Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

восточные христианские церкви

Энциклопедия Кольера

ВОСТОЧНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ - христианские церкви, исторически возникшие в Восточной Европе, на Ближнем Востоке и Северо-Восточной Африке и придерживающиеся древних традиций в своем вероучении, богослужении и церковной организации. Исторический путь Восточных церквей существенно отличался от пути Римско-католической церкви и Протестантских церквей Запада. Они сохранили свою веру под игом турецкой Османской империи и вопреки антирелигиозной пропаганде коммунистических режимов. В 20 в. они остаются живой и плодоносящей ветвью общехристианской традиции. На востоке Римской империи христианство стало распространяться уже в 1 в. В начале 4 в., при Константине Великом, гонения на христианскую церковь прекратились, и христианство стало официальной религией Римского государства. Запад Римской империи был по преимуществу латиноязычным, между тем как на востоке преобладал греческий язык (низшие классы Египта и Сирии говорили, соответственно, на коптском и сирийском языках). Эти языки с самого начала стали использоваться для проповеди христианства и за богослужением: христианская Библия очень рано была переведена с греческого языка на латинский, коптский и сирийский. Раннехристианская церковь была организована как система отдельных и самостоятельных общин (церквей) с центрами в столицах стран и провинций и в крупных городах. Епископы крупных городов осуществляли надзор за церквами в прилежащих к этим городам областях. Уже к 5 в. сложилась система, в соответствии с которой епископы Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима, которых было принято называть папами, стали считаться главами церквей соответствующих регионов, на императора же возлагалась обязанность защищать церковь и обеспечивать ее доктринальное единство. Пятый век был отмечен началом бурных христологических споров, оказавших глубокое влияние на церковь. Несториане учили, что в Христе соединились две личности - божественная и человеческая. Их непримиримые оппоненты, монофизиты, учили, что Христос обладает только одной личностью и что в нем божественная и человеческая природы неразрывно слиты в единой богочеловеческой природе. Обе эти крайности были осуждены официальной церковью как еретические, но многие люди в Египте и Сирии с энтузиазмом восприняли эти доктрины. Коптское население и значительная часть сирийцев отдали предпочтение монофизитству, а другая часть сирийцев примкнула к несторианству. В конце 5 в. Западно-Римская империя распалась, и на ее территории образовался ряд варварских королевств, но на Востоке продолжила свое существование Византийская империя со столицей в Константинополе. Византийские императоры неоднократно предпринимали гонения на монофизитов и несториан Египта и Сирии. И когда в 7 в. в эти страны вторглись мусульманские завоеватели, значительная часть населения встретила их как освободителей. Тем временем разрыв между религиозной культурой латинских и греческих христиан все более углублялся. Так, западное духовенство стало рассматривать церковь как социальную институцию, полностью независимую от государства, в результате чего со временем папы Римские приняли на себя ряд полномочий прежних имперских властей, на Востоке же - невзирая на то, что Константинопольские патриархи носили титул "вселенских патриархов", - важность роли византийского императора как видимого главы церкви постоянно возрастала. Константина Великого, первого христианского императора, называли "равноапостольным". Раскол между Западной (Католической) и Восточной (Православной) церковью обычно датируют 1054, однако в действительности имел место постепенный и длительный процесс разделения, в большей степени обусловленный расхождениями в обычаях и мнениях, чем догматическими разногласиями. Действительно важным событием, ставшим причиной непреодолимого отчуждения, можно считать захват Константинополя крестоносцами (1204), в результате чего греческие христиане на много веков потеряли доверие к Западу.

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Слово "православие" (греч. orthodoxia) означает "правильную веру". Свою веру церковь основывает на Св. Писании, на учении древних отцов церкви - Василия Великого (ум. ок. 379), Григория Назианзина (ум. ок. 390), Иоанна Златоуста (ум. 407) и других, а также на церковном Предании, сохраняемом прежде всего в литургической традиции. Строгие догматические формулировки этого вероучения были выработаны вселенскими соборами, из которых Православная церковь признает семь первых. I Никейский собор (325), осудив арианство, провозгласил божественность Иисуса Христа. I Константинопольский собор (381) признал божественность Святого Духа, завершающего триединство Св. Троицы. Эфесский собор (431) осудил несториан, признав ипостасное единство Христа. Халкидонский собор (451), в противовес монофизитам, признал различение во Христе двух природ - божественной и человеческой. II Константинопольский собор (553) подтвердил осуждение несторианства. III Константинопольский собор (680-681) принял учение о двух волях, божественной и человеческой, во Христе, осудив учение монофелитов, которые - опираясь на поддержку имперских властей - пытались найти компромисс между ортодоксией и монофизитством. Наконец, II Никейский собор (787) признал каноничность иконопочитания и осудил иконоборцев, которые пользовались поддержкой византийских императоров. Наиболее авторитетным сводом ортодоксального вероучения считается Точное изложение православной веры Иоанна Дамаскина (ум. ок. 754). Самым существенным доктринальным расхождением между Православной церковью и латинскими католиками явились разногласия по поводу проблемы т.н. филиокве. В древнем символе веры, принятом на I Никейском соборе и дополненном на I Константинопольском соборе, сказано, что Святой Дух исходит от Бога Отца. Однако сначала в Испании, затем в Галлии, а позднее и в Италии в латинском символе веры к соответствующему стиху стали добавлять слово filioque, означающее "и от Сына". Западные теологи рассматривали это добавление не как новшество, а как разъяснение, имеющее антиарианскую направленность, однако православные богословы были возмущены. Некоторые из них полагали, что Св. Дух исходит от Отца через Сына, но, хотя это утверждение можно было истолковывать в том же смысле, что и католическое прибавление филиокве, все без исключения православные богословы считали недопустимым включение в символ веры слова, которое не было санкционировано вселенским собором. Фотий (ум. 826) и Михаил Керуларий, два патриарха Константинопольских, сыгравших важнейшую роль в греко-латинских церковных спорах, говорили о филиокве как о глубочайшем заблуждении Запада. Хотя Православная церковь отличалась крайним консерватизмом в вопросах догматической чистоты, особенно тех, которые касались божественной Троицы и Христова Воплощения, - поле деятельности для работы богословской мысли оставалось еще очень широким. Максим Исповедник (ум. 662), Феодор Студит (ум. 826), Симеон Новый Богослов (ум. 1033) и Григорий Палама (ум. 1359) внесли огромный вклад в развитие христианской теологии, особенно в области монашеской духовности. Монашеству принадлежала исключительно важная роль в жизни Православной церкви. Монашество можно определить как уход от мира ради молитвенной жизни либо в отшельничестве, либо в общежитии с другими монахами. Монахи не вступают в брак, не владеют личной собственностью и чаще всего накладывают на себя суровые ограничения в пище и сне. Первые христианские монахи появились в египетской пустыне на рубеже 3 и 4 вв. Определенную роль в зарождении монашеского движения могло сыграть желание укрыться от гонений и, возможно, подражание нехристианскимчастности, буддистским) образцам, но с самого начала стержнем христианского монашества было стремление к единению с Богом через отказ от всех других объектов желания. Василий Великий в 4 в. составил монашеский устав, который - с небольшими видоизменениями - до сих пор регулирует жизнь православного монашества. Монашеское движение очень быстро захватило Сирию, Малую Азию и Грецию. Престиж монашества особенно укрепился во время иконоборческих споров 8 и 9 вв., когда монахи решительно сопротивлялись попыткам византийских императоров изъять из церквей иконы и священные изображения, а многие монахи подвергались преследованиям и принимали мученическую смерть за православную веру. В Средние века крупными монашескими центрами были гора Олимп в Вифинии и Константинополь, однако главным центром православного монашества был и остается по сей день Афон в северной Греции - гористый полуостров, на котором начиная с 10 в. возникли десятки монастырей. Первым великим теоретиком монашеской духовности был Евагрий Понтийский (ум. 399), полагавший, что человеческая душа соединилась с плотью в результате грехопадения и что именно плоть явилась причиной страстей, отвлекающих человека от Бога. Поэтому основной целью монашеской жизни он считал достижение состояния бесстрастия (apatheia), посредством которого достигается знание Бога. II Константинопольский собор осудил оригенистское учение о том, что плоть чужда подлинной человеческой природе. Последующие теоретики монашества - в частности, Максим Исповедник, - пытались очистить учение Евагрия от неортодоксальных элементов, утверждая, что весь человек (а не только его душа) освящается, воспитывая в себе любовь к Богу и к ближнему. Тем не менее православная аскетика оставалась по преимуществу созерцательной. В 14 в. - главным образом под влиянием учения Григория Паламы - среди православных монахов утверждается исихазм, включающий в себя прежде всего особую технику молитвы, которая подразумевала контроль над дыханием и длительное мысленное сосредоточение на краткой молитве, обращенной к Иисусу Христу (т.н. Иисусова молитва). Согласно учению исихастов, такого рода "умная" молитва позволяет обрести душевный мир, а позднее приводит к экстатическому созерцанию того божественного света, который окружал Христа в момент его преображения (Мф 17:1-8). Исихазм, как и монашеская духовность в целом, могли вызывать восхищение, но едва ли могли превратиться в обычную практику для простых людей, живущих в мире труда и плотской любви и связанных семейными узами. Однако церковь не пренебрегала их духовной жизнью, поскольку для мирян, как и для монашества, центром православной религиозной практики была литургия и христианские таинства. Большинство православных богословов признает семь таинств: крещение, миропомазание, евхаристию, священство, брак, покаяние и елеосвящение. Поскольку число таинств формально не было определено вселенскими соборами, к семи перечисленным таинствам иногда прибавляют еще и таинство монашеского пострижения. Сакраментальная (относящаяся к таинствам) практика Православной церкви во многих деталях отлична от западной. Крещение здесь осуществляется через троекратное погружение, и, как правило, за ним сразу же следует миропомазание, так что Таинство миропомазания в православии совершается чаще всего над младенцами, а не над детьми, достигшими отрочества, как у католиков. В таинстве покаяния большее значение придается сокрушению о грехах и духовному наставлению со стороны исповедника, а не получению формального отпущения грехов. Второй брак людей овдовевших или разведенных в православии допускается, третий осуждается, а четвертый запрещается. Церковная иерархия включает в себя епископов, священников и диаконов. Православное духовенство может быть неженатым, однако в священнический и диаконский сан могут посвящать и женатых мужчин (что становится обязательным требованием, если они не имеют монашеского сана), поэтому большинство приходских священников обычно женаты (хотя повторный брак в случае вдовства им не дозволяется). Епископы обязательно должны быть безбрачными, поэтому их избирают обычно из числа монахов. Православная церковь особенно решительно выступает против идеи рукоположения женщин. Важнейшим из всех христианских таинств в православии считается таинство евхаристии, и евхаристическая литургия является центром православного богослужения. Литургия совершается в церкви, которая разделена на три части: притвор, среднюю часть и алтарь. Алтарь отделен от остальной части церкви иконостасом - преградой, на которой помещены иконыправославии не используются скульптурные изображения) Христа, Богородицы, святых и ангелов. В иконостасе имеются трое врат, соединяющих алтарь со средней частью церкви. Литургия начинается с проскомидии, приготовления к таинству, во время которой священник особым ножом ("копием") вынимает частицы из просфор (выпеченных из квасного теста) и наливает в чашу красное виноградное вино с водой. Затем совершается литургия оглашенных, в которую входят молитвы святым, чья память празднуется в этот день, пение Трисвятой песни ("Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас") и чтение Апостола и Евангелия (т.е. назначенных на этот день текстов из апостольских посланий и евангелий). После этого оглашенным (катехуменам, т.е. людям, готовящимся к крещению) в древности предписывалось покинуть церковь. Затем начинается литургия верных. Святые Дары - хлеб и вино - священнослужители проносят перед прихожанами и уносят в алтарь, где помещают их на престол. Священник вспоминает в молитве Тайную вечерю, во время которой Иисус Христос претворил хлеб и вино в свое Тело и Кровь. После этого совершается эпиклесис, в котором священник молитвенно просит Духа Святого сойти на Дары и пресуществить их. Затем все поют молитву "Отче наш". Наконец, совершается причащение верующих частицами пресуществленного хлеба, погруженными в чашу с пресуществленным вином, с помощью ложечки ("лжицы"). Важнейшим в литургии является сам этот акт приобщения Тела и Крови Христовых и единения со Христом. Конечной целью духовной жизни в православии считается приобщение к жизни Бога. Уже в Новом Завете сказано, что цель христианина состоит в том, чтобы сделаться "причастниками Божеского естества" (2 Петр 1:4). Св. Афанасий Александрийский (ум. 373) учил, что "Бог сделался человеком, чтобы человек мог сделаться Богом". Поэтому понятие обожения (греч. theosis) занимает центральное место в православной традиции. На Западе Августин (ум. 430) разрабатывал учение о первородном грехе, согласно которому человеческая воля оказалась существенным образом повреждена в результате грехопадения Адама, и потому только жертвенная смерть Христа позволяет человеку избежать ада. Это учение остается основой католического и в еще большей степени - протестантского представления о миссии Христа и об искуплении грешников. Однако восточная традиция не выработала аналогичного учения. В православии Вочеловечение Христа рассматривается скорее как космическое событие: воплотившись, Бог приобщает к себе всю материальную реальность, а вочеловечившись - открывает всем людям возможность стать участниками его собственного, божественного существования. Верующий сможет насладиться всей полнотой божественной жизни только после смерти, на небесах, однако началом этой жизни является принятие крещения, а затем она поддерживается приобщением Св. Даров в таинстве евхаристии. Николай Кавасила (ум. 1395) писал, что Христос приобщил нас к небесной жизни, наклонив для нас небо и приблизив его к земле. Монахи наиболее серьезно относятся к своему совершенствованию в этой небесной жизни, однако все православные христиане призываются - через таинства и литургию - к участию в этой жизни. Западные оппоненты нередко обвиняли Православную церковь в недостаточном внимании к делам мира сего - даже тем, которые прямо касаются религии. В частности, они заявляли, что Православная церковь не интересуется миссионерской деятельностью. Однако это не соответствует истине. После завоевания Константинополя турками в 1453 и последовавшего за ним падения Византийской империи Греческая церковь, естественно, была озабочена главным образом тем, чтобы выжить в условиях мусульманского владычества. Однако до этого она весьма активно занималась христианизацией кавказских народов, в частности грузин. Кроме того, ей принадлежала главная роль в христианизации славян. Святые Кирилл (ум. 869) и Мефодий (ум. 885) занимались миссионерской деятельностью среди славян Балканского полуострова, а позднее - в Моравии. Русь была обращена в христианство в правление киевского князя Владимира (980-1015). В результате этой миссионерской деятельности в Православной церкви представители славянских народов в настоящее время численно преобладают над греками. Русская православная церковь, избежавшая турецкого владычества, в свою очередь деятельно занялась миссионерской работой. Так, Стефан Пермский (ум. 1396) обратил в христианство народ коми, а затем последовала работа и среди других народов севера Европы и Азии. Миссии Русской православной церкви были созданы в Китае в 17 15, в Японии - в 1861. Пока Аляска принадлежала России, миссионеры работали также и в русской Америке. Православная церковь всегда уделяла большое внимание своим отношениям с другими христианскими церквами. В 1274, а затем в 1439 церковь Византийской империи формально объединялась с Западной церковью под властью папы. Обе унии, порожденные политическими соображениями, и встреченные враждебно православным населением, не имели успеха. В 16 в. начались контакты с протестантскими теологами в Западной Европе, и патриарх Кирилл Лукарий (ум. 1638) предпринял неудавшуюся попытку придать православному богословию кальвинистскую окраску. В 19 в. поддерживались контакты со старокатоликами. В 20 в. Православная церковь занимает активную позицию во Всемирном совете церквей. Решительным шагом вперед в развитии отношений с римскими католиками явилась встреча патриарха Константинопольского Афинагора I с папой Павлом VI, состоявшаяся в Иерусалиме в 1964. В следующем году они обнародовали совместную декларацию, в которой были выражены сожаление по поводу отчуждения между двумя церквами и надежда на то, что различия между ними можно преодолеть очищением сердец, осознанием исторических ошибок и твердой решимостью прийти к общему пониманию и исповеданию апостольской веры. Православная церковь объединяет сегодня четыре древних патриархата (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский) и еще одиннадцать самостоятельных (автокефальных) церквей. Верховное положение среди глав православных церквей по традиции занимает патриарх Константинопольский, однако он не является единоличным главою всей Православной церкви. Православные церкви объединяет общая вера и общая богослужебная практика, но все они самостоятельно управляют своими делами. Ниже перечисляются Православные церкви, которые существуют на сегодняшний день.

Константинопольский патриархат. После завоевания турками Константинополя (1453) православная иерархия прежней Византийской империи претерпела многие тяготы. Тем не менее патриархи Константинопольские продолжали оставаться во главе Православной церкви в Османской империи, и лишь когда Греция, Сербия, Румыния и Болгария освободились от турецкого ига, их религиозные связи с Константинопольским патриархатом ослабли. Константинополь (современный Стамбул, Турция) продолжает оставаться главной епископской кафедрой православного мира, и занимающий эту кафедру епископ носит титул "вселенского патриарха", однако под его юрисдикцией состоит, в основном, лишь сильно уменьшившееся в своей численности православное население Турции. Что касается греческих территорий, то Константинополю подчиняются самостоятельные Критская церковь (остров Крит) и Додеканесская церковь (острова Южные Спорады). Кроме того, в непосредственное подчинение патриарха Константинопольского входят монастыри горы Афон - самоуправляемой территории в составе Греции. Патриарх также осуществляет надзор за греческими церквами за рубежом, крупнейшей из которых является Греческая православная церковь Северной и Южной Америки, с резиденцией своего главы в Нью-Йорке. Небольшие автономные православные церкви Финляндии и Японии также входят в юрисдикцию Константинополя.

Александрийский патриархат. Древняя Александрийская епископская кафедра осуществляет руководство духовной жизнью небольшой греческой общины в Египте. Однако в 20 в. к Александрийской церкви присоединились многие новообращенные в странах экваториальной Африки - в Кении, Уганде, Танзании и др. В 1990 под юрисдикцией Александрийского патриарха находилось ок. 300 000 верующих.

Антиохийский патриархат. Под юрисдикцией патриарха Антиохийского, резиденция которого находится в Дамаске (Сирия), в 1990 находилось ок. 400 000 православных верующих, приблизительно половину из которых составляли арабоязычные сирийцы, а другую половину - представители сирийской диаспоры в Америке.

Иерусалимский патриархат. В 1990 паству патриарха Иерусалимского составляло ок. 100 000 христиан-арабов Иордании, Израиля и оккупированных Израилем территорий.

Русская православная церковь. Христианство было принято на Руси в конце 10 в. Первоначально во главе церкви стояли митрополиты Киевские, и главным центром монашества была Киево-Печерская лавра. Однако в 14 и 15 вв. центр политической жизни сместился к северу. В 1448 возникла самостоятельная Московская митрополия, а Киев сохранил под своей юрисдикцией только территории современной Украины и Белоруссии. Свято-Троицкая Сергиева лавра (Сергиев Посад), основанная Сергием Радонежским (ум. 1392), стала одним из главных центров русской духовной культуры. Русские церковные деятели осознавали особую роль своего народа как самого многочисленного из всех православных народов. Возникла теория Москвы как "Третьего Рима": согласно этой теории, сам Рим под властью пап отпал от православия, Константинополь - "второй Рим" - пал под натиском турок, так что великим центром всего православного мира стала Москва. В 1589 был учрежден Московский патриархат - первый новый патриархат с эпохи древней церкви. Тем временем Украина вошла в состав Речи Посполитой, и Киевский митрополит стал подчиняться не Москве, а Константинополю. В 1596 была заключена Брестская уния, в результате которой многие украинцы стали католиками. Православные украинцы возвратились под юрисдикцию Москвы в 17 и 18 вв., после воссоединения Украины с Россией. После произведенной патриархом Никоном в 1653 церковной реформы, призванной привести русскую богослужебную практику в соответствие с греческой, от Русской Православной церкви откололись противники этих реформ, которых стали называть старообрядцами, или раскольниками. Старообрядцы подразделялись на поповцев (имевших священников), беспоповцев (не имевших священников) и беглопоповцев (которые сами не рукополагали священников, но принимали священников, уже рукоположенных в Православной церкви и пожелавших присоединиться к старообрядцам). Со временем русские цари стали играть в Русской православной церкви ту же роль, какую прежде играли византийские императоры. В 1721 Петр Великий упразднил патриаршество, чтобы добиться более тесного взаимодействия церкви с новой административной системой. В 18 и 19 вв. царский режим принуждал украинских католиков на территории Российской империи войти в Православную церковь. Кроме того, русские цари объявили себя защитниками всех православных за пределами России, миллионы которых являлись подданными Османской империи. Несмотря на жесткий контроль со стороны государства, Русская православная церковь продолжала жить напряженной духовной жизнью. Серафим Саровский (ум. 1833) явился вдохновителем великого духовного возрождения в России 19 в. Иоанн Кроштадтский (ум. 1909) прилагал значительные усилия для приобщения к церковным таинствам и богослужениям беднейших слоев населения. В 19 в. православие привлекало многих представителей русской интеллигенции. В 1917, после падения царской власти, в России было восстановлено патриаршество и избран новый патриарх Московский и всея Руси. Советское правительство наложило ограничения на деятельность церкви, арестовывало и казнило духовенство и развернуло масштабную атеистическую пропаганду. Тысячи церквей и монастырей были закрыты, многие разрушены, а некоторые превращены в музеи. Падение царизма побудило украинцев предпринять попытку создать поместную автокефальную церковь, но советские власти пресекли эту попытку. В период Второй мировой войны государство изменило свое отношение к церкви. Православие традиционно ассоциировалось в России с патриотической идеологией, а правительство Сталина готово было воспользоваться любыми средствами, чтобы поднять народ на защиту "Святой Руси" против гитлеровских захватчиков. Положение церкви в послевоенные годы вновь стало достаточно сложным. Церковь заняла более прочную позицию при М. С. Горбачеве в конце 1980-х годов. Падение советского режима в 1991 открыло перед ней новые возможности для роста и развития, однако поставило и перед лицом новых проблем, связанных с угрозой усвоения Россией новых для нее ценностей западного потребительского общества. Кроме того, отказ от характерных для советских властей методов полицейского подавления любого рода проявлений националистического духа привел к противостоянию с Русской православной церковью в независимой Украине. Униаты (католики восточного обряда) западной Украины, насильственно присоединенные к Православной церкви лишь в 1946, вновь получили независимость в 1990, образовав Украинскую греко-католическую церковь; им была возвращена часть церковного имущества и зданий. В 1998 на территории Украины действовали приходы Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Между УПЦ КП и УАПЦ ведутся переговоры об объединении с образованием Украинской поместной православной церкви с патриаршим управлением. Русская православная церковь (РПЦ) во главе с патриархом Московским и всея Руси (с 1990 Алексий II) объединяет в своем лоне значительную часть населения бывшего Советского Союза. Точное число православных верующих назвать невозможно (вероятно, 80-90 млн.). В 1999 в РПЦ имелось 128 епархий (в 1989 - 67), более 19 000 приходов (в 1988 - 6893), 480 монастырей (в 1980 - 18). Старообрядцы-поповцы, возглавляемые архиепископом Московским, насчитывают приблизительно 1 млн. человек. Беспоповцы, входящие во множество самостоятельных общин, также насчитывают ок. 1 млн. А к числу старообрядцев-беглопоповцев принадлежит ок. 200 000 верующих. Сотрудничество Московского патриархата с советскими властями привело к отделению от нее правого крыла церкви, образовавшего Русскую православную церковь за рубежом (Русскую зарубежную церковь); в 1990 эта церковь насчитывала ок. 100 000 членов. Около 250 000 украинцев, проживающих за рубежом, преимущественно в Канаде и в США, объединены в несколько украинских церквей.

Румынская православная церковь. Румыны - единственный из романских народов, который исповедует православие. Румынская церковь получила статус автокефальной в 1885, а с 1925 ее возглавляет патриарх Бухарестский. В 1990 она насчитывала ок. 19 млн. членов.

Православная церковь Греции. Пока Греция оставалась под властью турок, она находилась под юрисдикцией патриарха Константинопольского. В 1821 Греция обрела независимость, а двумя годами позже церковь Греции провозгласила себя автокефальной. Эта церковь объединяет все православное население Греции, за исключением жителей Крита и Южных Спорад. Ее предстоятелем является архиепископ Афинский, который возглавляет постоянный Синод. В 1990 она насчитывала ок. 9 мли. членов. В 1924 Греческая православная церковь перешла на григорианский календарь. В 1935 три консервативных греческих епископа образовали Православную церковь старого стиля, которая совершала литургические праздники в соответствии с юлианским календарем. В 1990 эта церковь насчитывала ок. 200 000 членов в Греции и, вероятно, еще ок. 100 000 - в других странах.

Сербская православная церковь. Начиная с 1922 эту церковь возглавляет патриарх, патриаршая кафедра которого находится в Белграде. В 1990 в эту церковь входило ок. 9 млн. верующих. В 1967 от нее отделилась Македонская православная церковь во главе с архиепископом Охридским, но она не получила автокефалии. В 1990 в нее входило ок. 1 млн. верующих.

Болгарская православная церковь. Болгарская церковь провозгласила себя автокефальной в 1870, однако ее автокефалия была признана только в 1945. Ее возглавляет патриарх Софийский. В 1990 она насчитывала ок. 8 млн. членов.

Грузинская православная церковь. Древняя церковь Грузии вошла в состав Русской православной церкви в 1811, однако в 1917 ее автокефалия была восстановлена. Ее возглавляет католикос-патриарх, престол которого находится в Тбилиси, и в 1990 она насчитывала приблизительно 2 млн. верующих.

Польская православная церковь. Москва даровала автокефалию Православной церкви Польши в 1948. Во главе церкви стоит митрополит Варшавский. В 1990 она насчитывала приблизительно 900 000 верующих, в основном потомков этнических украинцев и белорусов.

Албанская православная церковь. В 1990 в Албании насчитывалось предположительно ок. 700 000 православных верующих, однако о положении здешней церкви известно мало. С 1967 по 1990 религиозная практика здесь находилась под полным запретом. Задача восстановления Православной церкви в этой стране возложена на экзарха Тиранского.

Православная церковь Кипра. Древнюю греческую церковь острова Кипр возглавляет архиепископ Кипрский, резиденция которого находится в Никосии. Архиепископ Макариос III (1913-1977) возглавил борьбу кипрского народа за независимость от Великобритании и в 1960 стал первым президентом Кипра. В 1990 Кипрская церковь насчитывала ок. 600 000 членов.

Православная церковь Чехии и Словакии. Эта малочисленная церковь, возглавляемая митрополитом Пражским, насчитывала в 1991 ок. 150 000 членов в Чехии и ок. 54 000 членов в Словакии.

Православная церковь в Америке. Хотя греки и представители других православных этнических групп в Северной Америке сохраняют связи с церковными иерархиями в восточноевропейских и ближневосточных странах, русская православная миссия, созданная в Америке еще в 19 в., в 1970 получила от Московского патриархата автокефалию и стала называться Православной церковью в Америке. В 1990 она насчитывала ок. 1 миллиона членов.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ВОСТОЧНЫЕ ЦЕРКВИ

Существует шесть древних церквей, которые не принадлежат ни к Православной, ни к Римско-католической церкви. Они подразделяются на две группы, названия которых восходят к христологическим спорам 5 в.: Несторианская церковь и группа монофизитских (или нехалкидонских) церквей (Коптская, Эфиопская, Сирийская (яковитская), Малабарская (яковитская) и Армянская церкви). Эти обозначения носят преимущественно исторический характер. В действительности приверженность монофизитской или несторианской доктрине на практике нередко играла гораздо меньшую роль в обособлении этих церквей, нежели географические, этнические и церковно-политические причины. На состоявшейся в 1964 в Орхусе (Дания) встрече представителей православных и нехалкидонских церквей было достигнуто согласие по целому ряду христологических вопросов, разделявших эти церкви на протяжении пятнадцати столетий.

Несторианская, или Сиро-халдейская церковь. Христианство проникло в Месопотамию и другие области региона очень рано. К началу 4 в. во главе христиан этого региона стоял католикос Селевкии-Ктесифона. После признания христианства в 4 в. государственной религией Римской империи иранские власти стали с подозрением относиться к местным христианам, а это, по-видимому, побуждало последних к тому, чтобы подчеркивать свою религиозную обособленность. В 424 собор местных епископов провозгласил независимость католикоса от церкви Римской империи. Осужденное Эфесским собором (431) христологическое учение Нестория получило распространение на Востоке, и в 486 Месопотамский собор одобрил несторианскую догматическую формулировку. Начиная с 6 и 7 вв. несторианские миссионеры несли христианское вероучение в Центральную Азию, Индию и Китай. В 7 в. Иран был завоеван мусульманами, но завоеватели терпимо относились к несторианам, и последним принадлежала значительная роль в осуществлении переводов греческих философских и естественнонаучных сочинений на сирийский и арабский языки. Несториане пользовались большим влиянием у монголов, под властью которых в 13 в. находилась большая часть Азии, однако в конце 14 в. Несторианская церковь была почти полностью уничтожена в результате гонений Тамерлана. В 16 в. в Несторианской церкви произошел раскол: некоторые ее члены присоединились к Римско-католической церкви в качестве католиков халдейского обряда. Вскоре после этого большинство несториан Индии стало либо католиками малабарского обряда, либо яковитами. К 18 в. остатки несториан жили в горах Курдистана в качестве национального меньшинства, говорящего на одном из арамейских диалектов. В 19 в. они стали называть себя ассирийцами, или айсорами. В период Первой мировой войны многие ассирийцы были вырезаны, а из уцелевших многие бежали из Курдистана. В 1933 патриарх-католикос Мар-Шимун XXI, после его попытки создать независимое ассирийское государство, был выслан из Ирака и поселился в США. Его преемник, Мар-Динха IV, был избран в 1976 и возвратился на Ближний Восток. К 1990 насчитывалось ок. 500 000 несториан, проживавших преимущественно на территории Ирака, Ирана и США.

Коптская церковь. Египет был одним из главных центров древнего христианства. Христианское монашеское движение возникло в египетских пустынях под влиянием Антония Великого (ум. 356). Египетские миссионеры обращали в христианство жителей Эфиопии и Нубии. После осуждения монофизитства на Халкидонском соборе (451) эллинизированное население крупных египетских городов в основном поддержало имперские власти и православие, а сельские жители, говорившие на коптском языке, в основном были настроены против официальных властей и отдавали предпочтение монофизитству. Политические и религиозные споры между двумя частями расколовшейся христианской общины продолжались до 641, когда в Египет вторглись мусульманские армии. Многие копты предпочли оказаться под властью арабского халифата, а не Византийской империи. В последующие века многие коптские христиане приняли ислам, однако Коптская церковь продолжала существовать. В 1990 она насчитывала ок. 10 млн. членов, преимущественно - в Египте. Во главе Коптской церкви стоит коптский патриарх с титулом папы Александрии, Пентаполиса и Эфиопии, резиденция которого находится в Каире. Между египетским правительством и коптским меньшинством нередко возникали напряженные отношения, и с 1981 по 1985 папа Шенуте III по распоряжению властей находился в ссылке в одном из монастырей в пустыне.

Эфиопская церковь. Прибывший из Александрии Фрументий, первый епископ эфиопов, был посвящен в епископский сан около 347. В последующие века Св. Писание и сочинения позднейших христианских авторов были переведены на геэз - классический язык эфиопов. Возникшая Эфиопская церковь, в которой важную роль играло монашество, сохраняла тесные связи с Александрией: на протяжении более пятнадцати веков во главе ее стоял абуна - коптский епископ, присылаемый из Александрии, хотя делами церкви управлял представитель эфиопского духовенства. Эфиопский абуна впервые был поставлен только в 1951. Специфика Эфиопской церкви состоит в том, что она помимо канонических книг Св. Писания использует такие апокрифические книги, как Книга Еноха и Книга Юбилеев, и сохраняет много религиозных обычаев, характерных для иудаизма: это касается обрезания, употребления пищи и соблюдения субботы в субботний (как и в воскресный) день. Тринитарные и христологические споры, волновавшие христианскую церковь древности, не утихали здесь вплоть до современной эпохи. В 1990 Эфиопская церковь насчитывала ок. 20 млн. членов. Резиденция ее главы, абуны, находится в Аддис-Абебе.

Сирийская православная (яковитская) церковь. Религиозная жизнь в Сирии в 5-6 вв. претерпела почти ту же эволюцию, что и в Египте. Большинство местного сирийскоязычного населения приняло учение монофизитов, что в значительной степени было обусловлено неприязнью к эллинизированным землевладельц

Полезные сервисы

египет. история

Энциклопедия Кольера

Об истории додинастического и династического Египта

см. ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ.

<a href='/dict/абу-симбел' class='wordLink' target='_blank'>АБУ-СИМБЕЛ</a>

АБУ-СИМБЕЛ

<a href='/dict/сфинкс' class='wordLink' target='_blank'>СФИНКС</a> В <a href='/dict/гизе' class='wordLink' target='_blank'>ГИЗЕ</a>

СФИНКС В ГИЗЕ

Греко-римский и византийский период. В 332 до н.э., одержав ряд побед в Передней Азии, Александр Македонский приступил к завоеванию Египта. Согласно укоренившимся среди египтян того времени традиционным представлениям о священном государстве, его царь не мог управлять страной из-за рубежа и придерживаться чуждой религии. Политику Александра по отношению к населению завоеванного Египта можно определить как примирительную. Прежде всего он отправился в Мемфис на поклонение египетским богам. Заложив в западной части дельты Нила новый город Александрию, полководец предпринял экспедицию в оазис Сива, чтобы встретиться с египетским оракулом бога Амона, которого греки отождествляли с Зевсом. Результатом этого визита стало провозглашение Александра сыном бога Амона. После этого он продолжил свои завоевания в других странах, но никогда больше не возвращался в Египет. В отсутствие Александра страной управляли главным образом греческие правители, но многие важные государственные посты занимали и сами египтяне.

Династия Птолемеев (Лагидов). Эллинизация Египта. После смерти Александра Македонского в 323 до н.э. его империя была разделена между его полководцами. Египет отошел к одному из них, Птолемею Лагу. Основанная Птолемеем династия управляла Египтом на протяжении трех столетий. Создав систему привилегий для македонских и греческих воинов и чиновников, составивших аппарат управления страной, а также для переселенцев из эллинизированного мира, хлынувших в Египет, Птолемей I тем не менее не отказался от политики дружественного отношения к местному населению, заложенной еще Александром Великим. Из сохранившейся египетской надписи следует, что Птолемей принял одного из последних царей Египта, досаждавшего персидской администрации в предшествовавший период. Греческие папирусы, один из основных источников информации о Египте, рисуют картину жизни эллинистического государства, в котором на традиции более древней египетской культуры наложились многие элементы греческой цивилизации. Птолемей I приказал перенести столицу страны из старого египетского города Мемфис в Александрию. Новый город имел греческую систему управления. Более того, вынашивались планы превращения Александрии в центр всего эллинистического мира. Александрия имела огромный порт, великолепные постройки, многие образованные люди и ученые, привлеченные великолепными музеем и библиотекой, переехали в Александрию. Литературные вкусы и интересы интеллектуалов Александрии почти полностью лежали в русле греческих культурных традиций, но и Египет мог гордиться своим жрецом-ученым Манефоном. Пользуясь влиянием при царском дворе, Манефон сумел убедить Птолемея I провозгласить египетского бога Сераписа покровителем Александрии и ввести его в пантеон богов, общих для греков и египтян. Что касается греков, то они с легкостью отождествляли египетские божества со своими собственными.

Система управления. При Птолемеях, как и в древние времена, территория страны была разделена на провинции (номы). Как правило, каждая такая административная единица во главе с назначенным чиновником, стратегом, состояла из города и примыкавшей к нему территории. Существовали различные формы землевладения. Все земли, помимо "царских", сдавались в аренду "царским арендаторам", в том числе земельные владения храмов. Так, осевшие на земле солдаты (клерухи) могли рассчитывать лишь на пожизненное владение своим земельным участком, хотя на деле подобная форма землевладения постепенно превращалась в наследственную. Условное владение распространялось и на земли, переданные в порядке дарения. Одним из результатов введенной при Птолемеях системы государственного контроля над земельными угодьями была легкость, с которой земля могла быть изъята из владения отдельных лиц для проведения ирригационных работ. Регулярный сбор налогов осуществлялся как в денежном выражении (при Птолемеях началась чеканка египетских монет), так и в натуральной форме. Кроме того, государство увеличивало объем поступлений в казну, установив монополию на ряд товаров. В стране действовали две разные системы судопроизводства для греческого и местного населения. Первоначально все высшие гражданские и военные должности занимали греки, однако позднее все вакансии стали заполняться представителями местного населения; при этом некоторым египтянам удалось сделать блестящую карьеру и достичь весьма высоких постов. В 217 вооруженный отряд египтян принял участие в разгроме в битве при Рафии армии правителя Сирии Антиоха Великого.

Упадок Птолемеев. Первоначально царям из династии Птолемеев принадлежали значительные территории за пределами Египта - Киренаика, Кипр и ряд менее надежных плацдармов на территории Азии и Греции. Но постепенно в результате распрей внутри царствующего дома власть и влияние династии стали ослабевать. Великому победителю в войнах с Сирией Птолемею III Эвергету (247-221 до н.э.) наследовал его сын Птолемей IV Филопатор, который хотя и одержал победу при Рафии, описан в египетских анналах как слабый правитель. Государство еще более ослабело в результате династических распрей во втором веке, когда Птолемей IV Филопатор погряз в борьбе за власть со своим братом Птолемеем IX Эвергетом II. Начиная с жены Птолемея II царицы Арсинои II женщины этой династии отличались властолюбием и жестокостью. Последней и, возможно, самой великой в их череде была царица Клеопатра VII (51-30 до н. э.), дочь Птолемея XII Неоса Диониса (Авлета) и любовница Юлия Цезаря, а затем Марка Антония. Ее отчаянная попытка сохранить царство осталась в памяти потомков на гораздо более долгое время, чем разгром Октавианом Августом ее войск и войск Марка Антония в битве у мыса Акций в 31 до н.э. Гибель Марка Антония и Птолемея XVI (предположительно сына Клеопатры от Юлия Цезаря), а также драматическая смерть самой царицы оставили Египет на милость римлян-победителей.

Период римского правления. Первоначально на территории Египта было размещено не меньше трех римских легионов; вся военная и гражданская власть была сосредоточена в руках префекта, который назначался императором Рима и подчинялся лично ему. Префекту также подчинялись чиновники со специальными судейскими и финансовыми полномочиями. Верховный жрец Александрии и всего Египта, римский гражданский чиновник, ведающий делами храмов и жрецов, который осуществлял строгий надзор за традиционными привилегиями местных священнослужителей. Другие должности в египетской бюрократической иерархии были скопированы с администрации Птолемеев. На момент захвата Египта римскими войсками население страны было близко к созданию единого в этническом и культурном отношении общества. Римские правители делали все возможное, чтобы остановить этот процесс. Во-первых, Рим с подозрением относился к восточным обществам с присущими им культурой и религией, а во-вторых, опыт римских завоеваний подсказывал, что управлять разделенной страной неизмеримо легче. Исторические документы, относящиеся к периоду римского господства, свидетельствуют о том, что население египетского села было разделено римлянами на социальные и этнические категории, общественный статус которых определялся объемом и частотой выплат подушного налога, который был установлен еще при Птолемеях и заимствован новыми правителями Египта. От уплаты подушного налога были освобождены проживавшие в Египте граждане Рима, граждане Александрии и других греческих городов, а также определенное число египетских жрецов. Полугреки или эллинизированное население столиц номов выплачивали уменьшенную сумму налога, а египетские крестьяне были обязаны вносить его полную сумму. Казалось бы, такая политика подразумевала социальное возвышение греческого и эллинизированного населения Египта, но вскоре "привилегированная" часть жителей страны обнаружила, что государственные и другие почетные посты в системе управления стоят очень дорого. Случалось даже, что власти навязывали эти почетные посты отдельным гражданам силой. Налоговый пресс становился все тяжелее; и крестьяне-единоличники, и сельские общины порой вынуждены были обрабатывать землю себе в убыток и не могли рассчитывать на послабления - сумма налога не уменьшалась даже в неурожайные годы. Когда же, как нередко случалось, отчаявшиеся крестьяне бросали свой участок, их долг распределялся между теми, кто оставался и продолжал работать. Порой население целых деревень покидало свои земли.

Волнения в Александрии. Рим осуществлял эффективный военный контроль над Египтом, и с первых лет римской оккупации до 172 в стране не происходило серьезных выступлений местного населения. Однако отдельные волнения иногда случались, и происходили они главным образом в Александрии. Вскоре после прихода римлян греки Александрии обратились к императору Рима с просьбой разрешить создать в городе совет по самоуправлению (буле). Недовольство александрийских греков отказом Рима было усугублено рядом уступок, которые были предоставлены римлянами еврейской общине города. Евреи появились в эллинизированном Египте достаточно давно, еще первые Птолемеи приглашали еврейских военачальников на военную службу, и в последние годы существования династии евреи нередко командовали египетскими армиями. Численность еврейского населения в Египте была значительной, особенно в Александрии, где на момент захвата страны римлянами два городских квартала из пяти были заселены евреями. Когда евреи обратились с просьбой о предоставлении им александрийского гражданстваЕгипте это являлось предпосылкой для получения римского гражданства) греки с негодованием восприняли эту инициативу. Кроме того, греческую сторону угнетало то влияние, которым евреи пользовались в римском императорском суде. Противоборство между греками и евреями выплеснулось в насильственные действия, и обе стороны направили в Рим свои депутации. Взгляд евреев на это противоборство отражен в работах Филона, мнение греческой стороны можно узнать из памфлетов под названием "Acta Alexandrinorum" и в важном письме римского императора Клавдия, датируемого 41 н.э. В 115 недовольство евреев вылилось в восстание, охватившее Египет и Киренаику. После подавления восстания спустя два года численность еврейского населения Египта значительно сократилась.

Введение христианства в Египте. Информация о раннем этапе развития христианства в Египте практически отсутствует, поскольку его сторонники должны были скрывать приверженность к религии, отрицающей обожествление императора и государства. Документы, проливающие свет на распространение христианства до его окончательного утверждения в 4 в., крайне скудны. Крайне редки и официальные упоминания о христианстве, хотя в libelli, письменных документах об языческих жертвоприношениях, относящихся ко времени правления императора Деция (249-250), говорится и о тех, кто добровольно выразил свою лояльность римскому императору и его богам, и о христианах, которых убедили отказаться от своей веры. Судя по всему, процесс распространения христианства в Египте шел довольно быстро, охватывая население различных районов вне зависимости от этнической принадлежности или социального положения. Церковная организация, обосновавшись в Александрии, затем распространилась на центры провинций. Ко 2 в. у египетских христиан уже появились свои ученые-богословы; так, вторым по счету главой христианской церкви был Климент, а третьим - теолог-ученый Ориген.

Римские реформы. Когда при императоре Септимии Севере в 202 в столицах номов были созданы местные сенаты, показная система самоуправления стала дополнительным бременем для эллинизированной верхушки страны, поскольку именно на нее теперь возложено было управление Египтом. Любой зажиточный человек, отклонивший предложение занять место в сенате или какой-нибудь другой почетный государственный пост, мог быть лишен имущества. Пожалование в 212 императором Каракаллой римского гражданства всем подданным империи означало, что теперь, помимо подушного, египтянам предстоит выплачивать и ряд других налогов. Египетские документы, относящиеся к 3 в., свидетельствуют о царившей в стране разрухе. Основа налоговой системы претерпела изменение в 3 в., когда подушный налог стал постепенно заменяться натуральным налогом, которым облагалась вся страна. Введение натурального налога заложило основу для радикальной реорганизации фискальной системы при императоре Диоклетиане (284-305); теперь объемы взимания натуральных налогов в некоторых провинциях римской империи должны были определяться в ходе периодических переоценок. В соответствии с административными реформами Диоклетиана была изменена система управления в римских провинциях; так, Египет был разделен на три административных провинции, при этом военная власть находилась в руках одного чиновника. При преемниках Диоклетиана был осуществлен ряд других реформ, в соответствии с которыми номы были заменены системой самоуправляемых округов. Годы правления императоров Диоклетиана и Галерия стали эпохой жестоких притеснений христиан. Национальный характер египтян проявился после в организации монашеского движения, славившегося своей суровой дисциплиной. Монастырская организация, созданная такими известными иерархами монашества в Египте, как Антоний и Пахомий, на протяжении веков служила примером для европейского монашества.

Раскол в египетской церкви. Христианство в Египте формировалось в условиях давления со стороны сохранявшейся древней языческой культуры, гонений со стороны Рима и возникновения целого ряда новых соперничавших друг с другом религиозных и философских направлений, которые, по убеждению христиан, представляли собой ереси. Одно из них, гностицизм, возникло одновременно с христианством. Гностики пользовались христианскими священными рукописями и создавали собственные работы духовного содержания, многие из которых были обнаружены впоследствии на территории Египта. На протяжении 3-4 вв. популярностью в Египте пользовалось манихейство, дуалистическое философское направление, утверждавшее деление мира на добро и зло. Несколько манихейских рукописей сохранились в Египте. Все эти работы были написаны на коптском языке, в котором использовался греческий алфавит с добавлением ряда букв, заимствованных из египетского демотического письма. Вместе с ним вышли из употребления три древнеегипетских шрифта: иероглифический, на котором с незапамятных времен оставляли надписи на храмах и памятниках, иератический, на котором в греко-римский период создавалась религиозная литература, и демотический, используемый в делопроизводстве и нерелигиозной литературе. Эти шрифты были преданы забвению, из которого в 19 в. их извлек знаменитый французский египтолог Шампольон. Использование коптского языка знаменательно также с точки зрения возникновения местного религиозного направления в египетской христианской церкви. Это был язык монахов, многочисленность и религиозное рвение которых превращало их в серьезную силу в ходе теологических диспутов, которые будоражили церковь в четвертом и пятом столетиях. Правда, самые известные из них - александрийский епископ Анастасий (328-373), противник арианской ереси, и епископ Кирилл (412-444), способствовавший падению несторианства, - писали свои труды на греческом языке. Дух упорства и твердой веры в свои убеждения, характерный для египетских христиан, проявился и в 451, когда преемник Кирилла Диоскур выступил на Халкидонском соборе в поддержку монофизитского учения. На соборе монофизитство было объявлено ересью, а коптский митрополит был низложен. Египетская церковь отказалась подчиниться решению собора, решив пойти на раскол.

Византийский период в истории Египта. Хотя пятый век не богат письменными свидетельствами, тем не менее до нас дошли работы одного из основателей коптского монашества Шенуте, в которых говорится, что языческая религия все еще пользовалась популярностью среди многих землевладельцев и высоких должностных лиц. Более многочисленные документы шестого столетия свидетельствуют о том, что окончательная победа христианства отнюдь не искоренила многовекового насилия и войн. Еще одна тенденция, прослеживаемая в византийский период, - увеличение числа крупных земельных поместий, находившихся во владении влиятельных семейств, которые обратили себе на пользу бегство крестьян с земли и, приняв на себя выплату их налогов, присвоили их земельные участки.

Упадок Египта. В 554 Юстиниан разделил Египет на четыре отдельные провинции, поставив во главе каждой из них полностью самостоятельного губернатора, наделенного всей полнотой гражданской и военной власти. Египетская (коптская) церковь с тем же упорством, с каким она противилась попыткам правительства Византийской империи силой навязать Египту духовное управление ортодоксального (мелькитского) патриарха, сопротивлялась идее примирения с другими христианскими церквями путем отказа от некоторых положений своей религиозной доктрины. В 616 персидские войска захватили Египет, и лишь поражения, нанесенные им армией византийского императора Ираклия, вынудили их покинуть территорию страны.

Арабское завоевание. Тем временем на Востоке зарождалась новая сила мирового значения - арабо-мусульманское движение. Воодушевленные своей новой религией, жители Аравии за сто лет после смерти Пророка (632) совершили обширные территориальные завоевания. Первой жертвой арабов стал сасанидский Иран. Затем в 639 они вторглись в Египет, который в результате религиозных распрей и недовольства египтян византийским правлением оказался настолько ослабленным, что небольшого контингента арабских воинов оказалось достаточно, чтобы захватить большую часть долины Нила. Таким образом, подошел к концу почти тысячелетний период господства в Египте греческой культуры. Несмотря на социально-экономические и политические неурядицы поздневизантийского периода, египетские рукописи свидетельствуют о богатстве разнообразной литературы на греческом языке, произведения которой создавались в одном из центров эллинизма или же в самом Египте. Греческим языком продолжали пользоваться еще некоторое время после прихода арабов, еще дольше сохранялся коптский язык. Однако с усилением в Египте позиций арабского языка и ислама страна радикально изменила свою этнокультурную ориентацию.

Начало арабского правления. В декабре 639 Амр ибн аль-Ас, военачальник второго халифа арабского государства Омара, во главе четырехтысячного отряда двинулся из Палестины в Египет. В ходе боевых действий выяснилось, что имевшихся у Амра сил было недостаточно для штурма укрепленных позиций и обнесенных крепостными стенами городов. Весной 640 из Аравии подоспела подмога в количестве 10 тыс. человек. Теперь уже ничего не мешало начать осаду Вавилона, располагавшегося неподалеку от современного Каира. Император Византии Ираклий отверг совет своего представителя в правительстве Египта патриарха Кира сдать город без боя, и Вавилон был захвачен штурмом в апреле 641. Еще шесть тысяч добровольцев-мусульман прибыли из Аравии, но арабам так и не удалось преодолеть крепостные стены Александрии. Кир пошел на мирное соглашение с завоевателями, и осенью 642 город перешел к арабам. Заключенный между византийским патриархом и мусульманским военачальником договор предусматривал, что сумма поземельного налога будет поступать к арабам, а каждый не исповедующий ислам взрослый житель Александрии должен будет выплачивать завоевателям подушный налог. Согласно договору, всякая попытка византийской армии снова захватить город или его гавань должна была быть отбита. Сохранялись имущественные права христиан и евреев на их храмы, они могли совершать богослужения и жить так, как они жили до прихода арабов-мусульман. Никакого сопротивления завоевателям не оказали египетские копты, которые на протяжении долгого времени подвергались притеснениям со стороны императоров Византии. Не теряя времени, арабы вскоре приступили к эксплуатации древнего, построенного еще при фараонах канала, соединявшего Нил с Красным морем, и уже в 644 двадцать кораблей стали на разгрузку в аравийских портах. На начальном этапе арабского правления Египет представлял собой важную провинцию арабского халифата. При халифских династиях Омейадов и Аббасидов во главе страны стояли способные правители. Александрия была превращена в стратегическую морскую базу, и именно египетские корабли в результате двух крупных морских сражений в 655 и 668 положили конец гегемонии Византии на Средиземном море. Однако, хотя Александрия и была главным городом Египта, арабские войска избрали местом своего постоянного расположения местечко Фустатпереводе - шатер), расположенное на Ниле (совр. пригород Каира - Мыср эль-Кадима). Основанная арабами новая египетская столица стала колыбелью современного Каира.

Период правления династий Тулунидов и Ихшидидов. По мере ослабления в 9 в. Аббасидского халифата губернаторы Египта все чаще стали игнорировать требования Багдада о выплате налогов. Назначенный в 868 губернатором Египта военачальник тюркского происхождения Ахмед ибн Тулун вскоре перестал подчиняться аббасидским халифам. Поскольку теперь налоги перестали вывозиться из Египта, страна вступила в период относительного процветания. Во главе огромной армии в 877 Ибн Тулун захватил Сирию и создал в Акре морскую базу; уделяя большое внимание развитию новой столицы Египта Фустата, он построил там великолепную мечеть Ибн-Тулун, до сих пор являющуюся одним из архитектурных шедевров старого Каира. В результате многочисленных провалов в системе управления в 905 власть династии Тулунидов над Египтом закончилась, и на следующие 30 лет страна опять попала под власть Аббасидов. В 935 Мухаммед ибн Тугдж аль-Ихшид, тюрк по этнической принадлежности и самаркандец по месту рождения, объявил себя независимым правителем Египта. Позднее он сумел распространить свою власть на Сирию, Палестину и Хиджаз. Но уже в 969 его сыновья вынуждены были передать власть над Ихшидидским государством более мощной мусульманской династии из Северной Африки.

Правление династии Фатимидов. В 909 Саид ибн Хусейн из Сирии сверг правителей Туниса - эмиров династии Аглабидов и приняв новое имя -Абдаллах аль-Махди. Поскольку представители этой династии утверждали, что происходят от Фатимы, дочери пророка Мухаммеда, они стали называться Фатимидами. Сам основатель династии Фатимидов принадлежал к крайней секте шиизма - исмаилитам, врагам суннитских аббасидских халифов. В течение нескольких лет Фатимиды установили контроль над большей частью Северной Африки, в 914 ими была захвачена Александрия, откуда начались набеги в район дельты Нила. Фатимиды захватили большую часть островов в западном Средиземноморье и грабили города на побережье Италии, Франции и Испании. В 969 по приказу четвертого фатимидского халифа аль-Муизза был захвачен Египет. В 973 халиф перенес столицу в недавно отстроенный Каир. Годом раньше была сооружена мечеть Аль-Азхар. Это был период наивысшего расцвета империи Фатимидов, территория которой простиралась от Марокко на западе до Сирии на востоке и от Йемена на юге до Турции на севере (до хребта Тавр). Несмотря на то, что после правления аль-Хакима (996-1021) начался упадок династии Фатимидов, экономическое процветание Египта продолжалось благодаря тому, что через Каир проходило множество торговых маршрутов, связывавших Средиземноморье и Восточную Азию. Военная мощь Фатимидов неуклонно падала, и они уже не могли воспрепятствовать захватам Сирии и Палестины тюрками-сельджуками и выходу из-под их контроля Северной Африки. Правда, Палестину удалось вернуть, но лишь на время. Она была вновь утеряна в ходе первого похода крестоносцев в 1099. После того как сирийские и палестинские мусульмане добились ряда побед над крестоносцами, в 1167 с целью подготовки египетских оборонительных рубежей в Египет прибыл Саладин (Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб). В 1171 воины Саладина низложили слабого фатимидского халифа аль-Адида. При Саладине в качестве государственной религии Египта восстановлен ислам суннитского направления.

Правление династии Айюбидов. В 1174 Саладин стал независимым правителем Египта, и уже в следующем году его армии завоевали Сирию и Палестину. Заветной мечтой Саладина было уничтожение государств крестоносцев на территории Леванта. В 1187 в битве при Хаттине воины Саладина разбили крестоносцев и захватили Иерусалим, вызвав третий крестовый поход, в ходе которого христиане сумели возвратить себе Акру, но потерпели неудачу при штурме Иерусалима. В 1192 между крестоносцами и Саладином было достигнуто мирное соглашение, в соответствии с которым над побережьем устанавливался контроль крестоносцев, а над внутренними районами - Саладина. Его преемники правили Египтом до 1250, а затем последний представитель Айюбидов был свергнут командирами гвардии мамлюков - белых рабов, находившихся на привилегированном положении, которые установили в стране режим, известный под названием мамлюкского султаната. В целом и при Фатимидах, и при Айюбидах в Египте развивались промышленность и торговля, ученые пользовались поддержкой со стороны государства, открывались школы, строились новые мечети и дворцы. Большое внимание уделялось совершенствованию системы ирригации, сооружались дамбы и каналы.

Правление мамлюков. С 1250 по 1517 Египет управлялся мамлюкскими султанами, в целом за этот период у кормила государственной власти побывало 47 султанов. Некоторые из них были неграмотны, с трудом изъяснялись по-арабски и смутно представляли себе, что такое ислам, однако большинство обладало недюжинными военными и организаторскими способностями. Один из наиболее ярких представителей мамлюкских правителей, султан Бейбарс, в 1260 в битве при Айн-Джалуте (район Назарета в Палестине) разгромил монгольские войска, предотвратив их вторжение в Египет. В то время как большая часть мусульманской империи Ближнего Востока, начиная со времен Чингис-хана (начало 13 в.) до Тамерлана (конец 14 в.) подвергалась периодическим опустошительным набегам кочевников из Азии, в Египте сохранялись золотые времена для ученых и коммерсантов. Ко второй половине 15 в. относится сооружение по приказу султана Каит-бея известного мемориального комплекса, сохранившийся минарет которого до сих пор является украшением Каира. После того как португальские корабли обогнули Африку с юга и блокировали южную оконечность Красного моря, масштабы международных торговых операций через территорию Египта стали уменьшаться. К 1510 мамлюкские султаны потеряли контроль над своей державой, и в 1517 Египет попал под власть султана Селима I, который включил в состав Османской империи Сирию, Аравийский полуостров и большую часть Северной Африки.

Египет под османским господством. В конце 16 в. треть всех собираемых в Османской империи налогов поступала из Египта. В 17 в. Каир вновь стал центром международной торговли. Египетские торговцы закупали в Йемене кофе мокко и вывозили его в страны Ближнего Востока, а затем и в Европу. Формально Египет считался одной из провинций Османской империи, которая управлялась губернатором - пашой с резиденцией в Каире. И пока оттуда в Стамбул поступали значительные суммы налоговых платежей, султаны Османской империи предпочитали не вносить каких-либо радикальных изменений в систему управления провинцией, сохранившуюся с времен мамлюков. Подобная политика дала возможность высшим мамлюкским лидерам - беям, установить к концу 17 в. эффективный контроль над страной. К середине 18 в. с ослаблением власти Османской империи над Египтом мамлюкские беи почувствовали себя независимыми. В своем противостоянии с центральным правительством Османской империи они порой искали поддержку у европейских коммерсантов и их правительств, которые были заинтересованы в Египте как источнике дешевой пшеницы. В конце 18 в. в результате распрей среди мамлюков страна впала в анархию. В 1798, в период наполеоновских войн, французские войска во главе с Наполеоном I захватили Египет. В основе этой акции лежали планы создать стратегический плацдарм для дальнейшей борьбы с Великобританией за обладание Индией, обеспечить поставки египетской пшеницы во Францию и, наконец, создать собственную колонию на арабском Востоке. Но в 1801 английским и турецким войскам удалось изгнать французов из Египта.

Правление Мухаммеда Али. Одним из командиров отряда османских войск, введенных в Египет для борьбы с французской оккупацией, был Мухаммед Али (1769-1849), в прошлом торговец табаком из фракийского городка Кавалла. При поддержке боснийских и албанских частей Мухаммед Али объединился с мамлюками в борьбе с османским губернатором Египта и вынудил его бежать из Каира. Затем ему удалось разделить вооруженные силы мамлюков и вытеснить их в пустыню. В 1805 правительство Османской империи назначило Мухаммеда Али пашой Египта, а в 1811 он стал абсолютным правителем страны. Правда, он по-прежнему признавал себя вассалом Османов и ежегодно отправлял в Стамбул требуемые суммы налогов. Правление Мухаммеда Али, которое продолжалось до 1849 - один из важнейших периодов исторического развития Египта. Мухаммед Али был одной из самых ярких политических фигур 19 в. и почитается египтянами как основатель современного Египта. С помощью европейских военных экспертов и технических специалистов он реорганизовал египетскую армию по европейскому образцу, национализировал большую часть земельных площадей, принадлежавших мамлюкам, ввел государственную монополию на производимые в стране основные продукты и товары и начал кампанию по выращиванию хлопка в районе дельты Нила. Тем самым он придал мощный импульс развитию экономики Египта. По его приказу были расчищены старые и построены новые оросительные каналы. Была введена система летнего орошения, что позволило египетским крестьянам (феллахам) получать в течение года два и даже три урожая. Благодаря успешной борьбе с эпидемическими болезнями и улучшению условий труда в сельском хозяйстве ко времени смерти Мухаммеда Али население страны увеличилось до 4,5 млн. человек. С введением в строй крупного канала Эль-Махмудия транспортные потоки по Нилу пошли через Александрию, стимулировав быстрый рост города, число жителей которого увеличилась с 15 тыс. человек в 1805 до 150 тыс. в 1847. Эпоха Мухаммеда Али отмечена решительной индустриализацией страны; в период его правления было создано более 300 современных промышленных предприятий, главным образом по производству оружия и военной формы для египетской армии. Со временем производство на этих предприятиях было остановлено, поскольку Египту не хватало сырья и топлива, а правительство Великобритании приостановило введение в действие тарифов, которые смогли бы помочь египетским товаропроизводителям выстоять в конкурентной борьбе с английским импортом. Мухаммед Али стремился внедрить в Египте достижения европейского научно-технического прогресса и открыл ряд технических школ по европейскому образцу. Правитель Египта не боялся пользоваться в интересах страны успехами европейской технической и научной мысли, что помогало ему создавать мощную армию и современное государство. В то же время он стремился не попадать в полную зависимость от Европы и остерегался делать крупные займы у европейских банков и правительств. Завоевательная политика Мухаммеда Али наложила отпечаток на развитие всего мусульманского мира. В период 1811-1819 его армия предприняла ряд успешных походов против аравийского движения ваххабитов, в 1821 была завоевана территория Восточного Судана, в 1824 египетские вооруженные части принимали участие в подавлении антиосманского восстания в Греции, а в 1832 прославленный сын правителя Египта Ибрахим-паша (1789-1848) разбил в Сирии армии Османской империи, вторгся в Малую Азию и вынудил османского султана отдать Сирию. К 1833 под властью Мухаммеда Али находилась огромная территория, простиравшаяся от Судана до Тавра в Турции. Вместе с тем процесс создания в Египте мощного и действительно независимого государства вызывал озабоченность не только Османской империи, но и некоторых европейских держав, опасавшихся нарушения баланса сил на Ближнем Востоке. Планы создания в этом регионе своей зоны влияния вынашивала Франция, не скрывала своей заинтересованности и Великобритания, озабоченная сохранением безопасности своих жизненно важных коммуникаций на пути в Индию. Предпринятая в 1841 совместная вооруженная акция европейских держав и Османской империи вынудила Мухаммеда Али вывести египетские войска из Сирии и принять такие условия капитуляции, которые фактически означали его отказ от претензий на создание сильного египетского государства с мощной армией и развитой промышленностью. Со своей стороны османский султан подтвердил наследственное право династии Мухаммеда Али на управление Египтом.

Правление Аббаса I (1849-1854). После смерти в 1849 Мухаммеда Али губернатором Египта стал его внук Аббас I, который занимал этот пост до 1854. Аббаса тревожил рост влияния европейских держав в его владениях, и он не помышлял о продолжении политики индустриализации и модернизации, начатой его дедом. Правда, в одном случае он сделал исключение, предоставив английской компании концессию на строительство железной дороги между Каиром и Александрией. Англичане были заинтересованы в строительстве железнодорожных путей в Египте, поскольку это значительно облегчало вывоз такой важной экспортной культуры, как хлопок; из района дельты Нила он транспортировался в порт Александрии и оттуда на кораблях перевозился в Великобританию. Кроме того, железнодорожное сообщение должно было улучшить систему коммуникаций вдоль жизненно важного для англичан пути в Индию. Железнодорожная линия Каир - Александрия вступила в строй в 1852, к концу 19 в. сеть железных дорог в Египте была развита в большей степени, чем в некоторых европейских странах.

Правление Саид-паши (1854-1863). После убийства Аббаса I в 1854 последующие девять лет во главе Египта находился Саид-паша, четвертый и любимый сын Мухаммеда Али. Новый губернатор окружил себя французами и спустя четыре месяца после прихода к власти выдал своему старинному другу Фердинанду де Лессепсу концессию на строительство Суэцкого канала. Этот проект не устраивал Великобританию, которая опасалась, что тем самым будут нарушены британские торговые интересы на Востоке. Тем не менее была основана Всеобщая компания морского Суэцкого канала и выделены пакеты акций для наиболее развитых государств мира. Правда, акции, зарезервированные за Великобританией, Россией, Австрией, а также Соединенными Штатами, остались невыкупленными. Строительство канала началось в апреле 1859, но когда в 1863 Саид умер, работы по строительству канала были все еще далеки от завершения.

Правление Исмаил-паши (1863-1879). Когда внук Мухаммеда Али Исмаил-паша стал губернатором Египта, ему было 33 года. Исмаил-паша мечтал сделать Египет частью Европы и много сделал для интеграции египетской и европейской экономики. При Исмаил-паше сооружались доки, гавани, железные дороги, телеграфные линии и новые ирригационные каналы. Продолжая политику своего деда, он направлял молодых египтян на учебу в высшие учебные заведения Европы, способствуя созданию в стране европейски образованного среднего класса. Исмаил принял на себя обязательства Саида по строительству Суэцкого канала и вложил немалые суммы в это предприятие. На церемонию открытия в 1869 Суэцкого канала собрались многие коронованные особы из-за рубежа. Исмаил обратился к Джузеппе Верди с просьбой написать оперу по случаю открытия канала, но созданная композитором Аида впервые прозвучала лишь в 1871. После вручения щедрых даров султану Османской империи Исмаилу был пожалован наследственный титул хедива (принца), а на территории Египта был введен закон о праве первородства при наследовании поста губернатора. Когда Исмаил только начинал свою деятельность в

Полезные сервисы

петрополь