Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

италия. культура

Энциклопедия Кольера

Италия славится богатейшими в мире культурными традициями. Достижения итальянцев в искусстве, архитектуре, литературе, музыке и науке оказали большое влияние на развитие культуры во многих других странах. Задолго до возникновения цивилизации Древнего Рима сложились культуры этрусков в Тоскане и греков на юге Италии. После падения Римской империи на территории Италии культура пришла в упадок, и только в 11 в. появились первые признаки ее возрождения. Своего нового расцвета она достигла в 14 в. В эпоху Возрождения итальянцы играли ведущую роль в европейской науке и искусстве. Тогда творили такие выдающиеся художники и скульпторы, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело, писатели Данте, Петрарка и Боккаччо.

Литература. Итальянская литература появилась на европейской арене поздно. Латинский язык использовался в качестве литературного вплоть до 13 в. и сохранял свое значение до 16 в. Разговорный итальянский язык медленно укреплял свои позиции в литературе. Истоки итальянской литературы восходят к традициям придворной любовной лирики, заложенным Сицилийской школой в подражание провансальским образцам. Эта поэзия процветала при дворе Фридриха II в Палермо в начале 13 в. Примерно в то же время в Умбрии под влиянием сочинений св. Франциска Ассизского создавались стихотворения на религиозные темы. Однако только в Тоскане были заложены основы литературного итальянского языка. Наиболее выдающимся тосканским поэтом был уроженец Флоренции Данте Алигьери, автор Божественной комедии - одного из величайших шедевров мировой литературы. Он сыграл выдающуюся роль в развитии литературы позднего Средневековья, что во многом способствовало превращению тосканского диалекта в общеитальянский литературный язык. Вслед за Данте появились другие литераторы раннего Возрождения - Франческо Петрарка, автор лирических стихотворений и сонетов, и Джованни Боккаччо, заслуживший мировую известность сборником новелл Декамерон. Данте, Петрарка и Боккаччо предопределили дальнейшее развитие литературы на итальянском языке, а в 15 в. вновь временно возродился интерес к латинскому языку. В 16 в. творили два выдающихся итальянских поэта - Лудовико Ариосто, автор героической рыцарской поэмы Неистовый Роланд, являющейся примером Высокого Возрождения, и Торквато Тассо, автор поэмы Освобожденный Иерусалим, пронизанной духом воинствующего католицизма. В 18 в. возрождаются классическая комедия (Карло Гольдони), трагедия (Витторио Альфьери) и поэзия (Джузеппе Парини). В 19 в. движение за реформы и независимость стимулировало развитие литературы. Алессандро Мандзони - поэт, драматург, критик и романист - прославился своим выдающимся историческим романом Обрученные. Поэзия Джакомо Леопарди была пронизана глубоким чувством любви к родине. После объединения страны главной фигурой в итальянской литературе стал Джозуэ Кардуччи. В 1906 он стал первым из итальянцев, получившим Нобелевскую премию за свои стихотворения, поэмы и исследования по истории итальянской литературы. Постепенно итальянская художественная литература стала осваивать новые литературные жанры. Сицилийский писатель Джованни Верга, автор повестей о жизни крестьян и рыбаков Южной Италии, основал школу веризма (реализма). Его повесть Сельская честь вдохновила композитора Пьетро Масканьи на сочинение одноименной оперы. Грация Деледда, получившая в 1926 Нобелевскую премию по литературе, написала более 30 романов и несколько сборников рассказов о жизни народа на ее родной Сардинии. В начале 20 в. выделялся писатель Габриеле Д'Аннунцио, в романах которого прославлялся культ сильной личности и критиковалось итальянское общество. Сразу после Первой мировой войны значительную известность приобрел Альфредо Пандзини, острый и глубокий писатель-юморист. В его лучшем произведении Сказки о добродетели обнажаются человеческие страсти и экономические проблемы современного общества. Итало Свево прославился романом Самопознание Дзено. В это же время творили писатели старшего поколения Риккардо Баккелли, автор исторической трилогии Мельница на По; Альдо Палаццески, создавший гениальную сатиру в романах Сестры Метерасси и Кодекс Перл; Джованни Папини, известный своими книгами История Христа, Конченый человек, а также интеллектуальной сатирой Гог; и Коррадо Альваро, описывавший жизнь крестьян Калабрии. Выдающимся деятелем итальянской литературы первой половины 20 в. был Бенедетто Кроче, философ, гуманист и критик. Помимо научной деятельности, Кроче был политиком, активно противостоявшим фашизму. В годы фашистской диктатуры многие итальянские писатели были вынуждены эмигрировать; среди них и писатель левого толка Иньяцио Силоне. Он написал романы о жизни людей, населяющих холмистые местности недалеко от Рима (Фонтамара, Хлеб и вино) и сатирический памфлет Школа для диктаторов. Карло Леви, врач, художник и писатель, был сослан в Южную Италию, где описал нищету деревенской жизни в романе Христос остановился в Эболи. Фашизм, война и движение Сопротивления получили отражение в итальянской художественной литературе. Роман Альберто Моравиа Равнодушные изображает конформизм итальянского общества во время господства фашизма. Эта тема обсуждается и в его послевоенных сочинениях, например в Конформисте. Наиболее известные произведения Моравиа - Две женщины, Римлянка, Супружеская любовь, Римские рассказы и Новые римские рассказы. Как и в киноискусстве, в литературе господствующим направлением в период после Второй мировой войны был неореализм, сыгравший решающую роль в возрождении романа в Италии. Романы Джузеппе Маротта (Золото Неаполя и Святой Януарий никогда не говорит: нет!) и Васко Пратолини (Герой нашего времени и Повесть о бедных влюбленных), представляют собой замечательные образцы неореализма, созданные соответственно в Неаполе и во Флоренции. В 1960-е годы такие писатели, как Джорджо Бассани (Сад Финци-Контини) и Наталия Гинзбург (Семейный лексикон), рассматривают преимущественно проблемы личности. В этих произведениях неореализм уступил место неоавангардизму. Новые направления складывались под сильным влиянием идей писателя Карло Эмилио Гадда. Международную известность получил сицилийский писатель Леонардо Шаша (Соль на рану, Мафия Вендетта, Смерть инквизитора, Египетский совет, Благословение). Международного признания как мастер современной сказки и теоретик литературы добился также Итало Кальвино (Тропинка к паучьим гнездам, Наши предки, Итальянские народные сказки, Космикомикс, Начало отсчета времени, Если зимней ночью путешественник). Роман Умберто Эко Имя Розы стал мировым бестселлером в начале 1980-х годов. Среди более ранних итальянских бестселлеров выделяются повести Джованни Гуарески о Доне Камилло, приходском священнике, боровшимся с местным мэром-коммунистом. В 1958 книга Джузеппе Томази ди Лампедуза Леопард стала первым итальянским романом, который был распродан в количестве 100 тыс. экземпляров за один год. Карло Кассола и Джорджо Бассани были наиболее читаемыми итальянскими писателями в 1960-е годы, а в 1974 роман Эльзы Моранте История побил все предыдущие рекорды популярности. Дино Будзати, Марио Солдати, Оттиеро Оттиери, Беппе Фенольо и Пьер Паоло Пазолини приобрели известность как авторы романов, многие итальянские авторы легко преодолевали барьеры между литературными жанрами и между литературой и журналистикой. Величайшим итальянским драматургом конца 19 - начала 20 вв. был Луиджи Пиранделло, получивший Нобелевскую премию в 1934. Среди его лучших пьес - Шесть персонажей в поисках автора, Генрих IV, Вы правы; все они связаны с конфликтом между иллюзией и реальностью и с проблемами нашего времени, которые по самой своей природе неразрешимы. Перу Сема Бенелли принадлежат Маска Брута и Ужин насмешек - исторические трагедии в белых стихах. Тристан и Изольда Этторе Москино, Фантастический Замок грез Энрико Бутти, Орион и Глауко Э.Л.Морселли тоже написаны весьма выразительным белым стихом. Известность Роберто Бракко как драматурга связана с его Маленьким святым - одним из шедевров современной итальянской драматургии. Многим его пьесам присущи явно феминистские мотивы, это психологические и духовные трагедии. Суд над Иисусом Диего Фаббри был поставлен на сценах всей Европы. Со второй половины 1950-х годов драматурги Дарио Фо и Франка Раме тоже добились международного признания своими блестящими сатирическими произведениями. Итальянская поэзия, подобно итальянскому искусству, в начале 20 в. испытала на себе влияние футуризма - движения, стремившегося отразить новые реалии современной жизни. У его истоков (1909) стоял поэт Филиппо Томмазо Маринетти. Футуризм привлек немногих видных итальянских поэтов, но оказал глубокое влияние на духовную жизнь страны. Впрочем, выдающийся поэт Италии 20 в. Сальваторе Квазимодо не имел ничего общего с футуризмом. Его "герметическая" поэзия воплощала глубоко индивидуальное начало и отличалась высоким мастерством, изящным стилем, отражающим лиричность поэтического вдохновения. Другие признанные представители герметизма в поэзии - Джузеппе Унгаретти и Эудженио Монтале. Квазимодо был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1959, а Монтале - в 1975. Более молодые поэты, завоевавшие признание после Второй мировой войны, - Пьер Паоло Пазолини, Франко Фортини, Маргерита Гуидаччи, Рокко Скотелларо, Андреа Дзанотто, Антонио Ринальди и Микеле Пьерри.

Искусство. Истоки художественного величия Италии восходят к 14 в., к произведениям живописи флорентийской школы, величайшим представителем которой был Джотто ди Бондоне. Джотто порвал с манерой византийской живописи, доминировавшей в итальянском средневековом искусстве, и придал естественное тепло и эмоциональность фигурам, изображенным на его больших фресках во Флоренции, Ассизи и Равенне. Натуралистические принципы Джотто и его последователей были продолжены Мазаччо, создавшим величественные реалистические фрески с мастерской передачей светотеней. Другие видные представители флорентийской школы эпохи раннего Возрождения - живописец Фра Анжелико и скульптор и ювелир Лоренцо Гиберти. В начале 15 в. Флоренция превратилась в крупный центр итальянского искусства. Паоло Уччелло достиг высокого уровня мастерства в передаче линейной перспективы. Донателло, ученик Гиберти, создал впервые со времен Древнего Рима свободно стоящую обнаженную скульптуру и конную статую. Филиппо Брунеллески перенес стиль Возрождения в архитектуру, Фра Филиппо Липпи и его сын Филиппино писали изящные картины на религиозные темы. Графическое мастерство флорентийской школы живописи развивалось такими художниками 15 в., как Доменико Гирландайо и Сандро Боттичелли. В конце 15 - начале 16 в. в итальянском искусстве выделялись три выдающихся мастера. Микеланджело Буонаротти, величайший из деятелей эпохи Возрождения, прославился как скульптор (Пьета, Давид, Моисей), живописец, расписавший потолок Сикстинской капеллы, и архитектор, проектировавший купол собора св. Петра в Риме. Картины Леонардо да Винчи Тайная вечеря и Мона Лиза принадлежат к числу шедевров мировой живописи. Рафаэль Санти в своих полотнах (Сикстинская Мадонна, Св. Георгий и дракон и др.) воплотил жизнеутверждающие идеалы эпохи Возрождения. Расцвет искусства в Венеции наступил позже, чем во Флоренции, и продолжался гораздо дольше. Венецианские художники по сравнению с флорентийскими были менее связаны с определенным направлением, но на их полотнах ощущается кипение жизни, эмоциональная насыщенность и буйство красок, обеспечившие им неувядающую славу. Тициан, величайший из венецианских художников, существенно обогатил живопись, применив свободное письмо открытым мазком и тончайший красочный хроматизм. В 16 в. вместе с Тицианом в венецианской живописи доминировали Джорджоне, Пальма Веккио, Тинторетто и Паоло Веронезе. Ведущим итальянским мастером 17 в. был скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини, создавший проект колоннады на площади перед собором св. Петра, а также многие монументальные скульптуры в Риме. Караваджо и Карраччи создали новые важные направления в живописи. Венецианская живопись пережила краткий период подъема в 18 в., когда творили художник-пейзажист Каналетто и создатель декоративных росписей и фресок Джованни Баттиста Тьеполо. Среди итальянских художников 18-19 вв. выделяются гравер Джованни Баттиста Пиранези, который приобрел известность картинами руин древнего Рима; скульптор Антонио Канова, работавший в неоклассическом стиле; группа флорентийских живописцев, представителей демократического направления в итальянской живописи 1860-1880-х годов - Маккьяйоли. Италия дала миру много талантливых живописцев, и в 20 в. Амедео Модильяни прославился своими меланхоличными обнаженными фигурами с характерными вытянутыми овальными лицами и миндалевидными глазами. Джорджо де Кирико и Филиппо де Писис развили метафизическое и сюрреалистическое направления в живописи, завоевавшие популярность после Первой мировой войны. Многие итальянские художники, включая Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джакомо Балла и Джино Серверини, принадлежали к футуристическому течению, модному в 1910-1930-х годах. Представители этого направления частично унаследовали технику кубистов и широко использовали правильные геометрические формы. После Второй мировой войны молодое поколение художников в поисках новых путей обратились к абстрактному искусству. Лучо Фонтана, Альберто Бурри и Эмилио Ведова сыграли ключевую роль в послевоенном возрождении итальянской живописи. Они заложили основу того, что позже было названо "искусство нищеты" (arte povere). В последнее время международное признание завоевали Сандро Киа, Миммо Паладино, Энцо Кукки и Франческо Клементе. Среди видных современных итальянских скульпторов выделяются уроженец Швейцарии Альберто Джакометти, известный искусно выполненными произведениями из бронзы и терракоты, Мирко Базальделла, создающий монументальные абстрактные композиции из металла, Джакомо Манцу и Марино Марини. В архитектуре наиболее прославился Пьер Луиджи Нерви, использующий новые инженерные принципы при строительстве стадионов, ангаров для самолетов и заводов.

Музыка. Начиная с 4 в. н.э., когда св. Амвросий ввел на Западе греческий стиль в церковном пении, Италия стала лидировать в создании и развитии новых вокальных форм. Именно здесь благодаря творчеству Пьетро Казеллы, друга великого поэта Данте Алигьери, возник мадригал. Эта форма достигла наивысшего развития в 16 в. в лирических и эмоциональных мадригалах Луки Маренцио, напоминающих диссонансные произведения композитора Карло Джезуальдо ди Веноза. В области церковной музыки Италия эпохи Возрождения подарила миру одного из величайших композиторов Джованни Пьерлуиджи де Палестрина, чьи мессы и мотеты до сих пор используются как совершенные образцы музыкального мастерства. Итальянское музыкальное искусство достигло высшей точки своего развития прежде всего в опере. Вероятно, первой оперой была Дафна Якопо Пери, написанная в 1594. Вместе с другой оперой Пери Эвридика она послужила стимулом для творчества великого Клаудио Монтеверди, прославившегося тогда своими знаменитыми мадригалами. В Орфее Монтеверди впервые создал истинно современную музыкальную драму. С этого времени опера на протяжении более 100 лет являлась господствующей формой музыкального искусства в Европе, причем тон задавали итальянские композиторы. Итальянская опера достигла расцвета в 19 в. Великими композиторами в начале этого столетия были Джоаккино Россини, прославившийся Севильским цирюльником и Семирамидой, и его современники Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини. В середине 19 в. начался новый подъем оперной музыки. Джузеппе Верди продемонстрировал мастерство в таких драматических шедеврах, как Риголетто, Травиата, Аида и Отелло. В конце 19 - начале 20 в. реализм в опере достигает высшей стадии развития в произведениях Пьетро Масканьи (Сельская честь), Руджеро Леонкавалло (Паяцы), Умберто Джордано (Андре Шенье) и Джакомо Пуччини (Богема, Тоска, Мадам Баттерфляй). Хотя итальянцы до сих пор отдают предпочтение знаменитым операм прошлого, постепенно растет популярность современных произведений. Среди лучших оперных композиторов 20 в. отметим Ильдебрандо Пиццетти (Клитемнестра и Ифигения); Франко Альфано (Доктор Антонио и Сакунтала); Пьетро Каноника (Коринфская невеста и Медея); Луиджи Даллапиккола (Узник) и Гоффредо Петрасси (Кордовано). Всемирную известность приобрели "Театро дель опера в Риме" и "Ла Скала" в Милане, где ставятся оперные спектакли. Наряду со многими оперными театрами Италии они субсидируются государством. Великолепные оперные сезоны проходят в Неаполе, Палермо, Венеции, Флоренции, Болонье и Турине. В летнее время спектакли на открытом воздухе устраивают в Термах Каракаллы в Риме, на древнеримской арене в Вероне, в замке Сфорца в Милане, на о.Сан-Джорджо в Венеции и в "Театро Медитерранео" в Неаполе. Италия дала миру многих выдающихся оперных певцов, включая теноров Энрико Карузо, Беньямино Джильи, Тито Скипа, Марио дель Монако, Карло Бергонци и Лучано Паваротти; баритонов Антонио Скотти, Тито Гобби и Джузеппе Таддеи; басов Эцио Пинца и Чезаре Сьепи; сопрано Аделину Патти, Амелиту Галли-Курчи, Ренату Тибальди, Ренату Скотто и Миреллу Френи; меццо-сопрано Чечилию Бартоли. Итальянцы проявили музыкальные таланты не только в оперном искусстве. Они выступили как новаторы и в других областях музыки. В 11 в. монах Гвидо Д'Ареццо изобрел систему нотного письма (включая знаки ключей), ставшую предшественницей современной музыкальной грамоты. Развитию инструментальной музыки на Западе весьма способствовало творчество композитора эпохи Возрождения Андреа Габриели и его племянника Джованни Габриели. В 17 в. Джироламо Фрескобальди обогатил органную музыку. Арканджело Корелли и Антонио Вивальди были создателями музыкального жанра кончерто гроссо, Алессандро Скарлатти заложил гармонические основы симфонической музыки, а его сын Доменико Скарлатти был одним из основоположников виртуозной игры на клавесине. В современной музыкальной жизни яркую роль сыграли итальянские дирижеры. Артуро Тосканини и Виктор де Сабата вошли в число выдающихся дирижеров первой половины 20 в. В 1992 три из пяти самых престижных дирижерских постов занимали итальянцы: Клаудио Аббадо в Берлине, Риккардо Кайли в Амстердаме и Риккардо Мути в Филадельфии. Вершины этой профессии достиг Карло Мария Джулини (р. 1914).

Образование. Система образования в Италии находится под контролем государства. Министерство образования обеспечивает материальное содержание школ на всех уровнях и строго контролирует обучение в частных школах. Оно разрабатывает учебные программы и устраивает конкурсные экзамены для занятия преподавательских должностей во всех государственных школах. Хотя большинство университетов и других высших учебных заведений содержится государством, все они пользуются автономией в организационном отношении и свободой составления учебных программ. Для поддержания высокого уровня образования для большинства профессий введены обязательные государственные экзамены. Для детей в возрасте до шести лет имеются частные ясли и детские сады. Их посещение не является обязательным. Тем не менее Министерство народного образования оказывает им значительную финансовую поддержку. Обучение детей в возрасте от 6 до 14 лет - обязательное и бесплатное. Начальную пятилетнюю школу посещают дети с 6 до 11 лет. До 1963 по окончании такой школы ребенок мог приступить к изучению общеобразовательных гуманитарных, естественных и педагогических дисциплин или поступить в профессиональную школу для овладения каким-либо ремеслом или основами торгового дела. В 1963 оба типа школ слились в объединенную трехлетнюю школу, и получение образования на этом уровне стало обязательным. По окончании такой школы в возрасте 14 лет перед учащимся, желающим продолжить школьное образование, открываются два пути: общеобразовательные (академические) школы и технические училища, т.н. институты - те и другие с пятилетним сроком обучения. Общеобразовательные школы имеют четыре специализации: гуманитарную, естественнонаучную, педагогическую и художественную. По окончании одной из таких школ учащийся может поступить в университет. Технические училища подразделяются на сельскохозяйственные, торговые, землеустроительные, мореходные и промышленные. Выпускники училищ могут поступить на соответствующие факультеты университетов.

Университеты. В начале 1990-х годов в Италии насчитывался 41 государственный университет, из них 20 были основаны до 1600. Крупнейшие университеты находятся в Риме, Неаполе, Милане, Болонье и Падуе. Кроме того функционировали политехнические институты в Милане и Турине, а также ряд частных университетов, включая самый большой - Католический университет в Милане. Во многих итальянских городах имеются консерватории и художественные институты. Болонский университет, основанный в 11 в., был широко известен еще в Средние века. Другие старинные университеты были основаны в Парме (962); Модене (1175); Перудже (1200); Падуе (1222); Неаполе (1224); Сиене (1240); Мачерате (1290); Риме (1303); Флоренции (1321); Камерино (1336); Пизе (1343); Павии (1361) и Ферраре (1391). В начале 1990-х годов (по последней переписи) во всех высших учебных заведениях Италии обучалось ок. 1,2 млн. студентов (из них более 1 млн. - в государственных университетах) против 75 тыс. в конце 1930-х годов. Рост числа студентов во многом связан с вовлечением женщин в систему высшего образования. В конце 1930-х годов на их долю приходилось лишь 20%, а в конце 1970-х - более 40%. Несмотря на эти достижения, Италия продолжает отставать от ведущих европейских стран по размерам расходов на высшее образование и числу дипломированных специалистов. Срок обучения на большинстве факультетов университетов рассчитан на четыре года, однако на химическом, инженерном и архитектурном факультетах он составляет пять лет, а на медицинском - шесть. С 1963 студенты, имеющие оценки выше средних и нуждающиеся в средствах, получают небольшие стипендии. В начале 1990-х годов в итальянских университетах обучались более 25 тыс. иностранных студентов. Некоторые университеты предлагают для иностранцев специальные программы по итальянскому языку, литературе, искусству и культуре.

Учреждения культуры. Академии. В ведении Министерства народного образования находятся свыше 200 академий и учреждений культуры, включая учебные центры и объединения по изучению итальянской истории, а также научные и литературные институты и общества. Задача национальной Академии Линчеи, основанной в 1603, - распространение знаний в области науки, истории и филологии. Национальное общество Данте Алигьери ставит своей целью оказание помощи в изучении итальянского языка и культуры за пределами Италии. Литературная академия Аркадия, созданная в 1690, занимается исследованиями в области литературы и наук. Широкую известность приобрели также Академия наук в Болонье, Академия итальянского языка Круска, Ломбардский институт наук и литературы, Виргилианская академия наук, литературы и искусств в Мантуе, и Академия наук, литературы и изящных искусств в Палермо. Эти академии и институты финансируют часто созываемые конференции ученых, писателей и художников из Италии и других стран. Многие европейские и американские страны организовали в Италии свои академии. Самая старая и наиболее знаменитая - Французская академия в Риме, основанная в 1666. Другие иностранные институты, преимущественно специализирующиеся в области искусств и археологии, находятся во Флоренции, Болонье, Неаполе, Риме, Милане и Турине. Американская академия в Риме предлагает желающим курсы по архитектуре, живописи, скульптуре, изучению античного мира и музыкальной композиции.

Библиотеки. Во всех крупных и во многих средних городах имеются превосходные библиотеки. Помимо специальных и университетских библиотек, имеются также национальные и провинциальные библиотеки, бесплатно обслуживающие учащихся. Наиболее крупные библиотеки Италии: Ватиканская библиотека, Библиотека Сената, Библиотека Палаты депутатов и Центральная национальная библиотека в Риме; Библиотека Амброзиана, национальная библиотека Брайдензе и библиотека Коммерческого университета Луиджи Боккони в Милане; Библиотека Медичи Лауренциана и национальные библиотеки во Флоренции, Неаполе и Венеции. Для организации временного пользования книгами создана национальная система книгообмена.

Музеи. Знаменитый Ватиканский музей представляет собой всемирно известное собрание произведений искусства и античных древностей. Другие крупные музеи - Капитолийский музей, галерея Боргезе, Национальный музей и Вилла-Джулия в Риме; галерея Уффици и палаццо Питти во Флоренции, музей Полди - Пеццоли и Пинакотека Брера в Милане, Городской музей в Болонье и Национальный археологический музей в Неаполе.

Средства массовой информации. Печать. В Италии в 1990-х годах выходило 73 ежедневных газеты общим тиражом ок. 9 млн. экземпляров, т.е. на каждые шесть человек приходилась одна газета. 38 ежедневных газет издаются в северной части страны, 23 - в центральной и 12 - в южной. Такое распределение отражает не столько различные уровни политического сознания, сколько различия в численности неграмотных и покупательной способности населения. Ежедневный тираж газет колеблется от 10-20 тыс. экземпляров для небольших провинциальных изданий до 500 тыс. экземпляров и более - для крупных национальных газет. Основные независимые ежедневные газеты - "Корриере делла сера", "Нотте", "Джорнале Нуово" и "Джорно", в Милане; "Стампа" в Турине; "Мессаджеро", "Темпо", и "Репубблика" в Риме; "Ресто дель Карлино" в Болонье; "Национе" во Флоренции и "Гадзеттино" в Венеции. Официальными органами основных политических партий являются "Пополо" (Христианско-демократическая партия), "Унита" (Демократическая левая партия), "Аванти" (Социалистическая партия) и "Уманита" (Социал-демократическая партия). Ведущие финансовые газеты Италии: "Соле - 24 оре" в Милане и "Фьорино" в Риме. В Ватикане регулярно выходит газета "Оссерваторе романо". Для итальянских газет характерно наличие раздела о культуре, т.н. "третьей страницы". Этот раздел открывается литературным обзором (elzeviero). В создании данного раздела принимают участие видные писатели, историки, художники, юристы, социологи и ученые.

Большим успехом в Италии пользуются еженедельные иллюстрированные журналы "Эуропео", "Эпока", "Темпо", "Оджи", "Дженте", "Эспрессо" и др. Их общий тираж превышает 900 тыс. экземпляров.

Радио и телевидение. В Италии взимается абонентская плата за пользование радиоприемниками и телевизорами. Государственная компания "Радиотелевизионе Италия" имела монополию на радио- и телевещание со времени ее основания в 1924 до 1976. Эта компания ведет передачи по трем телевизионным каналам, один из них для христианских демократов, другой - для социалистов, и третий - в основном для бывших коммунистов. Функционируют несколько частных телекомпаний.

Кино. Итальянские кинокартины получили всемирное признание в период после окончания Второй мировой войны, что благоприятствовало стабильному развитию киноиндустрии. В то время утвердилось целое направление в итальянской кинематографии - неореализм. К числу первых образцов неореалистических фильмов относятся работы режиссеров: Роберто Росселини Рим - открытый город (1945), Чудо (1948); Витторио де Сика Шуша (1946), Похитители велосипедов (1949); Дино де Лауренти Горький рис (1950). Среди других фильмов этого жанра выделяются: Умберто (1952); Крыша (1956) и Две женщины (1961) Витторио де Сика, а также фильм Федерико Феллини Дорога (1954). Впоследствии итальянские режиссеры испытали на себе влияние французского кино новой волны. Здесь можно вспомнить фильмы Росселини Генерал делла Ровере (1959), Феллини Сладкая жизнь (1960) и Микеланжело Антониони Приключение (1961). Показателем тематического разнообразия итальянских кинофильмов 1960-х годов являются сатирическая комедия Пьетро Джерми Развод по-итальянски (1962) и реалистический фильм Пьера Паоло Пазолини Евангелие от Матфея (1966). Феллини все более уходит в мир фантазии в таких фильмах, как Восемь с половиной (1963), Джульетта и духи (1965) и Сатирикон Феллини (1970). В 1970-е годы итальянские мастера кино начинают проявлять больший интерес к историческим сюжетам. События фашистского периода показаны в фильмах Конформист (1970) Бернардо Бертолуччи, Сад Финци-Контини (1971) Витторио де Сика, в весьма противоречивом фильме Сало, или 120 дней Содома (1976) и Семь красоток (1976) Лины Вертмюллер. Из выдающихся фильмов 1980-х - начала 1990-х годов следует выделить работы Микеланджело Антониони Идентификация женщины (1982), Франко Дзеффирелли Травиата (1983) и Отелло (1984), Федерико Феллини И корабль идет (1983) и Джинджер и Фред (1986), Лины Вертмюллер Ирония судьбы (1984), Джузеппе Торнаторе Кинорай (1989), Джанни Амелио Распахнутые двери (1990), Пупи Авати Повесть о мальчиках и девочках (1991) и Торнаторе Прекрасный для всех (1991). В Венеции ежегодно проводится кинофестиваль "Международная выставка киноискусства".

Наука. В Италии существуют издавна сложившиеся научные традиции. Среди великих ученых прошлого выделяются основоположники современной физики Галилео Галилей и Эванджелиста Торричелли ; исследователи электричества Алессандро Вольта и Луиджи Гальвани; создатель современной молекулярной теории газов Амедео Авогадро и изобретатель беспроволочного телеграфа Гульельмо Маркони. Развитие науки в Италии затормозилось в период фашистской диктатуры, когда страну покинули некоторые видные ученые, включая лауреата Нобелевской премии по физике Энрико Ферми. До недавнего времени наука не получала широкой финансовой поддержки от правительства, частных фондов и промышленных компаний, как это обычно бывает во многих других странах. Теперь правительство через Национальный совет исследований приняло программу предоставления финансовой помощи научным институтам страны для осуществления исследовательских проектов.

Ядерные исследования. Сразу после Второй мировой войны многие итальянские ученые вошли в состав Национального института ядерной физики. В 1952 был создан Национальный комитет по ядерным исследованиям, а в 1960 он был преобразован в Национальный комитет по ядерной энергии, учрежденный с целью создания независимой итальянской атомной энергетики. В 1959 в Казачче близ Рима был основан итальянский центр по ядерным исследованиям, где был построен один из самых крупных в мире экспериментальных синхрофазотронов. Впоследствии были созданы и другие исследовательские центры - в Варесе, Палермо, Салудже (близ Верчелли) и в Милане (Центр по ядерным исследованиям имени Энрико Ферми). Италия - член Евроатома (Европейского агентства по мирному использованию атомной энергии). Она является одним из основателей Европейского центра ядерных исследований.

Спорт. Самый популярный вид спорта в Италии - футбол. В выходные дни трибуны заполняются болельщиками, фанатически преданными своим командам. "Адзурри" (небесно-голубые) - название профессиональной сборной команды страны. Итальянские команды выигрывали кубок мира по футболу и становились чемпионами Олимпийских игр. Не менее популярны велосипедные гонки, по которым в Италии самое большое число чемпионов мира. Ежегодно в стране проводятся велосипедные гонки "Джиру Италия". Трасса охватывает почти всю страну, и соревнования продолжаются около трех недель. Итальянские гоночные машины и автомобилисты на протяжении многих лет активно участвовали в международных соревнованиях. Знаменитый гоночный трек в Монце считается одним из лучших в мире, и там ежегодно проводятся международные состязания. Другие виды спорта, в которых прославились итальянцы, - теннис, фехтование, верховая езда, бобслей и парусный спорт.

Полезные сервисы

югославия. история

Энциклопедия Кольера

Описание истории Югославии до Первой мировой войны см.

БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА;

МАКЕДОНИЯ;

СЛОВЕНИЯ;

ХОРВАТИЯ.

В 1840-е годы на Балканах возникло движение, направленное на политическое объединение всех южных славян - сербов, хорватов, словенцев и болгар (это движение часто путали со стремлением Сербии объединить всех сербов в одном государстве - Великой Сербии). В период восстания в Боснии и Герцеговине против турецкого ига и во время сербо-турецких и русско-турецких войн в 1876-1878 движение по объединению южных славян вновь усилилось. Однако после 1880 началась конфронтация сербского, болгарского и хорватского национализма, усилилась зависимость Сербии от Австрии, причем в тот самый момент, когда она добилась полной независимости от Турции. Это на время уменьшило надежды югославянских народов на национальное освобождение и объединение. В конце 1890-х годов, особенно после 1903 и смены династии Обреновичей династией Карагеоргиевичей, движение южных славян снова набирает силу не только в Сербии, но и в Хорватии, Словении, Воеводине, Боснии и Герцеговине и даже в разделенной Македонии.

В 1912 Сербия, Болгария, Черногория и Греция, образовав военно-политический союз, напали на Турцию и захватили Косово и Македонию (1-я Балканская война, 1912-1913). Соперничество между Сербией и Болгарией, а также Болгарией и Грецией привело ко 2-й Балканской войне (1913), поражению Болгарии и разделу Македонии между Сербией и Грецией. Сербская оккупация Косово и Македонии расстроила австрийские планы по присоединению Сербии и контролю над дорогой в Салоники. При этом Сербия столкнулась с проблемой статуса этнических меньшинств (турок, албанцев и эллинизированных влахов) и тем, как управлять народами, схожими в этническом или языковом отношениях (македонскими славянами), но имеющими разную историю и социальную структуру.

Австро-Венгрия, проводившая по отношению к Сербии политику экономического давления и политического шантажа, аннексировала в 1908 Боснию и Герцеговину, а ее генеральный штаб стал разрабатывать план войны против Сербии. Эта политика толкнула определенную часть югославянских националистов в Боснии на террористические акты. 28 июня 1914 в Сараево был застрелен наследник австрийского трона эрцгерцог Франц Фердинанд. Между Австрией и Сербией вскоре начались военные действия, давшие толчок к началу Первой мировой войны.

Во время войны сербские, хорватские и словенские политические лидеры договорились о главной цели в этой войне - национальном объединении этих трех народов. Обсуждались принципы организации югославского государства: сербы из королевства Сербия склонялись к централизованному варианту, а сербы из Воеводины, хорваты и словенцы предпочитали федеративный вариант. 1 декабря 1918 в Белграде было провозглашено создание Королевства сербов, хорватов и словенцев во главе с сербской династией Карагеоргиевичей. Вопрос о централизме или федерализме остался нерешенным.

В 1918 Великая народная скупщина Черногории проголосовала за объединение с новым государством. В состав королевства вошли также Воеводина, Славония, Хорватия, Босния и Герцеговина, значительная часть Далмации и большая часть территорий Австрии, где проживало население, говорившее на словенском языке. Но ей не удалось получить часть Далмации (район Задара) и Истрию, отошедших по мирным договорам к Италии, район Клагенфурта-Филлаха в Каринтии, население которого на плебисците (1920) проголосовало за вхождение в состав Австрии, Фиуме (Риека), захваченный сначала войсками Д'Аннунцио (1919), а затем превращенный в вольный город (1920) и в конце концов включенный Муссолини в состав Италии (1924).

В период после Первой мировой войны и революции в России идеи коммунизма распространились среди крестьян и рабочих в восточной части Центральной Европы. На выборах 1920 новая Социалистическая рабочая партия Югославии (коммунистов), переименованная в том же году в Коммунистическую партию Югославии, получила 200 тыс. голосов, большинство которых было подано в экономически более отсталых районах страны, а также в Белграде и Загребе; в тот момент, когда войска Советской России двигались на Варшаву, она призывала к созданию Югославской Советской Республики. В 1921 правительство запретило коммунистическую и анархистскую пропаганду и вынудило коммунистическое движение уйти в подполье. Сербская Радикальная партия Николы Пашича выдвинула проект конституции, предполагавшей однопалатный парламент, разделение страны на 33 административные единицы, жесткую исполнительную власть. Бойкот конституционного собрания (Учредительной скупщины) со стороны Хорватской республиканской крестьянской партии (с 1925 - Хорватская крестьянская партия), которая выступала за федеративную конституцию, упростил принятие (1921) конституции, предусматривающей централизованное государство.

Лидер Хорватской крестьянской партии Степан Радич сначала бойкотировал Народную скупщину, но затем вошел в состав правительства Пашича. В 1926 Пашич умер, а его партия раскололась на три фракции. Многочисленность враждующих партий, коррупция, скандалы, кумовство, клевета и подмена партийных принципов политическими амбициями стали неотъемлемыми элементами политической жизни страны. В июне 1928 один из сербских депутатов на заседании парламента застрелил нескольких хорватских депутатов, в том числе Степана Радича.

Король Александр, который сам в значительной степени нес ответственность за эскалацию политических конфликтов, в январе 1929 распустил парламент, приостановил действие конституции, запретил деятельность всех политических партий, установил диктатуру и изменил название страны (с 1929 - Королевство Югославия). В период диктатуры национальные трения усилились, так как коммунисты выступали за независимость Хорватии, Словении и Македонии. Мятежные хорватские усташи, профашистская организация, выступавшая за независимость Хорватии и возглавлявшаяся загребским адвокатом Анте Павеличем, а также проболгарская Внутренняя македонско-одринская революционная организация (ВМОРО), которая выступала за независимость Македонии, нашли поддержку в Италии, Венгрии и Болгарии. В октябре 1934 ВМОРО и усташи участвовали в организации убийства короля Александра в Марселе.

В период регентства во главе с князем Павлом положение страны ухудшилось. Павел и его министр Милан Стоядинович ослабили Малую и Балканскую Антанты - системы союзов Югославии с Чехословакией и Румынией, а также с Грецией, Турцией и Румынией; они заигрывали с нацистской Германией, подписали договоры с Италией и Болгарией (1937) и разрешили создание партии с фашистским и авторитарным уклоном. В августе 1939 лидер Хорватской крестьянской партии Владко Мачек и премьер-министр Югославии Драгиша Цветкович подписали соглашение об образовании автономной области Хорватия. Это решение не удовлетворило ни сербов, ни экстремистски настроенных хорватов.

После прихода нацистов к власти в Германии (1933) СССР призвал югославских коммунистов отказаться от сепаратизма как средства практической политики и сформировать народный фронт против угрозы фашизма. В 1937 секретарем компартии стал хорват Иосип Броз Тито, который поддерживал организацию народного фронта сербско-хорватской и югославской солидарности против фашизма.

Вторая мировая война. С началом Второй мировой войны коммунисты попытались переориентировать население на новые политические задачи. 25 марта 1941 Югославия под давлением Германии присоединилась к Берлинскому пакту (союзу Германии, Италии и Японии). Двумя днями позже, в результате военного переворота, поддержанного значительной частью населения, было свергнуто правительство Д.Цветковича, подписавшее этот пакт. Королем Югославии стал Петр, сын Александра. Новое правительство выступило с обещанием соблюдения всех несекретных договоренностей с Германией, но в качестве меры предосторожности объявило Белград открытым городом. Ответом нацистской Германии явилась бомбардировка Белграда и вторжение 6 апреля 1941 в Югославию. В течение двух недель страна была оккупирована. Новый король и многие лидеры партий бежали из страны; несколько партийных лидеров пошли на компромисс с захватчиками, а остальные заняли пассивную или нейтральную позицию.

Югославия была расчленена: части страны отошли к Германии, Италии, Венгрии, Болгарии и итальянскому государству-сателлиту Албании. На развалинах Югославии было создано новое государство Хорватия во главе с Анте Павеличем и его усташами. Усташи проводили массовые репрессии против сербов, евреев и цыган, создали для их уничтожения несколько концентрационных лагерей, в том числе Ясеновац. Немцы депортировали словенцев из Словении в Сербию, призывали их в германскую армию или депортировали в Германию для работы на военных заводах и в трудовых лагерях. В Сербии немцы разрешили генералу Милану Недичу сформировать "правительство национального спасения", но не позволили ему содержать регулярную армию и создать министерство иностранных дел.

После поражения регулярной армии Коммунистическая партия Иосипа Броз Тито организовала мощное партизанское движение против немецких захватчиков. Югославское правительство в эмиграции официально поддерживало вооруженные отряды т.н. четников, которыми руководил Драже Михайлович, полковник королевской югославской армии. Михайлович оказывал сопротивление коммунистам в борьбе за власть, но поощрял сербский террор против хорватов и боснийских мусульман. Антикоммунизм Михайловича привел его к тактическому соглашению с немцами и итальянцами, а осенью 1941 четники повели борьбу против партизан. В результате союзники отказались от него, предпочитая союз с партизанами Тито, сражавшимися с оккупантами и коллаборационистами. В 1942 Тито сформировал Антифашистское вече народного освобождения Югославии (АВНОЮ). Эта организация создавала на освобожденных территориях региональные антифашистские советы и местные народно-освободительные комитеты под контролем коммунистов. В 1943 Народно-освободительная армия Югославии (НОАЮ) стала получать британскую военную помощь, а после капитуляции Италии получила итальянское вооружение.

Партизанское сопротивление было особенно мощным в западных районах Югославии, где существовали обширные освобожденные территории в Словении, Хорватии, Западной Боснии и Черногории. Партизаны привлекали на свою сторону население, обещая организовать Югославию по федеративному принципу и предоставить всем национальностям равные права. Однако в Сербии четники Михайловича имели большее влияние до прихода Советской Армии, и партизаны Тито начали кампанию по ее освобождению, захватив в октябре 1944 Белград.

В начале 1944 существовали два югославских правительства: временное правительство АВНОЮ в самой Югославии и королевское югославское правительство в Лондоне. В мае 1944 У.Черчилль заставил короля Петра назначить премьером Ивана Шубашича. В марте 1945 было сформировано объединенное правительство во главе с премьером Тито; согласно договоренности, пост министра иностранных дел в нем занял Шубашич. Однако он и его коллеги-некоммунисты, оказавшись без реальной власти, ушли в отставку и затем были арестованы.

В ноябре 1945 вновь избранная Учредительная скупщина ликвидировала монархию и провозгласила Федеративную Народную Республику Югославия (ФНРЮ). Михайлович и сотрудничавшие с оккупантами политики позже были схвачены, отданы под суд, признаны виновными в измене и коллаборационизме, казнены или брошены в тюрьму. Лидеры других политических партий, которые выступали против монополии коммунистов на власть, также подверглись тюремному заключению.

<a href='/dict/изменение' class='wordLink' target='_blank'>Изменение</a> <a href='/dict/территории' class='wordLink' target='_blank'>территории</a> <a href='/dict/югославии' class='wordLink' target='_blank'>Югославии</a> в 1941-1947 <a href='/dict/годах' class='wordLink' target='_blank'>годах</a>

Изменение территории Югославии в 1941-1947 годах

Коммунистическая Югославия. После 1945 коммунисты взяли по свой контроль политическую и экономическую жизнь Югославии. Конституция 1946 официально признавала Югославию федеративной республикой, состоявшей из шести союзных республик - Сербии, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, Македонии и Черногории. Правительство национализировало значительную долю частных предприятий и приступило к реализации пятилетнего плана (1947-1951) по советской модели, делая упор на развитие тяжелой промышленности. Крупные землевладения и сельскохозяйственные предприятия, принадлежавшие немцам, были конфискованы; около половины этой земли получили крестьяне, а другая половина перешла в собственность государственных агрохозяйств и лесхозов. Были запрещены некоммунистические политические организации, деятельность Православной и Католической церквей ограничена, а имущество конфисковано. Алоизий Степинац, католический архиепископ Загреба, был заключен в тюрьму по обвинению в сотрудничестве с усташами.

Казалось, что Югославия тесно сотрудничает с СССР, но между странами назревал конфликт. Хотя Тито являлся убежденным коммунистом, он не всегда выполнял приказы Москвы. В годы войны партизаны получали относительно небольшую поддержку от СССР, а в послевоенные годы, несмотря на обещания Сталина, он не оказывал достаточной экономической помощи Югославии. Активная внешняя политика Тито не всегда нравилась Сталину. Тито оформил таможенный союз с Албанией, поддерживал коммунистов в гражданской войне в Греции и вел дискуссию с болгарами о возможности создания Балканской федерации.

28 июня 1948 накапливавшиеся в течение длительного времени противоречия прорвались наружу после того, как вновь созданное Коммунистическое информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ, 1947-1956) в своей резолюции осудило Тито и Коммунистическую партию Югославии (КПЮ) за ревизионизм, троцкизм и другие идеологические ошибки. В период между разрывом отношений в 1948 и смертью Сталина в 1953 торговля между Югославией и странами советского блока фактически прекратилась, границы Югославии постоянно нарушались, а в коммунистических государствах Восточной Европы проводились чистки с обвинениями в титоизме.

После разрыва отношений с СССР Югославия получила свободу в разработке планов собственного пути строительства социалистического общества. Начиная с 1950 правительство приступило к децентрализации экономического планирования и созданию рабочих советов, которые участвовали в управлении промышленными предприятиями. В 1951 реализация программы коллективизации сельского хозяйства была приостановлена, а в 1953 и вовсе прекращена.

В 1950-е годы во внешней политике Югославии произошел ряд важных изменений. Быстро расширялась торговля со странами Запада; в 1951 Югославия заключила договор с США о военной помощи. Улучшились также отношения с Грецией, а в 1953 Югославия подписала договоры о дружбе и сотрудничестве с Грецией и Турцией, которые в 1954 были дополнены 20-летним оборонительным союзом. В 1954 был урегулирован спор с Италией о Триесте.

После смерти Сталина со стороны СССР предпринимались попытки улучшить отношения с Югославией. В 1955 Н.С.Хрущев и другие советские руководители посетили Белград и подписали декларацию, торжественно провозгласившую "взаимоуважение и невмешательство во внутренние дела" и констатировавшую тот факт, что "разнообразие конкретных форм построения социализма является исключительно делом народов разных стран". В 1956 Хрущев осудил сталинизм; в странах советского блока началась реабилитация лиц, обвинявшихся ранее в титоизме.

Тем временем Тито приступил к осуществлению главной кампании в своей внешней политике, последовательно проводя третье направление. Он развивал тесные отношения с вновь возникшими неприсоединившимися странами, посетив в 1955 Индию и Египет. В следующем году в Югославии состоялась встреча Тито с египетским руководителем Гамаль Абдель Насером и индийским лидером Джавахарлалом Неру, которые заявили о поддержке принципов мирного сосуществования между государствами, разоружения и прекращения курса на усиление политических блоков. В 1961 неприсоединившиеся государства, ставшие организованной группой, провели в Белграде свою первую конференцию на высшем уровне.

Внутри Югославии политическая стабильность достигалась с трудом. В 1953 Коммунистическая партия была переименована в Союз коммунистов Югославии (СКЮ) в надежде, что идеологическое руководство в Югославии будет играть менее авторитарную роль, чем в СССР при Сталине. Тем не менее некоторые интеллектуалы подвергали режим критике. Наиболее известным критиком стал Милован Джилас, в прошлом ближайший помощник Тито. Джилас утверждал, что коммунисты вместо передачи власти рабочим провели лишь замену старого правящего класса "новым классом" партийных функционеров. В 1956 он был подвергнут тюремному заключению, в 1966 амнистирован.

В начале 1960-х годов произошла частичная либерализация режима. Только в 1963 правительство освободило из тюрем почти 2500 политических заключенных. Экономические реформы, начавшиеся в 1965, ускорили темпы экономической децентрализации и самоуправления. Рабочим советам предоставлялась большая свобода от государственного контроля в управлении своими предприятиями, а опора на рыночные механизмы усилила влияние югославских потребителей на принятие экономических решений.

Югославия стремилась также ослабить напряженность в Восточной Европе. В 1963 Югославия и Румыния выступили с совместным призывом превратить Балканы в безъядерную зону мира и сотрудничества, а также заключили соглашение о совместном строительстве электростанции и судоходного шлюза у Железных Ворот на Дунае. Когда в 1964 отношения между СССР и Румынией оказались на грани разрыва, Тито посетил обе страны, чтобы убедить их в необходимости компромисса. Тито выступил с осуждением широкомасштабной интервенции стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968. Легкость, с которой СССР и его союзники оккупировали Чехословакию, обнаружила собственную военную слабость Югославии; в результате были созданы территориальные силы обороны, своего рода национальная гвардия, которая должна была вести партизанскую борьбу в случае советского вторжения в Югославию.

Одной из самых серьезных внутренних проблем Тито стала напряженность в отношениях между различными этническими группами в Югославии. К их антагонизму, имеющему глубокие исторические корни, а также к тягостным воспоминаниям об убийствах во время Второй мировой войны добавились экономические трения между относительно развитыми северо-западными республиками Хорватией и Словенией и бедными республиками юга и востока. Чтобы обеспечить разделение власти между представителями всех основных национальностей, Тито реорганизовал в 1969 структуру руководства СКЮ. В конце 1971 хорватские студенты устроили демонстрацию в поддержку более широкой политической и экономической автономии Хорватии. В ответ Тито провел чистку хорватского партийного аппарата. В Сербии он осуществил аналогичную чистку в 1972-1973.

В 1971 был учрежден коллегиальный орган (Президиум СФРЮ), чтобы обеспечить представительство всех основных национальностей на высшем уровне управления государством. Новая конституция 1974 утвердила эту систему и упростила ее. Тито сохранял пост президента без ограничения срока мандата, но после его смерти все функции управления государством должны были перейти к коллективному президентству, члены которого должны были ежегодно сменять друг друга на посту главы государства.

Некоторые наблюдатели предсказывали крах югославского государства после смерти Тито. Несмотря на многие реформы, титоистская Югославия сохраняла некоторые черты сталинизма. После смерти Тито (1980) Сербия все чаще пыталась повторно провести централизацию страны, уже двигавшейся в направлении своеобразной конфедерации, предусмотренной титоистской конституцией 1974.

В 1987 Сербия получила активного лидера в лице Слободана Милошевича - нового главы Союза коммунистов Сербии. Попытки Милошевича сначала ликвидировать автономии Косова и Воеводины, управление которыми с 1989 велось непосредственно из Белграда, а затем акции против Словении и Хорватии привели к дестабилизации положения в Югославии. Эти события ускорили ликвидацию Союза коммунистов Югославии и движение к независимости во всех республиках, за исключением Сербии и Черногории. В самой Сербии Милошевич все больше сталкивался с оппозицией национальных меньшинств, в первую очередь албанцев и боснийских мусульман Санджака, а также либералов. Оппозиция окрепла и в Черногории. В 1991 четыре из шести республик провозгласили независимость. В ответ Милошевич предпринял военные действия против Словениииюне 1991), Хорватиисентября по декабрь 1991), Боснии и Герцеговины (март 1992 - декабрь 1995). Эти войны привели к значительным людским потерям, массовым перемещениям гражданского населения и разрушениям, но не к военной победе. В Хорватии, а также в Боснии и Герцеговине сербские нерегулярные войска и югославская народная армия приступили к захвату территорий, убийствам или депортации лиц иной национальности, приступив тем самым к реализации своего плана создания Великого Сербского государства.

В апреле 1992 Милошевич решил создать из остатков прежней федерации Союзную Республику Югославию в составе Сербии и Черногории. Однако в мае Совет безопасности ООН ввел против Югославии жесткие санкции из-за ее агрессии против Боснии и Герцеговины. Когда эти санкции вступили в действие, гражданин США Милан Панич был назначен на декоративный по сути пост премьер-министра уменьшившегося государства. Этот акт не привел к улучшению международного положения Югославии, так и без того непростая ситуация в Боснии продолжала ухудшаться. В сентябре Генеральная ассамблея ООН проголосовала за исключение Югославии из своего состава, поэтому Сербия и Черногория были вынуждены надеяться только на собственные силы.

В 1993 внутриполитическая борьба в Югославии привела к отставке умеренных политиков - премьер-министра Панича и президента Добрицы Чосича, а также к аресту и избиению Вука Драшковича, лидера оппозиции Милошевичу. В мае 1993 собрание представителей Югославии, т.н. Республики Сербская КраинаХорватии) и Сербской РеспубликиБоснии) подтвердило цель создания единого государства - Великой Сербии, в которой должны будут жить все сербы. В начале 1995 Югославия не получила разрешение на вступление в ООН; экономические санкции против нее были продолжены.

В 1995 Слободан Милошевич прекратил политическую и военную поддержку сначала хорватских, а затем и боснийских сербов. В мае 1995 хорватская армия полностью изгнала боснийских сербов из Западной Славонии, а в августе 1995 потерпела крах самопровозглашенная Республика Сербская Краина. Переход сербского анклава в состав Хорватии привел к оттоку сербов-беженцев в СРЮ.

После бомбежек силами НАТО военных позиций боснийских сербов в августе и сентябре 1995 была созвана международная конференция в Дейтоне (шт. Огайо, США) с целью подписания соглашения о перемирии в Боснии и Герцеговине. После подписания Дейтонских соглашений в декабре 1995 Югославия продолжала скрывать у себя военных преступников и поощряла стремление к воссоединению у боснийских сербов.

В 1996 ряд оппозиционных партий сформировал широкую коалицию под названием "Единство". Зимой 1996-1997 эти партии организовали в Белграде и других крупных городах Югославии массовые публичные демонстрации против режима Милошевича. На выборах осенью 1996 правительство отказалось признать победу оппозиции. Внутренняя раздробленность помешала последней укрепиться в борьбе с правящей Социалистической партией Сербии (СПС). Милошевич вывел из игры или присоединил оппозиционные партии, в т.ч. Сербскую радикальную партию (СРП) Воислава Шешеля.

Осенью 1997 напряженность внутриполитической обстановки в СРЮ в целом и в первую очередь в Сербии проявилась в ходе длительной кампании по выборам сербского президента. В конце декабря с четвертой попытки 55-летний представитель СПС Милан Милутинович, в прошлом министр иностранных дел СРЮ, одержал победу над лидерами СРП и Сербским движением обновления (СДО). В Скупщине Сербии контролируемая им коалиция получила 110 из 250 мандатов (СРП - 82, а СДО - 45). В марте 1998 в Сербии было сформировано правительство "народного единства" в составе представителей СПС, движения Югославские левые (ЮЛ) и СРП. Председателем правительства Сербии стал Мирко Марьянович (СПС), занимавший пост премьера и в прежнем кабинете.

В мае 1998 в отставку было отправлено правительство СРЮ Р.Контича и избрано новое во главе с экс-президентом Черногории (январь 1993 - январь 1998) М.Булатовичем, лидером Социалистической народной партии Черногории (СНПЧ), выделившейся из Демократической партии социалистов Черногории (ДПСЧ). В правительственной программе Булатовича среди приоритетных назывались задачи сохранения единства СРЮ, продолжения усилий по созданию правового государства. Он высказался за реинтеграцию Югославии в международное сообщество на условиях равноправия, защиты национального и государственного суверенитета. Третьим приоритетом политики правительства было названо продолжение реформ, создание рыночной экономики с целью повышения жизненного уровня населения.

Весной 1998 в Албании был избран новый президент - социалист Фатос Нано, сменивший Сали Беришу, сторонника идеи "Великой Албании". В связи с этим более реальной стала перспектива решения косовской проблемы. Однако кровопролитные столкновения между т.н. Освободительной армией Косово (ОАК) и правительственными войсками продолжались до осени, и лишь в начале сентября Милошевич высказался за возможность предоставления краю самоуправленияэтому времени вооруженные формирования ОАК были оттеснены к албанской границе). Очередной кризис разразился в связи с раскрытием убийства 45 албанцев в селе Рачак, приписываемого сербам. Над Белградом нависла угроза ударов с воздуха сил НАТО. К осени 1998 количество беженцев из Косово превысило 200 тыс. человек.

Проходившее 1 декабря 1998 празднование 80-летия образования Югославииотсутствие представителей правительства Черногории) было призвано продемонстрировать преемственность курса страны на объединение южных славян, проводившегося в период "первой Югославии" - Королевством сербов, хорватов и словенцев - и "второй, или партизанской Югославии" - СФРЮ. Однако в течение длительного времени происходило отчуждение Югославии от Европейского сообщества, а с октября 1998 страна фактически жила под угрозой бомбардировок.

Для разрешения конфликта ведущие политики крупнейших стран Запада и России в рамках Контактной группы инициировали 7-23 февраля 1999 переговорный процесс в Рамбуйе (Франция), который характеризовался большей вовлеченностью западноевропейских стран и их стремлением играть столь же весомую роль на Балканах, как и США; ужесточением позиции России в связи с ее оттеснением от принятия решений; слабой вовлеченностью ближайшего окружения - стран Центральной Европы. На переговорах в Рамбуйе удалось достичь промежуточных результатов, при этом США пришлось смягчить свою последовательно антисербскую позицию и дифференцировать отношение к различным группировкам в Косово. Возобновившиеся 15-18 марта 1999 переговоры не отменяли угрозы бомбардировок страны, в которой не прекращались межэтнические столкновения. Требования ввести в Югославию войска НАТО, руководство которой заявило о срыве переговоров по вине Белграда, звучали все громче, вызывая противодействие России.

20 марта члены миссии ОБСЕ покинули Косово, 21 марта НАТО объявила Милошевичу ультиматум, а начиная с 24 марта по территории Югославии стали наноситься первые ракетно-бомбовые удары. 26 марта Совет безопасности ООН не поддержал инициативу России по осуждению агрессии НАТО; с конца марта бомбардировки Югославии усилились, одновременно ОАК активизировала боевые действия в Косово. 30 марта Белград посетила российская делегация во главе с премьер-министром Е.М.Примаковым, а 4 апреля президент США Б.Клинтон одобрил инициативу о направлении в Албанию вертолетов для обеспечения наземных операций. 13 апреля в Осло состоялась встреча министра иностранных дел России И.С.Иванова и государственного секретаря США Мадлен Олбрайт, а 14 апреля для ведения переговоров спецпредставителем президента РФ по Югославии был назначен В.С.Черномырдин.

К этому времени резко возросло число гражданских жертв бомбардировок (как сербов, так и косоваров). Число беженцев из Косово резко возросло, наметились контуры экологической катастрофы, затронувшей сопредельные с Югославией страны. 23 апреля состоялась поездка Черномырдина в Белград, после нее переговорный процесс был продолжен, а число его участников расширилось. В мае бомбардировки Югославии не прекращались, при этом одновременно активизировалась и деятельность ОАК.

Решающая неделя в поисках выхода из кризисной ситуации пришлась на 24-30 мая и была связана с повышенной дипломатической активностью ЕС и входящих в него стран, с одной стороны, и России - с другой. В то же время инициатива ряда стран-членов НАТО (Греция, Нидерланды, Чехия, в меньшей степени ФРГ) о временном прекращении бомбардировок не получила поддержки, а миссия Черномырдина подверглась жесткой критике со стороны оппозиционных партий внутри Государственной Думы России.

В начале июня в Белграде состоялась встреча президента Финляндии М.Ахтисаари, С.Милошевича и В.С.Черномырдина. Несмотря на сдержанное отношение к переговорам со стороны США, они прошли успешно, а между силами НАТО в Македонии и югославскими армейскими частями наметилась договоренность о вводе миротворческих сил в Косово. 10 июня генеральный секретарь НАТО Х.Солана отдал приказ главнокомандующему вооруженными силами НАТО прекратить бомбардировки, длившиеся 78. Страны НАТО израсходовали на агрессию против Югославии ок. 10 млрд. долл. (75% этих средств приходилось на США), нанесли по Сербии ок. 10 тыс. бомбовых ударов, подорвав военный потенциал страны, разрушив ее транспортную сеть, нефтеперерабатывающие заводы и т.д. Погибли не менее 5 тыс. военных и гражданских лиц, включая албанцев. Число беженцев из Косово достигло почти 1500 тыс. человектом числе в Македонии оказалось 445 тыс., в Черногории - 70 тыс., в Албании - 250 тыс., в других странах Европы - ок. 75 тыс. человек). Ущерб от бомбардировок составляет, по разным оценкам, от 100 до 130 млрд. долл.

Полезные сервисы

д'аннунцио габриеле

Энциклопедический словарь

Д'Анну́нцио Габриеле (D’Annunzio) (1863-1938), итальянский писатель. Эстетизм, оборачивающийся аморализмом, ницшеанский культ сильной личности (романы «Наслаждение», 1889, «Девы скал», 1895; драмы, в том числе «Корабль», 1908) нашли развитие в профашистской позиции Д’Аннунцио. Пьеса «Дочь Йорио» (1904) - поэтическая вариация народных поверий. Стихи (сборники «Весна», 1879, «Новая песнь», 1882). Автобиографическая лирическая проза «Ноктюрн» (1921).

-----------------------------------

Д\`АННУНЦИО Габриеле - Д"АННУ́НЦИО (D"Annunzio) Габриеле (1863-1938), итальянский писатель, политический деятель. Занимал профашистские позиции. Эстетизм, оборачивающийся аморализмом, ницшеанский (см. НИЦШЕ Фридрих) культ сильной личности в романах «Наслаждение» (1889), «Девы скал» (1895), драмах, в т. ч. «Корабль» (1908). Пьеса «Дочь Йорио» (1904) - поэтическая вариация народных поверий. Автобиографическая лирическая проза «Ноктюрн» (1921).

Полезные сервисы