архитектура у Пьеро совмещает в себе массивность, ясность и благородство форм с изящной легкостью орнамента. Постройки нередко оказываются незаконченными в пределах картинной плоскости, части их как будто отсечены в результате обрамления холста рамой. На формирование стиля Пьеро делла Франческа зрелого периода оказала влияние классическая скульптура, которую он видел в Риме. Его единственная засвидетельствованная документами поездка в Рим произошла в сентябре 1458-1459, когда по заказу папы Пия II он расписал фресками две залы в Ватиканском дворце. Как сообщает Вазари, Пьеро делла Франческа работал и для папы Николая V (1447-1454); должно быть, именно во время этой поездки мастер познакомился с произведениями античной скульптуры, прекрасное знание которой он демонстрирует в картине Крещение Христа (Лондон, Национальная галерея) и в цикле фресок Легенда о Святом Кресте (Ареццо, церковь Сан Франческо). На картине Крещение, написанной, вероятно, ок. 1453, Христос изображен стоящим в синих водах реки, в которых отражаются люди на берегу, - явное подражание фламандским мастерам. Во фреске Битва Константина с Максенцием из церкви Сан Франческо в Ареццо Пьеро делла Франческа повторяет мотив отражения. И здесь, и в Крещении пейзаж образует широкую панораму и построен строго по законам перспективы, формы несколько расплывчаты, как у Мазаччо и Мазолино, и показаны с учетом воздушной перспективы, знание которой он почерпнул из живописи фламандцев. В 1453 или 1454 Пьеро делла Франческа получил заказ на фрески для церкви Сан Франческо в Ареццо. Это самое знаменитое произведение мастера. Сюжет фресок - история обретения животворящего древа Креста, на котором был распят Христос. Стены расчленены на три регистра. На задней стене изображены два пророка. В люнете правой стены представлена смерть Адама, над могилой которого вырастает святое дерево. Далее - Царица Савская, пришедшая к Соломону, поклоняется Древу, из которого сделан порог, провидя в нем образ будущего Креста. Следующий эпизод - видение Креста Константину и его победа над Максенцием. Во втором ярусе левой и задней стены представлено обретение Креста императрицей Еленой: ей указывают место, где закопаны кресты, на которых были казнены Христос и два разбойника, и она чудесным образом узнает, на каком из трех крестов был распят Христос. Сцены этого знаменитого фрескового цикла не составляют строгой хронологической последовательности, а согласуются между собой по смыслу, устанавливая соответствия между различными эпизодами в истории обретения Креста. Пьеро делла Франческа строит большие композиции, подчеркивая положения и действия персонажей при помощи пространственных интервалов, световых и цветовых акцентов. Пластические формы и пустоты искусно противопоставлены во фресках, расположенных на противоположных стенах. Контраст иного рода достигается в результате сопоставления двух битв: конной атаки Константина и рукопашной схватки войск Ираклия и Хосрова. В сцене Видение Креста Константину использован эффект ночного освещения. Возможно, еще до отъезда в Рим в 1458 Пьеро делла Франческа выполнил фреску Воскресение в ратуше Борго-Сан Сеполькро, находящуюся сейчас в городском музее. В 1469 Пьеро делла Франческа закончил работу над алтарем, созданным им по заказу братства св. Августина в Борго. Алтарь был разделен на части в 17 в., и до настоящего времени сохранились только четыре доски с изображениями святых: св. Августин в Лиссабонском Национальном музее; св. Михаил в Лондонской Национальной галерее; св. Иоанн Евангелист в Собрании Фрик в Нью-Йорке и св. Николай Толентинский в музее Польди-Пеццоли в Милане. Фигуры объединены клссическим парапетом и пейзажным фоном. Около 1469 Пьеро создал еще один алтарный образ для францисканского монастыря Сант Антонио в Перудже (Милан, Брера). Алтарь имеет готическое обрамление, однако размещение четырех святых вокруг Мадонны на троне более свободное, чем в других композициях этого типа. По тонкости замысла и красоте колорита это - одно из наиболее удачных произведений художника. Примерно с середины 1460-х годов Пьеро делла Франческа работал при дворе Федериго да Монтефельтро - графа, а с 1474 герцога Урбино. По заказу герцога был написан знаменитый диптих с портретами самого Федериго и его жены, Баттисты Сфорца (Флоренция, галерея Уффици). Они изображены на фоне пейзажа, видимого с высоты птичьего полета (черта, характерная для фламандской живописи). В аллегорических композициях на оборотных сторонах портретов каждый из супругов представлен восседающим на триумфальной колеснице, тоже на фоне пейзажа. Портреты были созданы в память о Баттисте Сфорца после ее смерти в 1472. Кроме того, Федериго да Монтефельтро заказал Пьеро делла Франческа алтарный образ (Милан, галерея Брера) для перестроенной им францисканской церкви Сан Донато, позднее переименованной в Сан Бернардино, где он изображен коленопреклоненным перед Богоматерью. Богоматерь сопровождают святые, столь спокойные и неподвижные, что их фигуры кажутся частью величественных стен, поднимающихся за их спинами. Последние по времени из сохранившихся работ Пьеро делла Франческа - Мадонна ди Сенигаллиа (1478-1490, Урбино, Национальная галерея), написанная для дочери и зятя Федериго, и плохо сохранившаяся картина Рождество (Лондон, Национальная галерея), написанная мастером, очевидно, ок. 1484 для своей семьи. В последней заметно влияние фламандского искусства, в частности Алтаря Портинари Гуго ван дер Гуса (Флоренция, галерея Уффици), привезенного во Флоренцию в 1483. В старости Пьеро делла Франческа оставил живопись, по-видимому, из-за ухудшения зрения, и обратился к математике. Наиболее значительный из его математических трактатов, предназначенный для художников и ученых, - О перспективе в живописи (De prospectiva pingendi).

Умер Пьеро делла Франческа в Борго 12 октября 1492.

ЛИТЕРАТУРА

Лазарев В.Н. Пьеро делла Франческа. М., 1966 Анджелини А. Пьеро делла Франческа [[Альбом]]. М., 1997

Грамматический словарь

Полезные сервисы

пьеро делла франческа (piero della francesca)

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

пьеро ди козимо

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

ПЬЕРО ДИ КОЗИМО (Piero di Cosimo; Piero di Lorenzo)

(1462-1521), флорентийский живописец. Годы его творчества пришлись на период перехода от раннего к Высокому Возрождению. Будучи учеником Козимо Росселли, Пьеро ди Козимо сопровождал своего учителя во время поездки в Рим, куда тот был приглашен в 1482 вместе с Боттичелли, Перуджино и Доменико Гирландайо для росписи стен Сикстинской капеллы. К 1486 Пьеро ди Козимо уже начал работать самостоятельно и получил заказ от флорентийского купца Франческо Пульезе на украшение одной из комнат его дворца картинами на мифологические сюжеты. Две Сцены охоты (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и Лесной пожар (Оксфорд, музей Ашмола), созданные в 1490-1500-е годы, являются аллегорическими изображениями древней истории человечества, перехода от каменного века к железному, от первобытного состояния к цивилизации, творчеству и созидательному труду. Пьеро ди Козимо черпал вдохновение в произведениях, обладавших внутренней энергией и мощным натурализмом, таких, как работы Синьорелли и Поллайоло. При создании произведений на религиозные сюжеты Пьеро ди Козимо не мог соперничать с Боттичелли и Филиппино Липпи: ему никогда не удавалось достичь такого же изящества линий. В картине Венера и Марс (1490-е годы, Берлин - Далем) Пьеро ди Козимо пытается подражать известному произведению Боттичелли на тот же сюжет, намного более изящному и одухотворенному. Примерно с 1500, когда Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию после семнадцатилетнего отсутствия, стало ощутимым его влияние на живопись Пьеро ди Козимо. В картинах последнего появились мягкие тени и сфумато (туманные, расплывчатые контуры). Он перешел от смешанной техники - темперой и маслом - к работе одним только маслом. В этой технике художник создал одно из самых знаменитых своих произведений - Портрет Симонетты Веспуччи (ок. 1490, Шантийи, музей Конде). Наибольшую известность получила картина Пьеро ди Козимо зрелого периода творчества - Смерть Прокриды (Лондон, Национальная галерея). Здесь и общее настроение, и пейзаж с извилистыми линиями берега и холма вторят формам тела умирающей нимфы. Даже в старости, когда силы начали оставлять художника, он продолжал работать; одна из его поздних картин - Персей и Андромеда (ок. 1515-1520, Флоренция, галерея Уффици).

Полезные сервисы

пьеро ди козимо (piero di cosimo)

пьерон (pieron) анри

пьерон анри

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

пьерри

Словарь галлицизмов русского языка

ПЬЕРРИ * Pierry. Список вин, которыя могут быть подаваемы за каждым порядочным столом. Шампанския. Аи (aï- ), Бужи (bougy ), Шабли (chablis), Красное (rouge), Белая микстура (blanche Tisane), Готвилье (hautvilliers), Куропаткин глаз (oeil de Perdrix ), Пьерри (pierry ), Рейльи (reuilly ), Сен-Жюльен дю Со (st. Julien du Sault), Тоннер (tonnerre), Верзи-Верзене ( Verzi Verzenay ), Силлери (syllery ). Эконом 1841 11 92.

Полезные сервисы

пьерро

пьерротит

Синонимы к слову пьерротит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

пьеррье

пьерфранческо

Сканворды для слова пьерфранческо

Полезные сервисы