Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

бах

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

БАХ межд. Разг.

1. Употр. для обозначения отрывистого сильного и низкого звука, напоминающего грохот от удара, выстрела, падения и т.п. Бах! - рухнула на пол стопка книг.

2. в функц. сказ. Обозначает быстрое, неожиданное действие (по зн. ба́хнуть - ба́хать). Бах на колени. Бах медведя дубиной по голове.

3. в функц. сказ. Обозначает внезапное событие. Бах - и помер.

* * *

Бах - семья немецких музыкантов из Тюрингии, выдвинувшая в XVI - начале XIX вв. выдающихся деятелей искусства, в том числе И. С. Баха и его сыновей. Вильгельм Фридеман (1710-1784), «галльский» Бах, композитор и органист, импровизатор. Карл Филипп Эмануэль (1714-1788), «берлинский» или «гамбургский» Бах, композитор и клавесинист; его творчество, родственное литературному движению «Буря и натиск», оказало влияние на композиторов венской классической школы. Иоганн Кристоф Фридрих (1732-1795), «бюккебургский» Бах, композитор, клавесинист, капельмейстер. Иоганн Кристиан (1735-1782), «миланский» или «лондонский» Бах, композитор и клавесинист, представитель так называем галантного стиля, оказал влияние на творчество юного В. А. Моцарта.

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Энциклопедия Кольера

БАХ - крупнейшая немецкая музыкальная династия. Иоганн Себастьян Бах - величайший, но отнюдь не последний ее представитель. Благодаря родословной, составленной Иоганном Себастьяном, история семьи, жившей в Центральной Германии, может быть прослежена до 16 в. Ее основатель, пекарь Фейт Бах (ум. 1619) любил играть на цитре, когда работали жернова его мельницы. Это, по замечанию Иоганна Себастьяна, "приучало играть ровно". Среди предков Иоганна Себастьяна был его двоюродный дед Иоганнес (1604-1673), городской музыкант и органист в Эрфурте, от которого до нас дошло три мастерских мотета. Его потомки трудились в Эрфурте в течение столетия; имя Бах стало как бы синонимом городского музыканта, оно употреблялось и позже, когда никого из Бахов в городе уже не осталось. Внук упомянутого Иоганнеса, Иоганн Бернгард Бах (1676-1749), городской органист Эйзенаха, известен как автор интересных органных сочинений и очаровательных оркестровых сюит (возможно, эти сюиты повлияли на сочинения в том же жанре Иоганна Себастьяна). Брат Иоганнеса, Генрих (1615-1692), был весьма уважаемым органистом в Арнштадте. Современники высоко ценили его сочинения, из которых, однако, до нас дошла всего одна кантата. Сын Генриха, Иоганн Кристоф (1642-1703), служивший органистом в Эйзенахе, может быть назван самым крупным музыкантом среди предков Иоганна Себастьяна. Столь сильна была его творческая фантазия, столь оригинально мышление, что некоторые его вокальные сочинения долгое время приписывались исследователями Иоганну Себастьяну. Сохранившееся наследие Иоганна Кристофа состоит из кантат, мотетов и сочинений для клавишных инструментов - органа, клавесина и клавикорда. Брат Иоганна Кристофа, Иоганн Михаэль (1648-1694), городской органист в Герене, был плодовитым автором духовной музыки и авторитетным мастером по изготовлению музыкальных инструментов. Оба эти таланта проявились и в Иоганне Николаусе (1669-1753), сыне Иоганна Кристофа, который служил органистом и университетским капельмейстером в Иене (до нас дошли его месса и светская кантата). Другая ветвь семьи играла важную роль при мейнингенском дворе. Капельмейстер Иоганн Людвиг Бах (1677-1741) сочинил много замечательных кантат и мотетов, которые впоследствии Иоганн Себастьян переписывал для собственных выступлений. Сын Иоганна Людвига, Готлиб Фридрих (1714-1785), и его внук, Иоганн Филипп (1752-1846), были известными живописцами.

БАХ Иоганн Себастьян

<a href='/dict/иоганн' class='wordLink' target='_blank'>ИОГАНН</a> <a href='/dict/себастьян' class='wordLink' target='_blank'>СЕБАСТЬЯН</a> <a href='/dict/бах' class='wordLink' target='_blank'>БАХ</a>. <a href='/dict/портрет' class='wordLink' target='_blank'>Портрет</a> <a href='/dict/работы' class='wordLink' target='_blank'>работы</a> Э. <abbr>Г.</abbr> <a href='/dict/хаусмана' class='wordLink' target='_blank'>Хаусмана</a>.

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ. Портрет работы Э. Г. Хаусмана.

(1685-1750)

Детство и юность. Веймар (1685-1717). Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 в Эйзенахе, маленьком тюрингском городке в Германии, где его отец Иоганн Амброзиус служил городским музыкантом, а дядя Иоганн Кристоф - органистом. Мальчик рано начал заниматься музыкой. По-видимому, отец обучал его игре на скрипке, дядя - на органе, и благодаря хорошему сопрано он был принят в церковный хор, который исполнял мотеты и кантаты. В 8 лет мальчик поступил в церковную школу, где делал большие успехи. Счастливое детство кончилось для него в девятилетнем возрасте, когда он потерял мать, а через год и отца. Сироту взял на воспитание в свой скромный дом старший брат, органист в ближнем Ордруфе; там мальчик снова пошел в школу и продолжил занятия музыкой с братом. В Ордруфе Иоганн Себастьян провел 5 лет. Когда ему исполнилось пятнадцать, по рекомендации школьного учителя он получил возможность продолжить образование в школе св. Михаила в Люнебурге в северной Германии. Чтобы добраться туда, ему пришлось пройти пешком три сотни километров. За полный пансион, обучение и маленькую стипендию он должен был принимать участие в хоре школы, пользовавшемся высокой репутацией (т.н. утренний хор, Mettenchor). Это был очень важный этап в образовании Иоганна Себастьяна. Здесь он познакомился с лучшими образцами хоровой литературы, завязал отношения с известным мастером органного искусства Георгом Бемом (его влияние очевидно в ранних органных композициях Баха), получил представление о французской музыке, которую имел возможность слышать при дворе соседнего Целле, где в почете была французская культура; кроме того, он часто ездил в Гамбург послушать виртуозную игру Иоганна Адама Рейнкена, крупнейшего представителя северогерманской органной школы. В 1702 в возрасте 17 лет Бах вернулся в Тюрингию и, послужив немного в качестве "лакея и скрипача" при веймарском дворе, получил место органиста Новой церкви в Арнштадте, городе, где Бахи служили как до, так и после него, вплоть до 1739. Благодаря блестяще прошедшему испытательному выступлению, ему сразу назначили жалованье, намного превосходившее то, которое платили его родственникам. Он оставался в Арнштадте до 1707, покинув город в 1705, чтобы присутствовать на знаменитых "вечерних концертах", которые проводил в Любеке, на севере страны, блестящий органист и композитор Дитрих Букстехуде. Очевидно, в Любеке была настолько интересно, что Бах провел там четыре месяца вместо четырех недель, которые испросил в качестве отпуска. Последовавшие неприятности по службе, а также недовольство слабым и необученным арнштадтским церковным хором, которым он был обязан руководить, заставили Баха искать новое место. В 1707 он принял приглашение на должность органиста в известной церкви св. Власия в тюрингском Мюльхаузене. Еще в Арнштадте 23-летний Бах женился на своей двоюродной сестре Марии Барбаре, сироте, дочери органиста Иоганна Михаэля Баха из Герена. В Мюльхаузене Бах быстро завоевал известность как автор кантат (одна из них даже была напечатана за счет города) и специалист по ремонту и реконструкции органов. Но уже через год он покинул Мюльхаузен и перебрался на более привлекательное место при герцогском дворе в Веймаре: там он служил органистом, а с 1714 - капельмейстером. Здесь на его художественное развитие оказало воздействие знакомство с творениями выдающихся итальянских мастеров, особенно Антонио Вивальди, чьи оркестровые концерты Бах перекладывал для клавишных инструментов: подобная работа помогла ему овладеть искусством выразительной мелодии, усовершенствовать гармоническое письмо, развить чувство формы. В Веймаре Бах достиг вершин мастерства как органист-виртуоз и композитор, а благодаря многочисленным поездкам по Германии его известность распространилась далеко за пределы герцогства Веймарского. Его репутации содействовал исход организованного в Дрездене соревнования с французским органистом Луи Маршаном. Современники рассказывают, что Маршан не рискнул выступить перед публикой, с нетерпением ожидавшей соревнования, и спешно покинул город, признав превосходство соперника. В 1717 Бах стал капельмейстером у герцога Анхальт-Кетенского, который предложил ему более почетные и выгодные условия. Прежний хозяин сначала не хотел его отпускать и даже посадил под арест за "слишком упорные просьбы об увольнении", но потом все-таки позволил Баху уехать из Веймара.

Кетен, 1717-1723. В течение 6 лет, проведенных при кальвинистском кетенском дворе, Баха как истового лютеранина не обязывали писать церковную музыку: он должен был сочинять для придворного музицирования. Поэтому композитор сосредоточился на инструментальных жанрах: в кетенский период появились такие шедевры, как Хорошо темперированный клавир (1-й том), сонаты и сюиты для скрипки и виолончели соло, а также шесть Бранденбургских концертов (посвященных маркграфу Бранденбургскому). Кетенский князь, сам отличный музыкант, высоко ценил своего капельмейстера, и время, проведенное в этом городе, относится к числу счастливейших периодов в жизни Баха. Но в июне 1720, когда композитор сопровождал в поездке князя, скоропостижно скончалась Мария Барбара. В декабре следующего года 36-летний вдовец женился на 21-летней Анне Магдалене Вилькен, певице, которая, подобно самому Баху, происходила из известной музыкальной династии. Анна Магдалена стала прекрасной помощницей мужу; ее рукой переписано множество его партитур. Она родила Баху 13 детей, из которых до зрелого возраста дожило шестеро (всего у Иоганна Себастьяна в двух браках было 20 детей, десять из них умерли в младенчестве). В 1722 открылась выгодная вакансия кантора в знаменитой школе св. Фомы в Лейпциге. Бах, которому снова захотелось вернуться к церковным жанрам, подал соответствующее прошение. После конкурса, в котором участвовали еще два кандидата, он стал лейпцигским кантором. Это произошло в апреле 1723.

Лейпциг, 1723-1750. Обязанности Баха как кантора были двух родов. Он являлся "музик-директором", т.е. отвечал за музыкальную часть служб во всех лейпцигских протестантских церквах, в том числе св. Фомы (Томаскирхе) и св. Николая, где исполнялись достаточно сложные произведения. В дополнение к этому он стал педагогом весьма почтенной школы при Томаскирхе (основана в 1212), где должен был обучать мальчиков основам музыкального искусства и готовить их к участию в церковных службах. Бах усердно исполнял обязанности "музик-директора"; что же касается преподавания, то оно скорее докучало композитору, глубоко погруженному в мир собственного творчества. Большая часть духовной музыки, звучавшей в ту пору в Лейпциге, принадлежала его перу: здесь были созданы такие шедевры, как Страсти по Иоанну, месса си минор, Рождественская оратория. Отношение Баха к служебным делам вызывало недовольство у отцов города; в свою очередь, композитор обвинял "странное и недостаточно преданное музыке начальство" в создании атмосферы преследований и зависти. Острый конфликт с директором школы усиливал напряженность, и после 1740 Бах начал пренебрегать своими официальными обязанностями - он стал писать больше инструментальной музыки, чем вокальной, попытался напечатать ряд сочинений. Триумфом последнего десятилетия жизни композитора стала поездка к прусскому королю Фридриху II в Берлин, которую Бах совершил в 1747: при дворе короля, страстного любителя музыки, служил один из сыновей Иоганна Себастьяна, Филипп Эмануэль. Лейпцигский кантор играл на превосходных королевских клавесинах и продемонстрировал восхищенным слушателям свое непревзойденное мастерство импровизатора: без всякой подготовки он сымпровизировал фугу на тему, заданную королем, а по возвращении в Лейпциг использовал ту же тему как основу для грандиозного полифонического цикла в строгом стиле и напечатал это произведение под названием Музыкальное приношение (Musikalisches Opfer) с посвящением Фридриху II Прусскому. Вскоре зрение Баха, на которое он жаловался уже давно, стало стремительно ухудшаться. Почти ослепнув, он решился подвергнуться операции у одного известного в ту пору английского врача-окулиста. Две операции, проведенные шарлатаном, не принесли Баху облегчения, а лекарства, которые ему пришлось принимать, окончательно погубили его здоровье. 18 июля 1750 к нему внезапно вернулось зрение, но всего через несколько часов с ним случился удар. 28 июля 1750 Бах скончался.

СОЧИНЕНИЯ

В творчестве Баха представлены все основные жанры эпохи позднего барокко за исключением оперы. Его наследие включает сочинения для солистов и хора с инструментами, органные композиции, клавирную и оркестровую музыку. Его мощная творческая фантазия вызвала к жизни необычайное богатство форм: к примеру, в многочисленных баховских кантатах невозможно найти две фуги одинакового строения. Тем не менее есть структурный принцип, весьма характерный для Баха: это симметричная концентрическая форма. Продолжая многовековую традицию, Бах использует полифонию как основное выразительное средство, но при этом самые сложные контрапунктические построения у него опираются на ясную гармоническую основу - это было, несомненно, веянием новой эпохи. Вообще "горизонтальное" (полифоническое) и "вертикальное" (гармоническое) начала у Баха уравновешены и образуют великолепное единство.

Кантаты. Большую часть вокально-инструментальной музыки Баха составляют духовные кантаты: он создал пять циклов таких кантат на каждое воскресенье и на праздники церковного года. До нас дошло около двух сотен этих произведений. Ранние кантаты (до 1712) написаны в стиле предшественников Баха, таких как Иоганн Пахельбель и Дитрих Букстехуде. Тексты взяты из Библии или из лютеранских церковных гимнов - хоралов; композиция состоит из нескольких относительно кратких разделов, обычно контрастных по мелодике, тональности, темпу, исполнительскому составу. Ярким примером раннего кантатного стиля Баха может служить прекрасная Трагическая кантата (Аctus Tragicus) № 106 (Время Господне - наилучшее время, Gottes Zeit ist die allerbeste Zeit). После 1712 Бах обращается к другой форме духовной кантаты, которую ввел в лютеранский обиход пастор Е.Ноймейстер: в ней используются не цитаты из Писания и протестантских гимнов, а парафразы библейских фрагментов или хоралов. В этом типе кантаты разделы более отчетливо отделяются один от другого, а между ними вводятся сольные речитативы с аккомпанементом органа и генерал-баса. Иногда подобные кантаты двухчастны: во время службы между частями произносилась проповедь. К данному типу принадлежит большинство баховских кантат, в том числе № 65 Все они придут из Савы (Sie werden aus Saba alle kommen), на день Архангела Михаила № 19 И была битва в небесах (Es erhub sich ein Streit), на праздник Реформации № 80 Твердыня крепкая наш Бог (Ein' feste Burg), № 140 Восстаньте от сна (Wachet auf). Особый случай - кантата № 4 Христос лежал в оковах смерти (Christ lag in Todesbanden): в ней использовано 7 строф одноименного хорала Мартина Лютера, причем в каждой строфе хоральная тема обрабатывается по-своему, а в финале звучит в простой гармонизации. В большинстве кантат сольные и хоровые разделы чередуются, сменяя друг друга, но есть в наследии Баха и целиком сольные кантаты - например, трогательная кантата для баса с оркестром № 82 С меня довольно (Ich habe genug) или блестящая кантата для сопрано с оркестром № 51 Всякое дыхание да хвалит Господа (Jauchzet Gott in allen Landen). Сохранилось также несколько светских баховских кантат: они сочинялись по поводу дней рождения, именин, свадебных церемоний высокопоставленных лиц и по другим торжественным случаям. Известна комическая Кофейная кантата (Schweigt stille, plaudert nicht) № 211, в тексте которой высмеивается помешательство немцев на заморском напитке. В этом произведении, как и в Крестьянской кантате № 217, стиль Баха приближается к стилю комической оперы его эпохи.

Мотеты. До нас дошли 6 баховских мотетов на немецкие тексты. Они пользовались особой известностью и в течение долгого периода после смерти композитора были единственными из его вокально-инструментальных композиций, которые еще исполнялись. Как и в кантате, в мотете используются библейские и хоральные тексты, но в нем нет арий и дуэтов; оркестровое сопровождение не обязательно (если оно имеется, то просто дублирует хоровые партии). Среди сочинений этого жанра можно упомянуть мотеты Иисус - моя радость (Jesu meine Freude) и Пойте Господу (Singet dem Herrn).

Магнификат и Рождественская оратория. Среди крупных вокально-инструментальных сочинений Баха особое внимание привлекают два рождественских цикла. Магнификат для пятиголосного хора, солистов и оркестра был написан в 1723, вторая редакция - в 1730. Весь текст, кроме финальной Gloria, представляет собой Песнь Богоматери Величит душа моя Господа (Лк 1:46-55) в латинском переводе (Вульгата). Магнификат - одна из самых цельных баховских композиций: ее лаконичные части ясно группируются в три раздела, каждый из которых начинается арией и кончается ансамблем; обрамлением служат мощные хоровые части - Magnificat и Gloria. Несмотря на краткость частей, каждая имеет свой эмоциональный облик. Рождественская оратория (Weihnachtsoratorium), появившаяся в 1734, состоит из 6 кантат, предназначенных для исполнения в рождественский сочельник, два дня Рождества, 1 января, следующее за ним воскресенье и праздник Богоявления. Тексты взяты из евангелий (Лука, Матфей) и протестантских гимнов. Рассказчик - Евангелист (тенор) - в речитативах излагает евангельское повествование, в то время как реплики действующих лиц рождественской истории отданы солистам или хоровым группам. Повествование прерывается лирическими эпизодами - ариями и хоралами, которые должны служить наставлением для паствы. 11 из 64 номеров оратории первоначально сочинены Бахом для светских кантат, но потом превосходно приспособлены к духовным текстам.

Пассионы. Из 5 циклов пассионов, о которых известно из биографии Баха, до нас дошло только два: Страсти по Иоанну (Johannespassion), над которыми композитор начал работать в 1723, и Страсти по Матфею (Matthuspassion), завершенные в 1729. (Страсти по Луке, напечатанные в Полном собрании сочинений, по-видимому, принадлежат другому автору.) Каждый из пассионов состоит из двух частей: одна звучит до проповеди, другая - после нее. В каждом цикле имеется рассказчик - Евангелист; партии конкретных участников драмы, включая Христа, исполняются певцами-солистами; хор изображает реакцию толпы на происходящее, а вставные речитативы, арии и хоралы - отклик общины на разворачивающуюся драму. Тем не менее, Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею заметно отличаются друг от друга. В первом цикле ярче дан образ неистовствующей толпы, ей противостоит Спаситель, от которого исходит возвышенный покой и отстраненность от мира. Страсти по Матфею излучают любовь и нежность. Здесь нет непроходимой пропасти между божественным и человеческим: Господь через свое страдание сближается с человечеством, и человечество страдает вместе с ним. Если в Страстях по Иоанну партия Христа состоит из речитативов с аккомпанементом органа, то в Страстях по Матфею она окружена, подобно нимбу, проникновенным звучанием струнного квартета. Страсти по Матфею - высшее достижение в баховской музыке, написанной для Протестантской церкви. Здесь использован очень большой исполнительский состав, включающий два оркестра, два смешанных хора с солистами и хор мальчиков, который исполняет мелодию хорала в номере, открывающем пассион. Вступительный хор - самый сложный в композиционном отношении раздел сочинения: два хора противостоят друг другу - звучат взволнованные вопросы и полные печали ответы на фоне оркестровых фигураций, изображающих потоки слез. Над этой стихией безграничной человеческой скорби парит кристально чистая и безмятежная мелодия хорала, навевающая мысли о человеческой слабости и божественной силе. Проведения хоральных мелодий сделаны здесь с исключительным мастерством: одна из самых любимых Бахом тем - O Haupt voll Blut und Wunden - появляется не менее пяти раз с разным текстом, и каждый раз гармонизация ее сделана по-иному, в зависимости от содержания данного эпизода.

Месса си минор. Кроме 4 коротких месс, состоящих из двух частей - Kyrie и Gloria, Бах создал также полный цикл католической мессы (ее ординария - т.е. постоянных, неизменяемых частей богослужения), мессу си минор (обычно называемую Высокой мессой). Она сочинялась, по-видимому, в период между 1724 и 1733 и состоит из 4 разделов: первый, включающий части Kyrie и Gloria, обозначен Бахом как собственно "месса"; второй, Credo, именуется "Никейский символ веры"; третий - Sanctus; в четвертый вошли остальные части - Osanna, Benedictus, Agnus Dei и Dona nobis pacem. Месса си минор - сочинение возвышенное и величественное; оно содержит такие шедевры композиторского мастерства, как пронзительно скорбный Crucifixus - тринадцать вариаций на постоянный бас (типа пассакальи) и Credo - грандиозную фугу на тему григорианского песнопения. В последней части цикла, Dona nobis, представляющей собой моление о мире, Бах использует ту же музыку, что и в хоре Gratias agimus tibi (Тебя благодарим), и это может иметь символическое значение: Бах очевидно выражает убеждение в том, что истинно верующий не имеет нужды просить Господа о мире, но должен благодарить Создателя за этот дар. Колоссальные масштабы Мессы си минор не позволяют использовать ее для церковного богослужения. Это сочинение должно звучать в концертном зале, который под воздействием повергающего в благоговейный трепет величия этой музыки превращается в храм, открытый для всякого способного к религиозному переживанию слушателя.

Сочинения для органа. Музыку для органа Бах писал всю жизнь. Его последним сочинением стал органный хорал на мелодию Пред Твой престол я предстаю (Vor deinem Thron tret' ich hiemit), продиктованный слепым композитором своему ученику. Здесь мы сможем назвать лишь немногое из множества великолепных органных произведений Баха: широко известная блестяще-виртуозная токката и фуга ре минор сочинена в Арнштадте (популярностью пользуются также ее многочисленные оркестровые переложения); грандиозная пассакалья до минор, цикл из 12 вариаций на тему, постоянно проходящую в басу, и заключительной фуги, появилась в Веймаре; "большие" прелюдии и фуги до минор, до мажор, ми минор и си минор - произведения лейпцигского периода (между 1730 и 1740). Особого внимания заслуживают хоральные обработки. 46 из них (предназначенных для разных праздников церковного года) представлены в собрании под названием Органная книжечка (Orgelbchlein): она появилась в конце веймарского периода (возможно, во время пребывания в тюрьме). В каждой из этих обработок Бах воплощает внутреннее содержание, настроение текста в свободно разработанных трех нижних голосах, в то время как хоральная тема звучит в верхнем, сопрановом голосе. В 1739 он напечатал 21 хоральную обработку в сборнике, который называется Третья часть Клавирных упражнений (цикл известен также под именем Немецкой органной мессы). Здесь духовные гимны следуют в порядке, соответствующем лютеровскому катехизису, причем каждый хорал представлен в двух вариантах - сложном для знатоков и простом для любителей. Между 1747 и 1750 Бах подготовил к публикации еще 18 "больших" органных хоральных обработок (т.н. Шюблеровские хоралы), для которых характерны несколько менее сложный контрапункт и изысканность мелодической орнаментики. Среди них особенно выделяется цикл хоральных вариаций Укрась себя, блаженная душа (Schmcke dich, o liebe Seele), в котором композитор из начального мотива гимна выстраивает великолепную сарабанду.

Клавирные сочинения. Большая часть клавирных сочинений Баха создана им в зрелом возрасте и обязана своим появлением его глубокому интересу к музыкальному образованию. Эти пьесы написаны в основном для обучения собственных сыновей и других одаренных учеников, но под рукой Баха упражнения превращаются в музыкальные жемчужины. В этом смысле подлинный шедевр изобретательности представляют собой 15 двухголосных инвенций и столько же трехголосных инвенций-синфоний, которые демонстрируют разные типы контрапунктического письма и разные типы мелодики, соответствующие определенным образам. Самое известное клавирное сочинение Баха - Хорошо темперированный клавир (Das Wohltemperierte Clavier), цикл, содержащий 48 прелюдий и фуг, по две для каждой минорной и мажорной тональности. Выражение "хорошо темперированный" относится к новому принципу настройки клавишных инструментов, при котором октава делится на 12 равных в акустическом смысле частей - полутонов. Успех первого тома этого собрания (24 прелюдии и фуги во всех тональностях) побудил композитора к созданию второго такого же тома. Бахом написаны также циклы клавирных пьес, сочиненных по моделям распространенных танцев той эпохи - 6 Английских и 6 Французских сюит; еще 6 партит были опубликованы между 1726 и 1731 под названием Клавирные упражнения (Clavierbung). Во вторую часть Упражнений вошли еще одна партита и блестящий Итальянский концерт, в котором сочетаются стилистические черты клавирных жанров и жанра концерта для клавира с оркестром. Серию Клавирных упражнений завершают появившиеся в 1742 Гольдберг-вариации - Ария и тридцать вариаций, написанные для ученика Баха И.Г.Гольдберга. Точнее, цикл был написан для одного из почитателей Баха - графа Кайзерлинга, русского посла в Дрездене: Кайзерлинг тяжело болел, страдал бессонницей и часто просил Гольдберга ночью играть для него баховские пьесы.

Сочинения для скрипки и виолончели соло. В своих 3 партитах и 3 сонатах для скрипки соло великий мастер полифонии ставит перед собой почти невыполнимую задачу - написать четырехголосную фугу для сольного струнного инструмента, пренебрегая всеми техническими ограничениями, налагаемыми самой природой инструмента. Вершина баховского величия, прекрасный плод его вдохновения - знаменитая чакона (из партиты № 2), цикл вариаций для скрипки, который биограф Баха Ф.Шпитта характеризует как "торжество духа над материей". Столь же великолепны 6 сюит для виолончели соло.

Оркестровые сочинения. Среди оркестровой музыки Баха следует выделить концерты для скрипки со струнным оркестром и Двойной концерт для двух скрипок с оркестром. Кроме того, Бах создает новую форму - клавирный концерт, используя сольную скрипичную партию написанных ранее скрипичных концертов: она исполняется на клавире правой рукой, тогда как левая рука аккомпанирует и дублирует басовый голос. Шесть Бранденбургских концертов относятся к другому типу. Второй, третий и четвертый следуют итальянской форме concerto grosso, в которой небольшая группа солирующих ("концертирующих") инструментов "состязается" с полным оркестром. В пятом концерте имеется большая каденция для клавира соло, и это произведение представляет собой, по сути дела, первый в истории клавирный концерт. В первом, третьем и шестом концертах оркестр делится на несколько хорошо сбалансированных групп, которые противопоставляются одна другой, причем тематический материал переходит от группы к группе и солирующие инструменты лишь иногда перехватывают инициативу. Хотя в Бранденбургских концертах немало всяких полифонических ухищрений, они легко воспринимаются неподготовленным слушателем. Эти произведения излучают радость, и кажется, что они отражают веселье и роскошь княжеского двора, при котором тогда работал Бах. Вдохновенная мелодика, яркий колорит, технический блеск концертов делают их уникальным достижением даже для Баха. Столь же блестящи и виртуозны 4 оркестровые сюиты; каждая из них включает увертюру во французском стиле (медленное вступление - быстрая фуга - медленное заключение) и вереницу очаровательных танцевальных частей. Сюита № 2 си минор для флейты и струнного оркестра содержит столь виртуозную сольную партию, что вполне может быть названа флейтовым концертом. В последние годы жизни Бах достиг высочайших вершин контрапунктического мастерства. После написанного для прусского короля Музыкального приношения, в котором представлены все возможные типы канонических вариаций, композитор начал работу над циклом Искусство фуги (Die Kunst der Fuge), который остался незавершенным. Здесь Бах использует разнообразные типы фуги, вплоть до грандиозной четверной (она обрывается на 239 такте). Неизвестно в точности, для какого инструмента предназначался цикл; в разных изданиях эта музыка адресована клавиру, органу, струнному квартету или оркестру: во всех вариантах Искусство фуги звучит превосходно и покоряет слушателей величием замысла, торжественностью и изумительным мастерством, с которым Бах решает сложнейшие полифонические задачи.

Изучение наследия Баха. Творения Баха оставались почти в полном забвении на протяжении полувека. Лишь в узком кругу учеников великого кантора сохранялась память о нем, да еще время от времени в учебниках приводились примеры его контрапунктических изысканий. За это время не было издано ни одного сочинения Баха, кроме четырехголосных хоралов, опубликованных сыном композитора Филиппом Эмануэлем. Очень показательна в этом смысле история, рассказанная Ф.Рохлицем: когда Моцарт посетил в 1789 Лейпциг, в Томасшуле был исполнен для него баховский мотет Пойте Господу (Singet dem Herrn): "Моцарт знал Баха скорее понаслышке, чем по его сочинениям... Едва хор пропел несколько тактов, как он подскочил; еще несколько тактов - и он вскричал: что это? И с этого момента весь обратился в слух. Когда пение закончилось, он воскликнул в восторге: на этом и вправду можно поучиться! Ему сказали, что в школе... хранится полное собрание мотетов Баха. Партитур этих произведений не было, тогда он потребовал принести расписанные партии. В тишине присутствующие с удовольствием наблюдали, с каким увлечением Моцарт раскладывает вокруг себя эти голоса - на коленях, на ближайших стульях. Забыв все на свете, он не вставал с места, пока тщательно не просмотрел все, что имелось из произведений Баха. Он выпросил себя копию мотета и очень ею дорожил". Положение изменилось к 1800 году, когда под влиянием распространявшегося тогда романтизма стали обращать более пристальное внимание на историю немецкого искусства. В 1802 вышла первая биография Баха, ее автору И.Н.Форкелю удалось получить ценные сведения о Бахе от его сыновей. Благодаря этой книге многие любители музыки получили представление о масштабах и значении творчества Баха. Немецкие и швейцарские музыканты принялись изучать музыку Баха; в Англии пионером в данной области стал органист С.Уэсли (1766-1837), племянник религиозного деятеля Джона Уэсли. Первыми были оценены по достоинству инструментальные сочинения. Высказывание великого Гете об органной музыке Баха весьма красноречиво свидетельствует о настроениях того времени: "Музыка Баха - это беседа вечной гармонии с самой собой, она подобна Божественной мысли перед сотворением мира". После исторического исполнения Страстей по Матфею под управлением Ф.Мендельсона (это произошло в Берлине в 1829, точно в сотую годовщину первого исполнения Страстей) начали звучать и вокальные произведения композитора. В 1850 было создано Баховское общество, поставившее цель издать полное собрание сочинений Баха. На осуществление этой задачи ушло полвека. Новое Баховское общество было создано сразу после роспуска прежнего: его задачей являлось распространение наследия Баха с помощью изданий для широкого круга музыкантов и любителей, а также организация высококачественных исполнений его сочинений, в том числе на специальных Баховских фестивалях. Популяризацией творчества Баха занимались, конечно, не только в Германии. В 1900 году Баховские фестивали были организованы в СШАВифлееме, шт. Пенсильвания), и их основатель И. Ф. Уолле сделал очень много для признания гения Баха в Америке. Подобные фестивали проводились также в Калифорнии (Кармел), во Флориде (Роллинс-колледж), причем на достаточно высоком уровне. Важную роль в научном осмыслении наследия Баха сыграла монументальная работа упомянутого выше Ф.Шпитты; она до сих пор сохраняет свое значение. Следующий этап обозначил выход в свет в 1905 книги А.Швейцера: автор предложил новый метод анализа музыкального языка композитора - путем выявления в нем символических, а также "изобразительных", "живописных" мотивов. Идеи Швейцера оказали сильнейшее воздействие на современных исследователей, подчеркивающих важную роль символики в музыке Баха. В 20 в. важный вклад в баховедение внес также англичанин К. С. Терри, который ввел в научный обиход много новых биографических материалов, перевел важнейшие баховские тексты на английский язык и опубликовал серьезное исследование об оркестровом письме композитора. Перу А. Шеринга (Германия) принадлежит фундаментальный труд, освещающий музыкальную жизнь Лейпцига и роль, которую играл в ней Бах. Появились серьезные исследования об отражении в творчестве композитора идей протестантизма. Одному из выдающихся баховедов, Ф.Сменду, удалось найти некоторые светские кантаты Баха, считавшиеся утерянными. Исследователи активно занялись и другими музыкантами из семьи Баха, прежде всего его сыновьями, а затем и предками. После того, как в 1900 было закончено Полное собрание сочинений, выяснилось, что в нем имеется немало пробелов и ошибок. В 1950 был основан Баховский институт в Геттингене и Лейпциге с целью пересмотра всех имеющихся материалов и создания нового Полного собрания. К 1967 вышла в свет примерно половина из предполагавшихся 84 томов Нового собрания сочинений Баха (Neue Bach-Ausgabe).

СЫНОВЬЯ БАХА

БАХ Вильгельм Фридеман

(1710-1784). Четверо из сыновей Баха были исключительно музыкально одарены. Старший из них, Вильгельм Фридеман, выдающийся органист, как виртуоз не уступал отцу. В течение 13 лет Вильгельм Фридеман служил органистом в церкви св. Софии в Дрездене; в 1746 стал кантором в Галле и занимал эту должность 18 лет. Затем уехал из Галле и впоследствии часто менял место жительства, поддерживая свое существование уроками. От Фридемана осталось около двух дюжин церковных кантат и довольно много инструментальной музыки, в том числе 8 концертов, 9 симфоний, сочинения разных жанров для органа и клавира, камерные ансамбли. Заслуживают особого упоминания его изящные полонезы для клавира и сонаты для двух флейт. Как композитор Фридеман испытывал сильное влияние своего отца и учителя; он пытался также найти компромисс между стилем барокко и выразительным языком новой эпохи. Результатом явился весьма индивидуальный стиль, который в некоторых отношениях предвосхищает последующее развитие музыкального искусства. Однако многим современникам сочинения Фридемана казались чересчур сложными.

БАХ Карл Филипп Эмануэль

(1714-1788). Второй сын Иоганна Себастьяна добился больших успехов как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности. Его обычно называют "берлинским" или "гамбургским" Бахом, так как он сначала служил 24 года придворным клавесинистом у прусского короля Фридриха II, а потом занял почетное место кантора в Гамбурге. Этот, по-видимому, самый яркий представитель сентиментализма в музыке, тяготел к выражению сильных чувств, не скованному правилами. Филипп Эмануэль привнес в инструментальные жанры (особенно в клавирные) драматизм, эмоциональную насыщенность, ранее встречавшиеся только в вокальной музыке, и оказал решающее влияние на художественные идеалы Й.Гайдна. Даже Бетховен учился на сочинениях Филиппа Эмануэля. Филипп Эмануэль пользовался репутацией выдающегося педагога, а его учебник Опыт правильного способа игры на клавире (Versuch ber die wahre Art das Clavier zu spielen) стал важным этапом в развитии современной пианистической техники. Влиянию творчества Филиппа Эмануэля на музыкантов его эпохи способствовало широкое распространение его сочинений, большая часть которых опубликована при жизни композитора. Хотя главное место в его творчестве занимала клавирная музыка, он работал также в разных вокальных и инструментальных жанрах, исключение составляет только опера. Огромное наследие Филиппа Эмануэля включает 19 симфоний, 50 фортепианных концертов, 9 концертов для других инструментов, около 400 сочинений для клавира соло, 60 дуэтов, 65 трио, квартетов и квинтетов, 290 песен, около полусотни хоров, а также кантаты и оратории.

БАХ Иоганн Кристоф Фридрих

(1732-1795), сын Иоганна Себастьяна от второго брака, всю жизнь служил в одной должности - концертмейстера и директора музыки (капельмейстера) при дворе в Бюккебурге. Он был превосходным клавесинистом, успешно сочинял и опубликовал многие из своих сочинений. Среди них - 12 клавирных сонат, примерно 17 дуэтов и трио для разных инструментов, 12 струнных (или флейтовых) квартетов, секстет, септет, 6 клавирных концертов, 14 симфоний, 55 песен и 13 более крупных вокальных композиций. Раннее творчество Иоганна Кристофа отмечено влиянием итальянской музыки, царившей при бюккебургском дворе; позже стиль композитора приобретает черты, сближающие его со стилем великого современника Иоганна Кристофа - Й.Гайдна.

БАХ Иоганн Кристиан

(1735-1782). Младшего сына Иоганна Себастьяна обычно называют "миланским" или "лондонским" Бахом. После смерти отца 15-летний Иоганн Кристиан продолжил свое обучение в Берлине, у сводного брата Филиппа Эмануэля, и делал большие успехи в игре на клавире. Но особенно его привлекала опера, и он уехал в Италию - классическую страну оперы, где вскоре получил место органиста в миланском соборе и добился признания как оперный композитор. Слава его распространилась за границы Италии, и в 1761 его пригласили к английскому двору. Там он провел всю оставшуюся жизнь, сочиняя оперы и обучая музыке и пению королеву и представителей аристократических семейств, а также дирижируя с большим успехом циклами концертов. Слава Кристиана, временами превосходившая известность его брата Филиппа Эмануэля, оказалась не столь долговечной. Трагедией для Кристиана стала слабость характера: он не выдержал испытания успехом и довольно рано остановился в своем художественном развитии. Он п

Поговорки

Жарг. шк. Шутл. Учитель музыки. (Запись 2003 г.).

Справочник по пунктуации

Орфографический словарь

бах, неизм.

Формы слов для слова бах

Синонимы к слову бах

предл, кол-во синонимов: 14

БАХ

разг. БАХ, разг. бабах, разг. бац, разг. бух, разг. ух

Морфемно-орфографический словарь

1. бах¹, звукоподр.

2. бах², глаг. междом. (от ба́х/ну/ть).

Грамматический словарь

бах межд.; предик.

Бах ф. 3а ~ 0

Этимологический словарь

[(диал.) "кляча"; см. Филин 159; ср. осет. bæx "лошадь" из кавк. субстрата; см. Абаев, Ист.-этимол. словарь, I, стр. 256. - Т.]

Сканворды для слова бах

- Немецкий композитор с артиллерийской фамилией.

- Громкий композитор.

- Этот композитор однажды изумил своих слушателей, исполнив соло на одной педали органа.

- Немецкий композитор, автор «Кофейной кантаты».

- Его произведения нумеруются системой BWV.

- Великий сочинитель фуг.

- Имя этого композитора в переводе с немецкого означает «ручей».

- В марте 1729 года он возглавил Музыкальную коллегию - университетский ансамбль Лейпцига.

- Написав фуги на мотив си-бемоль, ля, до, си, Лист и Шуман выразили таким образом своё особое почтение этому немцу.

- Этому немцу принадлежит «Рождественская оратория» - повествование о рождении Христа по версии евангелистов Луки и Матвея.

- Его «Крестьянскую кантату» «Геликон-опера» представляет зрителям как «деревенские истории под пиво».

- В 1894 году его могила была случайно найдена близ церкви Томаскирхе, в которой он прослужил 27 лет.

- Деятель немецкого и международного олимпийского движения, девятый президент МОК.

- Этот немецкий композитор любил засыпать под музыку, что стало сущей пыткой для его сыновей, вынужденных каждый вечер играть на клавесине.

- Американский писатель, автор философской притчевой сказки «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

- Американский писатель, автор автобиографии «Мост через вечность».

- Американский писатель, автор цикла для детей о Стране Хорьков.

- Российский учёный, основатель российской школы биохимиков.

- Российский учёный, установивший, что в основе дыхания лежит ряд последовательных ферментативных окислительно-восстановительных реакций.

Полезные сервисы

бах (bach)

Большой энциклопедический словарь

Бах (Bach), семья немецких музыкантов из Тюрингии, выдвинувшая в XVI - начале XIX вв. выдающихся деятелей искусства, в том числе И. С. Баха и его сыновей: Вильгельм Фридеман (1710-1784), «галльский» Бах, композитор и органист, импровизатор. Карл Филипп Эмануэль (1714-1788), «берлинский» или «гамбургский» Бах, композитор и клавесинист; его творчество, родственное литературному движению «Буря и натиск», оказало влияние на композиторов венской классической школы. Около 50 клавирных концертов, около 200 сонат. Его трактат «Опыт об истинном способе игры на клавире» (ч. 1, 1753; ч. 2, 1762) способствовал развитию клавирного искусства. Иоганн Кристоф Фридрих (1732-1795), «бюккебургский» Бах, композитор, клавесинист, капельмейстер. Иоганн Кристиан (1735-1782), «миланский» или «лондонский» Бах, композитор и клавесинист, представитель так называемого галантного стиля, оказал влияние на творчество юного В. А. Моцарта.

Полезные сервисы

бах (bach) иоганн себастьян

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

бах (музыканты)

Энциклопедический словарь

БАХ (музыканты) - БАХ, семья немецких музыкантов из Тюрингии, выдвинувшая в 16 - начале 19 веков выдающихся деятелей искусства, в том числе Иоганна Себастьяна Баха (см. БАХ Иоганн Себастьян) и его сыновей:

1) Вильгельм Фридеман (1710-1784), «галльский» Бах, композитор и органист, импровизатор.

2) Карл Филипп Эмануэль (1714-1788), «берлинский» или «гамбургский» Бах, композитор и клавесинист; его творчество, родственное литературному движению «Буря и натиск», оказало влияние на композиторов венской классической школы (см. ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА).

3) Иоганн Кристиан (1735-1782), «миланский» или «лондонский» Бах, композитор и клавесинист, представитель галантного стиля, оказал влияние на творчество юного Вольфганга Амадея Моцарта (см. МОЦАРТ Вольфганг Амадей).

4) Иоганн Кристоф Фридрих (1732-1795), «бюккебургский» Бах, композитор, клавесинист, капельмейстер.

Полезные сервисы

бах (семья музыкантов)

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

бах ал. ник

Гуманитарный словарь

БАХ Ал. Ник. (1857-1946) - ученый и обществ. деятель, основатель школы сов. биохимиков, акад. (1929), Герой Соц. Труда (1945). Род. в г. Золотоноше Полтав. губ. В 1875 поступил в Киев. ун. За участие в политич. выступлениях в 1878 исключен из ин-та и выслан на 3 года в Белозерск. В 1885 как чл. "Нар. воли" эмигрировал за границу, где в Париже и Женеве вел науч. иссл. В 1917 вернулся на родину и в 1918 организовал Центр. хим. лаб. при ВСНХ РСФСР, преобразованную затем в Физ.-хим. ин-т им. Л. Я. Карпова, дир. к-рого Б. был до конца жизни. В 1921 Б. создал Биохим. ин-т Наркомздрава. В 1935 организовал (был первым дир.) Ин-т биохимии АН СССР. В 1939-45 Б. - акад.-секр. Отделения хим. наук АН СССР. В кон. 20-х - нач. 30-х гг. Б. - один из создателей и первый пред. през. Всес. ассоциации работников науки и техники для содействия стр-ву социализма (ВАРНИТСО) - орг-ции, имевшей целью разоблачение "вредительских эл-тов" в науке и ликвидацию последних очагов свободной мысли в АН. Во 2-й половине 30-х гг., в разгар террора, Б. по-прежнему участвовал в кампаниях по разоблачению "антимарксист. позиций" отд. ученых (напр., Н. К. Кольцова, акад. Л. С. Берга), но в то же время не раз ходатайствовал о смягчении участи арестованных (напр., И. Я. Башилова, Г. Гельмана) - что, впрочем, оставалось, без последствий.

Осн. работы Б. представлены в "Собр. тр. по химии и биохимии" (М., 1950).

Полезные сервисы

бах александр николаевич

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

бах алексеевич николаевич

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

бах алексей николаевич

Энциклопедический словарь

БАХ Алексей Николаевич - БАХ Алексей (Авраам) Николаевич (5 (17) марта 1857, Золотоноша Полтавской губернии - 13 мая 1946, Москва), российский ученый, основатель отечественной школы биохимиков, революционер-народоволец (см. НАРОДНАЯ ВОЛЯ) (в 1885-1917 в эмиграции); академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1945). Бах исследовал химизм фотосинтеза и окислительных процессов в клетке; установил, что в основе дыхания лежит ряд последовательных ферментативных окислительно-восстановительных реакций (перекисная теория); организовал Физико-химический институт имени Карпова (1918) и Институт биохимии АН СССР (1935, с 1944 - имени Баха). Лауреат премии им. В.И. Ленина (1926), Сталинской премии (1941).

Отец будущего ученого работал техником на винокуренном заводе; детство Баха прошло в сельском местечке Борисполь среди вишневых садов и хлебных полей. Он рос трудолюбивым, смышленым и общительным мальчиком среди многочисленных братьев, сестер и друзей, верховодил товарищами, распевал с ними украинские песни, запомнившиеся на всю жизнь, учился играть на скрипке. Рано у мальчика появился интерес к естествознанию - при проводах отца на винокурню он расспрашивал его о брожении, когда из подгнивших ягод, патоки, кукурузы, зерна или картофеля получается винный спирт. В 1867 году Алексея привезли в Киев и определили во Вторую классическую гимназию. Учился он отлично, успешно осваивал древние (латинский и греческий), современные (французский и немецкий) языки, основы естественных наук. Будучи старшеклассником, Бах увлекся публицистическими статьями Писарева, читал нелегальную политическую литературу. Призвание юноши определили «Основы химии» Д.И. Менделеева, в которых автор четко описал промышленные химические процессы, химические реакции, законы химии.

Окончив гимназию (1875), Алексей Бах поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Киевского университета. Помимо естественных наук он освоил английский язык. Наряду с учебой Бах с увлечением обсуждал со студентами политические вопросы, спорил о путях развития России, судьбах человечества. В 1878 году он принял участие в политическом выступлении студентов, после чего среди 30 других студентов был исключен из университета на три года, приговорен к ссылке в северные губернии. Ссылку Бах отбывал в Белозерске Новгородской губернии, затем в Новомосковске и Бахмуте Екатеринославской губерии, куда его перевели, как заболевшего туберкулезом. Вернувшись в 1882 году в Киев, он продолжил учебу в университете и возобновил революционную деятельность, став активистом киевской организации «Народная воля». В 1883 году ему пришлось перейти на нелегальное положение. В революционном подполье он был известен под кличкой Кащей. По революционным делам Бах много ездил по России (Казань, Харьков, Ярославль, Ростов, Нижний Новгород, Новочеркасск, Тифлис), был членом последнего состава Исполнительного комитета «Народной воли». Он вел пропагандистскую работу в народе, читал рабочим лекции, популярно излагал экономическое учение К. Маркса. На основе этих лекций он написал книгу «Царь-голод» (1883). После разгрома «Народной воли», так не получив университетского диплома, Бах был вынужден эмигрировать в Париж (1885).

За рубежом он обосновался во Франции, поначалу заведовал эмигрантской библиотекой, а затем начал переводить и реферировать статьи по прикладной химии для французского журнала «Монитер сьентифик» (Научный вестник). Постепенно научные интересы возобладали над политическими. Баха увлекла проблема химических процессов, происходящих при ассимиляции углекислоты зелеными растениями. В 1890 году он познакомился с французским ученым Полем Шюценберже, который пригласил эмигранта на работу в Коллеж де Франс, основанный в Париже еще в 1530 году. Там царил дух свободного творчества: работа не оплачивалась, но не требовались дипломы и не присуждались ученые степени. В Коллеж де Франс Бах выполнил и опубликовал свою первую научную работу о механизме разложения углекислоты под действием солнечных лучей. В 1891-1892 годах Бах жил в США, а с 1894 года работал в Женеве. В 1890-е годы ученый плодотворно работал, в это время он добился блестящих результатов своих научных исследований.

Своеобразие живого мира в химическом отношении заключается, согласно Баху, не столько в особенностях его состава, сколько в тех разнообразных химических превращениях, которые беспрерывно совершаются в живых организмах. Внимание ученого привлекали три узловые проблемы биохимии: химизм ассимиляции углерода зелеными растениями, лежащий в основе образования органических веществ в природе; проблема окислительных процессов, происходящих в живой клетке, в частности химизм дыхания; учение о ферментах (энзимология). В работах по ассимиляции углекислоты зелеными растениями Бах по-новому объяснил сущность образования сахара в процессе ассимиляции углекислоты. Он рассматривал ассимиляцию углерода как сопряженную окислительно-восстановительную реакцию, происходящую за счет элементов воды, и, исходя из этого, показал, что источником выделяющегося при ассимиляции молекулярного кислорода является не углекислота, как считалось ранее, а вода.

Изучая участие перекисей, возникающих при ассимиляции, Бах пришел к выяснению сущности окислительных процессов (1893-1897) и окончательно сформулировал перекисную теорию медленного окисления, согласно которой при спонтанном окислении энергия, необходимая для активации молекулярного кислорода, доставляется самим окисляемым телом; такими свойствами обладают только химически ненасыщенные тела, которые, вступая во взаимодействие с кислородом воздуха, активируют его; активированный кислород при взаимодействии с окисляемым веществом образует перекись. Особое значение перекисная теория приобрела в развитии представлений о химизме дыхания. Бах показал, что в основе дыхания лежит ряд ферментных окислительных и окислительно-восстановительных реакций, последовательно сменяющих друг друга в длинной цепи химических превращений; создал новые экспериментальные методы исследования ферментов, которые применяются как в исследовательской работе, так и в практике клиник, опытных станций, заводских лабораторий. Результаты энзимологических работ Баха используются в технической биохимии при производстве хлеба, пива, чая, табака, засоле рыбы.

В 1916 году Бах стал председателем Женевского общества физических и естественных наук, получил почетную степень доктора honoris causa Лозаннского университета. В политическом отношении Бах в 1905-1918 годах примыкал к эсерам. В 1917 году он через Великобританию, Норвегию, Швецию и Финляндию возвратился на родину. В России Бах в основном был занят научно-организационной работой. В 1918 году он был назначен заведующим Центральной лабораторией Отдела химической промышленности ВСНХ, на базе которой в 1922 году был создан Физико-химический институт имени Карпова. Бах стал его первым директором и оставался на этом посту до своей смерти. В 1920 году он организовал Биохимический институт Наркомздрава. С 1928 года Бах возглавлял Всесоюзную ассоциацию работников науки и техники.

В 1929 году Бах стал первым в истории Академии наук СССР академиком по специальности «биохимия». В 1935 году он вместе А.И. Опариным организовал Институт биохимии АН СССР, который стал основоположником отечественной технической биохимии. Здесь была заложена научная основа многих отраслей пищевой промышленности. Бах стал первым директором Института биохимии, возглавлял его до конца своей жизни. В 1935 году Бах был избран президентом Всесоюзного химического общества имени Менделеева. В 1936 году по инициативе ученого был основан журнал «Биохимия». В 1939-1945 годах он был академиком-секретарем Отделения химических наук АН СССР. В 1945 году Бах возглавил также Институт физиологии растений имени К.А. Тимирязева.

Научный авторитет и революционное прошлое Баха импонировали властям, советские руководители благоволили к ученому. Еще при жизни ученого, в 1944 году Институту биохимии АН СССР было присвоено его имя и учреждены ежегодные «Баховские чтения». Его заслуги были отмечены званиями Героя Социалистического Труда (1945), 4 орденами Ленина (1937, 1943, 1944, 1945), орденом Трудового Красного Знамени (1929), Сталинской премией первой степени (1941), он был избран депутатом Верховного Совета СССР первого созыва. А.Н. Бах пользовался уважением и за рубежом: был почетным членом Общества химической промышленности Англии (1943) и Американского химического общества (1943). Ученый встречался со Сталиным, писал хвалебные статьи советскому строю, в том числе «На страже строительства новой жизни» (Известия. 1933, № 53, 23 февраля), «Все лучшее должно объединиться вокруг партии» (Известия. 1934, № 282, 4 декабря), в самый разгар репрессий выступил со статьей «Наука и строительство социализмаликвидации последствий вредительства троцкистских террористов и правых реставраторов капитализма в научно-исследовательских институтах советской промышленности (Известия. 1937, № 82, 5 апреля).

Семейная жизнь Баха была долгой и счастливой. Со своей будущей супругой врачом-педиатром Александрой Александровной Червен-Водали, родившейся в Кишиневе, он познакомился в 1890 году в Швейцарии, куда оба приехали лечиться от туберкулеза. У них родились три дочери. Во время Великой Отечественной войны Бах вместе с семьей был эвакуирован в Казахстан, а затем - во Фрунзе (ныне Бишкек), куда прибыл и Институт биохимии. В эвакуации Бах старался проявлять общественную активность, стал председателем Киргизского филиала Антифашистского комитета советских ученых (1942), но его силы таяли. В августе 1945 года он вернулся в Москву. После смерти, согласно воле естествоиспытателя-материалиста, его тело было предано сожжению. Прах его покоится на Новодевичьем кладбище в Москве.

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

бах иоганн себастьян

Энциклопедический словарь

БАХ Иоганн Себастьян - БАХ (Bach) Иоганн Себастьян [31 (21) марта 1685, Эйзенах - 28 июля 1750, Лейпциг] немецкий композитор, органист, клавесинист. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры. Обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко (см. БАРОККОклассицизму (см. КЛАССИЦИЗМ). Непревзойденный мастер полифонии (см. ПОЛИФОНИЯ) . «Хорошо темперированный клавир» (1722-1744), Месса си-минор (ок. 1747-1749), «Страсти по Иоанну» (1724), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729), св. 200 духовных и светских кантат, инструментальные концерты, многочисленные сочинения для органа.

Род, семья, детские и отроческие годы

Бах принадлежал к разветвленному немецкому роду, подавляющее большинство представителей которого на протяжении трех столетий были профессиональными музыкантами, служившими в разных городах Германии. Начальное музыкальное образование получил под руководством отца (игра на скрипке и клавесине). После смерти отца (1695, мать умерла ранее) был взят в семью старшего брата Иоганна Кристофа, служившего церковным органистом при Санкт-Михаэлис-кирхе в Ордруфе. В 1700-1703 учился в школе церковных певчих в Люнебурге. Во время учебы посетил Гамбург, Целле и Любек для знакомства с творчеством знаменитых музыкантов своего времени, новой французской музыкой. К этим же годам относятся и первые композиторские опыты Баха - произведения для органа и клавира (см. КЛАВИР).

Годы странствий (1703-08)

После окончания учебы Бах был занят поиском работы, обеспечивающей хлебом насущным и оставляющей время для творчества. С 1703 по 1708 он служит в Веймаре, Арнштадте, Мюльхаузене. В 1707 женится на своей кузине Марии Барбаре Бах. Его творческие интересы были сосредоточены тогда главным образом на музыке для органа и клавира. Известнейшее сочинение той поры - «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» (1704).

Веймарский период (1708-17)

Получив в 1708 место придворного музыканта у герцога Веймарского, Бах обосновывается в Веймаре, где проводит 9 лет. Эти годы стали временем интенсивного творчества, в котором основное место принадлежало сочинениям для органа, в их числе многочисленные хоральные прелюдии, органная токката (см. ТОККАТА) и фуга (см. ФУГА) ре-минор, пассакалья (см. ПАССАКАЛЬЯ) до-минор. Композитор писал музыку для клавира, духовные кантаты (см. КАНТАТА) (более 20). Используя традиционные формы, например, протестантский хорал (см. ПРОТЕСТАНТСКИЙ ХОРАЛ) , он доводил их до высочайшего совершенства.

В Веймаре у Баха родились сыновья, будущие известные композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил (см. Бах (см. БАХ (музыканты)), семья немецких музыкантов из Тюрингии).

Служба в Кетене (1717-23)

В 1717 Бах принял приглашение на службу герцога Анхальт-Кетенского Леопольда. Жизнь в Кетене поначалу была счастливейшим временем в жизни композитора: князь, просвещенный для своего времени человек и неплохой музыкант, ценил Баха и не мешал его творчеству, приглашал его в свои поездки. В Кетене были написаны три сонаты и три партиты (см. ПАРТИТА) для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для оркестра. Особый интерес представляет сборник «Хорошо темперированный клавир» - 24 прелюдии (см. ПРЕЛЮДИЯ) и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества темперированного (см. ТЕМПЕРАЦИЯ) музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том «Хорошо темперированного клавира», также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях.

Но безоблачный период жизни Баха оборвался в 1720: умирает его жена, оставляя четырех малолетних детей.

В 1721 Бах женится второй раз на Анне Магдалене Вилькен. В 1723 состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви св. Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора (см. КАНТОР (в церковной музыке)) этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви (латынь и пение).

В Лейпциге (1723-50)

Бах становится «музыкальным директором» всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением, назначая необходимые к исполнению произведения и выполняя многое другое. Не умея хитрить и манкировать и не будучи в состоянии исполнять все добросовестно, композитор неоднократно попадал в конфликтные ситуации, омрачавшие его жизнь и отвлекавшие от творчества. Художник достиг к тому времени вершин мастерства и создавал великолепные образцы в разных жанрах. В первую очередь, это духовная музыка: кантаты (сохранилось около двухсот), «Магнификат» (1723), мессы (см. МЕССА) (в том числе бессмертная «Высокая месса» си-минор, 1733), «Страсти по Матфею» (1729), десятки светских кантат (среди них - комические «Кофейная» и «Крестьянская»), произведения для органа, оркестра, клавесина (среди последних необходимо выделить цикл «Ария с 30 вариациями», так называемые «Гольдберг-вариации», 1742). В 1747 Бах создал цикл пьес «Музыкальные приношения», посвященный прусскому королю Фридриху II (см. ФРИДРИХ II Великий). Последней работой стало произведение под названием «Искусство фуги» (1749-1750) - 14 фуг и 4 канона на одну тему.

Судьба творческого наследия

В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте. Дней за десять до смерти Бах неожиданно прозрел, но затем с ним случился удар, сведший его в могилу.

Торжественные похороны вызвали огромное стечение народа из разных мест. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет. Однако позже по территории кладбища проложили дорогу, могила затерялась. Лишь в 1894 останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение.

Сложной оказалась и судьба его наследия. При жизни Бах пользовался известностью. Однако после смерти композитора имя и музыка его стали предаваться забвению. Подлинный интерес к его творчеству возник лишь в 1820-е годы, начало чему положило исполнение в 1829 году в Берлине «Страстей по Матфею» (организованное Ф. Мендельсоном-Бартольди (см. МЕНДЕЛЬСОН Феликс)). В 1850 было создано «Баховское общество», стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора (за полвека было издано 46 томов).

Бах - крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не только разных жанров, но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем. Будучи последним (наряду с Г. Ф. Генделем (см. ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих)) великим композитором эпохи барокко, Бах вместе с тем пролагал пути музыке нового времени.

Среди продолжателей исканий Баха - его сыновья. Всего у него было 20 детей, только девять из них пережили отца. Четверо сыновей стали композиторами. Кроме упомянутых выше - Иоганн Кристиан (1735-1782), Иоганн Кристоф (1732-1795).

Полезные сервисы

бах ричард

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

бах татьяна яковлевна

бах, иоганн себастьян

Иллюстрированный энциклопедический словарь

И.С. <a href='/dict/бах' class='wordLink' target='_blank'>Бах</a>. <a href='/dict/портрет' class='wordLink' target='_blank'>Портрет</a> <a href='/dict/работы' class='wordLink' target='_blank'>работы</a> И.Э. <a href='/dict/ренча' class='wordLink' target='_blank'>Ренча</a>. <abbr>Ок.</abbr> 1715. <a href='/dict/ангермузеум' class='wordLink' target='_blank'>Ангермузеум</a>. <a href='/dict/эрфурт' class='wordLink' target='_blank'>Эрфурт</a>.

И.С. Бах. Портрет работы И.Э. Ренча. Ок. 1715.

Ангермузеум. Эрфурт.

БАХ (Bach) Иоганн Себастьян (1685 - 1750), немецкий композитор, органист, клавесинист. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили их в ряд шедевров мировой культуры. Обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму. Непревзойденный мастер полифонии (инструментальные фуги, хоровые мотеты; "Музыкальное приношение", 1747, "Искусство фуги", 1740 - 50, - без указания исполнительского состава). "Хорошо темперированный клавир" (часть 1 - 1722, часть 2 - 1744) - первый в истории европейской музыки опыт применения равномерной темперации. Месса си-минор (около 1747 - 49), "Страсти по Иоанну" (1724), "Страсти по Матфею" (1727 или 1729), свыше 200 духовных и светских кантат, инструментальные концертытом числе 6 "Бранденбургских концертов" для оркестра, 1711 - 20), многочисленные сочинения для органа, клавесинатом числе "Итальянский концерт", 1734).

Полезные сервисы

бах-лийманд (bach-liimand) айно

бах-лийманд айно

баха

Практический толковый словарь

спорт. разновидность ралли-рейда

(Основное отличие бахи от традиционного марафона или ралли-рейда в её краткости. Дистанция бахи короче и пролегает по более определённому маршруту. Т.е. трасса бахи более точно обозначена в маршрутных документах и чаще всего перекрыта от постороннего движения практически так же строго, как в классическом ралли. Отбросив некоторые тонкости можно сказать, что баха - это спринтерский ралли-рейд, более компактный и близкий к зрителю, а значит и более зрелищный.

Соревнование с испанским названием Баха проводится обычно в течение 1-3 дней. Поскольку это самый короткий по времени вид ралли-рейдов, протяженность маршрута Бахи составляет не более 1200 км.)

-----------------------------------

спорт. разновидность ралли-рейда

(Основное отличие бахи от традиционного марафона или ралли-рейда в её краткости. Дистанция бахи короче и пролегает по более определённому маршруту. Т.е. трасса бахи более точно обозначена в маршрутных документах и чаще всего перекрыта от постороннего движения практически так же строго, как в классическом ралли. Отбросив некоторые тонкости можно сказать, что баха - это спринтерский ралли-рейд, более компактный и близкий к зрителю, а значит и более зрелищный.

Соревнование с испанским названием Баха проводится обычно в течение 1-3 дней. Поскольку это самый короткий по времени вид ралли-рейдов, протяженность маршрута Бахи составляет не более 1200 км.)

Мусульманские имена

Сканворды для слова баха

Полезные сервисы

баха-ад-дин

баха-ад-дин абуль махасин юсуф ибн-шаддад

Энциклопедия Кольера

БАХА-АД-ДИН Абуль Махасин Юсуф ибн-Шаддад (1145-1243), арабский историк, биограф Саладина (Салах-ад-дина). Родился в Мосуле (совр. Ирак), учился в родном городе и в Багдаде, после чего преподавал - сначала в Багдаде, а затем на родине. В 1188 совершил паломничество в Мекку, посетил Иерусалим, а на обратном пути побывал в Дамаске. Здесь его пригласил к себе на службу султан Египта Саладин, назначивший Баха-ад-дина войсковым судьей (кади) в Иерусалиме. Баха-ад-дин пользовался полным доверием Саладина, составил для него трактат о добродетельности священной войны с крестоносцами. После смерти Саладина в 1193 его сын Аль-Малик аз-Захир назначил Баха-ад-дина на высокий и доходный пост в Алеппо. Был также личным советником государя, а затем и его наследника Аль-Малике аль-Азиза - вплоть до отречения последнего. Отойдя от дел и не имея детей и близких родственников, он отдал свое значительное состояние на основание и поддержку образовательных учреждений Алеппо. Баха-ад-дину, сведущему во многих отраслях исламской науки, принадлежит ряд сочинений по юриспруденции и на другие темы, но наиболее известна составленная им Жизнь Саладина, важнейший источник по истории крестовых походов. Умер Баха-ад-дин в Алеппо в 1243.

Полезные сервисы

бахааддин зухайр

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

бахаба

Синонимы к слову бахаба

сущ., кол-во синонимов: 1

рыба (773)

Полезные сервисы

бахавалпкр

Синонимы к слову бахавалпкр

сущ., кол-во синонимов: 1

город (2765)

Полезные сервисы

бахавалпур

Энциклопедический словарь

Бахавалпу́р - город в Пакистане, на р. Сатледж. 180 тыс. жителей (1981). Текстильная, пищевая промышленность. Ремёсла (ковроткачество, гончарное производство).

* * *

БАХАВАЛПУР - БАХАВАЛПУ́Р (Bahawalpur), город в Пакистане, на р. Сатледж (см. САТЛЕДЖ). Административный центр одноименной области (провинция Пенджаб (см. ПЕНДЖАБ (провинция))). Население 476,2 тыс. человек (2004).

Железнодорожный узел. Важный торговый центр (пшеница и другие зерновые, хлопок). Крупные предприятия легкой и пищевой (рисоочистительной, маслобойной, мукомольной) промышленности. Ремесла (ковроткачество, производство металлических и гончарных изделий). Университет, несколько колледжей. Мусульманский религиозный центр, теологический колледж Джамиа Аббасиа.

Основан в 1748 и назван по имени основателя, наваба Бахавал-хана. Столица княжества Бахавалпур вплоть до его ликвидации в 1955.

Большой энциклопедический словарь

Сканворды для слова бахавалпур

Полезные сервисы

бахавший

Синонимы к слову бахавший

Полезные сервисы

бахавшийся

Синонимы к слову бахавшийся

Полезные сервисы

бахадир, бахадур

Татарские, тюркские, мусульманские имена

Полезные сервисы

бахадур

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Синонимы к слову бахадур

сущ., кол-во синонимов: 1

Сканворды для слова бахадур

Полезные сервисы

бахадур, бахадир

Татарские, тюркские, мусульманские имена

Полезные сервисы

бахаизм

Евразийская мудрость от А до Я.

БАХАИЗМ

: самая молодая религия, претендующая наряду с буддизмом, христианством и исламом на статус мировой религии. Основатель бахаизма - иранский вельможа Мирза Хусейн Али (1817 - 1892), назвавшийся Баха-Уллой («Славой Божией»). Сосланный в Багдад (1863) за свои убеждения, он объявил себя посланником Бога и стал активно пропагандировать идеи новой религии: абсолютность Бога, сущность которого непостижима; единство человеческого рода; отказ от фанатизма (как религиозного, так и национального); сближение существующих религий; стремление ко всеобщему миру, мировому господству, международному языку, самостоятельное исследование истины; союз религии и науки; требование нравственной чистоты и т. п. Бахаи призывают в свои ряды не только приверженцев всех религий, но и свободомыслящих. Полагают, что в мире около 5 млн. приверженцев бахаизма, проживающих в 166 странах; среди них представители более 1500 национальностей, рас, племен и религий. Общины и центры бахаизма есть в ряде городов и регионов Казахстана и стран СНГ.

Словарь народов и культуры

Бахаизм

(Bahai), религия, основанная в Иране вельможей Мирзой Хусейном Али, называвшимся Бахай-Уллой (араб. - Слава Божья) (1817-92), и насчитывающая ок. 5 млн. последователей во всем мире. После подавления милленаристского движения бабидов (милленаризм) в Иране и казни в 1850 г. его лидера Баба он объявил себя в 1863 г. новым пророком, возвещенным Бабом. Бахай-Улла признавал откровения ранних пророков, напр. Иисуса и Мухаммеда, но считал, что единство Божье должно подтверждаться новым пророчеством для каждого поколения. Бахай верят в духовное продвижение мира к единству: их идеалом является междунар. сооб-во с единым языком. Храмы бахаев открыты для верующих всех конфессий. Религ. вопросы находятся в ведении Всемирного дома справедливости с центрами в Хайфе и Акко в Израиле. В Б. нет ни священнослужителей, ни обрядов; духовная практика заключается в ежедневных индивидуальных молитвах и ежегодном посте, оканчивающемся во время весеннегоравноденствия праздником навруза, перс, нового года. Бахай - сторонники равноправия женщин и моногамной семейной жизни. Хотя они придерживаются положений Корана и почитают Мухаммеда, мусульмане считают их еретиками, не рассматривающими Коран как окончательное и важнейшее откровение; поэтому с самого зарождения этой религии бахай постоянно подвергаются в Иране преследованиям, особенно после исламской рев-ции 1979 г. Кроме того, сам факт расположения всемирного центра Б. в Израиле превращает бахаев в мишень для антисемитских выпадов.

Синонимы к слову бахаизм

сущ., кол-во синонимов: 2

Сканворды для слова бахаизм

Полезные сервисы

бахай

Синонимы к слову бахай

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

бахалда

Толковый словарь Даля

Синонимы к слову бахалда

сущ., кол-во синонимов: 4

Полезные сервисы

баханалия

бахание

баханкова

бахантки

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

баханты

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

баханье

Академический словарь

, ср. разг.

Действие по знач. глаг. бахать, а также звуки этого действия.

Орфографический словарь

Формы слов для слова баханье

Синонимы к слову баханье

Морфемно-орфографический словарь

ба́х/а/нь/е [й/э].

Грамматический словарь

Полезные сервисы

бахар

Синонимы к слову бахар

сущ., кол-во синонимов: 1

Татарские, тюркские, мусульманские имена

Полезные сервисы

бахаргул

бахарден

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Сканворды для слова бахарден

Полезные сервисы

бахарев

Словарь русских фамилий

Полезные сервисы

бахарев никита

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

бахариана

Сканворды для слова бахариана

Полезные сервисы

бахарис

Синонимы к слову бахарис

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

бахаристан

бахарка

Синонимы к слову бахарка

сущ., кол-во синонимов: 4

Полезные сервисы

бахарсылу

Татарские, тюркские, мусульманские имена

Полезные сервисы

бахарь

Толковый словарь Даля

Орфографический словарь

Словарь ударений

Синонимы к слову бахарь

сущ., кол-во синонимов: 9

Этимологический словарь

Сканворды для слова бахарь

Полезные сервисы

бахарь, что сахар, а в подонках пушина